Как называется надпись под логотипом
Дескриптор и слоган в брендинге
Текстовая версия лекции А. Назайкина » Дескриптор и слоган в брендинге «
Дескриптор в брендинге
Дескриптор (by-line, дефинитор или описание) – это подпись к торговой марке, разъяснение функциональности обладателя бренда (то, чем она занимается). Наравне со дескриптор отражает позицию марки по отношению к своей сфере деятельности и тем самым участвует в создании уникального, но простого и понятного, образа марки.
«La Creme, клуб красоты» или «ТелеГород, интернет-магазин портативной техники».
Слоган в брендинге
Слоган – это короткая фраза, выражающая суть философии бренда, делающая его уникальным в глазах потребителя. Наряду с названием и логотипом служит основой долгосрочной коммуникации. Используется для привлечения внимания целевой аудитории, повышения ее лояльности бренду, стимулирования продаж. Может быть предназначен также и для позиционирования отдельной рекламной акции в рамках общей кампании при продвижении бренда.
Само слово «слоган» происходит из галльского языка (sluagh-ghairm), в котором означало «боевой клич». Ранее в русском языке вместо слова «слоган» употреблялось слово «лозунг», пришедшее в русский язык из немецкого (losung – военный пароль).
Слоган может быть как корпоративным, так и относящимся к конкретному бренду.
В печатной рекламе слоган может завершать текст, но может также выступать и в роли заголовка. В динамичных формах рекламных сообщений, его употребляют, обычно, в самом конце сообщения. Как правило, слоган сопровождается маркой рекламодателя.
Слоган является объектом авторского права и может быть зарегистрирован, как товарный знак.
Нередко слоганы выходят за рамки рекламы и становятся частью культурной жизни общества. Многие люди в своей обыденной речи используют известные слоганы: «Не дай себе засохнуть», «Не тормози – сникерсни», «Есть идея, есть ИКЕА», «Просто добавь воды», «Вот что я люблю», и т.д.
Слоганы, делятся на: имиджевые (корпоративные) и товарные. Первые выражают суть философии бренда, товара или услуги. Вторые направлены на стимулирование продаж и чаще апеллируют к УТП (уникальное торговое предложение) продукта.
Слоган должен не вызывать отторжения у целевой аудитории: легко читаться, быть оригинальными, правдивым, запоминающимся, вызывать любопытство, создавать яркие, эмоциональные ассоциации с брендом, говорить со своими потребителями на понятном им языке. Хорошим слоганам свойственны афористичность, философичность и художественность.
При создании слоганов часто используется рифма:
«Ваша киска купила бы „Вискас“»
«Gillette. Лучше для мужчины нет»
«Молоко вдвойне вкусней, если это – Milky Way»
Также прибегают к использованию и других художественных приемов: синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и игры слов и т.д.
«Нельзя – значит можно»
«Мы работаем, Вы отдыхаете»
«Чистота – чисто Тайд»
Процесс создания слогана похож на процесс нейминга. Сначала определяются задачи, затем составляется словесное поле, разрабатываются варианты, которые далее проверяются на целевой аудитории и в контексте различных рекламных сообщений. Из вариантов выбираются лучшие слоганы, не имеющие сходства с уже имеющимися на рынке.
Прежде чем браться за разработку слогана следует задуматься над тем, а действительно ли он необходим, сообщает ли он что-либо целевой аудитории. Например, Gillette говорит «Два лезвия лучше, чем одно». Но слоганы многих компаний содержат только абстрактные слова, которые ничего не сообщают потребителям, которые не связываются с брендом, не вызывают никаких ассоциаций. Не зря известные рекламисты говорят:
– «Слоган в состоянии запечатлеть в памяти потребителя марку, но он не в состоянии развязать кошелек»;
– «Оскорбительно для покупательницы было бы предположить, что простой слоган и пара пустых прилагательных убедят ее что-то купить»;
– «Для потребителя нет ничего скучнее слогана».
Сегодня нередко встречаются просто шокирующие слоганы:
Кирилл Беляев
Сущностями называю смысловые единицы: образы и надписи. Сущности состоят из подсущностей: графических форм. Каждая сущность и подсущность что-то значит.
Когда информация в избытке, люди стремятся её упростить и систематизировать. Поэтому идентифицируют одно свойство бренда, и запоминают его по этому свойству. (Подробнее в лекции Аркадий Морейнис «Поиск и проверка новых идей бизнеса: взгляд с темной стороны» и книге Гарри Беквита «Продавая незримое».)
Каждая сущность несёт свойства: брутальный шрифт, элегантная графика, остроумный слоган. Несколько сущностей вносят сумятицу: в голове зрителя они спорят за первенство. Хорошо, если найдётся победитель и за брендом закрепится некое свойство. Плохо, если бренд останется кашей. Если логотип описывают как «нечто синее», что-то не так. Если называют «логотипом с лимоном», он работает.
Чем меньше в логотипе сущностей, тем лучше: легче понять и запомнить.
Улучшим «классический» логотип сегодняшнего дня
Как правило, он состоит из знака, названия (оно же штифтовая часть или «логотип») и подстрочника (статус, слоган, дескриптор). Это 3 сущности. Каждая из них делится. Надписи делятся на буквы, знак — на фигуры. Если шрифтовик поработал хорошо, название и подстрочник воспринимаются цельно и остаются в сознании двумя сущностями. Хороший знак — одна сущность.
Две надписи в логотипе спорят или дополняют друг друга. Спор грозит кашей в голове зрителя. А дополнение указывает на несостоятельность одного из пары. Хороший дизайнер выбирает сильнейшего или соединяет надписи в одну. Например, Фольксваген не пишет название, только слоган:
Считаю, что в логотипе банка «Кольцо Урала» третью сущность — слово «банк» — лучше склеить с названием:
Знак и одна надпись — всё ещё 2 спорящие сущности. Из этой пары стоит оставить сильнейшего. Образы выразительнее шрифтов, их проще запомнить. Но обычно сильнее текст, потому что знак редко говорит, как называется компания. А без названия нет вербальной передачи информации — сарафанное радио не заработает.
Название, выполненное характерными литерами — сильный логотип:
Если название легко визуализировать или восприятие бренда однозначно, шрифтовую часть убирают в пользу знака:
Сильнейший логотип — пара из образа и надписи, которая составляет одну сущность. Собирая примеры, убедился, что придумать такой логотип сложнее всего:
Если «идеальное» решение в одну сущность недоступно, ТРИЗ рекомендует «отступить от идеала». Дизайнер возвращается назад к двум сущностям и осмысляет связь между ними:
Тут уместно рассказать о приёме из рекламных макетов 2010 года компании «Мерседес-Бенц». У Мерседеса название набрано спокойной антиквой. Разнеся название и знак по разным сторонам макета, дизайнеры получили два логотипа в глазах профсообщества. В глазах потребителей оставался только знак. Отдельно написанное название не воспринималось логотипом, так как связь со знаком была слабая (центральная ось).
Главное, чему учит этот приём — знание о контексте. Не стоит проектировать логотип в белом вакууме графического редактора. Думайте о среде, в которой логотип будет работать.
Посмотрим в глубь сущности
Надпись состоит из букв. Пока сохраняется смысл, чем букв меньше, тем лучше (-: В аббревиатурах смысла нет, его придётся доносить дополнительно. Хорошо сделанные буквы собираются в цельную надпись — одну сущность.
Знак состоит из графических образов. Если он содержит один образ, это хорошо. Например, фигурка джентльмена. Два джентльмена — хуже. Тут важно ещё за сутью следить. Если компания называется «Банк братьев Смитов», то два джентльмена снова в деле. Они иллюстрируют братьев. Другой пример: волк и заяц. Сущности две, но если волк за зайцем бежит, то это уже «погоня» или «охота» — цельная сущность.
Когда сущностей на одном уровне становится больше 7-10, мозг собирает их в группу — в новую сущность. Яркий пример — Юнилевер. 26 сущностей образуют одну: флора и фауна в форме заглавной буквы названия. (Напомню об ограничениях: мелкие детали ухудшат читаемость знака в малых размерах.)
P. S. Смысл логотипа в силах затмить написанное выше. Но смысл — штука тонкая: поймёт ли целевая аудитория послание. У брендов с максимально широкой аудиторией смысл в логотипах встречается редко. Икея, Кока-кола, Нокиа, Панасоник и Кенон не рискуют.
Точки фокуса в дизайне
Ключевые характеристики
Любой бренд можно описать ключевыми характеристиками.
«Coca-Cola» — семейная, уютная, про тёплые отношения, любовь и дружбу.
«Pepsi» — молодёжная, про тусовки и концерты.
Эти ключевики есть у каждой компании, главное присмотреться внимательнее. Что компания может рассказать о себе через логотип?
Если характеристики неправильно транслируются через дизайн, потребителю гораздо сложнее найти ваш бренд и соотнести с собой. Так, потенциальный клиент может пройти мимо, подумав, что «Они явно не для меня», хотя ваше предложение ему и подходило.
Поэтому прежде всего, составьте свой список ключевых характеристик бренда.
Каким его должен ощущать ваш потребитель?
Если характеристики неправильно транслируются через дизайн, потребителю гораздо сложнее найти ваш бренд и соотнести с собой. Так, потенциальный клиент может пройти мимо, подумав, что «Они явно не для меня», хотя ваше предложение ему и подходило.
Поэтому прежде всего, составьте свой список ключевых характеристик бренда.
Каким его должен ощущать ваш потребитель?
Лого — всему голова
Фундамент готов, характеристики определены. Пора начинать строительство. Почему логотип в этой идее стоит краеугольным камнем? Сам по себе он ничего не продаёт. И это важно понимать. Но, однако помните, что после логотипа нужно будет создать ещё целый пакет элементов. Чтобы сделать это проще, лого нужно разработать таким, чтобы из него легко составить все другие слагаемые: паттерн (фирменный бесшовный узор), визуальный концепт и т.д.
Это возможно далеко не с любым логотипом. Рассмотрим для примера пару проектов.
Пара логотип-паттерн «Sayapina»:
По временным затратам эти пары очень разные. И не будь у «Ноготка» такого простого по форме логотипа, перекомпоновкой паттерна нам из него не получить.
Нельзя сказать, что меньше деталей — это заведомо хуже или лучше. Всё зависит от задач и ценностей компании (которые мы определяли выше). Скажем, если вы торгуете антиквариатом эпохи барокко, современная простота и чистота вряд ли появятся в ваших ключевых характеристиках (хотя, кто знает?), а вот если вы занимаетесь косметикой, доставкой, современным жильём или покрасочными материалами, чистота и простота будут как раз тем, что легко соотнесут с вами люди.
Рецепт для паттерна: взять простой по форме логотип, разделить на части, красиво соединить их между собой.
Дескриптор (подпись под логотипом)
Дескриптор — это важно.
Можно обойтись и без этого, но, если есть возможность подумать, НЕлишний раз транслировать выгоду, почему бы это не использовать?
Рецепт для дескриптора: сделайте его полезным. Вспомните ключевые характеристики вашего бренда и добавьте одну из них к роду деятельности.
Визуальный концепт
Логотип, паттерн и дескриптор — это хорошо. Остался ещё один важный элемент.
Вам может и не понадобиться в будущем наружная реклама, но образец, как работать с созданными элементами (логотипом и паттерном) нужен сразу.
Почему: если изначально создать реальный макет, он задаст образец работы с элементами. Со временем все новые макеты продолжат делать по его шаблону. Если этого шаблона не задать, акценты в дизайне (ключевые характеристики) могут сместиться. Что бывает, когда дом строят 33 архитектора по очереди? То-то же.
Особенно приятно найти такую идею, чтобы даже без логотипа, люди могли легко вас узнать.
Доказано, что реклама без брендирования лого, оказывает бóльшее воздействие. Потому что приглушает бдительность потребителя, его «фильтрацию» рекламного шума. Например, можно создать логотип, в котором эмблема (у нас это резная буква Т) включена в текстовую часть.
Это открывает весьма интересные возможности. Резную букву из логотипа, потом можно вставлять в слова вместо обычной, и даже без логотипа, получится узнаваемое сообщение. Место при этом экономится, а надписи растут. Получаем двойную выгоду 🙂
Результаты и выводы
Суммируем. В финале работ мы должны получить:
Сильная сторона: целостность элементов.
Всё делалось разом, поэтому всё пронизано общей мыслью.
Ключевые характеристики продиктовали нам логотип и дескриптор. И сам логотип, в свою очередь, лёг в основу паттерна.
Количество — не всё, ценность определяет правильный выбор элементов и их согласованность.
Когда каждый элемент логически вытекает из предыдущего, мы получаем стройную, цельную идею и прочную базу для дальнейших работ.
Как называется надпись под логотипом
Айдентика
Стрижка, стиль одежды, мимика, голос делают вас особенным человеком — так же и айдентика выделяет один бренд среди других. Айдентику часто путают с фирменным стилем, но между ними есть разница.
Айдентика — это образ компании: ее фирменный стиль, корпоративные ценности, сайт, рекламные материалы и многое другое. Фирменный стиль можно поменять, но айдентика чаще всего не меняется на протяжении истории бренда.
Айдентика, формирует отношение к компании, впечатление от нее. Например, Эппл стал узнаваемым и успешным брендом во многом благодаря айдентике: компания создает впечатление, что ее продукты — уникальные, инновационные и статусные.
Фирменный стиль
Фирменный стиль — это графическая часть айдентики: логотип, фирменные цвета, шрифты, визитки, упаковка и другое.
Фирменный стиль единообразен — он помогает компании запоминаться и производить впечатление. Если бренд оформлен в едином стиле, то его проще узнать и запомнить.
Логотип
Логотип — это не просто красивая картинка. Это фирменный знак, с которым клиенты ассоциируют бренд. Логотип не обязан описывать сферу деятельности: Apple не продает яблоки, а Starbucks — русалок, и тем не менее эти бренды известны каждому.
Логотип не может быть узнаваемым сам по себе — чем чаще люди видят логотип на разных носителях, тем быстрее запоминают.. Поэтому иметь хороший лого мало, важно еще и грамотно его использовать. Кроме того, логотип должен хорошо читаться, не теряя детали, — и на небольшой визитке, и на рекламном баннере.
В России виды логотипов никак не различают, однако в англоязычных странах разделяют непосредственно сам логотип (logo), его шрифтовую (logotype) и символическую (logomark) части.
Шрифтовая часть — стилизованное название компании — может выступать как самостоятельный лого. Например, Кока-кола отлично ассоциируется со своим лого и в символе не нуждается:
Неоднозначные термины: что такое брендбук, логотип и шрифт на самом деле
Думаете, надкусанное яблочко Apple — это логотип? Как бы не так! Рассказываем о путанице в терминологии.
Разночтения в терминах — проблема, которая встречается во многих сферах, и графический дизайн не исключение.
Приходит клиент в студию и говорит: «Сделайте мне брендбук с логотипом и фирменным шрифтом…» Звучит похоже на ТЗ. Добросовестный дизайнер выполняет работу, а заказчик недоволен: «Почему брошюра на сто листов, почему логотип без картинки, почему шрифт всего один?»
Дизайнеру с клиентом бывает трудно понять друг друга. Но иногда между собой не могут договориться даже специалисты. Давайте разберёмся, как правильно использовать термины и насколько это важно в работе.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Брендбук и гайдлайн
Если быть точными в терминах, брендбук (brand book) — это пособие для всех сотрудников, документ с изложением концепции бренда. В брендбуке описываются:
Для руководства по фирменному стилю есть отдельное название — гайдлайн. В нём описание бренда ограничивается несколькими абзацами, необходимыми для обоснования визуальных решений. А вот нюансы использования фирменного стиля расписаны во всех подробностях. Гайдлайн адресован не всем сотрудникам, а только маркетологам и дизайнерам, которые будут работать над рекламными кампаниями и поддержанием фирстиля в дальнейшем.
В обиходе и владельцы бизнеса, и сами дизайнеры зачастую называют гайдлайн брендбуком. Это привычно для всех, хотя формально и неправильно.
Дело в том, что потребности в «настоящем» брендбуке у большинства компаний нет: толстые «книги брендов» актуальны скорее для крупных корпораций с долгой историей. У небольших молодых фирм характеристика бренда умещается в несколько предложений, такое описание есть и в гайдлайне. Но «гайдлайн» — сложный термин по звучанию для русского уха, а слово «брендбук» легко запомнить всем, кому в школе преподавали английский.
Логотип и фирменный блок
Термин «логотип» образован от греческого «логос» — «слово». Правильно употреблять его для названия компании, написанного определённым образом.
Если же есть ещё и нарисованный символ бренда, эту картинку правильно называть фирменный знак.
Обычно фирменный знак и логотип используют вместе, и такое сочетание называется фирменный блок.
Иногда фирменный блок может ещё дополняться слоганом компании; но современный дизайн стремится к лаконичности, и эту опцию используют всё меньше.
Дизайнерам редко заказывают разработку написания логотипа или создание символа бренда по отдельности. В большинстве случаев клиенту нужен именно фирменный блок.
Если же требуется сделать логотип в строгом смысле этого слова, его называют шрифтовым или типографическим логотипом. Но такие эпитеты не просто избыточны, а неверны. Для написания слова иногда используют леттеринг, который к шрифтам и типографике отношения не имеет.
У Disney, Google, Virgin, Yahoo и многих других компаний нет рисунка-символа, а есть только название, написанное определённым образом. Но логотипы без фирменного знака выбирают преимущественно крупные бренды с солидным бюджетом на продвижение.
Малому и среднему бизнесу особенно важно выделиться, запомниться, зацепить покупательский взгляд с первых секунд, и этого трудно достичь без картинки. Так что большинство клиентов ждут от дизайнера именно фирменный блок, но называют его логотипом. И сами дизайнеры предпочитают это ёмкое слово. Причины, вероятно, в благозвучности термина. Или в банальной привычке.
Шрифт и гарнитура
Шрифт — это набор символов в определённом стиле с единым начертанием. Шрифтом можно напечатать длинный текст, и он будет единообразным. Но есть ещеё шрифтовая гарнитура — семейство шрифтов, в которое входят наборы символов, объединённые общей логикой построения и визуальными характеристиками.
Например, Helvetica — это гарнитура. В неё входят прямые и наклонные, толстые и тонкие буквы, но у всех сходные пропорции и изгибы штрихов. А вот Helvetica Bold Italic — это уже конкретный шрифт: жирненький и наклонный.
В некоторых гарнитурах вариантов шрифтов два или три, а иногда речь идёт о десятках.
Каждому дизайнеру разница между шрифтом и гарнитурой знакома, но в повседневной речи большинство не соблюдают точную терминологию. А люди, далёкие от дизайна, о гарнитурах могли вообще ничего не слышать.
На бытовом уровне в разделении шрифтов и гарнитур нет острой потребности. Обычно, если просят напечатать название «шрифтом» Bodoni, то имеют в виду Bodoni Regular. А если нужно не Regular, тогда уж уточняют: Bodoni Light, Bodoni Bold или Bodoni Italic. Необходимость обозначить шрифтовое семейство в работе возникает редко, поэтому и слово «гарнитура» благополучно забыто.
Как с этим жить
В работе важно взаимопонимание: как между клиентом и дизайнером, так и между дизайнерами внутри команды. Упрощённую терминологию оказалось удобнее использовать на практике — чтобы и с заказчиками, и внутри профессиональной среды общаться на одном языке. Но всегда будут отдельные эстеты и даже отдельные студии, которым важно говорить правильно. Поэтому стоит знать непопулярные термины: чтобы всегда понимать, о чём говорят коллеги.
Главная проблема неоднозначных терминов в том, что порой непонятно, что человек имеет в виду. Называет ли заказчик гайдлайн брендбуком или действительно хочет полноценный брендбук? Подразумевает под логотипом фирменный блок или хочет именно надпись без картинки?
Решение одно: нужно внимательно вчитываться в ТЗ и подробно брифовать клиента до начала работы — тогда проблем с трактовкой терминов удастся избежать.
Хотите совершенствовать навыки в графическом дизайне и научиться взаимодействовать с заказчиками? Записывайтесь на наш курс!
- Аксолотль как ухаживать в домашних условиях чем кормить аксолотля
- Как использовать внутренний бараний жир