Как называется одежда древних римлян
История костюма и мода в Древнем Риме
«Владыки мира – народ, одетый в тоги»
Вергилий «Энеида»
Древний Рим в качестве фундамента для собственной культуры избрал культуру завоеванной им Древней Греции. У греков римляне переняли религию, лишь переименовав богов. Так, Афродита стала Венерой, а Зевс – Юпитером. У греков римляне научились строить храмы с колоннами и делать скульптуры из мрамора.
Главным же отличием римлян от греков была воинственность. Римляне еще во времена Римской Республики славились своими воинами, а Римская Империя включала в себя как территории Северной Африки, так и британские острова.
Статуя императора Августа
Одежда – туника, сверху доспехи и тога
Что касается одежды, то в основе традиционной одежды римлян лежали греческий хитон, преобразившийся в тунику, и греческий плащ-гиматий, ставший римской тогой.
Основными тканями, из которых была изготовлена одежда древних римлян, являлись шерсть и лен, также римлянам был известнее шелк, который привозили из другой империи – китайской.
Кадр из кинофильма «Цезарь и Клеопатра» 1945 года
Цезарь одет в тунику (белого цвета) и тогу
Одежду римляне шили дома, каких-либо ремесленников, занимавшихся пошивом одежды, в Римской Империи почти не было. Так, император Август, живший в I веке до н.э., гордился тем, что его туники и тоги были пошиты сначала его матерью, а затем и женой.
Туника – одежда прямоугольного покроя
из тонкой шерсти или льна,
надевалась под тогу как нижняя одежда
или использовалась в качестве домашнего платья.
Все мужчины римской империи носили туники. Туника сшивалась на плечах и надевалась через голову. Существовали различные виды туник. К примеру, туника колобиум имела короткие рукава и обязательно подпоясывалась.
Туника таларис имела длинные узкие рукава и ее носили люди знатного происхождения. Туника далматика была более длинной с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Первые христиане, жившие в Римской Империи, часто носили именно данный вид туник.
Тога – верхняя одежда граждан Рима,
представляющая собой кусок белого шерстяного полотна
в три раза превышающего рост человека и
сложно драпирующегося вокруг тела.
Поверх туники носили плащи. Одним из которых была тога. Однако тогу могли носить лишь мужчины и при этом римляне по происхождению. Недаром сами римляне величали себя народом, одетым в тоги.
Цезарь упрекает Корнелия Цинну в предательстве.
Изображенные на картине одеты в туники и тоги
Большую роль в костюме римлян играл цвет. Цвета одежды могли быть самыми разными, но чаще всего одежда была однотонной. Цвету одежды в Риме придавалось и определенное значение. Так, пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы (полководцы-триумфаторы, к примеру, носили тогу под названием пикте – пурпурная и расшитая золотом).
Полоски пурпурного цвета могли появляться на одежде сенаторов. Позже пурпурный цвет, как символ власти, сохраниться в мантиях европейских королей и облачении кардиналов католической церкви.
Ассоциация пурпурного цвета в одежде с властью, возможно, была связана и с дороговизной самой одежды, окрашенной в пурпур. Пурпурную краску смогли получить жители Финикии – народ, живший на побережье Средиземного моря. Они вылавливали и толкли в порошок определенных моллюсков, таким образом, получая пурпурную краску для ткани. Ткань такого цвета стоила очень дорого.
Помимо пурпура определенное значение было и у белого цвета. Белая одежда считалась одежой праздничной. Что же касается плащей, то кроме тоги, римляне также носили палудаментум, лацерну и пенулу.
Палудаментум – плащ императора и высшей знати, его набрасывали на спину и левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Также палудаментом могли носить в виде шарфа – обмотав несколько раз вокруг левой руки.
Лацерна – это плащ в виде прямоугольного куска ткани, закрывающего спину и оба плеча, и закрепленного застежкой спереди.
Пенула – кожаный или шерстяной плащ, в форме полукруга, к нему мог быть пришит капюшон. Такой плащ часто носили путешественники и пастухи.
Скульптура императрицы Ливии
Что касается женщин, то нижней одеждой римлянок также была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Столу не могли носить рабыни.
Плащ, который носили римлянки, назывался палла. Палла была похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. К слову, в отличие от гречанок римлянки на улицы городов вполне могли выходить с непокрытой головой. Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы.
Статуя молящейся Ливии
Одета в плащ паллу
Древнеримская мозаика
Купальный костюм
Впрочем, костюм древних римлян разделялся не только на женский и мужской. Он также делился на гражданский и военный. Римские солдаты-легионеры имели надежную броню.
выражение «надеть сагум» у римлян означало «начать войну»
Кадр из фильма Астерикс и Обеликс против Цезаря, 2000 год
Так, в эпоху Империи солдаты носили сагум – короткий плащ из шерстяной ткани. Обязательным элементом была броня. Военоначальники носили чешуйчатые панцири. На ноги крепились кожаные или же металлические поножи. Также, после войн с племенами галлов, римские солдаты начнут носить шерстяные штаны длиной ниже колен – в основном для защиты ног.
Обувь легионеров – калиги – сапоги, которые удерживались на ногах прочными ремешками. Не могли обходиться солдаты и без шлемов. Римляне носили как кожаные, так и металлические шлемы самой разнообразной формы. Шлемы центурионов (командиры воинских подразделений) украшались посеребренным гребнем, а также султаном из конского волоса и перьев. Шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.
Как одевались в Древнем Риме?
Что для римлян было характерно ношение тог, мы знаем – кто усвоил это еще из курса истории древнего мира в школе, кто – из многочисленных фильмов о героях античной древности. Римлян именовали «одетым тогами племенем».
Но одной тогой, естественно, не исчерпывалось многообразие бывших в обиходе у римлян одеяний. Система одежды в Древнем Риме была разработана очень подробно и детально.
Официальную одежду составляли тога, туника – у мужчин, стола, палла и инстита – у женщин. Все это представляло собой облачения из цельных кусков ткани, без швов, драпирующиеся.
Именно такая особенность римлянами декларировалась как признак среднеземноморской культуры, городской цивилизации. Тога – это не только официальное, торжественное облачение, обязательное для ношения в определенных ситуациях.
Тога – это знак принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Тогу из белой шерсти с широкой полосой пурпурного (или алого) цвета носили представители высшего сословия – сенаторы. Эта полоса шла по прямому краю тоги.
Предполагается, что тогу надевали следующим образом. Взяв тогу обеими руками за прямой край, разделяли ее таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед – почти до щиколотки.
Следующая треть ткани шла по спине под правую руку – ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками.
Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо. Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем – справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон на левой стороне груди.
Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае.
Классическим, аристрокатически строгим было ношение тоги без туники – чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.
Туника – рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза. Носили тунику с поясом, делая большой напуск. Без пояса тунику носить было не принято, во всяком случае – вне дома.
Туника у сенаторов имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники всадников, также принадлежавших к высшим сословиям.
Туники носили с тогой, но не всегда. В иных случаях туники с тогой были запрещены, отказ от туник был традицией некоторых древних аристократических римских родов.
Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой. И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам.
Особое раздражение тех, кому ценны были римские традиции, вызывали рукава – как свидетельства изнеженности.
Одеждой римлянок, женским аналогом тоги была стола – длинная, широкая туника, дважды перехваченная поясом – под грудью и ниже талии. Столу носили вместе с паллой.
Палла – большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита – «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы.
Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок.
К неофициальной римской одежде относились лацерна, сагум, палла (у мужчин – паллиум), являясь в той или иной мере накидками, просто плащами. Они представляли собой куски ткани, чаще всего – окрашенные, их носили поверх тоги или туники.
В эти куски ткани либо закутывались, либо закрепляли на плече аграфом. Различались они длиной, тканью (сагум, например, по форме был ближе к квадрату, ткань его была толстой и грубой – в отличие от лацерны).
В отличие от этих плащей-драпировок пенула, камиса были просто рубахами – кроеными, нередко – с рукавами. Пенулу можно сравнить с пальто из толстой ткани, спереди оно расстегивалось, имело прорези для рук либо рукава, нередко имелся и капюшон.
Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов – от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей.
Туника с капюшоном – каракалла – вошла в историю как одеяние, давшее прозвище одному из римских императоров. Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.
Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда древних римлян – не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура.
При подготовке статьи использована литература: Муратов П. Образы Италии. Т. 1-2. М., 1912.
Кнаббе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.
Одежда древнего Рима
Содержание:
Древний Рим, Римская империя – один из интереснейших периодов античной истории, да и в целом истории, ведь именно Рим во многом повлиял на дальнейшее развитие общеевропейской культуры и цивилизации. Поэтому особенно интересно исследовать о том, какой была жизнь в древнем Риме, и в частности, какую одежды носили римские граждане. Этой интересной теме и посвящена наша статья.
Прежде всего, нужно заметить, что за несколько веков существования древнеримского общества менялась и стилистика римской одежды и ее величество мода. Ведь было бы наивно думать, что на протяжении нескольких веков римские модники пользовались одной и той же одеждой, мы ведь не носим платья наших бабушек, хотя, разумеется, какие-то элементы древнеримской одежды оставались неизменными на протяжении веков. Изначально на крой и стилистику римской одежды оказала влияние мода древней Греции, но позднее римская одежда значительно трансформировалась и приобрела иной облик. На эту трансформацию повлияли и военизированный характер римского государства, и тесное соприкосновение с другими народами, к примеру, теми же кельтами.
Одежда римлян в древнем Риме изготавливалась из овечьей шерсти, льна, шелка, который привозили по шелковому пути из далекого Китая. Благодаря этим материалам для одежды создавались туники и тоги, напоминающие греческие, драпированные, с множеством складок. Позднее большую популярность приобрели плотные ткани, изменявшие силуэт и крой одежды. Менялись и цвета одежды, часто принято изображать римлян в туниках и тогах белого цвета, и он был действительно популярный в ранний период римской истории, но со временем в повседневной жизни римлян все больше стали преобладать яркие и сочные цвета. Белый цвет же стал торжественным, и облачались в него лишь по праздникам.
Интересный факт: в поздний римский период большой популярностью стала пользоваться одежда с разнообразными вышивками со сложными геометрическими узорами, правда позволить такую одежду могли лишь состоятельные люди.
Верхняя одежда
Именно верхняя одежда в ту далекую эпоху много могла рассказать о своем владельце, о его социальном статусе и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой римских мужчин была тога из овечьей шерсти, но носить ее имели право лишь граждане Рима. Тога пурпурного цвета символизировала победу, тога серого или черного цвета была знаком траура. Особые тоги существовали для священнослужителей, кандидатов на государственные должности и для несовершеннолетних юношей.
Что же представляет собой римская тога. Это кусок материи полукруглой формы, которая оборачивается вокруг тела через левое плечо. Для ежедневного ношения тога была не совсем удобной, поэтому со временем ее стали одевать лишь для разных торжественных событий (допускаем, что для некоторых римских мужчин тога была столь же нелюбимой как костюм с галстуком для некоторых мужчин современных).
В повседневной жизни римские мужчины вместо тоги с большей охотой носили теплый плащ из плотной ткани, который одевался через голову, этот плащ называли пенулой. Любопытно, что часто пенула обладала и капюшоном, которым в случае непогоды можно было прикрыть голову. В частности это была любимая одежда у римских солдат.
Интересный факт: у соседей-кельтов римские мужчины приобрели обычай носить штаны, в которых (в отличие от туник и тог) было удобно ездить на коне, да и вообще было удобно (как видим, штаны в качестве элемента одежды не утратили своей популярности и по сегодняшний день). Хотя штаны не сразу вошли в обиход в римском обществе, так как считались варварской одеждой, поначалу их носили лишь римские легионеры, оценившие большое их удобство.
Что же касается римских женщин, то они в качестве верхней одежды носили плащ палла, который спускался до самых лодыжек. Причем спускалась, как свободно, так и закреплялась поясом на талии.
Мужская одежда
Одежда мужчин в древнем Риме состояла из туник различных покроев. Туники эти сильно напоминали греческие, изготавливались они изо льна либо шерсти. По длине они доходили до колен. Одевались туники через голову и своим видом представляли просторные рубахи, которые подпоясывались на талии.
Облик и цвет туники зависел от социального положения владельца. У крестьян, простолюдинов они были простые, черного или коричневого цвета. В то время как знатные римские патриции облачались в туники белого цвета, которые дополнительно украшали вышивками, драгоценными застежками, инкрустировали драгоценными камнями. По виду туники можно было сказать, кто стоит перед тобой, полководец или сенатор, рядовой солдат или жрец.
Также мужские туники делались без рукавов, которые считались признаком изнеженности. А некоторые римские юноши, желая шокировать публику своими эпатажными выходками порой появлялись на улице в женском варианте туники с рукавами.
Женская одежда
Сперва ежедневной женской одеждой римлянок была более длинная женская туника с рукавами. Затем ей на замену пришла более широкая туника с множеством складок и короткими рукавами. Доходила такая туника до ступней, на талии же она скреплялась поясом. К слову вполне возможно что такой привычные в наше время женский халат появился тоже благодаря римской тунике.
Основу женской одежды римлянок составляли изящные драпировки, спускавшиеся вниз. Одежда женщин в древнем Риме имела разнообразную цветовую гамму, которая отличалась яркостью и насыщенностью. К примеру, одежда римской невесты представляла собой длинную тунику ярко-красного цвета, на голову дополнительно одевалось оранжевое покрывало. В повседневной жизни женщины носили туники золотистых, голубых, зеленых и серых цветов.
В качестве нижнего белья использовалась нижняя туника с набедренной повязкой, на нее уже одевалась верхняя туника, а затем плащ палла.
Обувь
Главной обувью римлян были сандалии и башмаки из мягкой кожи. Порой они украшались вышивкой и металлическими деталями.
Какой была одежда в древнем Риме, что носили римские мужчины и женщины. Ответы на эти вопросы читайте в нашей статье.
Древний Рим: одежда для мира и одежда для войны
Культура одежды. Мы продолжаем цикл статей про одежду древних цивилизаций. Сегодня мы «отправимся» в Древний Рим и посмотрим, как с ней обстояло дело там. А начнем с того, что подумаем о том, чем Риму обязан наш современный мир? Римским правом? Да, безусловно! Всеми европейскими языками, основанными на испорченной варварами латыни? Разумеется! Плюс ко всему основой основ – христианской верой! Достижениями военного дела: то есть массовым распространением кольчуг, пластинчатых панцирей, конских доспехов, метательных машин и первой военной униформы! То есть римляне дали европейской цивилизации очень много — по сути, все. Но сама римская культура во многом вышла из культуры этрусков. Во всяком случае, одежда этрусков, цивилизация которых достигла своей вершины уже в IV в. до н.э., является базовой для римского костюма наряду с заимствованиями у греков. Так, у них была популярна отделка коротких плащей — тебенна с каймой контрастных цветов, и римляне тоже стали использовать кайму на одежде. Этруски носили мягкую кожаную обувь с длинными носами. И такую же носили и римляне, правда, «носы» они укоротили. Но был в римской моде и собственный, чисто римский элемент одежды, которым римляне гордились и тщательно оберегали от иноземных влияний. Римская тога — вот основной тип национальной одежды Древнего Рима, который развивался независимо от влияния соседних стран и широко распространяется ко II в. до н.э. Выражение «римляне — народ, носящий тоги» как раз и свидетельствует об уникальности этого вида одежды. Величественная тога сохраняется в Римской империи как парадный гражданский костюм, несмотря на сильнейшее влияние греческой культуры, костюм которой был и удобнее, и легче для повседневного использования. Причем римские туника и тога имеют много общих черт с греческими хитоном и гиматием, но отличаются конструктивными и художественными решениями.
Защищая свою национальную одежду от культурного воздействия моды соседних стран, они одновременно боролись с роскошью в одежде, поскольку римским идеалом являлся образ сурового и мужественного воина с характерной строгостью, простотой и умением приспосабливаться к любым условиям. Примером такой защиты может служить закон об одежде 215 г. до н.э. римского трибуна Гая Оппия, который был направлен против чрезмерной роскоши женских нарядов и даже соблюдается в течение 20 лет. Но женщины есть женщины, и в 195 г. под напором массовых демонстраций римских женщин-феминисток (а были в Риме и такие!) этот закон был отменен, и римлянки смогли вернуться к своему безудержному мотовству.
Мода всегда сильно зависит от ткани и ширины ткацкого станка. Последние у римлян позволяли ткать широкие ткани, поэтому и одежда у римлян долгое время была драпированной, позволявшей подчеркивать естественными линии тела и подчеркивать его красоту. Ткани в период Республики использовались шерстяные и льняные. В эпоху империи появилось много привозных тканей, вплоть до китайского шелка. Одежды стали более закрытыми, с роскошной отделкой, а использование парчи позволило сделать их складки крупнее, а расцветки живописнее, что впоследствии стало характерно и для восточно-римских, византийских одежд.
Нужно подчеркнуть, что тога была верхней одеждой римского мужчины, а вот в качестве одежды «под низом» использовалась туника, которых в Риме было великое множество. Обратимся к энциклопедии Брокгауза и Ефрона за 1891 год. И вот что мы из нее узнаем. Из отдельных видов туники были известны:
Разновидностью туники была рубашка стола, доходившая до ступней и коллобий – домашняя просторная одежда, подпоясывавшаяся на бедрах. Туника с узкими длинными рукавами (а римляне умели их кроить и вшивать) называлась таларис. Туники являлись своего паспортом, так как на них в качестве украшения наносились полосы — клавусы, и они были разными у разных сословий. У сенаторов такая полоса обычно была пурпурного цвета и широкая, а у всадников — узкая.
Что до римской тоги, обматывавшейся вокруг тела поверх туники, то это был кусок ткани огромных размеров — около 6×2 м, выкроенный по форме эллипса. Драпировка тоги давала представление об основных качествах человека: его образовании, культуре и общественном положении. Искусство ношения тоги изучалось римлянами наравне с ораторским искусством, настолько оно было «красноречивым»! Существовал даже специальный закон римского права, который устанавливал штрафы за нарушение складок тоги.
Драпировка тоги очень сложна и требует подготовительных мероприятий, в том числе с помощью специальных манекенов. Ткань предварительно пропитывали фиксирующим составом и оставляли на ночь в специальных фиксаторах. В нижний край тоги вшивали свинцовые грузики, чтобы они не болтались, но зато одетый в белоснежную тогу с пурпурной каймой (императорская тога была целиком пурпурной!) римский патриций производил на полуодетого раба или бедняка-плебея просто потрясающее впечатление.
В период империи в римском костюме появляются «варварские» элементы, прежде всего штаны «брака» (которые давно уже носили персы) и галльский плащ сагум, которые становятся одеждой легионеров.
Интересно, что именно в Риме возникают и первые элементы военной униформы. Это характерная унифицированная раскраска щитов, практиковавшаяся как в республиканской армии, так и в имперской. И одежда, вернее, ее цвета. Так, рядовые легионеры носили тунику из неотбеленного полотна или шерсти, «морская пехота» (легионеры, служившие на кораблях) имела туники небесно-голубого цвета, а вот центурионы и преторианская гвардия императоров носила туники ярко-красные, заметные издалека. Так что узнать начальника в толпе сражающихся можно было просто по цвету их туник, не говоря уже об украшенных доспехах и характерных только для центурионов поперечных гребнях на шлемах.
С принятием христианства возрастает роль накладных одежд, таких как далматика – туника с длинными рукавами, закрывающая тело от шеи до ступней. Но вера верой, а украшать те же далматики никто не запрещает, и их расшивают пестрыми орнаментами.
В Риме также имело место строгое разделение одежды на мужскую и женскую, однако именно римляне прославились изобретением женского нижнего белья, которого ни египтянки, ни гречанки в полном, так сказать, комплекте «верх и низ», не носили. Поскольку идеалом считалась маленькая грудь, применялись специальные тугие повязки — фаскии, кроме того, использовались повязки из мягкой кожи — мамилларе (их надевали на голое тело, в том числе гимнастки и акробатки) и строфиум, который надевался поверх нижней туники, но под верхнюю. Поверх туник римские женщины носили греческий плащ паллу с застежкой на плече, он же служил им головным убором, поскольку край его можно было накинуть на голову. Цвета паллы были самые разнообразные: пурпурный, лиловый, розовый, голубой, желтый, охряной…
Обувь была очень простой. Красная кожаная обувь знати называлась муллеус и представляла собой сандалии из сплетенных ремешков, иногда с задником, но обычно открытыми пальцами. Соцци, мягкие кожаные тапочки, носили обычно дома. Калигэ («башмаки») являлись обувью легионеров и представляли собой толстые кожаные подошвы, подбитые гвоздями, крепившиеся на ноге опять же при помощи множества кожаных ремешков, шедших до щиколотки, а то и до колен. Император Гай Калигула как раз и получил свое прозвище Башмачок из-за того, что уже в детском возрасте носил солдатские сандалии.
Лицо мужчины в Риме брили, во всяком случае в эпоху Республики. Брили лицо, судя по скульптурам, и Юлий Цезарь, и Октавиан Август, и Флавий Веспасиан, и Марк Траян. А вот император Адриан носил небольшую бородку с усами, и это он ввел в империи моду на бороды и усы.
В моде всегда были светлые золотистые волосы, подобные волосам у германцев, а также волосы металлического цвета. Для осветления волос использовались самые разные способы, от применения золы, смешанной с козьим молоком, и до осветления их на солнце.
Использовались также свинцовые гребни, так что римлянин или римлянка, причесываясь, еще одновременно волосы красили. Ну и, конечно, в ходы были украшения. Перстни, кольца, диадемы, геммы и камеи, серьги и всевозможные браслеты. Ах, чего только древние римляне тогда не носили! Особенно в последние века империи, когда все представления о суровом быте римляне отринули и всецело предались праздной роскоши и томной неге!