Как называется главный в цирке
Ведущий циркового представления умеет не теряться в неожиданной ситуации и способен предотвратить панику среди зрителей. Он держит ритм и темп представления, чтобы оно было динамичным и не «проседало».
«Сейчас начнется представленье,
И, как начищенный пятак,
Я засверкаю на арене,
Я засверкаю на арене,
И вы захлопаете в такт».
Шпрехшталмейстер Завен Мартиросян, который начинал в цирке как воздушный гимнаст, до 80 лет потом работал инспектором манежа и был «лицом» московского цирка на Цветном бульваре. Он знал несколько языков, обладал прекрасным чувством юмора и придумывал репризы вместе с Никулиным.
Рубрика об интересных профессиях выходит по понедельникам, средам и пятницам. А большую программу «Найди себя» слушайте по воскресеньям в 12 часов.
Популярное
«На Украине поняли, что их судьба США не волнует»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: У США остался единственный вариант – затолкнуть Украину, и не только Украину, в войну. Но за это время украинские элиты, тупые-тупые, но они тоже что-то увидели. Они за это время увидели своего друга Саакашвили. Хорошо, когда ты на него смотришь издалека, и он тебе рассказывает, как его холят и лелеют США. А когда ты видишь, что его практически выбросили на помойку, а потом еще списали в утиль и сдали его врагам в Грузии.
Современный капитализм к рынку не имеет отношения
АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: Мы видим очень странную картину. Появляется информация о новом вирусе, и все эти Pfizer, AstraZeneca и все остальные, которые говорили, что они спасут мир и не нужен им «Спутник V». И вдруг оказывается, что они не работают против этого штамма или работают, но не так. Три триллиона денег из этого пузыря фондовых активов в мире исчезло за три секунды.
«Американская политическая культура исключает компромисс»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Понятно, зачем американцам нужен Китай. Они хотят нас развести с Китаем. Простейшая конструкция. Но если вы хотите действительно каких-то соглашений, то нужен компромисс. Американская политическая культура компромисс исключает, то есть моё – это моё, про твоё – мы поговорим. Ровно эта формула. Но есть ситуация, при которой компромисс с ними возможен – когда он построен на реальной силе.
Цирковой словарь: что такое коуш и кто такой шпрехшталмейстер
Накануне Всемирного дня цирка «Омск Здесь» побывал в этом сказочном заведении и узнал много необычных терминов, которые используют в работе артисты.
В третью субботу апреля во всём мире отмечают День цирка. В этом году праздник выпадает на 21 апреля. «Омск Здесь» не остался в стороне и решил рассказать читателям о цирковых терминах и некоторых поверьях артистов.
Какие слова из цирковой жизни мы можем вспомнить? Пожалуй, кроме «манежа» и «арены», возможно, вспомнится «алле», да и только. А ведь специальных терминов существует несколько сотен.
Мы спросили нескольких человек, как называется ведущий циркового представления. Вариантов получили массу: ведущий, глашатай, тамада, шоумен, весельчак. И ни одного правильного ответа. Правильный ответ: шпрехшталмейстер.
Шпрехшталмейстер Иван Сургучёв
Акробат и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим говорит, что не верит в приметы, хотя некоторые соблюдает, приходится считаться с ними, если работаешь в цирке.
Артист как раз старшего поколения знаменитый дрессировщик Грант Ибрагимов, много лет выступающий с медведями, рассказал о некоторых цирковых терминах, которые он использует в работе. И тут же продемонстрировал их в общении с трёхмесячным медвежонком Гришей. Его на воспитание к Гранту Евгеньевичу привезли недавно из Костромского зоопарка. Гриша, как и все дети, любопытен, подвижен и питается молочной смесью из бутылочки.
Дрессировщик Грант Ибрагимов
Есть в акробатике ещё немало слов, малоизвестных зрителю. Например,
Все цирковые термины мы вам не объясним: их очень много. Лучше посетите цирк, чтобы своими глазами увидеть это особое искусство. Хотя в наше время существуют противники цирка: зоозащитники, которые требуют запретить использование животных в цирке. Но дрессировщики, с которыми мы пообщались, искренне любят своих животных и не дадут их в обиду.
Грант Ибрагимов с медвежонком Гришей
Согласен с Ибрагимовым и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим.
«Омск Здесь» поздравляет всех причастных к цирковому искусству с Днём цирка и желает ярких номеров и аншлагов.
Фото: Илья Петров и Екатерина Харламова
Новое в блогах
Один за всех. Уникальная цирковая профессия
Мы беседуем о редчайшей цирковой профессии с Дмитрием Покладом, потомственным шпрехшталмейстером — что само по себе редкость — который в свое время стал одним из самых молодых инспекторов манежа.
— Инспектор манежа — он кто?
— Не побоюсь показаться нескромным, но это основной сотрудник. Его сфера ответственности огромна: он должен следить за всем пространством — от служебного входа и до самого верхнего ряда в зрительном зале. Без инспектора манежа цирк работать не может и не работает. В театре, например, есть должность ассистента режиссера. Он дает звонки к началу спектакля, оповещает артистов о времени выхода на сцену, следит за сменой декораций, светом, звуком. Все то же делает инспектор манежа.
А еще он отвечает за подвеску воздушного реквизита, и порой ему приходится быть инженером-конструктором, чтобы разместить два или даже три воздушных аппарата так, чтобы они не мешали друг другу. В ответе он и за жизнь артистов.
Не жизнь — сплошной аттракцион!
Идут ребята по канату,
А вдруг порвется где-то он. *
Как показала практика, порваться может даже страховочная сетка, а спрос — с инспектора. Да и за жизнь зрителей он отвечает, когда работают животные. При этом надо управлять униформистами, следить за темпоритмом спектакля. И объявлять артистов.
Я в этом цирке — шпрехшталмейстер,
— Без каких качеств невозможно овладеть этой профессией?
— Надо знать цирк изнутри, изучить его «кухню». Конечно, можно пройти обучение, потом — стажировку. Но это не гарантия, что вы станете хорошим инспектором манежа или станете им вообще. Никакая теория не сможет предусмотреть того, с чем вы можете столкнуться на практике. А я в цирке — свой человек.
Я здесь живу, я здесь родился,
Я знаю, где, почем и что.
— Как большинство детей из цирковых семей, над вопросом, кем стать, голову не ломали?
— Родители — инспектор манежа Павел Дмитриевич и цирковой режиссер Нина Сергеевна — не хотели, чтобы я работал в цирке. А уж дед, историк, профессор Дмитрий Павлович Поклад, был категорически против! Но в конце 80-х в цирке на проспекте Вернадского, где работал отец, я увидел потрясший меня номер. Это был эквилибр со степом на руках Патрика Бретфорда.
— И судьба ваша была решена?
— Да. Заявил родителям, что хочу быть эквилибристом на руках. Они думали — забуду, но я не забыл. И восемь лет я под руководством родителей осваивал эквилибр и готовил номер. С него и началась моя цирковая жизнь.
— Складывалась она удачно?
— Мы с матерью, которая работала у меня ассистентом, объехали огромное количество стран. В 1998 году я выиграл молодежный конкурс циркового искусства в Монте-Карло, потом на конкурсе в Риме взял серебро. А летом того же года мы пережили страшную трагедию: попали в аварию, когда ехали в отпуск на море. Отец погиб, мать осталась инвалидом.
— Почему при успешной карьере артиста вы решили стать инспектором манежа?
— Захотел попробовать себя в профессии, которой занимался отец. Если бы я знал, что меня ожидает… Директор цирка Леонид Костюк направил меня на курсы инспекторов манежа. Затем стажировался у Валерия Глозмана. Полгода меня готовили к профессии, начиная с азов документоведения. Был вторым инспектором, а через несколько лет возглавил участок инспекторов манежа цирка на Вернадском. В 2013-м перешел на работу в Росгосцирк.
Вниманье всем! Оркестр начал,
Свет в зале снят, улегся шум.
Это значит: «Кто первым номером — прошу!»
— Династия инспекторов манежа — случай редчайший. Хотите, чтобы ваш маленький сын ее продолжил?
— Станет ли Павел Дмитриевич, полный тезка своего деда, продолжателем династии Поклад — решать только ему. Но с ним уже здороваются за руку! *
В интервью использованы строчки из песни Александра Розенбаума «Шпрехшталмейстер».
БЕЗ НИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НЕ НАЧИНАЛОСЬ
Александр Буше (1882–1970)
Александр Буше (на первом плане)
В 1930 году начал работать режиссером и шпрехшталмейстером в периферийных цирках, а в 1935 году — в цирке на Цветном. Это именно он во многом сформировал стандарт профессии.
Завен Мартиросян (1928–2009)
Завен Мартиросян (справа)
Александр Буше называл его своим преемником. В 1968 году стал работать в цирке на Цветном, где удачно подыгрывал в репризах Леониду Енгибарову и дуэту Юрия Никулина и Михаила Шуйдина.
Валерий Глозман (1940–2014)
Профессиональный акробат, в 1965 году окончил первые в СССР курсы режиссеров-инспекторов манежа. В 1995 году стал инспектором манежа Большого цирка на проспекте Вернадского.
ОБ АВТОРЕ
Профессии тех, кто работает в цирке
Цирк — это не только названия места, где происходит представление, но и само представление. Каждый, кто работает в цирке, старается сделать все, чтобы представление шло по заранее оговоренному сценарию.
На самом деле, для полноценной работы цирка требуется множество сотрудников, каждый из которых должен максимально точно выполнять свои функции. Из этой статьи вы узнаете, люди каких профессий работают в цирке.
Клоун
Источник фото: Christian Diokno/pexels
Наверное, это первое что приходит в голову, когда говорят о цирке.
Клоуны — это артисты, которые для развлечения публики используют различные приемы:
Так как цирк создан для развлечения, то цель клоуна — рассмешить. Для этого он активно взаимодействует с аудиторией, вызывает в «круг», если это классический цирк, или на сцену, если представление проходит в здании для подобных мероприятий.
Также клоуны могут «неожиданно» врываться на сцену во время исполнения других номеров.
Несмотря на всю несерьезность образа, клоун — это тот, кто работает в цирке по профессии.
Код профессии и полное название:
Буффонада — это и есть основа актерской игры клоуна. Это направление искусства, которое подразумевает утрированность, комичность и неестественность проявлений актера.
Это выражается в гриме и костюмах клоунов. Например, с помощью грима они максимально выделяют глаза, рисуют удивленные брови и раскрашивают губы в яркие цвета.
Одежду они подбирают максимально нелепую, например, очень большую обувь или костюмы не по размеру.
В речи используют игру интонациями для создания комичности образа.
Так как клоун — это артист, то они получают актерское образование. Начать обучение можно после 9 и 11 класса. Чаще в этой профессии встречаются мужчины. Женщин, которые примеряют на себя эту роль, называют клоунессами.
Иллюзионист
Иллюзионист (фокусник, маг, волшебник или престидижитатор) — это тоже артист, который с помощью ловкости рук, специальных устройств, предметов и механизмов способен создать видимость существования необъяснимых явлений.
Иллюзионист — это тот, кто работает в цирке с вниманием аудитории. Он активно использует когнитивные искажения, магическое мышление и другие способы воздействия на публику, которые позволяют вводить человека в заблуждение.
Это искусство очень древнее. Изначально шаманы и жрецы использовали иллюзии для воздействия на людей с целью подчинения, внушения и управления. Позже это стало использоваться для развлечения.
В Средние века стали появляться профессиональные артисты, которые зарабатывали с помощью карточных фокусов, чревовещания и других приемов.
Самым популярным иллюзионистом конца XIX века стал Гари Гудини, который внес значительный вклад в развитие этого искусства.
С развитием технологий фокусы стали сложнее. С начала XXI века цирк стал приглашать иллюзионистов, которые используют обман зрения, электромагниты, лазеры, зеркала и компьютеры для создания масштабных шоу.
Так как иллюзионисты — это актеры, для получения образования они заканчивают колледж, техникум или вуз.
Униформисты
Униформист работает в цирке по профессии с кодом 19296. Это рабочая специальность, без которой представление в цирке не могло бы состояться.
Обязанности униформиста:
В некоторых случаях униформист может участвовать в клоунских представлениях.
Эти работники — важная часть внутреннего образа цирка, они выполняют декоративную функцию, встречают публику и помогают остальным актерам. Некоторые униформисты становятся артистами цирка.
Берейтор
Берейтор — это тот, кто работает в цирке с лошадьми. В его обязанности входит обучение лошадей, и обучение артистов верховой езде.
Тренировка лошади зависит от ее роли в цирковом представлении, например, она может выполнять:
Этот специалист должен учить лошадь не бояться скопления людей, громких звуков и правильно реагировать на команды наездника.
В XIX веке в Санкт-Петербурге даже была специальная школа для обучения на берейтора.
В цирке лошадь должна точно выполнять команды и безошибочно взаимодействовать с артистами и персоналом, так как это крупное животное, которое может травмировать человека при неверном исполнении своей роли.
Специальность этого работника в большинстве случаев — «тренер-наездник лошадей» с кодом специальности 4.36.01.03.
Получить профессию можно после 9 класса, минимальный срок обучения — 2 года и 5 месяцев.
Дрессировщики
В отличие от берейторов, которые работают исключительно с лошадьми, дрессировщики могут взаимодействовать с любыми животными. В их обязанности не входит постановка номера в цирке, подбор костюмов и декораций — они ответственны только за выполнение животными определенных действий. Часто дрессировщиков приглашают для обучения животных разных цирков.
Этот специалист учитывает множество факторов, которые влияют на выбор метода дрессировки.
Выделяют 4 основных метода дрессировки:
Из-за невозможности узнать какие люди работают в цирке с определенным животным, создается множество общественных инициатив с просьбами о закрытии цирков. Так как защитники животных имеют большое влияние, то цирки регулярно подвергаются критике за использование болевого метода в процессе дрессировки. В некоторых случаях это приводит к гибели зверей.
Так как животное постоянно находится в стрессовом состоянии, то увеличивается вероятность его нападения на зрителей и дрессировщика. Иногда это случается, что свидетельствует о том, что болевой метод действительно применяется.
В противовес цирку с животными существует популярный «Цирк Дю Солей», который не использует их для представления. Все номера — это смесь циркового мастерства, визуальных эффектов, хореографии и нарядов.
Люди каких профессий работают в цирке
Кроме перечисленных профессий, в цирке есть место и для других работников:
Также есть служба безопасности и множество административных должностей. Эти люди выполняют ту же работу, которую выполняли бы в любом другом месте по своей специальности.
Зарплата работников зависит от цирка, роли, количества выступлений и опыта.
Нередко приглашенные артисты выступают на контрактной основе, получая плату за выступление. Если у цирка есть своя постоянная труппа, то они могут работать за фиксированную плату.
Что такое цирк? Кажется, что каждый из нас знает ответ на этот вопрос. Но стоит признать, что у большинства имеется только поверхностная информация. А вот про его историю и разновидности известно немногим. Главным отличием этого вида искусства считается демонстрация чего-то смешного и необычного. Как правило, в выступлении можно увидеть пантомимы, репризы, фокусы, клоунаду. Часто цирковые номера связаны с демонстрацией исключительных способностей человека, нередко отличающихся риском для жизни и здоровья. Это касается канатоходцев, эквилибристов, дрессировщиков хищных зверей. Часто труппа базируется в определенном городе, имея конкретное здание. Но нередко выступает в разных местах, как бродячий цирк.
Историческая справка
Что такое цирк, знали еще в Древнем Риме. В то время так называли сооружение, похожее на современный ипподром. Самым большим и известным был так называемый Большой цирк, который располагался в самом Риме.
Цирковые представления того времени имели мало общего с современными. Прежде всего, это были гонки на колесницах и лошадиные скачки. Позже цирковые представления стали организовывать в амфитеатрах. Они включали в себя бои гладиаторов, травлю диких животных.
В Средние века цирк перестал быть главным местом развлечений. Ставшие популярными в то время театральные представления и мистерии затмили его.
В истории цирка большую роль сыграли итальянцы Франкони. Они ввели пантомимы, а также устраивали борьбу между дикими животными и собаками. Именно из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.
Из истории цирка известно, что в конце XIX столетия появились выступления с дрессированными животными. Накануне XX века стационарные цирки существовали во всех европейских столицах.
Цирк в России
Что такое цирк, в России узнали в 1764 году. Именно тогда британский жокей Бейтс построил манеж для конных представлений неподалеку от Казанского вокзала. Уже на следующий год он отправился с гастролями в Петербург.
Именно русский цирк появился в 1873 году в Саратове. Его основали братья Никитины. И сегодня он считается одним из лучших в России. К тому, же в то время по России и Европе кочевали бродячие цирки, которые давали представления каждый день на новом месте.
Значительный урон цирковому искусству был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Здания преимущественно были уничтожены во время бомбежек. Реквизит и оборудование были уничтожены. Погибли многие дрессированные животные. Артисты отправлялись на фронт. Главное цирковое управление после нападения фашистов на СССР было эвакуировано в Томск. При этом историками отмечается, что руководство все же позаботилось о сохранении циркового искусства. По распоряжению Сталина, советский цирк поддерживался, выделялись средства на содержание и питание животных.
Цирк сегодня
Сегодня в цирке развиваются различные виды искусства. Например, это акробатика, клоунада, эквилибристика, а также музыкальная эксцентрика, интермедия, пантомимы, жонглирование, иллюзионизм.
В наши дни возрождается уже практически забытая специальность огнеглотателей, которые были популярны много веков назад. Сегодня многие цирки мира включают в свою программу огненное шоу.
В России цирк является одной из ключевых номинаций в конкурсной программе Дельфийских игр.
Значение слова
Давая определение слова «цирк», не стоит забывать, что у него несколько смысловых значений.
Описание цирка
Само по себе здание цирка чаще всего представляет собой круглый шатер с высоким куполом наверху. Это классический цирк-шапито. Внутри него расположен манеж или цирковая арена, а также сидячие места для зрителей.
Такая традиция пошла из-за профессиональной необходимости. Дело в том, что для упражнения на конях и акробатов необходимо, чтобы спина бегущей лошади всегда находилась под одним и тем же углом относительно центра манежа. Добиться такого результата возможно только поддерживая постоянную среднюю скорость лошади на манеже определенного диаметра. В результате все цирковые арены, на которых проводились выступления на лошадях, были унифицированы.
Цирк Юрия Никулина
Из отечественных цирков стоит выделить, в первую очередь, цирк Никулина. Он расположен в Москве на Цветном бульваре. Это один из старейших стационарных цирков страны. Он вмещает две тысячи зрителей. В настоящее время его генеральным директором является сын Юрия Никулина Максим.
Этот цирк впервые распахнул свои двери для посетителей еще в 1880 году. Его основал Альберт Саламонский. Архитектором здания стал Август Вебер. Открытие запомнилось всем. На нем выступала гимнастка Генриетта, которая умудрялась жонглировать на натянутой на большой высоте проволоке, госпожа Труцци скакала по манежу на неоседланной лошади, сам Альберт Саламонский продемонстрировал номер с 14 дрессированными жеребцами.
Никулин на сцене
Юрий Никулин оказался в студии клоунады при столичном цирке на Цветном бульваре после того, как его не приняли в ВГИК. В 1948 году он впервые вышел на сцену в паре с Борисом Романовым. Их номер назывался «Натурщик и халтурщик».
Вскоре после этого стал работать ассистентом популярного в те годы клоуна Михаила Румянцева, больше известного как Карандаш. Затем познакомился с Михаилом Шуйдиным. Все втроем они стали ездить на гастроли по всей стране.
В 1950 году после конфликта Никулин и Шуйдин стали работать отдельно от Румянцева, составив знаменитый клоунский дуэт.
В 1981 году Никулин перестал выступать на сцене, ему исполнилось 60. Он стал директором цирка. При нем было построено новое здание, которое открыли в 1989 году. Сегодня за представлениями в расписании цирка Никулина многие пристально следят. Ведь это один из самых популярных цирков страны.
«Аквамарин»
Большой популярностью в России пользуется также цирк танцующих фонтанов под названием «Аквамарин». Зрители становятся свидетелями уникального шоу, когда цирковой искусство соединяется с танцами фонтанов и балетом на льду. Невероятные способности и возможности человека раскрываются на фоне фантастической красоты.
В цирке «Аквамарин» гордятся тем, что сохранили лучшие традиции отечественного цирка. При этом постоянно применяют новейшие технологии, актуальную сценографию, погружая зрителя в настоящее современное шоу.
Цирковые жанры
Среди основных цирковых жанров необходимо выделить акробатику, которая делится на силовую, воздушную и прыжковую.
Иллюзионизм
Что такое цирковой жанр иллюзионизм, сегодня знает любой, кто хоть раз был в цирке или видел представление по телевизору. Это особый вид циркового исполнительского искусства. В нем с помощью ловкости рук, а также за счет трюков и использования специальной аппаратуры, как правило, скрытой от глаз окружающих, иллюзионист выполняет уникальные трюки или фокусы. Он создает иллюзии нарушения привычных для всех физических свойств предметов и явлений. Дословно название этого циркового жанра переводится как «вводить в заблуждение».
Искусство создания иллюзий восходит еще к древности. В то время особыми приемами и техникой для манипуляций пользовались жрецы или шаманы, чтобы производить впечатление на обычных людей, подтверждая таким образом свою уникальность и особенность. Со временем их стали использовать для развлечения публики факиры, шпагоглотатели и другие.
Жонглирование
Такой вид циркового искусства, как жонглирование, появился еще до нашей эры. Увидеть людей, одновременно подбрасывающих более трех предметов, можно еще на настенных рисунках в Египте.