Как называется прорыв блокады ленинграда
Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»
С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда. Операцию спланировал Георгий Константинович Жуков (после успеха первым в ходе войны стал маршалом Советского Союза).
18 января 1943 года войска двух фронтов встретились в районе рабочего поселка №1, что позволило создать коридор. По нему в кратчайшие сроки советские инженеры провели временную железнодорожную ветку для снабжения города всем необходимым. В тяжелых зимних условиях (под обстрелами и в мороз) буквально за 17 суток была проложена полноценная железнодорожная ветка от станции Поляны до Шлиссельбурга. «Коридор жизни» днем был смертельно опасен, так как местность простреливалась врагом. За время эксплуатации дороги свыше 15 тыс. железнодорожников получили государственные награды.
18 января на Дворцовой площади Санкт-Петербурга состоялась мемориальная акция «Говорят памятники», приуроченная к 76-й годовщине прорыва блокады Ленинграда.
Источник: https://rvio.histrf.ru
Корреспондент портала «История.РФ» встретился с историком и исследователем, автором книги «Операция Искра» Вячеславом Альбертовичем Мосуновым, чтобы подробнее узнать, как развивалась операция «Искра», как была прорвана блокада Ленинграда, о работе «Дороги победы» и о том, как она заменила знаменитую ледовую трассу «Дорога жизни».
Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению
– Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны – Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»?
– Я бы хотел сказать, что эту железную дорогу нельзя рассматривать в отрыве от операции «Искра», отдельно её изучать нет смысла. В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г. приобрел достаточно прочное положение, но это не так. Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить.
Состав двигается по «Дороге Победы». Источник: http://www.navalmuseum.ru
– Значит, после пробития коридора и постройки дороги ключевой задачей наших войск было прекратить эти обстрелы, отодвинуть фронт?
Низководный мост. Источник: https://www.pinterest.se/
– Верно, нам требовалось отодвинуть фронт на юг на 10-15 км, занять высоты и освободить железную дорогу с нормальной колеей. Если сейчас встать на Синявинские высоты и взглянуть на то место, где была «Дорога Победы», даже невоенному человеку станет ясно, что она наблюдаема и простреливаема. Проще говоря, наши войска были как на ладони. Это создавало гигантские трудности. Вдобавок через Неву пришлось построить два моста: низководный временный и высоководный. Противнику удалось в первый же день накрыть артиллерией один из мостов и повредить его. Ситуация была неприятной, все висело если не на волоске, то на тонкой веревочке. Однако после поражения немцев на Курской дуге положение на фронте под Ленинградом начало улучшаться.
У Ленинграда было сосредоточено до 20% сил всей Красной армии
– Вы уже отмечали, что ситуация под Ленинградом напрямую зависела от общего положения дел в ходе войны. Давайте остановимся на этом чуть подробнее?
– Нельзя отрывать одно от другого. И всегда, когда менялась ситуация на других фронтах и под Ленинградом, это чувствовали все. Не следует забывать, что против группы армий «Север» у Ленинграда было сосредоточено до 20% сил всей Красной Армии, а это серьезно. А если мы затронем более ранний период – 1941 и 1942 годы, то положение вокруг Ленинграда и, скажем, битва за Москву были не просто связаны, а зависели друг от друга полностью. Кстати, одна из серьезных проблем в науке как раз в том, что мы до сих пор часто рассматриваем такие крупные операции в отрыве, а этого нельзя делать
Стела «Стальной путь», посвящённая Дороге Победы.
Установлена на станции Петрокрепость. Источник: https://ru.wikipedia.org
– Вернемся к «Дороге Победы», расскажите, смогли ли наши бойцы отодвинуть фронт от дороги? И как шла работа?
– Налаживалась в первую очередь работа самой дороги, налаживался порядок движения. Было принято решение о движении исключительно по ночам. Причем в первую ночь поезда шли в город, а в следующую – из города. Такими своеобразными караванами иногда удавалось пропускать до 25 поездов за ночь. Самая большая проблема – это задержка вагонов и подвижного состава на сортировочных станциях. Эту логистическую проблему в таких условиях до конца решить так и не удалось. Кстати, параллельно была проложена и автомобильная дорога, машины шли уже не только по льду, но и по твердой земле, трасса работала и летом, и осенью 1943 года. Во многом этот коридор и дороги стали тем фактором, который позволил Красной армии накопить на Ленинградском фронте достаточно сил и средств для мощного удара и окончательного снятия блокады Ленинграда. Это позволило зимой 1944 года провести ту операцию, которую мы сейчас знаем как Красносельско-Ропшинскую, когда с двух изолированных участков (Ораниенбаумского плацдарма и самого города) были нанесены равные по силе удары, приведшие к бегству немцев от города на 60-100 км. Без «Дороги Победы» это было бы невозможно.
«Дорога Победы» была на несколько порядков эффективнее «Дороги жизни»
– Если сравнить «Дорогу Победы» и знаменитую «Дорогу жизни», насколько разница в снабжении при помощи этих транспортных артерий была ощутима?
– На порядки. Действительно, на порядки. С учетом работы ледовой трассы и водного пути эти масштабы просто несопоставимы. Без прокладки этой временной ветки накопить требуемое количество военных материалов в Ленинграде было просто физически невозможно. А уж обеспечить город – и подавно.
– Что касается работы временной ветки, она велась по принципу «Дороги жизни»? То есть туда – припасы, а обратным путем по возможности эвакуировались люди?
– В начале такой схемы не было. Слишком рискованно. Но позже велась эвакуация гражданского населения, вывозились раненые. Да и в Ленинграде оставались военные запасы, которые не вывезли в 1941 году, но они требовались стране, поэтому большую часть времени действия «Дороги Победы» поезда порожняком не шли. Линия работала с такой загрузкой, насколько это было возможным.
Детальное планирование и героизм солдат – ключ к успеху
– Я знаю, что у вас недавно вышла книга как раз о событиях операции «Искра» и прорыве блокады Ленинграда, скажите несколько слов как специалист об особенностях этой операции, возможно, у вас есть интересные факты.
Карта операции «Искра». Источник: http://encyclopedia.mil.ru/
– Я могу сказать, что в своей работе сделал первую попытку рассмотреть операцию «Искра», используя максимальное количество доступных документов – как советских, так и немецких. Возможно, для кого-то книга станет не очень приятным сюрпризом, так как я старался максимально честно и объективно охарактеризовать действительно тяжелые бои, которые велись под Ленинградом.
– Здесь я бы хотел уточнить, мы говорим о тяжести боев и о том, что они действительно дорого стоили нашей стране, но тем самым мы одновременно подчеркиваем и тот беспримерный подвиг, который каждый боец совершал в ходе прорыва блокады.
Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда
В смертельном кольце
Блокадное кольцо сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, в самые черные и безнадежные дни войны. Красная армия отступала. Вместе с жителями пригородных районов в тисках окружения оказались почти 3 млн мирных жителей. Немцам не удалось захватить колыбель революции. Следуя своей бесчеловечной логике, они приняли решение уничтожить город голодом и бомбежками. Шансов на жизнь они ленинградцам не оставляли.
Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте
В дневнике генерала Франца Гальдера, возглавлявшего генеральный штаб вермахта, в те дни появилась такая запись: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которые в противном случае мы будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки». «Фюрер хотел бы Ленинград сравнять с землей, а затем передать финнам», — писал близкий соратник Гитлера Мартин Борман.
Самым трудным временем было начало первой блокадной зимы. 20 ноября ленинградцы стали получать 250 г хлеба по рабочей карточке и 125 г — по служащей и детской. Рабочие карточки полагались лишь третьей части жителей. Город голодал. Повысить норму удалось только 25 декабря. Рабочим прибавили по 100 г хлеба, служащим, иждивенцам и детям — по 75. Жизнь подчас зависела от лишних 5 г. Муку приходилось заменять гидроцеллюлозой — то есть, по существу, обработанной древесиной.
125 г хлеба на весах, установленная норма для служащих, иждивенцев и детей во время блокады города в ходе Великой Отечественной войны, Ленинград, 1941 год
Зима выдалась исключительно холодной — морозы доходили до −32 градусов. Электричества не было, водопровод замерз, канализация не работала. Последней ниточкой, связывавшей город со страной, стала ладожская ледовая Дорога жизни. На Нюрнбергском процессе было установлено, что жертвами блокады стали 649 тыс. мирных жителей, современные историки считают, что в действительности эта цифра составила не менее 800 тыс. Большинство из них унес голод.
Даже на исходе 1942 года Гитлер был уверен, что Красной армии не удастся прорвать кольцо блокады — и город рано или поздно вымрет. Но у советского командования на этот счет имелось иное мнение.
Встреча двух фронтов
Город защищали два фронта — Ленинградский, которым командовал генерал-полковник Леонид Говоров, и Волховский генерала армии Кирилла Мерецкова. Перед ними стояла задача в первые недели 1943 года разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя. »
Ленинградский фронт, атака десантников, район Красного села
Командование понимало, что самой трудной задачей для бойцов и командиров станет преодоление эшелонированной обороны немцев. По приказу Говорова были выстроены специальные городки и полосы укреплений, которые бойцы раз за разом штурмовали при подготовке наступления. «Тяжело в учении — легко в бою» — в те дни этот суворовский принцип снова помог советскому солдату. Не менее скрупулезно отрабатывали форсирование Невы — с танками и тяжелой артиллерией.
Ударной силой Ленинградского фронта в тех боях была 67-я армия генерала Михаила Духанова, до этого долгие месяцы защищавшая от нападений Дорогу жизни. Им навстречу двинулись части 2-й ударной армии Волховского фронта. Фронтовая пресса в те дни сообщала: «Унтер-офицер Франц Гильденфильд, попавший в плен, рассказал, что уже в течение первого получаса их полк почти потерял способность к сопротивлению. Это вдвойне интересно, так как на нашем участке пришлось иметь дело с известной 170-й немецкой дивизией, особо отмеченной Гитлером за Украину и Крым. Пришел час поквитаться! Братья украинцы и защитники Крыма! Ленинградцы докладывают вам: с этой дивизией расплатились беспощадно!»
Бомбардировщики 14-й воздушной армии поддерживают войска Волховского фронта при прорыве блокады Ленинграда
В тех боях участвовал военкор Павел Шубин — представитель газеты «Фронтовая правда» в 377-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Той зимой он написал песню «Волховская застольная», которая передает героический настрой тех дней:
Выпьем за тех, кто неделями долгими
Мёрзнул в сырых блиндажах,
Бился на Ладоге, бился на Волхове.
Не отступал ни на шаг.
Будут навеки в преданьях прославлены
Под пулеметной пургой
Наши штыки на высотах Синявина,
Наши полки подо Мгой!
Там, где Нева впадает в Ладогу, расположена важная твердыня — город Шлиссельбург, остававшийся в руках гитлеровцев с сентября 1941 года. Но шлиссельбургская крепость — знаменитый Орешек — всё это время не сдавалась врагу. Там, на острове, держали оборону бойцы НКВД, пограничники, моряки-артиллеристы.
Наконец 15 января 1943 года части Красной армии прорвались к Шлиссельбургу. Начались уличные бои. Через три дня город был полностью очищен от врага. Этот рывок оказался решающим в наступательной операции. Всё южное побережье Ладожского озера перешло под контроль Красной армии. А значит, можно было налаживать транспортные артерии, которые могли надежно связать Ленинград со страной.
Писатель Всеволод Вишневский, почти всю войну проведший в Ленинграде, писал:
Уже разносится весть, что наши соединились с Волховским фронтом. Первым пробился сквозь все немецкие укрепленные полосы, с ходу взяв поселок № 1 и выйдя на соединение, батальон капитана Федора Собакина. Его имени Лениград не забудет. Ленинградцы крикнули во весь голос: «Здравствуй, Большая земля». Их стиснули в объятиях волховцы. «Большая земля, наконец-то!» В этот крик было вложено всё — боль и радость, всё пережитое за 17 месяцев осады, и все наши надежды, и наша вся сила!
Освобождение города Шлиссельбурга
Это действительно была незабываемая встреча — встреча двух фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда. По воспоминаниям участников прорыва, в такие минуты забывается усталость. Для бойцов, прорывавших блокаду, Ленинград был не просто стратегически важной позицией. Они сроднились с великим городом, гордились им.
«Разорвано проклятое кольцо!»
К началу 1943 года, в середине второй блокадной зимы, в городе оставалось почти 800 тыс. человек — изможденных, больных, израненных. Для них день 18 января стал настоящим праздником. Около полуночи по ленинградскому радио в программе «Последний час» прошло сообщение о прорыве блокады. И сотни людей вышли на улицы, они ликовали, на несколько часов забыв о голоде. Весь Ленинград был украшен флагами. Впервые за много дней город выглядел весело. «Сейчас ночь, но радио не умолкает. Выступают писатели, поэты, рабочие, инженеры. На заводах митинги. На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов», — рассказывал в частном письме начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский. А вскоре прозвучал по радио знакомый каждому ленинградцу голос поэтессы Ольги Берггольц:
«Третье письмо на Каму», 18–19 января 1943 года
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
в сияющих слезах твое лицо.
Мы тоже плачем, тоже плачем, мама,
и не стыдимся слез своих: теплей
в сердцах у нас, бесслезных и упрямых,
не плакавших в прошедшем феврале.
Да будут слезы эти как молитва.
А на врагов — расплавленным свинцом
пускай падут они в минуты битвы
за всё, за всех, задушенных кольцом.
За девочек, по-старчески печальных,
у булочных стоявших, у дверей,
за трупы их в пикейных одеяльцах,
за страшное молчанье матерей.
Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года
Надо ли что-то добавлять к этим строкам?
Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли. С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось.
И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось. Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу. К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно. А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти.
На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы. 33 км из Шлиссельбурга до Полян. Из них 8 км — по прифронтовым районам. Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели. Это и в мирное время немыслимо, а зимой, в прифронтовых условиях от строителей требовались нечеловеческие усилия. А они не просто успели, но на три дня перевыполнили план. Хватило 17 суток.
Поезд направляется в освобожденный город Шлиссельбург, 1944 год
Для этой дороги под вражескими обстрелами, в январские холода воины-железнодорожники стали наводить мост через Неву в районе Староладожского канала. Железнодорожники совершили настоящий подвиг. 5 февраля в Ленинград пришел первый поезд с продовольствием. Из-за налетов и обстрелов в те дни эшелоны шли по Дороге Победы только в ночное время, но через несколько недель удалось наладить и дневное движение. На станции Волховстрой есть памятник — на пьедестале там установлен паровоз ЭУ 708-64, тот самый, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли.
«Слово «Ленинград» сейчас на устах у всех!»
Сразу после операции «Искра» Ленинградское отделение Союза советских архитекторов объявило конкурс на эскизный проект монумента «Прорыв блокады». Не только профессиональные зодчие, но и десятки офицеров из действующей армии присылали на этот конкурс свои эскизы.
В те дни о прорыве блокады ежедневно рапортовало не только Совинформбюро, но и Лондонское радио. Приведем слова, по которым можно судить о тогдашнем отношении союзников к сражавшейся России:
Слово «Ленинград» сейчас на устах у всех. Какой замечательный успех! Русские проявили сверхчеловеческий героизм. В течение многих месяцев немцы осаждали город, пытаясь взять его измором, артиллерийским обстрелом и непрерывной бомбардировкой. Мы, лондонцы, в некоторой степени представляем себе, что это означает. Мы искренне восхищаемся героическим ленинградским населением и Красной армией, прорвавшей блокаду города.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»
Как прорвали блокаду Ленинграда
18 января 1943 года Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Крупнейший политический, экономический и культурный центр СССР после тяжелейшей 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь со страной.
В 11 час. 50 мин. под прикрытием «огненного вала» и огня 16-го укрепрайона дивизии первого эшелона 67-й армии пошли в атаку. Каждая из четырёх дивизий — 45-я гвардейская, 268-я, 136-я, 86-я стрелковые дивизии, были усилены несколькими артиллерийскими и миномётными полками, истребительно-противотанковым артиллерийским полком и одним-двумя инженерными батальонами. Кроме того, наступление поддерживали 147 лёгких танков и броневиков, вес которых мог выдержать лёд. Особая сложность операции заключалась в том, что оборонительные позиции вермахта шли по обрывистому обледенелому левому речному берегу, который был выше правого. Огневые средства немцев были расположены ярусами и прикрывали многослойным огнём все подступы к берегу. Чтобы прорваться на другой берег было необходимо надёжно подавить огневые точки немцев, особенно в первой линии. При этом приходилось следить за тем, чтобы не повредить лёд у левого берега.
Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений
Первыми на другой берег Невы пробились штурмовые группы. Их бойцы самоотверженно проделывали проходы в заграждениях. За ними форсировали реку стрелковые и танковые части. После ожесточённого боя, оборона противника была взломана севернее 2-го Городка (268-я стрелковая дивизия и 86-й отдельный танковый батальон) и в районе Марьино (136-я дивизия и соединения 61-й танковой бригады). К концу дня советские войска сломили сопротивление 170-й немецкой пехотной дивизии между 2-м Городком и Шлиссельбургом. 67-я армия захватила плацдарм между 2-м Городком и Шлиссельбургом, началось строительство переправы для средних и тяжёлых танков и тяжёлой артиллерии (завершена 14 января). На флангах ситуация была более тяжёлой: на правом крыле 45-я гвардейская стрелковая дивизия в районе «невского пятачка» смогла захватить только первую линию немецких укреплений; на левом крыле 86-я стрелковая дивизия не смогла форсировать Неву у Шлиссельбурга (её перебросили на плацдарм в районе Марьино, чтобы ударить по Шлиссельбургу с южного направления).
В полосе наступления 2-й ударной и 8-й армий наступление развивалось с большим трудом. Авиация и артиллерия не смогли подавить основные огневые точки противника, а болота даже зимой были труднопроходимыми. Наиболее яростные бои шли за пункты Липка, Рабочий поселок № 8 и Гонтовая Липка, эти опорные пункты находились на флангах прорывающихся сил и даже в полном окружении продолжили сражение. На правом фланге и в центре – 128-я, 372-я и 256-я стрелковые дивизии, смогли к концу дня прорвать оборону 227-й пехотной дивизии и продвинуться на 2-3 км. Опорные пункты Липка и Рабочий поселок № 8 в этот день взять не удалось. На левом фланге наступление некоторого успеха смогла достичь только 327-я стрелковая дивизия, которая заняла большую часть укрепления в роще Круглая. Атаки 376-й дивизии и сил 8-й армии успеха не имели.
Немецкое командование, уже в первый день сражения было вынуждено вводить в бой оперативные резервы: соединения 96-й пехотной дивизии и 5-й горнострелковой дивизии направили на помощь 170-й дивизии, два полка 61-й пехотной дивизии (группа генерал-майора Хюнера) были введены в центр шлиссельбургско-синявинского выступа.
Сражение 13 – 17 января
Утром 13 января наступление продолжилось. Советское командование, чтобы окончательно переломить ситуацию в свою пользу начало вводить в бой второй эшелон наступающих армий. Однако, немцы опираясь на опорные пункты и развитую систему обороны оказывали упорное сопротивление, постоянно контратаковали, пытаясь восстановить утраченное положение. Бои приняли затяжной и ожесточенный характер.
В полосе наступления 67-й армии на левом фланге 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей, при поддержке с севера 34-й лыжной бригады и 55-й стрелковой бригады (по льду озера) несколько дней штурмовали подступы к Шлиссельбургу. К вечеру 15-го красноармейцы вышли к окраинам города, немецкие войска в Шлиссельбурге оказались в критическом положении, но продолжали упорно драться.
Бойцы 67-й армии Ленинградского фронта передвигаются по территории Шлиссельбургской крепости
В центре 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада развивали наступление в направлении Рабочего поселка № 5. Для обеспечения левого фланга дивизии в бой ввели 123-ю стрелковую бригаду, она должна была наступать в направлении рабочего поселка №3. Затем для обеспечения правого фланга ввели в бой 123-ю стрелковую дивизию и танковую бригаду, они наступали в направлении Рабочий посёлок №6, Синявино. После нескольких дней боёв 123-я стрелковая бригада захватила Рабочий поселок № 3 и вышла к окраинам поселков № 1 и № 2. 136-я дивизия пробилась к Рабочему поселку № 5, но сразу взять его не смогла.
На правом крыле 67-й армии атаки 45-й гвардейской и 268-й стрелковой дивизий по-прежнему успеха не имели. ВВС и артиллерия не смогли ликвидировать огневые точки в 1-м, 2-м Городках и 8-й ГРЭС. Кроме того, немецкие войска получили подкрепления – соединения 96-й пехотной и 5-й горнострелковой дивизий. Немцы даже предпринимали яростные контратаки, используя и 502-й тяжёлый танковый батальон, на вооружении которого были тяжёлые танки «Тигр I». Советские войска, несмотря на ввод в бой войск второго эшелона — 13-й стрелковой дивизии, 102-й и 142-й стрелковых бригад, так и не смогли переломить ситуацию на этом участке в свою пользу.
В полосе 2-й ударной армии наступление по-прежнему развивалось медленнее, чем у 67-й армии. Немецкие войска, опираясь на опорные пункты – Рабочие посёлки № 7 и № 8, Липка, продолжали оказывать упорное сопротивление. 13 января, несмотря на ввод в сражение части сил второго эшелона, войска 2-й ударной армии не достигли серьёзного успеха ни на одном направлении. В последующие дни командование армии попыталось расширить прорыв на южном участке от рощи Круглая до Гайтолово, но без видимых результатов. Наибольших успехов на этом направлении смогла добиться 256-я стрелковая дивизия, 14 января она заняла Рабочий поселок № 7, станцию Подгорную и вышла на подступы к Синявино. На правом крыле на помощь 128-й дивизии, была направлена 12-я лыжная бригада, она должна была по льду Ладожского озера зайти в тыл опорному пункту Липка.
15 января в центре полосы наступления 372-я стрелковая дивизия наконец смогла взять Рабочие поселки № 8 и № 4, а 17-го вышла поселку № 1. К этому дню 18-я стрелковая дивизия и 98-я танковая бригада 2 УА уже несколько дней вели упорный бой на подступах к Рабочему поселку № 5. Его же с запада атаковали части 67-й армии. Момент соединения двух армий был близок.
Прорыв блокады. Бои 18 – 20 января
В. Серов, И. Серебряный, А. Казанцев. Прорыв блокады Ленинграда. 1943 г.
Однако нельзя было сказать, что ситуация полностью стабилизировалась. Общий фронт 67-й и 2-й ударной армий ещё не был достаточно плотным, поэтому часть окружённых немецких войск (около 8 тыс. человек), бросив тяжёлые вооружения и рассредоточившись, прорвались мимо Рабочего поселка № 5 в южном направлении и к 20 января вышли к Синявино. Немецкое командование, отвело отступающие войска на заранее подготовленные позиции по линии Городки № 1 и № 2 — Рабочий поселок № 6 — Синявино — западная часть рощи Круглая. Туда заблаговременно перебросили Полицейскую дивизию СС, 1-ю пехотную дивизию и соединения 5-й горнострелковой дивизии. Позднее командование 18-й немецкой армии усилило это направление частями 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий. Командование 67-й армии и 2-й ударной армии не исключало возможности проведения противником контрнаступления, с целью восстановления утраченных позиций. Поэтому войска двух армий прекратили наступательные действия и стали закрепляться на достигнутых рубежах.
18 января, как только в Москве получили известие о прорыве блокады, ГКО принял решение о форсированном строительстве на освобожденной полосе земли железнодорожной ветки, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга должны были соорудить за 18 дней. Одновременно через Неву был построен временный железнодорожный мост. Железнодорожную линию назвали Дорогой Победы. Уже утром 7 февраля ленинградцы с большой радостью встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший 800 т. сливочного масла. Кроме того, вдоль южного берега Ладожского озера стало функционировать и автомобильное движение. Продолжала действовать и Дорога жизни. Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 700—600 грамм хлеба в день, служащие — по 500, дети и иждивенцы — 400 грамм. Увеличились нормы снабжения другими видами продовольствия.
Правда, Дорога Победы действовала в сложнейших условиях. Немецкая артиллерия насквозь простреливала узкий коридор освобожденный советскими войсками, так как путь проходил в 4—5 км от линии фронта. Составы приходилось водить под бомбежкой и артиллерийским огнем. Бывало, что осколки поражали и машинистов, и кочегаров, и кондукторов. Ремонт путей зачастую делался подручными средствами. С наступлением лета составы, вопреки всем существующим правилам, двигались по ступицу в воде. В результате артобстрелов и бомбардировок железнодорожное сообщение часто нарушалось. Основные грузопотоки по-прежнему шли по Дороге жизни через Ладогу. К тому же существовала угроза, что немцы сумеют восстановить положение.
Таким образом, крупнейший политический, экономический и культурный центр СССР после тяжелейшей 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь со страной. Значительно было улучшено снабжение города продовольствием и товарами первой необходимости, а промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырьё и топливо. Уже в феврале 1943 года в Ленинграде резко возросла выработка электроэнергии, заметно увеличилось производство вооружения. Восстановление коммуникаций позволило непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, вооружениями и боеприпасами. Это улучшило стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.
Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов около Рабочего поселка №5 во время операции по прорыву блокады Ленинграда
Продолжение наступления. 20 — 30 января
После того как войска 67-й и 2-й ударной армии образовали общий фронт и закрепились на новых рубежах, было принято решение продолжить операцию и выйти на рубеж Мустолово – Михайловский (по реке Мойка), а затем захватить Кировскую железную дорогу. 20 января Жуков доложил Сталину план Мгинской операции, подготовленный совместно с Ворошиловым, Мерецковым и Говоровым.
Однако немецкое командование уже успело хорошо подготовиться к возможному советскому наступлению. Заранее подготовленная оборонительная линия защищалась силами 9 дивизий, значительно подкреплённых артиллерией и авиацией. Противник перебросил под Синявино 11-ю и 21-ю пехотную дивизии, до предела оголив остальной фронт: от Новгорода до Погостья, под Ленинградом и Ораниенбаумом у Линдеманна осталось 14 пехотных дивизий. Но риск себя оправдал. К тому же наступающие советские армии были лишены манёвра, и им приходилось атаковать позиции противника в лоб. Соединения советских армий были уже сильно измотаны и обескровлены предшествующими жестокими боями за шлиссельбургско-синявинский выступ. Рассчитывать на успех в таких условиях было сложно.
Схожим образом развивались события и на участке 2-й ударной армии. Войска были вынуждены наступать по болотистой местности, что лишило их должной поддержки артиллерии и танков. Немецкие войска, опираясь на сильные позиции, оказывали ожесточённое сопротивление. 25 января 2-я ударная армия смола захватить Рабочий поселок № 6. До конца месяца части армии вели тяжёлые бои за Синявинские высоты, часть рощи Круглой и рощу Квадратную в районе Рабочего поселка № 6. 31 января 80-я стрелковая дивизия даже смогла занять Синявино, но немецкие войска сильной контратакой выбили её. На других участках армия больших успехов не имела.
К концу месяца стало ясно, что наступление провалилось и реализовать план освобождения Невы и Кировской железной дороги пока не выходит. План нуждался в сильной корректировке, позиции немцев на линии: 1-го и 2-го Городков – Синявино – Гайтолово, оказались слишком сильными. Чтобы исключить возможные попытки врага восстановить блокаду, войска 67-й и 2-й ударной армий 30 января перешли к обороне на рубеже севернее и восточнее 2-го Городка, южнее Рабочего Посёлка № 6 и севернее Синявино, западнее Гонтовой Липки и восточнее Гайтолово. Войска 67-й армии продолжали удерживать небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки. Советское командование начинает готовить новую операцию, которую проведут в феврале 1943 года.
Сообщение Совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда
Советские войска создали «коридор» по берегу Ладожского озера шириной 8–11 км, прорвали длительную вражескую блокаду, которая душила Ленинград. Произошло событие, которого так долго ждали все советские люди. Появилась сухопутная связь между второй столицей СССР и Большой землёй. Были сорваны военно-стратегические замыслы немецкого военно-политического руководства в отношении Ленинграда – город предполагалось «зачистить» от жителей путём длительной блокады, голода. Была сорвана возможность непосредственного соединения немецких и финских войск восточнее Ленинграда. Ленинградский и Волховский фронта получили непосредственную связь, что увеличило их боевые возможности и значительно улучшило стратегическое положение Красной Армии на северо-западном направлении. Таким образом, операция «Искра» стала переломным моментом в битве за Ленинград, с этого момента стратегическая инициатива полностью перешла к советским войскам. Угроза штурма города на Неве была исключена.
Надо отметить, что прорыв блокады Ленинграда стал серьёзным ударом по престижу Третьего рейха в мире. Не зря военный обозреватель британского агентства Рейтер отметил, что «прорыв немецкой укрепленной линии южнее Ладожского озера является таким же ударом по престижу А. Гитлера, как и сокрушительное поражение немецких войск у Сталинграда».
Американский президент Ф. Рузвельт от имени своего народа прислал специальную грамоту Ленинграду «…в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи, изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии».
Советские воины в этом сражении показали возросшее воинское мастерство, нанеся поражение войскам 18-й немецкой армии. За мужество и героизм, проявленные в боях с гитлеровцами, 25 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, около 22 тыс. солдат и командиров были награждены орденами и медалями. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин в приказе от 25 января 1943 г. за успешные боевые действия по прорыву блокады Ленинграда объявил благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, поздравил их с одержанной над врагом победой. За мужество и героизм личного состава 136-я (командир генерал-майор Н. П. Симоняк) и 327-я (командир полковник Н. А. Поляков) стрелковые дивизии были преобразованы соответственно в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии. 61-я танковая бригада (командир полковник В. В. Хрустицкий) была преобразована в 30-ю гвардейскую танковую бригаду, а 122-ю танковую бригаду отметили орденом Красного Знамени.
О том, в каких сложных условиях проходила операция, и о мощи немецкой обороны на этом участке фронта хорошо говорят потери. Советские войска потеряли за период 12-30 января (операция «Искра») 115 082 человек (их них — 33 940 безвозвратные потери). Потери Ленинградского фронта — 41264 человека (12320 — погибшими), а Волховского — 73818 человек (21620 — безвозвратно). За этот же период были потеряны 41 танк (по другим данным, более 200), 417 орудий и минометов и 41 самолет. Немцы сообщают об уничтожении 847 танков и 693 самолетов (за период 12 января — 4 апреля). Советские источники сообщают, что за период 12 – 30 января немцы потеряли более 20 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными. Советские войска 7 дивизий противника.
В то же время советские войска не смогли победоносно завершить операцию. Группа армий «Север» по-прежнему была серьёзным противником, и немецкое командование своевременно отреагировало на потерю шлиссельбургско-синявинского выступа. Советские ударные группировки были ослаблены ожесточёнными боями за сильно укреплённый район и не смогли взломать новую немецкую оборонительную линию. Разгром мгинско-синявинской немецкой группировки пришлось отложить на февраль 1943 года. Ленинград, после прорыва блокады, ещё год находился на осадном положении. Полностью освободить город на Неве от немецкой блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе операции «Январский гром».
Автор: Самсонов Александр Статьи из этой серии: 1943 год