Как называется профессия в аптеке
Фармацевт или провизор. В чем разница?
Какое лекарство поможет, чем заменить препарат, которого нет в наличии, а нет ли чего-нибудь подешевле… Заходя в аптеку, мы часто задаем эти вопросы, а провизоры и фармацевты дают нам ценные советы. Кто же эти люди, которым мы доверяем свое здоровье? Действительно ли они обладают достаточной компетентностью, чтобы рекомендовать лечение без обращения к врачу?
Кто работает в аптеке?
За прилавком в аптеке стоят сотрудники, имеющие специальное фармацевтическое образование. Важно понимать: это не врачи, права проводить диагностику, назначать лечение или выписывать рецепты они не имеют, – но дать грамотный, квалифицированный совет вполне способны. В экстренных случаях сотрудники аптеки могут оказать первую помощь и вызвать врача.
Главная обязанность аптекаря – дать разъяснения по поводу препаратов:
дозировка и нормы приема (если этого нет в рецепте);
информация о безрецептурных препаратах и их цене.
Почему их называют по-разному?
Многие посетители аптек считают, что провизор и фармацевт – это разные названия одной и той же профессии. Однако это не так. Действительно, и провизор, и фармацевт работают в аптеке, носят белые халаты и разбираются в бесконечном многообразии лекарств.
Различие между этими специальностями – в уровне образовании. Провизор (код ОКПДТР – 25850) – это специалист с высшим фармацевтическим образованием. Фармацевт (код ОКПДТР: 27309) – со средним специальным образованием.
Интересно, что в Европе все наоборот: провизор является помощником фармацевта или лаборанта фармацевтического производства, а фармацевт — это специалист, имеющий высшее образование, а также магистерскую степень.
Чем занимается провизор?
Источник фото senivpetro/freepik
Высшее профильное образование и квалификация приравнивает провизора к врачебным должностям.
При этом принято считать, что провизоры – в большей степени теоретики, чем практики. Их объем знаний широк и многообразен, и область применения этих знаний аптекой не ограничивается: провизоры работают в больницах, научно-исследовательских институтах, где занимаются разработкой новых препаратов; на фармацевтических фабриках; в заготовительных подразделениях фабрик (занимаются сбором и обработкой лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.
Как специалисты с высшим образованием, провизоры могут заниматься и преподавательской деятельностью.
Провизор может иметь две специальности:
Провизор-технолог (код ОКПДТР: 25856) специализируется на изготовлении и производстве лекарственных препаратов.
Провизор-аналитик (код ОКПДТР: 25854) контролирует их качество.
В аптеке провизор-технолог принимает рецепты и требования лечебных учреждений, проверяет правильность оформления рецептов, доз, совместимость входящих компонентов, готовит сложные лекарства, отпускает лекарства, осуществляет контроль за качеством лекарств, следит за сроками их хранения.
На провизора- аналитика в аптеке возложена функция химического и физико-химического контроля качества лекарств, изготовляемых здесь, и медикаментов, используемых для приготовления лекарств, а также методическое руководство по всем видам внутриаптечного контроля.
Что делает фармацевт?
Фармацевты (код ОКПДТР: 27309) могут продавать лекарственные средства и готовить самые простые из них по разработанной рецептуре.
Должность «младший фармацевт» (код ОКПДТР: 24237) не подразумевает работы с препаратами. В его сферу деятельности входят предметы санитарии и гигиены, ухода за больными, лекарственные травы и т. д.
В аптеках есть также должность «помощник фармацевта» – по сути, это фасовщик, в обязанности которого входит участие в приемке товара, его маркировка и раскладка по местам хранения. На эту должность обычно принимают студентов, обучающихся на профильных специальностях.
Как получить фармацевтическое образование?
Получить образование, дающее право на работу в аптеках и других фармацевтических организациях, можно как в высшем, так и в среднем учебном заведении.
В институте, академии или университете можно получить высшее образование по специальности «Фармация». Форма обучения – только очная (заочное обучение по специальности «Фармация» отменили с 2014 года). Время обучения – 5 лет.
Выпускник вуза получает возможность работать провизором (он же фармацевт высшей квалификационной категории), тогда как после среднего специального учебного заведения можно трудиться исключительно помощником провизора или фармацевтом.
Зато в колледж можно поступать как после 9-го, так и после 11 класса. Если школьник приходит после девятого класса, то обучение составляет четыре года, а если после одиннадцатого класса – три.
Существуют квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам (приказы Минздрава России от 08.10.2015 N 707н и от 10 февраля 2016 г. N 83н). Они предполагают дополнительное обучение специальности – специальные сертификационные курсы по программе послевузовского профессионального образования или обучение в интернатуре.
Где и как получить сертификат фармацевта?
Это можно сделать в том же учебном заведении, где проходило обучение – медицинском колледже или фармацевтическом факультете при медицинском университете или академии. Также можно получить сертификат и при научно-методических центрах, ведущих образовательную деятельность в дистанционном формате. Срок действия сертификата составляет 5 лет. Он действует до следующей аттестации.
Курсы повышения квалификации обязательны для каждого фармацевта не реже одного раза в 5 лет. По окончании курса сдается экзамен, результаты которого станут основанием для выдачи или продления сертификата.
Дополнительное профобразование провизора
Для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», курсы последипломного повышения квалификации организуются по трем направлениям, определенным в приказе Минздрава России №707н от 8.10.2015 г.:
«Фармацевтическая технология» – для «провизоров» и «провизоров-технологов», а также руководителей структурных подразделений аптечных организаций;
«Фармацевтическая химия и фармакогнозия» – для «провизоров-аналитиков», а также руководителей структурных подразделений аптечных организаций.
Курсы можно пройти в различных медицинских учебных заведениях, имеющих соответствующий сертификат.
Вариантов прохождения учебных программ достаточно много: вузы предлагают, как очную, с отрывом от производства, так и очно-заочную и заочную форму обучения. Время обучения также варьируется от 1 месяца до трех.
По результатам обучения выдаются документы установленного образца: сертификат специалиста (сертификат провизора) и удостоверение о повышении квалификации, действующие на территории России в течение 5 лет.
Важно знать, что курсы профпереподготовки обязательно должны пройти все специалисты (провизоры и фармацевты), которые по той или иной причине допустили перерыв в работе по специальности на 5 и более лет и хотят вернуться к прежней деятельности. Итоговые документы, которые получают слушатели курсов, дают возможность сразу же приступить к работе по только что освоенной специальности.
Разница в должностях и карьерных перспективах
Источник фото senivpetro/freepik
На первый взгляд, должности фармацевта и провизора не слишком отличаются. В аптеках и других организациях можно встретить провизоров и фармацевтов, выполняющих одну и ту же работу, с одинаковыми зарплатами и перспективами карьерного роста. К примеру, по закону возглавить аптеку может и провизор, и фармацевт: только провизору необходим профессиональный стаж не менее трех лет, а для фармацевтов этот срок увеличен до пяти лет. В то же время не секрет, что случаи, когда фармацевта ставят руководить государственной аптекой, довольно редки.
Многие специалисты отмечают, что фармацевты – особенно в первые годы после получения специальности – могут показаться более подготовленными, эффективными и полезными для реальной работы, чем их коллеги с высшим образованием. Однако для многих видов фармацевтической деятельности их знаний и навыков не будет хватать.
Нужно понимать, что при отсутствии необходимой вакансии специалист с дипломом провизора имеет право (по своему образованию) работать фармацевтом, а фармацевт провизором – нет. И, кроме того, наличие диплома о высшем образовании все чаще указывается как обязательное требование в большинстве вакансий.
Как фармацевту стать провизором?
Высшее образование – единственная возможность получить специальность провизора.
Фармацевт, какой бы высокой квалификацией он не обладал; сколько бы курсов повышения квалификации ни окончил и сколько бы сертификатов о переподготовке ни принес, не сможет работать провизором без соответствующего диплома. Здесь дорога одна – в вуз!
Кто работает в аптеке?
Посещая аптеку, мы хотим получить консультацию специалиста и приобрести необходимый препарат. Однако мы не задумываемся, что в аптеке работают не просто продавцы, а квалифицированные профессионалы – фармацевты и провизоры.
Но чем отличаются эти профессии?
Различие между провизором и фармацевтом
Главное отличие этих профессий в специальном образовании, а значит и в должностных обязанностях.
Провизор – специалист с высшим фармацевтическим образованием, который может управлять аптекой, а также руководить процессом изготовления медикаментозных средств. Также он имеет право вести самостоятельную фармацевтическую деятельность.
Фармацевт – работник аптеки, имеющий среднее профильное образование. Его профессиональная деятельность заключается в отпуске и изготовлении лекарств.
Интересно, что данная характеристика этих профессий относится только к российской системе образования. В европейских странах особенности фармацевтической профессиональной деятельности трактуются иначе.
Обязательные знания для работника аптеки
Для специалистов обеих профессий необходимо обязательно знать физико-химические свойства препаратов, а также их правила хранения, применения и дозировки. Они должны разбираться в исходном сырье для изготовления препаратов. Кроме того, оба специалиста изучают латынь.
Получается, что и провизор и фармацевт имеют право консультировать покупателей, изготавливать и отпускать лекарственные средства и товары медицинского назначения.
Сколько зарабатывает провизор в аптеке
В Санкт-Петербурге
Наши читатели регулярно рассказывают о своих профессиях и о том, какой доход они им приносят.
В новом выпуске провизор из Санкт-Петербурга рассказала нам, легко ли найти работу людям без опыта, можно ли продавать лекарства без рецепта врача и почему работа в аптеке не для слабонервных.
Выбор профессии
В школе я очень любила химию и биологию. Но быть врачом никогда не хотела и решила поступать в Химико-фармацевтическую академию (сейчас она стала университетом).
Большинство моих одногруппников были из других городов и уже с третьего курса работали по ночам в аптеках. Я предпочла этому здоровый сон, так как жила у родителей и необходимости в подработке не было. И правильно сделала: учиться было нелегко, почти все работающие сразу увязли в долгах и несданных экзаменах. Им было немного проще на фармакологии: я учила названия препаратов, а они их уже знали благодаря работе. Но с другими предметами были проблемы из-за того, что они не высыпались или прогуливали лекции, чтобы отоспаться после ночных смен.
После выпуска я просто выложила на «Суперджоб» резюме, в котором было написано, что у меня есть диплом о высшем образовании, сертификат по аккредитации специалиста (ее нужно проходить отдельно, это просто: выучить билеты и отвечать по чек-листу, зная, что ничего лишнего у тебя не спросят) и нулевой опыт. На удивление мне звонили не переставая.
В большинстве аптек график «два через два». Но работать 2 дня подряд по 12 часов тяжело, после них ты весь день отсыпаешься или просто лежишь, потому что после смены очень болят ноги, а на свои дела остается только один день. Поэтому я искала пятидневку. В итоге устроилась в одну из сетевых аптек рядом с домом. Первый месяц был испытательным сроком — платили только оклад 29 900 минус налог. Отработала там год.
платили во время испытательного срока (до вычета налогов)
Суть работы
Обычно в аптеках работают фармацевты (среднее образование) и провизоры (высшее). Фармацевтов готовят именно к этой работе, а у провизоров обучение более глубокое и на 2 года дольше. Но если в дальнейшем хочешь стать заведующей, то со средним образованием надо простоять у кассы 5 лет, а с высшим — 3 года. И, конечно, с высшим образованием всегда больше возможностей найти работу где-то еще кроме аптеки.
Работа в аптеке подходит терпеливым людям, которые хотят всем помогать. Клиенты считают нас обычными продавцами и кассирами (это не так), но при этом не ходят к врачам и довольно часто просят подобрать какое-то лекарство — обычно от простуды или обезболивающее. К тому же у людей всегда полно вопросов — от банального «сколько раз в день принимать лекарство?» (неужели нельзя прочитать в инструкции?) до каких-то изощренных. Например, однажды девушка выбирала шипучие таблетки от кашля, чтобы там не было вкусовых добавок. Хотя я сразу сказала, что они всюду будут, она вынудила меня принести все разновидности и посмотреть каждую коробку.
нужно проработать за кассой, чтобы стать заведующим аптекой
Самый безумный запрос был такой. Женщина сказала, что у нее чешутся ноги. Предлагаю ей крем от зуда, параллельно спрашивая, чем он мог быть вызван и как она лечилась. Тут она радостно восклицает: «Я вам сейчас покажу». Задирает юбку — ноги все в отеках, распухшие вены и ужасная красная сыпь. На мой вопрос, почему она не идет к врачу, женщина ответила, что промывала мочой и ждала, пока пройдет, а когда стало хуже, начала мазать давно просроченной мазью для вен. Я ей ничего не продала и попросила как можно скорее посетить специалиста.
Когда просят «ну что-нибудь от давления» или «какой-нибудь диуретик», мой ответ всегда один: «Только к врачу».
Антибиотики без рецепта тоже не отпускала практически никогда. Из безрецептурных средств обычно предлагается несколько вариантов. Я знаю, чем они отличаются и в чем преимущества каждого — изучаю много специализированной информации, читаю клинические исследования и статьи. Много интересного пишут коллеги с большим стажем в паблике Вконтакте для работников аптек. Что-то можно уточнить у медицинских представителей разных фирм. Как-то раз покупатель задал вопрос, ответа на который не знали ни врач, ни я. Медицинский представитель тоже не смогла ответить сразу, но выяснила это для нас.
В аптеке есть обязательное онлайн-обучение, бывают обычные семинары и конференции, а по новым или акционным препаратам надо сдавать тесты. Фармацевтические компании часто проводят курсы — на них я тоже ходила.
Плюс этой работы в том, что я всегда в курсе, что лучше. Часто врачи выписывают несколько препаратов на выбор из разных ценовых категорий. В итоге пациент и выбирает по цене. А я знаю, какой из них оригинальный, и выбираю его, потому что дженерики никогда не будут лучше.
Основной минус в том, что работа с людьми — вообще нервное дело.
А когда люди больны, им не хватает денег на лекарства или они просто не понимают, за что платят такие суммы, то становится совсем тяжело.
Если они недовольны очередью, ценами, ошибкой в рецепте врача — для них виновата я. Если я не могу дать сдачу с 5000 при покупке аскорбинки за 12 рублей, потому что нет размена, — виновата я. Почти каждый день кто-то повышает на тебя голос. Часто в конце рабочего дня я просто рыдала от пережитых оскорблений. Конечно, дело еще и в том, что я очень чувствительный человек. Кого-то такое вообще не задевает — все реагируют по-разному.
Нас учили смягчать конфликты. В учебных листах были диалоги: например, клиент ругается, как все дорого, потом провизор ему объясняет, что это очень хорошее лекарство, после чего на картинке все улыбаются и счастливы. Но на практике, если человек настроен агрессивно, ему никакие доводы не важны. Конечно, хамить в ответ нельзя. Самое эффективное для меня — молча слушать все претензии и смотреть в одну точку, игнорировать. Но не всегда получалось.
Разумеется, приятные моменты тоже бывали. Появлялись постоянные покупатели, которые целенаправленно становились в мою очередь. Были и те, кто говорил, как я им помогла, приходили поблагодарить. Носили шоколадки, фрукты. Одна девушка даже подарила миниатюру духов — мы с ней долго подбирали ей кремы.
Место работы
Аптечная сеть, куда я устроилась, привлекает большое количество покупателей низкими ценами. Из-за этого там всегда очереди. А с персоналом большие проблемы — на каждой аптеке висит объявление о том, что требуется сотрудник. Но устраиваться никто не хочет. Среди тех, кому 20—30 лет, большая текучка. Среди тех, кто старше, есть люди и с 20-летним стажем, которые пришли сразу после выпуска и до сих пор работают в аптеке.
Мне кажется, за такой труд платят мало (хотя, конечно, больше, чем обычным продавцам-кассирам в магазинах), а работа очень нервная. Я думала, что в аптеке, где цены выше, спокойнее. Но мои подруги, работающие в таких, говорят, что и там часто случаются скандалы.
А в одной из питерских аптек под новый год вообще убили администратора — посетитель был весьма нетрезв.
Если я на смене одна и в аптеке очередь, некоторые клиенты могут начать стучать в стекло кулаками с криками, что им нужен второй кассир. Однажды худенькая маленькая бабушка изо всех сил трясла дверь, чтобы ворваться внутрь — у нас закрытая выкладка, то есть все за стеклом.
Если бы было больше сотрудников, таких очередей, возможно, не было бы. Но бывают разные причины. Например, когда приходят покупать тонометр, его надо распаковать, показать, все объяснить, измерить давление, потом упаковать, заполнить гарантию и только тогда продать. Это все занимает очень много времени. Или бывают очень большие списки, собирать которые минут 10, особенно если что-то из нового товара и лежит не на своем месте, а в безымянной коробке. Выходит долго, люди начинают злиться. Я их понимаю. Когда сама попадаю в такую ситуацию, просто ухожу, чтобы не терять времени — аптек вокруг много. Но в стремлении сэкономить люди могут отстоять часовую очередь.
Постоянно приходится расплачиваться за ошибки покупателей. Чаще всего путают названия или дозировки. Вообще практически все лекарства для сердца, давления, от диабета, обезболивающие и прочее должны отпускаться по рецепту. Но сейчас врачи не так часто их выписывают, а бабушки, которые постоянно принимают одно и то же, не будут каждый раз ходить за рецептом. Поэтому такие препараты отпускают просто так, если клиент знает свою дозировку. Но постоянно бывают случаи, когда они говорят, например, 20 мг, а потом прибегают: «Поменяйте, нужна была дозировка 10, спутал с другим». По закону обмен и возврат в аптеках делать нельзя. Но это не всем можно объяснить — люди начинают ругаться.
У меня был случай, когда мужчина покупал пластыри — я показала их, назвала цену. Он оплатил, а потом решил, что ему дорого. Чуть стекло не разбил, я боялась, что он меня убьет за то, что заплатил лишние 100 рублей. Отдала ему из своего кармана — лишь бы ушел.
За свои ошибки мы тоже платим. Самая частая проблема называется «пересорт» — когда выбивают цену маленькой упаковки, а отдают при этом большую, которая стоит в несколько раз дороже. Если по цене большой упаковки случайно отдаешь маленькую, люди тут же прибегают выяснять, а если по ошибке отдаешь большую, когда заплатили за маленькую, никто не возвращается. В таких случаях стоимость маленькой упаковки вычитается из стоимости большой, и эта сумма делится на всех сотрудников. Хотя где-то могут делать скидки, чтобы платить меньше, или просто списать товар. У нас ничего не списывалось.
Скидок на лекарства для сотрудников нет. Отпуск есть, больничные тоже, но не одобряются: заведующей приходится менять расписание, оставшимся — работать больше. Когда моя коллега ушла на 2 недели на больничный по уходу за ребенком, мы работали без выходных.
Обычный рабочий день
Аптека работает с 7 до 23. У сотрудников три смены: с 7 до 15–16 часов, с 12 до 20 и с 15 до 23. В аптеках побольше, где бывает открыто по 10 касс, графики другие.
Расписание составляет заведующая. Все пишут ей свои пожелания: чтобы смена была в определенное время или чтобы в определенные дни были выходные. Как правило, один выходной выпадает на будни, а в субботу или в воскресенье — рабочий день. Причем работать приходится дольше (по 10 часов, а не по 8): покупателей больше, а персонала меньше.
Бывало, что заведующая ставила работать и в субботу, и в воскресенье. Хотя в других аптеках этой сети право на один выходной почти всегда соблюдается.
Много раз было так, что после вечерней смены шла утренняя. Получается, ты приходишь домой уже ночью, а встаешь рано утром.
Плюс вечерних смен в том, что можно выспаться, сделать утренние дела — например, сходить к врачу или в любые организации, которые работают до 18:00. Но при этом ты остаешься один иногда уже с 8 вечера, в самый час пик — люди с работы заходят в аптеку, а там одно окно. Тут и начинаются все неприятности.
Средняя смена однозначно самая простая в плане работы, но получается, что у тебя только утром пара часов и вечером после работы — сделать ничего не успеваешь и отдохнуть тоже.
Рабочий день проходит примерно так. Приходишь, переодеваешься в форму, включаешь компьютер, заходишь под своим именем в программу ( 1С для продаж). Пользоваться ею меня учили сотрудники — я просто записала на бумажке основные комбинации клавиш: как выбирать позицию и количество, делать скидку, ставить оплату картой или наличными — это все быстро запоминается. Затем вносишь размен 2 тысячи — эти деньги в конце предыдущего дня набираются мелкими купюрами и откладываются на утреннюю смену.
В это время тебя уже увидели в окне и кричат: «Почему же вы не обслуживаете?».
Весь день бегаешь собираешь заказы. Многое лежит под потолком, поэтому постоянно лазаешь по стремянкам. Кроме этого каждый работник следит за витринами и разбирает новый товар, которого приходит очень много — в каждую свободную секунду расставляешь его по местам. В маленьких аптеках параллельно приходится выполнять роль заведующей и принимать товар от поставщиков.
На обед — всего 15 минут в день. Ставишь разогревать еду, за это время можно обслужить еще одного человека. Быстро ешь и пулей назад. Если мало покупателей и работает еще кто-то, можно договориться закрыть кассу минут на 5–10 и пойти попить чаю. А если толпа, то не закрыться даже на обед. В маленьких непопулярных аптеках, если нет покупателей, можно есть дольше. Там, где я проходила практику, работали по 12 часов и на еду выделялось полчаса — 2 раза по 15 минут.
длится обеденный перерыв
Обеды, как и вход или выход, — строго по отпечатку пальца. В конце смены закрываешь свое окошко снова под крики.
«Куда вы уходите, не видите, что ли, что очередь?!»
Конечно, можно работать и дольше, только это уже не оплатят. Потом еще снимаешь отчеты, заполняешь журналы — вписываешь, какая сумма была в кассе в начале дня, какая в конце, сколько платили по картам, сколько наличкой. Это просто, занимает минут 10–15, но надо быть внимательной — потом все проверяет бухгалтер. И наконец домой.
Случай
У меня очередь из 10 человек, а у покупательницы не проходит оплата, хотя деньги (4 тысячи рублей) с карты списались. Такое иногда бывает, это значит, что банк ей их вернет. То есть если она заберет покупку, мне потом придется платить за нее самой. Она пытается вырвать из моих рук пакет с лекарствами, а я его не отдаю.
Через какое-то время прибегает ее мама — лекарства для нее и карта тоже ее, она показывает уведомление в телефоне, что деньги списали, и начинает кричать, что ее больную подняли с кровати, что я воровка, что она сообщит в прокуратуру. Она ругается, вся очередь ругается, я рыдаю. К слову, через дорогу есть другая аптека, но дороже. Но очередь все равно стоит за перекисью и цитрамоном — хотя могли бы купить напротив на 3 рубля дороже.
В итоге конфликт решился. Я позвонила в банк и упросила оператора объяснить ситуацию, товар остался у нас.
После этого случая я написала заявление и уволилась.
Но тогда, конечно, мне хотелось объявить технический перерыв и закрыть аптеку. Но так делать нельзя — могут оштрафовать. Пришлось успокоиться и довольно быстро — продолжила работать.
Подработки
Подработок в нашей сети полно — можно просто брать дополнительные часы в своей же аптеке или в других, где не хватает кадров. Еще работа с 22 до 23 оплачивается дополнительно — плюс 50 рублей. Но я, наоборот, понизила ставку до 0,75 и пошла на платные курсы повышения квалификации.
Доходы
Работая на полной ставке (это 4 дня в неделю по 8 часов и 10-часовая смена в выходной), я получала 51 тысячу до вычета налогов. Это немного больше, чем в других аптеках. Конечно, всегда можно получить больше, если больше работаешь.
Расходы
Жилье мне снимать не нужно, поэтому основные траты — это еда и квартплата. Правда, их оплачивает мой мужчина. За однокомнатную квартиру летом платим по 2 тысячи, зимой 4–5.
Свой доход я трачу на себя — косметика, одежда, путешествия. Если жить просто, то мне надо минимум 30 тысяч в месяц. Но это, конечно, безрадостно. Думаю, 60 тысяч в месяц лично на себя — было бы уже неплохо.
Пока работала, я откладывала все, что не тратила. Сколько именно — не считала, это зависело от расходов. В какой-то месяц идешь покупать одежду и отдаешь всю зарплату, в другой ничего не нужно, и остается порядочная сумма. Всегда хорошо, когда есть финансовая подушка.
Я накопила столько, чтобы не работать несколько месяцев.
Уволившись, поехала путешествовать по Европе, где довольно много потратила, зато отдохнула и обновила гардероб. Еще поправила здоровье — на походы по врачам тоже ушла значительная часть накоплений.
У меня есть любимый человек, который поддержал мое решение уволиться, в том числе финансово. Конечно, будь я одинока и со съемным жильем, скорее всего, пахала бы в аптеке и дальше, пока не довела бы себя до нервного срыва.
Экономия
Слежу за скидками на продукты — мне приходят смс из гипермаркетов и многое я закупаю впрок. Как пример: любимые макароны стоят 200 рублей за упаковку в 0,5 кг, а летом в «Перекрестке» была акция и они продавались по 72 рубля, мы взяли сразу 10 пачек. Или, скажем, сливочное масло я ем только определенное, с очень хорошим составом. Когда в «Ленте» скидка 30% на все масло, я беру пару кусков. С косметикой то же самое — слежу, например, за выбором «Рив Гош» или скидками в «Подружке».
Пользуюсь картой Tinkoff Black с кэшбэком — иногда выпадают хорошие категории на повышенный процент, например красота, аптеки или транспорт, иногда бывают бесполезные. У моего молодого человека еще есть All Airlines — он копит мили.
Бывали и большие траты. Например, однажды я потратила 1000 евро за 6 дней в очень крутом отеле. Или купила фотоэпилятор за 20 тысяч — пока причисляю его к безрассудным покупкам, потому что особого эффекта не вижу. Но я считаю, что лучше купить и пожалеть, чем не купить и всю жизнь думать об этом.
Финансовые цели
Здорово бы было накопить на квартиру и сдавать ее. Или разобраться в облигациях, чтобы получать пассивный доход. А пока деньги всегда откладываются на путешествия. Обычно получается пару раз в год слетать за границу — очень люблю солнце и море, в Питере этого, конечно, не хватает.
Будущее
После увольнения я 3 месяца просто отдыхала и восстанавливалась. Много времени провела на даче, начала снова ходить на фитнес и больше следить за собой, прочитала много книг, подтянула язык, встретилась со всеми подругами. Даже прошла несколько психологических тренингов. Это позволило мне проще относиться к истории с аптекой.
Теперь буду искать новую работу, чтобы она покрывала мои потребности, но при этом доставляла радость. В сфере фармации, может быть, и останусь, это интересная отрасль.
В аптеке начинают большинство выпускников фармацевтических вузов или факультетов, но многие потом уходят. Можно пойти в медицинские представители, на большие склады, в лаборатории, на заводы, в клинические исследования. Карьерный рост зависит от желания и стремления. Мне сейчас больше нравится обустраивать семейный быт, заниматься хозяйством, ухаживать за собой и за своим мужчиной, чем строить карьеру.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.