Как называется обучение в интернете
Чем отличается дистанционное обучение от электронного и онлайн
Сегодня учиться можно по-разному: вузы, колледжи, школы и учреждения дополнительного профессионального образования предлагают дистанционное, электронное и онлайн-обучение. Чем эти способы получения знаний отличаются друг от друга и что у них общего? Все ответы – в этой статье.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Эти два понятия определяет ФЗ № 273 в статье 16. Из длинного и запутанного официального определения следует, что:
Электронное обучение (electronic learning, e-learning) необязательно должно быть дистанционным (на расстоянии) и онлайновым. Если студент приходит на занятия в университет, садится за компьютер, входит в оцифрованную вузовскую библиотеку, не выложенную в свободном доступе в Сети, читает виртуальный учебник, а потом сдает тесты на этом же не подключенном к интернету компьютере, то это тоже будет электронным обучением.
Дистанционные образовательные технологии – термин еще более многозначный. Так можно назвать всё что угодно – хоть пересылку заданий и выполненных контрольных работ обычными почтовыми операторами, хоть курьерскую доставку переписки студентов и преподавателей, хоть голубиную почту. И все это тоже будет одной их технологий дистанционного обучения. Но главным образом под ДОТ понимаются методы и средства, основанные на использовании информационных телекоммуникационных сетей (ИТС) – современных систем передачи информации: интернета, сотовой связи – для дистанционного обучения.
Фактически ДОТ и электронное обучение могут существовать по отдельности, но современное образование предполагает их тесную взаимосвязь, на которой строится дистанционное обучение и в вузах, и в колледжах, и в школах.
Дистанционное обучение
Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.
Синхронно
Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах.
Асинхронно
Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты.
Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:
Смешанно
Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.
По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.
Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.
В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.
Правовая база дистанционного обучения
В приложении к приказу № 816 есть ссылки на методические рекомендации о применении в электронного обучения и ДОТ в учебном процессе.
Суть, терминология и особенности дистанционного обучения
- Опубликовано: 19 ноября, 2020 Комментарии: 3 Просмотры: 25138 Марина Преснякова Время прочтения:
Разбираемся, какие бывают термины и определения дистанционного обучения, что в точности они обозначают. Какое обучение можно пройти удаленно, какими способами.
Основные термины дистанционного обучения
Разные термины дистанционного, онлайн, интернет и удаленного обучения чаще всего используются, когда говорится об одном и том же, как синонимы. Мы тоже на этом сайте так делаем, обозначаем образование в дистанционном формате одной из этих словоформ, чтобы не писать везде длинные уточненные термины. В контексте, когда понятно, о чем речь, это не ошибка. Но формально есть различия в понятиях.
– получение знаний и навыков и взаимодействие через интернет. Форма создана, чтобы обеспечить онлайновую коммуникацию между преподавателем и студентом и студентами между собой. Подход можно использовать как дополнение к аудиторному, когда преподаватель и студенты взаимодействуют через сеть, находясь в одном месте. Например, таким способом удобно проводить контрольные: учащиеся решают задания онлайн на планшетах или компьютерах в одной аудитории в присутствии преподавателя.
При онлайн обучении интернет-технологии могут использоваться в аудитории как обучающая методика
в том, что это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.
Это более широкое понятие, чем онлайн, его главная черта – расстояние между учащимся и обучающим.
Для дистанта можно использовать разные форматы, технологии и инструменты, в том числе и онлайн-обучение, которое является основным способом и источником организации процесса. ДО стало эффективным как раз благодаря интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией.
Но само по себе дистанционное может быть и без онлайна, как раньше, когда можно было получать образование почтовым сообщением.
Есть четыре главных различия между понятиями онлайн и дистанта:
Выходит, понятия два, но они очень связаны и легко уживаются в учебном процессе. Обычно по содержанию очевидно, о чем конкретно идет речь, но в оригинале так – онлайн обучение – часть, дистанционное – целое, они могут быть вместе и могут по отдельности.
Термины и определения дистанционного обучения
Мы в Vuz24 работаем с вузами и колледжами. Но дистанционно можно проходить и дополнительное обучение на уровнях курсов, интенсивов, обучающих конференцияй, тренингов, мастер-классов.
По процессу: формы, методы, средства
Именно технологии делают удаленное обучение сильным и конкурентным очному. А сама учеба строится на той же последовательности, что очная: теория, практика, контроль. Для каждой стадии есть свои инструменты организации обучения.
Доставка теории
На удаленном обучении теорию можно изучать с любого устройства, выбирать удобный формат, чередовать, совмещать. Через личный кабинет студент, курсант, учащийся получает доступ к программе с дисциплинами на семестр, каждая дисциплина содержит электронный курс и все материалы, которые к нему относятся. Дополнительную литературу можно скачать из библиотеки.
– это учебный комплекс, который содержит скелет академической информации по дисциплине в разных формах. Это и учебник, и методичка, и наглядное пособие. Все, что нужно сделать – открыть тему и следовать инструкциям.
В идеале над курсом работает команда из преподавателя, методиста, контент-менеджеров, дикторов, монтажеров, операторов. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать от простого к сложному, порциями.
В еще большем идеале, над курсом дополнительно работают программисты и дизайнеры, чтобы добавить геймофицированных элементов, сделать красивую картинку. Этим можно решить проблемы с мотивацией и вовлеченностью.
Правильно организованные электронные курсы дают больше разнообразного контента, чем аудиторная практика, вовлекают и погружают глубже
Электронный курс сопровождается такими материалами, как:
– это записанные и смонтированные лекции, где преподаватель рассказывает материал и объясняет то, что нельзя прочитать в учебнике. Как на обычных лекциях, только целенаправленней и емче. Материал дублируется в субтитрах или текстовой ленте. На виртуальной доске преподаватель показывает примеры или приводит решения. Могут быть в виде аудиолекций – начитка, без картинки.
– студенты связываются с преподавателем через ПК, камеру, микрофон, слушают лекцию. Это может быть присутствие на очной паре.
– запись вебинара по теме или разделу. Автовебинар не предполагает взаимодействия, можно смотреть в удобное время.
– записанные действия с экрана компьютера с комментариями. Очень удобно для инструкций работы в программах, наглядного решения задач или уравнений.
– конспекты лекций и слайдов с текстами, изображениями, инфографикой, видео. Могут быть интерактивными.
– учебные книги, пособия, монографии в текстовых форматах.
Отработка навыков
Следующий после теории этап – закрепить теоретические навыки и научиться или научить их использовать в деле. Это делается с помощью академических заданий. Для замещения лабораторных, семинарских, практических занятий, ДО использует технологии:
– самое популярное решение для синхронного обучения на расстоянии. Занятие проходит в вебинарной комнате, где преподаватель ведет занятие, но вся группа включена в процесс: выполняет задания, отвечает на вопросы, дискутирует. Формат хорошо работает для семинаров, практических, тренингов, опросов, бесед.
Вебинары заменяют аудиторное взаимодействие
– интерактивные программные средства, которые позволяют проводить испытания, опыты, эксперименты, отрабатывать навыки удаленно и без физического сложного оборудования. Конечно, операцию на сердце таким способом не сделаешь, но построить и испытать мост или просчитать риски можно, и очень эффективно.
– занятия по многоканальной связи, проводятся для творческих проектов, решения кейсов, бизнес-игр.
– занятие-обсуждение, консультация или семинар. Во время коронавируса так проходит большинство университетских занятий: сначала преподаватель проверяет присутствие по видео, приветствует группу, затем отключает видео, занятие продолжается по голосовой связи.
– практические, которые проводят через текстовый канал общения. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.
– как чаты, но не ограничены по времени и с большими возможностями: можно прикреплять любые файлы, создавать отдельные потоки для соревновательных заданий или разных проектных групп.
– групповые собрания по Скайпу, ФэйсТайм, Дуо, Зуму по расписанию или договоренности: перед сессиями, плановые при разработке научно-исследовательских проектов.
Контроль
Проводится для закрепления знаний и навыков или для проверки знаний. В ДО, особенно вузовском, есть три формы:
Внутренний контроль усвоения материала по темам – домашние задания, контрольные, самостоятельные, эссе, рефераты, задачи, которые сдают или в виде письменных заданий, или в виде тестов.
Итоговый – сессии: экзамены и зачеты. Чтобы получить допуск, нужно доказать свою успеваемость в семестре. Для этого в некоторых платформах есть индикатор активности, который позволяет преподавателю видеть, что студент смотрел, учил, сколько времени на это потратил. Тесты проходят по расписанию, ограничены по времени и имеют ограниченное количество попыток на прохождение.
Курсовые и диплом. Это даже на очном самостоятельный вид работы. На удаленном здесь ничего не меняется – пишут под руководством научного руководителя, оформляются. Курсовые просто отправляют на проверку. Дипломы защищают по веб-конференции или очно.
При работе над исследовательским проектом студент связывается с научным руководителем через веб-консультации
Основная и чаще всего используемая форма контроля в удаленном обучении – тесты. Чтобы таким способом проверять знания глубоко и точно, для тестов разрабатывается разветвленное «умное» обеспечение, которое не обмануть и не «заболтать». Шире используются обычные формы тестов: открытые, закрытые, с одним и несколькими вариантами ответа, на установление соответствия, последовательности, с дополнением.
Типы и разновидности дистанционного обучения
Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.
Дистанционно можно получить:
Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.
Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:
Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.
Так, ДО можно разделить на:
По количеству участников
Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.
Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.
Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by
ТОП технических вузов с дистанционной формой обучения
Какие бывают формы онлайн-обучения
О методах взаимодействия в онлайне
Асинхронное обучение
Это самостоятельное изучение учебных материалов, когда обучающийся занимается в удобное ему время и не контактирует с преподавателем напрямую. Классический пример асинхронного обучения — заочное обучение.
Примеры асинхронного обучения. Онлайн-курсы, обучающие блоги, видеозаписи лекций, тесты, чат-боты, имейл-рассылка и т. д.
Синхронное обучение
А это занятия в реальном времени, когда встреча группы и тренера проходит лицом к лицу. Все одновременно находятся в одном месте, участвуют в дискуссии и отрабатывают навыки.
Примеры синхронного обучения. Вообще в онлайне под синхронным обучением понимают вебинары и тренинги. Однако между ними есть важное различие.
Вебинары — это в большинстве случаев онлайн-трансляции лекций, где обучающиеся могут только писать в чат вопросы и комментарии. Такая модель не может считаться полноценным синхронным обучением. Да, они находятся в одно время и в одном месте, но тренер не может оценивать реакцию слушателей и контролировать обучение. Отвлекаются ли участники на другие вкладки, насколько они вовлечены — эти данные, привычные для синхронного обучения, преподаватель получить не может.
Онлайн-тренинги — навыковое обучение, которое требует максимум вовлеченности. Этот вариант гораздо ближе к очному обучению, чем вебинары, потому что исключает трансляции монологов и «говорящие головы». Участники онлайн-тренингов должны сразу отрабатывать задания под контролем тренера. Из-за этой особенности долгое время считалось, что синхронные тренинги в онлайне проводить невозможно. Развитие технологий и массовый переход компаний на удаленный формат в 2020 году показали, что это не так. В онлайне можно эффективно работать, контролировать вовлеченность участников, масштабировать стандарты, анализировать качество проведенных тренингов. Главное — выбирать правильные инструменты.
E-learning — электронное обучение
Это обучение с помощью интернета и цифровых технологий. То есть любые занятия на компьютере, планшете или мобильном телефоне будут считаться электронным обучением.
Электронное обучение часто путают с дистанционной формой, но это не одно и то же. В отличие от дистанционного, электронное может быть еще и очным, в офлайне. Например, когда группа отрабатывает задание на компьютерах при личном присутствии тьютора. Поэтому считать эти форматы синонимами нельзя.
Зато можно сказать, что современное дистанционное обучение — это вид электронного, так как для занятий используются компьютеры, смартфоны и планшеты. Обучение на расстоянии сегодня крепко связано с онлайном и цифровыми технологиями, поэтому со временем дистанционка может полностью слиться с электронным обучением.
D-learning — дистанционное обучение
В 1840 году британский ученый-стенограф Айзек Питман запустил первый известный в истории дистанционный курс, добавив к пересылке обучающих материалов обратную связь. В 1856 году немецкий книгоиздатель Густав Лангеншайдт и учитель французского языка Шарль Туссен открыли «почтовые» языковые курсы, по окончании которых выдавали студентам подтверждающий сертификат.
По мере развития каналов связи в университетах и колледжах США, Канады и Европы начали массово открываться дистанционные программы. Стало возможным учиться не только по почте, но и с помощью радио, телевидения или телефона. Желание ускорить, масштабировать и автоматизировать образовательные процессы росло, поэтому вместе с развитием технологий и интернета развивались и возможности цифрового обучения в онлайне.
Формат, в котором тренер и группа взаимодействуют друг с другом на расстоянии. Характерная черта дистанционки — наличие обратной связи, которая может быть как синхронной (мгновенной), так и асинхронной (с задержкой). Вебинары, онлайн-тренинги, видеокурсы, чат-боты, тесты, мобильные тренинги, онлайн-курсы, VR/AR — это все разные варианты дистанционного обучения.
Современное дистанционное обучение ориентировано на онлайн и использует цифровые технологии, хотя раньше у него были и другие формы. Его развитие привело к появлению новых требований. Как технических — наличие у обучающегося компьютера, видеокамеры, микрофона, колонок, наушников, смартфона или другой необходимой техники. Так и культурных — знание правил цифрового этикета.
В корпоративном обучении. Массовый переход компаний в онлайн в 2020 году сильно ускорил развитие корпоративного дистанционного обучения. Тренеры и сотрудники подстроились под новые условия, научились учить и учиться дистанционно и поняли, что дистанционное обучение во многом может быть не хуже очного. А HRD и T&D увидели возможность быстро масштабировать стандарты, экономя время и деньги.
Когда обучение происходит на расстоянии, то такое обучение называется традиционно дистанционным. Учащиеся и учитель взаимодействуют между собой через интернет, преследуя все те же учебные цели, используя все те же методы и средства обучения, что и при очном обучении. Благо, сегодняшние интернет-технологии позволяют ученику обучаться самостоятельно, и посещать занятия удаленно, что сильно расширяет возможности человека на пути самообразования и самосовершенствования.
Средства передачи информации, такие как, например, электронная почта и скайп, сильно облегчают коммуникацию пользователей как с преподавателем, так и между собой, и при этом не требуется затрат ни на аренду помещений, ни на поездки к месту учебы, а время занятий ученик может вообще планировать сам. Количество учеников при этом в принципе может быть неограниченным. Так достигаются: гибкость, независимость от расстояния, экономичность.
Онлайн-обучение может происходить по-разному, и в рамках данной статьи мы рассмотрим наиболее распространенные виды онлайн-обучения, отметим их характерные особенности и различия, чтобы каждый мог бы понять, что ему предлагают на том или ином сайте, чего стоит ожидать и на что вообще можно рассчитывать.
Лекции и видео-курсы
Что касается лекций, то публичные лекции от лучших университетов мира доступны сегодня в интернете в виде целых курсов. Это лекции профессоров по отдельным дисциплинам, которые миллионы людей могут свободно посещать.
Например, Массачусетский технологический институт предлагает открыто к бесплатному скачиванию все свои курсы на английском языке, включая опубликованные конспекты лекций, экзаменационные материалы и домашние задания для студентов. Многие из лекций представлены на сайте института в форме видеозаписей.
Калифорнийский университет в Беркли, Гарвардский, Принстонский, Йельский, Стэнфордский университеты — также открыто размещают видео-лекции для всех желающих на своих сайтах. То есть высококачественное образование доступно сегодня каждому заинтересованному по всему миру.
Академия http://www.khanacademy.org/ открывает доступ к более чем к 3000 видео-лекциям по здравоохранению, физике, истории, химии и т. д.
http://www.coursera.org предоставляет доступ к материалам от 17 ведущих западных ВУЗов, и это только небольшая часть из того, что доступно на английском языке.
Некоторые преподаватели российских ВУЗов имеют свои каналы на ютубе, где они выкладывают для всех желающих, и для своих студентов, видеозаписи лекций в высоком разрешении, так что можно видеть все, что преподаватель пишет на доске.
Яркий пример — И.Р. Крылов — доцент Физического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, на канале которого доступны видео всех его лекций, и каждый желающий может свободно приобретать знания по физике. Ссылки на конспекты также доступны.
Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» http://www.intuit.ru/ ставит своей целью свободное распространение знаний в интернете, и предоставляет услуги по дистанционному обучению. На сайте вы найдете множество лекций.
На сайте http://univertv.ru представлены образовательные фильмы на разносторонние темы от ведущих зарубежных и российских ВУЗов, а также материалы научных конференций.
Семинары и онлайн-курсы
Особенность формата «семинар» в возможности практических учебных занятий, когда учащиеся могут обсуждать между собой и с преподавателем материал доклада или лекции. Учащиеся непосредственно участвуют в обсуждении, сами делают доклады, при этом преподаватель является координатором по текущей теме. Тема задается заранее, учащиеся готовятся, и затем начинается семинар.
Семинары и онлайн-курсы тесно связаны между собой. Целью здесь является формирование навыков профессиональной полемики и закрепление материала. Кстати, именно семинары позволяют эффективно готовить инженеров и научно-педагогический персонал для ВУЗов, поэтому лучше если онлайн-курсы подкреплены занятиями на семинарах.
Интернет-семинары называют еще веб-конференциями. Они представляют собой онлайн-встречи учеников и преподавателей для совместной работы в режиме реального времени, с проведением презентаций, с работой с документами, видеофайлами, изображениями и т. д. При этом каждый из участников находится на своем рабочем месте за компьютером, просто сидя пред веб-камерой.
Более узкий тип веб-конференции — вебинар, когда ведущий один, и обратная связь ограничена — вещает только ведущий, а обратная связь с учениками минимальна — например через окно чата. Пример сервиса для проведения веб-конференции — Google Hangouts, где каждый может устроить собственную конференцию, достаточно иметь аккаунт и веб-камеру. Возможности для семинаров и целых онлайн-курсов сегодня очень широки, и уже используются для удаленного обучения.
В качестве примера онлайн-курсов можно привести https://openedu.ru/course/mipt/ELEC/ Курс «электричество и магнетизм» рассчитан на 14 недель, из которых 12 учебных и 2 экзаменационных. Учебные недели включают лекции, физические демонстрации и семинары с разбором задач.
Основные формулы и тезисы лекций представлены в виде кратких конспектов. Каждая учебная неделя содержит тест и 4 задачи для самостоятельного решения. Экзаменационная неделя включает тест и 5 задач. В конце курса у слушателя есть возможность решить дополнительную контрольную работу из трёх задач повышенной сложности с ограничением по времени.
Тренинги
Онлайн-тренинг — еще один вид онлайн-обучения. Цель онлайн-тренинга — приобретение человеком новых знаний и отработка практических навыков в какой-нибудь области деятельности или приобретение навыков коммуникации в типичных рабочих ситуациях. Для участия в тренинге достаточно рабочего места с компьютером и доступа в интернет.
Обучающие или психологические тренинги позволяют сформировать у человека навыки для бизнеса или образования, либо решить проблемы личности, избавиться от нежелательных личных поведенческих паттернов. Консалтинговые и тренинговые компании, а также индивидуальные тренеры проводят сегодня онлайн-тренинги для клиентской аудитории или для компаний (корпоративные тренинги). Возможны целевые онлайн-курсы в виде тренингов, направленные на повышение квалификации специалистов узкого профиля.
Онлайн-тренинги используются и в ВУЗах, как дополнение к заочной или очной формам обучения. Особенной популярностью онлайн-тренинги пользуются в системах корпоративного обучения, ведь это позволяет снизить затраты на повышение квалификации персонала.
Пример хорошей тематической подборки видео-курсов:
Андрей Повный, преподаватель филиала БГТУ «Гомельский государственный политехнический колледж»