Как называется меч пророка мухаммеда
Меч Зульфакар история и выдумки
Зульфакар – легендарный символ мусульманской доблести.
ذو ال ист. Зу-ль-факар (название меча, который Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отобрал у врагов в битве при Бадре и который впоследствии перешел к Али, да будет доволен им Аллах) (см. Арабско-русский словарь Х.К. Баранова)
Это название было обусловлено тем, что на одной стороне его лезвия была надпись в виде позвонков. Об этом пишется в известных старинных толковых словарях арабского языка, таких, как Аль-Арус и Лисан аль-араб. Например, в Толковом словаре Лисан аль-араб в разделе «факар» ( فقر ) можно прочитать следующее: «Зульфакар – меч Али бин Абу Тулиба (да будет доволен им Аллах), а назвали его так из-за надписи в виде позвонков человека, которая была на его одной стороне». То есть его назвали так из-за наличия надписи, подобной позвоночнику человека, а не по причине раздвоения лезвия.
Если все это так, то откуда же пошло мнение о раздвоенном лезвии этого меча?
Если ввести и это в поисковик интернет-браузера, мы найдём, что почти все источники этой версии указывают на шиитов. А откуда они взяли это? И почему они возвеличивают какой-то меч с раздвоенным лезвием вместо великого меча Зульфакара?
В частности, в этой книге великий ученый в области тафсира и истории Ибн Касир пишет следующее:
« اللَّهمّ إِنِّي أَسْأَلُكَ شَهَادَةً فِي سَبِيلِكَ، وَمَوْتًا في بلد رسولك »
«О, Аллах я прошу у Тебя смерти шахида на Твоем пути в городе Твоего посланника (мир ему и благословение)».
И Аллах ответил на все его просьбы – даровал ему шахаду на пути Аллаха в городе Пророка (мир ему и благословение), в Пресветлой Медине. Мало кому даруется такое, однако Аллах милостив и благосклонен к тем, кому пожелает.
Воистину меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который назывался Зульфакаром, был мечом Пророка (мир ему и благословение), который Он получил в день битвы при Бадре, как об этом пишет Аль-Хафиз Ибн Хадждар ал-Аскаляни в своей книге Фатх аль-Бари. Также Ибн Абу Шайба передает от Абдуллаха ибн Сунана аль-Асади:
« رأيت عليًّا يوم صفين، ومعه سيف رسول الله صلى الله عليه وسلم ذو الفقار »
«Я видел Али (да будет доволен им Аллах) в день Сиффин, и с ним был меч Пророка (мир ему и благословение) – Зульфакар»
Также от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается:
« تنفل رسول الله صلى الله عليه وسلم له يوم بدر »
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получил этот меч в день битвы при местности Бадр». (Имам Ахмад, Ибн Маджжа)
В книге Инджах, шарх Ибн Маджжа в толковании этого хадиса пишется:
«Зульфакар» (с огласовкой фатха – «ЗульфАкар») был мечом Аль-Асса ибн Мунаббиха, который был убит в битве Бадр, и он попал в руки Пророка (мир ему и благословение) в качестве трофея. А далее от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Зульфакар перешел к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). А название «зу аль-факар» – имеющий факар – он получил из-за надписи на нем, которая была подобна (факар) позвонкам человека».
А что касается слов «нет меча, кроме как Зульфакара и нет воина, кроме как Али», то они, как говорят ученые Хадиса Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, Джалалуддин Ас-Суйути, Ад-Дарукутни и другие, не являются хадисом. Это выдумки шиитов-рафидитов.
А такое величие и известность этот меч получил из-за того, что был мечом самого Пророка (мир ему и благословение).
Да не лишит Аллах нас Его шафаата в день Великого Суда!
Нурмухаммад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Зульфикар. Меч пророка на Кавказе
Согласно преданию, Зульфикар – это самый знаменитый меч доисламской Аравии. Принадлежал этот уникальный меч одному из знатных представителей племени курайшитов из Мекки — Мунаббиху ибн Хаджжаджу. Курайшиты, владеющие Меккой, но не все принявшие ислам, стали естественными противниками Мухаммеда, который в Медине приступил к формированию армии. Первые столкновения носили незначительный характер вплоть до марта 624 года.
17 марта 624 года состоялась битва при Бадре (западная часть Саудовской Аравии в районе Медины). Военное значение это сражение имело небольшое, т. к. с обеих сторон количество погибших не превышало 7% всех участников битвы. Однако политическое и религиозное значение битвы при Бадре переоценить невозможно. О ней стали слагать самые удивительные легенды. Согласно одной из них, на стороне мусульман сражались… ангелы. Так или иначе, но это было первое сражение, в котором Мухаммед показал свою силу и свою армию.
После смерти Мухаммеда меч попал в руки халифа Али ибн Абу Талибу, считавшегося великим воином. Уже тогда меч якобы умел зависнуть в воздухе, а сила его удара с каждым днём увеличивалась, пока не стала равной удару тысячи воинов. И вот тут настаёт момент, когда фольклор и религия окончательно стирают историческую правду. По суннитской версии, Зульфикар достался османским султанам через руки сыновей Али и ныне хранится в музее-дворце Топкапы в Стамбуле. Шииты же считают, что меч перешёл в руки имамов и ныне сокрыт вместе с двенадцатым имамом аль-Махди, который явится миру перед концом света.
Как выглядел меч?
Те же легенды и мифы, которые окружают происхождение и историю Зульфикара, полностью затуманили и его внешний вид. Существует предание, что один из владельцев меча халиф Али ибн Абу Талиб однажды допустил неосторожность, доставая его из ножен, из-за чего лезвие раскололось пополам. При этом одну сторону меча наделяли только возможностью убивать, а другую – исцелять. Из такой весьма расплывчатой легенды и появилось множество взглядов на Зульфикар.
Одни полагали, что меч на самом деле являлся саблей с двумя остриями. Другие же утверждали, что под раздвоенным клинком из-за неточности в пересказе легенд понимался просто обоюдоострый меч. Некоторые даже видели Зульфикар как меч с единым, по сути, клинком, но рассечённым по долу. Существовало и мнение, согласно которому Зульфикар принимал форму турецкого ятагана, несмотря на то, что ятаганы гораздо «моложе» событий начала 7-го века. Скорее всего, такие воззрения сложились благодаря тому, что османы претендовали на преемственность от Мухаммеда.
Говорить о каких-то исключительных боевых качествах Зульфикара не приходится, разве что в легендах. Однако меч нёс мощный политический и ритуальный подтекст. Не зря всё те же турецкие янычары украшали свои знамёна изображением Зульфикара, точнее, тем, каким они его видели. Зульфикар помещали и на могилы павших воинов. А на клинках нередко можно было встретить такую гравировку: «Нет меча, кроме Зульфикара, нет героя, кроме Али!»
Владение таким мечом среди военачальников и знати почти автоматически создавало вокруг них ореол связи не с кем-нибудь, а с самим пророком и его имамами. И, конечно, это повышало воинский дух. Каждая битва становилась сражением не просто за землю и богатства, но за веру, а это мощный фактор мотивации.
Надир-шах и его Зульфикар
Надир-шах Афшар, основатель династии Афшаридов и шахиншах Ирана, смотрел на Кавказ как на свою вотчину. Несмотря на внутреннюю раздробленность его империи и бесконечные интриги, Надир, будучи военачальником и ведя кочевой образ жизни, в 1736 году отвоевал у турок Восточное Закавказье, присоединив к империи Шемаху, Баку и Дербент. В период своего расцвета империя Надира контролировала не только сам Иран и Азербайджан, но и Армению, Грузию, Афганистан, Бухарское ханство, а в 1739-м Надир взял штурмом Дели в Индии.
По преданию, Надир-шах являлся владельцем изящного Зульфикара. Некоторые полагают, что это вполне может быть меч самого пророка, но никаких оснований верить этому нет в принципе. Однако это нисколько не умаляет легендарности Зульфикара Надир-шаха. Именно этому мечу (сабле) известный аварский поэт Расул Гамзатов посвятил стихи:
Надир-шах, считавшийся великим завоевателем, начал поход на Дагестан в 1741-м году во главе с войском, насчитывавшим от 100 до 150 тысяч воинов. Великая армия была разделена и двинулась покорять разрозненный Дагестан разными путями. При этом местные ханства и их владетели готовились к долгой войне, чего Надир не ожидал. Война затянулась на годы с переменным успехом для обеих сторон. В итоге поход шахиншаха закончился провалом.
Естественно, эта война не могла не найти отражения в фольклоре. Свет увидел аварский эпос «Сражение с Надир-шахом» и шекинская песнь «Эпос о герое Муртазали». Нашлось место в сказаниях и для Зульфикара Надира. При этом Зульфикар завоевателя весьма отличался от описанных выше. Это был меч с двумя клинками, закреплёнными на одной рукояти. О нём ходили легенды, согласно которым свист ветра в этом мече при взмахе оглушал противника и повергал его в ужас. Шахиншах так умело орудовал мечом, что при ударе лезвия смыкались в теле жертвы и вырывали разом кусок мяса. А ударом по голове Надир мог сразу отсечь несчастному оба уха.
Всё те же легенды говорят, что причиной поражения шахиншаха в Дагестане стала потеря в бою знаменитого меча. Так или иначе, но вместе с войной Надир-шах принёс на землю Дагестана и всплеск моды на Зульфикары. Знаменитые дагестанские мастера из Кубачи и ныне покинутым Амузги создавали настоящие шедевры ювелирного искусства. Несмотря на неприменимость в бою, вплоть до начала 20-го века небольшие партии изящных Зульфикаров из Кубачи и Амузги находили своих покупателей.
Кубачинский Зульфикар
Сейчас в дагестанских музеях хранятся два Зульфикара, владельцем которых мог быть Надир-шах. Один меч хранится в селе Кубачи, а второй в Дагестанском государственном объединенном музее в Махачкале. При этом одни считают именно кубачинский меч мечом Надира, а другие — меч из Махачкалы. Однако чётких исторических доказательств ни тому, ни другому нет.
Но автора более интересует именно кубачинский экземпляр. Кубачи, находящийся в горах на высоте около 1700 метров над уровнем моря, издавна славился своими мастерами. В 1924-м году в посёлке была организована артель «Ремесленник», которая в итоге выросла в Кубачинский художественный комбинат. При комбинате ныне действует небольшой музей. Именно в нём и хранится Зульфикар с необычайно тонкой гравировкой на рукояти в виде звериной головы.
Как утверждает замдиректора комбината Алихан Урганаев, документального подтверждения тому, что кубачинский Зульфикар принадлежал Надир-хану, нет. Но одним из главных аргументов для апологетов кубачинской теории Надир-шаха и его меча является тот факт, что именно музей комбината уже неоднократно подвергался ограблению. И каждый раз грабители охотились за Зульфикаром.
В первый раз в 1993-м году грабёж был отягощён убийством одного из сторожей. Но милиция сработала оперативно. С вертолёта удалось обнаружить авто преступников, которое не совладало с горным «серпантином». Меч вернулся в музей, а грабителей отправили в тюрьму. Тогда же прошёл слух, что заказчиком ограбления был один из иранских миллиардеров, готовый отдать за меч миллион долларов.
В 2000-м году, когда Кавказ снова полыхнул войной, кубачинский Зульфикар опять оказался под угрозой. Банды боевиков с территории Чечни надеялись захватить меч, который, по преданию, наделял владельца могущественной силой. К счастью, произведение оружейного искусства не пострадало.
Последний раз грабителям удалось выкрасть меч в июне 2017 года. Преступление было незамысловатым. Пользуясь тем, что музей, как и комбинат, охранялся только одним сторожем, которому требовалось много времени, чтобы обойти весь комплекс строений, грабители проникли внутрь, взломав дверь, и просто вынесли почти 30% экспонатов. Среди шести изящных сабель был и Зульфикар.
Силовые ведомства были подняты на уши. Национальная реликвия, которая является достоянием не только Дагестана, но и всей России, вполне могла уплыть за границу. При этом её стоимость оценивалась от трёх миллионов рублей до двух миллионов евро. Поэтому кубачинцы и не мечтали, что реликвию когда-либо вернут. К счастью, они рано отчаялись. Сотрудники смогли выйти на организатора кражи и её участников под личиной покупателей. В итоге выяснилось, что организатор (уроженец Дагестана) и исполнители познакомились в местах не столь отдалённых, составив затем план преступления.
Зульфикар и все прочие украденные экспонаты вернулись в родной музей.
Когда речь заходит об исламе в уме сразу всплывают знакомые по многочисленным фильмам: «Аллах Акбар!» и «Нет бога кроме аллаха, а Мухаммед – пророк его!». Однако на арабских клинках часто можно встретить другое изречение: «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!». Что же это за меч?
Мусульмане считают, что из 9 мечей Мухаммеда сохранилось 8. Из них 7 мечей хранятся в турецком Стамбуле в оружейной палате дворцового комплекса Топкапы, а один меч в Каире. Фотографировать эти клинки запрещено, поэтому их изображения в хорошем качестве отсутствуют.
Мечи пророка Мухаммеда: 1 – «Аль-Маасур», 2 – «Аль-Батар», 3 – «Кали», 4 – «Хатф», 5 – «Аль-Кадыб», 6 – «Аль-Адб», 7 – «Аль-Михзам», 8 – «Аль-Расуб».
Мечеть Аль-Хуссейн, Каир, Египет
«Аль-Адб» — название этого меча в переводе с арабского означает «острый, разрезающий». Этот меч с прямым клинком не отличается богатством отделки.
Дворцовый комплекс Топкапы, Стамбул, Турция
«Аль-Маасур» (аль-Маатур, аль-Матхур, Маъсур). Мечь имеет обоюдоострый клинок длиной 99 см. Гарда выполнена в форме двух змеек. Рукоять изготовлена из золота и инкрустирована изумрудами и бирюзой. На клинке около гарды арабской вязью выгравировано имя отца пророка Мухаммеда «Абдулла ибн аль Мутталиб».
По преданию Мухаммед получил этот меч в возрасте 15 лет.
Аль-Баттар использовался турецкими султанами при обряде вхождения на престол.
Гравировки на клинке меча Аль-Батар
Более полное представление об этом мече дают его современные сувенирные реплики:
«Кали» (Кулай, Кальи) меч с прямым широким клинком длиной 100 см. Считается, что название этого меча связано с названием местечка в Сирии. Поперек клинка около гарды выгравирована надпись на арабском языке – «Это благородный меч дома пророка Мухаммеда, апостола Аллаха». По одной из версий этот меч нашел дед пророка около священного источника Земзам в Мекке, по другой – он был захвачен во время осады еврейского племени Бану-Кайнука.
«Хатф» (Халеф) в переводе с арабского – «Смертная погибель» имеет прямой клинок длиной 112 см и шириной 8 см. По преданию этот меч был выкован царем Давидом по образцу меча Аль-Баттар, но по сравнению с ним имеет более длинный клинок. Долгое время хранился у еврейских священников левитов после чего попал к племени Бану-Кайнука.
«Аль-Расуб» (Повергающий), клинок 140 см. Это самый длинный из мечей пророка является фамильным мечом семьи Мухаммеда. На клинке инкрустированный золотом орнамент с именем Джафара аль-Садыка.
Зульфакар
Однако самым известным из мечей пророка и самым знаменитым в исламе является легендарный Зульфикар. В арабском мире он известен также под именами Золфагар, Тульфикар, Дуальфикар, Дульфикар, Дульфагар. Переводится название этого меча по разному: «Ломающий позвонки», «Имеющий позвонки», «Бороздчатый», «Решительный», «Обладатель метки» и др.
История его происхождения его и сам меч окружены многочисленными легендами, мифами и преданиями:
По одной из легенд Мухаммед передал этот клинок своему зятю, отважному воину Али во время одного из сражений, поскольку тот сломал все свои мечи. С Зульфакаром в руке Али бросился в саму гущу схватки и зарубил вражеского предводителя, отличавшегося громадной силой и жестокостью. После этого пророк воскликнул «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!». Впоследствии этому высказыванию суждено было стать боевым кличем исламских воинов и эта фраза часто гравировалась на боевых клинках.
Однако описания меча не сохранилось. Имеются лишь какие то смутные упоминания о двух остриях или двух лезвиях, или двух линиях-полосах на его клинке.
Поэтому в Азии можно встретить самые разные формы этого легендарного оружия: в форме меча или сабли с раздвоенным по горизонтали или вертикали острием меча, либо просто с изображением на клинке двух прямых или волнистых линий. Лезвие клинка может иметь волнистую или зубчатую форму.
Так, например, вариант Зульфикара без раздвоенного клинка, но с гравировкой на нем двух прямых линий (долов?) хранится в уже упоминавшемся музее Топкапы.
И наоборот, иногда вариации оружейников на тему Зульфикара принимали довольно затейливую форму (А).
Возможно, раздвоенность конца клинка имеет и довольно прозаическое объяснение. По одной из легенд кончик меча был сломан, когда Али неосторожно выдернул меч из ножен. Поэтому в старых вариациях Зульфикара конец клинка имеет «треугольный» вырез на конце (Б).
Двухклинковая тематика встречается и в современной ножевой индустрии. Возможно, такая форма ножей навеяна легендарным Зульфикаром.
Спасибо за внимание. Прошу извинить за несколько пространную статью.
ЧЕЧНЯ. Зульфикар. Меч пророка на Кавказе
оружия, в частности, мечей. Во время традиционного дележа трофеев в руки пророку попался прекрасный меч – Зульфикар, некогда принадлежавший курайшиту Мунаббиху. Благодаря тому, что Зульфикар попал в руки самому пророку, людская молва быстро наделила его чудодейственными свойствами и неслыханной силой удара.
После смерти Мухаммеда меч попал в руки халифа Али ибн Абу Талибу, считавшегося великим воином. Уже тогда меч якобы умел зависнуть в воздухе, а сила его удара с каждым днём увеличивалась, пока не стала равной удару тысячи воинов. И вот тут настаёт момент, когда фольклор и религия окончательно стирают историческую правду. По суннитской версии, Зульфикар достался османским султанам через руки сыновей Али и ныне хранится в музее-дворце Топкапы в Стамбуле. Шииты же считают, что меч перешёл в руки имамов и ныне сокрыт вместе с двенадцатым имамом аль-Махди, который явится миру перед концом света.
Как выглядел меч?
Те же легенды и мифы, которые окружают происхождение и историю Зульфикара, полностью затуманили и его внешний вид. Существует предание, что один из владельцев меча халиф Али ибн Абу Талиб однажды допустил неосторожность, доставая его из ножен, из-за чего лезвие раскололось пополам. При этом одну сторону меча наделяли только возможностью убивать, а другую – исцелять. Из такой весьма расплывчатой легенды и появилось множество взглядов на Зульфикар.
Одни полагали, что меч на самом деле являлся саблей с двумя остриями. Другие же утверждали, что под раздвоенным клинком из-за неточности в пересказе легенд понимался просто обоюдоострый меч. Некоторые даже видели Зульфикар как меч с единым, по сути, клинком, но рассечённым по долу. Существовало и мнение, согласно которому Зульфикар принимал форму турецкого ятагана, несмотря на то, что ятаганы гораздо «моложе» событий начала 7-го века. Скорее всего, такие воззрения сложились благодаря тому, что османы претендовали на преемственность от Мухаммеда.
Говорить о каких-то исключительных боевых качествах Зульфикара не приходится, разве что в легендах. Однако меч нёс мощный политический и ритуальный подтекст. Не зря всё те же турецкие янычары украшали свои знамёна изображением Зульфикара, точнее, тем, каким они его видели. Зульфикар помещали и на могилы павших воинов. А на клинках нередко можно было встретить такую гравировку: «Нет меча, кроме Зульфикара, нет героя, кроме Али!»
Владение таким мечом среди военачальников и знати почти автоматически создавало вокруг них ореол связи не с кем-нибудь, а с самим пророком и его имамами. И, конечно, это повышало воинский дух. Каждая битва становилась сражением не просто за землю и богатства, но за веру, а это мощный фактор мотивации.
Надир-шах и его Зульфикар
Надир-шах Афшар, основатель династии Афшаридов и шахиншах Ирана, смотрел на Кавказ как на свою вотчину. Несмотря на внутреннюю раздробленность его империи и бесконечные интриги, Надир, будучи военачальником и ведя кочевой образ жизни, в 1736 году отвоевал у турок Восточное Закавказье, присоединив к империи Шемаху, Баку и Дербент. В период своего расцвета империя Надира контролировала не только сам Иран и Азербайджан, но и Армению, Грузию, Афганистан, Бухарское ханство, а в 1739-м Надир взял штурмом Дели в Индии.
По преданию, Надир-шах являлся владельцем изящного Зульфикара. Некоторые полагают, что это вполне может быть меч самого пророка, но никаких оснований верить этому нет в принципе. Однако это нисколько не умаляет легендарности Зульфикара Надир-шаха. Именно этому мечу (сабле) известный аварский поэт Расул Гамзатов посвятил стихи:
Царя царей — великого Надира
Я славила, сверкая и звеня,
И в двадцати походах он полмира
Смог покорить при помощи меня.
Надир-шах, считавшийся великим завоевателем, начал поход на Дагестан в 1741-м году во главе с войском, насчитывавшим от 100 до 150 тысяч воинов. Великая армия была разделена и двинулась покорять разрозненный Дагестан разными путями. При этом местные ханства и их владетели готовились к долгой войне, чего Надир не ожидал. Война затянулась на годы с переменным успехом для обеих сторон. В итоге поход шахиншаха закончился провалом.
Естественно, эта война не могла не найти отражения в фольклоре. Свет увидел аварский эпос «Сражение с Надир-шахом» и шекинская песнь «Эпос о герое Муртазали». Нашлось место в сказаниях и для Зульфикара Надира. При этом Зульфикар завоевателя весьма отличался от описанных выше. Это был меч с двумя клинками, закреплёнными на одной рукояти. О нём ходили легенды, согласно которым свист ветра в этом мече при взмахе оглушал противника и повергал его в ужас. Шахиншах так умело орудовал мечом, что при ударе лезвия смыкались в теле жертвы и вырывали разом кусок мяса. А ударом по голове Надир мог сразу отсечь несчастному оба уха.
Всё те же легенды говорят, что причиной поражения шахиншаха в Дагестане стала потеря в бою знаменитого меча. Так или иначе, но вместе с войной Надир-шах принёс на землю Дагестана и всплеск моды на Зульфикары. Знаменитые дагестанские мастера из Кубачи и ныне покинутым Амузги создавали настоящие шедевры ювелирного искусства. Несмотря на неприменимость в бою, вплоть до начала 20-го века небольшие партии изящных Зульфикаров из Кубачи и Амузги находили своих покупателей.
Кубачинский Зульфикар
Сейчас в дагестанских музеях хранятся два Зульфикара, владельцем которых мог быть Надир-шах. Один меч хранится в селе Кубачи, а второй в Дагестанском государственном объединенном музее в Махачкале. При этом одни считают именно кубачинский меч мечом Надира, а другие — меч из Махачкалы. Однако чётких исторических доказательств ни тому, ни другому нет.
Но автора более интересует именно кубачинский экземпляр. Кубачи, находящийся в горах на высоте около 1700 метров над уровнем моря, издавна славился своими мастерами. В 1924-м году в посёлке была организована артель «Ремесленник», которая в итоге выросла в Кубачинский художественный комбинат. При комбинате ныне действует небольшой музей. Именно в нём и хранится Зульфикар с необычайно тонкой гравировкой на рукояти в виде звериной головы.
Как утверждает замдиректора комбината Алихан Урганаев, документального подтверждения тому, что кубачинский Зульфикар принадлежал Надир-хану, нет. Но одним из главных аргументов для апологетов кубачинской теории Надир-шаха и его меча является тот факт, что именно музей комбината уже неоднократно подвергался ограблению. И каждый раз грабители охотились за Зульфикаром.
В первый раз в 1993-м году грабёж был отягощён убийством одного из сторожей. Но милиция сработала оперативно. С вертолёта удалось обнаружить авто преступников, которое не совладало с горным «серпантином». Меч вернулся в музей, а грабителей отправили в тюрьму. Тогда же прошёл слух, что заказчиком ограбления был один из иранских миллиардеров, готовый отдать за меч миллион долларов.
В 2000-м году, когда Кавказ снова полыхнул войной, кубачинский Зульфикар опять оказался под угрозой. Банды боевиков с территории Чечни надеялись захватить меч, который, по преданию, наделял владельца могущественной силой. К счастью, произведение оружейного искусства не пострадало.
Последний раз грабителям удалось выкрасть меч в июне 2017 года. Преступление было незамысловатым. Пользуясь тем, что музей, как и комбинат, охранялся только одним сторожем, которому требовалось много времени, чтобы обойти весь комплекс строений, грабители проникли внутрь, взломав дверь, и просто вынесли почти 30% экспонатов. Среди шести изящных сабель был и Зульфикар.
Силовые ведомства были подняты на уши. Национальная реликвия, которая является достоянием не только Дагестана, но и всей России, вполне могла уплыть за границу. При этом её стоимость оценивалась от трёх миллионов рублей до двух миллионов евро. Поэтому кубачинцы и не мечтали, что реликвию когда-либо вернут. К счастью, они рано отчаялись. Сотрудники смогли выйти на организатора кражи и её участников под личиной покупателей. В итоге выяснилось, что организатор (уроженец Дагестана) и исполнители познакомились в местах не столь отдалённых, составив затем план преступления.
Зульфикар и все прочие украденные экспонаты вернулись в родной музей.
Автор:
Восточный ветер