Как называется повозка для пулемета
Тачанка: факты и заблуждения о пулеметной повозке времен Гражданской войны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. «А кто твой папка, а кто твоя мамка?»
Сказать, кто именно придумал тачанку первым, скорее всего невозможно. Ее «разработка» в годы Гражданской войны никак не документировалась. Справедливее всего будет предположить, что до использования тачанки вчерашние крестьяне додумались сразу в нескольких местах бывшей Российской империи.
Тем более, что для появления такого продукта народного творчества уже были предпосылки: впервые ставить пулеметы на повозки с целью ускоренной транспортировки попытались еще в русской императорской армии до революции. Однако, тогда это еще не были тачанки в полной мере, так как для ведения огня пулемет нужно было снимать. Скорее всего для крестьян, многие из которых повидали пулеметные повозки в Первую мировую войну на восточном фронте, решение установить тачанку на рессорную повозку напрашивалось само собой.
2. Откуда взялось название?
Здесь важно понимать, что не все участники гражданской войны называли рессорные повозки с пулеметами именно словом «тачанка». Например, формирования анархистов под руководством Нестора Махно, называли такие повозки украинским словом «нетичанка», которое по всей видимости произошло от польского «najtyczanka» и обозначает легкую повозку. Что же непосредственно до слова «тачанка», то самая популярная версия гласит о том, что название является продуктом искажения другого слова «тавричанка» от названия Таврической губернии Российской империи.
3. Почему именно «тачанка»?
Появление тачанки напрямую связано с особенностями эксплуатации пулемета Максим и качеством русских дорог. Дело в том, что при перевозке у пулеметов на обычных повозках по тогдашним дорогам Российской империи в оружии из-за тряски на ухабах очень быстро сбивался прицел. В результате после каждой транспортировки пулемет приходилось пристреливать вновь.
ЕСЛИ ВАМ НАДОЕЛО ЧИТАТЬ, МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ СТАТЬЮ ЗДЕСЬ:
Совсем другое дело было, если взгромоздить расчёт на рессорную повозку, которая до войны использовалась главным образом для «мягкой» перевозки состоятельных пассажиров. Рессорные повозки ходили плавно даже по самым страшным ухабам и бездорожью, что позволяло не просто возить пулемет, но и использовать Максим сразу же после прибытия на место.
4. Не только «Максимы»
Хотя тачанка плотным образом ассоциируется с пулеметом Максим, ставили на повозку не только их. Более того, в годы Гражданской войны на тачанки устанавливали не только пулеметы. Иногда все участники конфликта помещали на них еще и минометы. Правда их было совсем не много. Так, в Красной армии на рессорные повозки монтировали 82-мм орудия для метания гранат.
5. «Удар с правой с разворота»
Важно понимать, что пулемет на тачанке был фактически сразу же готов к бою в отличие от пулеметных расчётов, которые перевозились на обычных повозках или телегах. На тачанках устанавливалось что-то вроде турели, позволявшей вращать Максим или даже поднимать его выше. Благодаря этому такие колесные расчёты могли действовать отдельно от пехоты и кавалерии, занимая в бою наиболее выгодную позицию для организации перекрестного огня. При этом тачанка сохраняла огромную мобильность как в бою, так и вне его. Последнее было особенно важно в условиях конфликта низкой интенсивности.
Видео с нашего канала расскажет о том, что означали винтовки, воткнутые штыком в землю на полях сражений Второй мировой:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про Т-62 : первый в мире танк, который получил гладкоствольную пушку.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тачанка
Тача́нка — название конной рессорной повозки со станковым (в основном) пулемётом, направленным назад. Известна с начала 1890-х годов. Применялась войсками Великобритании во время подавления восстаний в Южной Родезии (нынешней Зимбабве) (на юге Африки) в 1893 и в 1896 годах. По другим сведениям впервые использовалась англичанами с 1891 года в военных операциях на границах Индии. [источник не указан 441 день]
В тачанку обычно впрягали две (парная упряжка), три (см. картину Грекова «Пулемётам продвинуться вперед». 1925 год.) или четыре лошади (усиленная упряжка, «тачаночная» запряжка). Экипаж обычно состоял из двух-трех человек (возница и пулемётный расчёт).
Содержание
История
Происхождение термина
Сами махновцы [3] указывали на связь названия с украинским словом «нэтычанка», означающим легкую рессорную повозку. По их мнению, название произошло от того, что оси повозки не касались кузова («нэ тыкалысь» по-украински). О. Н. Трубачев, также выводит название из украинского «нэтычанка», которое возводит к польск. najtyczanka — «вид лёгкой повозки» (по Далю «бричка»), в свою очередь объясняемого [4] из немецкого названия местности в Чехии — нем. Neu-Titschein .
Вооружение и расчёт
Экипаж тачанки включал пулемётный расчёт из двух человек (наводчик-пулемётчик и помощник пулемётчика) а также ездового, являвшийся одновременно запасным наводчиком-пулемётчиком.
Боевое использование
Чаще, однако, на них лишь перевозился пулемёт, расчёт и боекомплект. При приближении к полю боя расчёт снимал пулемёт с повозки и вручную перемещал его на позицию. Стрельба непосредственно с повозки предусматривалась в исключительных случаях, так как в этом случае под огонь противника попадали кони.
В соответствии с приказом РВС СССР № 261, от 15 августа 1928 года, на вооружение РККА принята боевая пулемётная повозка для кавалерийских частей (конно-пулемётная тачанка (образца 1926 года)). На 1931 — 1933 года было запланировано введение по две пулемётные тачанки, со специальным приспособлением для зенитной стрельбы, в пулемётные роты батальонов, 32-х стрелковых дивизий РККА.
Когда на вооружение РККА стали поступать автомобили, танки и танкетки, количество тачанок стало быстро сокращаться. В годы Великой Отечественной войны тачанки также использовались, но уже почти исключительно как средство транспорта для перевозки пулемёта и личного состава. Окончательно они были сняты с вооружения лишь при расформировании кавалерии как рода войск в середине 50-х годов.
Тачанка состояла также на вооружении в польской армии, причем в 1930-е гг. были разработаны специальные армейские образцы повозки.
Тачанка сегодня
Россия
В маленьком русском селе Ивановское в городском округе Черноголовка в Ногинском районе Московской области маленькая группа энтузиастов возродила к жизни «Тачанку нового типа» из найденных в лесу остатков на основе оригинальных копий чертежей 1930-х годов на синьке. В собственной мастерской заново были изготовлены деревянные детали, а металлические детали использовались оригинальные. После успешного восстановления были проведены испытания тачанки, запряженной четвериком лошадей, в реальных условиях. После этого тачанка экспонировалась даже на Красной площади. Сегодня её можно посмотреть в Государственном Военно-техническом музее рядом с её сохранившимися остатками.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Тачанка – конная повозка с установленным пулеметом, направленным назад по ходу движения. Именно тачанка стала одним из символов гражданской войны в России в 1917-1922 годов. Пользовались такими средствами абсолютно все участники конфликта: Красная армия, Белое движение, многочисленные формирования из крестьян и казаков, просто бандиты и, конечно же, анархисты Махновцы.
Нет ничего удивительного в том, что вместе с романтичным флером вокруг тачанки уже в первой половине XX века сложилось множество заблуждений.
1. «А кто твой папка, а кто твоя мамка?»
Сказать, кто именно придумал тачанку первым, скорее всего невозможно. Ее «разработка» в годы Гражданской войны никак не документировалась. Справедливее всего будет предположить, что до использования тачанки вчерашние крестьяне додумались сразу в нескольких местах бывшей Российской империи.
Тем более, что для появления такого продукта народного творчества уже были предпосылки: впервые ставить пулеметы на повозки с целью ускоренной транспортировки попытались еще в русской императорской армии до революции. Однако, тогда это еще не были тачанки в полной мере, так как для ведения огня пулемет нужно было снимать. Скорее всего для крестьян, многие из которых повидали пулеметные повозки в Первую мировую войну на восточном фронте, решение установить тачанку на рессорную повозку напрашивалось само собой.
2. Откуда взялось название?
Здесь важно понимать, что не все участники гражданской войны называли рессорные повозки с пулеметами именно словом «тачанка». Например, формирования анархистов под руководством Нестора Махно, называли такие повозки украинским словом «нетичанка», которое по всей видимости произошло от польского «najtyczanka» и обозначает легкую повозку. Что же непосредственно до слова «тачанка», то самая популярная версия гласит о том, что название является продуктом искажения другого слова «тавричанка» от названия Таврической губернии Российской империи.
3. Почему именно «тачанка»?
Появление тачанки напрямую связано с особенностями эксплуатации пулемета Максим и качеством русских дорог. Дело в том, что при перевозке у пулеметов на обычных повозках по тогдашним дорогам Российской империи в оружии из-за тряски на ухабах очень быстро сбивался прицел. В результате после каждой транспортировки пулемет приходилось пристреливать вновь.
Совсем другое дело было, если взгромоздить расчёт на рессорную повозку, которая до войны использовалась главным образом для «мягкой» перевозки состоятельных пассажиров. Рессорные повозки ходили плавно даже по самым страшным ухабам и бездорожью, что позволяло не просто возить пулемет, но и использовать Максим сразу же после прибытия на место.
4. Не только «Максимы»
Хотя тачанка плотным образом ассоциируется с пулеметом Максим, ставили на повозку не только их. Более того, в годы Гражданской войны на тачанки устанавливали не только пулеметы. Иногда все участники конфликта помещали на них еще и минометы. Правда их было совсем не много. Так, в Красной армии на рессорные повозки монтировали 82-мм орудия для метания гранат.
5. «Удар с правой с разворота»
Важно понимать, что пулемет на тачанке был фактически сразу же готов к бою в отличие от пулеметных расчётов, которые перевозились на обычных повозках или телегах. На тачанках устанавливалось что-то вроде турели, позволявшей вращать Максим или даже поднимать его выше. Благодаря этому такие колесные расчёты могли действовать отдельно от пехоты и кавалерии, занимая в бою наиболее выгодную позицию для организации перекрестного огня. При этом тачанка сохраняла огромную мобильность как в бою, так и вне его. Последнее было особенно важно в условиях конфликта низкой интенсивности.