Как называется нравоучительный вывод басни
В чём заключается иносказательность басен Крылова? Какие привести примеры?
Задание по литературе для 3 класса 10. Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно: в баснях вместо людей изображаются животные и птицы, наделённые человеческими характерами. Читателю предстоит самому догадаться, что речь в басне идёт о человеческих недостатках. Понял ли ты, в чём заключается иносказательность басен? Приведи примеры.
Басня на то и басня, чтобы в иносказательной манере познакомить людей с их недостатками и показать как они могут быть смешны в глазах других людей.
Герои басен Крылова животные, но разве сложно под их описанием разглядеть обычного человека? Например Мартышка в басне кривляется перед зеркалом и не может признать в отражении саму себя. Это иносказание, намек на человека, который настолько самовлюбленный, что не хочет видеть своих недостатков, считая себя идеальным.
или знаменитые музыканты из квартета, которые решили, что могут играть лучше, если поменяются местами. Опять иносказательный намек на то, что люди иногда винят в своих бедах кого угодно, но не самих себя.
Читая басни Крылова мы всегда сравниваем его героев-животных с людьми, нам знакомыми или даже с нами самими. И часто такое сравнение помогает нам стать лучше, избавиться от своих недостатков, на которые поэт указывает не прямо, но в иносказательной манере и потому они становятся еще более ясными и неприглядными. Вот например лебедь, рак и щука, которые не смогли найти общий язык, разве это не изображение людей, которые хотят сделать одно нужное дело, но каждый по своему и потому дело так и остается не сделанным?
Сейчас мы стали разделять значение этих слов. Слово Невежа стало трактоваться как синоним слов грубиян, наглец, некультурный человек.
Именно в этом значении использует слово невежа Атос в сцене знакомства с Д’Артаньяном:
Слово же Невежда стало означать неграмотного и неученого человека, который не знает элементарных вещей. И в этом значении это слово использует Крылов в басне «Мартышка и очки»:
Умение льстить доступно не всем, но вот Лиса из басни Крылова «Ворона и Лисица» кажется овладела этим умением в совершенстве. Когда она увидела сидящую на суку ворону и заметила у нее в клюве сыр, коварный план сразу же проник в лисью голову. Она стала называть ворону всякими ласковыми словами и восхищаться ее красотой.
Вот какие комплименты использовала лисица: голубушка, шейка, глазки, носок, перышки, ангельский голосок.
Вспомним, по каким признакам мы можем отнести то или иное литературное произведение к басне.
И наконец, в любой басне должен иметься вывод или какая-то мораль, отражающая главную мысль автора.
Во всех произведениях Крылова эти признаки имеются и значит мы смело относим их к басням.
В басне «Зеркало и Обезьяна» изображение в зеркале показалось героине настолько уродливым и смешным, что не переставала над ним потешаться и даже позвала Мишку, чтобы тот разделил с ней ее веселье. Так что можно сказать, что изображение в зеркале очень понравилось Мартышке, вот только не красотой, а уродством.
Мартышка конечно же не признала в этом отражении сама себя, иначе она не стала бы так потешаться над собственном изображением, а задумалась над тем, что же можно кардинально изменить в своем имидже и поведении, чтобы другие не любовались на ее рожу, не смотрели на ее ужимки и не возмущались ее прыжками.
Басня «Мартышка и очки» считается одной из самых смешных басен Крылова. В ней очень много комичного. Прежде всего обратим внимание на полную невежественность Мартышки. Она услышала, что ей со зрением могут помочь очки, но как их использовать она не знает. тем более она не знает, что очки по хорошему следует подбирать. Не все очки могут помочь даже если их правильно одеть.
Но Мартышка дальше вызывает еще больше смеха. Она пытается нацепить очки на хвост. Она их нюхает, что еще можно было бы понять, если бы у нее был заложен нос, она их лижет, что было бы оправдано если бы очки были лекарством.
Басни Крылова: текст и мораль
За свою жизнь русский баснописец Иван Андреевич Крылов написал 236 басен. Слава «дедушки Крылова» началась с тоненького сборника басен, который был выпущен весной 1809 года и имел ошеломляющий успех. И вот уже более 200 лет трагикомические истории про незадачливых ворон, волков, слонов и Мосек не оставляют никого равнодушным.
В нашей подборке – 12 самых известных басен. Специально для школьников мы выделили в каждой истории важнейшую мысль, мораль. Ведь именно поучительный вывод – это главное в басне.
СЛОН И МОСЬКА
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает». —
«Эх, эх!» ей Моська отвечает:
«Вот то́-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
„Ай, Моська! Знать она сильна
Что лает на слона!“»
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
ВОЛК И ЯГНЕНОК
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться.
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на до́бычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году»,
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите:
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес ягненка поволок.
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты. » — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
КВАРТЕТ
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!
Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,
Кричит Осёл: «мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная кума-Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
МАРТЫШКА И ОЧКИ
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на̀-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
ВОЛК НА ПСАРНЕ
Волк, ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!» — кричат: «огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему рассчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры,
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад,
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я. » — «Послушай-ка, сосед»,
Тут ловчий перервал в ответ:
«Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
КОТ И ПОВАР
Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что́ же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочёнком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.
«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»
Тут Ваську Повар укоряет:
«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курченка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, —
А ты. ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
„Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!“»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот-Васька всё жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить попустому,
Где нужно власть употребить.
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
Свинья под Дубом вековым
Наелась жолудей до-сыта, до-отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу во́рон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». —
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жолуди: ведь я от них жирею». —
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жолуди на мне растут».
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
КУКУШКА И ПЕТУХ
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова.
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок.
Да вы уж родом так: собою не велички,
А песни, что́ твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
Всё ваша музыка плоха. »
За что́ же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Урок литературного чтения «Басни И.А.Крылова»
Урок Литературного чтения в 3 классе
«Басни И.А.Крылова. Мораль басен.
Характеристика героев на основе их поступков»
Тема урока: Басни И.А.Крылова. Мораль басен. Характеристика героев на основе их поступков.
Тип урока : Урок открытия новых знаний
Цель урока: Познакомить учащихся с баснями И.А. Крылова.
Задачи: научить находить в тексте мораль; работать над выразительностью чтения; развивать творческое воображение, технику чтения, умение анализировать и делать выводы; развивать у учащихся умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей; воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение к невежеству и глупости.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; сотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: учебник, иллюстрации к басням, выставка произведений И.А.Крылова, портрет баснописца, карточки с тестовыми заданиями, карточки с цитатами басен.
Методы: проблемный, частично–поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный.
Формы: коллективная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.
Вы тихонечко все сели, друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два, начинаем, детвора?
А девиз у нас каков? « Больше дела, меньше слов!»
II. Сообщение цели и задач урока
— Ребята, у нас сегодня состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого вы знакомились в прошлом году. На уроке мы повторим изученные произведения, познакомимся с новыми баснями, будем работать над выразительным чтением и чтением по ролям, узнаем новые биографические сведения об авторе.
III. Повторение изученного материала
Но прежде, давайте вспомним, что знаем о баснях. В тесте нужно отметить букву правильного ответа.
1.БАСНЯ – это:
А) краткий рассказ; Б) поучительный рассказ;
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
А) высмеять пороки людей Б) научить правильному поведению
В) показать пример для подражания Г) рассмешить
3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
А) прямое значение Б) иносказательное значение
4. В БАСНЕ:
А) есть вывод – мораль Б) вывода нет, каждый придумывает его сам.
В) вывод не нужен.
IV. Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя. А.С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни И.А.Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом».
Сообщение биографических сведений об И.А. Крылове
Крылов – великий русский поэт-баснописец. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Послушайте биографические сведения об этом замечательном человеке и посмотрите выставку его книг. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было десять лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.
Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал тридцать лет. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев». Когда кто-то спросил у Крылова, почему он только басни пишет, писатель ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». Всем нам хорошо знакомы такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Волк, Стрекоза, Муравей, Осел и другие животные, птицы, насекомые. Каждый из этих басенных героев ассоциируется у нас с такими общечеловеческими пороками, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень.
Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Но басни не умерли вместе с Крыловым, они живы и поныне. Басни Крылова не стареют. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Поэт М. Исаковский посвятил ему замечательные стихотворные строки.
Кто не слыхал его живого слова, кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы встречались, в те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова.
— Кто первым начал писать басни?
— Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.
— Что такое аллегория? (Иносказание.)
Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» И.А. Крылов
Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»
— Сегодня мы будем работать над басней «Мартышка и Очки»
1. Прослушивание басни.
2. Беседа по непосредственным впечатлениям.
— Что особенно понравилось в басне? О чём это произведение: о знакомом нам животном или о чём-то ином? (О том, что Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. А очки очень важны для людей со слабым зрением)
3. Чтение басни (про себя) для подготовки ответов на вопросы.
4. Работа над содержанием басни.
— Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы? (Они являются главными героями басни)
— Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку? (Мартышка – животное вертлявое)
— Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова, прочитайте их.
(Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет)
— Кажется ли вам ситуация комичной? Почему? (Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)
— Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать? (К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.)
— Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?
(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)
5. Словарная работа.
«невежа» – грубый, невоспитанный человек
Выберите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки»
7. Работа над выразительным чтением.
— Как нужно читать эту басню? Почему? (Начало – медленно, как сказку. Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая. Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием. Мораль – поучительно, медленно)
8. Выразительное чтение по ролям (автор, Мартышка)
Мы устали чуточку, отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок, улыбнись, давай дружок.
Еще попрыгай раз, два, три! На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз и за парту вновь садись.
VI. Знакомство с басней «Ворона и Лисица»
1. Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Ребята, сейчас вы познакомитесь с новым произведением великого баснописца. А о какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы узнаете, разгадав загадки.
Носит серенький жилет, но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар и кричат: «Карр! Карр! Карр!» Посмотрите – те, какая –
Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой.
Кто же главные герои басни? Она называется «Ворона и Лисица»
2. Лексическая работа.
Учитель: В басне вам встретятся незнакомые слова и выражения. Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значения
Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.
Бог послал – случайно нашла.
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Не впрок – не на пользу. Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
3. Слушание и первичный анализ басни. Учитель читает басню.
— Понравилась ли басня? Чем именно? Какие мысли у вас возникли, чем бы вы хотели поделиться с друзьями? Прочитайте басню про себя и подумайте, на сколько частей её можно разделить?
-На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)
-О ком (чем) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)
— Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной). Прочитайте.
— Что же говорится в 3 части? (это – развязка)
— Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
— Перечислите, как Лиса называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица).
— Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)
— Догадывалась ли об этом Ворона?
— Понравилась ли Вороне лесть Лисы?
— Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»?
— Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..) Добилась ли Лиса поставленной цели?
— После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону? (доверчивая, глупая)
— Что бы вы посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)
— Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите примеры.
5. Выразительное чтение басни учащимися.
Учитель: Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении. (Дети выразительно читают басню).
6. Работа с иллюстрацией. Учитель: Рассмотрите иллюстрации к басне. Кого вы видите на этом рисунке? Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ. Какой у художника получилась Лисица? А Ворона? Можно ли, не зная содержания басни, понять, о чем идет речь?
7. Определение морали басни.
Найдите в тексте мораль басни, зачитайте. Объясните, как вы её понимаете?
Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям? Попробуйте интонацией изобразить хитрую лисицу и глупую ворону. (Дети читают басню по ролям сначала в парах на местах, затем у доски.)
VIII. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Учитель: Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?
«Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй». «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». «Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи».
– Я понимаю первую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
– Я понимаю вторую пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и Голубь». – Я понимаю третью пословицу так: человеку приятно, когда его хвалят, и этим могут воспользоваться другие люди в своих интересах. Эту пословицу можно отнести к басне «Ворона и Лисица».
IX. Домашнее задание: Выучите басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица» наизусть, с. 137 – 138.
Что же такое басня?
1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.
Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь.
— Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?
— Нужно ли изучать басни? Чему учит басня? Закончить урок мне хочется так:
Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». Сенека.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.