Как называется кондуктор в автобусе
Кондуктор, контролер
Кондуктор или контролер в транспорте – это тот, кто продает пассажирам билеты, и/или контролирует их наличие. Специфика этой работы может немного различаться в зависимости от населенного пункта (например, в некоторых городах есть электронные проездные и валидаторы, в других их нет), однако суть ее неизменна. Устроиться на такую работу, как правило, несложно, однако она несет общественную значимость и требует определенных умений и навыков для успешного выполнения. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание: кто такой кондуктор/контролер?
Пожалуй, это та работа, суть которой объяснять не надо. Все люди хотя бы иногда пользуются общественным транспортом, и поэтому неизбежно прибегают к услугам кондукторов или сталкиваются с контролерами. Это профессия, которую вряд ли выбирают по призванию, но в ней, как и в любой другой, есть свои плюсы.
Особенности профессии кондуктора/контролера
Как правило, работник, которого называют кондуктором, занимается именно продажей билетов. Чаще всего для покупки проездного талона пассажирам нужны наличные, хотя в крупных городах имеется и возможность оплаты картой, равно как и технология оплаты проезда при помощи электронного проездного или покупки билетов через электронный терминал. В таком случае к обязанностям кондуктора добавляется проверка того, оплатил ли проезд каждый конкретный пассажир, и продажа ему билета лишь в случае необходимости. В этой ситуации он совмещает в себе функции кондуктора и контролера.
В некоторых системах общественного транспорта существует отдельная должность контролера. Он не находится в транспортном средстве, следующем по конкретному маршруту, постоянно. Вместо этого он заходит в автобус/трамвай/троллейбус/поезд, проверяет у всех пассажиров наличие билетов, взимает штрафы с безбилетников, и покидает транспортное средство. Такой способ контроля сознательности граждан распространен в городах, где нет кондукторов как таковых, а процесс «обилечивания» в принципе выполняется через электронные терминалы.
Таким образом, основные обязанности кондуктора/контролера в общем случае сводятся к следующим:
Кондуктор/контролер также помогает пассажирам и водителю при возникновении каких-либо сложных ситуаций. Он должен хорошо разбираться в технике безопасности и правилах использования аварийного выхода транспортного средства. Кроме того, к нему могут обращаться с вопросами по поводу маршрута. Отвечать на них кондуктор не обязан, но поделиться своими знаниями с пассажирами, которые плохо ориентируются на местности, он может.
Кондуктор – актуальная профессия
Общественный транспорт для любого города — залог комфорта и удобства. И чем крупнее город, тем больше разновидностей общественного транспорта существует, поэтому профессия кондуктора востребована в любом городе.
Водителям трамваев, автобусов и троллейбусов удобнее концентрироваться на выполнении основной работы, не отвлекаясь на получение платы за проезд. Для выполнения этой работы требуются услуги кондуктора.
Особенности профессии кондуктор
Появление общественного транспорта стало стимулом к возникновению этой профессии. Основные обязанности не претерпели значительных изменений, но со временем изменились способы взимания платежей.
В разное время профессия кондуктора переставала быть актуальной. Например, в Воронеже с 2003 года часть маршрутов стала бесплатной. Отдельные города также обходились без кондукторов, вместо них использовались компостеры, которые гасили проездные талоны.
Некоторые страны экспериментируют и вводят бесплатный общественный транспорт, для этого они предоставляют ряд аргументов:
В крупных мегаполисах наземный транспорт часто обходится без кондукторов — их заменили валидаторы. Кондукторов оставляют только на междугородних рейсах.
Но профессия не исчезла. Кондукторов когда-нибудь вытеснят электронные средства контроля, но это долгий процесс, который наступит очень нескоро.
Профессия кондуктора имеет еще одну особенность — в основном ее выбирают женщины. Возможно это связано с тем, что средняя зарплата кондуктора низкая и мужчины реже соглашаются на такие условия работы.
Обязанности кондуктора
Кондуктор общественного транспорта для исполнения своих обязанностей должен знать:
Также кондуктору необходимы знания по оказанию медицинской помощи, принципам охраны труда и противопожарной безопасности. С этими темами специалистов знакомят в рамках инструктажей при приеме на работу.
Источник фото rawpixel.com/freepik
Требования к кондуктору
Строгих требований к кондуктору не предъявляют, главное для работника — иметь хороший вестибулярный аппарат и выносливость. Это нужно, так как смены могут длиться более 10 часов, а автобус почти все время находится в движении.
Будущему кондуктору также следует регулярно проходить медицинские обследования. Для работы не подойдет человек с проблемами в работе опорно-двигательного аппарата, плохим зрением и другими заболеваниями.
Ответственность кондуктора
Он несет личную ответственность за покупку билетов всеми пассажирами транспортного средства. В противном случае его ждут штрафные санкции со стороны работодателя, что отдельным пунктом прописывается в трудовом договоре.
Руководство предприятия несет ответственность за обеспечение специалистов всем необходимым для работы инструментарием, а также униформой.
Обучение кондукторов
Не существует учебных учреждений для получения профессии кондуктора. Все знания работник получает на рабочем месте. Поэтому должность кондуктора доступна практически каждому — это дает возможность получить работу людям без образования и специальных знаний.
Перспективы карьерного роста для кондукторов
Профессия кондуктора не подразумевает карьерного роста. Можно выполнять свою работу на разных видах транспорта, но это практически не сказывается на заработке.
Личностные качества профессии кондуктор
Работа кондуктора в первую очередь подразумевает общение с пассажирами, поэтому специалист должен проявлять следующие качества:
Уровень заработной платы профессии кондуктор
По информации сервисов поиска сотрудников, работник может рассчитывать на следующую зарплату:
На зарплату влияет регион и количество смен.
Плюсы и минусы профессии кондуктор
Плюсы:
Минусы:
Как называется штуковина, которой кондукторы «пропикивают» проездные?
Валида́тор (от англ. valid — действительный, имеющий силу, правомерный) — электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом.
Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно недорогая цена обслуживания устройства.
Московский наземный транспорт
Правительство Москвы мотивировало решение об установке устройств большим количеством безбилетных пассажиров, ездящим по поддельным документам.
Несмотря на то что с помощью электронной системы проверки оплаты проезда существенно сократилось число безбилетных пассажиров, многие жители Москвы отрицательно восприняли нововведение. Так, из-за автоматов посадка стала занимать больше времени: если до введения устройства посадка и высадка обычно занимала не более одной минуты, то после при большом количестве пассажиров она стала занимать 3-4 минуты. Это естественным образом отразилось на времени следования по маршруту, в некоторых случаях весьма существенно. В конце декабря 2009 года Мосгортранс вывел на улицы Москвы новые комфортабельные маршрутные такси. Первые 100 машин вышли на маршруты 1−го, 3−го, 10−го и 16−го автобусных парков и Филевского автобусно-троллейбусного парка, которые оборудованы валидаторами, турникеты в машинах отсутствуют. Введение новый муниципальных машин либо сократит количество частных маршруток, либо будет способствовать повышению качества услуг, которые предоставляют коммерческие перевозчики.
С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов — валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.
Эта система постепенно уже начала внедряться на маршрутах петербургского наземного транспорта.
На текущий (ноябрь 2007-го) момент существуют планы введения валидаторов на общественном транспорте Московской области.
В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб на одну поездку.
В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространение.