Как называется мостик у озера
Устройство деревянных мостков и причалов: варианты конструктивных решений
Строительство деревянных мостков и причалов всегда организуется с целью обеспечения удобного и безопасного доступа людей к воде. С течением времени к способам возведения данных надводных сооружений, добавляются новые технологии, основанные на применении современных строительных материалов. Сейчас можно выбирать, построить деревянный причал на свайном фундаменте, который прослужит не один год, или возвести за пару дней понтонную конструкцию для сезонного использования. На выбор конструкции причала и способа ее возведения оказывают влияние особенности грунта в прибрежной зоне водоема, рельеф береговой линии, скорость течения реки, а также нагрузки, создаваемые в весенний период таящим ледовым панцирем. Габариты сооружения зависят от его назначения и интенсивности эксплуатации.
Пристани и причалы можно использовать для купания и загорания, швартовки маломерных судов (весельных и моторных лодок, катамаранов, водных мотоциклов, катеров), романтического отдыха на воде в беседках, установленных прямо на деревянном настиле.
Участок берега водоема, оборудованный специальными приспособлениями для швартовки маломерных судов, а также их стоянки, ремонта и технического обслуживания, называют причалом. С точки зрения инженерного устройства данные сооружения подразделяются на следующие подвиды:
Оформление спуска к водоему с помощью сооружения пристаней и причалов увеличивает привлекательность места отдыха и обеспечивает необходимый уровень безопасности
Строительство причалов на свайном фундаменте
В русских деревнях, раскинувшихся по берегам полноводных рек, можно увидеть деревянные причалы для рыбацких лодок, построенных на свайном фундаменте. Ранее в качестве свай использовались твердые породы дерева. Чаще всего в ход шли лиственничные, дубовые или ольховые бревна. В настоящее время предпочтение больше отдается металлическим сваям, которые могут быть забивными и винтовыми. Данные виды свай отличаются друг от друга строением, а также способом установки.
Вариант #1 – забивные сваи
Забивные сваи изготавливают в виде стальных труб, снабженных заостренным наконечником. В грунт данные сваи забиваются копрами (сваебойными машинами). Подобный способ монтажа может негативно отразится на состоянии металла. Сваю может «повести» и даже скрутить спиралью. В случае такой деформации металла свая не дойдет слоя твердого грунта, а значит, не сможет быть полноценной опорой для сооружаемого причала. Не всегда спецтехника может подъехать к месту строительства причального сооружения. Поэтому при устройстве свайного фундамента своими руками используют винтовые сваи.
Вариант #2 – винтовые сваи
Винтовая свая, как и забивная, изготавливается из металлической трубы. Около ее нижнего конусообразного конца приваривается лопасть определенной конфигурации, а на другом конце – оголовок, необходимый для крепления основы будущего причала. Благодаря этой лопасти-винту свая легко вкручивается в донный грунт, при этом не приходится прикладывать слишком больших физических усилий. Во время плавного вращения винтовая свая равномерно входит в грунт. Риск деформации стенок трубы при этом минимален. Длина винтовых свай может достигать 11 м. При необходимости труба может наращиваться или, наоборот, обрезаться.
Монтаж деревянного причала сложной формы в зимнее время существенно упрощает ведение работ. По льду можно легко добраться до любого места строительства
Чем большую нагрузку должна выдерживать свая, тем больше должен быть диаметр ее ствола. При этом имеет значение и толщина ее стенок.
Правила монтажных работ
Перед началом монтажных работ необходимо рассчитать точное количество свай, подобрать нужный диаметр с учетом нагрузки. Вычислить минимальное расстояние между соседними сваями, при котором материал ростверка не будет провисать. Длина свай подбирается исходя из типа грунта и глубины его промерзания в данной местности.
После завинчивания винтовой сваи на определенную глубину в полость ее ствола заливают бетон (марка М300 и выше). Этот прием увеличивает несущую способность опорного элемента. При монтаже свайного фундамента в зимнее время в бетонный раствор добавляют специальные присадки. Кстати, установку свай для причала предпочтительнее проводить зимой. На льду гораздо удобнее и дешевле проводить работы, чем в воде. Если грунт неоднороден по структуре, то сваи устанавливают на различную глубину, после чего выравнивают по заданному уровню.
Схематичное изображение деревянного причала, построенного на свайном фундаменте. Длина винтовых свай определяется методом пробного бурения, во время которого можно узнать глубину залегания твердых слоев грунта
Отдельно стоящие сваи объединяют в единую конструкцию с помощью швеллера, приваренного к их оголовкам. Иногда в качестве связующего звена используется брус. Все сварочные швы нуждаются в обработке специальной составом, изготовленным на основе эпоксидной смолы, эмали или краски. Данное покрытие защищает швы, находящиеся во влажной среде, от коррозии.
На грунтах из скальных пород монтаж свайного фундамента произвести невозможно. В этом случае рассматриваются иные варианты устройства причалов и пирсов.
В качестве материалов, используемых для укладки настилов на причалах и пирсах, применяется водостойкая древесина ценных пород (лиственница, акация, ипе, кумару, гарапа, бангирай, массарандуба, мербау). Каждый сорт дорогостоящей древесины обладает своим неповторимым цветом и особенной текстурой. Удешевить строительство можно за счет использования современных водоотталкивающих полимерных и древесно-полимерных материалов, на основе которых изготавливаются специальные палубные и террасные доски. Эти материалы идеально подходят для строительства надводных сооружений, так как:
Полимерная палубная доска, используемая для монтажа настилов на причалах и пирсах, не нуждается в защите лаками и маслами, что значительно упрощает уход за ее поверхностью.
Монтаж деревянного настила на жесткий каркас, закрепленный на свайном фундаменте. Обработка досок защитными составами, предохраняющими их от преждевременного износа
Монтаж деревянного настила проводят путем использования технологии скрытого крепежа. При отделке готового причала устанавливают перильные ограждения, спуски в воду, а также швартовые кранцы и другие приспособления, необходимые для эксплуатации маломерных судов.
Пример сборки простейшего понтонного причала
Для построения небольшого причала понтонного типа приобретают деревянный брус, строганные доски, гвозди, саморезы, металлические уголки, 200-литровые бочки и веревки для их закрепления. Квадратный каркас конструкции собирают из бруса сечением 100 на 50 мм на берегу. Длина стороны квадрата равна 2,5 метра. Рама усиливается по углам с помощью деревянных брусков, устанавливаемых дополнительно. Углы рамной конструкции должны быть прямыми (90 градусов).
Конструкция, собранная из деревянного бруса и герметичных бочек, является примером простейшего причала понтонного типа, обеспечивающего подход к водоему
Плавучесть причала обеспечивается четырьмя 200-литровыми бочками, используемыми ранее для хранения нефтепродуктов. Бочки должны быть абсолютно герметичными. Для обеспечения этого требования вокруг пробок наносят герметик или силикон, предотвращающий попадание вовнутрь емкостей воды. Для лучшего крепления бочек к рамной конструкции используйте дополнительные бруски (50 на 50 мм), которые прикрепите к основному каркасу с помощью металлических уголков. В данных брусках сверлят отверстия, через которые протягивают веревки для надежного закрепления бочек, расположенных по обеим сторонам каркаса, параллельно друг другу.
Перевернутая рама, готовая к спуску на воду, переносится в водоем без настила, который утяжелит ее вес в несколько раз
Затем деревянную раму прямоугольной формы переворачивают, при этом бочки оказываются снизу сооружения. В таком положении конструкция устанавливается в водоеме около берега. Для ее крепления используется якорная система. Можно также привязать конструкцию к свае, ввинченной в грунт на берегу водоема, или столбу, вкопанному в землю и забетонированному. На последнем этапе прибивается к каркасу настил из строганных досок. Также сооружается небольшой мостик, обеспечивающий доступ к причалу с берега водоема.
Окончательный вид понтонного причала, используемого в летний период. С наступлением холодов надводное сооружение разбирается и убирается на хранение до следующего сезона
Еще один вариант устройства мостков
Из грузовых автошин, отработавших свой срок, сооружают столбы. Для этого резиновые покрышки связывают друг с другом тросами или прочными веревками. Затем связанные шины закатывают в воду и устанавливают на дно водоема. Импровизированные столбики должны торчать из воды. Устойчивость столбов в воде обеспечивается с помощью речных булыжников, закидываемых внутрь покрышек. Затем на сооруженные столбы устанавливают деревянные мостки.
Что делать, если ваш причал уплыл?
Простые надводные сооружения владелец участка, выходящего к реке или озеру, может построить своими силами. Пирсы, уходящие на несколько метров от берега вглубь водоема, должны возводить компании, располагающие компетентными специалистами и профессиональным оборудованием. Если сэкономить на проектировании и строительстве причала, пригласив сомнительные фирмы для выполнения работ, то можно «потерять» надводное сооружение. Оно просто уплывет от берега.
Как построить мостки, помост, причал у водоёма своими руками
Если вы счастливый обладатель участка около реки, озера или другого водоёма, рано или поздно вам потребуется помост, мостки на берегу. Зачем? Удить рыбу, принимать солнечные ванны, прыгнуть с разбега в воду и просто любоваться закатом. Сайт RMNT расскажет вам, как построить такой помост на берегу.
Кроме того, может быть у вас есть лодка или катер, которые нужно где-то пришвартовать. Тогда вам придётся заняться строительством полноценного причала. С инженерной точки зрения все подобные конструкции делятся на такие виды:
Причальные стенки в первую очередь предназначены от защиты береговой линии от подмыва. Полноценный пирс, волнорез своими силами построить практически невозможно, это традиционно капитальные железобетонные сооружения, требующие наличия специальной техники. Чаще всего владельцы участков у воды строят простые мостки на сваях или понтонных платформах. На них и сосредоточимся.
Проще всего построить понтон на плавучих опорах. Да, конструкция окажется не такой вместительной и надёжной, как в случае использования свай, но двух-трёх взрослых точно выдержит.
Советуем начать собирать ваш помост, фактически плот, на берегу. Для начала делаем каркас из брусьев. Можно использовать и металлический профиль, трубы, но тогда потребуется сварка. Размеры стандартного помоста из четырёх бочек объёмом до 200 литров — 2,5х2,5х3,5 метра. Брусья между собой скрепляются просто гвоздями или саморезами по древесине.
Важно! Бочки должны быть без пробоин и щелей, герметичными! Иначе понтон просто потонет. Крышки плотно закручиваются, их резьбу предварительно смазывают силиконом. Вокруг пробок наносится герметик. У металлических бочек можно предварительно проварить швы.
Есть три варианта крепления бочек к каркасу:
Теперь конструкция переворачивается и можно приступить к обустройству настила из досок. Чтобы ваш помост-плот не уплыл, его привязывают к свае, надёжно забитой на берегу, металлическим уголкам или забетонированному столбу. Осенью не забудьте вытащить понтон на берег.
Кстати, для строительства понтонов используются даже самые обычные пластиковые бутылки и автомобильные шины, скаты.
Помост, мостки на сваях, конечно, надёжнее понтонных. Они могут быть самой разной длины и ширины, в зависимости от потребностей владельцев.
Используются два вида опор:
Важно! Добраться до нужного места на илистом, поросшем камышами берегу бывает сложно. Советуем вам вбивать или вкручивать сваи для будущего пирса зимой, когда водоём покрыл достаточно толстый лёд. Делаете лунки нужного размера и вкручиваете, вбиваете сваю. Работать удобно втроём — третий человек нужен, чтобы контролировать уровнем, не перекосило ли сваю. Небольшой наклон допускается исключительно в сторону берега!
Важно! Глубина закручивания или вбивания сваи в дно — минимум полметра. И такое же примерно расстояние должно быть от верхнего конца до воды. Учитывайте тот момент, насколько может подняться уровень воды во время таяния льда и проливных дождей.
Ширина между сваями — от полутора метров, иначе мостки будут слишком узкими, шезлонг точно не поставишь. Между собой металлические сваи скрепляются уголками или стальными двутаврами. Нужно обеспечить наличие отверстий для крепления досок настила. Да, не забудьте, что для надёжности внутрь винтовой сваи следует залить бетонный раствор. Или зимой хотя бы набросать камней.
Важно! Если ваш причал будет стоять на реке с быстрым течением, делайте его в форме буквы «Т» или «Г», чтобы поперечная перекладина шла навстречу течению, буквально «резала» его.
Каким будет ваш помост, причал — решать только вам. Это может быть самый простой и непритязательный рыбацкий мостик из старых досок и брёвен. А может настоящая зона отдыха с перилами, ступеньками, площадкой для шезлонгов и лестницей, чтобы было удобно выбираться из воды. Всё зависит от ваших финансовых возможностей и потребностей, желания полноценно использовать все преимущества близости водоёма.
Видео по теме
Как построить мостки для водоема своими руками
Если участок примыкает к естественному водоему или на нем есть рукотворный пруд, то рано или поздно во весь рост встает вопрос о мостках. Это может быть незамысловатое сооружение, или солидный домашний причал. Рыбоводы используют это сооружение, чтобы кормить рыбу, дачники – как настил для загара, рыболовы – как небольшой лодочный причал. К тому же такие мостки могут стать полноценным элементом ландшафтного дизайна.
В этой статье мы рассмотрим:
Как сделать мостки на сваях
На первый взгляд, конструкция мостков на сваях несложная. Всего-то и нужно:
Работу осложняет то, что у большинства водоемов илистые берега, заросшие осокой или камышом. Приступая к работе, нужно учитывать целый ряд обстоятельств:
И вкручивать сваи в илистое дно – очень тяжелая работа, особенно с лодки. В абсолютном большинстве случаев опоры мостков ввинчивают вручную: техника, как правило, не может подъехать к берегу водоема, да и платить кучу денег за пару свай готов не каждый.
Тут есть один известный лайфхак: лучше всего делать мостки зимой, когда водоем покрыт льдом. Края лунок – лишние точки опоры, и они помогают выдержать вертикальность по уровню. Со льда это будет делать легче.
Зимой вполне допустимо крутить руками. 2 человека с этим легко справятся.
Крутить надо минимум вдвоем, а лучше втроем. Двое крутят, третий с уровнем стоит. И вода в данном случае немного поможет. Это ведь не в сухую глину заворачивать.
Порядок работы
Надежно закрепить опорные сваи на ширине 1,5 – 2 метра. Это оптимальная ширина: на такой мосток можно будет поставить шезлонг или кресло, а если мостки будут уже, будет тесно даже для рыболовного стульчика.
Щадящий способ устройства опоры
Этот способ рекомендуется для устройства мостков в искусственном пруду. Главное преимущество этого способа в том, что он не нарушает гидроизоляцию водоема. Кроме того, такая установка опор гораздо легче, чем обычное ввинчивание свай.
В чем заключается этот способ: на стадии гидроизоляции пруда сваи устанавливают в пластиковый контейнер, который заполняется бетоном; контейнер устанавливается на дне пруда поверх пленки. Несущие опоры конструкции на берегу при этом необходимо установить на фундаменте. Такая конструкция получится не менее прочной, чем мостки на винтовых сваях, и она исправно служит несколько десятков лет.
Для изготовления такой щадящей конструкции потребуются:
Порядок работы:
Трудность в этом процессе возникает обычно с замерами. Необходимо убедиться, что все опоры получились одинакового размера, установлены на одном уровне, что во всех емкостях (чаще всего хватает двух) бетон залит на одном уровне.
Когда бетон высохнет, можно закреплять несущие балки и завершать конструкцию мостков.
Как сделать понтон
Понтоном в обиходе называют конструкцию не на сваях, а на плавучих опорах. Собрать понтон можно своими руками, и многие пользователи FORUMHOUSE выбирают именно этот вариант.
От свай морока одна. Делайте из пустых пластиковых бутылок. У самого такой плотик уже лет 5. Осенью вытаскиваем на берег. Построить это легко, и конструкцию не унесет в ледоход.
Понтонная конструкция, действительно, проще, чем причал на сваях. Не нужно просчитывать высоту свай, продумывать, на каком уровне делать обвязку. И вопрос с ледоходом решается очень просто – осенью пирс можно разобрать, а весной сделать его снова. Мобильность конструкции позволяет переносить ее на другое место.
Чаще всего такую конструкцию делают на пластмассовых (или металлических бочках).
Для небольшой конструкции потребуется :
Конструкцию собирают на берегу водоема. Порядок работ:
1. Сделать раму из брусьев, скрепить ее гвоздями или саморезами (загнуть их молотком с тыльной стороны).
2. Прибить к раме несколько поперечных брусьев.
3. Со всей ответственностью провести инспекцию бочек. Недопустимо, чтобы они были с трещинами или пробоинами.
4. Смазать резьбу бочки силиконом, намертво закрутить крышку. Разместить бочки по углам каркаса.
5. Скрепить конструкцию одним из предложенных способов.
— если бочки металлические, то приварить к ним ушки, продеть в них веревки и прочной веревочной паутиной скрепить бочки друг с другом и с каркасом;
— соединить бочки и каркас монтажной лентой;
— в верхней части каждой бочки просверлить по нескольку отверстий, и продеть веревки в них.
6. Прибить к каркасу настил из досок.
7. Перевернуть конструкцию так, чтобы бочки были внизу. Отнести на воду.
8. Максимально надежно зафиксировать понтон к берегу. Для этого вбить в грунт на метровую глубину металлические уголки, и прикрепить конструкцию к ним.
Осенью понтон вытягивают из воды до появления льда.
Выводы
Построить хорошие мостки для водоема не так просто, как кажется. Но, используя лайфхаки и соблюдая технологию, можно успешно справиться с этой задачей.
В этом поможет тема про разные виды мостков, помостов и настилов на нашем портале. Узнайте, как своими руками изготавливать, а также как ввинчивать в грунт винтовые сваи. Посмотрите наше видео о том, как своими руками создать на участке отличный пруд.
Изготовление пристани своими руками: выбор вида причальной конструкции и этапы монтажа
Причалы, или причальные конструкции, — особые разнотипные приспособления на водоеме, отличающиеся широкой сферой применения. Чаще всего причалы для лодок или пристань используются для швартовки и стоянки маломерных судов, посадки и высадки пассажиров, проведения ремонтных работ. Сделать такую конструкцию своими руками вполне возможно, если строительство будет базироваться на грамотном проекте.
Виды причалов и их характеристика
Все причальные сооружения в настоящее время могут быть классифицированы на виды в зависимости от расположения и конструктивных характеристик:
В зависимости от конструктивных особенностей, можно выделить четыре основных вида пристани:
Простейшие гидротехнические сооружения для рыбалки или для катера можно обустроить самостоятельно. Выполненные из разнообразных подручных материалов пристани находятследующее применение:
На плотах, пирсах и понтонах, сделанных собственноручно, можно загорать или нырять с него в воду, осуществлять перевозку грузов и осмотр садков с рыбой.
Как построить мостик для летней рыбалки (видео)
Как построить простейшую причальную конструкцию
Для домовладельцев, живущих в непосредственной близости к реке, или водоему, всегда актуален вопрос о создании удобного спуска к воде. Некоторое время назад с этой целью строились мостки или мостик, позволяющие подойти к привязанным лодкам. На сегодняшний день предпочтение отдаётся более серьезным сооружениям.
Изготовление плавучего пирса
В отличие от причала, пирс может располагаться не вдоль берега, а при пересечении водной плоскости под прямым углом, с заходом на несколько сотен метров от суши. В этом случае может осуществляться швартовка не только маломерного, но и грузового судна с двух сторон сооружения. На озере возводятсядостаточно примитивные пирсы, расположенные на одной линии.
Понтонный или плывучий пирс может возводиться на участках водоема, подвергающихся подтоплению, но защищенных от порывистого ветра. Понтоны отличаются легкостью и простотой сборки, а также доступным оформлением всей необходимой документации.Плавучие пирсы чаще всего бывают металлическими, пластиковыми или надувными. Самым оптимальным вариантом являются плавучие пластиковые конструкции из элементов, соединённых по периметру специальными крепежами.
Плавучий пирс не нуждается в особом обслуживании, а при необходимости такая конструкция легко собирается, демонтируется и устанавливается на новом месте. Современная пластиковая конструкция создаётся из ПНД с дополнением специальными составами против негативного воздействия солнца и морской соли.
Монтаж плавучего пирса предполагает использование дополнительных аксессуаров в виде поручней, сходней и кнехт. Стоимость разнообразных составных пластиковых модулей для самостоятельного создания плавучего пирса вполне доступная.
Монтаж мостика для рыбалки
Качественный и долговечный настил или мостик можно достаточно легко сделать самостоятельно. Очень важно не только правильно выбрать место для расположения и разработать грамотный проект, но также осуществить надежное закрепление конструкции при помощи обработанного специальными составами бревна или сваи. Установку лучше всего выполнять в зимний период, пока не растаяла ледяная корка.
Прорубить лунки можно бензопилой, а диаметр отверстия будет зависеть от диаметра опоры. Стандартная ширина мостика должна составлять порядка полутора метров, поэтому расстояние между опорами не должно составлять более двух метров.
Оптимальным является использование в качестве опоры труб с достаточно толстыми стальными стенками или нержавеющих опор. Деревянная опора достаточно быстро под воздействием воды потеряет высокие показатели прочности. Некоторые рыболовы советуют устанавливать настил на основу из пластиковых труб, не подвергающихся коррозии и гниению. Каркас изготавливается из стального уголка, способного выдержать значительную нагрузку.
Кладка настилавыполняется из деревянных досок, предварительно обработанных посредством трансформаторного масла, что позволит увеличить срок службы и предотвратит быстрое гниение. Также могут быть использованы ПВЛ-листы или профильный настил.
Понтоны из бочек своими руками
Понтоны на основе пластиковых бочек является одним из наиболее недорогих вариантов. Показатели прочности такой простой конструкции зависят от правильно выполненной несущей рамы и элементов, способных обеспечить достаточный уровень диагональной, продольной и поперечной жесткости конструкции. Для создания рамы могут быть использованы сталь, алюминий, древесина или пластик.
Высокий уровень устойчивости позволяет применять плот-понтон из бочек для передвижения и отдыха на воде, а при дополнении небольшим лодочным мотором можно получить самоходный понтон.
Для создания понтона достаточно часто используются и альтернативные пластиковым бочкам варианты:
Очень востребованы и самодельные плоты-катамараны на фанерном понтоне. Для изготовления используются фанерные влагостойкие, пропитанные олифой листы толщиной 3 мм, а также трёхметровые деревянные рейки размерами 25х25 мм или 25х15 мм. Велосипедные детали позволяют создать гребной привод и колёса для катамарана.
Особенности строительства пирсов и причалов (видео)
Перед изготовлением необходимо выполнить несложные расчёты по общей грузоподъемности, которая включает в себя показатели плавучести всех поплавковых элементов. Например, если пластиковая бочка может удержать на плаву 120 кг веса, то для грузоподъёмности в 1,2 тонны потребуется использовать минимум десять бочек. Оптимальным является запас показателей плавучести, равный 20-30% от выполненных расчётов.
Что нужно учесть при строительстве небольшого причала для катера или лодки
Прибрежная зона водоема, оборудованная спецсредствами для швартовки, проведения ремонтных работ и техобслуживания, называется причалом. Если до недавнего времени для создания свайного фундамента использовалась древесина твердых пород, то на сегодняшний день чаще всего применяются металлические забивные и винтовые сваи, отличающиеся по строению и способу монтажа:
Диаметр ствола и толщина стенок свай зависит от уровня предполагаемой нагрузки. В полости ввинченных свай обязательно заливается бетонный раствор, повышающий несущие способности опоры.Снизить стоимость используемого для строительства материала можно посредством приобретения современных полимеров с высокими водоотталкивающими характеристиками.
Надводная конструкция из такого стройматериала характеризуется следующими качественными характеристиками:
Полимерные палубные доски, применяемые в монтаже настилов, не требует защиты при помощи лаков и масла, что делает мероприятия по уходу простыми и доступными.
Декоративный спуск к водоему возле участка
На дачных участках, расположенных возле рек или озер, также могут быть оборудованы декоративные металлоконструкции помоста. В качестве опор в этом случае чаще всего используются швеллера №12. Покрытие помоста и ступени чаще всего выполняются из рифленой стали, а проступи – из нескольких арматурных стержней. Для удобства спуска и подъёма нужно обустроить перила. Для окрашивания применяется краска для причалов Tikkurila.
Как построить пирс на винтовых сваях (видео)
Следует отметить, что любые пирсы, которые уходят в воду на значительное расстояние от линии берега, обязательно должны быть возведены профессионалами с применением специального оборудования. Также очень важно контролировать техническое состояние пристани, и своевременно проводить ремонтные работы.