Как называется графически зафиксированная речь
Памятки по русскому языку. Язык и речь
Памятки по русскому языку
Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» писал:
« Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. »
Язык — универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Без языка и колокол нем.
Говори по делу, живи по совести.
Думай дважды, говори раз.
Каков ум, такова и речь.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
Лучше скажи мало, но хорошо.
Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке. — И. Гете
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. — Белинский В. Г.
Речь – это способность говорить.
Речь бывает устная и письменная.
Письменная речь — графически зафиксированная речь (записанная или напечатанная).
Письменную речь мы пишем и читаем.
Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает. Речь помогает нам общаться друг с другом. С помощью речи можно рассказать, сообщить, спросить.
Речь состоит из предложений.
не размахивая руками.
говоря слова вежливости.
Здравствуйте, до свидания.
Будьте добры, разрешите.
Простите, я не знал.
Простите, помогите мне.
Слово : мама, астра, люблю.
Словосочетание : белая астра.
Предложение : Я люблю маму.
Слог – это те звуки в слове, которые мы можем произнести одним толчком воздуха.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Буква «ё» всегда стоит под ударением. В словах с буквой «ё» ударения не ставят. В словах, состоящих из одного слога, ударение не ставится.
Слово – это единица языка, которая называет предметы, признаки и действия предметов.
Ранняя, весна, наступила.
Предложение — это слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.
Наступила ранняя весна.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1117381
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Фоноскопическая экспертиза: цели и порядок проведения
Специалисты «Институт судебных экспертиз и криминалистики» подготовили материал.
Фоноскопическая экспертиза — род судебных экспертиз, направленных на установление обстоятельств (фактов) с целью идентификации человека по голосу и речи, выявления целостности фонограмм, путем исследования голоса и звучащей речи, звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей.
Основания для проведения фоноскопической экспертизы
Потребность в такого рода экспертизе может возникнуть в случае, если в качестве доказательств в судебных разбирательствах используется аудио- или видеозапись.
Цели фоноскопической экспертизы
Квалифицированная помощь фоноскописта требуется для:
— установления принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего);
— установления подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявления признаков монтажа);
— установления речевого (дословного) и/или акустического содержания записи;
— установления состояния говорящего и/или характеристик звучащей речи.
При назначении фоноскопической экспертизы может возникнуть необходимость в дополнительных сведениях об условиях, способе и тех средствах получения записи, которые приобщаются к расследуемому делу, а также в предоставлении на исследование самого устройства производящего запись. Это важно для правильного квалифицирования дефектов записей и нарушений ее непрерывности, а также принятия решения об отнесении дефектов (если они есть) к признакам монтажа.
Задачи фоноскопической экспертизы
Объекты фоноскопической экспертизы
Объектами фоноскопической экспертизы являются:
— аналоговые фонограммы и звукоряд аналоговых видеофонограмм на магнитной ленте (в кассетах и микрокассетах);
— цифровые фонограммы и звукоряд цифровых видеофонограмм на магнитной ленте, оптических дисках (CD, DVD), а также сохраненные в виде звуковых и видео-файлов на жестких дисках компьютеров, картах памяти, встроенной памяти диктофонов и телефонов;
— устройства, образующие канал видео- и звукозаписи, в т.ч. устройства беспроводной связи, радиомикрофоны и т.п.
На экспертизу принимаются фонограммы (запись телефонных или иных переговоров), полученные с применением стандартных программных средств и специализированных технических средств звукозаписи. Длительность реплик исследуемого лица должна составлять не менее 30 с, длительность образцов голоса и речи подозреваемого лица – не менее 30 мин.
Вопросы для проведения фоноскопической экспертизы
Для решения задач, стоящих при проведении фоноскопической экспертизы, традиционно ставятся следующие вопросы:
Принадлежат ли голос и речь лица, принимающего участие в разговоре, конкретному лицу?
Какие реплики в разговоре принадлежат идентифицируемому лицу?
Одному или разным лицам принадлежит голос и речь, зафиксированные на фонограммах?
Каково дословное содержание разговора?
Имеются ли на фонограмме признаки нарушения непрерывности записи или иные изменения, привнесенные в процессе записи либо после ее окончания (признаки монтажа)?
Является ли речь, записанная на фонограмме, спонтанной или подготовленной (выученной наизусть)?
В какой акустической обстановке производилась запись фонограммы, записанной на представленном носителе?
В каком эмоционально-психологическом состоянии находился говорящий в момент осуществления записи?
Методика проведения фоноскопической экспертизы
Фоноскопическая идентификация по голосу и речи проводится двумя экспертами — акустиком и лингвистом. Это связано с тем, что человеческая речь имеет физическую природу и одновременно представляет собой языковой феномен. Физическую природу речи — особенности распространения звука в пространстве — изучает физическая акустика, а языковую сторону — лингвистика.
Идентификация только акустиком или только лингвистом неполноценна. Один человек может провести фоноскопическую идентификацию, только если у него образование и в области акустики, и в области лингвистики. Кроме того, и акустик, и лингвист должны иметь специальную подготовку в области фоноскопической экспертизы.
Фоноскопическая идентификация — это сравнение голоса и речи идентифицируемого человека с образцами голоса и речи предполагаемого участника разговора.
Сначала эксперты оценивают пригодность аудиозаписей для идентификации, а затем сравнивают их по ряду аудитивных, лингвистических и акустических параметров. На основании полученных данных делается вывод, принимает ли участие в разговоре искомое лицо, какие реплики ему принадлежат.
Идентификация по голосу и речи проводится с опорой на ту или иную экспертную методику и только при помощи специализированного оборудования и программного обеспечения.
Существуют разные методики идентификации по голосу и речи, но в заключении эксперта обязательно должно быть указание, на базе какой методики проводилось идентификационное исследование. Например, могут быть указаны:
Идентификация лиц по устной речи на русском языке. Методика «Диалект»,
Криминалистическая идентификация личности по голосу и звучащей речи: (Каганов, А. Ш.) и др.
Различными экспертными учреждениями используется разные программно-аппаратные комплексы, но наиболее часто используется следующее профессиональное программное обеспечение и оборудование:
«SIS II» («Центр Речевых технологий», Россия),
OTExpert» (ООО «ОТ-Контакт»),
«Фонекси» (фирма «ООО Целевые технологии») и др.
Условия оспаривания фоноскопической экспертизы
Если лицо не согласно с результатами идентификации, можно ставить вопрос о приемлемости заключения эксперта как средства доказывания. Неверными бывают и положительные, и отрицательные выводы, и даже выводы о непригодности фонограмм. К прочим признакам относятся такие:
экспертизу проводили люди без специального образования,
в заключении не указана методика исследования,
в заключении не указано специализированное оборудование и программы, с помощью которых проводился анализ,
проведен только акустический или только аудитивно-лингвистический анализ,
в заключении пропущен этап оценки пригодности записей для дальнейшего исследования,
в заключении отсутствует информация о результатах сравнения — конкретных совпадающих либо различающихся характеристиках голоса и речи, либо этих признаков мало, а вывод сформулирован категорично.
Письменная речь
Полезное
Смотреть что такое «Письменная речь» в других словарях:
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. Форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. П. р. включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). П. р. может осуществляться средствами … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
письменная речь — Категория. Вид речи. Специфика. Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.… … Большая психологическая энциклопедия
письменная речь — <. > письменная речь состоит из системы знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи, которые, в свою очередь, являются знаками для реальных предметов и отношений. Постепенно эта срединная или промежуточная связь <. >… … Словарь Л.С. Выготского
письменная речь — 1. Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой л. другой поверхности с помощью знаков письменности – графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
письменная речь — Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой л. другой поверхности с помощью знаков письменности – графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с… … Синтаксис: Словарь-справочник
Письменная речь — Письменность графическая система записи сведений, одна из форм существования человеческого языка. Содержание 1 Этапы формирования письменности 2 Типы письменности человеческих языков … Википедия
письменная речь — 1. Речь в письменной форме. 2. Стилистическая разновидность речи, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы данного языка … Толковый переводоведческий словарь
письменная речь — см. формы речи … Словарь лингвистических терминов
Письменная речь — в риторике: ораторская проза или публицистика, за которыми стоит документ; влияние ритора определяется тем, насколько он овладел документом; П.р. не несет непосредственной эмоции создателя, на зато она влиятельна, может быть использована в… … Риторика: Словарь-справочник
Тест с ответами: “Речь устная и письменная”
1. Форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме:
а) устная речь +
б) письменная речь
в) народная речь
2. Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
а) набор определённых базовых элементов или символов
б) избыточность +
в) физические средства отчетливого представления символов
3. Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
а) пиктографические письма
б) физические средства отчетливого представления символов
в) использование невербальных средств общения +
4. Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
а) экономия речевых высказываний, эллипсисы +
б) набор определённых базовых элементов или символов
в) пиктографические письма
5. Устная речь всегда обусловлена такой ситуацией:
а) заимствованной
б) письменной
в) речевой +
6. Неподготовленная (спонтанная) устная речь:
а) лекция
б) беседа +
в) выступление
7. Неподготовленная (спонтанная) устная речь:
а) лекция
б) доклад
в) интервью +
8. Неподготовленная (спонтанная) устная речь:
а) выступление в дискуссии +
б) отчёт
в) доклад
9. Подготовленная устная речь:
а) интервью
б) выступление в дискуссии
в) лекция +
10. Подготовленная устная речь:
а) интервью
б) доклад +
в) беседа
11. Подготовленная устная речь:
а) отчёт +
б) выступление в дискуссии
в) беседа
12. Непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами:
а) монологическая речь
б) диалогическая речь +
в) триологическая речь
13. Вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда к самому себе:
а) монологическая речь +
б) триологическая речь
в) диалогическая речь
14. Графически оформленная речь, организованная на основе буквенных и прочих изображений, которая, несмотря на письменную форму, обладает характеристиками устной речи с точки зрения структуры и лексики:
а) устная основная речь
б) устная второстепенная речь
в) устная – письменная речь +
15. Речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная:
а) письменная речь +
б) устная речь
в) устная – письменная речь
16. В письменной речи, интонация автора передается с помощью:
а) жестов
б) знаков препинания +
в) мимики
17. В письменной речи, звучание слов передается с помощью:
а) жестов
б) мимики
в) букв +
18. Для передачи мысли в письменном тексте используется … отступ:
а) строчный
б) абзацный +
в) заглавный
19. Как правило, каждая новая тема, новая мысль начинается:
а) после запятой
б) после точки
в) с нового абзаца +
20. Письменный текст всегда воспринимается первоначально:
а) на ощупь
б) зрительно +
в) инстинктивно
21. Эта речь вторична, она может быть заранее обдумана и исправлена:
а) письменная +
б) устная
в) оба варианта верны
22. Эта речь первична. Она может существовать без своего письменного аналога:
а) письменная
б) устная +
в) оба варианта верны
23. Для слухового восприятия устной речи важны:
а) жесты
б) внешность
в) темп +
24. Для слухового восприятия устной речи важны:
а) мимика
б) тембр +
в) жесты
25. Для слухового восприятия устной речи важны:
а) одежда
б) мимика
в) громкость +
26. Для слухового восприятия устной речи важны:
а) одежда
б) интонация +
в) внешность
27. Для зрительного восприятия устной речи важны:
а) мимика +
б) громкость
в) темп
28. Для зрительного восприятия устной речи важны:
а) тембр
б) интонация
в) жесты +
29. Для зрительного восприятия устной речи важны:
а) одежда +
б) громкость
в) темп
30. Для зрительного восприятия устной речи важны:
а) тембр
б) внешность +
в) интонация
Кодовые переходы на внешнюю речь — устную и письменную
До сих пор рассматривались внутренние, скрытые ступени подготовки высказывания; эта подготовка — мотивация, речевая интенция — в первую очередь характеризуется тем, что сразу, изначально нацелена на полный цикл речевого акта — произнесение говорящим и восприятие слушающим и даже на обратную связь. На самом деле подготовленное на внутреннем уровне высказывание все же не всегда реализуется по разным причинам (резко изменилась ситуация; говорящий в последний момент решил промолчать и пр.), но независимо от этого оно было сразу, с мотива-ционного шага, нацелено на вербализацию.
Этим подготовка принципиально отличается от тех вариантов внутренней, мысленной, речи, которые не предназначались для озвучивания или написания; в мысленной речи языковые «шаги» не предусматриваются: например, выбор языка (обычно человек мыслит на родном языке), адресата, стилистические акценты, тс лодвижения.
Даже такие явно неязыковые подготовительные «шаги», ка^ план содержания высказывания, вероятностное прогнозирован^
результата речи в речемысли, не имеющей выхода на восприятие собеседником, строятся иначе либо совсем невозможны.
Следовательно, кодовый переход, вернее, подготовка к нему начинается еще в недрах докоммуникативного этапа, на его ступенях, ранее последней ступени, описанной в части 41.
Что же подлежит перекодированию?
Внутренняя подготовка высказывания протекает в кодах, о которых мы можем только догадываться, но и переходы к внешним кодам — акустическим и графическим — тоже от нас скрыты.
Механизмы кодовых переходов изучал психолог (психолингвист) Н. И. Жинкин, он писал в предисловии к английскому изданию своей книги «Механизмы речи»: «В цепи языковой коммуникации самым доступным является акустическое звено и самым неприступным — участок внутренней речи. Возникает даже опасение, что в эту область (потому что она внутренняя и субъективная) вообще нет научных подходов» (Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество // Избр. труды. — М., 1998. — С. 85). Нам придется моделировать кодовый переход с внутренней речи на единицы акустического кода, не имея понятия о первом, опираясь на результат перехода, т. е. звучащую речь.
Дело в том, что внутренняя речь не расчленена фонетически, а речь акустическая считается членораздельной, т. е. в ней удается вычленить воспроизводимые звуковые комплексы, условно — фонемы как комплексы колебаний органов речи, фиксируемых в определенных пределах.
Фонемы обозначаются на письме буквами, которые соотнесены с фонемами независимо от их сильных и слабых позиций.
Если бы наша графика (теперь буквенная) была идеографической, т. е. каждая смысловая единица, выраженная одним словом или их сочетанием, обозначалась бы одним знаком — иероглифом, то расчленение речевого потока, слов на звуки для письма было бы лишним. Но понимание устной речи перципиентом все равно было бы основано на звуковой дифференциации, а фонемы, как и при буквенном письме, выполняли бы свою смыс-лоразличительную функцию.
В качестве единицы кодового перехода возьмем не звук речи, Поскольку он имеет множество индивидуальных отклонений и вариантов, а фонему как обобщенный ряд вариантов — позиционных чередований.
Н. И. Жинкин допускал, что она может быть соотнесена с определенным положением речедвигательных органов:
Расположение речедвигательных |
Единица внутренней, мысленной, речи
Единица акустического кода (устной) речи
Для графического кода (только буквенного, где буква или сочетание букв соответствует фонеме) к этой схеме добавляется четвертый член:
Согласно такой четырехчленной схеме пишущий может вы
брать один из двух вариантов: пишет молча (чаще всего так и
бывает), третье звено схемы реализуется лишь мысленно, в во
ображении, или пишет, проговаривая вслух или шепотом. Пос
ледний вариант обычно используется в обучении письму и ор
фографии. V
Процесс кодового перехода с мысленного кода на внешний, звучащий или графический, нередко называют материализацией мысленной речи, при этом подразумевается, что будто в доаку-стическом коде речь не имеет материального выражения. Это неверно: Н. И. Жинкин показал материальную природу еще не озвученной речи в виде речедвигательных, артикуляционных единиц. Почему же нельзя предположить, что и на более глубоких уровнях внутренней речи действуют столь же реальные механизмы? Ошибка кроется в самом определении материи как объективной реальности, данной нам в ощущении: критерием объективной реальности здесь служит субъективное восприятие, материальность которого тоже нуждается в доказательстве. Граница между материальным и идеальным при такой логике растворяется.
Однако вернемся к механизмам кодового перехода.
До сих пор рассмотрению подвергались лишь единицы внутренней речи, соответствующие устной или письменной речи. Мы не коснулись пока иных кодов: кода телодвижений, поз, жестов, мимики; кодов, использующих звучание голоса: кода интонаций, тона, тембра, темпа речи, кода пауз, логических фразовых ударений; тех элементов общения, порождения речи, которые привлекает теория дискурса: пространства, где складывается речевая ситуация, всех окружающих предметов, которые могут участвовать, текущего времени, сведений, которые были получены собеседниками ранее, и многого другого.
Письменная речь намного беднее этими средствами, чем усТ’ ное, живое, непосредственное общение людей. В таких случаях пишущий обращается к описанию позы, жестов, мимики.
Трудность здесь в том, что большая часть этих средств имеЮ т своим источником эмоциональную сферу, а не интеллект и ДрУ’ гие области бессознательного: тревожность, страх, надежда, Р а ‘ дость, ликование.
Нет сомнения в том, что на ступенях интенции эти средства подготавливаются подобно языковым средствам, но о реализации можно с уверенностью сказать одно: координация здесь должна обладать необычайной точностью и во времени, и в смысловом отношении. В письменном варианте все это лишь отчасти компенсируется знаками препинания, шрифтовыми выделениями, словесным комментарием, но в устной речи это предстает перед слушателем и наблюдателем как сложнейшая трагедия, комедия, театральное представление. Устная речь намного богаче письменной, она передает все богатство содержания и эмоций, тогда как письменная речь — лишь факты, логику, информацию. Исследователи, сравнивавшие эффективность этих двух видов речи, отмечали превосходство устной речи в соединении со зрительным восприятием говорящего и всей обстановкой общения не менее чем на 25 %, а в отдельных случаях — в несколько раз.
У создателей систем письма огромные резервы формализованных единиц и в обозначении их знаками, если это возможно.
Однако акустический код имеет и крупные недостатки: он подвержен помехам — шумам, ветру, трудно преодолевает расстояния, трудно воспроизводится (изобретение звукозаписи значительно уменьшило этот недостаток), нуждается во внимании слушателя и его здоровом слуховом аппарате. Добавим к этому, что невербальные средства, сопровождающие устную речь и повышающие ее эффективность, могут действовать в большинстве своем только на близком расстоянии и при хорошей видимости.
И плюсы, и минусы устной речи необходимо не только знать, но использовать полезные и нейтрализовать отрицательные.
В свете вышеприведенного не раз высказывалось мнение о чрезмерном увлечении среди некоторой части ученых термином коммуникация. Возникла обширная литература, в которой этот термин употребляется лишь в информационном значении, он вытесняет такие старые понятия, как общение, а оно намного шире по охвату возможных связей между людьми — связей эмоциональных, дружеских, к которым совсем не подходит термин коммуникация, уместный в технике, военном деле, контактах между кораблями и пр.
Даже в массовой школе в практике овладения ценнейшим богатством людей — их языком в последние десятилетия преобладают Методики коммуникативной направленности, коммуникативной Компетенции, вводятся коммуникативные курсы русского языка.
Уподоблять общение людей, их взаимопонимание техническим средствам коммуникации допустимо лишь с целью моделирования отдельных процессов.
Попробуем представить себе процесс кодового перехода мысленно подготовленной речи на устную, акустическую, и на письменную, графически зафиксированную речь, в виде модели: