Как называется кубик для нард
Как появились кости для игры в нарды
Если вы думаете, что никогда не держали в руках игральные кости, то, скорее всего, ошибаетесь. Ведь каждый из нас играл в детстве в настольные развлечения, где нужно было ходить разноцветными фишками по картонному игровому полю. Количество шагов определялось с помощью маленького пластмассового кубика. Этот кубик и есть самая настоящая игральная кость. Но все по порядку.
Откуда взялись кубики для игры
Игральным костям отводится почетное место прародителя всех настольных игр. Ученые считают, что ими развлекались еще первобытные люди. Для того, чтобы развлечься, они использовали кости мелких животных (два позвонка), которые оставались после сытного обеда. Но игровой процесс выглядел по-другому: нужно было метать эти костяшки в цель.
Археологи находят кости, изготовленные и из других материалов. В ход шли скорлупа орехов, фруктовые косточки, рога и зубы животных, камни, а по мере развития цивилизации к этим материалам добавились дорогостоящие материалы: янтарь, фарфор, бронза, драгоценные камни.
Что касается кубиков современной формы, то самый древний комплект зар вместе с доской для игры в нарды был обнаружен на территории современного Ирана и ему насчитывается около 5200 лет. Только представьте себе: за пять тысячелетий развлечение практически не изменилось!
Зары использовались не только для игр. С их помощью предсказывали судьбы и принимали серьезные решения. Всем известна фраза “Жребий брошен”, но не все знают ее происхождение. Ее произнес Гай Юлий Цезарь перед переходом реки Рубикон. Цезарь был большим поклонником этого развлечения, но, кроме того, верил в то, что с помощью броска костей можно предсказать будущее. Кстати, он не зря тогда доверился костям, они помогли ему стать первым императором Римской империи.
Игры с костями
В наше время как только их не называют! Дайсы (от английского dices), зары, зарики, камни и даже “генераторы случайных чисел 1d6”. Последнее название используют математики.
Где же используют зары:
Есть и другие, менее известные развлечения, где победитель определяется с помощью броска костей: “свинья”, “чикаго”, “генерал”, “гран-азар”, “корона и якорь” и другие.
Игры онлайн бесплатно на luckforfree.com
Бросок костей в них осуществляется автоматически, за вас все сделает компьютер. Играть можно бесплатно и без регистрации.
Инвентарь для игры в нарды
Полный современный спортивный комплект для игры в нарды состоит из:
Для бытовой игры в нарды достаточно неполного комплекта из доски, 2 заров и 30 шашек двух разных цветов.
Доска для игры в нарды.
Для нард используется прямоугольная доска в виде коробки, на внутренней стороне которой располагается игровое поле.
Условно разделяют 3 размера доски для нард:
Для игры в поездке или на отдыхе применяются компактные дорожные нарды с магнитной поверхностью или игровые поверхности в виде коврика из ткани или кожи, который можно свернуть в рулон.
Большие спортивные доски для нард могут быть выполнены в виде удобного кейса с дополнительной ручкой для переноски.
Существуют также отдельные столы для игры в нарды, в которых игровая поверхность может прятаться под столешницу.
В 2006 году в Армении появился вариант игры в нарды втроем, создателем которой является Нерсес Нерсисян. Для этой игры используется специальная доска с 36 ячейками.
Самыми популярными материалами для изготовления нард являются дерево и пластик. Игровое поле может быть дополнительно покрыто тканью, замшей, тонкой кожей. В древности доски для нард изготавливали также из камня или глины.
Внешняя поверхность доски может быть дополнительно украшена изящными рисунками, резьбой по дереву, мозаикой из камня, каленым стеклом и т.п.
Игровое поле также часто украшают разнообразными рисунками и орнаментом.
Для крупных соревнований используют турнирные доски, в которых игровое поле специально покрыто тканью, чтобы избежать скольжения зар по поверхности и приглушить звук удара. Спортивные доски для нард также имеют дополнительное пространство с внешней стороны борта, которое называется карман. В кармане хранятся шашки, зары и дубль-куб. Во время игры в карман складывают шашки при выбросе из дома.
Шашки для игры в нарды.
Для игры в нарды используют комплект из 30 шашек цилиндрической формы двух цветов, как правило, черного и белого.
Если в комплекте применяются шашки других цветов (например, красные и желтые, красные и черные и т.п.), всё равно традиционно их называют белыми и черными.
В давние времена шашки вырезали из камня, слоновой кости, лепили из глины. На данный момент для изготовления шашек используют, в основном, дерево и пластик. Для подарочных наборов шашки могут изготавливать из мрамора, оникса, драгоценных металлов.
Существует специальная система для названия комбинаций выпавших на зарах очков. Эта система распространена с небольшими вариациями в Западной Азии и Восточной Европе. Игровая практика допускает и русские названия, но при этом следует придерживаться основного правила: в названии комбинации необходимо ставить большее число перед меньшим: например, три-два, пять-один.
Выпавшие очки | Название |
---|---|
6:6 | Ду-шеш |
6:5 | Шеши-беш |
6:4 | Шеши-чар |
6:3 | Шеши-сэ |
6:2 | Шеши-ду |
6:1 | Шеши-як |
5:5 | Ду-беш |
5:4 | Пянджи-чар |
5:3 | Пянджи-сэ |
5:2 | Пянджи-ду |
5:1 | Пянджи-як |
4:4 | Дур-чар |
4:3 | Чари-сэ |
4:2 | Чари-ду |
4:1 | Чари-як |
3:3 | Ду-сэ |
3:2 | Сэ бай ду |
3:1 | Сэ-як |
2:2 | Ду-бара |
2:1 | Ду-як |
1:1 | Яган |
Дубль-куб.
Дубль-куб представляет собой специальный шестигранный кубик с цифрами 2, 4, 8, 16, 32, 64, большего размера, чем зары. Используется дубль-куб для отслеживания текущей ставки.
Перед началом партии в нарды дубль-куб помещают на середину доски цифрой 64 вверху – это означает, что ставка в партии равна единице. При принятии удвоения игроком куб ставится на сторону этого игрока и поворачивается на соответствующее значение.
Как и зары, дубль-куб может иметь прямые и закругленные углы.
Стакан.
Стакан для заров является необязательным атрибутом для бытовой игры, но обязательно входит в спортивный комплект. Причем для каждого из игроков должен быть свой стакан.
Используется стакан для перемешивания заров перед броском, чтобы исключить мошеннические махинации с зарами при игре.
Иногда на внутренней поверхности стакана могут быть расположены дополнительные ребра, чтобы обеспечить лучшее встряхивание зар перед броском.
Стаканы могут быть традиционной формы или сплюснутые по бокам.
Баффл бокс.
Нарды: есть ли кокс на марсе?:)
Настольная игра Нарды появилась в третьем столетии нашей эры, почти три тысячи лет назад. Ещё в Древнем Египте уставшие после работы жители развлекались, устраивая фишками своеобразную гонку. Участники должны бросать кубики и переставлять свои фигурки на выпавшее число ячеек, продвигаясь к своему «дому», который в некоторых случаях называют так же «хата».
Игра по описанию может казаться слишком простой и скучной, но на деле игрокам придется показать свое умение мыслить стратегически, ведь исход сражения решается на каждом ходу. Любое неверно принятое решение может увести Вас от победы раньше, чем вы сможете это заметить. Такая важность каждого хода определяется правилом, по которому за один ход участник может передвинуть одну или две фишки.
За время своего существования развлечение получило много названий: трик-трак (французское), бэкгэммон (английское), тавла (турецкое, по некоторым данным древнегреческое), шеш-беш и коша (корни неизвестны). Само название «нарды» происходит от среднеперсидского слова nēw-ardaxšīr, которое буквально переводится: «Храбрый Ардашир». Такое название объясняется периодом появления игры: набор был создан в третьем веке нашей эры при правлении Сасасиндского царя Ардашира.
Считается что игра произошла от древнеримского развлечения под названием «игра двенадцати знаков». По правилам фишки передвигались по трем рядам, каждый из которых имел двенадцать ячеек. На сколько шагов двигать фишки определяли три кубика, брошенные в начале хода.
Как индусы пошутили над персами
По одной из легенд в третьем столетии нашего века индусы решили подловить персов на плохой смекалке и послали им в «подарок» шахматы, предложив их мудрецам разгадать как играть в такое развлечение. К удивлению индийцев оппоненты смогли не только разгадать «головоломку», но и предложили свою. Она произвела настоящий фурор, ведь а сорок дней никто так и не смог найти решение.
Покорять мир набор начал во времена крестовых походов, когда ее впервые открыли для себя европейцы. Изначально он получил название «трик-трак» (вероятнее всего в честь звука, который раздавался при ударе костей о доску). Современный вариант игры и его правила были официально утверждены в тысяча семьсот сорок третьем году британским писателем Эдмондом Хойлом. Так появилась короткая версия.
Виды и особенности
Благодаря популярности древнеперсидского развлечения, производители игр выпускают несколько видов одной игры. На витринах магазинов можно найти, к примеру, нарды дорожные. Такие наборы производятся небольших размеров, чтобы умещались даже в дамской сумочке. Фишки обычно снабжают магнитами, чтобы даже от тряски они не падали с доски и игрокам не приходилось начинать кон заново.
Нарды большие выпускают в стандартном формате или с особым оформлением. Коллекционные наборы различаются оформлением доски и фишек. Поле может быть красиво раскрашено или иметь неповторимую резьбу. Приобретая набор в подарок, можно заказать нарды ручной работы, даже по собственному дизайну.
Интересно: самый дорогой набор в истории стоил 390 000$. Для создания этого набора были использованы: золото двух видов (жёлтое и белое), алмазы и бриллианты, а доска представляет собой кейс, обтянутый настоящей кожей.
Нарды средние без проблем умещаются на столе. Для любителей громоздких наборов выпускают крупные доски. Самые большие в истории нарды были созданы из дерева и имеют размеры четыре с половиной метра в длину и ширину.
Среди версий игры можно выделить три распространенные версии:
Виды побед
Настольная игра нарды допускает несколько способов одержать победу над оппонентом. Основной целью считается перестановка фишек в дом, который находится на противоположном конце поля. Правила допускают возможность более ценной победы, которая может соответствовать одному из трёх типов (см. ниже).
Ничья в нардах встречается редко: она возможно только в случае, когда игрок пользуется правом черных фишек на последний ход и выводит в него оставшиеся фишки с поля. В остальных случаях победителем считается только один игрок. Сложность игры против компьютера и реального соперника может различаться.
Домашний марс
Такой вариант победы считается одним из самых редких. Он складывается в случае, если противник уже вывел из игры все свои фишки, а вы только поставили всё в дом, но не успели передвинуть за пределы игрового поля ни одной фигурки.
Чтобы удалить очки участник должен вывести все свои фишки из игры раньше, чем оппонент успеет завести все свои шашки в дом.
Уникальная ситуация, в которой оппонент не успел вывести из дома ни одной фишки. Такой расклад встречается настолько редко, что выигравший участник получает за него устроенные очки.
Основные правила игры в длинные нарды для начинающих
Подготовка
Начало хода
Чей ход первый
Что такое дубль
Кто победил
Основные правила игры в «короткий» вариант
Вариант игры в короткие нарды отличается от длинных несколькими пунктами:
Начальная расстановка
На старте участники выставляют свои фишки на разные позиции. Две шашки ставят на двадцать четвертую ячейку, пять на тринадцатую, три фишки на восьмую и пять на шестую. В остальном правила коротких и длинных вариантов не различаются.
В наборе настольной игры вы найдете:
Тактика и стратегия игры
Настольная игра нарды считается интеллектуальным развлечением. Чтобы выиграть, участники должны мыслить логически и просчитывать каждый свой ход.
Виды стратегий
Тактика выигрыша
Нельзя однозначно назвать тактику, которая гарантирует победу, т.к. любую стратегию можно обойти. К примеру, чтобы убрать дефицит созданный оппонентом, можно создать забор на своей стороне. Так враг будет вынужден сдвинуть свои фишки, освободив вам пространство, ведь по правилам настольной игры Нарды участник должен выполнить ход, если он возможен, даже если он невыгоден.
Секреты и хитрости от профи
Видеообзор
Если вам понравилось описание стратегической настольной игры, посмотрите видеообзор Нард.
Похожие игры
Приятной игры!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, группы Вконтакте, Одноклассники,Фейсбук, Твиттер
Ставьте звездочки и пишите комментарии к статьям! Этим вы нас мотивируете к дальнейшей работе 🙂
Термины игры нарды.
Голова: четверть доски, где находятся шашки игрока в начале.
Дом: последняя на четверть доски, куда игроки должны привести свои шашки, чтобы потом выбрасывать выбрасывать.
Выбрасывать: делать такие ходы шашками, чтобы они оказывались за пределами дома.
Блот: пункт, занятый только одной шашкой.
Якорь (Anchor): пункт, занятый более чем одной шашкой.
Тас (Match): матч (чаще всего до 3-х набранных очков)
Даве (Doubling): удвоение ставок. В нарды, обычно, играют на деньги с установленной ставкой в одно очко, с которой начинается любая игра. В процессе игры, игрок перед свои ходом может предложить даве (то есть удвоить ставки). Если игрок, которому предложили даве, пасует, то он проигрывает партию и одно очко. Иначе, он принимает даве, и игра идет по удвоенным ставкам. Игрок, принявший даве получает куб удвоения (бивер), и теперь только он может теперь заново удвоить ставки.
Кесту(м): слово-сигнал для остановки броска или объявления его недействительным. Бросок не засчитывается, если «кесту» было сказано до того, как зары (или даже один из них) остановились.
Дубль (паш, гош, куш): показание зар (кубиков), если на них обоих выпало одинаковое число точек.
Оин: партия, закончившаяся со счётом 1-0
Марс (Gammon): По правилам в конце партии, если проигрывающий снял хоть одну шашку, он проигрывает количество очков, стоящих на кону (если никто не говорил даве, то одно, иначе столько сколько показывает куб удвоения). Но, в случае, когда проигравший не смог выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марсом и теряет в два раза больше очков, чем при обычном проигрыше.
Кокс (Backgammon): Если, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков, это достаточно редкий вариант
Правило Якоби (Jacoby rule): Марс и кокс считаются как одно очко, если ни один из игроков не объявлял даве в ходе игры. Правило Якоби убыстряет игру, так как исключает ситуации, в которых игрок не объявляет даве, потому что старается выиграть марсом.
Правило Кроуфорда: Согласно правилу Кроуфорда, если в серии игр (т.е. в матче) одному из игроков до победы не хватает одного очка, то в следующей игре куб удвоения недоступен (только в одной игре). Пример: предположим, что 2 игрока играют матч до 7 очков. Если счет 6-2, то в следующей игре куб удвоения будет недоступен. Однако если выиграл отстающий игрок, то счет становится 6-3, и в следующей игре куб удвоения снова будет доступным.
Зары: игральные кости; кубики
Названия комбинаций на зарах как и другие термины имеют арабское происхождение, поэтому звучания их на русском могут варьироваться, ниже приведены 2 варианта:
Говоря проще, можно запомнить цифры
1: ег или як, 2: ду, 3: ся или сэ, 4: чахар или чар, 5: пяндж или пянджи, 6: шеш, даблы и 6:5 надо запомнить отдельно.
Нарды
Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон, тавла, шеш-беш, коша) — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует уличное название хата) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник. Есть две основные разновидности — длинные и короткие нарды.
Содержание
История нард
Нарды — древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).
Одна из легенд (см. «Чатранг-Намак») гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр [1] (Вузург-Михр [2] ) не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Вазургмихр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нэв-ардашир — в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).
В Персии, в III тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек — 12 месяцев в году, деление доски на 4 части — времена года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек — число лунных и безлунных дней месяца. Сумма очков на противоположных гранях кости — 7 — была равна числу планет, известных в то время.
В разных странах эта игра называлась по-разному. Иногда это название означало просто «настольная игра», как у испанцев — tablero, итальянцев — tavola reale, турок — tavla; иногда это были собственные названия: греков — διαγραμισμος, французов — trictrac и backgammon — у англичан.
В Западной Европе аналог нардов был известен как en:Ludus duodecim scriptorum уже в Римской империи. Новая волна распространения игры была связана с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак». Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Хотя корни нард уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард и проходят международные турниры.
Распространение
Нарды особенно распространены:
Инвентарь
Правила игры
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры две — длинные и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:
— ставка за каждую шашку, оставшуюся в доме, когда соперник уже «выкинул» свои «за борт», и тогда в случае «марса» эта сумма удваивается.
— фиксированная ставка за игру (как правило умеренная), но тогда «марс» идет 1:10
Игра на ставку
Игра на ставку может вестись по любым правилам. В простейшем случае оговаривается ставка за одну игру. Кроме того, могут применяться специальные правила увеличения ставок:
Комбинации
Шиком при игре считается называть комбинации по-персидски (фарси)