Как называется лист для черчения
Виды бумаги для чертежей
Без специальной бумаги не обойтись, если нужно выполнить графические работы: чертежи, планы, схемы, профили. Чтобы изображение получилось качественным, недостаточно владеть навыками черчения или новым плоттером. Выбор бумаги для чертежей также важен для получения оптимального результата.
Какая бывает чертежная бумага?
Сегодня для черчения используется несколько видов бумаги. Какой из них выбрать, зависит от назначения чертежа и средств, которыми наносят графику. В большинстве случаев выбор бумаги для чертежей определяет ГОСТ 597-73.
Миллиметровка
Ватман и бумага для плоттера
Ватманы имеют высокую плотность и качество. На них наносят большинство графики, как учебной, так и производственной. Они подходят и для работы карандашом или ручкой, и для печати. В последнем случае может быть использована и бумага для плоттера, которая имеет меньшую плотность и прочность.
Бумага бывает шероховатой (без покрытия) и матовой. Лучший выбор бумаги для чертежей – это матовый ватман. Такое изделие отлично передает цвета и хорошо впитывает чернила, не давая им растекаться. При печати на плоттере допускается использование ватмана или специальной бумаги без покрытия – для внутреннего пользования, учебных, пробных чертежей.
Калька
Калька и миллиметровка – стандартные изделия, а вот предложение ватманов и плоттерной бумаги разнообразно. Это основные виды бумаги для черчения, поэтому на их подбор нужно обратить особое внимание.
Что важно при приобретении чертежной бумаги?
Хорошая бумага должна:
Для печати можно использовать менее плотные варианты 80-150 г/м2 (кроме специализированной документации), а для чертежей вручную выбирают только ватман плотностью 200 г/м2.
Покупая бумагу, желательно потрогать ее, потереть резинкой и согнуть. Качественные экземпляры листов не лохматятся, не ломаются и не трескаются, гладкие на ощупь.
Выбор бумаги для чертежей также связан с форматами – размерами листов по ГОСТу. Для графики используют форматы от А0 (самый большой) до А4 (самый маленький). Подбирая формат, нужно помнить, что чертеж, по правилам оформления графических документов, должен занимать не менее 2/3 листа.
Как называется лист для черчения
Форматы чертежей и оформление чертежных листов
Размеры чертежных листов выбирают в зависимости от габаритных размеров чертежа в соответствии с установленным стандартом форматами.
Форматом чертежа или другого документа называется размер листа этого документа, определяемый размерами внешней рамки. Внешняя рамка выполняется тонкой линией (рис. 1).
ГОСТ 2.301—68 устанавливает пять основных форматов листов чертежей и других конструкторских документов, выполненных в электронной и бумажной форме: АО, A1, А2, АЗ, А4. Площадь формата АО равна одному квадратному метру. Другие основные форматы могут быть получены последовательным делением формата АО на две равные части параллельно меньшей стороне соответствующего формата. Размеры сторон основных форматов приведены на Рис 1. 1.
Допускается при необходимости применять формат А5 с размерами сторон 148×210 мм.
Кроме пяти основных форматов допускается применять дополнительные, образуемые увеличением короткой стороны основного формата на величину, кратную ее размеру.
На чертеже наносится рамка (обрамляющая линия), которую проводят сплошной основной линией толщиной не менее 0,7 мм. Обрамляющая линия проводится вдоль левой стороны формата на расстоянии 20 мм от внешней рамки в направлении поля чертежа (поле для подшивки), а вдоль остальных сторон — на расстоянии 5 мм (см. рис. 1).
Основная надпись. Каждый чертеж должен иметь основную надпись, которая располагается в правом нижнем углу чертежа: на формате А4 вдоль короткой стороны, а на форматах больше А4 может располагаться как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны формата (см. рис. 1).
Форма основной надписи для рабочих чертежей в соответствии с ГОСТ 2.104—2006 приведена на рис. 2.
В учебных заведениях заполняют следующие графы (на рис. 2 графы обозначены числами в скобках):
В основной надписи чертежа наименование детали записывается в именительном падеже единственного числа, например: «Втулка», «Корпус». Если наименование состоит из нескольких слов, то на первое место помещается имя существительное, например: «Призма установочная», «Крышка смотровая», «Колесо зубчатое».
Обозначение чертежей (графа 2) по ГОСТ 2.201—80 показано в виде общей схемы на рис. 3. Схема, применяемая для учебных чертежей, приведена на рис. 4.
Пример обозначения учебного чертежа:
Выбор формата. Формат следует выбирать так, чтобы чертеж был четким, ясным, изображения — достаточно крупными, позволяющими нанести размеры, читаемые условные обозначения и надписи.
Не следует изображения и надписи приближать к рамке формата ближе, чем на 5—10 мм.
Чтобы определить наиболее целесообразный формат для данного чертежа, можно рекомендовать следующую последовательность:
ЛИНИИ
При выполнении любого чертежа основными элементами являются линии. Согласно ГОСТ 2.303—68 (СТ СЭВ 1178—78) для изображения изделий на чертежах применяют линии различных типов в зависимости от их назначения, что способствует более четкому выявлению формы изображаемого изделия. На чертеже рукоятки (рис. 22) показаны примеры применения некоторых линий.
Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, линии
выноски, линии для изображения пограничных деталей («обстановка»).
Сплошная волнистая линия применяется для изображения линий обрыва, линии разграничения вида и разреза.
Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая. Длину следует выбирать в зависимости от величины изображения, примерно от 2 до 8 мм, расстояние между штрихами 1. 2 мм.
Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов должна быть одинаковая и выбирается в зависимости от размера изображения, примерно от 5 до 30 мм. Расстояние между штрихами рекомендуется брать 2. 3 мм.
Штрихпунктирная утолщенная линия применяется для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью («наложенная проекция»), линий, обозначающих поверхности, подлежащие термообработке или покрытию.
Разомкнутая линия применяется для обозначения линии сечения. Длина штрихов берется 8. 20 мм в зависимости от величины изображения.
Сплошная тонкая с изломами линия применяется при длинных линиях обрыва.
Штрихпунктирная с двумя точками линия применяется для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях (рис. 23, а) линии сгиба на развертках (рис. 23, б); для изображения развертки, совмещенной с видом.
Чертежи и прочие конструкторские документы всех отраслей промышленности и строительства содержат необходимые надписи: название изделий, размеры, данные о материале, обработке деталей, спецификации и другие надписи.
Если надписи на чертежах сделаны небрежно, то при изготовлении деталей по таким чертежам возможны ошибки.
ГОСТ 2.304—81 (СТ СЭВ 851—78 — СТ СЭВ 855— 78) устанавливает чертежные шрифты, наносимые на чертежи и другие технические документы всех отраслей промышленности и строительства.
Размер шрифта h — величина, определенная высотой прописных букв в миллиметрах.
Толщина линии шрифта d зависит от типа и высоты шрифта.
ГОСТ устанавливает следующие размеры шрифта: (1,8); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20 (см. табл. 5 и 6). Применение шрифта 1,8 не рекомендуется и допускается только для типа Б
Устанавливаются следующие типы шрифта:
тип А с наклоном около 75°(d=l/14/h) (рис. 24);
тип А без наклона (d=1/14h);
тип Б с наклоном около 75° (d=1/10h) (рис. 25);
Параметры шрифтов А и Б приведены в табл. 5 и 6. Ширина букв и цифр определяется в зависимости от размера шрифта h и может быть выражена в h (табл. 7) или d. Например, в шрифте типа А ширина буквы Ш равна 9/14/h или 9d,букв Э — 5/10/h или 5 d. буквы И — 6/10/h или 6d d.
Высота строчных букв с определяется размером высоты шрифта h. Например, в шрифте типа А с= 10/14h, в шрифте типа Б c=7/10/h.
Для облегчения понимания и построения конструкции шрифта выполняется вспомогательная сетка сплошными тонкими линиями.
При построении шрифта по вспомогательной сетке следует учитывать разную ширину букв (рис. 26; буквы Ш, X, Ю). Необходимо также помнить, что расстояние между некоторыми буквами, например, Г и А
(и в аналогичных сочетаниях букв) уменьшается до размера, равного толщине линии букв (см. рис. 27; буквы Г и Л).
Для написания шрифтов малого размера часто при-
меняют упрощенную сетку. На рис. 28 показано вписывание букв шрифта типа Б в обычную сетку (рис. 28, а) и упрощенную (рис. 28, б).
На рис. 29 дана конструкция некоторых знаков.
Для выполнения упражнения по написанию шрифта следует разметку сетки выполнять упрощенно (см. рис. 28).
Вначале нужно заготовить лист бумаги стандартного формата А4 с рамкой на расстоянии 5 мм от краев сверху, справа и снизу и 20 мм слева.
При выполнении упражнения по написанию стандартного шрифта типа Б размером 10(h) проводят все вспомогательные горизонтальные прямые линии, определяющие границы строчек шрифта. Расстояния между строчками b, равное 15 мм, откладывают, как показано на рис. 30. Далее надо отложить высоту шрифта h, т. е. 10 мм. На основаниях полученных строк следует отложить отрезки, равные ширине букв плюс расстояние между буквами. Например, для буквы
А этот отрезок равен 9/10h (7/10/г — ширина буквы, 2/10h — расстояние между буквами). При разметке строки следует учитывать сочетания букв типа РА, ГА, ТА и т. п. Наклонные линии для сетки под углом
75° проводят через намеченные точки при помощи двух треугольников: с углом 45° и с углами 30 и 60° (рис. 31).
После выполнения упражнений в написании шрифтов и освоения этого процесса надписи на чертежах необходимо выполнять без построения сеток, от руки, соблюдая наклон букв, толщину линии шрифта и соотношения их элементов и толщины линии шрифта по ГОСТу. Карандаш затачивается в зависимости от толщины шрифта (параметра d) (рис. 32, а). Допускается проводить только горизонтальные вспомогательные линии (рис. 32, б).
МАСШТАБЫ
Чертежи рекомендуется выполнять по возможности в натуральную величину, что дает правильное представление о действительных размерах изделия. Но это не всегда позволяют размеры изделия и размеры форматов листов. В таких случаях чертеж выполняют в уменьшенном виде, т. е. в некотором масштабе.
Масштаб — это отношение линейных размеров изображаемого предмета на чертеже к его натуральным размерам.
ГОСТ 2.302—68 (СТ СЭВ 1180—78) устанавливает масштабы изображения и их обозначение на чертежах всех отраслей промышленности и строительства (табл. 8).
Какой ватман выбрать для черчения и рисования
Содержание
На протяжении тысячелетий бумага продолжает быть неотъемлемой частью культуры. Ей человек обязан распространению письменности, развитию живописи. Сейчас любому доступны сотни ее видов, различающиеся текстурой, размером, цветом, толщиной и плотностью. Особую известность получила ватманская бумага, изобретенная еще в середине XVIII века. Что такое ватман и как выбрать подходящий для своих нужд?
Какие бывают виды ватмана
Изначально считалось, что ватман выглядит как лист бумаги определенного формата, отличающийся особой белизной, относительно высокой плотностью и отсутствием выраженной текстурности. Скоро он распространился в разные сферы жизни человека, и для удобства этот термин стали использовать в более широком значении. Сейчас ватман — это лист большого размера, применяемый для черчения, рисования, декоративно-прикладного искусства. В том числе и большой лист бумаги для плаката, как ни странно, называется именно так, причем совершенно не важно, какой у него формат и текстура.
Стандартные длина и ширина ватмана в соответствии с его первоначальным определением — 594*841 мм. Это соответствует стандартизированному размеру A1 по международной системе ISO, которая традиционно используется в России. Отсюда вытекают ответы на несколько простых вопросов:
Как выбрать: форматы, размеры и цвета
Данный тип бумаги имеет множество применений, причем для каждого из них больше подходят листы с определенными параметрами. Стоит рассмотреть детальнее, что можно сделать на ватмане и как подобрать нужный.
Рисование. Наверное, наиболее распространенная сфера использования. Такая бумага прекрасно подходит для живописи акварелью, гуашью или акрилом. Профессионалы не советуют рисовать на ней масляными красками, так как велика вероятность появления на работе пятен масла. Эту проблему можно решить, покрыв лист несколькими слоями клея ПВА или загрунтовав специальным составом. К слову, стандартная плотность ватмана Гознак составляет 200 г/м², в то время как для офисной бумаги этот показатель варьируется от 80 г/м² до 95 г/м². Именно благодаря своей текстуре этот тип бумаги великолепно показывает себя в качестве материала для рисования красками на водной основе. Стоит уточнить, на какой из сторон ватмана стоит рисовать: больше всего для этого подходит более шероховатая сторона, так как она сделает будущую картину более фактурной, объемной, выразительной.
Черчение. Практически все чертежи создаются инженерами и архитекторами на ватманской бумаге. Она прекрасно подходит для нанесения четких строгих линий благодаря своей однородности и отсутствию выраженной структурности, в отличии, например, от акварельной бумаги. Если для рисования больше подходит текстурная сторона, то тут стоит отдать предпочтение гладкой: так линии не стираются, не деформируются, их легко проводить. Плотность листов обеспечивает сохранность работ от деформации — они точно не пойдут “волнами”, как обычные офисные. Форматы бумаги-ватмана, подходящие для чертежей больше всего — A3 и A2. Они могут варьироваться в зависимости от размера и масштабности работы, но эти два наиболее распространены, так как они — “золотая середина”: не слишком мелкие, чтобы было легко различать линии, но и не слишком крупные, чтобы чертежом было удобно пользоваться в прикладном плане.
Печать, в том числе плакатная. Для массовой печати плакатов часто используют бумагу с относительно низкой плотностью, так как она уступает в цене стандартной. Все остальные характеристики, включая размер, цвет и т.д., зависят исключительно от потребностей заказчика, ведь здесь, как нигде, важно, как выглядит сам ватман: помимо прикладной функции он несет и эстетическую. Его задача — привлечь внимание и оставить яркое впечатление у прохожего, поэтому для печати часто выбирают листы насыщенных цветов.
Способы, как разгладить ватман
Иногда листы большого формата оказываются не очень удобными в транспортировке, из-за чего их сворачивают или сгибают. Вот два способа, как можно разгладить ватман:
Дополнительные принадлежности
Иногда, особенно при создании плаката, афиши или необычного декоративного элемента, возникает необходимость в ватмане определенного цвета. Красят их, как правило, еще на стадии производства, добавляя в целлюлозную смесь нужное вещество.
Но если разноцветная бумага нужна срочно, а под рукой кроме белого листа ничего нет, есть способ, как покрасить ватман в домашних условиях. Сделать это можно с помощью баллончика, но необходимо тщательно следить за равномерностью нанесения. Другой вариант — замочить бумагу ненадолго в растворе туши с водой. От концентрированности смеси зависит насыщенность цвета, который получится.
Если предыдущие способы не подходят, можно просто покрасить лист обычной акриловой краской с помощью кисти или валика. Для этого потребуется выделить больше времени, но и покрытие получится гораздо плотнее, чем при варианте с тушью или баллончиком.
Также для работы с ватманом пригодится специальный чехол для его транспортировки, и мольберт, если лист будет использоваться для живописи.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
И вот вроде бы обычные предметы, названия и ничего не предвещает какой то истории. Как бы не так!
Тут скрывается очень даже интересная история …
В советском кино был свой набор штампов. Если хотели показать успехи социалистической индустрии, снимали дымящиеся трубы металлургического завода. Широкие колхозные поля с комбайнами завода «Коммунар» символизировали процветающее сельское хозяйство. А ежели хотели показать мощь инженерного труда, демонстрировали уходящие за горизонт ряды кульманов в конструкторском бюро. Кинематографистам приятно было снимать кульман, потому что выглядел этот прибор внушительно.
На тяжелом металлическом станке крепилась большая деревянная доска. С доской сопрягалось устройство, позволявшее проводить на чертеже прямые линии заданной длины и под заданным углом. Устройство это было, как правило, металлическим шарнирным параллелограммом. На одном конце параллелограмма закреплялась головка с двумя взаимно перпендикулярными линейками, которую можно было поворачивать на любой фиксированный угол. К другому концу иногда прикреплялся внушительный груз-противовес, облегчавший перемещение всей этой «мухорайки» над доской в любое место чертежа.
Нехитрое устройство, правда? Но без несложного этого прибора все гениальные замыслы инженеров не легли бы на чертеж, а значит, не нашли бы своего логического завершения в металле.
Так что большое спасибо кульману. И Кульману тоже. Я имею в виду инженера и математика Карла Кульмана (Carl Culmann) (1821-1881), который этот чертежный прибор придумал. Родился К. Кульман в городке Бад Бергцаберн в немецкой земле Рейнланд-Пфальц, на самой границе с Францией. Его отец был пастором, а сына хотел видеть инженером. Мечта престарелого родителя осуществилась. Карл выучился в одном из лучших технических заведений тогдашней Европы – Политехнической школе в Карлсруэ. В 1841 году он стал инженером-мостостроителем. Это было славное время, когда строящиеся железные дороги «сшивали» еще политически разрозненную Германию в единое государство. Работы К. Кульмана, в особенности посвященные расчету фермовых конструкций, были востребованы. Он руководил постройкой многих мостов на юге Германии, в Бадене и в Баварии.
С 1849 по 1852 год Карл Кульман совершил путешествие по Франции, Англии и США. Для этой поездки он даже специально выучил английский язык. Французский же Кульман, как житель пограничного Бадена, неплохо знал с детства. Тем более, что несколько лет в отрочестве он был кадетом военной инженерной школы во французском городе Мец. Вернувшись из путешествия по Англии и США, Карл Кульман издал справочник, в котором были подробно описаны конструкции всех увиденных им английских и американских мостов. Те, кому довелось изучать сопромат, наверняка строили эпюры распределения нагрузок в балках. А значит, пользовались методами графического расчета конструкций, предложенными К. Кульманом. Эти методы были изложены в его главной книге «Графическая статика», написанной в 1866 году. В 1855 году в Цюрихе был организован Политехнический институт. Кульман стал профессором этого учебного заведения и занимал кафедру до самой своей смерти. «Чертеж – язык инженера», – справедливо говаривал старый профессор.
И немало потрудился для того, чтобы язык этот стал четкими и выразительными. Карл Кульман изобрел тот самый прибор для быстрого и аккуратного изготовления чертежей, который и носит теперь его имя. Впрочем, «кульманом» рабочее место инженера или архитектора называется только по-русски. В прочих языках прибор для создания чертежей вручную называют «чертежной доской» (drafting table, Reißbrett, planche à dessin).
Знакомства с изобретением дедушки Кульмана почти никто из инженерных работников прошлых поколений не избежал. Кто-то простоял у кульмана несколько лет. А кто-то – изрядную часть своей жизни.
Где кульман, там и ватман. Эта плотная белая бумага с шероховатой поверхностью специально предназначалась для рисования на ней карандашом или тушью.
Собственно говоря, если бы не чудеса транскрипции английских имен кириллицей, называться бы этой бумаге вотменом, поскольку выпускать эту бумагу начал английский промышленник Джеймс Уотмен (James Whatman) (1702-1754). Но ничего не поделаешь – ватман, как название бумаги для чертежников, в русском языке уже прижился. Так же, как и персонаж Конан-Дойля доктор Ватсон, который по всем правилам должен бы быть Уотсоном. Джеймс Уотмен родился в небольшой деревушке недалеко от Мейдстона (графство Кент).
Этот город в 18-м веке был центром бумажного производства в Англии. Но сперва Дж. Уотмен поработал дубильщиком кож. И лишь затем сменил эту грязную работу на ремесло более чистое и почетное, в котором и прославился. В 1733 году Уотмен открыл собственное производство бумаги. Он, естественно, хотел разбогатеть. И потому решил стать производителем самой лучшей в тогдашней Европе бумаги. Быть лидером в бумажном производстве во времена Уотмена было не менее почетно и выгодно, чем нынче возглавлять какую-нибудь компанию мобильной связи. Бумага – дорожное полотно прогресса. В 18-м веке в этом уже никто не сомневался. Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается.
Как часто случается, в осуществлении мечты помог удачный брак. В 1740 году Уотмен женился на вдове своего друга Ричарда Харриса, которую звали Энн. Вскоре после женитьбы, соединив капиталы свои и супруги, Дж. Уотмен купил бумажную фабрику «Turkey Mill» («Индюшиная мельница»). Средств хватило не только на покупку здания и оборудования. У Дж. Уотмена были деньги и на то, чтобы собрать на своем производстве самых опытных британских мастеров. Таким образом, самые лучшие в стране работники трудились у него на всех операциях, даже на предварительном разборе тряпичного сырья.
Да, да! Высокое качество бумаги, которую производила фабрика Дж. Уотмена, определялось, среди прочего, тем, что делали ее исключительно из льняных и пеньковых тряпок. Так получалась более чистая, чем из древесины, целлюлоза. И другой секрет Дж. Уотмена: «сваренную» из тряпичных лоскутков горячую целлюлозную массу не выкладывали на просушку, как обычно, на решетки из продольных и поперечных металлических прутьев. Ведь в тех местах, где бумага касалась прутьев, ее слой был менее плотным. Разглядывая на просвет такую бумагу, можно было увидеть следы от прутьев, «водянные знаки». Дж. Уотмен придумал новую форму для просушки, с сеткой из тонкой ткани. Сквозь ткань стекала вода, а целлюлозная масса, бумага, оставалась. После остывания такая бумага становилась плотной и однородной, с шероховатой поверхностью.
На такой поверхности карандаш оставлял хорошо видимый след. И акварельные краски хорошо ложились на плотную бумагу. Ясно, что первыми «влюбились» в бумагу Уотмена художники. Тринадцать лет потребовалось для того, чтобы производившаяся Уотменом бумага стала стандартом превосходной бумаги для рисования, письма и печати как в Великобритании, так и в США. И в течение 30 лет никто, кроме фабрики Уотмена, такую бумагу не производил.
В те годы в Европе бумага для письма и книгоиздания производилась в ничтожных количествах. Ее изготавливали вручную, используя решетчатые пресс-формы. Листы получались грубыми, с хорошо различимым рельефом, оставляемым прессом. С одной стороны это позволяло легко маркировать бумагу фирменными водяными знаками, которые в данном случае правильней назвать рельефными. С другой — бумага получалась рыхлой, пористой. Она плохо удерживала чернила (они впитывались в толщу бумажного листа, штрих получался слишком бледным). И была недолговечной. Книги, изданные на этой бумаге, быстро приходили в негодность. И для сохранения формы бумажных страниц, чтобы они не коробились, книгу приходилось оснащать жесткой обложкой из деревянных дощечек.
Над совершенствованием бумажного производства работали многие производители. Но надо понимать — впуском бумаги в начале XVIII столетия занимались маленькие мастерские, а не огромные фабрики, как сегодня. Масштабы производства диктовались низким спросом на бумагу. Книг выпускалось немного, бумага для письма еще не относилась к товарам массового спроса.
Главным потребителем бумаги были типографии, издающие религиозную литературу. Если купить хороший роман в лондонских книжных лавках того времени было практически невозможно, то Библию — без особых проблем. Библия была и главным семейным чтивом, и основным школьным учебником, и книгой на каждый день.
В начале 1750-х годов (точная дата неизвестна) лондонский издатель, владелец типографии Джон Баскервиль начал поиски такой бумаги, на которой не стыдно было бы издать уникальную Библию. Баскервилю пришла в голову смелая идея — издать «королевскую» Библию, лучшую из лучших, но при этом доступную простым смертным. Если уж выкладывать деньги за книгу, то за такую, что прослужит всю жизнь, да еще и ни одному поколению.
Личность Баскервиля сама по себе уникальна. Он прославился выпуском великолепных по качеству книг — в том числе и той самой Библии, которая вышла в свет в 1763 году. Но при этом Джон Баскервиль был… атеистом. Представляете, в XVIII столетии! Во времена, когда еще действовала Инквизиция. Когда слово «атеист» имело то же значение, что и «еретик».
Человек науки, Баскервиль революционизировал типографское дело. Он, по сути, стал основателем современного книжного дизайна. Разработал стандартные для книгопечатания шрифты (они повсеместно применялись до 20-х годов ХХ столетия), ввел широкие поля на книжных страницах и межстрочные интервалы, облегчающие чтение.
По собственному желанию Баскервиль был похоронен на неосвященной земле возле своего дома. Он умер в 1775 году на 69-м году жизни… Нам знакома его фамилия, верно? По рассказам Конан Дойля о Шерлоке Холмса. Да, рассказ «Собака Баскервилей» имеет отношение к Джону Баскервилю. Как и персонаж романа Умберто Эко «Имя розы» Вильгельм Баскервиль. Это дань памяти великому издателю.
Когда совсем еще молодой Джон Баскервиль посетил бумажную мастерскую Ватмана, ее владельцу, Джеймсу Ватману было ненамного больше лет, чем начинающему издателю. Их разделяли всего четыре года разницы в возрасте. Но Джеймс уже поднаторел в бумажном производстве, имел хорошую клиентуру и преуспевал.
Баскервиль осмотрел образцы бумаги, выпускаемой мастерской Ватмана, и посетовал, что не видит подходящего сорта для издания своей Библии. Тогда Ватман показал ему «секретный» образец, над которым работал несколько лет. Это была плотная белая бумага с идеально ровной поверхностью. В левом углу листа просматривался фирменный водяной знак Ватмана. Баскервиль пришел в полный восторг. Он тут же заявил, что готов сделать крупный заказ. Но Ватман его горячность остудил — лист существовал в единственном экземпляре. Джеймс еще не отработал технологию изготовления этой бумаги.
Дело в том, что для получения гладкого плотного листа Ватман использовал сильно измельченное тряпье. А потом жидкую массу высушил между двумя шлифованными каменными плитами. Лист сушился очень долго. При такой технологии изготовить запас бумаги для издания книги не представлялось возможным.
Прошло около года. И однажды Джеймс послал своего помощника к Баскервилю — с образцами новой бумаги. За это время Ватман изобрел нужную технологию. Бумажная масса выкладывалась на очень мелкую металлическую сетку. Настолько мелкую, что ячейки сетки не оставляли следов на высохшем листе. То есть ячейки были соизмеримы с величиной волокон — масса при этом измельчалась, буквально, в однородную кашу. Помимо этого Ватман использовал отбеливатель и клей, которым пропитывал поверхность готового листа. Баскервиль был на седьмом небе от счастья. Он выкупил весь запас бумаги и оплатил ее производство на год вперед.
Первым изданием с применением ватмана стал сборник произведений Вергилия, выпущенный в 1757 году все тем же Джоном Баскервилем. Ну, а самое знаменитое издание — Библия 1763 года.
Сам изобретатель новый сорт бумаги назвал «тканной» или «веленевой» бумагой — по типу использованного сырья и для подчеркивания тончайшей и ровной структуры листа бумаги, который можно было сравнить с самой тонкой тканью. Отличительными особенностями новой бумаги были прочность, белизна листа и отсутствие на нем следов от пресс-формы.
Так появился ватман — один из самых популярных сортов бумаги для делового и художественного применения. В художественном творчестве он используется для рисования акварелью. Впервые его в этом качестве опробовал Томас Гейнсборо, британский живописец, современник Джеймса Ватмана. И оценил ее очень высоко.
В 1759 году Джеймс Уотмен (Ватман) умер.
Потом уже его сын, Джеймс Уотмен II, в возрасте 21 года унаследовал предприятие. При нем фирма заняла ведущие позиции в мировом бумагоделательном производстве, а ее продукция стала называться ватманской бумагой, или попросту ватманом. Компания Watman существует до нынешнего дня. Но сейчас она производит медицинское оборудование. А прославленная бумагоделательная фабрика «Turkey Mill» сейчас превращена в бизнес-парк, территорию которого, среди прочего, используют для празднования свадеб.
А казалось бы — всего лишь бумага.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31642/ © Shkolazhizni.ru
http://elcode-blog.ru/?p=1064″>http://elcode-blog.ru/?p=1064
http://eponym.academic.ru