Как называется картина которую написал васнецов
10 самых известных картин Виктора Михайловича Васнецова
Васнецова Виктора Михайловича называют первооткрывателем. Он был первым художником, который изображал сцены из сказок, русских былин, поэм и стихотворений.
Родина художника – небольшое село Лопьял в Вятской губернии. Виктор с самого детства общался с «простым людом». Впрочем, он и сам не отличался высоким происхождением. Его отец был священником.
Жили небогато, но родители старались дать своим детям то, что ценится гораздо больше денег – образование. Васнецов учился в духовной семинарии, попутно брал уроки рисования у одного из учителей – Чернышова. Он то и посоветовал юноше всерьез задуматься о профессии художника. Васнецов уехал в Санкт-Петербург, начал учиться и заниматься любимым делом.
Творчество Виктора Михайловича довольно противоречиво. Ему понадобилось время, чтобы найти себя. Сначала он рисовал картины на бытовые темы, потом предметом его интереса стали исторические факты и сюжеты из сказок и былин.
В 1890-х годах художник увлекся религиозной темой, стал расписывать храмы. Все же настоящую славу ему принесли картины. Ниже представлен рейтинг самых знаменитых картин Васнецова с фото и названиями.
10. Три царевны подземного царства
Произведение «Три царевны подземного царства» написано по сюжету русской народной сказки о трех царевнах в 1881 году. Правда, Васнецов взял на себя смелость и немного ее переделал.
Подразумевалось, что картина будет украшать кабинет правления Донецкой железной дороги, поэтому художник добавил нового персонажа – угольную царевну. К сожалению, работу не приняли, так как посчитали ее неподходящей для служебного помещения.
Каждая царевна представляет собой какую-то отрасль: медную, золотую и угольную. Картина имеет много символов и знаков, русская народная сказка приобретает другой смысл.
9. Сирин и Алконост
Существует славянское поверье о двух птицах. Черная Сирин приносит плохие вести, тоску и печаль. Светлая Алконост несет радость и наслаждение. Они прилетают в яблоневый сад во время праздника – Яблочного спаса.
В знаменитой картине «Сирин и Алконост» художнику удалось создать необычные красочные и яркие образы птиц. Сирин символизирует прошлое, Алконост – будущее. Такие же птицы сопровождают каждого человека, уравнивая его горе и радость, принося в его жизнь гармонию.
8. После побоища Игоря Святославича с половцами
Сюжетом для известной картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» стала битва, вернее ее исход.
7. Царевна Несмеяна
Над картиной «Царевна Несмеяна» Васнецов работал 10 лет, в период с 1916 до 1926 года. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.
Молодая девушка сидит, подперев голову. Она грустит, ей ничего не хочется. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, лекарь, бабка-ведунья, заморские послы. Никто не может ее развеселить.
Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что этим полотном Васнецов пытался показать истинное положение России.
Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну-Несмеяну», можно просто наслаждаться этим произведением художника и не искать в нем глубинный смысл.
Все же следует обратить внимание на детали. С помощью них Васнецов сумел отразить пропасть между Царевной и остальными персонажами картины.
6. Встреча Олега с кудесником
Васнецов написал картину «Встреча Олега с кудесником» в 1899 году. В то время он занимался оформлением знаменитой поэмы Пушкина «Песнь о вещем Олеге», создавал иллюстрации.
Князь Олег и его войско стоят на краю леса, напротив старец – волхв. Он сообщает им что-то важное, видно, что старец совершенно не боится князя и его воинов.
Олег задумчив и сосредоточен, он внимательно слушает волхва. Это предсказание ему совсем не нравится.
5. Аленушка
Картина «Аленушка» была написана в 1871 году. Художника вдохновила природа у реки Воря в Сергиево-Посадском районе и пруд деревни Ахтырка.
Васнецов рассказывал, что картина давно «жила в его голове», но четкого представления не было. Оно появилось, когда Виктор Михайлович встретил в селе обычную девушку. Она поразила его воображение. Чтобы воплотить свой замысел в реальность художнику потребовался один год.
Через некоторое время у большинства людей картина стала ассоциироваться со сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
Васнецов мастерски сумел передать чувства героини. Это печаль и грусть, даже окружающая природа спокойна и неподвижна. Все-таки здесь есть место надежде, ее символизирует группа ласточек, которые кружатся над головой Аленушки.
4. Царь Иван Грозный
Полотно «Царь Иван Грозный» создано в 1897 году. Васнецов изобразил царя, который прогуливается по дворцу. Вокруг него дорогое убранство, богатство и роскошь.
Под ногами красная ковровая дорожка, которая символизирует кровь. На дорожке изображен герб державы. Еще мгновение, и Иван Грозный наступит на него. Таким способом художник показывает, что царь смог подмять под себя всю страну и многое в ней изменить.
Ивана Грозного Васнецов изображает как мудрого царя. По его мнению, он был суровым правителем, но в нем не было ярости, беспричинной жестокости.
3. Иван-Царевич на сером волке
Год создания – 1989. Картину «Иван-Царевич на сером волке» считают самой сказочной среди всех произведений русского изобразительного искусства.
Иван похищает Елену Прекрасную и скрывается от похитителей на огромном сером волке.
Художник смог сделать невозможное, он наполнил картину чудом, сказкой. Все это благодаря различным деталям: удивительный цвет шерсти волка, яблоня в лесу, яркие наряды героев.
2. Богатыри
«Богатыри» – одна из самых знаменитых картин Васнецова, символ отечественного искусства. Была написана в 1898 году.
Здесь изображены три богатыря, каждый из них символизирует черты русского народа. Илья Муромец умный и неторопливый, это традиции народа, его опыт и сила.
Добрыня Никитич воплощает гордый дух и стремление защитить свою Родину от обидчиков. Алеша Попович – молодость и красота, любовь к прекрасному, веселый нрав.
Васнецов работал над своей картиной около двух десятков лет, но это время не потрачено впустую, он создал настоящий шедевр.
1. Витязь на распутье
Год создания «Витязя на распутье» – 1882, первые наброски появились еще в 1872 году.
На картине изображен витязь, который не может определиться, какой путь ему выбрать. Он опечален пророчеством, склонил голову.
Васнецова нередко сравнивали с этим витязем. Художник словно уходил от проблем и погружался в сказку. Его не волновали остросоциальные темы и прочие проблемы того времени.
Сюжет этой картины воспроизвели на надгробии Виктора Михайловича.
papyrus_net
πάπυρος
где-то далеко идут грибные дожди.
Холст, масло. 121 x 173 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
3. С квартиры на квартиру (1876)
Холст, масло. 53,5 x 67,2 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
4. Книжная лавочка (1876)
Холст, масло. 84 х 66,3см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Картина «Книжная лавочка» закрепила за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.
5. Ковер-самолет (1880)
Холст, масло. 165 х 297 см. Нижегородский художественный музей
Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.А. Гиляровский. О картине В.М. Васнецова «Затишье».
«Дремлют сосны. Дремлют дали.
Отдыхая, дремлет лес.
В воды тихие упали
Отражения небес.
Под сосной сижу я в думах…
И затишье, и покой –
И в шептанье хвой угрюмых
Радость жизни предо мной».
7. Витязь на распутье (1882)
Холст, масло. 167х299 см, ГРМ.
8. Воины Апокалипсиса (1887)
Из Откровения Иоанна Богослова:
Всадник на белом коне
«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. (Откр.6:1-2)»
Всадник на рыжем коне
«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. (Откр.6:3-4)»
Всадник на вороном коне
«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Откр.6:5-6)»
Всадник на бледном коне
«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. (Откр.6:7-8)»
9. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (1896)
Холст, масло. 133 х 250 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
«Две верных подруги – Любовь и Разлука – не ходят одна без другой». Булат Окуджава
Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост. В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает.
По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает. Сирины или вилы – духи водяных источников, умеющие летать. Впоследствии это племя в русском лубке превращается в одну единственную птицу.
В легендах Западной Европы птица Сирин считается воплощением несчастной души. Имя её легко соотнести с греческими «сиренами», легенды о которых могли быть привезены в Древнюю Русь торговым людом, ходившим по рекам от самой Византии и Греции. Сирены – хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами. Они дочери владыки пресных вод Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры). От отца они унаследовали дикий и злобный нрав, а от матери – божественный голос. Своим волшебным пением сирены заманивали на свой остров мореходов – те разбивали корабли о прибрежные рифы, а сами гибли в водоворотах или в когтях искусительниц. Сирен в древности часто изображали на надгробных памятниках и называли Музами Загробного мира.
Об Алконсте, в православной традиции, сообщается, что это птица, которая выкладывает свои яйца в морскую глубину посреди зимы, а «яйца эти праздны – не портятся и наверх всплывают», как только приходит срок. Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под паникадилом в церкви, что является символом целостности и единения всего приходящего в неё народа. Птица Алконост – пример Божьего Милосердия и божественного промысла, потому в те семь дней, когда Алконост своих деток высматривает, море спокойно. Корабелы эти дни ценят и называют Алконостскими или Алкионовыми.
Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо. В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.
Поэт-символист А. А. Блок откликнулся на картину стихотворением:
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
Другая — вся печалью мощной
Истощена, изнурена.
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна.
Вдали — багровые зарницы,
Небес померкла бирюза.
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза.
Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Виктор Михайлович Васнецов — основатель сказочно-былинного жанра
Виктор Михайлович Васнецов (Viktor Mikhailovich Vasnetsov; родился 15 мая 1848 г. — умер 23 июля 1926 г.) — русский живописец и архитектор XIX-XX веков, который первым возвел сказочный жанр в ранг высокого искусства и стал ярким представителем неорусского стиля. Картины Виктора Васнецова — это мастерски исполненное воплощение фольклорных образов, взятых из преданий, сказок и былин. Творчество художника прошло масштабную эволюцию от академизма и реализма в ранних работах до модерна начала XX века, который виден в поздних произведениях автора.
Биография Виктора Васнецова
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственных вятских священников и иконописцев. Его род вел родословную с XVII века. Село Лопьял, где появился на свет будущий художник, сейчас относится к Кировской области. Как и четверо его братьев, Виктор получил хорошее домашнее образование, затем обучался в Вятском духовном училище, а после — в семинарии, которую не стал оканчивать. С позволения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Виктор Васнецов успешно сдал экзамены в Академию, но узнал об этом лишь спустя год. Он сомневался в своих силах и даже не стал узнавать результаты, а вместо этого год занимался у Ивана Крамского в школе общества поощрения художников. В годы учебы в Санкт-Петербурге художник находился под влиянием идей передвижников и писал реалистичные картины на социальную тематику. Исторический жанр, который в будущем станет для мастера главным, в то время не интересовал его, и золотых медалей в Академии он не получал.
В 1876 году Васнецов отправляется в Париж и остается там на год вместе с передвижниками. Но творчество импрессионистов мало впечатляет художника. Напротив, именно во Франции он особенно сильно чувствует свои корни и приверженность русским традициям. В Париже появляются первые эскизы «Богатырей» и «Жар-Птицы». Вернувшись на родину, Васнецов посвятил себя никому не известному на тот момент историко-былинному жанру.
В Москве художник знакомится с Павлом Третьяковым и входит в абрамцевский кружок Саввы Мамонтова. По предложению последнего были написаны три картины для главной конторы Донецкой железной дороги, в том числе «Ковер-самолет». Чиновники сочли сказочную тему неподходящей для их серьезной организации, но Мамонтов выкупил все три работы. В Абрамцеве была написана и «Аленушка». Критики поначалу критично отнеслись к таким произведениям — очень уж далеки они были от привычных принципов передвижников-реалистов.
Важный этап творческой биографии Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве. На эту работу ушло 11 лет, и автор считал ее главной в своей жизни. Всего было расписано более 2 000 квадратных метров. В поиске новых соборных образов художник изучал традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. В этот период он многому научил Михаила Врубеля, также принимавшего участие в оформлении собора. В дальнейшем Васнецов расписывал и другие храмы, в том числе в Петербурге и Дармштадте — на родине супруги императора.
Революцию художник перенес спокойно и при новой власти остался жить в Москве — в построенном по собственному эскизу доме с большой мастерской. Поздние годы были плодотворными: живописец создал многие наиболее известные произведения на сказочные темы. Умер он 23 июля 1926 в возрасте 78 лет. Виктор Васнецов был счастливо женат на девушке из вятского купеческого рода. Она стала одной из первых русских женщин, получивших медицинское образование. В семье родилась дочь и четверо сыновей. Один из них, Андрей, стал известным советским художником.
Самые известные картины Виктора Васнецова
Картины Виктора Васнецова развиваются от бытописательства в реалистичном ключе к сказочно-былинному жанру и стилю модерн. Именно работы на фольклорные темы стали визитной карточкой мастера. Вот несколько наиболее знаменитых из них:
Если вы любите старинные произведения искусства, обратите внимание на аукционы, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot! Это удобная возможность пополнить коллекцию ценным антиквариатом. Также здесь можно купить картины у современных художников.
Васнецов картины
Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец. Родился в селе Лопьял 3 мая 1848 года. Этого художника знают как мастера живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Первым учителем Васнецова стал Н.Г.Чернышёв. После переезда в Петербург и поступления в Академию Художеств, Виктор Михайлович стал учиться у другого не менее известного художника И. Н. Крамского.
Слава художника пришла к нему практически сразу. Свои картины он выставлял и на выставках самой Академии и на выставках передвижников и за рубежом. С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере — в России. Сказка, которая написана на холсте с такой реалистичностью, что это уже похоже на быль, а не на вымысел.
Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром. Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. Алёнушка, Богатыри, Богатырский галоп, Бой Добрыни Никитича с трёхголовым змеем, Царевная Несмеяна, Гамаюн и многие другие картины знакомы каждому в нашей стране и далеко за её пределами. Его работы висят в самых известных музеях мира, они используются для оформления книг, открыток, плакатов и др. Картины Васнецова — это сама русская культура, русский дух.
Скончался великий художник 23 июля 1926 года в Москве. Был похоронен на Введенском кладбище.