Как называется машина которая поднимает людей
Подъемник, лестница, кран или вышка? Разбираемся в особенностях высотной техники МЧС
Пожарные машины высотного доступа — техника самой благородной из работ. Они нужны для спасения людей с высоты и тушения сложных пожаров. В современных белорусских реалиях у таких автомобилей появилась еще одна задача — снимать флаги. Тема широко освещалась в СМИ, но с упоминанием типов техники возникла большая путаница. Мы решили рассказать о тех машинах, которые минчане видели в своих дворах.
90-метровый подъемник Bronto
Итак, ту машину, которая работала 5 сентября в жилом комплексе «Каскад», правильно называть не краном, не лестницей, а коленчато-телескопическим подъемником. Его рабочая стрела состоит из нескольких выдвижных частей, а последняя, на которой закреплена люлька, может сгибаться подобно руке в локтевом суставе или ноге — в коленном. Рабочая площадка подъемника способна перемещаться не только вверх-вниз, но и вперед-назад, а также вправо-влево. Наличие механизма «сгибания в колене» и есть конструктивный признак коленчатых подъемников.
Опытный оператор коленчатого подъемника способен подать люльку практически в любое труднодоступное место. Механизм поворота люльки в стороны только расширяет функционал. Это самый технически сложный и самый дорогой тип высотной спасательной техники. А Bronto Skylift F90 HLA — та самая машина, что приезжала в «Каскад», — 15 лет назад была самым совершенным пожарным подъемником мира. Но и сегодня по-прежнему входит в тройку лидеров.
АКТП-90 (Mercedes-Benz Actros 4150K/10×4/6/5100) Bronto Skylift F90 HLA — именно так звучит полное обозначение этого спецавтомобиля. Для простоты понимания сами спасатели называют его «90-метровым коленом» или «бронтозавром». Кстати, бронтозавр — официальная эмблема финской фирмы Bronto Skylift AB, которая изготовила эту машину. «Девяностометровик» появился в гамме у финнов в 2005 году.
Первый такой подъемник был построен для Пекина, второй — для Москвы. В Минске — экземпляр №13, изготовленный в 2007 году. То есть на тот момент, когда этот автомобиль купили для столицы Беларуси, далеко не каждый город мог похвастаться обладанием такой техникой.
Несмотря на эмблему и кабину Mercedes-Benz, шасси на самом деле — изделие специализированной фирмы Paul, которая с одобрения Mercedes-Benz строит на его агрегатах специфические штучные шасси. Bugatti Chiron — гораздо более массовая машина, чем шасси этого подъемника. Длина спецавтомобиля в транспортном положении — 15 м, высота — 4 м.
Вся система вместе с шасси и стрелой весит 48 т. Из них 33,5 т приходится на вес собственно подъемного оборудования. Сорок восемь тонн очень сложного «железа» нужны для того, чтобы поднять несколько человек на 90 м.
Естественно, управление компьютеризировано. Управляет всем один оператор, который располагается за пультом у поворотного основания всей конструкции.
У стрелы этого подъемника — аж 9 секций. Максимальная высота проведения работ — 90 м. Это уровень примерно 32-го этажа жилого здания. Максимальный боковой вылет — 29 м. И это очень крутой показатель. Время полного боевого развертывания и выдвижения корзины на максимальную высоту — 9 минут.
Стоимость этой машины космическая. Точная цена — коммерческая тайна поставщика, но это семизначная цифра. В евро.
50-метровый подъемник Bronto
Другой коленчатый подъемник Bronto, классом пониже, тоже был задействован в антифлаговых операциях. Именно о нем писали «Машина МЧС не сумела снять флаг на Кропоткина, 84. Лестнице не хватило высоты». Он же приезжал на вторую «спецоперацию» в ЖК «Каскад» вечером 10 сентября. Машина называется АПК-50 (МАЗ-6312C5) Bronto Skylift F51RLX.
Непосредственно подъемное оборудование изготовлено в Финляндии, но монтаж на шасси МАЗ осуществлялся белорусским партнером Bronto — борисовским СООО «Пожснаб». По конечному VIN-коду юридически это изделие «Пожснаба».
Машина очень свежая, 2018 года постройки. Приобретали ее для недавно открытой пожарной части в Каменной Горке.
Максимальная высота подъема здесь — 50 м. Это уровень 16-го этажа. Основная стрела дополнена лестницей, так что правильнее называть этот подъемник коленчато-телескопическим с лестницей.
Управление осуществляется двумя джойстиками. Перед оператором — экран компьютера, который контролирует все параметры подъема.
Люлька, как и у всех специальных пожарных подъемников, оснащена лафетным стволом. Этот подъемник также может подавать воду на высоту.
Возможность управления из люльки, естественно, тоже есть. Спасатель в люльке может либо действовать самостоятельно, либо корректировать действия основного оператора.
Когда с помощью этой машины не сняли флаг у дома на ул. Кропоткина, то дело было не в том, что «высоты не хватило». На самом деле высоты бы хватило. Но из-за архитектурно-планировочных особенностей дворового проезда недостаточно было места для правильного развертывания опор.
55-метровая автолестница Magirus
А этот автомобиль уже успел войти в историю и стать знаменитым. Во дворе между улицами Есенина и Алибегова сотрудник МЧС поднялся, чтобы снять флаг, но вместо этого только поправил его. Вечером того же дня к пожарной части №35 в Минске, к которой приписана эта машина, пришли люди, чтобы поблагодарить спасателя.
Участницей этой истории стала автолестница АЛ-55 (Iveco Trakker AD 260 T 35) Magirus FS 55 CS. Да, обозначения у таких автомобилей выглядят примерно как дворянские имена. Шасси Iveco Trakker AD 260 T 35 собрано в Испании, в Мадриде, на заводе Iveco Pegaso S.L. Это бывшая производственная площадка знаменитой испанской фирмы Pegaso, вошедшей в состав концерна Iveco. А сама лестница изготовлена и установлена на шасси в Германии на заводе Iveco Magirus Brandschutztechnik GmbH. Год выпуска — 2013-й. Общий вес снаряженного автомобиля — 25 т.
Вообще, Magirus — имя с более чем 150-летней историей, это невероятно уважаемый в мире производитель противопожарного оборудования. Когда-то компания делала и собственные знаменитые грузовики, но была поглощена концерном Iveco. Бренд Magirus — единственный из всех поглощенных Iveco, который новые итальянские хозяева оставили в обиходе. А оставили его именно из уважения и влиятельности марки в области пожарной спецтехники. Лестницы Magirus заслуженно считаются одними из лучших в мире.
Отличие лестницы от подъемника — в конструкции подъемных колен. У автолестницы они решетчатые, и по ним можно взобраться наверх. Одновременно могут подниматься сразу несколько человек.
На практике же руками и ногами по современным автолестницам спасатели не карабкаются. Для подъема используется раскладной лифт, который быстро ездит вверх-вниз, как по рельсам.
На вершине комплекта колен устанавливается компактная складная люлька.
В боевом положении она похожа на люльку коленчатого подъемника, только гораздо меньшую по размерам и грузоподъемности. И вариативность зоны маневрирования у нее отнюдь не столь велика, как у подъемников.
Но у автолестниц есть серьезное преимущество перед подъемниками — скорость подъема и опускания как самой стрелы, так и лифта.
На 55 метров такая автолестница выдвигается за 77 секунд, а лифт способен гонять вверх-вниз и доставлять спасенных людей с высоты на землю в режиме челнока очень быстро.
Подъемнику сопоставимой высоты для полного раскладывания нужно примерно в четыре раза больше времени.
У этой автолестницы есть система компьютерной стабилизации комплекта колен, встроенный насос и система пеносмешения, термокамера и фотокамера с передачей картинки на основной пульт управления или в штабной автомобиль. И это далеко не полный список уникального и отнюдь не дешевого оборудования автолестницы.
У коленчатых подъемников и автолестниц свои конструктивные преимущества и особенности тактического применения. На серьезных высотных пожарах обычно применяют оба типа высотных машин одновременно. Они дополняют друг друга, используя сильные стороны — каждая свои.
Что такое кран и автовышка
Необходимо все-таки объяснить, как не спутать коленчатый подъемник и автолестницу с краном и автовышкой. На самом деле все достаточно просто.
Подъемники ошибочно называют автовышками очень часто. Этим грешат даже некоторые производители высотной техники. Но есть вернейший из признаков — все автовышки имеют рабочее оборудование в виде телескопической мачты с люлькой наверху и используются только для вертикального подъема ремонтников, то есть рабочая площадка кроме как вверх-вниз в пространстве не перемещается, а следовательно, зона обслуживания крайне ограничена. В этом и заключается главное отличие автовышек от автоподъемников, и в этом же — главное преимущество последних. Однако автовышки конструктивно значительно проще автоподъемников, а следовательно, дешевле. К тому же есть такие виды работ, где маневренности автовышек вполне хватает. Речь, прежде всего, об обслуживании воздушных высоковольтных линий электропередач.
С краном все еще проще. Если у подъемной машины есть крюк и трос — значит, это автокран, машина для подъема на высоту грузов, а не людей. К некоторым моделям кранов можно прицепить люльку, чтобы поднимать на высоту людей, но есть множество нюансов. Подъем людей — не основная работа такого автомобиля. Снимать краном флаги тоже совершенно неудобно.
Почему для снятия флагов была задействована именно спецтехника МЧС? Все просто — ни у какой другой государственной структуры нет техники для доступа на такие высоты. Самые высокие подъемники коммунальщиков достанут максимум до 9-го этажа, а в среднем — до 5-го.
Возможности техники МЧС намного выше в прямом смысле слова. Техникой высотного доступа столичные спасатели оснащены прекрасно. Закуплены лучшие мировые образцы своих классов. Но и ресурс этой техники не бесконечен. Каждая спецмашина запрограммирована производителем пусть и на большое, но все же конечное количество циклов подъема и опускания. И если использовать этот ценный и недешевый ресурс для снятия флагов, то число подходов применения подъемников и автолестниц по прямому назначению сократится. А каждый такой подъем — это потенциальная спасенная жизнь. Другими словами, тратить ресурс этих машин на снятие флагов — это примерно как «айфоном» колоть орехи. С другой стороны, сейчас вокруг происходят и куда более странные вещи.
Классификация типов автовышек и автогидроподъемников.
Телескопические автовышки
Самым популярным видом автовышек в России являются телескопические подъемники. Они способны поднимать на значительную высоту. Но главное преимущество этих подъемников сводится к простоте управления. Его можно производить двумя способами: из кабины и при помощи пульта дистанционного управления. Пульт способен подавать сигнал на расстояние до 60 м. Еще одно достоинство телескопических подъемников – их поразительная точность. Груз доставляется на высоту строго по заданным параметрам, вплоть до сантиметра.
Работники телескопических автовышек могут быть спокойны – в создании этих устройств были применены современные достижения науки и техники. Подъемники снабжены умной системой компьютерной безопасности, которая предостережет от неправильных действий. При грубой ошибке в управлении подъем будет автоматически прекращен. Эти автовышки прошли установленные законом проверки со стороны специалистов службы технадзора.
По типу конструкции стрелы, вышки также бывают трех видов:
Коленчатые или локтевые подъемники.
Благодаря рычажному соединению стрел, обладает большей грузоподъемностью, чем телескопические автовышки, а также обладают преимуществом горизонтальной подачи корзины. Но локтевым автовышкам требуется больше свободного пространства для маневров, что не позволяет использовать их при плотной застройке.
Телескопические автовышки.
Люлька подается выдвижной телескопической стрелой, грузоподъемность у таких подъемников не более 200 кг. Также телескопические вышки лишены горизонтальной подачи корзины.
Комбинированные автовышки.
Комбинированные модели обладают преимуществами и локтевых и телескопических подъемников. Соединение между стрелами – рычажное, однако сами стрелы (чаще всего последняя) — телескопические. Благодаря этому комбинированные модели производят зачастую с возможностью подъема более 30 метров, что их ставит в группу высотных автовышек.
В компании NKB GROUP огромный выбор телескопических и комбинированных автовышек японского и корейского производства. В наличии имеется автовышки от 5 до 32 метров. Также в продаже имеются самоходные и гусеничные подъемники.
Коленчатые автовышки
Востребованы на российском рынке и коленчатые автовышки. Их отличают высокая надежность, долговечность в использовании, а также относительно демократичная цена (включая стоимость сервиса). Конструкция техники представлена коленчатым подъемником, работа с которым довольно проста и не требует особых усилий. Максимальная высота, которую способны брать эти автоподъемные устройства, обычно составляет 20 м. Обращают на себя внимание и сравнительно небольшие габариты такого подъемника, что позволяет использовать его в ограниченном пространстве. А потому сфера применения услуги автовышек коленчатого вида довольно широка.
Комбинированные автовышки
Создание комбинированных автовышек было вызвано необходимостью объединить достоинства двух вышеуказанных видов подъемников при устранении присущим им недостатков. Конструкторы, трудившиеся над этой техникой, желали создать идеальный вариант подъемного устройства. В итоге получился действительно хороший автоподъемник, который в первую очередь порадует своих обладателей обширным спектром возможностей такого механизма.
Эта автовышка может использоваться в любом, даже самом труднодоступном месте, что обеспечивается особым типом стрелы – ее можно перемещать в любом направлении, на 360 градусов. Подъемник способен поднимать людей и груз на большую высоту, обходя ЛЭП и прочие препятствия. Но все-таки в разработке этой автовышки не удалось избежать недостатков, главный из которых – ее сложное устройство, делающее управление отнюдь не самой простой задачей. Другой минус заключается в ее дороговизне.
Требования безопасности при возникновении аварий
Машинист автовышки обязан прекратить работу машины при выявлении следующих ситуаций:
Аварийное опускание люльки
Другие нормативы и требования, касающиеся наступления аварийных ситуаций
Требования охраны труда четко обозначают, что при возникновении каких-либо поломок или аварийных ситуаций машинист обязан известить об этом инженерный персонал, на которого возлагается обязанность содержать ее в исправном состоянии. При несчастном случае следует оказать необходимую помощь пострадавшему и вызвать медиков. О таком происшествии обязательно сообщают руководителю.
Если выявлены признаки пожара, необходимо известить пожарную охрану. При определении источника задымления и огня обязательно используются средства для осуществления пожаротушения, которые должны присутствовать на каждом объекте без исключения.
Особенности автовышки
Видео по теме: Эксплуатация АГП ВИПО
Публикации по теме
Правовые акты и регламент охраны труда и техники безопасности в строительстве
Описание должностной инструкции водителя автомобиля
Вопрос №17 — Какая есть классификация разрядов машинистов автовышки?
Вертикальные автовышки
Это наиболее примитивный и самый редко используемый тип автовышек. Их подъемный механизм раскладывается так, что может поднимать груз только вертикальным образом. Производить с такой конструкцией какие-либо иные маневры не получится. По данной причине область применения этих автовышек крайне узкая. Но в ряде сфер, к примеру, на складах или при ремонте линий электропередач, вертикальные подъемники могут вполне справиться с поставленной задачей. Единственным заметным достоинством этого подъемного устройства является его большая грузоподъемность.
Модели
АГП АПТ-18 на базе ГАЗ-3307
Автовышка АГП АПТ-18 на базе грузовых автомобилей ГАЗ-3307 предназначена для доставки людей и оборудования на высоту до 18 м. АГП может использоваться при монтаже и ремонте линий электропередачи и связи, теплоизоляции и покраске и при других работах.
Климатическое исполнение У, категория размещения 1 по ГОСТ 15150-69; 1-3 ветровой район России в соответствии с ГОСТ 1451-77.
Использование автовышек АГП с двухрядной кабиной на базе ГАЗ-3307 набирает популярность благодаря широким возможностям их применения и пятиместной кабине, позволяющей перемещать полноценную бригаду рабочих.
Автовышка Егерь может использоваться как муниципальными службами при проведении высотных работ, службами быстрого реагирования при спасательных мероприятиях, так и для монтажа наружной рекламы, в строительстве и благоустройстве, нередко для украшения городских улиц в период массовых праздников.
Особенности
Преимущества работы
Технические характеристики
Грузоподъемность, кг | 200 |
Рабочая высота подъема, м | 18 |
Вылет стрелы автовышки АГП АПТ-18, м | 10 |
Максимальная транспортная скорость передвижения, м/с (км/ч) | 13.9 (50) |
Время подъема люльки на наибольшую высоту, с | 150 |
Максимальная частота вращения поворотной части, рад/с (об./мин) | 0.008 (0.5) |
Угол поворота, град | 360 |
Место управления | Дистанционное и в люльке |
Габариты в транспортном положении, м: | |
Длина, м | 8.0 |
Ширина, м | 2.5 |
Высота, м | 3.9 |
Параметры шасси | |
Марка шасси | ГАЗ-3307 |
Двигатель | ЗМЗ-5231.10 |
Мощность двигателя | 124 л.с. (91,2 кВт) |
Объем двигателя | 4,67 л |
Экологический класс | Евро-2 |
Тип двигателя | V-образный, 8-цилиндровый, 4-тактный бензиновый |
Крутящий момент брутто | 30,5 кГсм (298 Нм) / 3000—3400 об/мин |
Степень сжатия | 7,6 |
Охлаждение | жидкостное |
Колесная база | 3770 мм |
Полная масса автомобиля | 7850 кг |
Автовышка Газ-3308
Автовышка на шасси ГАЗ-3308 Садко — не имеющий аналогов спецавтомобиль. Благодаря своим вездеходным качествам, автогидроподъёмник Садко может быть использован там, куда не доберётся обычная спецтехника.
ГАЗ-3308 не боится крутых подъёмов и раскисших от дождей дорог, он часто используется на бездорожье. Вездеходные опции Садко: понижающая передача, самоблокирующиеся межколёсные дифференциалы, большие односкатные колёса с протектором, 31,5 см дорожного просвета и система спуска-подкачки колёс. Автомобиль не требует дорогостоящего ремонта, у двигателя ЯМЗ-534, которы ставят вместо минского тракторного дизеля Д-245, средний расход топлива 15,4 л на 100 км и ресурс 700 000 км.
Преимущества шасси
Подъёмники
ГАЗ-3308 оснащается следующими подъёмными механизмами:
Максимальная высота подъёма, в зависимости от модели: от 14 до 28 м. Каждый автогидроподъёмник оборудован:
Комплектация шасси
ГАЗ-66 ВИПО-18
Подъемник автомобильный гидравлический с рабочей платформой ВИПО-18-01 на базовом шасси ГАЗ – гидравлический, телескопический, полноповоротный подъемник предназначенный для подъема рабочих с инструментами и материалами на высоту до 18 м для производства строительных, монтажных, ремонтных и других видов работ.
В статьях о спецтехнике нередко встречаются аббревиатуры. Не всем известно, что такое ВИПО. Это расшифровывается как «ВИтебский автогидроПОдъемник». Данная спецтехника выпущена на белорусском заводе на базе шасси ГАЗ-66. Она представляет собой полноповоротный монтажный стреловой подъемник, который служит для подъема рабочих на высоту до 18 метров. Технические характеристики автовышки ВИПО-18-01интересны следующими механизмами.
Грузовысотные характеристики
Габаритные размеры
Общие характеристики автовышек
Вне зависимости от принципов действия, все автоподъемники имеют общие свойства:
Все манипуляции на высоте всегда сопряжены с известной степенью риска. Поэтому выбирая автовышку, нужно обратить внимание не только на технические характеристики и стоимость, но и на ее безопасность. На последнем факторе экономить ни в коем случае нельзя. Кроме того, не следует забывать о своевременном сервисном обслуживании подъемника. Тогда приобретенная автовышка будет успешно служить своим владельцам долгие годы.
Виды автовышек на базе автомобилей ГАЗ
Существует несколько критериев, по которым различаются автовышки на шасси ГАЗ:
По типу конструкции стрелы автовышки бывают: телескопические, коленчатые и коленчато-телескопические (рычажно-телескопические автовышки). Самой простой и, соответственно, самой дешевой является модель автовышки со стрелой коленчатой конструкции. Такая стрела представляет собой несколько (обычно 2 или 3) «колена» или «локтя» – металлические секции, соединенные между собой осевыми шарнирами по типу упомянутых частей тела. В нерабочем состоянии эти секции сложены, а для работы распрямляются с помощью гидравлических механизмов. Использовать такую автовышку можно на высоте от 9 до 30 метров.
К недостаткам можно отнести требования относительно свободной площади, необходимой для работы с таким АГП – в условиях ограниченного пространства использовать этот тип конструкции сложно, а иногда и вовсе невозможно. Удобнее всего использовать автовышку на стройках и других открытых площадках. Также не для всех видов работ подходит диапазон высоты, на которой работают такие вышки. Разумный предприниматель, планируя такую серьезную статью расходов, как покупка автовышки, выберет более универсальную модель.
Телескопическая вышка имеет более сложный механизм, в котором две или три секции умещаются одна в другой, по принципу подзорной трубы. При работе они выдвигаются оператором на нужную высоту. Главным преимуществом такой конструкции является возможность использования ее для работы как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях. Более того, ее можно использовать для работ на объектах связи и энергетики. К относительным недостаткам можно причислить меньшую компактность и большую стоимость, чем у коленчатых конструкций.
Универсальными на сегодняшний день являются автовышки с коленчато-телескопическим устройством стрелы. Они объединяют в себе все вышеперечисленные преимущества, а также позволяют работать под отрицательным углом. Высота таких автовышек может превышать 30 метров.
Виды автовышек по типу шасси
В зависимости от того, на шасси какой марки Горьковского автомобильного завода установлена автовышка, автогидроподъемники можно поделить на три типа:
Типы кабин и высота автовышек
По высоте можно выделить следующие категории автовышек: от 12 до 16 метров, от 18 до 20 метров, от 22 до 26 метров и от 28 до 30 метров. Первая категория автовышек наиболее универсальная в плане установки – встретить такие АГП можно как на шасси ГАЗ-3309, так и на базе ГАЗелей. В то время, как последняя категория используется для работы на серьезных высотах и требует более тяжелой базы.
Автовышки на шасси ГАЗ могут комплектоваться двумя видами кабин: однорядной и двухрядной – в зависимости от того, какого количества человек требуют выполняемые вами работы.