Как называется пение когда орут
Разбираемся и учимся экстремальному вокалу
Экстрим вокал представляет собой особый способ звукоизвлечения, который сильно отличается от чистого пения. Все виды экстрим вокала крайне неприятно звучат для неподготовленного слушателя. Из-за особенностей звучания, появился стереотип, что обучиться экстремальному вокалу проще, ведь достаточно кричать или рычать, а попадать в ноты при этом не нужно. Однако это не так. При неправильном звукоизвлечении у певца могут появиться серьезные проблемы с голосовыми связками.
История появления экстремального вокала
Чтобы узнать, как появился экстрим вокал, нужно понять, откуда он берет свои истоки.
В конце 60-х в США стал зарождаться психоделический рок. Наличие мистики в текстах подразумевало добавление в пение элементов хрипа и связочного надрыва. Особенно отчетливо это прослеживается в творчестве группы The Doors.
В итоге использовать хрип и сип стали чаще, поскольку особенности музыки требовали акцента на эмоциях, а чистый голос не мог раскрыть их в полной мере.
С появлением таких жанров как хард-рок и хеви-метал тексты песен стали еще мрачнее, а в музыке еще больше проявлялась мистика. Звучанию голоса пришлось претерпеть значительные изменения. Так, стал использоваться высокий и чистый голос, но иногда к нему прибавлялся хрип на верхах.
группа The Doors
Работа с расщеплением голоса в полной мере началась после появления трэш-метала и блэк-метала в начале 80-х.
Тексты в трэш-метале обычно были посвящены тематике насилия. Музыканты использовали тяжелые быстрые рифы и чистый голос никак не вписывался в общую концепцию. Поэтому певцы стали прибегать к технике расщепления.
Уже тогда пение стало очень сильно напоминать современный скрим, но оно все еще не было экстрим вокалом в современном понимании.
В 1982 году группа Hellhammer стала первой применять гроулинг в своих песнях. А в 1984 году группа Bathory стала использовать скриминг.
группа Hellhammer
Дополнительная информация!
Блэк-метал стал первым жанром металла, где в композициях стали использовать только скриминг или гроулинг. Иногда в этом жанре прибегали к использованию чистого голоса, но случалось это крайне редко.
Виды экстремального вокала
Виды экстремального вокала можно разделить на два общих направления: гроулинг и скриминг. Однако каждый из этих видов обладает различными техниками. Безопасно и качественно освоить эти техники поможет репетитор по вокалу.
Дополнительная информация!
Практически все исполнители в экстремальных жанрах металла являются мужчинами, но иногда встречается и женский экстремальный вокал.
Виды скриминга
Среди видов скриминга выделяют 7 основных техник:
Гроулинг и гуттурал
Гроулинг можно отнести к диафрагмальному басу. Эта техника звучит весьма низко, а получается при выходе из низа живота и последующем резонировании гортани.
Стоит отдельно выделить гуттурал. Данное пение характеризуется «булькающим» звучанием, напоминающим отрыжку. Извлечь такой звук можно при помощи вибрирования связок на вдохе или выдохе.
Как научиться экстремальному вокалу и чем опасно самостоятельное обучение
Чтобы научиться экстремальному пению, нужно обязательно владеть вокальной базой. Без умения петь чистым голосом не получится петь и экстремальным. Также такие попытки крайне опасны для здоровья.
Профессиональное обучение пению и владение голосом в любом его проявлении подразумевает наличие следующих навыков:
Эти навыки являются самыми необходимыми. Без них ни в коем случае не следует пытаться научиться экстрим вокалу, т. к. в результате можно лишиться голоса, особенно, если заниматься самостоятельно. Обучайтесь только под контролем преподавателя.
Чтобы научиться экстрим вокалу, нужно понять, как контролировать смыкание и сужение связок.
Советы и упражнения для тренировки вокала
Очень важно уметь распознавать зажим и контролировать его. Голосовые связки нужно применять для использования разных типов смыкания.
Преддверие гортани используется для создания резонанса и усиления голосовых эффектов. Без усиления звука певцу нужно было бы сильно кричать, что привело бы к плачевным последствиям для голосовых связок.
Для упражнений по тренировке гроулинга рекомендуется выполнить следующие действия:
Находясь в таком положении, нужно сделать выход. Должен получиться своеобразный звук «у», а во время улыбки звук «и». Чтобы понять, как научиться гроулингу, нужно найти подходящее положение, т. к. физиология людей отличается.
Более подробные объяснения лучше получить у преподавателя по экстрим вокалу.
Вокальная мышца характеризуется крайне низкой чувствительностью. Поэтому певец может не замечать каких-либо неприятных ощущений, но при этом его связкам может наноситься непоправимый ущерб.
Известные исполнители, использующие экстрим вокал
Варг Викернес – единственный участник Burzum. Отличительной особенность Варга является высокий кричащий вокал, который впоследствии сменился на шрайк.
Варг Викернес
Одной из самых ярких личностей в экстремальном металле и самой известной представительницей женского экстрим вокала является Алисса Уайт-Глаз. Она была бывшей участницей The Agonist, а в данный момент поет в Arch Enemy.
Особенность голоса Алиссы в том, что она может как брутально рычать, подобно предыдущей вокалистке Arch Enemy Ангеле Госсов, так и использовать чистое пение, подобное Эми Ли из Evanescence.
Алисса Уайт-Глаз
Еще одним известным представителем является Алекси Лайхо из Children Of Bodom. Это группа использует быстрые мелодичные соло, которые дополняются грубым вокалом Алекси и рваным ритмом.
Алекси Лайхо
Как научиться петь техникой экстрим вокала, и ее виды
Особый вид вокала и неотъемлемый спутник тяжелых стилей музыки (таких как металкор, блэк-металл, дэткор, дэт-металл, грайндкор) называется экстремальным вокалом. Рассмотрим подробнее виды экстрим вокала и как научиться петь этой техникой.
Спой, птичка, не стыдись
Пожалуй, определение «ворона каркнула», причем «во все воронье горло», как нельзя лучше подходит к данному виду вокала. Собственно, многие исполнители и вокалом его не называют, а характеризуют как «особый вид звукоизвлечения».
Начало экстремальному вокалу положило зарождение в США, в середине 60-х годов прошлого столетия нового, музыкального направления – психоделического рока. Первыми использовать приемы экстрима стала группа The Doors – в их музыке четко прослеживаются характерные сиплость, и связочный надрыв.
Но настоящий экстремальный вокал зазвучал только в начале восьмидесятых, с появлением таких «тяжелых» стилей, как трэш-метал и блэк-метал. Основоположниками экстрим-вокала считаются группы Hellhammer (1982 год – впервые использовала технику «гроулинг») и Bathory (1984 год – исполнение в жанре «скриминга»).
Виды и техники экстремального вокала
В скриминге можно выделить следующие основные техники:
Техника гроулинга исполняется в нижнем регистре, звук поднимается от низа живота к резонирующей гортани. По тембру гроулинг больше всего напоминает диафрагмальный бас.
Отдельно можно упомянуть технику экстрим-вокала «гуттурал». Для него характерно «булькающее» звучание с помощью вибрирования связок на выдохе или вдохе.
Противопоказаний для занятий экстрим-вокалом нет, кроме переходного возраста (ломки и становления голоса) и патологий связок и гортани. Главное правило – владение основной вокальной базой (пение «чистым» голосом) и умение контролировать процесс сужения, зажима, вибрации и смыкания голосовых связок.
Чем отличается громкое пение от крика или все аналогично происходит.
Шрайк (от англ. shriek и нем. Schrei — «вопль») — разновидность экстремального вокала, напоминает сорванный голос или вой волка. Делается с меньшим расщеплением связок, чем при обычном скриминге. Употребляется в депрессив-блэк-метал. Первым исполнителем был Варг Викернес, создатель и единственный участник норвежской группы Burzum. Типичные представители — Austere, Urfaust, Wigrid, Silencer, Aaskereia.
Фальцет-скрим или в простонародье вампирский скриминг — очень высокий «летящий» визг, так называемая вокальная школа вокалиста Cradle of Filth Дани Филта, певшего так на ранних альбомах коллектива. По технике представляет собой расщепление связок на фальцете. Используется вокалистами музыкальных продолжателей COF, таких как Hecate Enthroned, Old Corpse Road, Stigmatic Chorus, Desire for Sorrow.
Скримо — разновидность экстремального вокала, употребляемая в таких стилях как эмокор, скримо, эмо-вайоленс. Звучит как истеричный крик. По технике извлечения схож со шрайком. Делается на голосовых связках, путём «форсирования фальцета». Типичные представители — вокалисты групп Alesana, Funeral Diner, Orchid, Enter Shikari, Envy, Limp Bizkit.
Харш (от англ. harsh — «хриплый») — разновидность скриминга, напоминающего скорее просто высокий и очень агрессивный хриплый крик. Употребляется в таких стилях как трэш-метал, грув-метал, металкор, хардкор и ню-метал. Типичные представители —Linkin Park, Mudvayne, Slayer, Pantera, Machine Head, All That Remains, The Exploited, Soulfly, Slipknot,, Five Finger Death Punch
Фрай-скриминг (от англ. fry-screaming) или фолскорд (от англ. false chords — «ложные связки») — приём экстремального вокала, в котором необходимый звук достигается за счёт форсированного сипа на расщеплённых ложных связках. Используется в стилях хардкор, металкор, пост-хардкор, мелодик дэт-метал и трэш-метал.
Направления и особенности рок вокала
Когда мы думаем о рок вокале, в первые ассоциации, которые возникают, — это драйв, энергия и освобождение от стереотипов и рамок. Это направление экспериментов и стилей, в том числе и в мастерстве вокала. Рок вокал — это хриплый голос, кричащие ноты, экстремальные техники, которые считаются недостатком в классическом вокале — здесь же они становятся достоинством и придают ту самую харизматичность и неповторимость музыкальному стилю.
Особенности стиля
Музыкальной основой рока стали блюз и кантри. Родиной его считаются Великобритания и США 50-х. По своей сути рок-музыка обобщает несколько направлений поп-музыки, а ее постоянное жанровое перерождение позволяет избегать застоя и не иметь какой-то четкой классификации. Манера пения в рок-музыке отличается от других стилей исполнения более эмоциональной и свободной подачей, и несмотря на то, что солист должен иметь серьезную вокальную подготовку и пройти уроки рок вокала, вокал здесь делает акцент больше на смысловую нагрузку, чем на мастерство исполнения.
Carl Perkins — Blue Suede Shoes (1956)
Подвиды направления
Соединить несоединимое и получить шедевр — это о роке. Отсюда и такое количество направлений жанра. Условно можно выделить два течения:
Техники в рок вокале
Говоря о технике в роке, можно разделить на чистый вокал и вокал с примесью обертонов, создаваемых «ложными связками». Они добавляют голосу те самые шипящие и кричащие звуки, которые отличают рок вокал. При неправильной технике исполнения такие приемы могут навредить связкам, поэтому для освоения правильной техники стоит найти преподавателя по вокалу с опытом в экстремальном пении.
Популярный вокальный приём – гроулинг. Применяется, например, в дэткоре. Используются ложные связки, голос похож на утробный рык, исполнение — в низкой и высокой тональности. Виды: «брутальный» (звук идет из живота), гортанный (название говорит само за себя) и горловой (хрип в чистом вокале).
Скриминг – этакий хриплый крик. Часто сочетается с оперным вокалом.
Из разновидностей скриминга можно отметить:
Приём пения, которым достигаются подобные техники, называется общим словом расщепление. С ним к чистому вокалу примешивается другой звук, шум, хрип. Сюда можно отнести драйв и субтон.
Внимание! Считается, что этот приём безвреден для голосового аппарата, но не заблуждайтесь на этот счет. В этой технике связки не смыкаются полностью, что при бездумном использовании может им навредить.
Упражнения для самостоятельного освоения
Драйв
Правильность техники можно оценить так: нет усталости, болезненных ощущений, першения в горле. Допустим небольшой дискомфорт в мягкого нёба, но не глубже. Скоро стенки носоглотки привыкнут, и неудобство пройдет. Немедленно остановитесь и сделайте перерыв в пару часов, перейдя на чистый звук, если почувствуете першение или тем более кашель.
Горло должно ощущаться прочищенным, голос – звучать лучше, легче берется высокий диапазон. Допустимы раздражение и зуд только в области маленького язычка, если они возникли где-то ещё – прекратите и дайте себе отдохнуть, впоследствии следя, чтобы хрип образовывался только в небной занавеске. Отсутствие напряжения в гортани и ровность звука обеспечиваются диафрагмой, а громкость достигается резонаторикой, не прикладывайте излишних усилий.
Субтон
Добавьте больше воздуха в пение. Частота дыхания увеличится, потому что привычного вам объема хватит только на половину фразы там, где вы могли ее спеть целиком.
Начиная осваивать специфические приемы, особенно если занялись вокалом с нуля, рекомендуем учиться не только по самоучителю или видео, обращайтесь к педагогам. Это поможет избежать ошибок и получить результат гораздо быстрее.
Известные представители
В каждом жанре рок-музыки есть свои яркие представители, с творчеством которых можно ознакомиться, чтобы понять, к чему стремиться. Например:
Как научиться петь скримом?
В прошлом году я перепостила сетевой мануал по гроулингу — о том, как научиться технике зловещего рычания «по бумажке». Так сказать, гроул для чайников. И, как оказалось, многим пригодилось. Потому решила поискать в Сети что-нибудь на тему другого популярного вида экстремального вокалирования — скрима. Ну и вот что удалось накопать. Стилистика сохранена, автор неизвестен, подвиг его бессмертен.
Скриминг (Screaming, скрим) — вид вокала, зародившийся и использовавшийся преимущественно в black-метале, позже перекочевавший во множество других стилей. Звучит как высокий надрывный крик. Однако не стоит сразу же начинать кричать — впечатление обманчиво, и по природе звукоизвлечения скриминг криком вовсе не является. Давайте разберемся с его механизмом…
Ключ к скриму — это шепот+сипение. Для начало нужно научиться максимально громко шептать (тут нужно не переусердствовать; слишком большой поток воздуха сушит голосовые связки и вредит им. Даже если мы поем на ложных связках, воздух все равно проходит через неплотно сомкнутые голосовые связки, т.к. они находятся ниже ложных), а затем примешать к шепоту «сипение» — наподобие того, с которым вы разговариваете, когда простужены или больны ангиной. Напор воздуха при таком «шепоте» должен быть силен, но при этом выпускать его надо понемногу. (Чтобы создать такой напор, необходимо, как бы так выразиться… тужиться, что ли… Как кхмм… Как когда в туалете по большой нужде… прям очень похоже… Так что на полный желудок скримать на всякий случай не рекомендую. В общем, читайте про подскладочное давление и работу диафрагмы). Шепот позволяет поймать нужное ощущение воздушного потока, а сипение дает ключ к включению ложных связок. Подскладочное давление и работа диафрагмы позволяют грамотно и безопасно поставить воздушнй поток и экономно его использовать.
Если при гроулинге гортань нужно открывать, то здесь все наоборот.
Нужно, напротив, как бы пережать, прикрыть гортань. Ощущение вроде того, как когда с намеренно большим усилием сглатываешь — позиция гортани приблизительно посередине этого насильственного сглатывания. То есть кадык должен быть приподнятым. Чем выше кадык — тем выше и «песочнее» звук. Поднять кадык, а также сделать еще многое другое очень поможет правильная мимика.
Очень важный момент — мимика. Мы не можем напрямую контролировать мышцы нашего голосового аппарата как руки или ноги, но правильная мимика помогает настроить егот на нужную волну и является немаловажной составляющей успешного осваивания техники…
Мимика для скрима примерно такова:
На лице гримаса — нос наморщен, брови приподняты, глаза иногда зажмуриваются или что-то типа того, верхняя губа приподнята так, что при звуке «А» полностью оголены зубы, губы напряжены (особенно уголки) и слегка приподняты… Яркий пример необходимой мимики — Дэни Филс (группа CRADLE OF FILTH). Посмотрите видео его выступлений и поймете — а заодно потренируетесь пугающе и злобно выглядеть.
При скриме нужно воспроизводить максимально высокую ноту… И в целом ощущения (или воображаемые ощущения) должны быть как при пении фальцетом, т.е. очень высоко, как бы «женским голосом». Это вовсе не значит, что нужно использовать голос и кричать фальцетом, нет… Нужны лишь похожие ощущения. Ну и повторюсь: чем выше кадык, тем выше скримовая нота. Можете, кстати, попробовать воспроизвести «визговой фальцет» (это как у AC/DC или UDO), а от него уже перебраться к скриму, добавив воздуха… Но это уже в крайнем случае, ибо «визговой фальцет» без слез слушать невозможно.
Совместив все вышесказанное, получаем тот самый скрим. РЕКОМЕНДУЮ начинать со слога «ФФФФФФААААААЙ» — на мой взгляд, на первых порах это удобнее всего. Звук «Ф» наилучшим образом подготавливает к скриму (имхо). Может получаться сначала (как это было у меня) тиховато, так что далее можно добавить немножко голоса, если кому необходимо поагрессивнее, и путем экспериментов найти баланс между голосом-шепотом и подобрать наиболее удобное положение гортани.
Лайхо из CHILDREN OF BODOM.
На мой взгляд, у него харш с добавлением «шепота» и «сипения» — в общем, гибрид харша со скримом. Если добавить в описанную выше технику расщепления на мягком небе + побольше голоса — как раз получится вокал а-ля «бодомы».
Дэни Филс из CRADLE OF FILTH.
Чтобы верещать как Дэни, вовсе не нужно рвать связки. Его визг сделан НЕ чистым голосом. Это все ложные связки… Чтобы понять, нужно посипеть тихо с МАКСИМАЛЬНО прикрытой гортанью, почти до пропадания звука. Получится слабенький, но очень высокий писк. Постепенно напор воздуха нужно делать сильнее — чем сильнее напор, тем громче визг. Постепенно можно добиться «верещания», от которого кровь стынет в жилах. Сначала тот же «фффффааааааай» удобнее всего, потом вполне можно визжать и со словами.
Автор: Anastasiya Количество просмотров: 200 787