Как называется картина с надписью
Почему рядом с именем художника иногда стоит знак вопроса и как разобраться в терминах на подписях к картинам
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зачем нужна атрибуция картин
Не случайно отдельную категорию книжных бестселлеров и снятых по ним фильмов составляют истории о поиске доказательств принадлежности картин великим художникам. Здесь есть где развернуться: долгие века человечество копило как шедевры, так и произведения куда скромнее по значимости. За пять последних веков были написаны тысячи и тысячи картин, зачастую не имеющие указания на автора либо намеренно вводящие ценителей живописи в заблуждение. Только в Нидерландах XVII века, помимо Рембрандта, Вермеера, Ливенса и прочих великих мастеров работали еще несколько тысяч живописцев, в большинстве своем не известных современным исследователям.
Часто удачный холст прославленного мастера копировали ученики в его же собственной мастерской – это сулило прибыли. Но и те, кто не имел отношения к ближайшим ученикам, находили возможности воспользоваться известным именем. Художник Камиль Коро сам с удовольствием ставил автограф на понравившейся ему чужой картине – чтобы помочь выручить за нее большую сумму. Что уж говорить о тех, кто не спрашивал согласия мастера числиться создателем неизвестного ему произведения.
Для рядового ценителя живописи вопросы подлинности авторства, может быть, не особенно важны – всегда остается возможность руководствоваться критерием «нравится – не нравится». Совсем другое дело – музеи: от того, кого признают создателем картины, зависит, размещаться ли ей на видном месте в залах экспозиции или проводить годы и десятилетия в запасниках. И уж совсем принципиально знать о статусе произведения частным коллекционерам и галереям: предметы искусства – это товар, и один-единственный знак вопроса после фамилии художника существенно влияет на цену этого товара.
Бывает и так, что безвестная картина, проходившая раньше под неопределенным названием «неизвестный художник», в результате проведенных исследований оказывается произведением знаменитого живописца. О таком открытии, само собой, мечтают все коллекционеры и все историки искусства.
Что пишут на табличках под картинами
На музейных табличках под картинами порой можно увидеть не просто имя художника, а указание на его мастерскую, учеников, либо вообще знак вопроса после фамилии. Если под произведением живописи или графики значится только имя – это означает, что с большой вероятностью произведение создано именно этим художником, либо же картина хранится в музее давно и вопросами ее атрибуции исследователи еще не занимались, а автор указан «по старинке».
Иногда рядом с именем художника стоит вопросительный знак, так делают в случаях, когда фактических свидетельств для признания этого мастера создателем произведения недостаточно или если владелец картины занимается переводом ее в статус признанных работ этого художника, а это небыстрый процесс. Встречается вариант «приписывается художнику», то есть мнения исследователей разделились, и нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть версии о принадлежности картины кисти именно этого мастера.
Порой в создании картины принимают участие несколько художников – часть работы может выполнить пейзажист или, наоборот, портретист. Нередки случаи, когда живописец создавал произведение вместе с учениками своей мастерской, в таком случае под картиной пишут – «художник и мастерская». Такой вывод делают по наличию странных фрагментов, не свойственных обычной манере художника – то есть, по всей видимости, работу частично выполнял кто-то из подмастерьев. Активное участие самого художника в таких случаях считается установленным.
Другое дело, если под картиной значится «Мастерская художника» или «Школа художника». В этом случае подразумевается, что работа выполнена именно подмастерьями, причем нельзя установить, кем именно; сам мастер мог внести исправления, улучшить какую-то деталь произведения. Порой качественно исполненные работы учеников мастера подписывали своим именем – это позволяло выручить при продаже картины значительно больше денег. Историкам искусства в этих случаях приходится непросто – дискуссии о том, кого считать автором, могут длиться десятилетиями и ни к чему не вести, настолько спорным становится вопрос.
На значительно большем «удалении» от мастера находятся картины, подписанные словами «круг художника». Это возможно в отношении произведений, которые написаны не учениками, а самостоятельными художниками, связанными общением, творчеством с окружением мастера. Слово «круг» предполагает, что настоящий автор картины жил в тот же период, что и сам мастер, на которого ссылаются.
Даже тогда, когда выясняется, что именитый живописец не имеет практически никакого отношения к произведению, его имя не спешат убирать с таблички. Оно и понятно, ведь одно дело упомянуть «неизвестного художника XVII века» и совсем другое – «стиль» или «манеру Рембрандта». Иногда формулировка другая – «последователь художника». Все эти варианты говорят о том, что написавший картину не был ни учеником мастера, ни принадлежал к его окружению, возможно, он даже жил спустя десятилетия и даже века после того, о ком упоминает табличка.
Исследование картин Рембрандта и неприятные открытия
О том, как происходит установление авторства художественных произведений, можно составить представление по работе, которая была проделана в отношении картин Рембрандта. Его творения всегда пользовались большим спросом, а, соответственно, и предложений на рынке произведений живописи было достаточно. К двадцатому веку приписываемых Рембрандту работ насчитывалось несколько тысяч – они были выставлены в музеях, украшали собой частные коллекции, становились объектом аукционных торгов, выставлялись в галереях.
В 1968 году в Голландии возник исследовательский проект «Рембрандт», куда вошли специалисты по творчеству этого художника. Они проделали серьезную многолетнюю работу по изучению всех картин, претендовавших на звание рембрандтовских шедевров, по результатам исследований в 1982 году был выпущен первый каталог. Для установления авторства использовались документы из архивов, иногда – художественные произведения, изучались гравюры с картин, проводились экспертизы красок и холста. Впоследствии состав группы менялся, а в свет выходили новые каталоги, последний из них – в 2014 году. Согласно этому изданию, в мире насчитывается 346 картин Рембрандта.
В список не попали несколько шедевров из крупных музеев, в частности, «Мужчина в золотом шлеме» из Берлинской картинной галереи. Исследования экспертов исключили возможность того, что это произведение написано Рембрандтом. Теперь оно определяется как созданное «кругом Рембрандта».
Из собрания ГМИИ имени Пушкина в Москве работами мастера признаны лишь три, а среди коллекции Эрмитажа – четырнадцать, а еще шесть картин, ранее считавшихся принадлежащими кисти Рембрандта, были отвергнуты. Разумеется, для музеев такое развенчание произведений из шедевров великих художников в проходные работы малоизвестных или неизвестных его последователей становится новостью неприятной; иногда такое решение экспертов музеем не признается.
Насколько достоверными являются заключения специалистов? По всей видимости, ошибок исключить нельзя, как нельзя и отрицать столкновения разных интересов, в первую очередь финансовых, в вопросах, касающихся авторства картин. Нельзя забывать о том, что работа специалистов по истории искусства – дело долгое, кропотливое, довольно дорогостоящее, и если обеспечивать их труд берется меценат и владелец коллекции предметов живописи, можно ли в таком случае говорить о полной объективности исследований?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Леттеринг: свобода слова художника
«Искусство всегда современно». С этим высказыванием Федора Михайловича Достоевского, великого русского писателя, невозможно не согласиться. Вы замечали, сколько новых направлений творческой деятельности появилось за последнее десятилетие? Одно из них, в буквальном смысле, сделало искусство говорящим. И нет, речь не об абстрактной идее, которую видит в картине ее воздыхатель, а о словах. Оказывается, их можно не просто писать, а рисовать, превращать в яркие композиции, которые так и норовят занять свое место на стенах популярных заведений, украсить ленту новостей и даже стать афишей мероприятия. Искусство рисования букв – как вам такое творчество?
Мы приглашаем вас прогуляться вместе с нами по увлекательному миру леттеринга. Уверяем, вам понравится! Но для начала давайте заглянем в историю развития письменности и узнаем, как менялся стиль написания букв с древних времен.
Краткая история развития письменности
С развитием человечества возникла потребность в фиксировании слов, и люди стали придумывать, как им это сделать так, чтобы все могли разобрать их послание. Сначала появилось «предметное» письмо – писатель передавал свои мысли через изображение конкретного предмета, но далеко не всем был понятен смысл, т.к. вариантов трактовок изображения может быть бесчисленное множество.
Далее на смену «предметному» письму пришла пиктография – изображение слов рисунками. Это те самые картинки сцен охоты, сражения, которые рисовали на скалах. Интересный факт: пиктографию используют и в наши дни: например, всем известное изображение змеи и чаши с ядом обозначает аптеку. Видели его на вывесках аптечных пунктов? Такие послания легко прочитать, но все равно вероятность, что каждый поймет их по-своему, остается.
Со временем стало понятно, что далеко не все слова можно изобразить картинкой. Рисунки приобрели более схематичный вид и постепенно переросли в иероглифы. Самые полярные виды иероглифического письма возникли в Китае и Древнем Египте. Но и они не решили проблему интерпретации написанного: значений у каждого иероглифа было много, все их запомнить достаточно трудно, и в сочетании с другими обозначениями не всегда было понятно, что же все-таки имел в виду автор.
Китайцы попытались решить эту проблему и обозначили конкретное слово сочетанием иероглифов. Позже добавились специальные знаки – детерминативы, которые позволяли более точно прочесть послание.
Со временем ученые сошлись на мнении, что нужно передавать не только смысл слова, но и его звучание. Так на смену иероглифам пришло фонографическое письмо, в котором использовались знаки, передающие значение слова, слоги и «указатели» – обозначения того, к какому классу относится слово. Такое письмо использовалось на Древнем Востоке.
Потом появилось слоговое письмо: язык древних шумеров пополнился иероглифами, которыми обозначали слоги. А затем возникло консонантно-звуковое письмо: специальными знаками стали помечать только согласные звуки.
Арамейское письмо появилось на основе древнесемитских систем письма и перешло к арабам и завоеванным ими народам. Арабский алфавит использовали все, кто проповедовал ислам, и только в 1929 году некоторые народы сменили его на латиницу [О. Волошина, 2009].
Примечательно, что арабский алфавит имеет 28 букв, каждая из которых отличается своей графической фигурой. Арабское письмо широко использовалось в искусстве и художественном творчестве. Каллиграфия и различные художественные формы рукописного письма – одно из направлений развитий арабского алфавита. Надписями на арабском языке украшают различные изделия, сооружения, ковры и прочую атрибутику.
Сегодня арабский стиль написания букв используют художники-оформители разных стран, в том числе и в России. Посмотрите, как оригинально смотрится русский шрифт в арабском стиле, такой вариант оформления можно смело использовать в леттеринге:
Значимый шаг в развитии письменности сделали древние греки: они обозначили буквами и гласные, и согласные. Так появился алфавит. Наконец, начало развиваться латинское письмо, которое обеспечило единство алфавитов разных стран. Сейчас латиницу использует более 30% мирового населения [О. Волошина, 2009].
В 9 веке начали формироваться славянские государства. Развитие общества и религии побудило к созданию славянского письма. Кирилл и Мефодий составили глаголический алфавит, который состоял из 38 букв и являлся достаточно сложным в применении, но до сих пор в наше время его пытаются использовать хорваты.
Еще одна система написания письма называется кириллицей, в честь своего создателя Кирилла. В ее основу положено торжественное, уставное письмо, на котором были написаны богослужебные книги. Примечательно, что русское письмо, в отличие от западноевропейского, постоянно совершенствовалось. В 1708 году Петр І издал указ, в котором определил стандарты книжного шрифта [О. Волошина, 2009].
С появлением печатной продукции шрифт начал преображаться, появился новый вид рукописного почерка – вязь. Им украшали различные издания, его считали декоративным видом письма. Посмотрите, как оригинально выглядели надписи:
А вот так выглядит леттеринг в старорусском стиле:
Кто бы мог подумать, что в современном мире творческие умельцы не только продолжат тенденцию превращать письмо в искусство, но и дадут новую жизнь древним стилям написания текстов в таком оригинальном формате [О. Волошина, 2009].
Эмиль Рудер, швейцарский типограф, графический дизайнер автор книги «Типографика», провел масштабное исследование шрифтов и выявил их взаимосвязь с различными языками: шрифт напрямую зависит от того, носителем какого языка является его создатель [Э. Рудер, 1982]. Получается, эстетичность и красота букв зависят, по большому счету, от национальности автора текста. Кстати, Рудер был одним из первых, кто считал, что дизайн не должен ограничиваться никакими стилями. Этот подход к творчеству как раз четко отображает леттеринг.
Так что же это за вид искусства?
Леттеринг (от английского слова lettering – надпись) – способ изображения букв, представляющих собой общую композицию. Это полет фантазии, ведь в нем нет никаких ограничений, автор может изобразить буквы как ему захочется, главное, чтобы общая картинка была гармоничной.
Несмотря на свободу творчества, леттеринг представляет собой систему различных стилей, фигур, и является логически собранным изображением. Примечательно, что рисовать буквы можно совершенно на любых поверхностях и любыми материалами: ручками, карандашами, мелом, кистями и т.д.
Леттеринг – это создание уникальной надписи для конкретного случая или проекта. Его часто путают с каллиграфией, но есть определенные признаки, которые раз и навсегда помогут понять, чем же отличаются между собой эти техники:
Ниже представлен рисунок, который наглядно демонстрирует разницу между двумя стилями изображения текста. Слева – леттеринг, справа – каллиграфия:
Сегодня леттеринг позволяет творческим личностям проявить свою фантазию в полной мере, подчеркнуть свою индивидуальность, создать что-то уникальное, что потом будет вдохновлять других художников на собственные творения.
Виды леттеринга
«Свобода слова» помогла развить несколько стилей леттеринга, каждый из которых находит свое применение в различных областях. Давайте рассмотрим самые популярные из них:
С изображением фона: леттеринг – это не только интересно нарисованные буквы. В ход можно пустить пространство вне букв и изобразить соответствующий фон. Такое изображение будет особенно уникальным:
С эффектом омбре: речь идет о цвете самих букв. Плавный переход оттенков из одного в другой добавит яркости общей картинке:
С проработкой деталей: текст можно дополнить различными элементами в зависимости от тематики изображения. Это могут быть геометрические фигуры, линии, завитки и все то, что логически подойдет в общую композицию:
С объемным изображением: 3D-техника рисования букв достаточно капризна, ведь здесь нужно правильно учесть пропорции, сочетания цветов, размеры изображений, тени. Но, если ее освоить, такой леттеринг точно не оставит никого равнодушным:
Винтажный: изображения в таком стиле как будто прямиком из Америки 19-20 века попадают на стол заказчику. Характерные засечки, завитки, определенные цвета и оттенки отлично передают характер тех времен и уместно смотрятся в леттеринге:
Готический: этот стиль активно используют при изображении логотипов и в брендинге. Существует более 100 готических шрифтов. Посмотреть их можно здесь. А вот пример:
Граффити: настенное творчество уличных художников всегда привлекает внимание, а если перенести эти рисунки на бумагу, это уже леттеринг чистой воды:
В виде определенной фигуры: слова можно заключить в рамки, которые представляют очертания животного или любого подходящего по смыслу леттеринга предмета:
Сочетание разных стилей: в леттеринге нет никах границ и условностей, в отличие от каллиграфии, поэтому можно совместить несколько стилей, если вместе они способны сформировать логически-выстроенную композицию:
С применением компьютерной обработки: а это уже один из самых современных стилей рисования букв, когда рукописные надписи переводятся в компьютерную графику или изначально создаются в графических редакторах:
Меловой леттеринг: широко используется в кафе и ресторанах. Самого обыкновенного мела и меловой доски будет достаточно, чтобы создать оригинальную надпись об акции дня или новых вкусных пончиках, такое оригинальное объявление обязательно привлечет внимание посетителей:
Есть еще один вид леттеринга, который наверняка знаком многим и, более того, являлся спутником вашей повседневной жизни или жизни ваших родителей. Ему мы выделили отдельное место.
Советский леттеринг
Советский леттеринг – стиль, который появился на основе американского леттеринга. Художники СССР адаптировали его под кириллицу, и таким образом он приобрел особенный характер и узнаваемость.
Данное направление леттеринга не теряет своей актуальности по сей день и вдохновляет многих творцов применять его в вывесках, известных марках одежды, ведь этот почерк неповторим, уникален и удивительным образом передает дух прошлых лет.
По мнению современных дизайнеров, есть 3 основные причины появления советского леттеринга искусстве:
Советский шрифт связан с историей и культурой того времени. Взгляните на всем знакомую надпись советского автопрома:
Или на название общественного заведения:
Наверняка вы вспомните шрифты названий знаменитых советских фильмов:
Уверены, если порыться в шкафах наших бабушек и дедушек, или присмотреться к названиям старых холодильников и другой бытовой техники, можно собрать целую библиотеку советских шрифтов.
Конечно, многие вывески и надписи, как пережиток прошлого, давно модернизировались, заменились на более современные шрифты, которые органично вписываются в сегодняшний стиль городских улиц. Но на некоторых улицах Санкт-Петербурга еще можно заметить старые ухоженные вывески, которым уже более 50 лет. Все-таки культура тех времен еще живет среди нас [М. Левченко, 2015].
Где используется леттеринг?
Многообразие стилей и форм леттеринга позволяет применять его в различных и порой неожиданных областях. Этот вид искусства широко используется в маркетинге, а именно при создании логотипов, упаковок, этикеток, и его главная задача – привлечь внимание потребителей уникальным дизайном.
Сейчас стало модным изображать яркие надписи на одежде и аксессуарах. Такие принты приходятся по душе тем, кто хочет выделиться. Леттеринг используется в печатной продукции, часто им украшают открытки, обложки журналов и блокнотов.
Оригинально нарисованные буквы на стенах стали атрибутом общественных заведений и уже плотно вошли в дизайн интерьеров. А фотозоны с изображением индивидуальных надписей на баннере способны здорово украсить любое мероприятие.
Также сейчас модно брендировать страницы социальных сетей при помощи леттеринга. А те, кто посмелее, могут украсить им не только личную страничку в Instagram, но и свое тело, набив интересную татуировку в стиле леттеринга.
Как видите, применение этого современного вида творчества практически не имеет границ. Точнее сказать, эти границы устанавливают сами художники, вновь и вновь создавая неповторимые изображения, которые так и просятся занять свое место.
Как научиться леттерингу?
Вы полны вдохновения и решимости научиться леттерингу? Тогда советуем начать свой творческий путь с приобретения канцелярского комплекта. Для начала вам понадобятся:
Рисовать буквы можно на любых поверхностях и разными инструментами, но, т.к. леттеринг начинается с изучения шрифтов, формы букв, техник рисования, лучше воспользоваться самыми простыми инструментами.
Художники-иллюстраторы советуют практиковать леттеринг в прописи. Рекомендуем прочитать книгу-пропись «Буква к букве» Татьяны Чулюскиной, иллюстратора и арт-директора. В ней вы найдете полезную информацию для начинающих леттереров, которую сразу сможете применить на практике прямо на страницах этой книги.
В леттеринге есть несколько классов шрифтов, которые необходимо освоить в первую очередь. К ним относятся:
Сами буквы – это система из различных элементов, названия которых нужно запомнить.
Буква может состоять из:
Иллюстрация из книги «Буква к букве» отлично демонстрирует строение буквы. Сохраните ее, чтобы всегда иметь под рукой:
Лучше начать практиковать леттеринг с рисования алфавита, так вы начнете чувствовать формы и особенности каждой буквы. Напишите фразу «Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю!» В этой фразе использованы все буквы алфавита.
Главный принцип изображения букв – переходить от общего к частному. Для начала обозначьте габариты буквы, отметьте основные и соединительные штрихи, прорисуйте внутренние и внешние овалы, если они есть, и дополните свое схематичное изображение деталями:
Не старайтесь писать идеально ровно; прелесть леттеринга в том, что он не требует правильных форм, а, наоборот, отличается динамичностью и творческой небрежностью [Т. Чулюскина, 2018].
Если у вас возникли трудности с самостоятельным изучением, не расстраивайтесь. В Интернете есть много полезной информации и бесплатных видеоуроков. Посмотрите, например, этот ролик, и не забудьте подготовить к просмотру свой набор начинающего леттерера, ведь в леттеринге, особенно для начинающих, главное – это практика:
Также можно пройти обучение в онлайн-школе леттеринга, выбрав для себя подходящее направление. Вот несколько полезных ссылок:
Чтобы стать хорошим леттерером, нужно обладать не только желанием, но и творческим мышлением, чувством стиля и гармонии. Рекомендуем вам заглянуть на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике», где вы сможете оценить свои творческие способности и научитесь нестандартно подходить к решению различных задач даже в сфере искусства.
Советы профессионала
Джессика Хиш – молодой иллюстратор, леттерер, ее резюме украшают факты сотрудничества с такими известными компаниями, как The New York Times, Starbucks, Nike и другие.
Ее книга «Про леттеринг» о технических тонкостях леттеринга, наполненная пошаговыми советами и иллюстрациями, завоевала сердца многих художников, ведь в ней много полезной информации как для тех, кто привык рисовать простым карандашом, так и для тех, кто работает с векторной графикой.
Вот несколько советов, которые дает Джессика Хиш тем, кто увлекается леттерингом:
Посмотреть работы Джессики Хиш и вдохновиться на создание собственных шедевров можно здесь.
Подведем итог
Леттеринг – это полет фантазии, свобода для творческих деятелей, способ выражения своих эмоций, результат разностороннего мышления художника, победа над устаревшими условностями на тему того, как должна выглядеть вывеска магазина или обложка журнала.
Этот вид искусства может стать не только увлекательным досугом, но и прибыльным делом. Сейчас очень модно применять леттеринг в разных сферах деятельности, ведь это отличный способ привлечения внимания к продукту или какому-либо заведению.
А если вы еще не вдохновились взмахнуть карандашом по белоснежной бумаге, тогда загляните на страничку популярных леттереров, таких как Lisa Quinne, Jimbo Bernaus, или на общий аккаунт, где собраны лучшие работы русских творцов современного искусства.
Если вы любите рисовать или хотите этому научиться, не отказывайте себе в удовольствии окунуться в творческий мир леттеринга. Желаем вам вдохновения, идей и приятного времяпрепровождения за этим увлекательным делом!