Как называется коренной народ мексики
Мексиканцы – индейцы с Библией в руках
Мексиканский народ появился не так давно, однако за свою историю прошёл немало войн, восстаний и кровопролитных сражений. Современные мексиканцы не слишком похожи на своих предков, хотя немало традиций прошлого дошли до наших дней – пусть и в несколько изменённом виде.
В мексиканцах сочетаются черты европейских завоевателей и древних индейских племён, славившихся необыкновенной культурой и кровожадными обычаями. Сегодня мексиканская нация является третьей по численности среди народов западного полушария. Какой же путь прошли мексиканцы к настоящему времени? Когда появились первые люди Мексики? С кем и за что боролись жители мексиканских земель?
Далёкая древность народов Мексики
Первые человеческие поселения на территории современной Мексики появились за много тысячелетий до наступления нашей эры. Что интересно, историки не могут точно сказать, что это был за народ. И всё-таки находится немало древних предметов того времени, что позволяют утверждать, что цивилизация эта находилась на достаточно высоком уровне развития.
Были ли эти люди предками мексиканцев? На мой взгляд, их правильнее назвать очень далёкими прародителями индейских народов, которые в какой-то мере повлияли и на формирование мексиканской нации.
Мексиканская маска Санта-Муэрте
С появлением в Мексике майя, ацтеков, сапотеков, тольтеков начинается практически беспрерывная череда войн. Индейские племена сражались друг с другом, стремясь установить власть на большей части земель. Но и тогда индейцев нельзя было назвать будущими мексиканцами. Формироваться тот народ, что знаком нам сегодня, начал лишь в XIII-XVI веках.
Историки предполагают, что испанцы могли оказаться на мексиканском побережье случайно, в результате катастрофы. Когда в 1511 году корабль их потерпел крушение, многие моряки погибли, однако паре человек удалось спастись. Одним из них был Херонимо де Агилар. Он не только сумел выжить на новых, незнакомых землях, но и весьма успешно ужился с майя, что в то время властвовали на этих территориях.
Впоследствии именно де Агилар помог своему соотечественнику Кортесу общаться с местными племенами. В ходе знакомства с индейцами испанцы выяснили, что земли этого региона полны сокровищами и природными богатствами. Стоит ли говорить, что после этого редкие спокойные годы для майя исчезли навсегда?
«Завоевание Мексики» Изображает падение Теночтитлана в 1521 году во время испанского завоевания империи ацтеков.
Местонахождение: коллекция Джей И. Кислак, Библиотека Конгресса, США
Сложное объединение разных культур
Когда начинается наступление ацтеков на мексиканские земли, испанцы оказываются союзниками местных индейцев. Победы над ацтеками оказалась очень лёгкой, ведь к тому времени древняя цивилизация уже приходила к своему упадку.
По отношению к местному населению Мексики испанцы были лояльнее, нежели к жителям других своих колоний. По мнению исследователей, причина этого крылась в личностях тех, кто нёс главные преобразования, а именно христианских священнослужителей.
На новых землях миссионеры старались максимально приобщить местных жителей к испанской культуре и иной вере. К примеру, архиепископ Хуан де Сумаррага построил типографию, где печатались книги для индейцев, а также оказывал содействие в создании университета, где могло бы обучаться коренное население Мексики.
Но если духовенство способствовало объединению различных индейских племён с европейцами, то переселенцы, прибывшие из Испании, напротив, часто относились к местным жителям с презрением и враждой.
Тем не менее, постепенное смешение дало свои результаты. Мексиканцы стали вершиной национального слияния разных народов и культур. Неудивительно, что и сегодня у этого народа легко заметить качества характера, взятые у испанцев, а обычаи, свойственные индейцам.
Портрет отца Сумарраги
Жестокое развлечение
Если говорить о культуре Мексики, невозможно пройти мимо зрелищных, но жестоких обычаев. Мексиканцы обожают корриду, «подаренную» им испанцами, но они решили создать и свой вариант сражений с участием животных. Это – петушиные бои. Нередко на улицах Мексики можно увидеть толпу людей, окруживших двух пернатых бойцов. Птиц для такого «развлечения» растят специально, откармливают и тренируют.
Петушиные бои в Мексике / © Jo Simon / flickr.com
Легенды индейцев и Библия
До наших дней сохранились старинные индейские легенды, что рассказывают о появлении нашего мира и верховном божестве-творце. Поразительно, но в этих историях немало общего с библейскими сюжетами. Так, в преданиях рассказывается о Тлок Науаке, что могущественной силой бога сотворил из ила двух людей – сначала мужчину, затем женщину.
Индейцы верили, что некогда землю населяли огромные люди, настоящие великаны. В легендах рассказывается о дарах бога и о наводнении, затопившем всю сушу и уничтожившем человечество.
Конечно, можно предположить, что такие истории – вариации смешения сюжетов Библии и древнего фольклора. Но меня поразило то, что подобные сказания распространены даже в отдалённых уголках Мексики, где индейцев никогда не тревожили европейцы, что и могли рассказать эти сюжеты.
Мексиканцы на Центральном рыноке в Тепозтлане, Мексика / happysleepy.com
Мексиканцы нашего времени, к счастью, сильно отличаются от воинственных кровожадных предков, совершавших жуткие обряды или жестоко порабощавших народы завоёванных земель. Сегодня жители Мексики стремятся к гармонии и миру на своей родине, хранят память о прошлых временах и культуре, подаренной великими нациями прошлых веков.
Число коренных мексиканцев оценивается с использованием политических критериев, содержащихся во 2-й статье мексиканской конституции. Мексиканская перепись населения не учитывает расово-этническую принадлежность, а учитывает только «культурно-этническую принадлежность» коренных общин, которые сохраняют свои языки, традиции, верования и культуры коренных народов.
СОДЕРЖАНИЕ
Определение
Во второй статье Конституции Мексика определяется как «многокультурная» нация в знак признания различных этнических групп, которые составляют ее, и где коренные народы являются изначальной основой.
Число коренных мексиканцев оценивается с использованием политических критериев, содержащихся во 2-й статье мексиканской конституции. Мексиканская перепись населения не учитывает расово-этническую принадлежность, а учитывает только культурно-этническую принадлежность коренных общин, которые сохраняют свои языки, традиции, верования и культуру коренных народов.
Коренные народы Мексики имеют право на свободное определение в соответствии со второй статьей конституции. Согласно этой статье коренным народам предоставляется:
среди других прав. Кроме того, Закон о языковых правах языков коренных народов признает 89 языков коренных народов «национальными языками», которые имеют такую же силу, как и испанский, на всех территориях, где на них говорят. По данным Национального института статистики, географии и обработки данных (INEGI), примерно 5,4% населения говорят на языке коренных народов, то есть примерно половина тех, которые определены как коренные. Признание языков коренных народов и защита культур коренных народов предоставляется не только этническим группам, проживающим на территории современной Мексики, но и другим группам коренных народов Северной Америки, которые мигрировали в Мексику из Соединенных Штатов в XIX веке, и тем, кто иммигрировал. из Гватемалы в 1980-х гг.
История
Доколумбовые цивилизации
Мезоамерика густо населена различными коренными этническими группами, которые, хотя и имеют общие культурные особенности, говорят на разных языках и развивают уникальные цивилизации.
Торговля
Колониальная эпоха
Поскольку у мезоамериканских народов существовала потребность в трудовой повинности и подаче в эпоху до завоевания, испанцы, которым в энкомьенде были присуждены труд и дань определенных общин, могли получить финансовую выгоду. Официальные лица коренных народов в своих общинах участвовали в поддержании этой системы. Произошло резкое сокращение численности коренного населения из-за распространения европейских болезней, ранее неизвестных в Новом Свете. Пандемии вызвали хаос, но общины коренных народов восстановились с меньшим количеством членов.
Земля коренных народов
Земля коренных народов используется как по материальным, так и по духовным причинам. Религиозные, культурные, социальные, духовные и другие события, связанные с их самобытностью, также связаны с землей. Коренные народы используют коллективную собственность, чтобы вышеупомянутые услуги, предоставляемые землей, были доступны всему сообществу и будущим поколениям. Это резко контрастировало с точкой зрения колонистов, которые рассматривали землю исключительно с экономической точки зрения, когда земля могла передаваться между людьми. Как только земля коренных народов и, следовательно, их средства к существованию были отняты у них, они попали в зависимость от тех, у кого была земля и власть. Кроме того, духовные услуги, предоставляемые этой землей, больше не были доступны, что привело к ухудшению положения коренных народов и культур.
Расовые категории колониальной эпохи
Степень, в которой ярлыки расовой категории имели правовые и социальные последствия, стала предметом научных дискуссий с тех пор, как идея «кастовой системы» была впервые разработана Анхелем Розенблатом и Гонсало Агирре Бельтраном в 1940-х годах. Оба историка популяризировали представление о том, что расовый статус был ключевым организационным принципом испанского колониального правления. Однако недавние академические исследования поставили под сомнение это понятие, посчитав его ошибочным и идеологически обоснованным переосмыслением колониального периода.
Независимость до мексиканской революции
20 век
Правительство внесло определенные законодательные изменения, чтобы способствовать развитию сельских и коренных общин, а также сохранению и продвижению их языков. Вторая статья Конституции была изменена, чтобы предоставить им право на самоопределение, и требует от правительств штатов поощрять и обеспечивать экономическое развитие коренных общин, а также сохранение их языков и традиций.
Права
Конституционный
Испанская корона пользовалась правовой защитой коренных народов как отдельных лиц, а также их общин, включая создание отдельного Общего суда по делам индейцев. Либеральная реформа середины девятнадцатого века удалила их, так что было равенство людей перед мексиканским законодательством. Создание национальной идентичности, не связанной с расовой или этнической идентичностью, было целью мексиканского либерализма.
В конце двадцатого века настойчиво отстаивали права коренных народов и признавали их культурную самобытность. В соответствии с конституционной реформой 2001 года признаются следующие права коренных народов:
Вторая статья конституции Мексики признает и закрепляет право коренных народов и общин на самоопределение и, следовательно, их автономию:
V. Сохранять и улучшать среду обитания, а также сохранять целостность своих земель в соответствии с этой конституцией. VI. Иметь право на владение недвижимостью и земельной собственностью, установленное настоящей конституцией и производным от нее законодательством, на все права частной и общинной собственности, а также на преимущественное использование и пользование всеми природными ресурсами, расположенными в местах проживания общин. в, за исключением тех, которые определены как стратегические в соответствии с конституцией. Сообщества должны иметь право объединяться друг с другом для достижения этих целей.
При мексиканском правительстве некоторые коренные народы имели права на землю в рамках эхидо и аграрных общин. При эхидо коренные общины имеют узуфруктные права на землю. Коренные общины предпочитают делать это, когда у них нет юридических доказательств, чтобы претендовать на землю. В 1992 г. произошли сдвиги в экономической структуре, и теперь эхидо можно было разделить и продать. Для этого была создана программа PROCEDE. Программа PROCEDE провела съемку, нанесение на карту и проверку земель эхидо. Эта приватизация земли подорвала экономическую базу коренных общин, так же как и захват их земли во время колонизации.
Лингвистический
К семнадцатому веку элитное меньшинство было испаноговорящим. После обретения независимости в 1821 году произошел переход на испанский язык, чтобы узаконить мексиканский испанский, созданный мексиканскими криоллосами. С тех пор языки коренных народов подвергались дискриминации и считались несовременными. Девятнадцатый век принес с собой программы по обеспечению двуязычного образования на начальных уровнях, после чего они в конечном итоге перешли на обучение только на испанском языке. Стремление к языковому единообразию способствовало укреплению национальной идентичности. Это оставило языки коренных народов вне властных структур.
В 2001 году конституция Мексики была изменена, чтобы признать коренные народы и предоставить им защиту. Вторая статья конституции Мексики признает и обеспечивает право коренных народов и общин на самоопределение и, следовательно, их автономию:
Кроме того, Общий закон о лингвистике также гарантирует двуязычное и межкультурное образование. Люди обычно жалуются, что учителя не знают языка коренных народов или не уделяют первоочередного внимания обучению языку коренных народов. Фактически, некоторые исследования утверждают, что формальное образование уменьшило распространенность языков коренных народов.
Некоторые родители не учат своих детей своему коренному языку, а некоторые дети отказываются изучать родной язык из опасения, что они будут подвергнуты дискриминации. Ученые утверждают, что необходимы социальные изменения, чтобы повысить статус языков коренных народов, чтобы запретить соблюдение закона и защитить языки коренных народов.
Всего населения | |
---|---|
25,694,928 [1] [2] | |
Регионы со значительным населением | |
Юкатан, Оахака, Чьяпас, Кампече, Веракрус, Герреро, Идальго, Пуэбла, Мичоакан | |
Языки | |
Науатль, Юкатек, Цоциль, Mixtec, Сапотек, Отоми, Huichol, Тотонак и еще 54 живущих языки на мексиканской территории, а также испанский | |
Религия | |
христианство (преимущественно Римский католик, с Индейские религиозные элементы, в том числе Мезоамериканская религия) | |
Родственные этнические группы | |
Коренные народы Америки |
Число коренных мексиканцев оценивается с использованием политических критериев, содержащихся во второй статье мексиканской конституции. Мексиканская перепись населения не учитывает расово-этническую принадлежность, а учитывает только «культурно-этническую принадлежность» коренных общин, которые сохраняют свои языки, традиции, верования и культуры коренных народов. [3]
Согласно Национальная комиссия по развитию коренных народов (Comisión Nacional para el Desarrollo de los Pueblos Indígenas, или CDI на испанском языке) и ИНЕГИ (официальный институт переписи населения), в 2015 году 25 694 928 человек в Мексике идентифицировали себя как коренные [4] [5] многих разных этнических групп, [6] которые составляют 21,5% населения Мексики. [1] [2] Во время испанского завоевания в конце 15 века коренное население Мексики оценивалось примерно в 25 миллионов человек, и поэтому оно снова достигло этой цифры только через 500 лет. [7] Эти современные цифры, однако, основаны на языке, что делает цифры заниженными, поскольку они не учитывают коренных жителей, которые говорят только по-испански. [3]
Содержание
Определение
Во второй статье своего Конституция, Мексика определяется как «многокультурная» нация в знак признания различных этнических групп, которые ее составляют, и где коренные народы [8] являются оригинальным фундаментом. [9]
Число коренных мексиканцев оценивается с использованием политических критериев, содержащихся во второй статье мексиканской конституции. Мексиканская перепись населения не учитывает расово-этническую принадлежность, а учитывает только культурно-этническую принадлежность коренных общин, сохраняющих свои языки, традиции, верования и культуру коренных народов. [3]
Категория индигена (коренной) можно определить узко в соответствии с лингвистическими критериями, включая только лиц, говорящих на одном из 89 языков коренных народов Мексики, это классификация, используемая Национальным институтом статистики Мексики. Его также можно определить широко, чтобы включить всех лиц, которые идентифицируют себя как представителей коренных культур, независимо от того, говорят ли они на языке той группы коренного населения, с которой они себя идентифицируют. Это означает, что процентная доля мексиканского населения, определяемого как «коренное», варьируется в зависимости от применяемого определения; Культурные активисты назвали использование узкого определения термина для целей переписи «статистическим геноцидом». [10] [11]
Коренные народы Мексики имеют право на свободное определение в соответствии со второй статьей конституции. Согласно этой статье коренным народам предоставляется:
среди других прав. Кроме того, Закон о языковых правах языков коренных народов признает 89 языки коренных народов как «национальные языки», которые имеют такую же силу, как и испанский, на всех территориях, где на них говорят. [12] Согласно Национальный институт статистики, географии и обработки данных (INEGI), примерно 5,4% населения говорят на языке коренных народов, то есть примерно половина тех, которые определены как коренные. [13] Признание языков коренных народов и защита культур коренных народов предоставляется не только этническим группам, проживающим на территории современной Мексики, но и другим группам коренных народов Северной Америки, которые мигрировали в Мексику из Соединенных Штатов. [14] в девятнадцатом веке и те, кто иммигрировал из Гватемала в 1980-е гг. [15]
История
Доколумбовые цивилизации
В доиспанский цивилизации того, что сейчас известно как Мексика, обычно делятся на два региона: Мезоамерика, в отношении культурной области, где несколько сложных цивилизаций развивались до прибытия испанский в шестнадцатом веке, и Аридоамерика (или просто «Север») [16] в отношении засушливого региона к северу от Тропик Рака где развито несколько цивилизаций и в основном заселены кочевыми или полукочевыми группами. [ нужна цитата ] Однако, несмотря на условия, утверждается, что Моголлонская культура и Народы успешно создали населенные пункты в Casas Grandes и Cuarenta Casas на обширной территории, которая охватывала северный штат Чиуауа и части Аризона и Нью-Мексико В Соединенных Штатах.
Мезоамерика была густо заселена различными коренными этническими группами. [16] [ страница нужна ] [17] которые, хотя и имеют общие культурные особенности, говорят на разных языках и развивают уникальные цивилизации.
Одной из самых влиятельных цивилизаций, развившихся в Мезоамерике, была Ольмек цивилизация, которую иногда называют «материнской культурой Мезоамерики». [17] Более поздняя цивилизация в Теотиуакан достиг своего пика около 600 г. н.э., когда город стал шестым по величине городом в мире, [17] чьи культурные и теологические системы повлияли на Тольтек и Ацтеков цивилизации более поздних веков. Были обнаружены доказательства существования многорасовых сообществ или кварталов в Теотиуакане (и других крупных городских районах, таких как Теночтитлан). [18] [19]
В Цивилизация майя, хотя и находился под влиянием других мезоамериканских цивилизаций, развил обширный культурный регион на юго-востоке Мексики и северной части Центральной Америки, в то время как Сапотек и Mixtec культура доминировала долина Оахака, а Purépecha в западной Мексике.
Торговля
Существует общее академическое согласие, что между культурами разных стран существовали важные системы торговли. Мезоамерика, Аридоамерика и Юго-Запад Америки, а архитектурные останки и артефакты разделяют общие знания, приписываемые этой торговой сети. Маршруты простирались далеко в Мезоамерику и доходили на север до древних общин, которые включали такие населенные пункты в Соединенных Штатах, как Snaketown, [20] Каньон Чако, и Руины хребта рядом Флагстафф (считается одним из лучших артефактов, когда-либо обнаруженных).
Колониальная эпоха
К моменту прибытия испанцев в центральную Мексику многие представители различных этнических цивилизаций (за заметным исключением Тласкальтеки и Purépecha Королевство Мичоакан) были слабо соединены под Империя ацтеков, последний Науа цивилизация процветала в Центральной Мексике. Столица империи, Теночтитлан, стал одним из крупнейших городских центров мира с населением в 350 000 человек. [16] [ страница нужна ]
Вовремя завоевание Империи ацтековиспанские конкистадоры, численность которых значительно превосходила коренные народы, заключили союз с другими этническими группами Империи ацтеков, включая Тласкальтеки. [16] [ страница нужна ] Эта стратегия оказалась очень эффективной, поскольку у ацтеков была очень плохая репутация в регионе. каннибализм и другие бесчеловечные действия и союзы туземцев имели решающее значение для победы Испании. Спустя несколько десятилетий испанцы укрепили свое господство в том, что стало наместничество Новой Испании сквозь Вальядолид Дебаты. Корона признала коренное дворянство в Мезоамерика как дворяне, освободили коренных рабов и сохранили существующую базовую структуру коренных городов-государств. Коренные общины были включены как общины под испанским владычеством, и структура власти коренного населения в значительной степени сохранилась. [21] Однако наместники и коренные жители сопротивлялись обретению для себя большей свободы.
В рамках испанского включения коренных народов в колониальную систему монахи научили местных писцов писать на своих языках латинскими буквами, так что в стране имеется огромный корпус документации колониальной эпохи. Науатль язык, Mixtec, Сапотек, и Юкатек майя а также другие. Такая письменная традиция, вероятно, прижилась, потому что существовала традиция живописного письма, найденная во многих коренных кодексы. Ученые использовали алфавитную документацию колониальной эпохи в том, что в настоящее время называется Новая филология осветить колониальный опыт мезоамериканских народов с их собственных точек зрения. [22]
Поскольку у мезоамериканских народов существовало требование в отношении трудовых повинностей и дани в период до завоевания, испанцы, которые получали труд и дань от определенных общин в энкомьенда может получить финансовую выгоду. Официальные лица коренных народов в своих общинах участвовали в поддержании этой системы. Произошло резкое сокращение численности коренного населения из-за распространения европейских болезней, ранее неизвестных в Новом Свете. Пандемии вызвали хаос, но общины коренных народов восстановились с меньшим количеством членов. [16] [ страница нужна ] [23] [24]
Благодаря контактам между коренным населением, испанцами, африканцами (многие из которых были рабами) и, начиная с конца шестнадцатого века, азиатскими рабами (брюки чинос) привезены в качестве товаров для торговли через Манильский галеон группы смешивались, представители смешанной расы Castas, особенно метисы, став частью испанских городов и, в меньшей степени, коренных общин. Испанская правовая структура официально разделила то, что они называли República de Indios (республика индейцев) из República de Españoles (республика испанцев), последняя из которых включала в себя всех испаноязычных: испанцев, африканцев и представителей смешанной расы. Хотя коренные народы во многих отношениях были маргинализованы в колониальной системе, [25] патерналистская структура колониального правления поддерживала дальнейшее существование и структуру коренных общин. Испанская корона признала существующую правящую группу, обеспечивала защиту земельных владений коренных общин, а общины и отдельные лица имели доступ к испанской правовой системе. [23] [24] [26] На практике в центральной Мексике это означало, что до либеральной реформы XIX века, устранившей корпоративный статус общин коренных народов, общины коренных народов имели статус под защитой.
Хотя корона признавала политические структуры и правящие элиты в гражданской сфере, в религиозной сфере мужчинам из коренных народов было запрещено исповедовать христианское духовенство после раннего францисканского эксперимента, который включал драку. Бернардино де Саагун в колледже Санта-Крус-Тлателолко для обучения такой группы. Нищие Францисканский, Доминиканский, а ордена августинцев первоначально проповедовали туземцев в их собственных общинах, что часто называется «духовным завоеванием». [27] Позже на северных границах, где кочевые группы коренных народов не имели фиксированных поселений, испанцы создали миссии и расселили коренное население в этих комплексах. В Иезуиты занимали видное место в этом предприятии до их изгнания из Испанской Америки в 1767 году. Католицизм с определенными местными аспектами был единственной допустимой религией в колониальную эпоху.
Земля коренных народов
В начале колониальной эпохи в центральной Мексике испанцев больше интересовал доступ к местной рабочей силе, чем владение землей. Институт энкомьенда, предоставление короны труда отдельных коренных общин отдельным лицам было ключевым элементом установления испанского правления, при этом землевладение коренных общин продолжалось в основном в его форме, существовавшей до завоевания. Испанская корона изначально сохранила в неприкосновенности местную социально-политическую систему местных правителей и землевладения. Испанское завоевание Империи ацтеков устраняя надстройку правила, заменяя ее испанским языком. [28] [29] У короны было несколько опасений по поводу энкомьенды. Во-первых, держатели энкомьенд называли Encomenderos становились слишком влиятельными, по сути, сеньорская группа, которая могла бросить вызов власти короны (как показано в заговоре завоевателя Эрнан Кортесзаконный сын и наследник). Во-вторых, энкомендеро монополизировали труд местных жителей, исключая вновь прибывших испанцев. И в-третьих, корона была обеспокоена ущербом, нанесенным институтом коренным вассалам короны и их общинам. Посредством Новых законов 1542 года корона стремилась отказаться от энкомьенды и заменить ее другим коронным механизмом принудительного труда коренных народов, известным как Repartimiento. Труд коренных жителей больше не был монополизирован небольшой группой привилегированных владельцев энкомьендов, а труд был распределен между большей группой испанцев. Туземцы выполняли низкооплачиваемую или недоплачиваемую работу в течение определенного количества недель или месяцев на испанских предприятиях. [30]
Земля коренных народов используется как по материальным, так и по духовным причинам. Религиозные, культурные, социальные, духовные и другие события, связанные с их идентичностью, также связаны с землей. [31] Коренные народы используют коллективную собственность, так что вышеупомянутые услуги, предоставляемые землей, доступны для всего сообщества и будущих поколений. [31] Это резко контрастировало с точкой зрения колонистов, которые рассматривали землю исключительно с экономической точки зрения, когда земля могла передаваться между людьми. [31] Как только земля коренных народов и, следовательно, их средства к существованию были отобраны у них, они попали в зависимость от тех, у кого была земля и власть. [31] Кроме того, духовные услуги, предоставляемые этой землей, больше не были доступны, что привело к ухудшению положения коренных народов и культур. [31]
Расовые категории колониальной эпохи
В правовой системе Испании расовые группы разделены на две основные категории: República de Españoles, состоящий из всех некоренных, но изначально испанцев и черных африканцев, и República de Indios. Потомки испанцев и коренных жителей также обычно считались испанцами.
Степень, в которой ярлыки расовой категории имели правовые и социальные последствия, является предметом научных дискуссий с тех пор, как идея «кастовой системы» была впервые разработана Анхелем Розенблатом и Гонсало Агирре Бельтраном в 1940-х годах. Оба историка популяризировали идею о том, что расовый статус был ключевым организационным принципом испанского колониального правления. Однако недавние академические исследования поставили под сомнение это представление, посчитав его ошибочным и идеологически обоснованным переосмыслением колониального периода. [32] [33]
Когда Мексика обрела независимость в 1821 году, обозначения casta были упразднены как юридическая структура, но расовые разделения остались. Белые мексиканцы спорили о том, как решить проблему Индийская проблема, то есть коренные жители, которые продолжали жить общинами и не были интегрированы политически или социально как граждане новой республики. [34] Конституция Мексики 1824 года содержит несколько статей, касающихся коренных народов.
Независимость до мексиканской революции
На засушливом севере Мексики коренные народы, такие как Команчи и Apache, которые приобрели лошадь, могли вести успешная война против мексиканского государства. Команчи контролировали значительную территорию, называемую Команхерия. [37] В Яки также имел давнюю традицию сопротивление, с лидером конца девятнадцатого века Cajemé быть заметным. В Майо присоединились к своим соседям яки в восстании после 1867 года.
На Юкатане майя вели длительную войну против местного мексиканского контроля в Кастовая война Юкатана, который наиболее интенсивно велся в 1847 году, но продолжался до 1901 года. [38]
20 век
Наибольшее изменение произошло в результате Мексиканская революция, жестокое социальное и культурное движение, которое определило Мексику 20 века. Революция породила национальное мнение о том, что коренные народы являются основой мексиканского общества. Несколько выдающихся художников продвигали «Индейские настроения» (Sentimiento indigenista) страны, в том числе Фрида Кало, и Диего Ривера. На протяжении двадцатого века правительство ввело двуязычное образование в некоторых коренных общинах и опубликовало бесплатные двуязычные учебники. [39] Некоторые штаты федерации присвоили наследство коренного населения, чтобы укрепить свою идентичность. [40]
Несмотря на официальное признание коренных народов, экономическая отсталость общин, усугубленная кризисами 1980-х и 1990-х годов, не позволила социально-культурному развитию большинства коренных общин. [41] Тысячи коренных мексиканцев эмигрировали в городские центры Мексики, а также в Соединенных Штатах. В Лос-Анджелесе, например, правительство Мексики установило электронный доступ к некоторым консульским услугам, предоставляемым на испанском языке, а также Сапотек и Mixe. [42] Некоторые из народов майя Чьяпас восстали, требуя лучших социальных и экономических возможностей, просьбы, высказанные EZLN. [ нужна цитата ]
В Конфликт в Чьяпасе 1994 г. привело к сотрудничеству между правительством Мексики и Сапатистская армия национального освобождения, коренная политическая группа. [43] Это крупное движение привлекло внимание международных средств массовой информации и объединило многие группы коренных народов. [44] В 1996 г. Соглашения Сан-Андрес-Ларрайнсар велись переговоры между сапатистской армией национального освобождения и мексиканским правительством. [43] Соглашения Сан-Андрес были первым случаем, когда мексиканское правительство признало права коренных народов. [43]
Правительство внесло определенные законодательные изменения, чтобы способствовать развитию сельских и коренных общин, а также сохранению и продвижению их языков. Вторая статья Конституции была изменена, чтобы предоставить им право на самоопределение, и требует от правительств штатов поощрять и обеспечивать экономическое развитие коренных общин, а также сохранение их языков и традиций.
Политика и правительство
Конституционные права
Испанская корона пользовалась правовой защитой коренных народов как отдельных лиц, а также их общин, включая создание отдельного Общего индейского суда. [45] Либеральная реформа середины девятнадцатого века удалила их, так что было равенство людей перед мексиканским законодательством. [46] Создание национальной идентичности, не связанной с расовой или этнической идентичностью, было целью мексиканского либерализма.
В конце двадцатого века произошел толчок за права коренных народов и признание их культурной самобытности. В соответствии с конституционной реформой 2001 года признаны следующие права коренных народов: [47]
Вторая статья конституция Мексики признает и обеспечивает право коренных народов и общин на самоопределение и, следовательно, их автономию:
V. Сохранять и улучшать среду их обитания, а также сохранять целостность своих земель в соответствии с этой конституцией. VI. Иметь право на владение недвижимостью и земельной собственностью, установленное настоящей конституцией и производным от нее законодательством, на все права частной и общественной собственности, а также на преимущественное использование и пользование всеми природными ресурсами, расположенными в местах проживания общин. в, кроме тех, которые определены как стратегические в соответствии с конституцией. Сообщества должны иметь право объединяться друг с другом для достижения этих целей. [48]
При мексиканском правительстве некоторые коренные народы имели права на землю в соответствии с эхидо и аграрные общины. [49] При эхидо коренные общины имеют узуфруктные права на землю. Коренные общины предпочитают делать это, когда у них нет юридических доказательств, чтобы претендовать на землю. В 1992 году произошли сдвиги в экономической структуре, и теперь эхидо можно было разделить и продать. Для этого была создана программа PROCEDE. Программа PROCEDE провела съемку, нанесение на карту и проверку земель эхидо. Эта приватизация земли подорвала экономическую основу общин коренных народов, так же как и захват их земель во время колонизации. [49]
Языковые права
История языковые права в Мексике началось, когда испанский язык впервые вошел в контакт с языками коренных народов в колониальный период. [43] В начале шестнадцатого века метисысмешение культур привело к смешению языков. [43] В Испанская корона провозгласил испанский языком империи; однако языки коренных народов использовались при обращении людей в католицизм. [43] Из-за этого с 1523 по 1581 год языки коренных народов были более распространены, чем испанский. [43] В конце шестнадцатого века статус испанского языка повысился. [43]
К семнадцатому веку элитное меньшинство было испаноговорящим. [43] После обретения независимости в 1821 году произошел переход на испанский язык, чтобы узаконить мексиканский испанский язык, созданный мексиканскими криоллами. [43] С тех пор языки коренных народов подвергались дискриминации и считались несовременными. [50] Девятнадцатый век принес с собой программы по обеспечению двуязычное образование в начальные уровни где они в конечном итоге перейдут на только испанское образование. [43] Стремление к языковому единообразию укрепляло национальную идентичность; однако это оставило языки коренных народов вне властных структур. [43]
В Конфликт в Чьяпасе 1994 г. привело к сотрудничеству между правительством Мексики и Сапатистская армия национального освобождения, коренная политическая группа. [43] В 1996 г. Соглашения Сан-Андрес-Ларрайнсар велись переговоры между сапатистской армией национального освобождения и мексиканским правительством. [43] Соглашения Сан-Андрес были первым случаем, когда мексиканское правительство признало права коренных народов. [43] В Сан-Андресских соглашениях язык прямо не оговаривается, но язык участвует в вопросах, касающихся культуры и образования. [43]
В 2001 г. конституция Мексики был изменен, чтобы признать коренные народы и предоставить им защиту. Вторая статья конституции Мексики признает и обеспечивает право коренных народов и общин на самоопределение и, следовательно, их автономию:
В 2003 г. Общий закон о языковых правах коренных народов прямо заявил о защите индивидуальных и коллективных языковых прав коренных народов. [51] Последний раздел также санкционировал создание Национальный институт языков коренных народов (ИНАЛИ) чьей целью является содействие развитию языков коренных народов в Мексике. [51]
Однако закон не соблюдался. Например, Общий закон о языковых правах коренных народов гарантирует право на судебное разбирательство на языке коренных народов с лицом, понимающим их культуру. [51] Согласно Национальная комиссия по правам человека (Мексика), Мексика не соблюдает этот закон. [50] Примеры этого включают Хасинта Франциска Марсьял, женщина из числа коренного населения, которая была заключена в тюрьму за похищение в 2006 году. [50] Через три года при помощи Международная амнистия она была освобождена за отсутствием улик. [50]
Кроме того, Общий закон о лингвистике также гарантирует двуязычное и межкультурное образование. [51] Однако распространена жалоба на то, что учителя не знают языка коренных народов или не уделяют первоочередного внимания преподаванию языка коренных народов. [50] Фактически, некоторые исследования утверждают, что формальное образование уменьшило распространенность языков коренных народов. [50]
Некоторые родители не учат своих детей родному языку, а некоторые дети отказываются изучать родной язык из опасения, что они будут подвергнуты дискриминации. Ученые утверждают, что должны произойти социальные изменения, чтобы повысить статус языков коренных народов, чтобы запретить соблюдение закона и защитить языки коренных народов. [50]
Права женщин
В EZLN приняла Революционный закон о женщинах 8 марта 1993 г. [52] Закон соблюдается не в полной мере, но свидетельствует о солидарности между движением коренных народов и женщинами. [52] Мексиканское правительство усилило милитаризацию районов проживания коренного населения, что делает женщин более уязвимыми для преследований со стороны военных. [52]
Экономика
Показатели развития и социально-экономические показатели
Как правило, коренные мексиканцы живут хуже, чем некоренные мексиканцы, однако социальное развитие варьируется между штатами, различными коренными этническими группами и между сельскими и городскими районами. Во всех штатах у коренных жителей выше младенческая смертность, в некоторых штатах почти вдвое больше некоренного населения. [55]
Некоторые коренные народы, особенно юкатекские майя на полуострове Юкатан [56] [57] и некоторые народы науа и отоми в центральных штатах сохранили более высокий уровень развития, в то время как коренные народы в таких штатах, как Герреро [58] или же Мичоакан [59] в этих областях занимают значительно более низкую позицию, чем средний гражданин Мексики. Несмотря на то, что некоторые коренные группы, такие как майя или науа, сохраняют высокий уровень развития, коренное население в целом живет на более низком уровне развития, чем население в целом.
Уровень грамотности среди коренного населения намного ниже, особенно в юго-западных штатах Герреро и Оахака, из-за отсутствия доступа к образованию и учебной литературы на языках коренных народов. Уровень грамотности также намного ниже: 27% детей из числа коренных народов в возрасте от 6 до 14 лет неграмотны по сравнению со средним показателем по стране, равным 12%. [55] Правительство Мексики обязано предоставлять образование на языках коренных народов, но во многих случаях не обеспечивает обучение на других языках, кроме испанского. В результате многие группы коренных народов прибегли к созданию собственных небольших общинных учебных заведений.
Коренное население участвует в трудовой деятельности дольше, чем в среднем по стране, начиная раньше и продолжая дольше. Основная причина этого заключается в том, что значительная часть коренного населения ведет экономическую практику в условиях продуктивного сельского хозяйства и не получает регулярной заработной платы. Коренные народы также имеют меньший доступ к медицинскому обслуживанию. [55]
Демография
Определение
Число коренных мексиканцев оценивается с использованием политических критериев, содержащихся во второй статье мексиканской конституции. Мексиканская перепись населения не учитывает расово-этническую принадлежность, а учитывает только культурно-этническую принадлежность коренных общин, которые сохраняют свои языки, традиции, верования и культуры коренных народов. [3]
Языки
Закон о языковых правах языков коренных народов признает 62 языки коренных народов как «национальные языки», имеющие такую же силу, как испанский, на всех территориях, где на них говорят. [12] Согласно Национальный институт статистики, географии и обработки данных (ИНЕГИ) примерно 6,7% населения говорит на коренном языке. [60] То есть менее половины отнесенных к коренным. [61] По данным переписи 2010 года, 6 695 228 человек в возрасте 5 лет и старше считались носителями коренных языков, что на 650 000 больше, чем по данным переписи 2000 года. В 2000 году на языке коренных народов говорили 6 044 547 человек в возрасте 5 лет и старше. [62]
В ходе предыдущих переписей информация о коренном населении в возрасте пяти лет и старше была получена от мексиканцев. Однако во время переписи 2010 года этот подход был изменен, и правительство также начало собирать данные о людях от 3 лет и старше, потому что с 3 лет дети могут общаться устно. С помощью этого нового подхода было определено, что 6 913 362 человек в возрасте 3 лет и старше говорили на коренном языке (218 000 детей в возрасте 3 и 4 лет попали в эту категорию), что составляет 6,6% от общей численности населения. Население детей в возрасте от 0 до 2 лет в домах, где глава семьи или супруг (а) говорит на коренном языке, составляло 678 954. Численность говорящего на коренном языке населения увеличивалась в абсолютных числах на протяжении десятилетий, но, тем не менее, сокращалась пропорционально национальное население. [61]
Признание языков коренных народов и защита культур коренных народов предоставляется не только этническим группам, проживающим на территории современной Мексики, но и другим группам коренных народов Северной Америки, которые мигрировали в Мексику из Соединенных Штатов. [14] в девятнадцатом веке и те, кто иммигрировал из Гватемала в 1980-е гг. [1] [2] [15]
состояния
Пять штатов с наибольшим населением, говорящим на языках коренных народов:
На эти пять штатов приходится 61,1% всех носителей языков коренных народов Мексики. Большинство коренных мексиканцев не говорят на своих языках и говорят только на испанском. Это отражено в населении этих пяти штатов. Хотя в штатах Оахака, Чьяпас, Веракрус, Пуэбла и Юкатан 34,2%, 27,2%, 9,4%, 11,7% и 30,3% населения говорят на коренном языке, коренное население этих штатов составляет 65,73%, 36,15%, 29,25%. 35,28%, 65,4% соответственно. [61]
Статистика населения
Согласно Национальная комиссия по развитию коренных народов (CDI), в 2015 году в Мексике проживало 25 694 928 коренных жителей, [1] [2] что составляет 21,5% населения Мексики. Это значительный рост по сравнению с переписью 2010 года, когда коренные мексиканцы составляли 14,9% населения и насчитывали 15 700 000 человек. [63] Большинство общин коренных народов обладают определенной финансовой и политической автономией в соответствии с законодательством «usos y costumbres», что позволяет им регулировать внутренние вопросы в рамках обычное право.
Коренное население Мексики за последние десятилетия увеличилось как в абсолютных цифрах, так и в процентном отношении к населению. Это в значительной степени связано с ростом самоидентификации как коренного населения, а также среди женщин из числа коренного населения, у которых более высокий уровень рождаемости по сравнению со средним показателем по Мексике. [2] [13] [64] [65] Коренные народы с большей вероятностью проживают в более сельских районах, чем в среднем по Мексике, но многие из них действительно проживают в городских или пригородных районах, особенно в центральных штатах Мексика, Пуэбла, Tlaxcala, то Федеральный район и Полуостров Юкатан.
Согласно CDI, состояния с наибольшим процентом коренного населения: [66] Юкатан, с 65,40%, Кинтана-Роо с 44,44% и Кампече 44,54% населения составляют коренные жители, большинство из них майя; Оахака с 65,73% населения, наиболее многочисленными группами являются Mixtec и Сапотекские народы; Чьяпас имеет 36,15%, большинство из которых Целталь и Цоциль Майя; Идальго с 36,21%, большинство из которых Отоми; Пуэбла с 35,28%, и Герреро с 33,92%, в основном Народ науа и состояния Сан-Луис-Потоси и Веракрус в обеих странах проживает 19% коренного населения, в основном из Тотонак, Науа и Тинек (Huastec) группы. [1] [2]
состояния
Большинство коренного населения сосредоточено в центральных и южных штатах. Согласно CDI, состояния с наибольшей долей коренного населения по состоянию на 2015 год: [1] [2] [61] [67]
Популяционная генетика
В 2011 году крупномасштабное секвенирование митохондрий у американцев мексиканского происхождения показало, что от 85 до 90% материнских линий мтДНК имеют коренное американское происхождение, а остальные имеют европейское (5–7%) или африканское происхождение (3–5%). Таким образом, наблюдаемая частота мтДНК коренных американцев у мексиканских / мексиканских американцев выше, чем ожидалось на основе аутосомных оценок примеси коренных американцев для этих популяций, т.е.
Группы коренных народов на территории нынешней Мексики генетически отличаются друг от друга. [69] [70] Генетические различия между географически разделенными группами коренного населения (например, между коренными народами, живущими в Полуостров Юкатан по сравнению с коренными народами, живущими в западной Мексике) может быть столь же значительным, как генетические различия, наблюдаемые между европейцем и человеком из Восточной Азии. [69] [70]
Население более 100000 человек
Население менее 20 000 человек
Языки коренных народов Мексики | ||
Группа | численность населения | Компьютерные колонки 1 |
---|---|---|
Тепехуа (Хамасипини) | 16,051 | 10,625 |
Kanjobal (Канджобал) | 12,974 | 10,833 |
Chontal of Oaxaca (Слижуала сиханук) | 12,663 | 5,534 |
Пэйм (Xigüe) | 12,572 | 9,768 |
Чичимека Джоназ (Уза) | 3,169 | 1,987 |
Huarijio (Макураве) | 2,844 | 1,905 |
Чуй | 2,719 | 2,143 |
Чочо (Runixa ngiigua) | 2,592 | 1,078 |
Такуате | 2,379 | 2,067 |
Mexicanero (Мексикатлайтолли) | 2,296 | 1,300 |
Ocuiltec (Тлауика) | 1,759 | 522 |
Пима Баджо | 1,540 | 836 |
Jacaltec (Abxubal) | 1,478 | 584 |
Кекчи (К’екчи) | 987 | 835 |
Lacandon (Hach t’an) | 896 | 731 |
Икскатек | 816 | 406 |
Сери (Comcáac) | 716 | 518 |
K’iche ‘ (Киче, Киче) | 524 | 286 |
Мотоцинтлеко (Каток) | 692 | 186 |
Какчикель (Какчикель) | 675 | 230 |
Пайпаи (Аква’ала) | 418 | 221 |
Тохоно О’одхам (Папаго) | 363 | 153 |
Кокопа (Es péi) | 344 | 206 |
Кумяй (Ти’пай) | 328 | 185 |
Кикапу (Кикапуа) | 251 | 144 |
Кочими (Лаймон, мти’па) | 226 | 96 |
Иксил | 224 | 108 |
Килива (Ко’лев) | 107 | 55 |
Агуакатек | 59 | 27 |
Другие группы 2 | 728 | 337 |