Как называется одинаковое начало строк предложений
Анафора — приём простой, но эффектный
Анафора – это повторение идентичных элементов в начале прозаического отрывка, строфы, стиха или полустишия, то есть, в начальной позиции каждого параллельного ряда.
Название образовано от древнегреческого слова «anaphora» – восхождение, возвращение. В русском литературоведении для этой стилистической фигуры также используется термин – единоначатие.
Анафора применяется в поэтических и прозаических произведениях, в ораторской и разговорной речи для усиления воздействия и подчеркивания категоричности высказывания. Другая важная задача этого приёма – выделение ключевых мыслей, объединение в единое целое речевых отрезков.
Разновидности приёма
В начальной позиции могут повторяться разные элементы речи. В связи с этим различают несколько видов такого повтора, как анафора. Если повторяются одинаковые звуки либо их сочетания, говорят о звуковой анафоре, если морфемы и части сложных слов – о морфемной, а употребление одних и тех же слов образует анафору лексическую.
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Тютчев).
Также существуют синтаксическая и строфическая анафоры, которые особенно часто используются в поэтических произведениях.
Иван Шультце «Тихий вечер»
Возвращает к произнесённому слову
Элемент речи, который отсылает к сказанному прежде, указывает на предыдущее слово, называется анафорическим. Часто в этой роли выступают местоимения. Особенное значение в стилистике литературного произведения имеет личное местоимение 3-го лица – его использование выделяет существительное, акцентирует внимание на уже произнесённом слове.
В роли анафорических местоимения применяют не только писатели, поэты и ораторы – для аналогичных целей они используются и в разговорной речи.
Одни рядом, другие – поблизости
Также различают анафору смежную и раздельную. Смежная – это, когда созвучные слова стоят рядом, как, например, у Есенина:
Задрожало зеркало затона.
Если созвучные слова непосредственно друг за другом не следуют – это анафора раздельная.
Меня не помнят даже старики (Цветаева).
Противоположность анафоре
Приём, когда один и тот же элемент не менее двух раз повторяется в конце отрезков речи, называется эпифорой.
Шумели, сверкали и к дали влекли,
И гнали печали, и пели вдали…
Аналогично анафоре, эпифора бывает как смежной, так и раздельной. Смежная эпифора, как правило, требует, согласованности созвучных элементов, то есть грамматически зависимых слов.
Был я когда-то красивым и юным.
Сочетание анафоры и эпифоры называется симплока. Такой приём придаёт стихотворному произведению особую музыкальность.
Винограда и рябины
Анафора требует меры
Чрезмерное употребление анафоры придаёт как устной, так и письменной речи плакатность и неестественность. Логичное же и оправданное применение анафоры – это один из самых простых способов сделать мысль более заметной и отточенной, а высказывание – ярким и убедительным.
Список источников:
Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры
Стилистические фигуры – фигуры речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания.
АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.
АНАФОРА (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.
Например:
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии»)
Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.
Так, в строфе Блока:
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали… –
анафорическое «опять» в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность» русской тоски и несмолкаемость голоса, который зовет куда-то поэта.
Другим примером анафоры могут быть:
1) анафорическое «сумрак» в полустишиях тютчевского стиха:
« Сумрак тихий, сумрак сонный», где повторением слова «сумрак» поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха или
2) анафорическое «край» или приближающиеся к полной словесной анафоре «эти» и «эта» в знаменитой строфе Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Расположением в этой строфе анафор в начале каждой пары стихов Тютчев, конечно, подчеркивает, что именно «эти селенья» и «эта природа», родной ему край — Россия.
Разновидности анафоры
Например:
Гр озой снесённые мосты,
Гр оба с размытого кладбища»
(Пушкин А.С.)
Например:
Чёрно глазую девицу,
Чёрно гривого коня.
(Лермонтов М.Ю.)
3. Анафора лексическая — повторение одних и тех же слов:
Например:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(Есенин С.А.)
Например:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
(Пушкин А.С.)
5. Анафора строфическая
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про нее поет.
Земля.
Все краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить.
Земля.
На запад, на восток,
На север и на юг.
Припал бы, обнял Моргунок,
Да нехватает рук.
(Твардовский А.Т.)
6. Строфико-синтаксическая анафора
Например:
Пока не жаждет пулемет
Распотрошить людскую гущу,
Живет и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Свое вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
(Тихонов Н.С.)
Анафора может располагаться в начале полустиший (» Город пышный, город бедный«), строк (» Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат«), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов «Когда волнуется«; Фет «Это утро, радость эта» и т. д.).
Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком.
Например:
Л учистый лен любовно лепит
Л азурь ласкающих лесов,
Л юблю лукавых лилий лепет,
Л етящий ладан лепестков.
Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией.
Климакс — одна из популярных фигур русской поэзии, в которой слова и выражения в фразе расположены в порядке их возрастающего значения.
Например:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
(С.А. Есенин)
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
минута – и стихи свободно потекут.
(А.С. Пушкин)
Антиклимакс — фигура, в которой слова и выражения расположены по силе интонации и по смыслу в нисходящем порядке.
Например:
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам;
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
(О.Г.Бергольц)
Наиболее распространена трехчленная градация.
Например:
Пришел, увидел, победил. (Цезарь);
Впечатление градации усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто — анафорой (смотрите выше).
Иногда средние члены градации по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление градации, которое в этом случае более явственно при декламации.
Сами по себе более или менее равносильные образы цветов, источника, лучей и неба образуют нарастающий ряд, главным образом, благодаря тому, что первый образ выражается одним словом — общим понятием, во втором выделяется существенный признак, а третий и четвертый начинаются с анафорического и, повышающего интонацию, которая достигает кульминации своей в усилительном прилагательном «самый», предваряющем последний образ.
И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения градации.
Градация может быть принципом композиции целого стихотворения.
Подобным же образом мы можем наблюдать градацию в сюжетном строении более крупных литературных жанров, сказок, новелл и пр., например, в народной сказке «Мена» (у Афанасьева, параллели у бр. Гриммов, Андерсена и др.), в «Сказке о рыбаке и рыбке» и др., в повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского», в библейской истории Иова и т. п.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А. Блок)
Ну, а я. Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть кой-где, что верят в бога.
Нет попа,
А я и тут.
Там жених с невестой ждут, —
Нет попа,
А я и тут.
Там младенца берегут, —
Нет попа,
а я и тут.
(А. Твардовский)
Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, всё равно.
Зато не величают трусом…
Давным-давно… Давным-давно…
Иной усищи крутит яро,
Бутылкам всем глядится в дно,
Но сам лишь копия гусара…
Давным-давно… Давным-давно…
Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давным-давно… Давным-давно…
Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давным-давно… Давным-давно…
(А. Гладков)
Стилистический приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках можно ярко продемонстрировать простой рифмой. Это – грамматическая эпифора.: Иногда с целью подчеркивания важности какого-то одного слова или словосочетания его повторяют в конце строфы или строк, образуя так называемую тавтологическую рифму.
Эпифора, как и анафора, имеет свои разновидности:
1. Грамматическая эпифора — приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Примеры её часто встречаются в детских стихах
2. Лексическая эпифора — повторение в конце отрезка речи одного и того же слова.
Например:
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман…
(А.С.Пушкин)
3. Семантическая эпифора — повторение в конце синонимичного слова.
4. Риторическая эпифора.
Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще – повторяются дословно. Это также риторическая эпифора.
Часто в прозе авторы хотят подчеркнуть значимость какого-то одного момента, эпизода, предмета. Тогда художник слова использует повтор эпизода или одной какой-то фразы, отрывка.
Эпифора постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах.
Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу В.А. Злобину, являются примером эпифоры, имеющей даже графическое выражение:
Эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) — гораздо чаще.
Эпифора как фигура противоположна анафоре, в соединении с которой образует новую фигуру — симплоку.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. — идущий рядом, параллельный) — композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность.
Современной поэтикой установлены следующие типы параллелизма:
1. Синтаксический параллелизм, наиболее распространенный, заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений.
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
(В. Хлебников)
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка!
(А. Ахматова)
Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.
(М.Цветаева.)
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом.
. Я не знаю, где граница
Между пламенем и дымом,
Я не знаю, где граница
Меж подругой и любимой.
(М. Светлов)
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.
(С. Поделков)
Два бессмертия у Волги —
устье и исток.
Две тревоги у солдата —
Запад и Восток!
Две надежды у деревьев —
осень и весна.
Две заботы у солдата —
пушка и война.
(А. Недогонов)
Синтаксический параллелизм способствует ритмизации речи и выполняет в тексте усилительно-выделительную функцию. Он может поддерживаться лексическим повтором, использованием слов одной лексико-семантической или тематической группы.
2. Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а иногда и лексическое построение:
Горе несешь — думаешь,
Как бы с плеч сбросить,
Куда бы его покинуть,
Где бы его оставить.
Счастье несешь — думаешь,
Как бы с ним не споткнуться,
Как бы оно не разбилось,
Кто бы его не отнял.
(В. Тушнова)
3. Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка.
4. Помимо прямого параллелизма, в поэзии встречается отрицательный параллелизм, состоящий в том, что первый член параллели дается с отрицательной частицей «не». Такая форма параллелизма особенно употребительна в народной поэзии, нередка она и в авторских стихах.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ – повторение одного и того же слова, словосочетания.
И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. (Е.Шварц)
В одних случаях это невозможно, в других – будет ненужным обеднением, обесцвечиванием речи.
Несколько однокоренных слов в предложении стилистически оправданы и в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами.
Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов отражает комизм описываемой ситуации.
В художественной речи словесные повторы могут выполнять разные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте.
СИМПЛОКА (греч. — сплетение) — фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, — разные начало и конец при одинаковой середине.
Образцы симплоки первого вида чаще встречаются в народной поэзии.
Очень редка симплока первого вида в авторской поэзии.
Примеры симплоки второго вида:
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.
(В. Лебедев-Кумач)
Море люблю с кораблями,
Небо люблю с журавлями.
(В. Боков)
Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!
(В. Маяковский)
Акростих, месостих и телестих
Еще одна тема, которую мне хотелось бы разобрать, это стихи, строки которых подобраны особым образом – по заданному правилу. К таковым относятся акростихи, месостихи и телестихи. По-гречески «акро» значит «начальный», «месо» – «серединный», а «теле» – «конечный».
АКРОСТИХОМ называется стихотворение, в котором первые буквы стихов (или строф) складываются в определенный осмысленный порядок. Это не просто украшение: отмечая собой начало каждого стиха, они тем самым подчеркивают стихоразделы или членение текста на стиховые отрезки, т.е. главное отличие стихотворения от прозы.
Немного истории. В XVII в. в поэзии еще не использовались стихотворные размеры, а единственной приметой стиха была рифма. В дополнение к этой отметке конца строки поэты отмечали еще и начало строки – пользовались акростихами, порой растягивавшимися на длиннейшие фразы. Древнейшей формой акростиха был “абецедарий”: начальные буквы стихов или строф следовали в простом алфавитном порядке. Такой способ написания стихов был средством лучше запомнить важный текст и ничего в нем не пропустить. Именно так в древности строились некоторые древнееврейские псалмы. Позже акростих стал средством подчеркнуть (и в то же время скрыть) имя автора или адресата, если их почему-либо нельзя было дать открытым текстом.
Приведу известные примеры подобных творений. Москвич К.Липскеров послал петербуржцу М.Лозинскому сонет с фразой в два столбца (по 1-й и 3-й буквам): «М. Лозинскому дар от Липскерова К.А.»:
МнОгоязычием пленительным звучат
ЛеТейских берегов туманные дубровы.
ОсЛавим же того, кто, мир увидев новый,
ЗоИлом став, не чтит всех канувшего чад.
ИсПании сады! В них птицы верещат
НаСледьем сладостным. Италия! Суровый
СоК выжав из терцин, там с бездны снял покровы
КрЕст утвердивший муж. Былые не молчат!
ОвРаги перейдя, хоть высь была бы в тучах,
МхОм полускрытый ключ слов блещущих, певучих,
УдВоив поиски, ищите в тьме густой.
ДлАнь вяща с посохом. Придя к благому краю,
АлКать недолго вам! Ручей коснется, знаю.
РтА вашего. Мы ждем! Где стих ваш золотой?
/К. Липскеров, 1948/
Лозинский немедленно ответил на этот «акро-месостих» еще более сложным «акро-димесостихом» в три столбца (по 1, 3 и 5-й буквам) на фразу: «Магу Липскерову от М.Л.Лозинского ответное письмо»:
МнОгОлюбезный друг, волшебник и поэт!
Ах, ТоТ велик в веках, чья лира грянет храбро
ГиМн, Воспевающий акростихи Констабра,
УзЛы Его «К.Л.» и мудрый кабинет!
ЛаЛ и Топаз камей. Пуссен – автопортрет
ИзОгНутая “пси” тройного канделябра.
По ЗвОнкому клинку – резьба: «Абракадабра».
С тИбЕтским Буддою бок о бок Тинторет.
КаНоПской лирницы уста, как ночь, спокойны.
Ей СнИтся древний плеск, ей снится берег знойный
РеКи, Струящейся, как вечность, где-то там.
ОгОнЬ чуть теплится на самом дне печурки.
В еГо Мерцании загадочным цветам
УпОдОбляются картофельные шкурки.
/М. Лозинский. 1948/
Наши участники конкурса «Мастер класс» не упали в грязь лицом перед известными поэтами начала 20 века и представили сразу несколько стихотворений подобного вида. И самые лучшие из них, это
1. Асимметрическое акро-теле-стихотворение «Тост», где по первым буквам строк (сверху вниз) и по последним буквам строк (снизу вверх), одинаково прочитывается одна и та же фраза: «За Катю Полякову»:
Заветный тост произнести хочУ,
Акро-сонетный тост любви, презреВ
Каноны рифм, но огранив егО
Асимметризмом акрострок. ИтаК,
Тому, кто волен разлюбить себЯ,
Ютящегося в таинстве зеркаЛ,
Подвластно всё. И всё разрешенО –
От «А» до «Я». Но на распутье троП
Ловить в отображеньях суть своЮ –
Язык удачи. Счастлив же лишь тоТ,
Кому дано, вглядевшись в зеркалА,
Остаться вне – и не заметить, каК
В глаза катит двадцатая зимА –
Упрямый факт, а вовсе не сюрприЗ.
(Борис Поляков 2. «Тост»)
Стихи написаны 5-и стопным ямбом в форме сонета.
Поведал Иисус рассказ о блудном сыне…
бРат младший раз к отцу пришел и говорит:
«нИжайший вам поклон, отец, хочу я ныне
поеХать-поглядеть, кому как ладно жить…
и прОсьба у меня, отдайте часть именья…»
отец Добро делил, отдав спокойно часть…
и братьЯ разошлись, и младший с упоеньем
жил, так Щедро’, что час настал добру пропасть…
а голод – нЕдруг всем, решился в свинопасы
пойти наш Младший брат, чтоб утолить нутро,
но что-то вдрУг совсем не стало в жизни спасу,
И от проблем, увы, не спас его никто…
вСему есть свой предел, вернуться в дом родимый
и Пред отцом своим решился он предстать,
и гРех свой пред отцом признал он и с повинной
скитАнья завершил, чтоб в ноженьки упасть…
и воз Вратился он – отец возвеселился,
и счастИе лилось рекою через край,
но что-То старший брат в обиде всполошился,
и, горечЬю давясь, промолвил невзначай:
«отец, я Столько лет служил тебе исправно,
ослушатьсЯ тебя и мысли не имел,
По что же младший брат, что жил беспутно, славен,
пО что же я стою, как дурень, не у дел?»
и Молвил тут отец: «ты был всегда со мною,
и мОг ты брать добро, ведь все моё – твоё,
но в Гордости твоей звучит одно земное,
возрАдуйся ж, сын мой, ведь снова мы втроем!
я радуЮсь, что сын, пропав, нашелся снова,
был мерТвым, но ожил! и это – счастья повод. »
/Елена Ольховик. «Притча о Блудном Сыне»/
3. А теперь пример акросонета, где по первым буквам строк зашифрована фраза «С днем Рождения»:
Сонета не отринь, прелестница моя!
Он лишь тебе одной сегодня предназначен.
Далёкое окно патриархальной дачи
Надеждою в ночи сияет для меня.
Еще не осознав природной красоты,
Младой огонь ланит не в силах скрыть при встрече,
Рассветною порой, природе не переча,
Один хотя бы раз приди в беседку ты.
Жаль, летнею порой свиданья мимолетны…
Добавит ли сентябрь в узорах позолоты
Елея дивных встреч в раскрытые сердца?
Напрасны ль этих строк бесплодные надежды,
И буду ли один в сомнениях мятежных
Я пыл разбитых чувств лелеять до конца?
(Репин В. «Ленский – Ольге»).
4. Еще один акросонет, с зашифровкой фразы «Там над облаками» по первым и по последним буквам:
Т_ьма в тоске побледнела и больше не спори_Т,
А заря ей: «На выход, подруга! Пор_А
М_ой черед!» и легла, растянувшись над море_М,
Н_ад изломами скал, бросив свет на тара_Н.
А_лой шалью накрыла игриво полнеб_А.
Д_ень проснулся продрогший и ринулся вбро_Д,
О_бнимая весь мир возбужденно и слеп_О,
Б_ился в окна, нырял в каждый встречный сугро_Б.
Л_исом крался, летел, как стремительный соко_Л
А_брикосовым медом облил облак_А.
К_рыши лихо считал, но запнулся на «соро_К»,
А потом прекратил – надоело слегк_А.
М_ы с тобой, Новый День, темп веселый осили_М
И – вперед, как обычно. здесь нет – «или-ил_И»
(Елена Картунова «Там, над облаками»)
5. Акростихи можно писать не только в форме сонета, но и в любой другой форме написания. Главное постараться, чтобы фраза хорошо укладывалась в рисунок строф вашего стихотворения (стихи должны красиво звучать!) и не содержала бы букв, с которых не начинаются в русском языке слова – Ь, Ъ, Ы.
О| Отрицаешь прошлые ошибки,
С| Сожалеешь о минувших днях,
Е| Еле-еле теплится улыбка,
Н| Не хватает страсти и огня.
Н| На порог незваной гостьей Осень.
Е| Ежишься, взглянув в глаза едва,
Е| Если нет ответов на вопросы,
С| Стоит ли вопросы задавать?
Т| Тишину безликую нарушив,
И| Искренне стараешься позвать.
Х| Холодом твою наполнят душу
О| Осени печальные глаза.
Т| Ты теперь у Осени во власти
В| Ветреной, слезливой, непростой,
О| Отсырели вдруг мечты о счастье,
Р| Растворились в горечи густой.
6. Пример зашифровки по первым буквам достаточно длинной фразы «На холмах Грузии лежит ночная тьма»:
На развалинах Бахчисарая
Алый след уходящей зари.
Ходит ветер. И день, замирая,
Осторожно зажжёт фонари.
Лень накроет остывшие камни,
Мглу рассеет и сны распушит.
А пока не захлопнуты ставни,
Хору прошлого внемлет самшит.
Голос времени, музыка ветра
Ранят сердце тоскою былой.
Уплывает прошедшее в недра.
Засыпаются серой золой
И славянские кости гарема,
И грузинский невольничий след.
Лики прошлого выплыли: «Где мы?»
Евнух, стража и призрачный свет
Женских тел, пережитых событий.
Истончается лет полотно.
Тени прошлого молят: «Живите!
Наслаждайтесь, пока вам дано
Открывать, удивляться и плакать!
Чередой уходящих минут
Наполняется сочная мякоть
Ананасов и винный сосуд».
Яд утрат в драгоценном бокале.
Мёд навеки покинутых мест.
Голоса и живые печали,
Ласки жён, ожиданья невест –
Алым светом зари отзвучали.
(Ольга Альтовская «На холмах Грузии лежит ночная тьма»)
7. И, наконец, вершина сложности – акро-месо-теле стих по палиндрому (одинаково читается как слева направо, так и справа налево) В.Гершуни «Нам сила – талисман»:
А может всё обман и фетишизм,
точь в точь мистерия ума?
И тонущий плывёт спокойно и красиво
в абстрактное ничто.
И каждый сохранить пытался модный имидж,
лаская амулетов россыпь на столе.
Ах, если бы я знал, что после всех чистилищ
тотемов больше нет на выжженной земле!
Вариант записи в АКРО-МЕСО-ТЕЛЕ форме: