Как называется наука о происхождении человека
Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую Вас, друзья!
Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.
Что такое антропология?
Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).
Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.
Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.
Объект и предмет изучения антропологии
Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.
Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.
Методы антропологии
В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:
История развития антропологии
Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.
Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.
В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.
Физическая (биологическая) антропология
Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.
В рамках физической антропологии существует три раздела:
Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.
Культурная (социокультурная) антропология
Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.
С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.
Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.
Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.
Заключение
Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.
Антропогенез
Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens ), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.
Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня и появление языка.
Начиная с H. habilis, люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные (см. Палеолит). В последние 50 тыс. лет технология и культура изменяются быстрее, чем в предшествующие эпохи.
Содержание
История вопроса об антропогенезе
1850 | |
1900 | |
1950 | |
2002 | |
Прогресс в изучении эволюции человека. Увеличение числа известных науке видов гоминин по времени. Каждый вид изображен в виде прямоугольника, показывающего границы, в которых варьировал объём черепа, и место вида в палеонтологической летописи. Видно постепенное заполнение промежутков между видами. |
Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и природа всегда были и являются такими, как их создал Бог. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку.
В XVIII и XIX веках
В середине XVIII века К. Линней дал начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж. Бюффона об орангутане. Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.
В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40—50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.
Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль Бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных).
Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Чарльза Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».
После находки скелета неандертальца (1856 г.) и целого ряда предшествовавших подобных находок в первой половине XIX в. в науке появилось новое направление — палеоантропология. Оно дало фактический материал для постановки вопроса не только об анатомическом сходстве человека и некоторых обезьян, но и о биологической эволюции человека в прошедшие эпохи. Этот вопрос был поставлен Ч.Дарвином вскоре после опубликования «Происхождения видов», хотя уже в этой книге он писал: «Будет пролит свет на происхождение человека и его историю». Впрочем, этот аспект дарвинизма был его современникам вполне очевиден.
Эволюция человека была основным предметом дебатов между Томасом Хаксли и Ричардом Оуэном. Хаксли убедительно описал сходство и различия между человеком и обезьянами в своей книге «О положении человека в природе» (1863 г.). Ч. Дарвин к этому времени также опубликовал следующую книгу «Происхождение человека», которая, несмотря на широкое распространение его идей, вновь спровоцировала всплеск бурных дискуссий. Даже сторонники самой идеи эволюции, такие как Альфред Уоллес и Чарлз Лайель не понимали, как могли умственные способности и нравственность появиться у людей в результате естественного отбора.
Со времен Линнея учёные считали, что человекообразные обезьяны — ближайшие родственники людей, поскольку анатомически они очень близки. В XIX веке предполагали, что самым близким к человеку из ныне существующих видов обезьян являются шимпанзе и что у людей и африканских обезьян был когда-то общий предок. Поэтому было бы логичнее всего искать останки этого существа в Африке. Тем не менее, первые находки, в которых заподозрили промежуточное звено между обезьяной и человеком, были сделаны Эженом Дюбуа на острове Ява. Это был питекантроп, т.е обезьяночеловек.
В XX—XXI веке
В 1920-х годах в Африке действительно были обнаружены останки существа, которое Раймонд Дарт назвал австралопитеком. Первой важной находкой был череп детёныша этого вида, обнаруженный в Южной Африке. Мозг ребёнка был слишком велик для детёнышей обезьян, 410 см³, и имел округлую форму, как у современных людей. Клыки были короткими, а основание черепа характерным для прямоходящих существ. Эти признаки убедили Дарта в том, что существо было переходной формой между обезьяной и человеком.
Понадобилось около 20 лет, чтобы подтвердить открытие Дарта новыми находками костей австралопитеков. В то время преобладало мнение о том, что развитие интеллекта предшествовало переходу к прямохождению, а черты австралопитека говорили об обратном. Со второй половины XX века австралопитек считается прямым предком рода Homo, к которому принадлежит и современный человек. Вместе с Homo sapiens австралопитек входит в трибу гоминини. Тем не менее, накапливаются новые данные, которые ставят под сомнение происхождение людей от австралопитека, и этот род может, в конце концов, оказаться боковой и тупиковой ветвью в антропогенезе. Судя по недавним находкам останков сахелантропа и оррорина, австралопитекам предшествовали другие человекообразные обезьяны, которые больше них похожи на сравнительно поздних предков человека. Однако последние находки ещё ждут подтверждений независимыми авторами.
Первоначально австралопитеков разделяли на грацильных и робустных. В 1930-х годах последних отнесли к особому роду парантропы, в 1960-х объединили в один род с австралопитеками, а сейчас прежняя классификация возвращается, хотя некоторые авторы по-прежнему считают, что это обособленная часть видов того же рода.
В СССР и постсоветской России
Человек — одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.
В соответствии с современными научными представлениями, современный человек является результатом развития материи на протяжении 13,7 миллиардов лет и представляет собой наиболее сложно организованную её разновидность из всего наблюдаемого — независимо от того, говорим мы о человеческом мозге, сознании или какой-либо форме социальной организации. Считается, что в конечном итоге инфляционный вакуум (состояние материи, предшествующее большому взрыву, где частицы обладали «виртуальным» существованием) проделал путь до современного человека (универсальный эволюционизм).
Вопросы антропогенеза, как вопросы возникновения существенных свойств человека, возникших относительно мировой эволюции сравнительно недавно, фокусируются на появлении вида Homo sapiens — современного человека, в связи с чем тесно связываются с вопросами биологической эволюции. Начиная с Дарвина она объясняется приспособлением живого к условиям изменяющейся среды при воздействии трёх определяющих факторов — изменчивости (мутации), отбора (оценка средой эффективности этих мутаций) и наследственности (передача этих мутаций). Таким образом полагается, что в соответствии с этим эволюционным законодательством, под воздействием изменений окружающей среды обезьяноподобные предки современного человека приобрели характерные для него свойства. Среди свойств человека, представляющих в нём специфически человеческое, прежде всего выделяются когнитивные способности (сознание) и язык.
Формирование составляющих сознание когнитивных особенностей современного человека — целеполагания, способности к абстрагированию, воображения, памяти — было определено изменениями организма предков людей. Так, это увеличение объёма головного мозга — от 500 кубических сантиметров у современных крупных обезьян до 1450 у современного человека, противопоставление большого пальца руки (сделало возможным манипуляцию предметами), формирование современного вида стопы (сделало возможным прямохождение) — «гоминидная триада».
В свою очередь эти изменения были вызваны изменением внешних, прежде всего — климатических, условий. Так, определяющую роль сыграли периоды значительных похолоданий («ледниковый период»), вынудив предков современного человека переместиться из гибнущих лесов на равнину. Здесь у них развивалось прямохождение, потребность в добывании пищи и защите от хищников провоцировала использование предметов окружающего мира.
Вопрос ключевого преобразования, непосредственно сделавшего из животного человека, рассматривается различными исследователями по разному — в зависимости и от определения ими этой границы. Так, в отечественной науке существует представление, что ключевым фактором в этом процессе стала деятельность по производству орудий труда как основание для выделения человеком объективных свойств предметов:
Другую, ещё более эпатирующую концепцию антропогенеза выдвинул историк и социолог Борис Поршнев в книге «О начале человеческой истории». Поршнев утверждал, что речь, мышление и сознание появились только у вида Homo sapiens, сформировавшегося, с точки зрения автора, лишь 35-40 тысяч лет назад; предки человека, неспособные конкурировать с животными-хищниками, питались падалью, и прямохождение, навыки использования орудий и даже огня были выработаны ещё в животном состоянии.
Эволюция приматов до человека
Приматы — одна из старейших групп современных плацентарных млекопитающих. Эволюционная история приматов может быть прослежена примерно на 90 млн лет назад, когда приматообразные разделились на приматов и шерстокрылов. 85 млн лет назад сухоносые приматы отделились от мокроносых. Около 80 млн л.н. разошлись линии долгопятообразных и обезьянообразных, а лемурообразные отделились от лориобразных. Останки древнейших приматов известны лишь из палеоценовых и эоценовых отложений Северной Америки, Евразии и Африки (плезиадаписы, антрасимия, нотарктус, дарвиниус (Ида) и др). Только для пургаториуса предполагается верхнемеловое время.
Возможно, что уцелевшая после климатических изменений тропическая популяция обезьян, хорошо представленная в слоях верхнего эоцена и нижнего олигоцена Файюмского оазиса в Египте (биретия, каранисия, сахарогалаго, протеопитек, египтопитек, катопитек и др.), дала начало всем ныне существующим приматам — лемурам Мадагаскара, лори Юго-Восточной Азии, африканским галаго, широконосым обезьянам Нового Света и узконосым обезьянам Старого Света (человекообразные обезьяны и мартышкообразные).
В раннем миоцене примитивные узконосые обезьяны Восточной Африки пережили длительный период видообразования. Среди выделяемых ныне видов и родов обезьян этой эпохи известны, в частности, камойяпитек, моротопитек, лимнопитек, проконсул, афропитек, кениапитек, чорорапитек, экваториус, отавипитек, ньянцапитек, викториапитек, дендропитек, все из Восточной Африки, а также ореопитек, который обитал в Италии около 9 млн лет назад и европейские — пиеролапитек, анойяпитек, дриопитек. При сравнении ДНК современных обезьян было показано, что гиббоны отделились от общего ствола гоминид
18 млн лет назад, а орангутаны — около 14 млн лет назад. За исключением дендропитека останки ископаемых гиббонов науке неизвестны, и их происхождение остается неясным. Ископаемым прото-орангутаном считается сивапитек, обитавший в Азии около 12—10 млн лет назад и хорапитек из Таиланда.
Предполагается, что видами, близкими к общему предку горилл, шимпанзе и людей, были накалипитек из Кении и уранопитек с Балканского полуострова. По данным молекулярной биологии, около 7 — 8 млн лет назад сначала гориллы, а потом и шимпанзе отделились от предков людей. ДНК шимпанзе на 98,4 % идентична человеческой. Из-за влажного климата тропических лесов, в кислых почвах которого кости плохо сохраняются, а также отчасти из-за невнимания исследователей, сосредоточенных преимущественно на поиске предков человека, ископаемых горилл и шимпанзе до сих пор практически не найдено.
В середине миоцена климат снова стал холоднее и засушливее, что спровоцировало новое массовое вымирание фауны. Однако гоминины, как и многие другие виды (антилопы, гиены, собаки, свиньи, слоны, лошади) пережили климатические изменения и сумели к ним адаптироваться. Их дальнейшая эволюция привела к образованию множества новых видов, из которых самыми древними сейчас считаются Sahelanthropus tchadensis (7 млн лет назад) и Orrorin tugenensis (6 млн лет назад). За ними, в частности, последовали:
Ardipithecus (5.8-4.4 млн лет назад), с видами Ar. kadabba и Ar. ramidus; Australopithecus (4-2 млн лет назад), с видами Au. anamensis, Au. afarensis, Au. africanus, Au. bahrelghazali и Au. garhi; Paranthropus (3-1.2 млн лет назад), с видами P. aethiopicus, P. boisei и P. robustus; Kenyanthropus (3 млн лет назад), вид Kenyanthropus platyops Homo (от 2 млн лет назад), с видами Homo habilis (или Australopithecus habilis), Homo rudolfensis, Homo ergaster, Homo georgicus, Homo antecessor, Homo cepranensis, Homo erectus, Homo heidelbergensis, Homo rhodesiensis, Homo neanderthalensis, Homo sapiens idaltu, Homo sapiens sapiens, Homo floresiensis.
Род Homo
Антропогенез до появления людей современного типа
В настоящее время признается, что эволюция гоминин была не линейной, а, скорее, кустообразной. Часто одновременно существовало по три, четыре и может быть даже больше вида гоминин, в том числе на одной и той же территории.
Вся ранняя эволюция гоминин происходила в Африке. 6-7 млн лет назад в Африке жил сахелантроп. Около 6 млн лет назад там же жил оррорин, а примерно 4,2 млн лет появились австралопитеки. Отличительной особенностью всех этих существ было передвижение на двух ногах (бипедализм). На сегодняшний день стало ясно, что бипедализм был свойствен гомининам изначально, то есть практически сразу после разделения линий человека и шимпанзе. Эта адаптация не была напрямую связана с жизнью на безлесных пространствах. Существует целый ряд теорий, объясняющих происхождение бипедализма. Таким образом, в период примерно от 6 до 1 млн назад в Африке жила довольно большая и разнообразная группа обезьян, передвигавшихся на двух ногах. Однако по размеру мозга эти обезьяны не отличались от современного шимпанзе и нет оснований предполагать, что они превосходили его по своим интеллектуальным способностям.
Примерно 2,4 миллиона лет назад в одной из линий гоминин наметилась новая эволюционная тенденция — началось увеличение мозга. Первый представитель гоминин, у которого объём мозга превысил типичные для шимпанзе и австралопитеков 400—450 куб см. — это Homo habilis. Он первым стал изготавливать простейшие каменные орудия. По некоторым данным, наиболее примитивная олдувайская культура обработки камня возникла около 2,7 миллионов лет назад, а исчезла около 1 миллиона лет назад. Эти гоминины, по-видимому, начали питаться падалью крупных животных, а свои каменные орудия они, возможно, использовали для разделки туш или соскребания мяса с костей.
У Homo ergaster, которые появились около 1,9 млн лет назад, объём мозга, а также размеры тела ещё увеличились. Предполагается, что это связано с увеличением доли мясной пищи в рационе. Возможно, Homo ergaster научился охотиться на крупную и среднюю дичь, или он просто научился более эффективно конкурировать с другими падальщиками.
1,76 млн лет назад в Африке появилась более развитая ашёльская культура. Это первая человеческая культура, покинувшая пределы Африки. В Грузии были найдены кости возрастом около 1,75 млн лет. Грузинские учёные относят их к отдельному виду Homo georgicus, а западные учёные рассматривают их как останки раннего представителя Homo ergaster или Homo erectus.
Homo erectus заселили обширные территории Евразии. Это была первая волна расселения людей за пределами Африки. Около 1,1-1,2 млн лет их потомки появились и в Западной Европе (Испания). Они описаны как особый вид Homo antecessor. По-видимому, они близки к общему предку неандертальцев и современных людей. В то же время считается, что аббевильская культура в Европе возникла приблизительно 1,5 миллиона лет назад. Около 550—475 тыс. лет назад в Европе существовала клектонская культура.
Первые свидетельства использования огня людьми относятся к периоду примерно 1,5 миллиона лет. Приготовление пищи на огне привело к улучшению питания.
140 тыс. лет назад в Европе появились неандертальцы. С неандертальцами связывается мустьерская культура, возникшая, однако, 300 тыс. лет назад. В Африке ей соответствовала сангойская культура, возникшая 500 тыс. лет назад.
Появление Homo sapiens
Древнейшие люди современного типа в культурном отношении ничем не превосходили современных им ранних неандертальцев из Европы. У тех и других были примерно одинаковые среднепалеолитические каменные орудия.
Можно предположить, что 60 000 — 40 000 лет назад люди мигрировали в Азию, и оттуда в Европу (40 000 лет назад), Австралию и Америку (35 000 — 15 000 лет назад) [25] (см. Ранние миграции человека).