Как называется головной убор рыцаря
Как назывались шлемы рыцарей Средневековья
Шлем – специальный головной убор для защиты от разного рода повреждений, возник в глубокой древности и не утратил своего значения до сих пор. Изготовленный из кожи, металла, а затем и современных полимерных материалов, он исправно выполняет свою функцию, нередко сохраняя жизнь своему владельцу. Наиболее разнообразны по конструкции и названию шлемы рыцарей Средневековья, по ним можно без труда прочесть богатую историю военного дела.
Предшественники рыцарских доспехов
Первые доспехи из металла начали изготавливать примерно в III тыс. до н. э. Золотые и бронзовые шлемы обнаружены в царских гробницах древнего шумерского города Ур, который располагался на территории южного Междуречья. Изделия были очень дорогими и предназначались исключительно для высокородной знати. Простые воины довольствовались кожаными или плотными льняными наголовьями, иногда обшитыми пластинами из меди.
Период с VIII по VII вв. до н. э. ознаменовался появлением железных шлемов сфероконической формы в государствах Ассирия и Урарту. Этот тип защитных головных уборов долго отвоёвывал позиции у бронзовых аналогов и окончательно «взял верх» только в I тыс. н. э.
В конце V в. переживавшая кризис Западная Римская империя привлекла на военную службу кочевые племена сарматов, которые имели свои уникальные доспехи, в том числе и головные. Боевое облачение «азиатов» обладало одним важным достоинством – простотой изготовления. Сарматские головные уборы состояли из сегментарных железных полос на заклёпках, между которыми располагались металлические либо кожаные пластины. Именно эта незатейливая, но надёжная конструкция легла в основу первых шлемов средневековых рыцарей.
Раннее Средневековье
Великое переселение народов в IV – VII вв., падение Римской империи и формирование мелких феодальных государств, постоянно переживавших набеги кочевых племён с востока – вот приблизительная картина ранней средневековой Европы. Тогда же зародилось рыцарское сословие, испытавшее сильное влияние сарматов и остготов и в какой-то мере противопоставившее себя утратившей влияние культуре античности. Вот почему снаряжение средневековых воинов копирует доспехи кочевых племён и мало похоже на римское.
Среди шлемов наибольшее распространение получают:
Все они довольно примитивны и были созданы по распространённой в те времена каркасной технологии.
Спангенхельм
В переводе с немецкого Spangenhelm означает «убор из металлических полосок». Это каркасная конструкция, представляющая собой конусную или куполообразную раму для 4 – 6 железных или бронзовых пластин, которые крепились заклёпками.
В более ранних вариациях, спангенхельм имел нащёчники из металла или толстой кожи, которые навешивались по бокам и могли за ненадобностью подниматься вверх, а также защиту для носа. Реже использовалась маска прикрывавшая либо всё лицо, либо его верхнюю часть. Некоторые разновидности спангенхельма снабжали кольчужной сеткой – бармицей, защищавшей шею от ударов сзади.
Вендельский шлем
Разновидность каркасного головного убора, распространённая в северной Европе, преимущественно у скандинавов и англосаксов. Применялась в так называемую Вендельскую эпоху, длившуюся с VI по VIII вв. Характеризуется частым использованием личин – особых масок, не только защищающих лицо от ударов, но и пугающих противника.
Второй тип таких головных уборов напоминал корзину из металлических полос, скреплённых заклёпками. Пространство между ними ничем не заполнялось.
Изучая сохранившееся экземпляры, антропологи пришли к выводу, что большинство вендельских доспехов предназначалось для воинов с долихокефалией – непропорциональным удлинением черепа.
Норманнский шлем
Эту модель боевых доспехов ещё называли назальной, поскольку упор здесь был сделан на защиту лба, носа и прилегающих частей лица. Сначала головной убор имел каркас, но к XI в., благодаря развитию кузнечных технологий, его стали изготавливать из цельного куска металла. Прочностные характеристики изделия заметно увеличились.
Форма тульи была либо яйцевидной, либо сфероконической – оптимальной с точки зрения защиты, поскольку меч противника при ударе соскальзывал в сторону, не нанося ущерба. С лицевой стороны крепилась усиленная металлическая пластина трапециевидной формы – наносник, сзади шею защищала бармица. В некоторых случаях её заменяли кольчужным капюшоном.
Шлемы норманнского типа потеряли актуальность в XIII в, когда стали применяться таранные удары копьём и потребовалась более мощная защита лица.
Высокое Средневековье
Помимо наголовий с горшковидной тульей применялись похожие на современные каски сферические цервельеры и «железные шляпы», именуемые шапелями или капеллинами.
Топхельм
Кавалерийский «горшковидный» шлем, входил в доспехи рыцарей-крестоносцев. Его тулья собиралась из проклёпанных пластин, формирующих лицевую часть и назатыльник. Просторный убор нигде не прилегал к голове, тем самым, гася силу удара копий, которая к тому времени значительно возросла. Для этой же цели рыцари дополнительно использовали стёганый подшлемник.
Модификацией топхельма считается уникальный турнирный шлем «Жабья голова» или штеххельм.
Кюбельхельм
В начале XIV в., тулью классического топхельма расширили, чтобы поместить под неё шлем-дубликат меньшего размера, чаще всего цервельер или бацинет. Так возникла модель, получившая название кюбельхельм. Модернизация связана с изменившимся характером военных действий, когда стремительным атакам конницы были противопоставлены затяжные бои с перерывами.
Рыцари выезжали на поле брани в лёгких церевьерах, а, заметив приближение противника, надевали сверху более тяжёлый, опиравшийся на плечи кюбельхельм, который создавал «двойную защиту». Приём часто использовался участниками Столетней войны и других, не менее кровопролитных сражений.
«Сахарная голова»
Последняя по времени создания разновидность топхельма, имевшая коническую, преимущественно цельно-кованную тулью. Крепилась к нагрудным латам при помощи прочной цепи, что предотвращало срывание головных доспехов во время боя или сбивание в сторону, когда рыцарь терял способность видеть сквозь смотровую щель.
Также «сахарная голова» спасала своего владельца от травмы шеи при сильном лобовом ударе. От необычной модели топхельма полностью отказались только в XV в., когда тяжеловооружённым воинам потребовалась большая манёвренность и скорость передвижения.
Позднее Средневековье
Бацинет
Модель, изначально надевавшаяся под кюбельхельм, в конце XIV в. стала вполне самостоятельной частью рыцарских доспехов. Бацинет трансформировали, сделав заднюю стенку почти вертикальной (в итальянских образцах), а позднее вообще согнув её под острым углом.
Существует несколько вариаций, в зависимости от конструкции и вида забрала.
Салад
Модификация бацинета, по форме напоминающая шляпу или каску с вытянутым, развитым назатыльником. Дополнительно снабжалась ребром жёсткости, которое в некоторых вариантах «перерастало» в гребень. Появившись в Италии, салад (celata) быстро приобрёл популярность во Франции и Германии.
Венецианская разновидность получила название барбюта. Это нечто среднее между классическим саладом и коринфским шлемом древних греков. Барбюта изготавливалась цельнолитой с развитыми нащёчниками, которые оставляли открытым только нос и губы.
В XV в. салады стали преобладающими головными доспехами в Германии. А несколько столетий спустя возродились в виде немецких касок эпохи вермахта.
Армет
Кавалерийский рыцарский шлем позднего Средневековья и Нового времени. Имеет наиболее совершенную с точки зрения защиты, конструкцию. Первоначально изготавливался миланскими мастерами, а затем получил широкое распространение по всей Италии и за её пределами.
В XVI в. арметы стали разделять на турнирные и боевые. У последних смотровые щели делались более высокими.
Штеххелм
Штеххелм представляет собой модификацию топхельма, где каждая деталь предназначена для отражения мощных копейных ударов. Он наглухо крепился к кирасе, чем обеспечивалась повышенная прочность доспехов в целом. Особенность конструкции – расположенная выше уровня глаз смотровая щель. Это объясняется динамикой всадника во время поединка: сначала боец сильно наклонялся вперёд и тогда мог видеть противника, а затем, слегка выпрямившись в момент удара, надёжно защищал глаза от случайного попадания копьём.
Штеххелм стал символом уходящего рыцарства. Его чаще других изображали на дворянских гербах, указывая на принадлежность к знатному и старинному роду.
Шелом, шишак и прочие мисюрки
Шлем является частью защитного вооружения воина и предназначен для прикрытия головы и шеи от ударов противника. Технологически шлемы могли быть цельноковаными или составными. Они также различались по форме купола, по наличию или отсутствию средств защиты лица и т.д. Помимо утилитарного назначения шлем выполнял знаковые функции, будучи символом богатства, статуса и власти. В русских источниках встречаются различные виды шлемов: шеломы, шишаки, шапки ерихонские, мисюрки, шапки железные, шапки куячные, шапки бумажные и другие. Все они имели свои особенности, а от стоимости шлема в немалой степени зависела вероятность его владельца уцелеть в бою.
Шелом
Наиболее известной и широко распространённой формой русского боевого наголовья является шелом. Он представляет собой тип сфероконического, плавно изогнутого и вытянутого кверху шлема с высоким венцом и навершием в виде шпиля. Визуально венец отделён от тульи, что, возможно, является характерной особенностью московской оружейной школы. Нижний обод венца ровный, без вырезов. Дополнительной защитой могла служить кольчужная бармица, которая с XIV века дополнялась наушами, а примерно с XV века — нередко и козырьком. В этом случае козырёк мог сопровождаться скользящей стрелкой наносника.
Большинство известных шлемов этого типа цельнокованые, с монолитной тульей, к которой расклёпкой или при помощи медного припоя крепился высокий шпиль. Поверхность тульи могла быть гладкой или гранёной с прямыми или витыми долами. Показательна в этом плане находка в Ипатьевском переулке Москвы в 1895 году сразу пяти шлемов, изготовленных до 1547 года. Все они цельнокованые, с гладкими тульями. Поверхность одного шлема украшена долами. Три шлема снабжены высоким навершием-шпилем.
В роскошно декорированных шлемах, принадлежавших высшей знати, поверхность украшалась золотой насечкой, росписью и другими техниками. Узоры имели форму растительного орнамента или имитировали арабские письмена. Примером такой работы являются изготовленный до 1547 года шелом Ивана Грозного из Королевского арсенала в Стокгольме, а также шелом царевича Ивана Ивановича, который хранится в Оружейной палате в Москве.
О широком распространении сфероконических шлемов можно судить по количеству их изображений на миниатюрах летописных документов XV–XVI веков. Примечательно, что такие шлемы носят почти все русские воины на картине «Битва при Орше», созданной около 1530 года. В десятнях поместного войска такой шлем также представлен достаточно часто. В Боярской книге 1556 года учтено 154 подобных шлема из 297 имевшихся в наличии.
Распространение шишаков во второй половине XVI века положило конец господству сфероконического шлема. Если у дворян и их слуг на Серпуховском смотре 1556 года было 104 шелома и 111 шапок, то на аналогичной демонстрации коломничей в 1577 году было представлено 87 шеломов и 175 шапок. Иными словами, за 20 лет число шлемов у всадников сократилось по сравнению с шишаками и «железными шапками» от половины до трети.
Шишак
Название этого шлема восходит к турецкому çiçak — шлем. По форме шишак представляет собой открытый шлем ближневосточного, турецкого или египетского происхождения с высокой тульей полусферической или сфероконической формы, широким плоским козырьком и подвижной стрелкой для защиты лица. Как правило, шишак также снабжался пластинчатыми наушами и сегментным нашейником. Впервые шлем такого типа появился на Ближнем Востоке и в период обширных завоеваний турок-османов в XVI–XVII веков широко распространился по Европе. В России, Польше, Венгрии он видоизменялся сообразно местным вкусам, но детали конструкции оставались общими.
Шишак состоял из железной тульи, иногда достаточно высокой благодаря навершию-венцу. У турок тулья была преимущественно сфероконической. Поляки и немцы придавали ей более низкую, полусферическую форму. Спереди шишак имел плоский козырёк, или полку, сквозь прорезь которой проходила скользящая вниз носовая стрелка. Высота стрелки регулировалась при помощи винта, в поднятом виде она касалась венца. Стрелка защищала лицо от поперечных ударов. Для украшения в верхней её части добавляли листовидную пластину.
Для защиты лица с боков к нижней части тульи на шарнирах, реже на ремнях, прикрепляли пластинчатые науши. Эта деталь состояла из трёх или четырёх частей, первоначально подвижных. Средняя часть наушей имела трапециевидную форму, в её центре находилась каплевидная выпуклость с отверстием для лучшей слышимости. Шею защищал назатыльник из одной или нескольких сегментных пластин. Шишак украшали латунными накладками и заклёпками. Верхнюю часть тульи, широкую полосу венца, козырёк и стрелку стилизовали растительными гравированными орнаментами, перемежая арабской вязью. В России такие богато украшенные шлемы назывались ерихонкой, или шапкой ерихонской.
Шишак надёжно защищал от ударов сабли, особенно нанесённых сверху. Он обеспечивал хороший обзор, что делало его особенно популярным среди всадников. Носили шишак и пехотинцы. Их шлемы также снабжались козырьком с наносником, наушами и назатыльником. От кавалерийских они отличались простой гладкой тульей, спорадическим отсутствием макушечной шишечки и уменьшенным назатыльником. В документах они называются «железными» или «медными шапками» — в зависимости от используемого при изготовлении материала.
Среди русских шлемов XVI–XVII веков преобладали восточные образцы. Европейские шлемы использовались гораздо реже. Из 92 «железных шапок», имевшихся в 1599 году у Бориса Фёдоровича Годунова, 68 было московской работы, 20 восточных и только четыре литовских. Средняя стоимость шлема составляла 1 рубль. Как правило, именно в эту сумму оценивалось наличие боевого наголовья на дворянских смотрах XVI века.
Как в России, так и в Европе шишаки вышли из обихода лишь в конце XVII века в связи с общим отказом от защитного вооружения.
Ерихонка
Ерихонка — это богато украшенная разновидность шлема, которую носили только самые знатные воины, воеводы и цари. Происхождение названия «ерихонка» точно не известно. По одной версии, это искажённое слово «юргенский», или «грузинский». По другой, оно происходит от слова «ерихониться», то есть хорохориться, важничать, упрямиться. Как правило, ерихонки имели сфероконическую форму с остроконечным верхом, плоский козырёк со скользящей железной стрелкой для защиты лица, пластинчатые науши и назатыльник, крепившиеся к ободу шлема кожаными ремнями или, реже, цепочками.
Эта форма шлема в XVI веке пришла из Турции и приобрела популярность в России, Польше, Венгрии и Германии. Известны как полусферические, так и сфероконические формы шлемов. В России предпочитали последнюю. Шлемы с полусферической формой купола в документах как правило назывались шишаками. Ерихонки изготавливали из булата, стали или дамаска. Купол, как правило, был цельнокованым, имел как гладкую, так и рифлёную поверхность с рёбрами жёсткости. Вытянутое навершие шлема венчала конусообразная шишечка. Нащёчники состояли из трёх или четырёх частей, склёпанных вместе. Центральная часть имела отверстия напротив ушей, что улучшало слышимость.
Особенность этих шлемов — их парадный декор. Поверхность полировали и богато украшали гравировкой, золотой и серебряной насечкой, а также драгоценными камнями. Обод шлема, навершие, науши и назатыльник декорировались стилизованным орнаментом и арабской вязью.
Русские ерихонки формой и декором походили на турецкие образцы. Нередко они были импортного происхождения и являлись дипломатическими подношениями и подарками. В Оружейной палате Московского Кремля хранится шесть парадных царских ерихонок. В их числе булатный шлем Михаила Фёдоровича, иногда ошибочно приписываемый Александру Невскому. Он изготовлен в 1621 году мастером Никитой Давыдовым, возможно, на основе арабского. Шлем украшен золотой насечкой, эмалью, алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом. Он был оценён в огромную сумму — 1 175 рублей, что лишь немногим меньше, чем общая цена остальных пяти «ерихонских шапок».
Форма ерихонок была популярной: по её образцу производили простые железные и даже бронзовые подражания. Они уступали оригиналу по качеству работы, но зато были намного дешевле и, соответственно, доступнее для простых воинов.
Мисюрка
Название «мисюрка» происходит от арабского слова «миср» — Египет или, также возможно, от персидского «мизер» — шлем. Так называли небольшую круглую стальную сферу, защищавшую лишь верхнюю часть головы. К её краям через отверстия вдоль обода крепили кольчужную бармицу для защиты лица, затылка и шеи. Этот простой и незатейливый шлем был доступен даже наименее обеспеченным воинам. Мисюрка давала некоторую защиту от режущих и секущих ударов сабли, но совершенно не спасала от колющих ударов и стрел. Для амортизации удара мисюрку надевали с толстой стёганой подкладкой, а также могли носить вместе с более высоким шеломом и даже шишаком, как о том упоминают иностранцы.
По типу наголовья выделялись мисюрки-прилбицы с крупной сферой, закрывавшей верхнюю часть лба. Некоторые шлемы этого типа украшены шпилем или гребнем, повышавшим защитные функции. Мисюрки-наплешники имели сферу чуть крупнее миски, голову покрывала бармица, что делало шлем похожим скорее на кольчужный капюшон. Для большего защитного эффекта иногда в кольчугу вплетали мелкие прямоугольные полосы, а также пластинчатые науши. Сферу и пластины могли украшать гравировкой. На Руси мисюрка известна с начала XVI века и находилась в употреблении до конца XVII века и даже позже.
Шапка бумажная
Судя по документам, «шапки бумажные» не были особо распространены в поместном войске, а вот на территории Сибири их носили гораздо чаще.
Тяжёлый шлем надевали на мягкую подкладку. Её задача состояла в том, чтобы уменьшить тяжесть и при необходимости амортизировать нанесённые по шлему удары. К сожалению, о конструкции подшлемника нельзя ничего сказать, поскольку ни одного экземпляра не сохранилось. Скорее всего, их изготавливали из кожи, войлока, стёганой или набивной ткани и изнутри крепили к самому шлему. Возможно, в некоторых случаях эти функции выполняла меховая шапка, носившаяся под шлемом. Эксперименты, проведённые современными реконструкторами, показали, что это вполне возможно.
Первые рыцари
Сердце рыцаря
Сердце рыцаря. В малом (примерно 7-летнем) возрасте мальчика знатного происхождения отдавали жить родственнику, в качестве пажа,где он обучался дисциплинарным манерам. Будучи подростком юноша становился оруженосцем рыцаря и набирался навыком владения боя (метания дротиков,cтойкости,поднятия тяжестей, акробатики, борьбе, бою с различным видом холодного оружия) и ухода за военными атрибутами. Оруженосец помогал одевать рыцарю доспехи и даже прикрывал его в случае ранения. При исполнении 20-летнего возраста юноша,овладевший всем мастерством посвящался в рыцари.
Доспехи рыцаря
Первые рыцари надевали боевое облачение собственноручно\n (одевали кольчугу через голову и застёгивали доспехи на своём \nтуловище). При появлении пластинчатой брони,облачаться воину приходилось \nпри помощи оруженосца. Рыцарские доспехи крепились на тело с помощью \nшнуровки, ремней и застёжек. Только надёжная защищённость железной бронёй, могла осуществлять выход рыцаря на полную боевую готовность.
Первые рыцари надевали боевое облачение собственноручно (одевали кольчугу через голову и застёгивали доспехи на своём туловище). При появлении пластинчатой брони,облачаться воину приходилось при помощи оруженосца. Рыцарские доспехи крепились на тело с помощью шнуровки, ремней и застёжек. Только надёжная защищённость железной бронёй, могла осуществлять выход рыцаря на полную боевую готовность.
Оружие рыцаря
Копьё
Иногда в бою воины выстраивали целую «колючую» барикаду из высталенных наперёд копий, что позволяло в какой-то мере остановить натиск бегущей конницы. Поэтому атакующая армия противника старалась поначалу сбить пикинёров, чтобы те не мешали остановить их быстрых всадников.
Лук и арбалет
Лучник мог достигать скорость до 12 выстрелов в минуту(стрелы большого лука достигали далность стрельбы до 300 м), а арбалетчик всего 2 выстрела за это время. Но стрелы арбалета били сильнее. Иногда натяжение арбалета требовало очень большой физической силы, да такой большой, что стрелкам приходилось использовать для этого специальные приспособления. Стрельба из арбалета требовало гораздо меньшей подготовки, чем из лука.
Рыцарские турниры
Рыцарские гербы
Первые нанесённые изображения, \nбыли достаточно простыми и не содержали сложных орнаментов. Гербы могли \nпередаваться по наследству от отца к сыну. После 1180 года \nсимволика начала распространяться в города. Эмблему могли иметь \nнаселённые пункты, ремесленные мастерские, религиозные общины и даже \nцерковные служители. Появились даже штамповые печати, имеющие такое же \nизображение, что и гербы.
В рыцарских турнирах, гербовым \nрисункам отводилась определённая роль. Перед состязаниями, устраивались \nцелые парады разнообразных изображений с вступительным, духовым \nаккомпанементом. В такие праздничные зрелища, живописными рисунками \nукрашали: знамёна, лошадей, покрывала, копья, доспехи, плащи и \nразнообразные накидки.
Символ той или иной принадлежности \nкрасивого рисунка, демонстрировали участники, представляющие честь \nсвоего сеньора или рыцаря. Переодевшись в шкуры животных или \nфантастических существ, они почётно несли большое знамя. В моду входят \nизображения с щитодержателями. На них наносились рисунки с \nльвами, драконами, cобаками, птицами или просто людьми, которые держат \nщит. Такие орнаменты, ещё больше подчёркивали духовную силу её \nсовладельца.
К XVIII веку популярность гербов \nзначительно снижается, а вскоре и вовсе вытесняется с появлением мелких \nукрашений в виде монограмм, значков и орденов.
\n»>»>
Первые нанесённые изображения, были достаточно простыми и не содержали сложных орнаментов. Гербы могли передаваться по наследству от отца к сыну. После 1180 года символика начала распространяться в города. Эмблему могли иметь населённые пункты, ремесленные мастерские, религиозные общины и даже церковные служители. Появились даже штамповые печати, имеющие такое же изображение, что и гербы.
В рыцарских турнирах, гербовым рисункам отводилась определённая роль. Перед состязаниями, устраивались целые парады разнообразных изображений с вступительным, духовым аккомпанементом. В такие праздничные зрелища, живописными рисунками украшали: знамёна, лошадей, покрывала, копья, доспехи, плащи и разнообразные накидки.
Символ той или иной принадлежности красивого рисунка, демонстрировали участники, представляющие честь своего сеньора или рыцаря. Переодевшись в шкуры животных или фантастических существ, они почётно несли большое знамя. В моду входят изображения с щитодержателями. На них наносились рисунки с львами, драконами, cобаками, птицами или просто людьми, которые держат щит. Такие орнаменты, ещё больше подчёркивали духовную силу её совладельца.
К XVIII веку популярность гербов значительно снижается, а вскоре и вовсе вытесняется с появлением мелких украшений в виде монограмм, значков и орденов.