Как называется монолог про себя
Как в литературоведении называется монолог, который герой произносит «про себя» и который характеризует его состояние?
Как в литературоведении называется монолог, который герой произносит «про себя» и который характеризует его состояние?
Такой монолог называют внутренним.
Название термина которым литературоведении называется предмет повествования круг явлений лежащий в основе содержание произведения?
Название термина которым литературоведении называется предмет повествования круг явлений лежащий в основе содержание произведения.
Как в литературоведении называется столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении?
Как в литературоведении называется столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении?
5 слов которые характеризует состояние Владимира Дубровского когда его отца хоронили?
5 слов которые характеризует состояние Владимира Дубровского когда его отца хоронили.
Укажите термин, которым в литературоведении называется средство художественной выразительности, основанный на сопоставлении : «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев»?
Укажите термин, которым в литературоведении называется средство художественной выразительности, основанный на сопоставлении : «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев»?
Рассказ А?
П. Чехова » Шуточка» выпишите из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в момент их встреч».
Укажите термин, которым в литературоведении называют устаревшее слово или словосочетание?
Укажите термин, которым в литературоведении называют устаревшее слово или словосочетание.
Зарание огромное спасибо))).
Почему Чацкий произносит последний монолог с такой горечью?
Почему Чацкий произносит последний монолог с такой горечью?
5. Укажите термин, которым в литературоведении называют повтор слов в начале некоторых строк : А?
5. Укажите термин, которым в литературоведении называют повтор слов в начале некоторых строк : А.
Как называется в литературоведении явление художественное движение в искусстве представители которого имеют общие эстические или идеологические взгляды?
Как называется в литературоведении явление художественное движение в искусстве представители которого имеют общие эстические или идеологические взгляды.
Лаймен Фрэнк Баум «ЧУДЕСНАЯ СТРАНА ОЗ » Мальчик Тип, живущий на севере страны Оз, был усыновлён ведьмой Момби, которая скрывала своё колдовство. Старуха заставляла работать Типа, ограничивала его свободу. Однажды мальчик, ненавидя ведьму всем сердц..
Сказка теремок Она очен интересна и познавательная.
Москва был взят 20 января 1238 года после 5 дневной осады.
А читать не пробовала.
Это бедет редовой теркин.
Кудесник. «В семи лет Волх ушёл в лес. Там в избушке жил старик кудесник».
Внутренний монолог в литературе: что это такое, зачем нужен, примеры
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона монолог в художественном произведении – это речь главного героя, которая обращена к самому себе, зрителю или другим героям. В отличии от диалога герой в такой момент говорит один и раскрывает важные вещи о себе или о теме произведения.
А внутренний монолог – это та же речь, но она обращена героем только к самому себе. Далее более подробно разберём, что такое внутренний монолог (или как его иначе называют – речь) зачем он нужен и как его использовать в литературных произведениях.
Зачем нужен внутренний монолог в литературных произведениях
Внутренний монолог – это повествовательный приём, когда герой воспроизводит свои мысли и чувства. Обычно во внутренней речи персонаж выражает наиболее сокровенные чувства и эмоции. Во время него герой может быть очень уязвим и эмоционален.
Частой особенностью внутреннего монолога в художественном произведении может быть нелогичность потока речи и оборванные фраз. Таким образом этот прием имитирует момент, когда мысли, а значит и речь, формируется в сознании человека.
Какую роль играет внутренняя речь в произведении? С точки зрения драматургии внутренний монолог нужен для следующего:
Для чего бы ни использовалась внутренняя речь, её основной чертой остаётся выражение мыслей и чувств персонажа художественного произведения, которые не предназначены для окружающих его второстепенных героев. То есть внутренний монолог не создан для коммуникации как, например, диалог.
Вышеперечисленный функционал внутреннего монолога не очень широкий и не разнообразный, а актуален он только лишь в литературных произведениях.
Одной из альтернатив внутреннего монолога в сценариях для художественных фильмов и сериалов является закадровый голос. Это та же речь главного героя о своих чувствах или воспоминаниях, но закадровый голос используется в сценарии совершенно противоположно тому, как пишется внутренний монолог. Главный принцип кино: показывать, а не рассказывать. Поэтому в современных проектах авторы максимально избегают закадрового голоса. То, что в литературном произведении удачнее смотрелось бы в виде речи, в кино — наоборот ушло бы в конкретные внешние действия персонажа. Подробней об этом приеме можно прочитать в одной из наших предыдущих статей.
Виды изображения внутренней речи в литературе
Есть лишь четыре способа передать внутренний монолог персонажа в художественном тексте:
Внутренняя прямая речь
Прямой речью автор передаёт внутренний монолог персонажа, полностью сохраняя его содержание и форму.
В произведении это можно увидеть в таком виде. Например, слова автора могут стоять перед прямой речью, поэтому перед ней ставится двоеточие, а речь заключается в кавычки. Ниже пример внутренний речи Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Этот отрывок взят в кавычки, так как является цитатой из романа.
“Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и всё разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»”.
Иногда прямая речь может стоять перед словами автора. В этом случае она тоже заключается в кавычки, затем ставится тире, а после – слова автора. Первое появление Воланда в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” произошло на Патриарших прудах. Время от времени Булгаков ловко вписывал внутреннюю речь Бездомного и Берлиоза о нем.
«Немец», – подумал Берлиоз.
«Англичанин, – подумал Бездомный, – ишь, и не жарко ему в перчатках».
«Нет, скорее француз…» – подумал Берлиоз.
«Поляк. » – подумал Бездомный.
«Нет, он не англичанин…» – подумал Берлиоз, а Бездомный подумал: «Где это он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!» – и опять нахмурился».
А если слова автора разрывают внутреннюю речь изнутри, то они просто обособляются тире с двух сторон, а прямая речь героя заключается в кавычки.
Косвенная внутренняя речь
Автор также может изобразить внутренний монолог героя с помощью косвенной речи в тексте. Главная часть предложения содержит слова автора, а придаточная – слова персонажа. Из школьной программы все мы знаем, что друг от друга эти части отделяются запятой. Две части сложноподчинённого предложения соединяются союзами “что”, “чтобы” и другими.
Вот пример внутреннего монолога в форме косвенной речи Джейн Эйр в одноимённом романе Ш. Бронте. Джейн наконец-то добирается до Тернфилда и впервые заходит в свою комнату после долгой и тревожной дорогие. Её внутренняя речь: «И мне показалось, что после долгого дня телесного утомления и душевной тревоги я обрела наконец надёжный приют”. (В кавычки мы взяли эту фразу лишь потому что вновь приводим цитату. В самом произведении кавычек нет).
Читателя может смутить, что в косвенной речи Джейн использовано личное местоимение первого “мне”, но это не делает её речь прямой. Произведение “Джейн Эйр” написано от первого лица и фраза “И мне показалось, что…” принадлежит автору, то есть Джейн в далёком будущем. Лицо в главном предложении сложноподчинённого предложения может быть и первым (я), хоть третьим (он, она, они).
Таким образом, можно заметить, что содержание мыслей человека остаётся неизменным при такой внутренней речи, но форма теряется. Для читателя остаётся загадкой, как именно была сформулирована мысль Джейн или любого другого персонажа в самом процессе мышления.
Несобственно-прямая речь
Данный способ изображения речи предполагает изложение не от имени персонажа, а от имени автора. Здесь нет кавычек, тире или других пунктуационных особенностей, но при этом авторская речь сохраняет лексику, манеру речи, характер персонажа.
Мысли Ленского, когда тот видит, как Онегин заигрывает с Ольгой в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”:
“Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла…
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!”
(Вновь напомним, что речь Ленского не выделена кавычками в самом произведении, так как это авторская речь. Мы выделили её для цитаты. Но при этом автор в своей речи выражает мысли самого Ленского).
Этот приём делает произведение более эмоциональным. Мысли главного героя и автора гармонично переплетаются между собой, создавая поток.
Авторское описание
Авторская речь, или как ещё называют такое описание авторское повествование, не включает в себя речи самого персонажа. Автор в этот момент описывает эмоциональные или мыслительные изменения внутри персонажа, избегая какой-либо его внутренней речи.
Важно не перепутать описание эмоциональных изменений и конкретных действий. Описание того, как персонаж обулся и пошёл не имеет отношение к внутреннему монологу. Это лишь внешние изменения, которые иногда могут смешиваться с авторским описанием внутреннего монолога. Как, например, ниже.
Отрывок из романа “По эту сторону рая” Фрэнсиса Скотта Фицджеральда про Эмори, который вначале отказывался выпивать и хотел покинуть компанию ребят: “Была минута, когда соблазн овеял его, как тёплый ветер, и воображение воспламенилось, и он взял протянутый Фебой стакан”. Герой изменился внутренне, автор описал это, и следствием стало внешнее действие Эмори.
Примеры внутреннего монолога в литературных произведениях
За яркими примерами внутреннего монолога вновь хочется вернуться к Джйен Эйр и её самым пронзительным размышлениям. Во времена жизни в Ловуде одна из подруг Джейн, Хелен, смертельно заболела. Автор приводит мысли Джейн об этом в виде прямой речи. “…но тут меня внезапно посетила совсем новая мысль: “Как печально лежать сейчас на одре болезни, может быть умирая! Этот мир так прекрасен! Как же, наверное, жутко покидать его и отправляться, кто знает куда!”
Далее Бронте продолжает размышления Джейн о судьбе человека после смерти в виде авторского описания: “Тут мой ум предпринял первую серьёзную попытку осмыслить то, что в него вложили касательно рая и ада. Впервые он встал в тупик, и впервые, взглянув назад, по сторонам и вперёд, он повсюду вокруг узрел развернувшуюся бездну и ощутил в пространстве лишь ту точку, в которой находился – настоящее”. Почему это не прямая речь, хоть тут и используются местоимения первого лица, мы уже указали выше. Бронте могла писать всё то же самое от третьего лица, например: “тут её ум предпринял…”, но выбрала повествование от первого, чтобы сделать всё произведение более личным и эмоциональным.
Булгаков, как мы уже указывали выше, достаточно умело использовал внутреннюю речь. Например, этот приём пригодился ему и в “Собачьем сердце”. Шарик ещё будучи собакой не умел разговаривать, но автор ему дал способность мыслить и все реакции Шарика происходили в его голове. Более того так автор сумел рассказать и нелёгкое прошлое пса. Всю вторую главу мы читаем кратко вписанные мысли Шарика. Как только Шарик попал к Преображенскому домой, то подумал так. «Э, нет… – мысленно взвыл пес, – извините, не дамся! Понимаю, о черт бы взял их и с колбасой! Это меня в собачью лечебницу заманили. Сейчас касторку заставят жрать и весь бок изрежут ножиками, а до него и так дотронуться нельзя!».
В самом известном художественном произведении в мире, романе Л.Н. Толстого “Война и Мир”, есть несколько эпизодов где князь Болконский встречается с дубом. Особенность одного из них в том, что в нём и Болконский, и дуб имеют свои собственные внутренние монологи. Болконский как бы додумывал речь дуб в своём сознании и у них формировался такой странный диалог человека и дерева.
Речь дуба: «Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Далее Болконский продолжает свои размышления уже от себя: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!”.
Внутренний монолог не создан исключительно для страстных или пафосных речей. Он нужен для выражения любых мыслей и чувств персонажа. Пусть приём внутренней речи не очень популярен, но не используйте лишь один способ изображения внутреннего монолога. Попробуйте нетривиально вплетать монолог в диалоги, чередовать авторское описание и прямую речь, как, например, делали Булгаков и Бронте выше, чтобы ваше художественное произведение получилось гораздо интереснее для чтения.
ТИПИЧНЫЕ ВОПРОСЫ ЧАСТИ В
2.Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности?
3. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах?
4. Как называется род литературы, которому принадлежит произведение?
5.Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания?
6. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств?
7. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку?
8. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей?
9. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»).
10. Укажите жанр, которому относится произведение.
Роман, рассказ, повесть, сказка, новелла.
11. В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа?
12. В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?// Каким термином принято обозначать описание природы?
13. К какой жанровой разновидности относится роман?
Социально-философский, психологический, социально-бытовой.
14. Автор создал обобщенный образ «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы?
15. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом.
16. Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения. Символ
17. Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства,
предваряющие основные события сюжета? Экспозиция
18. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении?
19. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? Эпилог
20. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира.
Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? Дом
21. Какая художественная категория позволяет предать сопряженность прошлого, настоящего и будущего?
22. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? Аллегория
23. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре.
24. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища?
2. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог
3. Определите жанр произведения.
4.Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? Говорящие
5. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене?
6. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? Резонёр
7. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? Конфликт
8. Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный
9. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка
10. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса. Драма
11. Каким термином обозначают авторские пояснения, комментарии в тексте пьесы? Ремарка
12. Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог
13.Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? Реплика
14.Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена
15.Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм
16.В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета?
17. Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? Речь
Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская…
2. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов? // Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? Инверсия
3. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). Метафора
4. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. Анафора
5. Как называется характер рифмовки? Кольцевая, перекрёстная, смежная
6. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение?
7. Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? Ассонанс
8. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков?
9. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест (только силлабо-тоническая система стихосложения)
10. Впишите термин, которым называют художественное определение. Эпитет
11.Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? Олицетворение
12. Как называется система стихосложения, в которой написано данное стихотворение?
13.Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? Строфа
14. Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? Рифма
15. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? Оксюморон
16. Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений. Сравнение
17. Как называется простейшая единица сюжетного развития? Мотив
18.Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. Катрен
19. Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? Аллегория
20.Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков.
21.Какая художественная категория позволяет создать эффект «сопряжения» прошлого и настоящего? Время
22. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? Перифраз
23. Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? Риторический вопрос
24. Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. Кольцевая
25. К какому литературному направлению относится творчество (имя поэта или писателя)…?
Классицизм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм
26. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении?
27. Вторая и третья строфа построены на сопоставлении картин природы и состояния человека.
Как в литературоведении называется этот приём?
28. Вторая и четвёртая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием?
29.Какая художественная категория позволяет создать иллюзию взаимопроницаемости двух миров? Пространство
30.Как называется поэтическая концепция, утверждающая самоценность художественного творчества? Искусство для искусства