Как называется музыкальный инструмент погремушка
Как называется музыкальный инструмент погремушка
Музыкальный инструмент: Маракасы (мараки)
Историю маракас и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Шумяще–шелестящий звук маракасов применяется как фоновое украшение в различных музыкальных композициях. Он образуется при встряхивании корпуса инструмента, внутри которого находится гранулированный наполнитель. При ударе гранул о стенки полого корпуса получается специфическое звучание маракасов.
Инструменты обычно используются парами, причем звук одного маракаса немного отличается от звука другого. Исполнитель держит их в разных руках, но иногда исполняет на двух инструментах и одной рукой.
Многие думают, что играть на маракасах довольно просто. Однако, это не совсем так. Исполнитель, во-первых, должен обладать хорошим чувством ритма, во-вторых, уметь владеть определенными техническими приемами, такими как стаккато, свинг, даблы, роллы и рудименты. Существуют даже определенные стили игры, среди них мексиканский, карибский и другие.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Маракасы, по внешнему виду очень схожие с детской погремушкой, за всю свою многовековую историю сильно не изменились. Они также состоят из трех частей: корпуса, наполнителя и ручки.
Применение
Необходимо также отметить, что инструменты играют немаловажную роль в начальном музыкальном образовании.
История
В настоящее время маракасы очень популярны. За свою многовековую историю они, будучи поначалу ритуальными атрибутами, сегодня вошли в категорию модных инструментов, получивших широкое распространение в различных современных музыкальных направлениях, а также молодежной среде. Это говорит о том, что простой по конструкции, но обладающий таким интересным звучанием инструмент долго будет радовать слушателей, поднимать им настроение и дарить море позитива.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Маракасы
Погремушка
Погремушка — ударно-шумовой музыкальный инструмент. Выступает в роли детской игрушки. Также используется шаманами в религиозных ритуалах.
Конструкция состоит из полого круглого корпуса и наполнителя. К корпусу крепится ручка для удержания инструмента. В некоторых вариантах корпус и ручка единое целое. Материалы изготовления: дерево, морские раковины, сушеная тыква, керамика, панцири животных. Цвет зависит от материала. Дополнительно на игрушку наносятся рисунки краской.
Звучание варьируется от глухих деревянных звуков до звонких металлических.
Детские погремушки известны 2500 лет. Старейшая глиняная игрушка найдена на территории Польши в могиле ребенка. Время захоронения — ранний железный век. Конструкция находки — полая подушка набитая шариками.
Похожие экземпляры найдены на месте Греко-римских археологических раскопок. Большинство найденных погремушек выполнены в виде свиньи и борова. Реже встречается форма ребенка верхом на животном. Свиньи ассоциировались с богиней Деметрой, по верованиям защищавшей детей в жизни и смерти.
Экземпляры с золотыми и серебряными вставками изготавливались мастерами в колониальной Америке. В дореволюционной России изобретение считалось русским народным музыкальным инструментом.
Маракас (марака)
Маракас относится к группе ударных музыкальных инструментов, так называемых идиофонов, то есть самозвучащих, не требующих для звучания дополнительных условий. Благодаря простоте способа звукоизвлечения они были первыми музыкальными инструментами в истории человечества.
Что такое маракас
Этот инструмент условно можно назвать музыкальной погремушкой, пришедшей к нам из Латинской Америки. Он похож на детскую игрушку, издающую при потряхивании характерный шуршащий звук. Его название более правильно произносить как «марака», но в русском языке закрепился неточный перевод с испанского слова «maracas», что является обозначением инструмента во множественном числе.
Упоминания о подобных погремушках музыковеды находят в древнейших рукописях, их изображения можно увидеть, например, на мозаике из итальянского города Помпеи. Римляне называли такие инструменты кроталонами. На цветной гравюре из «Энциклопедии», изданной в XVIII веке, изображен маракас как полноправный представитель семейства ударных.
Устройство
Первоначально инструмент изготавливался из плодов дерева игуэро. Латиноамериканские индейцы брали их за основу не только для музыкальных «погремушек», но и для предметов быта, например, посуды. Шарообразный плод аккуратно вскрывали, удаляли мякоть, насыпали внутрь мелкую гальку или семена растений и приделывали с одного конца ручку, за которую его можно было держать. Количество наполнителя в разных инструментах отличалось друг от друга – это позволяло маракасам звучать по-разному. Высота звука также зависела от толщины стенок плода: чем больше толщина, тем ниже звучание.
Современные ударные «погремушки» изготовляются в основном из привычных материалов: пластмассы, пластика, акрила и т. п. Внутрь насыпаются как натуральные материалы – горох, бобы, так и искусственные – дробь, бисер и другие похожие вещества. Ручка делается съемной; это нужно для того, чтобы исполнитель мог во время концерта менять количество и качество наполнителя для изменения звучания. Встречаются инструменты, изготовленные и традиционным способом.
История происхождения
Маракасы «родились» на Антильских островах, там, где жили коренные народности – индейцы. Теперь на этой территории расположено государство Куба. В древние времена ударно-шумовые инструменты сопровождали жизнь человека от рождения до смерти: они помогали шаманам совершать обряды, сопровождали различные танцы, ритуалы.
Невольники, привезенные на Кубу, быстро научились играть на маракасах и стали использовать их в короткие минуты отдыха. Эти инструменты и в настоящее время очень распространены, особенно в странах Африки и Латинской Америки: их применяют для сопровождения различных народных танцев.
Маракас ручной работы из кокоса
Использование
Применяются шумовые «погремушки» прежде всего в ансамблях, исполняющих латиноамериканскую музыку. Группы и коллективы, исполняющие сальсу, самбо, ча-ча-ча и другие подобные танцы, невозможно представить без ударников, играющих на маракасах. Без преувеличения можно сказать, что этот инструмент является неотъемлемым участником всей латиноамериканской культуры.
Джазовые коллективы с его помощью создают соответствующий колорит, например, в таких музыкальных жанрах, как босанова. Обычно в ансамблях используется парное количество маракасов: каждая «погремушка» настраивается по-своему, что позволяет разнообразить звучание.
Эти ударные инструменты проникли даже в классическую музыку. Первым их использовал основоположник большой итальянской оперы Гаспаре Спонтини в своем сочинении «Фернан Кортес, или Завоевание Мексики», написанном в 1809 году. Композитору потребовалось придать характерную изюминку мексиканскому танцу. Уже в XX веке маракасы ввели в партитуры такие композиторы, как Сергей Прокофьев в балете «Ромео и Джульетта», Леонард Бернстайн в Третьей симфонии, Малкольм Арнольд в маленьких сюитах для симфонического оркестра, Эдгар Варез в пьесе «Ионизация», главную роль в которой выполняет ансамбль ударных инструментов.
Региональные названия
Сейчас существует много разновидностей маракасов: от больших шаров (предком которых был глиняный горшок-трипод, используемый древними ацтеками) до маленьких погремушек, похожих на детскую игрушку. Родственные инструменты в каждом регионе называются по-своему:
В Колумбии маракасы имеют три варианта названия: альфандоке, карангано и хераса, на острове Гаити – два: ассон и ча-ча, в Бразилии их называют либо бапо, либо каркаша.
Звучание «погремушек» отличается в зависимости от региона. Например, на Кубе маракас делают из металла (там он называется маруга), соответственно, звук будет более гулкий и резкий. Основное применение эти инструменты находят прежде всего в эстрадных ансамблях и коллективах, специализирующихся на народной латиноамериканской музыке.
Как называется музыкальный инструмент погремушка
Марака (маракас) — древнейший ударно-шумовой музыкальный инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.
Традиционные мараки
Первоначально для изготовления марак использовались высушенные плоды горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэро» (исп. higuero, лат. Crescentia cujete). Горлянковое или калебасовое дерево — это небольшое вечнозелёное растение из семейства Бигнониевых (лат. Bignoniaceae), широко распространённое в Вест-Индии (на Антильских островах), Мексике и Панаме.
Крупные плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и достигающие 35 см в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и посуды — калебас различной формы, что достигалось искусной шнуровкой ещё молодых плодов.
Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленные в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов.
Современные мараки
Мараки получили широчайшее распространение не только по всей Латинской Америке, но и в странах Старого Света. Современные латиноамериканские ансамбли могут использовать разные инструменты, но представить себе такой оркестр без исполнителя (как правило — певца), играющего на паре марак, просто невозможно.
Помимо плодов игуэро и тыквы, мараки изготавливались также из сплетённых ивовых прутьев, кокосовых орехов и даже из кожи. Современные мараки изготавливаются как традиционным способом — из плодов игуэро или тыквы-горлянки, так и из более современных материалов, в первую очередь — из пластмассы.
Родственные инструменты Африки
Известно, что инструменты, сходные с индейскими мараками, существовали и у африканского народа йоруба. Они изготавливались из тыкв-горлянок; общее название подобных музыкальных инструментов на языке йоруба — агбе (исп. agbe). Неудивительно поэтому, что мараки столь легко были усвоены африканскими невольниками, привезёнными на Кубу, значительная часть которых принадлежала именно к народности йоруба.
Марака или маракас
В русском языке название инструмента часто употребляется в не вполне правильной форме «маракасы», что связано с механическим перенесением в русскую речь его испанского названия во множественном числе (исп. maracas), дополненного сверх того окончанием множественного числа, свойственного русскому языку. Правильной формой названия является «марака» (женский род, единственное число; множественное число — «мараки»).
Региональные названия
Считается, что слово «марака» заимствовано из языка индейцев тупи-гуарани, обитавших на территории современной Бразилии.
В разных областях Латинской Америки, помимо основного варианта названия, используются и другие обозначения мараки:
альфандоке (исп. alfandoque), карангано (исп. carangano) и хераса (исп. geraza) — в Колумбии;
ассон (фр. asson) или ча-ча (фр. tcha-tcha) — на Гаити;
бапо (порт. bapo) или каркаша (порт. carcaxa) — в Бразилии;
дадоо (исп. dadoo) — в Венесуэле;
маруга (исп. maruga) — на Кубе (название относится в основном к металлическим маракам);
насиси (исп. nasisi) — в Панаме;
соньяха (исп. sonaja) — в Мексике;
уада (исп. huada) — в Чили;
чинчин (исп. chinchin) — в Гватемале;
шак-шак (англ. shac-shac) — на острове Тринидад (Тринидад и Тобаго).
Видео: Марака на видео + звучание
Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!
Продажа: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
Все, что нужно музыканту под рукой
воскресенье, 31 июля 2011 г.
Перкуссионные инструменты
МЕТАЛЛОФОНЫ, КСИЛОФОНЫ, ГЛОКЕНШПИЛИ
Прародитель современных глокеншпилей, инструмент, который завезли в Европу голландцы с островов Юго-Восточной Азии в XVII веке, действительно состоял из колокольчиков (немецкое слово глокеншпиль дословно переводится как «колокольный звон»). Но ещё в середине XIX века колокольчики заменили металлическими пластинками. Поэтому современные глокеншпили иногда называют металлофонами. Новая конструкция оказалась удобнее в обращении и обеспечила лучшее управление звуком.
Характерный диапазон металлофонов охватывает две октавы, начиная с «до» третьей октавы. Для игры на металлофонах используют специальные деревянные палочки или металлические молоточки.
У металлофонов звонкий и блестящий, светлый и яркий тембр.Ксилофон имеет сходную с металлофоном конструкцию. Отличие заключается в том, что звучащая часть инструмента представляет собой не пластинки из металла, а деревянные бруски. Бруски часто дополняются металлическими резонаторами. Для извлечения звука по брускам ударяют похожими на ложки молоточками или палочками, которые имеют шарообразные наконечники. При этом получается мягкий, приглушённый тембр в пиано, который переходит в резкие щелчки в форте. Ксилофон был изобретён в древности, а с XVI века используется в европейской музыке. Однако современный вид он приобрёл только в XIX веке, из набора связанных между собой блоков превратившись в полноценный и выразительный музыкальный инструмент.
Ковбелл, «коровий колокольчик», действительно похож на колокольчик, который вешают на шею коровам. У ковбелла такая же призматическая форма, но нет язычка.
Исполнитель во время игры ударяет по инструменту специальной палочкой, регулируя пальцами интенсивность и насыщенность звучания. Существует также специальная техника игры на ковбелле с помощью контрабасового смычка.
У ковбелла резкий, пронзительный, короткий звук. Традиционно ковбелл используют в латиноамериканской музыке, особенно в сальсе. В Латинской Америке инструмент знают как «сенсерро» и «кампана». Ковбелл часто используется в современной популярной и рок-музыке. Обычно партию ковбелла играют на нескольких инструментах разной высоты звучания.
Ковбеллы имеют две основные разновидности. Первая включает в себя инструменты, которые при игре держат в руках. Вторые имеют специальное крепление, которое позволяет устанавливать их на стойку. Это позволяет играть на ковбелле с использованием ударной установки. Существуют модели с пластиковым демпфером, который прикреплён к ударному ребру для устранения призвуков.
Чимесы, или чаймсы, состоят из набора вертикально подвешенных металлических цилиндров различной длины. Эти цилиндры и называются «чаймсы» или «бар чаймсы», а инструмент в целом — «марк три» (mark tree) или «чайм три» (chime tree).
Инструмент был изобретён в 1967 году американцем Марком Стивенсом. Название «марк три» (буквально «подвеска Марка») ввёл легендарный ударник Эмили Ричардс в честь изобретателя чаймсов.
Диаметр чимесов обычно составляет около четверти дюйма (6 мм). Они расположены в порядке высоты звучания, что позволяет производить восходящее и нисходящее глиссандо.
Играют на инструменте, проводя по нему металлической палочкой или рукой. Сталкиваясь друг о друга, чимесы издают звон неопределённой высоты, поскольку их не настраивают по нотам. Тем не менее, чаще всего два соседних чимеса имеют разницу по высоте звучания примерно в полтона.
Чимесы обычно не используются в качестве самостоятельного инструмента. Они нашли широкое применение для создания специального эффекта в неоклассике, джазе и эстрадной музыке.
Без маракасов сложно представить любой латиноамериканский ансамбль. В наше время маракасы получили широкое распространение во всем мире и стали популярным перкуссионным инструментом.
Маракас состоит из оболочки, в которую насыпаны разные мелкие предметы. Оболочку маракаса традиционно изготавливают из высушенных плодов игуэро (горлянкового дерева).
Ещё один традиционный материал для изготовления данного инструмента — это кокосовые орехи. Встречаются маракасы из кожи, дерева и пластика.
Звучание маракаса зависит и от размера оболочки, и от материала, из которого она изготовлена, и от состава и количества наполнителя. В качестве наполнителя обычно используется мелкая галька, бобы, семена других растений.
За исключением промышленных пластиковых изделий, каждая пара маракасов имеет своё собственное, индивидуальное звучание. Часто в паре один из маракасов делают по звучанию выше, а второй несколько ниже.
Маракасы могут показаться довольно примитивным инструментом, но техника игры на них не так очевидна. Дело в том, что для хорошего звучания семена должны проделать некоторый путь перед ударом об оболочку. Это требует от исполнителя чувства ритма.
Блоки — один из самых древних и самых распространённых перкуссионных инструментов. Они имеют неопределённую высоту звучания, издают характерное «цоканье», окраска которого изменяется в зависимости от конструкции и материала блока. Блоки широко распространены как в оркестровой музыке, так и в народной музыке Южной Америки, Дальнего Востока и Африки, откуда этот инструмент распространился по всему миру.
Для изготовления блоков применяют звонкое, хорошо просушенное дерево. Наиболее простые блоки имеют форму прямоугольного бруска, с одной стороны которого делается глубокая щель. Играют на блоках с помощью деревянной или пластиковой палочки. Распространены блоки округлой формы, в которых выдалбливают полость и щели. Мультитоновые блоки представляют собой несколько блоков различной высоты, укреплённых на одной ручке. Из них выделяется агого — бразильский народный инструмент из двух-трёх разнотоновых блоков. Агого изготавливают из металла или дерева, придавая блокам форму овечьего колокольчика без язычка. Агого традиционно используется при создании основы ритмического рисунка самбы и капоэйры.