Как называется наука изучающая функции организма
Науки, изучающие организм человека
Система биологических наук
Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека — основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология — жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология — наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.
Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.
Наука | Что изучает |
Ботаника | Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ) |
Зоология | Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару) |
Биохимия, биофизика | Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия |
Микробиология | Наука о микроорганизмах |
Гидропалеонтология | Наука об организмах, населяющих водную среду |
Палеонтология | Наука об ископаемых организмах |
Вирусология | Наука о вирусах |
Экология | Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды |
Физиология растений | Изучает функции (жизнедеятельность) растений |
Физиология животных | Изучает функции (жизнедеятельность) животных |
Генетика | Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов |
Эмбриология (биология развития) | Закономерности индивидуального развития организмов |
Дарвинизм (эволюционное учение) | Закономерности исторического развития организмов |
Биохимия | Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов |
Биофизика | Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах |
Биометрия | На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей |
Теоретическая и математическая биология | Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности. |
Молекулярная биология | Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул |
Цитология, гистология | Изучает клетки и ткани живых организмов |
Популяционно-водовая биология | Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов |
Биоценология | Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом |
Общая биология | Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие. |
и многие другие. |
Становление наук о человеке
Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.
Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.
Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.
В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.
Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.
Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.
У истоков медицины
В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.
Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.
Средневековье, ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.
В наши дни, когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.
Тест по биологии Организм человека 8 класс
1 вариант
А1. Как называется наука о жизненных функциях организма и его органов?
1) гигиена
2) анатомия
3) физиология
4) биология
А2. В какой период ученые получили возможность вскрывать трупы казненных преступников?
1) в Средние века
2) в эпоху Возрождения
3) в Новое время
4) в Новейшее время
А3. Как называется верхняя часть руки до локтевого сустава?
1) плечо
2) предплечье
3) надплечье
4) кисть
А4. Название какой науки происходит от греческого слова, в переводе означающего «рассечение»?
1) физиология
2) анатомия
3) биология
4) эмбриология
В1. Кто занимается внедрением в жизнь гигиенических рекомендаций?
В2. Назовите автора картины «Урок анатомии доктора Тюльпа».
С1. Из чего состоит прочный футляр, защищающий от повреждения внутренние органы человека?
2 вариант
А1. Как называется раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья?
1) физиология
2) анатомия
3) гигиена
4) пульмонология
А2. Как называется нижняя часть руки?
1) надплечье
2) локоть
3) предплечье
4) кисть
А3. Чему равна длина предплечья?
1) длине голени
2) длине стопы
3) длине кисти
4) длине бедра
А4. Как называется средняя часть ноги?
1) бедро
2) голень
3) икра
4) стопа
В1. Закончите предложение.
Организм человека изучают науки: физиология, анатомия, __________.
В2. Что позволяет точно определить состояние сердца, проанализировать его работу, не извлекая этого органа из тела больного?
С1. Почему эксперименты с животными: лягушками, морскими свинками, собаками, обезьянами и др. — помогли ученым выяснить, какие функции выполняет тот или иной орган человека?