Как называется пиратская деревянная нога
Наряды и украшения
Представьте любого пирата — широкополая шляпа или бандана, серьги, кольца, крюк вместо руки или деревянная подпорка, пристегнутая к культе ноги… Но узнали бы вы настоящего пирата, если бы встречали его по одежке?
В большинстве своем пираты одевались точно так же, как обычные моряки, ведь вплоть до XIX в. одежда была невероятно дорогой. Чаще всего бандиту принадлежал всего один комплект одежды, который занашивался, пока не начинал в буквальном смысле разваливаться на части. Казалось бы, можно приодеться за счет грабежа, но что снимешь с обычного моряка? Такое отрепье, как у тебя, да еще и залитое кровью? А дорогие изысканные вещи выгоднее было продать. Так что роскошные гардеробы были не в ходу.
ОБУВЬ
Более того, пираты обычно были босыми — в башмаках не очень-то полазаешь по веревочной лестнице, да и на палубе в шторм не устоишь, а сапоги, как уже понятно, это слишком дорого.
Только капитаны могли позволить себе более дорогую одежду. Но, находясь, на судне одевались так же, как остальная команда. Шик и лоск берегся до схождения на берег — разве можно было отказать себе в удовольствии покрасоваться перед другими капитанами? Парадные костюмы таких знаменитостей как Фрэнсис Дрейк и Франсуа ле Клерк включали рейтузы (или рейтузы с бриджами), куртку или камзол и плащ. Шея обматывалась широким рюшем. Негласным правилом капитанского образа также были борода и усы.
ОДЕЖДА
В теплую погоду пираты любили обходиться вообще без одежды выше пояса, а сходя на берег, надевали длинную рубаху, перепоясанную в талии, — такое подобие туники. Что до нижней части облачения, то разбойники предпочитали свободные мешковатые штаны, длиной до середины икры. В таких удобнее всего двигаться. К «парадной» сухопутной версии частенько добавлялись и чулки. В XVIII в. пираты, промышлявшие в прохладных широтах, к широким штанам добавляли льняные рубашки, плотные длинные (до бедер) куртки. Чаще всего одежду делали из грубой шерсти, иногда — из поврежденных парусов или добытых на охоте шкур. Верхнюю одежду смолили, чтобы она не пропускала воду и ветер.
Знаменитые пираты Карибского моря вместо штанов носили нечто, больше всего напоминавшее юбку, разделенную до колен. Ее еще называли женскими штанами. Пусть и не престижно, зато нежарко и практично.
А что насчет крюков и деревяшек? Увы, но популярный в фильмах протез кисти — всего лишь выдумка писателя Джеймса Барри, написавшего книгу «Питер Пэн». У книжного пирата Джеймса Крюка был такой вместо руки, и образ (как и вся книга) оказался настолько популярен, что идею крюка начали использовать и в кино, и в литературе. А несколько десятилетий спустя придумка перешла в разряд «пиратских традиций».
СЕРЬГА
А вот бандитские серьги и кольца — это, увы, выдумка от первого до последнего слова. Традиционные золотые и серебряные изделия (похожие на цыганские) пираты Карибского моря никогда не носили. Прежде всего, в те времена в принципе мужские украшения были не в ходу — разве что несколько лет были в моде то кольца, то серьги, но тут же исчезали снова. Кроме того, носили ушные подвески, декорированные жемчугом или камнями, но уж точно не круглой формы.
По легенде, серьгу кольцом носили матросы, вернувшиеся из кругосветного плавания. По иной версии — те, кто боялись погибнуть в море. Якобы украшение должен был взять себе в уплату тот, кто найдет тело на берегу и позаботится о погребении. Но ни одна из версий подтверждения не имеет. Правда, иногда моряки носили в ухе монетку (золотую или серебряную), как раз для уплаты за погребение. Но обычай этот был достаточно редким.
ДЕРЕВЯННАЯ НОГА
ДРАГОЦЕННОСТИ
Об украшениях не упоминал фактически ни один писатель — даже романисты, вроде Стивенсона или Барри, этого не заметили. Впервые образ пирата в ушных подвесках упоминался Говардом Пайлом, но и у него морские разбойники изображены в серьгах с камнями, а не в кольцах. По этой причине облик пирата, увешанного драгоценностями, можно смело отнести к фантазии писателей и режиссеров XX в.
Роскошные широкополые пиратские шляпы — еще одна фантазия сценаристов и писателей. В море просто невозможно было выйти с таким головным убором — его моментально унесло бы ветром. Вместо шляп пираты носили плотные шапки с веревочками, чтобы подвязывать их снизу. Иногда на них были ушные клапаны, защищавшие от ветра.
ПЛАТОК
Куда сложнее вопрос пиратских головных платков. Подавляющее большинство изображений этой детали гардероба относилось к XIX–XX вв., поэтому не могло быть истинным. Перу современников принадлежали всего две картины — «Смерть капитана Нельсона» Трамбула и «Битва у Ла Хог» Уэста. На картинах изображены три военных моряка в алых головных уборах, напоминавших платки. И поскольку холсты написаны современниками событий, можно достаточно уверенно предположить, что отображенный гардероб достоверен.
БАНДАНА
Нельзя быть уверенным до конца, что платки-банданы использовались и ранее или были так знамениты, как нам демонстрируют в фильмах. Ведь любые популярные элементы одежды всегда изображались на большом количестве полотен. Те же треуголки, цилиндры, котелки — мы могли увидеть их на десятках картин. А платок-бандану — только на двух. Так что, видимо, это все-таки был не слишком распространенный головной убор, который носили яркие оригиналы.
Пират с черной повязкой, закрывавшей потерянный в сражениях глаз, — это классический образ. Редкий фильм о морских разбойниках обходится без подобного колоритного персонажа (да и не всякая книга тоже). Но, увы, ни одной гравюры или картины, достоверно изображавшей повязку на глазу, найти не удалось. При этом нужно помнить, что художники древности и средневековья весьма скрупулезно переносили на полотна все детали костюма, украшения и прочие нюансы. Как могло получиться, чтобы такая значительная тонкость осталась за кадром? То же самое можно сказать о дневниках и жизнеописаниях — нигде не указывалась подобная традиция.
Свои щеголи находились и среди пиратов. Так, например, древние киликийские разбойники одевались на манер римских патрициев (в тоги и туники). А в XVII в. пират Кристофер Олоард пожелал быть повешенным в облачении из шелка и бархата. Некоторые были не прочь похвастаться костюмом — несмотря на опасность, капитан Бартоломью Робертс богаче всего одевался именно для сражений. Брюки, малиновый жилет, шляпа с алым пером — во время боя это яркое пятно буквально притягивало к себе все взгляды. И не только взгляды, ведь на шее у пирата сиял самый настоящий алмазный крест, подвешенный на золотую цепочку.
ЕДИНИЧНЫЕ СЛУЧАИ
Конечно, единичные случаи (как и с банданами) вполне могли быть — какой-нибудь пират мог потерять глаз и закрыть его повязкой, возможно, даже черной. Однако к традициям это точно не относилось. Более того, на основании многочисленных изображений и жизнеописаний можно заключить, что бандиты вообще не стремились прятать свои увечья. Они считали, что таким образом будут выглядеть более свирепыми и нагонят страху на своих противников. А испуганный враг, как известно, заведомо слабее.
КНИГИ И КАРТИНЫ
Впервые изображение черной повязки на глазах у пирата встречается в XIX в. в иллюстрациях все к тому же «Острову сокровищ» — у слепого Пью оба глаза закрыты черной повязкой. Примерно в это время появились иллюстрации Говарда Пайла, где тоже можно найти пиратов с «типичными» черными повязками. Видимо, писатели и художники (а затем и режиссеры) вдохновились подобным образом как раз «по стопам» Пайла и Стивенсона. А уже в XX в. черная повязка на глазу стала традиционным атрибутом и воспринимается сегодня как нечто само собой разумеющееся.
Иногда можно встретить предположение, что пираты специально закрывали себе здоровый глаз, чтобы, штурмуя нижние палубы, сразу ринуться в бой, не имея необходимости привыкать к темноте. Но подобная теория, пожалуй, могла вызвать только недоумение. Зачем лишать себя половины зрения? Ради сомнительной радости первым броситься в темноту? А каковы шансы дожить до этого сомнительного штурма нижних палуб, если у тебя в распоряжении только один глаз? То-то!
Пираты: как это было на самом деле
20 марта Microsoft Studios и Rare выпустили командное пиратское приключение Sea of Thieves — игру, в которой каждый может попробовать себя в роли настоящего морского разбойника: ощутить дуновение свежего морского ветра в волосах, соленые брызги на лице и липкий страх, разъедающий души обреченных торговцев.
Прекрасные писатели: Рафаэль Сабатини, Роберт Стивенсон, Чарльз Хэйес — создали образ пиратов, который до сих пор эксплуатируется кинематографом, мультипликацией и поп-культурой в целом. Веселый Роджер, развевающийся на ветру, железные крюки вместо рук, деревянные ноги, повязка на глаз, сундуки, полные золота и самоцветов, ром, льющийся рекой — представления о морском разбое, привычные нам всем. Но в реальности, как всегда, дело обстояло не совсем так. «Отвратительные мужики» традиционно рушат стереотипы и рассказывают, какими пираты были на самом деле.
Пиратские клады
Многочисленные сказочно-богатые клады, закопанные тут и там на райских островках среди Карибского моря, — это, пожалуй, самый распространенный миф о пиратах. Дело в том, что пираты вовсе не были так богаты, чтобы накапливать целые сундуки золота и драгоценных камней. Чаще всего пиратский корабль представлял собой небольшую быстроходную посудину, вооруженную 12-20 пушками, которая позволяла охотиться лишь за мелкими торговцами и слабо вооруженными транспортными судами. Поживиться какой-то стоящей добычей, которую перевозили многопушечные галеоны и военные корабли, у них не было никакой возможности.
Именно небольшие суденышки частных купцов, перевозившие всякое барахло, и становились самой распространённой добычей пиратов. К тому же захваченный товар приходилось сбывать с большим дисконтом, чтобы у перекупщиков не возникало лишних вопросов о природе его происхождения. Добычу делили на множество равных долей, а затем распределяли их между всем экипажем в зависимости от заслуг: больше всего получал капитан, затем те, кто непосредственно участвовал в сражении, а оставшееся доставалось рядовым морякам.
Все это отнюдь не способствовало появлению у пиратов каких-то сверхдоходов. В большинстве своем они были довольно бедны, а всю свою прибыль быстро спускали в ближайшем портовом кабаке, чтобы налегке отправиться в очередное рискованное плавание.
«Веселый Роджер»
Знаменитый пиратский флаг с ухмыляющимся черепом видится чуть ли не обязательным атрибутом любого морского разбойника, но в реальности все обстояло совсем не так. В зависимости от национальной принадлежности своей жертвы и окружающей обстановки, пираты использовали государственные флаги тех стран, которые не вызывали лишних подозрений и позволяли подобраться к атакуемому судну как можно ближе — настолько близко, чтобы спасаться бегством было уже поздно. С другой стороны использование флагов нейтральных стран позволяло избежать лишнего внимания со стороны военно-морских кораблей, действующих в этом районе.
Черный флаг, ставший основой «Веселого Роджера», использовался для обозначения смертельно опасной болезни, поразившей экипаж — чумы или холеры, свирепствовавших в то время повсеместно. Он сигнализировал всем окружающим, что от этого судна следует держаться подальше. Использование пиратами такого флага могло быть эффективной защитой от нападения военных кораблей — никто не хотел лишний раз рисковать своей жизнью, чтобы проверить, не скрываются ли там опасные разбойники, или же это действительно несчастные моряки, обреченные на гибель.
Череп и кости, появившиеся на флаге в более позднее время — лишь свидетельство своеобразного художественного вкуса пиратов. Некоторые историки считают, что ухмыляющийся мертвец, изображенный на флаге, сообщал жертвам, что в случае сопротивления пощады им ждать не следует.
Само название, «Веселый Роджер», согласно популярной версии, происходит от французского «Joyeux Rouge», что означает «ярко-красный». Такой флаг должны были поднимать «официальные» пираты-каперы, прежде чем атаковать вражеское судно. Со временем сложные французские слова превратились в более привычное английскому уху «Jolly Roger».
Жизнь на борту
Пьяные песни, драки, азартные игры и абсолютная вольница — все это отнюдь не про пиратов. Представьте себе замкнутый мужской коллектив с преимущественно очень непростыми характерами, запертый на ограниченном пространстве на полгода или даже более долгий срок. Любой мало-мальский конфликт мгновенно приводит к кровавым разборкам стенка на стенку и потере боеспособности экипажа. Именно поэтому капитаны пиратских кораблей старались исключить любые развлечения, могущие послужить причиной таких конфликтов.
Пьянство было строго запрещено, но каждый день морякам выдавали по кружке грога для профилактики здоровья, и чтобы они не забывали вкус рома. Чистый ром чаще использовали для дезинфекции или в качестве обезболивающего, пить его чистоганом было сущим расточительством.
Азартные игры также были запрещены на большинстве кораблей. Вместо них пираты развлекались «конными боями», бегом в мешках и прочей самодеятельностью.
Капитан пользовался непререкаемым авторитетом и строго следил за порядком на борту своего корабля, при этом зачастую этот авторитет доставался не за счет его жестокости и беспощадности, а благодаря гораздо более полезным в море качествам — образованности, способности ориентироваться по звездам и организовать работу коллектива наиболее эффективным способом. Капитан должен был быть уравновешенным человеком, ведь ему приходилось выступать третейским судьей в любых спорах между рядовыми пиратами. В случае необходимости он же и назначал жестокие наказания.
Самым распространенным было наказание плетью или «законом Моисея» — провинившегося привязывали к деревянной скамье и секли длинной кожаной плетью. Суровость этого наказания варьировалась в зависимости от количества назначенных ударов: если 10-15 ударов оставляли страшные шрамы на спине и память о своем проступке до конца жизни, то «библейские» 40 приводили к неминуемой смерти — тело человека буквально полосовали в клочки.
Другим распространенным наказанием было присвоение почетного звания «губернатора острова». Этот необычный эвфемизм означает высадку человека на необитаемый остров. Причем чаще всего речь шла о действительно необитаемых островах — скалах посреди моря, небольших рифах или островках песка, скрывающихся под водой во время прилива. В полном одиночестве и тишине у провинившегося было достаточно времени, чтобы подумать о своих грехах перед коллективом.
Широко растиражированное в пиратской поп-культуре «хождение по доске», когда человек с завязанными глазами шагал по доске, выдвинутой с палубы в море — скорее вид своеобразного развлечения, а не само наказание. Куда проще было просто бросить жертву за борт с привязанным к ногам ядром.
Но вся эта жестокая дисциплина заканчивалась, когда корабль с награбленным добром входил в нейтральную гостеприимную бухту. Пираты высаживались на берег с кошелями, набитыми золотом и жаждой восполнить недостаток развлечений во время долгого плавания и тяжелой работы в море. Тут уж вино текло рекой, бордели закрывались на спецобслуживание, а всяческие гражданские крысы прятались по щелям — лишь бы не попасться свирепым разбойникам на пути.
Протезы
Железный крюк вместо руки, деревянная колотушка, торчащая из рваной штанины, черная повязка на глаз, за которой так удобно прятать «черную метку» — таким образ пиратов для нас рисовали художественные фильмы и детские мультики.
Безусловно, полная опасностей пиратская жизнь зачастую влекла за собой потерю тех или иных конечностей или жизненно-важных органов, но в действительности пиратов-инвалидов было не так уж много. Дело в том, что ампутация руки или ноги — это довольно сложная операция, требующая качественной анестезии, постоянных перевязок и противоинфекционной терапии.
Что касается повязки, закрывающей один глаз, то вокруг нее появилась интересная теория. Ее частое применение пытаются объяснить желанием сохранить «ночное зрение» хотя бы на одном глазу, чтобы быстро адаптироваться к темноте вражеского трюма и не оказаться слепым котенком в окружении вооруженных врагов в первые секунды после попадания туда с ярко освещенной палубы. Но на практике эта теория не выдерживает критики.
Куда более логичным видится более традиционное объяснение: дерево, из которого строились тогда все корабли, при попадании пуль, картечи и ядер разлетается на тысячи мелких щепок — именно они и были самой частой причиной потери зрения у моряков, а повязка была призвана защитить поврежденный глаз от попадания инфекции.
Способы ведения боя
Вот в этом вопросе мифология пиратства практически никак не расходится с его практикой. Действительно, основным приемом ведения боя у пиратов был абордаж и последующая рукопашная схватка. Конечно, гораздо безопаснее было бы расстрелять жертву из пушек, но это не гарантировало сохранности ценного груза или самого корабля, который можно было продать в ближайшем порту.
При атаке пиратский корабль стремился как можно ближе подобраться к жертве, а затем открывал огонь из пушек специальными книппелями или ядрами, прочно связанными между собой цепью. В полете они раскручивались и наносили повреждения рангоутам и такелажу. Судно жертвы теряло ход и управляемость, и вот тогда наступало время абордажа.
Но перед этим следовало основательно подготовиться: над палубой пиратского корабля натягивали веревочную сеть, чтобы спасти ее от падающих обломков, на марсы мачт забирались стрелки, чтобы с наиболее удобных позиций обстреливать противника, а все проходы к квартердеку и полуюту баррикадировали бочками и мешками, чтобы создать цитадель для обороны в случае, если абордаж пойдет «не по плану».
Как только приготовления были закончены, корабль пиратов вплотную сближался с противником, с расстояния в 5-10 метров абордажная команда производила дружный залп по вражеской команде и затем бросала кошки, абордажные крючья и багры. Как только два судна сцеплялись намертво, через борта перебрасывались мостки и пираты перебирались на вражескую палубу. Здесь в ход шло разнообразное холодное оружие: шпаги, кортики и ножи.
Абордажные схватки были крайне жестоки и очень быстро превращались в индивидуальные поединки. На тесной палубе и в замкнутом трюме ни о какой тактике речи не шло, исход боя решали личные навыки бойцов и их ожесточенность. В девяти случаях из десяти победу одерживали нападающие. Пираты проходили жестокий естественный отбор и набирались внушительного опыта в предыдущих сражениях. Гражданские моряки или плохо обученные солдаты с трудом могли противостоять их натиску.
Жестокость
Судить по прошествии времени о садистских предпочтениях настоящих пиратов довольно трудно. Согласно сохранившимся показаниям свидетелей их нападений и растиражированному в художественной литературе образу, пираты были крайне жестоки и убивали чуть ли не всех, до кого могли дотянуться.
На самом деле убийство экипажа корабля-жертвы отнюдь не было самоцелью разбойников. Главная цель — это товары, деньги и иногда сами суда. Если их можно было заполучить без лишнего насилия, то это значительно упрощало работу. К тому же, несмотря на свою жестокую профессию, многие пираты были верующими людьми и не хотели брать лишний грех на душу.
Если экипаж покорно сдавался на милость победителя и гостеприимно распахивал трюмы, полные добычи, то убивать матросов было незачем. К XVIII веку, когда торговцы стали широко пользоваться возможностью страхования своего груза, дело и вовсе значительно упростилось. В случае захвата судна капитан безропотно отдавал все имущество, рассчитывая затем получить страховку.
С другой стороны, иногда жестокость была оправдана: выжившие могли сообщить властям об орудующих поблизости пиратах, пока те не ушли достаточно далеко. В таком случае экипаж либо ссаживали на шлюпки и отправляли в свободное плавание, пока их судно догорало, покачиваясь на волнах, либо уничтожали паруса и оснастку корабля, что затрудняло возможность оперативно сообщить о своей беде военным.
На службе короля
«Веселый Роджер» пляшущий на ветру, «Ни Бога! Ни короля! Ни Отечества!», анархия и свобода боевого братства — вся эта романтика легко продавалась за возможность легально грабить суда под защитой государственного флага. Когда пираты стали многочисленны и начали доставлять слишком много неудобств национальным интересам, мудрым государственным деятелям пришла в голову очень простая и старая как мир мысль: «Не можешь победить – возглавь!».
Начиная с XVI века, некоторые морские державы по сути легализовали пиратство и начали выдавать морским разбойником «каперские грамоты». Эта грамота официально разрешала грабить и уничтожать врагов государства, выдавшего такой документ.
Подобная практика была выгодна обеим сторонам: пираты получали возможность легально сбывать награбленное и сужали круг своих ненавистников, а государство получало надежных союзников, действующих на неприятельских коммуникациях глубоко в тылу противника.
Более того, некоторые «каперские грамоты» подразумевали раздел добычи между пиратами и государством, выдавшим лицензию. Король мог получать четверть, а в некоторых случаях до трети их добычи, что становилось заметной прибавкой к государственному бюджету.
Испанские каперы, французские корсары и английские приватиры широко развернулись во время морских войн XVII и XVIII веков в Карибском море и по всему Атлантическому океану. Они действовали группами по 5-10 кораблей и могли нападать даже на военные караваны, перевозившие богатую добычу. Все самые известные пираты в мировой истории являлись именно каперами, со временем они и вовсе вытеснили «честный» разбойничий промысел с морских просторов, полностью оправдав изначальные цели своих нанимателей.
Заключение
Реальность всегда выглядит гораздо прозаичнее качественной выдумки, что, конечно же не делает ее блеклой, скучной и неинтересной. Проза жизни вовсе не убивает романтику, а лишь подчеркивает ее действительную ценность. Золотые времена пиратов давно прошли, современные сомалийские и индонезийские банды являют собой лишь тень славных морских разбойников, державших в страхе все Карибы и Атлантику. И если в реальной жизни XXI века уже поздно наниматься на борт пиратского судна, то сделайте это в жизни выдуманной. Скорее берите в руки геймпад, отключайтесь от этой серости за окном и наслаждайтесь голубыми солеными брызгами жарких тропиков под развевающимся «Веселым Роджером».