Как называется игра на барабанах
Ударная установка (барабанная установка, драмкит от англ. drumkit ) — набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика. Обычно используется в джазе, роке и поп-музыке.
По отдельным инструментам установки играют барабанными палочками, различными щётками и колотушками. Для игры на хай-хэте и бас-барабане используются педали, поэтому барабанщик играет сидя на специальном стуле или табурете.
Разные жанры музыки диктуют стилистически соответствующий состав инструментов в барабанной установке.
Происхождение барабанов и ударных инструментов.
Итак, пожалуй, первыми предпосылками к появлению барабанов были как это ни удивительно, мы – люди! Вот так вот, когда наши прапрапредки жили в пещерах и боролись за жизнь на охоте, стучали себя в грудь выплескивая все свои эмоции — порождали глухой звук. А вот если вдуматься мы же барабанщики современности, так же выплескиваем эти самые эмоции, только уже играя на барабанах. Удивительно, не правда ли!?
Время шло, и люди постепенно научились извлекать звуки из подручных вещей, появлялись устройства напоминающие нынешние барабаны. Интересно то, что первые барабаны были устроены практически так же как и сейчас: за основу бралось полое тело и на него натягивались с двух сторон мембраны.
Первые упоминания о барабанах.
Совсем недавно в пещерах Южной Америки ученые обнаружили наскальные рисунки, на которых люди били руками по предметам, напоминающим барабаны, а при раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, есть предположения что этим событиям более 6000 лет до нашей эры.
Кроме того, найденные барабаны в Моравии, Древнем Египте и Шумере датируются возрастом 5000, 4000, 3000 лет до н.э соответственно.
Издавна барабаны использовались не только для создания музыки и сопровождения различных ритуальных обрядов, танцев и церемоний, они так же широко применялись как сигнальные инструменты для передачи сообщений при военных шествиях и действиях, и даже как предупреждение об опасности. Барабан был лучшим инструментом для выполнения таких задач, потому что его легко изготовить, он создаёт много шума и его звук хорошо распространяется на большие расстояния.
Состав
В стандартную ударную установку входят следующие элементы:
1. Тарелки | 2. Напольный том-том | 3. Том-том
4. Бас-барабан | 5. Малый барабан | 6. Хай-хэт
История барабанной установки, как единого целого.
Глядя на стандартную барабанную установку очень трудно понять, как она появилась? Как же она все-таки стала таким единым механизмом извлечения звуков? Во как сказал аж сам удивляюсь ;D
Поэтому, чтобы у вас в голове структурировать информацию, рассмотри сначала ударную установку не единым целым, а по частям:
Бас-барабан.
Что сразу бросается в глаза если посмотреть на барабанную установку? Все верно это массивная «бочечка» =) или другими словами бас-барабан, сам по себе он имеет довольно внушительные размеры и низкий звук.
Долгое время бас-барабан, был элементом различных оркестровых выступлений, и применялся при военных действиях и маршах.
В 1500-х годах бас-барабан был привезен из Турции в Европу, где он стал очень популярен из-за своего мощнейшего звука, а в дальнейшем его начали использовать на различных музыкальных мероприятиях.
Том-томы и малый барабан.
А вот что касается малого барабана, известно что, прообраз его который часто называют военным барабаном, или рабочим барабаном, был позаимствован у арабов, проживавших в Палестине и Испании. В дальнейшем стал неотъемлемым атрибутов при военных действиях.
Ударная установка сильно изменялась со временем и изменяется постоянно. Значимую роль в развитии играют популярные музыкальные стили, знаменитые музыканты и конструкторы, также развитие технологии производства инструментов.
В конце XIX века возникает джаз. Примерно в 1890-м году барабанщики Нового Орлеана начали приспосабливать свои барабаны к условиям сцены, чтобы один исполнитель мог играть на нескольких инструментах сразу. Ранние ударные установки были известны под коротким рекламным названием «trap kit». Бас-барабан этой установки пинали ногой или использовали педаль без пружины, не возвращавшуюся в исходное положение после удара, но в 1909 г. Ф. Людвиг сконструировал первую педаль бас-барабана с возвратной пружиной.
В начале двадцатых годов был популярен «snowshoe» или чарльстон — ножная педаль, состоявшая из двух пластин размером со стопу, с прикреплёнными к ним двумя тарелками. Около 1925 года барабанщики стали использовать «low boy» или «sock» тарелки. Эти парные тарелки располагались на коротком стержне и так же управлялись ногой. В 1927 году появился первый «high boys» или «high hat», позволявший исполнителю играть на нём как педалью, так и палочками, или комбинировать оба способа.
В 1918 г. в продаже появилась первая ударная установка Ludwig «Jazz-er-up». Установка включала в себя большой барабан 24`х8`(с колотушкой и прикрепленнымвуд-блоком), малый барабан 12`х3`, и подвесную тарелку. Барабанщики начали использовать настраиваемые том-томы, стойки для установки различных инструментов. В 1931 г. Ludwig и Slingerland стали производить литую фурнитуру для барабанов. Были отобраны и развиты компоненты установки, сборка стала более качественной.
В 1935 г. Джин Крупа, барабанщик оркестра Бенни Гудмена, впервые начинает использовать «стандартную» установку из 4 барабанов, произведенную Slingerland. Развивалась техника игры, Джин впервые выступил как полноправный солист оркестра.
В 1940—1960 г. происходит новое значительное изменение — джазовые и рок-барабанщики добавляют в свою установку второй бас-барабан. Примерно в то же время произошло ещё одно событие: Чик Эванс и Ремо Белли независимо друг от друга изобрели пластиковые мембраны барабанов на замену кожаным. Новые пластики позволили более точно настраивать барабан, не были подвержены влиянию погоды, колебаниям влажности.
В 1962—1964 г. Ринго Старр в составе The Beatles выступил на американском телевидении в шоу Эда Саливана. Началась битломания. Выпуск барабанов Ludwig удвоился
Следующий этап (1970—1980 г.) связан с зарождением и развитием хард-рока. Музыканты начали поиск нового звучания барабанной установки: стали использовать томы без резонансного пластика, увеличивать глубину барабана и добавлять новые барабаны в установку. Звук стал более громким, пробивающим. Стала широко развиваться технология записи ударных. Появились барабанные синтезаторы, драм-машины, но они не смогли заменить живых барабанщиков.
Первая двойная педаль для бас-барабана была выпущена компанией Drum Workshop в 1983 г. Теперь барабанщикам не обязательно использовать два бас-барабана, а достаточно поставить один и играть на нём сразу двумя педалями.
1990 г. Pearl и Tama изобретают систему крепления RIMS, при которой том крепится к стойке без просверливания дополнительного отверстия в барабане. Это позволяет избежать нежелательных вибраций и лишнего отверстия в корпусе..
Hi-hat и другие тарелки.
В начале 1920-х годов появился первый прообраз современного hi-hat’a, так называемая «Чарлтонская педаль» – устройство сочетающее в себе педаль для ног на стойке с закрепленными сверху маленькими тарелками.Другие названия «низкий мальчик» или «тарелки для носка».
Однако данное изобретение было очень низким и тарелки были маленького диаметра, что само по себе очень не удобно, и вот уже в 1927 году, появилась улучшенная модель hi-hat, в народе ее назвали «высокие шляпы».
Теперь стойка для хай-хета стала выше, а тарелки для хай-хета больше, что давало возможность барабанщику играть ногой, руками, или комбинировать варианты исполнения, что говорить полная свобода действий.
На фоне всего этого всё больше и больше людей стали увлекаться игрой на ударных инструментах. Новые люди и новые идеи, как следствие начали появляться новые виды тарелок, играя по которым барабанные рисунки хорошо «украшались», проводились эксперименты с различными размерами и формами тарелок, а в дальнейшем и сплавов, тем самым получая все новые и новые виды извлекаемых звуков.
Педаль для бас-барабана.
С этой целью барабанщики и производители инструментов стали разрабатывать механизмы, позволяющие управлять игрой в бас-барабан – например, различные рычаги, управляемые руками или ногами.
Первую педаль для бас-барабана, по устройству напоминающую современную, изобрел Уильям Ф. Людвиг в 1909 году. Изобретение позволило играть в бочку более легко и быстро – появилась некоторая свобода рук для концентрации на малом барабане и других инструментах.
Вы не поверите! Но самая первая педаль была изобретена и запатентована аж в 1885 году Джорджем Р. Олнеем.
До этого момента для полноценного выступления требовалось как минимуму 3 барабанщика: один из которых играл на малом барабане, другой для игры на тарелках и третий, чтобы стучать в бас-барабан.
Олнеевское устройство представляло собой педаль, которая крепилась к ободу бас-барабана, а ремешок из кожи прикреплял основание педали к шарообразной колотушке. Нажимая педаль ремешок тащил за собой колотушку, которая в свою очередь била в бас-барабан.
На этом история педалей не заканчивается, уже в 1909 году Уильям Ф.Людвиг и его брат Теобальд запатентовали совершенно новую модель педали для бас-барабана, которая навсегда изменила барабанный мир.
Это была первая напольная педаль с поднятым валом имевшая уникальные особенности, такие как:
Дополнительная колотушка для тарелки, она была связанная с педалью, но при этом была возможность изменить ее положение, чтобы позволить играть барабанщику только на бас-барабане. В дальнейшем появлялись другие модели педалей, такие как Ludwig — Super Speed, New Speed (с них началось применение подшипников в валу).
Барабанные палочки.
Пару слов о барабанных палочках. Барабанные палочки как таковые появились не сразу – изначально звук из барабанов извлекали руками. Позже начали применять барабанные палки с одной стороны обмотанные плотной тканью.
Барабанные палочки такими какими мы видим их сейчас, появились не так давно, лишь в 1963 году, когда Эверетт «Вик» Фёрс (Vic Firth) видя насколько они не удобные и большие, а зачастую и разные по весу, предложил новый стандарт для палочек, отличавшийся тем, что палочки изготавливались ровными и одинаковыми, как по размеру, так и весу, и важно что каждая из палочек в паре издавала при ударе звук одной и той же тональной окрашенности и тембра.
Сейчас же на рынке выбор палочек огромен, каждый барабанщик может найти для себя подходящую парочку палочек
Виды
Установки условно делятся по уровню качества и стоимости:
По механизму извлечения звука барабанные установки делятся на следующие виды:
Виды и типы этнические инструментов
Перкуссионным инструментам отводится особая роль: они создают ритмическую основу музыкальных композиций, независимо от стиля. Многие фольклорные и этнические мелодии звучат по-новому, намного выразительней, когда их сопровождает четкий ритм. Перкуссия вносит остроту и динамичность в звучание электронной музыки, придает яркий колорит другим современным направлениям.
Мы подготовили для вас полезную информацию, которая поможет определиться с выбором подходящего перкуссионного инструмента. Какие разновидности пользуются популярностью, как в зависимости от материалов меняется звук, что лучше подойдет для того или иного музыкального стиля – вы получите ответы на эти и другие вопросы. Краткий исторический экскурс познакомит вас с происхождением разных инструментов.
Итак, добро пожаловать в мир завораживающих ритмов.
Популярные перкуссионные инструменты
Перкуссия издавна используется в музыке разных стран и народов, легко преодолевает культурные различия. Музыканты – креативные личности и не знают пределов в поисках новых ритмических возможностей. Они создали столько перкуссионных инструментов, что новичкам непросто разобраться в их разновидностях. Для начала расскажем о самых компактных видах.
Перкуссия малых размеров
Шейкеры входят в перкуссионный набор музыкантов, играющих в разных стилевых направлениях – поп, фолк, джаз и других. Они представляют собой закрытые емкости с различным сыпучим содержимым: зернами, бисером, крупами, камушками и т. п. Это может быть небольшой цилиндр, восьмигранник, яйцо или экзотический фрукт. В зависимости от формы и габаритов корпуса звучание инструментов разительно отличается.
Высота тона взаимосвязана с материалом, из которого изготовлен инструмент: металл, дерево, пластик или даже высушенная тыква. Размеры бывают разные, начиная с самых миниатюрных. Вид, твердость и количество наполнителя влияет на тембр звука. Его извлекают, ритмично встряхивая шейкеры, профессиональные исполнители делают это виртуозно. Они пользуются несколькими инструментами различных форм и объемов. Важно, чтобы шейкер удобно лежал в руке.
Маракасы – родственные шейкерам ударно-шумовые инструменты. Они бывают разной конфигурации. Обычно напоминают яйцо или детскую погремушку с круглым либо продолговатым корпусом и ручкой. Это парный инструмент, при игре обычно используют два маракаса. Их деревянный или пластиковый корпус бывает наполнен семенами или дробинками. При потряхивании создается фоновый ритм с шуршащим звучанием.
Существуют разные версии происхождения маракаса. Одни исследователи считают, что он появился на Антильских островах, другие отдают пальму первенства Кубе. Маракасы стали характерным атрибутом латиноамериканских музыкальных групп, используются оркестрами для сопровождения карибских мотивов.
Прием игры предельно прост – палочки длиной до 25 см свободно держат в руках и ударяют ими друг о друга. Ладони складывают «лодочкой», чтобы они выполняли функцию резонатора, усилителя звука. Игра на клавесах в разных вариациях задает зажигательный ритм, характерный для сальсы, мамбы и других латиноамериканских танцевальных стилей.
Рейнстик относится к традиционным африканским инструментам, популярен в некоторых южноамериканских странах – Чили, Перу и других. По своей конструкции он схож с шейкерами, но есть отличия: внутри корпуса, наполненного семенами, мелкими шариками или дробью имеются перегородки.
На родине за особенности звучания рейнстик называют «палкой дождя». Шуршание пересыпающего во время игры наполнителя похоже на шум дождя. Для изготовления аутентичных инструментов используют высушенные кактусы или бамбук. Недорогие модели делают из пластика, иногда прозрачного. В этом случае перемещение наполнителей создает дополнительный визуальный эффект.
К этой разновидности принадлежат вудблоки из цельного дерева, всевозможные гуиро, гладкие и рифленые реко-реко – кубинский аналог трещотки. Сюда же включают корейские или, иначе, буддийские колокола. Их современное название темпл-блоки (temple-blocks).
Треугольники могут звучать нежно, мелодично или резко, пронзительно, это зависит от силы удара. Ветряные колокольчики и бар чаймсы – самозвучащие инструменты. Чистый и звонкий звук может возникнуть произвольно: при дуновении ветра, от соприкосновения прутьев друг с другом. Играя глиссандо, получают так называемую музыку сфер. На особенности звучания влияет вид металла.
Ковбеллы похожи формой на четырехгранную призму. Их держат в руках или закрепляют на перкуссионной стойке. Для игры применяют деревянные палочки типа барабанных. Сила и высота звука зависит от материала, размеров и толщины стенок. Инструмент используют не только для латиноамериканских композиций, но и в рок-музыке, поп-мелодиях.
Цельнодеревянные барабаны
Перкуссионные наборы включают несколько видов барабанов. Начнем обзор с цельнодеревянных моделей. Они отличаются фактурой игровой поверхности. Для ее изготовления применяют дерево.
Кахон иногда называют коробчатым барабаном. Это связано с историей его появления. Ящики из-под рыбы и пустые коробки от сигар или табака заменяли африканским рабам, вывезенным в Перу и на Кубу, привычные барабаны. Так появился новый ритмический стиль, названный румбой де кахон.
Современные кахоны формой по-прежнему напоминают коробку. Их делают из прочной фанеры разных древесных пород: бразильской гевеи, красного дерева и даже балтийской березы. На одной из стенок расположено резонаторное или звуковое отверстие. Передняя стенка тоньше остальных, она служит рабочей поверхностью для игры ладонями.
Исполнитель садится верхом на инструмент и барабанит по передней панели. В зависимости от породы дерева и места удара звуки бывают низкими или высокими. Кахон создает ритмическую основу в разных музыкальных жанрах, особенно в таких, как фьюжн и фламенко.
Щелевые барабаны
Это инструменты с многолетней историей. Народы Латинской Америки, Индонезии и Африки применяли их в ритуальных целях, при проведении целительных обрядов. Они служили средством удаленной связи, для передачи звуковой информации между племенами. Жители Новой Гвинеи и Полинезии пользуются ими до сих пор. В наше время функции щелевых барабанов претерпели изменения, но от этого их популярность не стала меньше. Их часто используют для музыкальной терапии и гармонизации организма.
Это подходящий вариант для того, чтобы с раннего возраста приучать детей к музыке, пробуждать их интерес. В отличие от классических инструментов, на таком барабане легко играть. Он отзывается на легкие удары пальцев и палочек, издает приятное певучее звучание. Щелевые барабаны не имеют мембран, изготовлены из куска дерева с выдолбленной сердцевиной. Их форма бывает настолько причудливой, что поражает воображение.
Рамочные барабаны
Этот вид инструментов относится к самым древним. Из Индии и ближневосточных стран они постепенно добрались до Америки и Европы. У рамочных барабанов простая конструкция: круглый деревянный обод (рама) обтянут кожаной мембраной. Иногда с внутренней стороны прикрепляют две скрещенные палки, чтобы за них держать инструмент или делают отверстие в ободе для большого пальца.
Размеры у барабанов разные: арабский риг диаметром с бубен, формат ирландского бойрана либо индийского дафа гораздо крупнее. Небольшие и средние инструменты держат в одной руке, играют свободной ладонью и всеми пальцами. Нередко для игры используют специальные палочки. Удары в центр мембраны производят низкие, басовые звуки, а ближе к ободу – высокие, с множеством обертонов. Большие барабаны часто используют для ритуальных церемоний или во время праздников.
Большой барабан-стол или тейбл-драм применяют для групповой игры. Его часто используют в оздоровительных программах, включающих музыкальную терапию. Вокруг инструмента располагается несколько исполнителей, играющих палочками либо ладонями.
Металлический барабанчик табори (тамборим) не так известен, как другие разновидности рамочных собратьев. Его диаметр меньше 20 см. Инструмент отличается очень высоким тембром за счет туго натянутой мембраны. Он задает быстрый ритм при исполнении батукады – афро-бразильского стиля самбы.
Музыкант, прижав инструмент рукой, барабанит по нему пальцами либо виртуозно использует палочку. Если плотнее прижать мембрану, высота звука изменится. Во время игры табори часто вращают в руках, демонстрируя мастерство исполнителя.
Барабаны для игры ладонями
К самым распространенным из них относятся бонги, джембе, таблы и дарбуки.
Бонго – перкуссионный инструмент в виде двух соединенных между собой барабанов разного диаметра. Больший по размеру находится справа от бонгосеро (барабанщика) и звучит в более низкой тональности. Изначально корпус был только деревянным. В современных условиях его делают из дуба, каучукового дерева, металла либо искусственных материалов. Мембрану изготавливают из бычьей кожи или синтетики.
У бонго афро-кубинские корни, он задает четкий ритм сальсе, ча-ча-ча и другой латиноамериканской музыке. Играют на нем ладонями или кончиками пальцев, чаще всего сидя, расположив инструмент между ногами. Бонго ценят за колоритное звучание, используют во многих оркестрах и группах.
Джембе и западноафриканская музыка ‒ взаимосвязанные понятия. Популярность перкуссионного инструмента, формой напоминающего кубок, давно вышла за пределы его родины ‒ Мали. Его ценят за широту диапазона от глубокого баса до высоких тонов.
Аутентичные экземпляры делают из натуральных материалов: для корпуса берется цельный кусок дерева (в идеале – красного), сверху натягивают мембрану из телячьей или козьей кожи. Играют ладонями обеих рук, производя шлепки, перекаты и удары. Джембе используют в трех положениях: подвешивают на ремнях, зажимают ногами, устанавливают на стойке. Экзотический барабан добавляет яркие краски в звучание регги, рока и других музыкальных стилей.
Другой кубкообразный инструмент ‒ дарбука – не менее популярен в этнической музыкальной среде. Ареал его распространения чрезвычайно широк: север Африки (место происхождения), Закавказье, Ближний Восток и не только. В прежние времена дарбуки делали из глины, затем обтягивали кожей, мембрану закрепляли веревкой. Сегодня материалом для корпуса служит керамика, металл или дерево, мембраны чаще изготавливают из синтетики. Дарбуку держат горизонтально, играют ладонями, чередуя их с пальцами. Обычное положение – сидя или стоя. Инструменты турецкого типа отличаются угловатым краем мембраны, у египетской версии края сглажены. Эти нюансы влияют на приемы игры и характер звучания.
Африканские talking drum относятся к особому типу барабанов, их называют говорящими. Опытный исполнитель во время игры умело меняет высоту звука. Держа инструмент под мышкой, он сжимает веревки на его корпусе, служащие оплеткой и стягивающие мембраны. Звуки извлекают с помощью рук или специально изогнутой палочки.
Индийский парный барабан табла активно используется в национальном кинематографе, народной и классической музыке. Входящие в него барабаны отличаются не только названием, но также материалом и звучанием. Для большого байяна используют латунь или медь, он издает низкие звуки. Тот, что поменьше или дайян, делают из твердого дерева, чаще палисандра. У него высокий «голос».
Для мембраны туго натягивают козью кожу. Двойной слой у внешнего края гасит лишние обертоны. В центре рабочей поверхности обоих барабанов имеется небольшой круг, сделанный из смеси железных опилок и рисового клея. Эта конструктивная особенность улучшает звучание инструмента. Играют на табле ладонями или пальцами, чередуя различные технические приемы, довольно сложные для новичков.
Большие барабаны
В этом разделе речь пойдет о тяжелых инструментах, их закрепляют на стойках или ставят на пол.
Для концертного исполнения применяют установку из 2‒3 барабанов разных размеров: большого «тумбы», среднего «сегундо» и маленького «квинто». У многих инструментов имеются удобные ножки. Конгуэрос, играющие на конге, используют ладони и пальцы. Основные приемы – разнообразные удары, шлепки и касания. Румба, меренга и сальса не исчерпывают возможности инструмента, его стали часто использовать исполнители поп-музыки и джазовых композиций.
Кубинские тимбалесы своим происхождением обязаны железным емкостям для перевозки тростникового сока. В современном исполнении это два латунных или стальных барабана, соединенные общей колодкой. Благодаря небольшому размеру, они легко умещаются на стойке для перкуссии. Играют на них, ударяя по мембране тонкими палочками. Звук получается узнаваемым, ярким и гулким. Опытные тимбалерос разнообразят аранжировку регги, латино и фьюжн, играя на боковых поверхностях.
Стальные пэн-барабаны появились в Тринидаде примерно в середине XX века. Материалом для первых экземпляров служили бочки из-под нефти. Любители отбивать ритм, на чем придется, заметили, что зубчатое днище издает особенный звук. После доработки конструкции получился новый перкуссионный инструмент с неповторимым жизнерадостным тембром – Steel Drum или Steel pans. Без него не обходится ни один карнавал.
Глиняные барабаны
Заключение
В музыкальном арсенале каждой этнической группы имеются уникальные и схожие с другими перкуссионные инструменты. Из нашего обзора вы узнали о самых распространенных разновидностях, популярность которых растет год от года. Их использование подарит новые возможности исполнителям классической, фольклорной и электронной музыки самых разных стилей. Освоить технику игры совсем несложно, в современных условиях для этого есть масса возможностей. Успех зависит только от вашего желания!