Как называется новый самолет россии
«Ростех» презентовал Су-75 Способен ли российский истребитель уничтожить американский F-35?
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
«Ростех» в ходе Международного авиационно-космического салона 2021 года (МАКС-2021) презентовал образец первого российского легкого тактического однодвигательного истребителя. Самолет для иностранных заказчиков получит название Checkmate («Шах и мат»). Возможное название истребителя внутри страны — Су-75.
По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, показанный на салоне самолет полетит в 2023 году: «Это образец, это не просто макет, не просто демонстратор. Вот он в воздух и поднимется». Руководитель отметил, что разработка нового истребителя потребовала немногим более года. «Проект рекордный еще с точки зрения сроков — проекту всего чуть больше года, и только благодаря использованию, мы много об этом говорим, но на этот раз это действительно так, суперкомпьютерному моделированию, цифровым методом, а в дальнейшем виртуальным испытанием удается делать самолеты в такой короткий срок», — сказал руководитель.
По утверждению Слюсаря, изделие представляет собой модульную платформу, возможности которой будут варьироваться в зависимости от требований заказчиков. В частности, истребитель может адаптироваться под применение по наземным, надводным или воздушным целям, а также выполняться в одноместном, двухместном или беспилотном вариантах. На основе Checkmate может быть создан и палубный самолет.
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Основными конкурентами нового российского самолета выступят французские (Rafale) и шведские (Gripen) истребители четвертого поколения, а также американский самолет пятого поколения F-35 Lightning II. При этом в ОАК отказались считать Checkmate прямым аналогом F-35 Lightning II. По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, «у нас будет цена, надеюсь, где-то от 25 до 30 миллионов долларов, а у них — от 60 до 90 миллионов долларов». Столь привлекательная стоимость российского самолета будет обеспечена благодаря унификации по отдельным компонетам с Су-35 и Су-57. Спрос на внешнем рынке на Checkmate оценивается в 300 самолетов на 15 лет. В госкорпорации заявляют, что к серийным поставкам машина может быть готова уже в 2026 году. Возможными заказчиками истребителя называются страны Азии и Африки. По словам вице-премьера России Юрия Борисова, госкорпорация имеет якорного заказчика на новый истребитель. «Уже есть, для него и делаем», — сказал чиновник на авиасалоне МАКС-2021.
По словам Чемезова, «скорость нового легкого истребителя составит 1,9 тысячи километров в час, дальность — около 3 тысяч километров». «Наша машина отличается тем, что есть возможность максимальное количество полезного груза взять — более 7 тонн она может нести. Это и различные виды вооружения: ракеты, управляемые ракеты, авиабомбы и стрелковое вооружение — пушка будет установлена», — говорит глава госкорпорации. В максимальной комплектации самолет сможет переносить до пяти ракет класса «воздух-воздух». Истребитель сможет выступать в качестве носителя беспилотных летательных аппаратов. «Внутрифюзеляжное размещение, а мы говорим, что здесь самые большие отсеки для самолетов такого типа, позволяет разместить всю номенклатуру авиационных средств поражения, которые используются на самолетах пятого поколения Су-57», — уверяет Слюсарь. Глава ОАК заверил, что новый российский истребитель сможет эффективно уничтожать «зарубежные самолеты пятого поколения». «Кроме того, наш новый самолет создается так, чтобы быть способным противостоять комплексам шестого поколения, которые могут появиться уже в ближайшие десятилетия», — заверил менеджер.
Хотя в «Ростехе» заявляют, что создание нового самолета ведется в инициативном порядке на собственные средства, в госкорпорации надеются привлечь к проекту и государственное финансирование. «Как и в других проектах, мы, наверно, вправе рассчитывать на помощь государства, и она обещана, она будет. Но это помощь, скорее, на создание продукта, востребованного на рынке, на его продвижение, прежде всего, на внешние рынки», — заявил глава ОАК.
Новейший российский истребитель представлен на авиасалоне МАКС, старт которому дал президент
Шах и мат всем достижениям мировой авиации. Так говорят про новейший российский военный самолет — самый обсуждаемый и самый долгожданный на авиасалоне МАКС.
Планы по производству авиатехники нужно четко определить минимум на ближайшие 10 лет.
Этой минуты с нетерпением ждал, наверное, весь мир. Главная интрига авиасалона МАКС — самолет, который стал знаменитым еще до того, как увидел свет.
За несколько дней до авиашоу Ростех проанонсировал суперпремьеру — новейший военный самолет. И затем подогревал интерес, понемногу приоткрывая завесу. Чтобы сегодня, наконец, представить всем долгожданную новинку.
Теперь его можно рассмотреть в деталях. Угловатые формы — истребитель будет невидимкой для радаров. Отсеки для вооружения скрыты внутри фюзеляжа. И главная особенность — один двигатель. Сейчас таких машин в российской армии нет. Теперь будет.
Легкий тактический самолет пятого поколения, получивший название checkmate. В переводе «шах и мат» или «разгром». Платформа нового поколения. Широкие боевые возможности. Пилоту помогает искусственный интеллект. Новый самолет хоть и называется истребителем, но уничтожать сможет не только воздушные цели.
Первый полет новой машины должен состояться через два года. Ну а пока в подмосковное небо взмывают самолеты, которые уже встали на крыло. Су-57. В этом году он впервые участвует в авиашоу в статусе серийного истребителя. МиГ-35 и Су-30. Официально это еще не пятое поколение, но они готовы бросить ему вызов. И это далеко не все, чем способен удивить зрителей юбилейный авиасалон.
Главная гражданская новинка авиасалона. Самолет МС-21 всем здесь, конечно, знаком, он был изюминкой предыдущего МАКСа. Но сегодня впервые он демонстрируется с российским двигателем под крылом.
Два года назад этот самолет летал здесь с американскими моторами, а двигатель ПД-14 отдельно демонстрировали на стенде. И вот теперь наш двигатель поднимает наш самолет в небо во время авиашоу.
Еще одна премьера. Ближнемагистральный Ил-114-300. Машина меньше, чем МС-21, и у нее есть своя ниша — рабочая лошадка для местных авиалиний. Замена старенькому Ан-24.
Еще более заслуженный Ан-2 теперь тоже есть чем заменить. Легкий многоцелевой самолет «Байкал», президент осмотрел его, знакомясь с экспозицией выставки. Там же главе государства показали и бизнес-версию «Суперджета». Все вместе эти новинки составляют модельный ряд, который в будущем станет лицом российской авиации.
«То, что мы видим сегодня в Жуковском, наглядно показывает, что российская авиация обладает большим потенциалом развития, а наше авиастроение продолжает создавать новую конкурентоспособную авиационную технику. Отечественные авиакомпании получают современные лайнеры «Суперджет», в ближайшее время на трассы должен выйти новейший магистральный самолет МС-21. На нынешнем авиасалоне впервые представлены его модификации с отечественным двигателем ПД-14. За этим самолетом последуют региональный Ил-114-300, легкий многоцелевой самолет «Байкал», а также новые вертолеты, которые давно ждут», — сказал глава государства.
Эти новые вертолеты сегодня тоже показали президенту. АНСАТ-М от своего предшественника отличается повышенной дальностью полета. Пожарный Ка-32 получил новую систему пожаротушения. А почтовый беспилотник сможет доставлять посылки без почтальона.
Теперь важно, чтобы все перспективные модели превратились в серийные образцы, пополнив парк российских авиакомпаний. И именно в этом главная задача авиационной промышленности, совещание о будущем которой президент провел на МАКСе.
Впрочем, сегодня добиться успеха едва ли возможно без международной кооперации. Партнером России на МАКСе в этом году стал Казахстан. Но участие принимают и Белоруссия, и другие страны ЕВРАЗЭС, и не только. 250 иностранных компаний из более чем 50 стран мира.
«Россия открыта для сотрудничества в области авиации и космонавтики со всеми заинтересованными странами. Повышение безопасности полетов, сокращение негативного влияния авиации на окружающую среду, изучение внеземного пространства — вот сферы, в которых ученые, конструкторы, другие специалисты разных стран должны объединяться для достижения новых прорывных результатов. Нам есть, что предложить нашим партнерам и в области фундаментальных исследований и разработок», — сказал президент.
Как выглядит и сколько стоит российский истребитель пятого поколения Checkmate
Это первый в России легкий многоцелевой истребитель 5-го поколения с одним двигателем.
По данным источников РИА «Новости», его взлетная масса не превысит 18 т, а скорость будет более 2 Махов.
Как сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, новый самолет призван стать «легкой конницей» для совершения неожиданных ходов и решения исхода партии. Он сможет бороться с любыми целями в воздухе, на воде и на суше. На основе истребителя могут создать новый ударный беспилотник. Специально для него создали систему логистической поддержки «Матрешка».
Как отмечает РБК со ссылкой на «Ростех», летный час нового самолета будет в шесть-семь раз дешевле по сравнению с американским истребителем 5-го поколения F-35. Стоимость российской техники будет сравнима со шведским многоцелевым истребителем 4-го поколения Gripen NG.
К тому же у самолета снижена радиолокационная заметность. Новейший истребитель может быть не только одноместным, но и двухместным. Кроме того, согласно презентации, возможен его беспилотный вариант.
Первый полет истребителя запланирован на 2023 год, следует из презентации. По имеющимся данным, первые поставки заказчикам планируется начать через 5,5 лет.
Экспертное мнение
Пока делать конкретные прогнозы о перспективах этой модели рано, поскольку подробностей о ее характеристиках еще нет. Зато есть фундамент и научно-технический задел для успешного испытания этого самолета и впоследствии успешного продвижения на международном рынке, сказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Особенным этот самолет делает наличие у него только одного двигателя, отметил он.
В российской авиации самолетов, созданных по такой схеме, нет.
Как отметил Виктор Мураховский, однодвигательный самолет с относительно небольшой взлетной массой по сравнению с тяжелыми истребителями должен быть дешевле в эксплуатации.
России, чтобы иметь полный комплект и полный пакет предложений на мировом рынке, не хватает легкого, легко-среднего истребителя, и об этом говорили давно, отметил в беседе с «Газетой.Ru» эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Фролов. Он привел в пример Су-57 — довольно крупный и, соответственно, дорогой истребитель. К тому же, его стоимость увеличивает наличие двух двигателей, что не каждый может себе позволить.
Он допустил, что после выхода на международный рынок потенциальными покупателями самолета могут стать, в первую очередь, те страны, которые уже эксплуатируют МиГ-29 — к концу 2020-х годов они устареют и морально, и физически.
Как заявил РИА «Новости» Сергей Чемезов, к потенциальным заказчикам истребителя относятся страны Ближнего Востока, АТР и Латинской Америки.
Главная интрига МАКС-2021
О новейшем самолете говорили на протяжении последних нескольких месяцев, но подробности его создания ранее не раскрывались.
«Ростех» только несколько раз демонстрировал внешний облик нового самолета. Накануне он был показан в видео, опубликованном в Facebook госкорпорации. «Барабанная дробь. Вот оно — «лицо» нового самолета», — подписали ролик в соцсети. На видео демонстрируются контуры самолета, разработанного компанией «Сухой». Ранее госкорпорация публиковала снимки нового самолета.
О планах создать легкий однодвигательный истребитель 5-го поколения «в пилотируемом и беспилотном вариантах» в декабре прошлого года рассказал Сергей Чемезов.
«Мы считаем, что это перспективный самолет, и рассматриваем в том числе различные варианты кооперации с зарубежными партнерами», — говорил он.
Работу компания выполняла за собственный счет: Министерство обороны России такие самолеты не заказывало. То есть «Ростех» может продавать свои разработки другим странам. Как подчеркивал Чемезов, в планах было создать универсальную машину, «в пилотируемом и беспилотном вариантах».
Как ранее сообщал «Газете.Ru» источник в оборонно-промышленном комплексе, новый самолет будет оснащен развитой системой управления на базе искусственного интеллекта.
Благодаря ей будет минимизировано участие летчика в пилотировании.
«Беспилотные технологии поведения в пространстве будут активно использованы, так что в случае, например, ранения летчика или потери им сознания самолет продолжит полет и сможет безопасно вернуться на аэродром вылета», — пояснял источник.
У России наконец появляется полноценная линейка гражданских самолётов
2020 год принёс немало авиационных событий, которые сформировали более-менее окончательный облик перспективной линейки пассажирских самолётов российского производства на ближайшие 10-20 лет. Также стало очевидно, что рассчитывать России нужно только на себя, сотрудничества с Западом, Украиной, Узбекистаном в области авиастроения не получается. Во всех перечисленных ниже проектах стоит задача минимизировать зависимость от импорта, и эта задача достаточно успешно решается. Вся линейка так или иначе курируется госкорпорацией «Ростех».
Местная авиация
Лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал». Самолёт предназначен для замены Ан-2. Фото самолёта разработчик пока не опубликовал, ждём выкатки самолёта в 2021 году.
Один из вариантов замены Ан-2, представленный на МАКС-2019. По имеющейся информации «Байкал» тоже будет монопланом, но с 2 двигателями.
Количество пассажиров: 9-12
Дальность полёта: до 1500 км
Двигатель: ВК-800 производства ОДК-Климов (Санкт-Петербург)
Разработка, проектирование: Байкал Инжиниринг, дочерняя структура Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), Екатеринбург
Первый полёт: планируется в июле 2021 года
Сертификация: 2022 год
Производство: с 2023 года, Улан-Удэнский авиазавод
Перспективы: спрос оценивается в 750 самолётов, в том числе 250 для России
В прошлом чехословацкий, а теперь российский самолёт для местных авиалиний. Взлетает практически с любых аэродромов и полос.
Л-410 производства УЗГА на МАКС-2019
Количество пассажиров: 17-19
Дальность полёта: 675 км
Двигатель: GE H80-200 (Чехия-США). В 2021 году планируется замена на российский ВК-800С производства ОДК-Климов (Санкт-Петербург)
Разработка, проектирование: Чешская Aircraft Industries (ранее Let Kunovice), владелец компании – УГМК (Россия)
Первый полёт: 16.04.1969
Сертификация, эксплуатация: с 1971 года, самолёт сертифицирован в России, Европе и США
Производство: с 2018 года, Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), Екатеринбург. Выпущено 19 самолётов.
Перспективы: Идёт постоянный процесс модернизации и импортозамещения узлов и агрегатов самолёта. К концу 2021 года уровень локализации должен быть доведён до 72%. Спрос до 2030 года оценивается в 150-200 самолётов, в том числе 100-150 для России.
Региональная авиация
Закрытый в 2006 году проект чехословацкого самолёта, который УЗГА планирует модернизировать и запустить в производство по аналогии с модернизацией самолёта Л-410.
Вернуть к жизни проект Л-610 планируется в России
Количество пассажиров: 40-48
Дальность полёта: 2420 км
Двигатель: не выбран
Разработка, проектирование: Чешская Aircraft Industries (ранее Let Kunovice), владелец компании – УГМК (Россия)
Первый полёт: 28.12.1988
Производство: с 2024 года, Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), Екатеринбург
Перспективы: Интерес к проекту проявляет Казахстан. Спрос до 2030 года оценивается в 100 самолётов. 10 самолётов заказала авиакомпания «Полярные авиалинии».
Ил-114-300
Модернизированная версия советского регионального самолёта Ил-114-100 с новыми двигателями и системами. Производство было перенесено из Узбекистана (Ташкент) в Россию в 2014 году, когда исчезли последние иллюзии насчёт сотрудничества с Украиной.
Первый полёт Ил-114-300, выполненный 16 декабря 2020 года
Количество пассажиров: 52-68
Дальность полёта: 1400 км
Двигатель: ТВ7-117СТ-01 производства ОДК-Климов (Санкт-Петербург)
Разработка, проектирование: «Ильюшин» в составе ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация)
Первый полёт: 16.12.2020
Производство: с 2018 года, Луховицкий авиазавод, филиал РСК «МиГ», Луховицы (Московская область). Выпущен 1 самолёт.
Перспективы: Спрос до 2030 года оценивается в 150-200 самолётов. Со слов разработчика общий спрос может достигнуть 500 самолётов.
Магистральная авиация
Суперджет 100
Первый после развала СССР, разработанный в России ближнемагистральный самолёт. В настоящее время идёт работа над вторым поколением самолёта, которое будет полностью избавлено от зарубежных комплектующих и санкционных рисков.
Сухой Суперджет 100
Количество пассажиров: 98-103
Дальность полёта: 3000-4500 км
Двигатель: SаM 146 (Россия-Франция). В 2023 году планируется замена на российский ПД-8 производства ОДК-Авиадвигатель и ОДК-Пермские моторы (оба – Пермь)
Разработка, проектирование: «Гражданские самолёты Сухого» в составе ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация)
Первый полёт: 19.05.2008
Сертификация, эксплуатация: с 2011 года, самолёт сертифицирован в России и Европе
Производство: с 2007 года, авиазавод имени Гагарина, Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край). Выпущено 205 самолётов.
Перспективы: Спрос до 2030 года оценивается в 200-250 самолётов. В 2023 году ожидается сертификация новой обновлённой версии Суперджета, не зависящей от импортных комплектующих.
Среднемагистральный самолёт, который является реальным конкурентом А-320нео и Б-737 MAX. Санкции против самолёта и его производителя наглядно это демонстрируют. 15 декабря 2020 года самолёт успешно взлетел с помощью российских двигателей ПД-14.
МС-21 на авиасалоне МАКС-2019
Количество пассажиров: до 211
Дальность полёта: до 6000 км
Двигатель: российский ПД-14 производства ОДК-Авиадвигатель и ОДК-Пермские моторы (оба – Пермь), PW1400G (Пратт-Уитни, США)
Разработка, проектирование: «Иркут» и ОКБ им. А.С. Яковлева в составе ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация)
Первый полёт: 28.05.2017
Сертификация: 2018-2021, самолёт проходит сертификацию в России и Европе
Производство: с 2015 года, «Иркут», Иркутск. Выпущено 7 самолётов.
Перспективы: Спрос до 2030 года оценивается минимум в 500 самолётов. Потенциально МС-21 может войти в тройку самых массовых отечественных самолётов.
CR929
Проект дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта, известного ранее как ШФДМС, решено разрабатывать и производить совместно с Китаем. Новые подробности проекта вероятно будут объявлены на авиасалоне МАКС-2021.
Макет CR929 на авиасалоне МАКС-2019
Количество пассажиров: 250-320
Дальность полёта: 10000-14000 км
Двигатель: не выбран. Планируется российский ПД-35.
Разработка, проектирование: CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corp.) – совместное предприятие ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) и Китайской корпорации гражданского авиастроения (СОМАС).
Первый полёт: планируется в 2023 году
Производство: с 2025 года, сборочное производство в Шанхае (Китай). В России производство крыла, оперения, двигателей и других систем.
Перспективы: Спрос до 2045 года оценивается в 1000 самолётов.
Интрига вокруг, наверное, самой громкой сенсации ХХI века в области боевого авиастроения, сохраняется и даже усиливается. Появились первые фотографии секретного самолета, укрытого брезентом, на рулежной дорожке аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова. Машину закатывают в ангар, где будет проходить его то ли закрытая, то ли открытая презентация.
Скорее всего, смысл в другом. Нашим конструкторам, возможно, удалось совершить такой непостижимый ход конем, что мировая авиационная шахматная доска действительно может быть перевернута, боевое авиастроение начнется с чистого листа.
Пока же мы лишь предполагаем, что весь мир увидит завтра.
В феврале 2017 года Россия и Объединенные Арабские Эмираты в ходе работы военно-технического салона IDEX 2017 подписали соглашение о совместной разработке легкого истребителя пятого поколения. Это было заявлено официально. А фактически речь шла о начале работ по перспективному боевому самолету с открытой платформой, на базе которой можно реализовать истребитель любого поколения. В дальнейшем никакой новой информации по этому интересному проекту не озвучивалось. Но это не значит, что работы не велись.
Работы, стоит повторить, должны были идти по проектированию открытой платформы, на базе которой можно реализовать самые смелые технические решения.
Никитин с головой погрузился в это дело, больше никаких комментариев не давал. Но судя по тому, что готовится показать ОАК, работы шли успешно.
Если все так и шло, то можно утверждать, что с принятием на вооружение пилотируемых самолетов и их клонов-дронов должна измениться сама концепция выполнения боевых задач. Пилотируемый истребитель будет идти в бой в окружении точно таких же по конфигурации беспилотников. Именно истребители-дроны станут прокладывать курс, вести разведку, защищать пилотируемый самолет от вражеских истребителей и средств ПВО.
Дополнительную защиту обеспечит радиоэлектронная борьба нового уровня. Пилотируемые и беспилотные летательные аппараты окружат роем полноразмерных виртуальных имитаторов, что сделает уничтожение реальной воздушной эскадры весьма проблематичным делом.
Боевые авиационные системы нового уровня, естественно, войдут в единое сетецентрическое информационное пространство: борт-борт, борт-земля, земля-борт и даже борт-космос-земля-борт. Это позволит быстро реагировать на характер изменяющихся угроз и осуществлять перенацеливание воздушной группировки.
Фото нового российского истребителя в Жуковском. Фото: v3Tritium pic.twitter.com/ZLgdCHkArO
Поскольку истребители предполагается вооружать в том числе гиперзвуковыми ракетами, они будут способны поражать цели, находящиеся в ближнем космосе. А с оснащением самолетов гиперзвуковыми двигателями они сами смогут взлетать на околоземные орбиты, выполнять там боевые задачи и возвращаться на Землю.
Презентация нового боевого самолета пройдет не от авиационных КБ «Сухой» или «МиГ», а от ОАК, поэтому название он получит не МиГ или Су. Имя пока не выбрано. Устроим конкурс?
И еще. Презентуемый самолет нельзя отнести к какому-то поколению. Это, стоит повторить, открытая платформа, которая может стать истребителем любого поколения, даже шестого и седьмого.