Как называется нарушение заповедей божьих
10 заповедей и 7 смертных грехов в Православии
Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.
В данной статье мы поговорим о десяти заповедях, которые описаны в Ветхом Завете, а также о семи смертных грехах.
10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.
Десять заповедей Божьих на русском языке.
Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?
Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:
… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)
Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.
10 заповедей – толкование заповедей.
Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.
Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?
Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:
В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.
Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.
Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.
Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.
В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.
Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботится о них. Даже если родители недостаточно хорошо заботились о тебе, твой долг заботится о них более того, чего, на твой взгляд они заслуживают.
Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших – делает семьи крепче, а людей счастливее.
Бог дает человеку жизнь и только Он в праве ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу. Самоубийство – едва ли не самый страшный грех, в котором человек не сможет покаяться.
Пятая заповедь запрещает аборты, ведь, уже с момента зачатия ребенок несет в себе искру Божию, а потому аборт приравнивается к убийству.
Люди, подверженные вредным привычкам, которые сокращают их жизнь, также грешат против шестой заповеди.
Седьмая заповедь запрещает любые незаконные связи. Законной связью, согласно Библии, является связь узами брака и только между представителями противоположных полов, не являющимися родственниками.
Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.
Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.
Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.
Нарушением восьмой заповеди считается:
Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.
Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.
Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.
7 смертных грехов.
Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.
Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.
Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.
Как Иисус нарушал 10 заповедей (начало)
При внимательном прочтении Нового и Ветхого заветов можно заметить, что в своих проповедях к апостолам Иисус ставит любовь к живому ближнему выше любви к Богу (выше соблюдения десяти заповедей Моисея).
Вот что гласят десять заповедей, которые на каменных табличках дважды приносил с горы Моисей:
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5.Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
7. Не прелюбодействуй.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего. (Исх.20, ст.1-17)
Но как только мы пытаемся выяснить отношение Иисуса к заповедям на словах и на деле – мы получаем противоречие.
Иисус клянется в верности заповедям
Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить. 18 Говорю вам: пока не исчезли земля и небо, даже мельчайшая буква, даже черточка не исчезнет в Законе. Все это сбудется! 19 Того, кто нарушит хотя бы одну из самых малых заповедей и научит этому людей, Бог назовет самым малым в Царстве Небес, а кто исполнит и других научит исполнять, того назовет великим в Царстве Небес. 20 Говорю вам: если вы не будете исполнять волю Бога лучше, чем фарисеи и учителя Закона, не войдете в Царство Небес. (Мф.5, ст 17-20).
Иисус добавляет свою заповедь любви к ближнему
Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга. 35 Если будет любовь между вами, все узнают, что вы — Мои ученики. (Ин.13, ст.34-35)
Иисус выделяет отдельные заповеди
В своей известной нагорной проповеди на вопрос, что надо делать, чтобы получить вечную жизнь, Иисус честно называет только три заповеди Моисея, относящиеся к общечеловеческой морали, и добавляет заповедь любви к ближнему своему. Ни одной заповеди Моисея, которые отличают общечеловеческую мораль от религиозной, Иисус не называет:
Пришел однажды к Нему человек и спросил:
— Учитель, что я должен сделать доброго, чтобы получить вечную жизнь?
— Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр, — ответил ему Иисус. — А если хочешь войти в Жизнь, соблюдай заповеди.
— Какие? — спрашивает тот.
— «Не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради, не давай ложных показаний» 19 «почитай отца и мать» и «люби ближнего, как самого себя».
При этом два запрета («Не убивай» и «Не прелюбодействуй») Иисус переводит в плоскость морали, раздвигая рамки.
Так заповедь «Не убивай» он расширяет до «не оскорбляй в гневе и обиде» и до «мирись». Одновременно с этим он сужает рамки «Не прелюбодействуй» до «Не нарушай супружескую верность» (Мф. 5)
Там же он говорит своим слушателям, прямо о любви, друг к другу как о чем-то, чего раньше не было:
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Иисус свою заповедь ставит на один уровень с заповедями Моисея
— Учитель, какая заповедь в Законе самая великая?
Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!
Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. (Мк.12,ст.28-31).
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. (Лк 10, ст.27)
С Апостолами Иисус был более откровенным и полностью позволял подменять все заповеди Моисея на одну общечеловеческую – люби ближнего своего. По крайней мере, Апостол Павел в Послании Римлянам говорит прямо:
Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. (Рим 13, ст.9)
К блаженным Иисус относит не тех, кто соблюдает заповеди церковные, боится Бога, поклоняется Богу (регулярно соблюдает правила, молится, посещает церковь, общается со священниками). Ничего этого нет. Блаженных Иисус отличает не по отношению к Богу, а по поведению в обществе и отношению к собственным поступкам:
— алчущие и жаждущие правды,
— изгнанные. (Мф 5, ст.3-12)
Иисус периодически заявляет, что не согласен с Моисеем
Иисус иногда прямо указывает, что он не согласен с тем, что говорил Моисей в своих заповедях.
перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. (Лт.24, ст.19-20)
да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] (Втор.19, ст.21)
А Иисус в ответ на это заявляет прямо противоположное, исходя из того, что любить надо всех:
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; (Мф.5. ст. 38-39)
Моисей говорит, что не надо иметь «злобы на сынов народа твоего»,
А Иисус смело заявляет, что не согласен с этим, поскольку это противоречит его заповеди любви к ближнему:
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
На пожелание Моисея любить «сынов народа своего» Иисус разъясняет:
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф.5, ст. 46-47)
Самое удивительно, что на практике Иисус позволял себе нарушать заповеди Моисея в тех случаях, когда его заповедь (о любви к ближнему) противоречила заповедям Моисея.
На практике Иисус нарушает заповеди ради живых людей
Вот как эти факты описываются в Евангелиях:
Иисус нарушает 4-ую заповедь. Лечит в субботу
Иисус снова пришел в синагогу. Там был человек с сухой рукой. 2 За Иисусом следили, не станет ли Он лечить его в субботу, чтобы потом обвинить. 3 Иисус говорит человеку, у которого была сухая рука:
— Стань посредине 4 — А их спрашивает: — Что позволено делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?
Они молчали. 5 Иисус гневно оглядел их, сокрушаясь о том, как они слепы. (Мк. 3, ст.1-5)
В другую субботу Иисус пришел в синагогу и учил. Там был человек, у которого правая рука была сухая. 7 Учителя Закона и фарисеи следили, не станет ли Иисус лечить его в субботу, чтобы можно было Его обвинить. 8 Но Иисус знал их мысли и сказал человеку с сухой рукой:
— Встань и иди сюда, на середину.
Тот встал.
— Я спрашиваю вас, — обратился к ним Иисус, — что позволено делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить? (Лк. 6, ст.6-11)
Отдел первый. Закон
Десять заповедей
1. Время, место и другие обстоятельства, при которых даны заповеди ветхого завета
В третий месяц по исходе сынов Израилевых из земли Египетской в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь с горы, говоря так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым. Вы видели, что Я сделал Египтянам и как Я носил вас (как бы) на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов; ибо Моя вся земля. А вы будете у меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старшин народа, и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря все, что сказал Господь, исполним (и будем послушны). И донес Моисей слова народа Господу. И сказал Господь Моисею: «Вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда». И Моисей объявил слова народа Господу. И сказал Господь Моисею: «Пойди к народу (объяви), и освяти его сегодня и завтра, пусть вымоют одежды свои. Чтоб быть готовыми к третьему дню, ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай. И проведи для народа черту со всех сторон и скажи: «Берегитесь восходить на гору, и прикасаться к подошве ее, всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти. Рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых. Во время протяжного трубного звука (когда облако отойдет от горы) могут они взойти на гору». И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: «Будьте готовы к третьему дню не прикасайтесь к женам». На третий день при наступлении утра были громы, и молнии, и густое облако над горою (Синайскою) и трубный звук весьма сильный, и вострепетал весь народ, бывший в стан. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу и стали у подошвы гор. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил на ней дым, как дым из печи и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил и Господь отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы и взошел Моисей. И сказал Господь Моисею: «Сойди, и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу, видеть Его, и чтобы не пали многие из него». Священники же, приближающиеся к Господу (Богу), должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь. И сказал Моисей Господу: «Не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: «Проведи черту вокруг горы, и освяти ее». И Господь сказал ему: «Пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон, а священники и народ, да не порываются восходить к Господу, чтобы (Господь) не поразил их». И сошел Моисей к народу и пересказал ему». ( Исх. 19:1–25 ).
2.Содержание десяти ветхозаветных заповедей Божиих, данных на Синае
И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим (первая заповедь).
Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (вторая).
Не произноси имени Господа Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (третья).
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай (в них) всякие дела свои. А день седьмой суббота Господу, Богу твоему не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (осел твой, ни вол твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил ею (четвертая).
Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе было хорошо) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (пятая).
Не прелюбодействуй (седьмая).
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (девятая).
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (десятая)». ( Исх. 20:1–17 ).
3.Последствия страшных явлений, сопровождавших дарование заповедей
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, (весь) народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». И сказал Моисей народу: «Не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили». И стоял (весь) народ вдали; а Моисей вступил во мрак, где Бог. ( Исх. 20:18–21 ).
И сказал Моисею Господь: «Хорошо то, что они говорили тебе. Я воздвигну им (в определенное время) пророка из братьев твоих, такого как ты и вложу слова свои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему». ( Втор. 18:18 ). Здесь было предуказание на Христа по изъяснению Св. Ап. Петра. ( Деян 3:20 ).
Первая заповедь
Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим
1.Величие Божие в Его вездесущии и всеведении
Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари, и переселюсь на край моря. И там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли я может быть, тьма сокроет меня и свет вокруг меня сделается ночью. Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день, как тьма, так и свет. Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои Господи, и душа моя вполне сознает это. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка, когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивых! Удалитесь от меня кровожадные! Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои. Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистию ненавижу их; враги они мне. Испытай меня, Боже и узнай сердце мое испытай меня, и узнай помышления мои. И зри не на опасном ли я пути и направь меня на путь вечный. ( Пс. 138:7–14;17–24 ).
2.Обязанность наша всегда славить Господа и благословлять имя Его
Славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его. Воспойте Ему, и пойте Ему, поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем Его святым, да веселится сердце ищущих Господа. Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда. Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его. Вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его. Он Господь Бог наш по всей земле суды Его. ( Пс. 104:1–7 )
3.Угрозы за отступление от единого истинного Бога к почитанию ложных богов, или идолов языческих
Итак, знай ныне и положи на сердце твое, что Господь, (Бог твой), – есть Бог на небе вверху и на земле внизу (и) нет еще (кроме Его). ( Втор. 4: 39 )
Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас Ибо Господь Бог твой, который среди тебя, ест Бог ревнитель, чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли ( Втор. 4:14–15 ).
Я Господь Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтобы вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего и повел вас с поднятою головою. Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой; то Я поступлю с вами так пошлю на вас ужас, чахлость и горячку; от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их. Обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. ( Лев. 26:13–17 ).
Да не будет у тебя иного бога и не покланяйся богу чужеземному Я Господь Бог твой, изведший тебя из земли Египетской, открой уста твои и Я наполню их. ( Пс. 80:10–11 ).
Заключил Господь с ними завет, и заповедал им, говоря не чтите богов иных, и не покланяйтесь им, и не служите им, и не приносите жертв им. Но Господа, который вывел вас из земли Египетской силою великою и мышцею простертою, – Его чтите, и Ему покланяйтесь, и Ему приносите жертвы; и уставы, и учреждения, и закон, и заповеди, которые Он написал вам, старайтесь исполнять во все дни, и не чтите богов иных; и завета, который Я заключил с вами не забывайте, только Господа Бога вашего чтите, и Он избавит вас от руки всех врагов ваших.( 4Цар. 17:35–39 ).
4.Наказание Божие за нарушение заповедей Господа и за уклонение к идолопоклонству
Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков с раннего утра посылал, и вы не слушали, и не преклонили уха своею, чтобы слушать. Вам говорили обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих, и живите на земле, которую Господь дал вам и отцам вашим из века в век, и не ходите во след иных богов, чтобы служить им и покланяться им, и не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла. Но вы не слушали Меня, говорит Господь; прогневляя Меня делами рук своих назло себе. Посему так говорит Господь Саваоф за то, что вы не слушали слов Моих, вот Я пошлю и возьму племена северные. ( Иер. 25:4–9 ).
И сказал Господь так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их пред Мною есть изучение заповедей человеческих, то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке, и говорят кто увидит нас? и кто узнает нас? Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его не он сделал меня? и скажет ли произведете о художнике своем он не разумеет. ( Ис. 29:13–16 )?
Слушайте небеса, и внимай земля; потому что Господь говорит Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня) народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, не очищенные и не обвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах снедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка; то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские, внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое; кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня, новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя, они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды; спасайте угнетенного, защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь Если будут грехи ваши, как багряница, то сделаются белыми, как снег, если будут красны, как пурпур, сделаются, как белая волна. ( Ис. 1:2–18 ).
Воспою возлюбленному Моему песнь возлюбленного Моего о винограднике Его. У возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые гроздья, он принес дикие ягоды? Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим отниму у него ограду, и будет он опустошаем, разрушу стены его, и будет попираем. И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его; и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилей, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие, ждал правды, и вот – вопль. За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено; так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах, потому что они отвергли закон Господа Саваофа, и презрели слово святого Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него, и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится и рука Его еще будет простерта. ( Ис. 5:1–25 ).
Вторая заповедь
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли не покланяйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель
1.Подтверждение и разъяснение второй заповеди в других местах священного Писания ветхого Завета
Не делайте себе кумира и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними; Я Господь, Бог ваш. ( Лев. 26 ).
Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил с вами Господь на (горе) Хорив из среды огня. Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину. Изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами. Изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли. И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды (и) все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой уделил их всем народам под всем небом. ( Втор. 4:15–19 ).
Левиты возгласят и скажут израильтянам громким голосом. Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте. Весь народ возгласит и скажет аминь. ( Втор. 27:14–15 ).
Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево. Не сообщайтесь с сими народами, которые остались между вами, не воспоминайте имени богов их; не клянитесь (ими) и не служите им и не покланяйтесь им. ( Ис.23:6–7 ).
Господь царствует да радуется земля, да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его, правда и суд основание престола Его. Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит, и трепещет Горы, как воск, тают от лица Господа всей земли Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его. Да постыдятся все, служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги. Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи Ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами. ( Пс. 96:1–9 ).
2. Напоминание о второй заповеди в новозаветных книгах
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море. И все крестились в Моисея в облаке и в море. И все ели одну и ту же духовную пищу. И все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовного последующего камня, камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтоб мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками как некоторые из них, о которых написано народ сел есть и пить и встал играть. ( 1Кор. 10:1–14 ).
Итак умертвите земные члены ваши блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолопоклонство. За которые гнев Божий грядет на сынов противления. ( Кол. 3, 5–6 ).
Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога. ( Еф. 5:5 ).
Третья заповедь
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно
1.Подтверждение ветхозаветное
Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего; Я Господь (Бог ваш) ( Лев. 19:12 )
И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество, пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти. ( – 24, 16)
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь (Бог твой) без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно. ( Втор. 5:11 ).
Новозаветное разъяснение
Еще слышали вы, что сказано древним не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. ( Лев 14:21 Втор. 23:21 ).
А Я говорю вам не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий. Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя. Ни головою своею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. ( Мф 5:33–36 ).
Четвертая заповедь
Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай, и делай (в них) всякие дела свои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его
1.Повторение сей заповеди другими писателями ветхого завета
Скажи сынам Израилевым так субботы Мои соблюдайте; ибо это знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас. И соблюдайте субботу; ибо она свята для вас кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего. Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой суббота покоя, посвященная Господу всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти. И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои как завет вечный. Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился. ( Исх. 31:13–17 ).
Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание никакого дела не делайте, это суббота Господня во всех жилищах ваших ( Лев. 23:3 ). J
Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем! В те дни я увидел в Иудее, что в субботу точат точила, возят снопы, и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали жителям в Иудее и в Иерусалиме. И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев, и сказал им, зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли [поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу. После сего, когда смерклось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтоб никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им, и сказал им зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу. И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей. ( Неем. 13:14–22 ).
Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнений прихотей твоих во святый день Мой и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными делами своими угождать своей прихоти и пустословить; то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и дам вкусить наследие Иакова отца Твоего уста Господня изрекли это. ( Ис. 58:13–14 ).
2.Новозаветное учение о субботе и замена ее воскресным днем
И пришел опять в синагогу. Там был человек имеющий иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтоб обвинить Его. Он же (И. Христос) говорит человеку, имеющему иссохшую руку стань на средину. А им говорит должно ли в субботу добро делать или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку протяни руку твою. Он протянул; и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю, и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иерусалим, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. ( Мк. 39:1–8 ).
И случилось Ему (И. Христу) в субботу проходить засеянными полями; и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им неужели вы никогда не читали, что сделал Давид когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий, при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал бывшим с ним? И сказал им суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын человеческий есть господин и субботы. ( Мк. 2:23–28 ).
В одной из синагог учил Он (И. Христос) в субботу Там была женщина, осмьнадцать лет имевшая духа немощи она была скорчена и не могла вы прямиться. Иисус увидев ее, подозвал и сказал ей ты освобождаешься от недуга своего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При сем Начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана, вот уж осмьнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все протившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. ( Лк. 13:10–17 ).
По прошествии же Субботы, на рассвете первого дня недели ( Мф. 28:1 ), Иисус «воскрес» из мертвых (–6), а потому ветхозаветная суббота заменена теперь днем воскресным или «первым днем» в неделе
Пятая заповедь
Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
1.Ветхозаветное подтверждение пятой заповеди
Слушайся отца твоего он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. ( Притч. 23:22–25 ). ѵ
Дети! послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спаслись, ибо Господь возвысил отца над детьми, и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов. И уважающий мать свою – как приобретающий сокровища. Почитающий Отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца, и как владыкам послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них. Ибо благословение от отца утверждает дома детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека – от чести отца его, и позор детям мать в бесчестии. Сын! прими отца твоего в старости его, и не огорчай его в жизни его, хотя бы он и оскудел разумом, – имей снисхождение, и не пренебрегай им при полноте силы твоей. Ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои благосостояние твое умножится. В день скорби твоей вспомянется о тебе как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою. ( Сир. 3:1–16 ).
2.Новозаветное раскрытие
Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи, и говорят зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ зачем и вы преступаете заповедь Божию – ради предания вашего? Ибо Бог заповедал почитай отца и мать, и злословящий отца или мать смертию да умрет. А вы говорите если кто скажет отцу или матери дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался; тот может и не почтить отца своего, или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лецемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. ( Мф. 15:1–8 ).
И он (Иисус) пошел с ними (Мариею и Ее обручником Иосифом) и был в повиновении у них. ( Лк. 2:51 ).
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием да будет тебе благо и будешь долголетен на земле. ( Еф. 6:1–2 ).
Шестая заповедь
2.Объяснение шестой заповеди в ветхом завете
Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека ибо человек создан по образу Божию. ( Быт. 9:6 ).
2. Новозаветное толкование
Вы слышали, что сказано древним не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю – вам (сказал Христос), что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему рака подлежит синедриону; а кто скажет безумный, подлежит геенне огненной. ( Мф. 5:21–22 ).
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он (Христос) положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души за братьев. ( 1Ин. 3:15–16 ).
Седьмая заповедь
1.Подтверждение сей заповеди в других местах Св. Писания ветхого завета
Сын мой! храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя, когда ляжешь спать будут охранять тебя, когда пробудишься, будут беседовать с тобою, ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни. Чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, (да не уловлен будешь очами твоими), и да не увлечет она тебя ресницами своими. Потому что из жены блудной обнищевают до куска хлеба; а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтоб не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего, кто прикоснется к ней не останется без вины Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это; побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа, и не удовольствуется, сколько бы ты не умножал даров. ( Притч. 6:20–35 ).
Глубокая пропасть – уста блудниц; на кого прогневается Господь, тот упадет туда. ( Притч. 22:14 ).
2.В Новом Завете
Вы слышали, что сказано древним не прелюбодействуй. ( Исх. 20:14 ).
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем Если же правый глаз соблазняет тебя, вырви его, и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтоб погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геену. И если правая твоя рука соблазняет тебя; отсеки ее, и брось от себя ибо лучше для тебя, чтоб погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было вверженно в геену. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. ( Мф. 5:27–32 ).
Дела плоти известны, они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребность, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют. ( Гал. 5:19–21 ).
Засим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали. Ибо вы знаете, какие мы вам дали заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздержались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. А не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога. ( Кол. 4:1–5 ).
Восьмая заповедь
1.Повторение и объяснение ветхозаветное
Если кто украдет вола или овцу, и заколет, или продаст, то пять волов заплатит за вола, и четыре овцы за овцу. Если кто застанет вора подкапывающего, и ударит, так что он умрет; то кровь не вменится ему. Но если взошло над ним солнце; то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им. Если (он пойман будет и) украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца; пусть заплатит (за них) вдвое. ( Исх. 23:1–4 ).
Не будь грабителем бедного, потому что он беден; и не притесняй несчастного у ворот. Потому что Господь вступится в дело их, и исхитит душу у грабителей их. ( Притч. 22:22–23 ).
Кто обкрадывает отца своего и мать свою, и говорит это не грех, тот сообщник грабителям. ( Притч. 28:24 ).
Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись, я не отрекся от Тебя, и не сказал «кто Господь?» и чтоб обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога всуе. ( Притч. 30:7–9 ).
2.Новозаветное
Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было, из чего уделять нуждающемуся. ( Еф. 4:28 ).
Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас; не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещавали вам сие если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делать добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем Господь со всеми вами. Приветствие моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так, Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. (2 Фессалон 3:6–18).
Девятая заповедь
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
1. Объяснение ветхозаветное
Нe внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не исследуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды. ( Исх. 23:1–2 ).
Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господом, пред священниками и пред судьями, которые будут в те дни. Судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот, свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя. ( Втор. 19:16–19 ).
Господи! кто может пребывать в жилище Твоем, кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем; тот, кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет. ( Пс. 14:1–4 ).
2.Новозаветное
И призвав народ, сказал им слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека; а то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики его, приступив, сказали Ему знаешь, что фарисеи, услышав слова сии соблазнились? Он же сказал в ответ всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искоренится. Оставьте их они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему изъясни нам притчу сию. Иисус сказал неужели еще вы не разумеете? Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. ( Мф. 18:10–19 ).
Иисус же сказал (на вопрос юноши о заповедях) не убивай, не прелюбодействуй, не кради и не лжесвидетельствуй. ( Мф. 19:18 ).
Десятая заповедь
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего
1.Внушения ветхозаветных писателей
Гope тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастия. ( Авв. 2:9 ).
Горе замышляющим беззаконие, и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила. Пожелают полей, и берут их силою; домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие. ( Мих. 2:1–2 ).
2.Внушения новозаветных
Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал не оставлю тебя и не покину тебя. ( Евр. 13:5 ).
Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более, и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывшим при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать». ( Деян. 20:31–35 ).
О важности и значении заповедей божиих
1.По указаниям ветхого завета
Слова мудрых, как иглы и как вбитые гвозди. Выслушаем сущность всего бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное объявит; хорошо ли оно, или худо. ( Еккл. 12:14 ).
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его. Глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги быстро бегающие к злодейству. Лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями. Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя, когда пробудишься, будут беседовать с тобою, ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет и назидательные поучения – путь к жизни. ( Притч. 6:16–23 ).
2. По указаниям нового завета
И вот, некто подошедши, сказал Ему Учитель благий! что сделать мне доброго, чтоб иметь жизнь вечную? Он же сказал ему что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную; соблюди заповеди. Говорит Ему какие? Иисус же сказал не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему все это сохранил я от юности моей, чего еще не достает мне? Иисус сказал ему если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мной. ( Мф. 19:16–21 ).
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, и так любовь есть исполнение закона. ( Рим 13:8–10 ).
Примечание. Высший смысл ветхозаветного закона изъяснен Христом Спасителем в 5 главе Евангелия от Матфея (с 14 стиха до 48) и в 22-й (от 35 до 40 стиха), а также восполнен в учении о блаженствах. ( Мф. 5:3–12 ; Лк. 6:20–24 ).
В «Православном Обозрении» за 1872 год (месяцы Февраль, Март и Апрель) имеется превосходная статья, под заглавием «Идеал нравственно-христианской жизни и деятельности».