Как называется процесс формирования человека
Что такое индивидуальное развитие человека и какие у него стадии
Содержание:
Индивидуальное развитие человека — это разнообразные изменения, происходящие с организмом от момента зачатия до смерти, переход из одного состояния в другое. Единицей роста и развития организма является клетка. Формирование человека начинается с процесса слияния гаплоидных половых клеток (яйцеклетки и сперматозоида, образования одной диплоидной клетки — зиготы).
Индивидуальное развитие человека: кратко об основных этапах
В биологии процесс индивидуального развития организма называют онтогенезом. Термин происходит от двух греческих слов, означающих «сущий» и «зарождение». Индивидуальное развитие человека состоит из трех периодов: эмбрионального, постнатального, зрелости. В каждом периоде, в свою очередь, выделяют несколько этапов.
Этапы онтогенеза человека. Таблица
Периоды развития | Этапы и стадии индивидуального развития человека |
I. Внутриутробный (от зачатия до рождения). | 1. Раннеэмбриональный (от зачатия до 34 суток эмбриона); (стадии: зигота, дробление, гаструляция, закладка органов). 2. Зародышевый этап (от 35 до 60 сут.). 3. Плодный этап (от 2 мес. до рождения). |
II. Постнатальный (от рождения до 21–25 лет). | 4. Новорождённый (от рождения до 10–15 сут.). 5. Грудной (молочного питания) (до 1 года). 6. Детство (от 1 года до 11–12 лет), в том числе раннее (от 1 до 3 лет), среднее (от 3 до 6 лет), позднее (от 6 до 11–12 лет). 7. Подростковый (от 11–12 до 15–16 лет). 8. Юношеский (от 15–16 до 21–25 лет). |
III. Зрелый (от 21–25 лет до физиологической смерти). | 9. Зрелый (от 21–25 до 55–60 лет). 10. Пожилой (от 55–60 до 75 лет). 11. Старческий (от 75 до 90 лет). 12. Долгожителей (от 90 лет и старше). |
Индивидуальное развитие организма человека начинается с процесса оплодотворения. Яйцеклетки созревают в организме женщины каждый месяц. В середине менструального цикла происходит овуляция и яйцеклетка начинает свой непрямой путь в матку. Сперматозоиды попадают в организм женщины во время полового акта. Оплодотворение чаще всего происходит в маточной трубе. Зигота проходит ряд последовательных делений, и образуется эмбрион.
Внутриутробный период развития
Эмбрион развивается около 280 суток. К концу первых 24 часов после оплодотворения происходит дробление зиготы, а уже через 40 часов зародыш состоит из четырёх клеток. Происходят многократные митотические деления, в результате образуется плотный шар, начинается дифференцировка клеток. Зародыш движется к матке по яйцеводу, через 5–6 суток попадает в матку, закрепляется на её стенке. После этого зародыш получает кислород и питание из крови матери.
К 26-й неделе плод сформирован настолько, что может выжить в случае преждевременных родов. К 30-й неделе будущий ребёнок обычно лежит головкой вниз. 40-я неделя — появление новорождённого на свет.
Естествознание.ру
Эволюция человека: этапы развития. Происхождение от первых предков
Человек — единственное животное, для которого собственное существование — загадка, требующая разрешения.
ПРОБЛЕМЫ ПРЯМОХОДЯЩИХ: ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Избитая фраза о том, что человек произошел от обезьяны, верна. Однако это произошло не так быстро, как нам хотелось бы. Процесс трансформации первобытного примата в Homo Sapiens занял миллионы лет. Так каким же он был, первый представитель человеческого рода и существовал ли он вообще?
ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЧЕЛОВЕКУ. ПРИМАТЫ
Благодаря естественному отбору мы развили в себе способность к сопротивлению; мы не уступаем ни одной бактерии без упорной борьбы
Вымирание динозавров положило начало кайнозойской эре. Мелкие насекомоядные существа за короткий срок породили множество новых видов. Так появились прародители приматов, пращуров человека разумного. Считается, что они произошли от отряда плезиадаписовых. Эти звери больше походили на грызунов, чем на обезьян, но были приспособлены к жизни на деревьях.
Первым из настоящих приматов был архицебус, живший около 55 миллионов лет назад. Эта маленькая обезьянка размером 7 сантиметров весила всего 20-30 граммов. Архицебус питался насекомыми. Длинный хвост и хватательные конечности делали его хорошо приспособленным к жизни на деревьях. Этот древесный зверек породил две ветви приматов. Одна привела к долгопятам — маленьким ночным насекомоядным обезьянкам, другая — к обезьянообразным, к которым относится большинство современных обезьян и человек.
Первая из обезьянообразных — эосимия, жившая около 45 миллионов лет назад. Ее размер не превышал размера человеческой ладони.
Около 30 миллионов лет назад на Земле произошло похолодание, сопровождавшееся очередным массовым вымиранием. Приматам удалось выжить лишь в областях с жарким климатом. В это же время часть обезьян мигрировала в Южную Америку и разделилась на широконосых и узконосых. Ученым удалось обнаружить нескольких предков современных обезьян (саадания, проконсул и дриопитек) и человека.
Примерно 10 миллионов лет назад на Земле вновь похолодало, а климат стал суше. Площадь лесов сократилась, а обширные пространства заняли саванны. Дриопитекам, населявшим эти места, поневоле пришлось слезть с деревьев и перейти к жизни на открытых пространствах. Около 6-7 миллионов лет назад появился сахелантроп — первое прямоходящее существо, жившее в Африке.
Примерно 4,4 миллиона лет назад возникли ардипитеки. Они были прямоходящими существами, жили по большей мере в лесу и были всеядными. Средний рост ардипитека достигал 120 сантиметров, а вес — 50 килограммов.
Следующим звеном эволюции, ведущим к человеку, стали австралопитеки. Они имели рост от одного до полутора метров и вес до 55 килограммов. Около 3 миллионов лет назад австралопитеки разделились на несколько ветвей, одна из которых привела к людям, а другая впоследствии вымерла.
Сходство между ДНК обезьяны и человека составляет около 90%.
ЭТАПЫ И ЗВЕНЬЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
В пещерные времена люди не знали дипломатии и говорили то, что думали. Позже они научатся ловко прятать свои мысли и побуждения, хотя желания и цели у них останутся те же.
Дмитрий Емец. Звездолет из каменного века
И все-таки, откуда на планете Земля взялся человек? При всем разнообразии точек зрения на антропогенез, подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории. Она, в отличие от остальных, подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения:
Бросание предметов было важнейшей частью существования наших далеких предков. Наши плечи и торс «заточены» под броски камней и копий, они умеют вовремя накапливать и освобождать энергию. Без умения метать камни и копья первобытные люди могли не выжить.
АНТРОПОГЕНЕЗ– процесс становления и развития человека
Социализация – это процесс достаточно сложный для изучения. Тем не менее социальная психология активно развивается в этом направлении. Вопросы социализации и того, какие этапы проходит личность в процессе становления, являются основными для этой науки вместе с рядом других рассматриваемых явлений, касающихся общественной жизни человека. А она настолько многообразна, что тяжело представить, какой была бы наша жизнь, если во всем этом мы смогли бы разобраться. Но разве возможно это? Вряд ли. Точно известно одно: если бы общество было простым, то как бы нам было скучно жить, вы не находите?
Немного о социализации
Итак, какие же этапы проходит личность в процессе своего становления? Есть несколько теорий, которые стараются дать ответ. Каждая из них по большей части не противоречит остальным. При этом на социализацию человека каждая психологическая школа смотрит под своим углом. Кто-то ее рассматривает с позиции социальных групп. Так называется объединение людей, у которых есть общие цели, ценности. Общество также можно называть социальной группой. Только в этом случае его можно считать большим объединением. Нет особенной разницы, какие этапы проходит личность в процессе становления. Важно то, что конечная точка почти всегда известна. Естественно, процесс социализации может не получиться. В таком случае человек может считаться маргиналом или десоциализировавшейся личностью.
Основные этапы эволюции человека
При всем многообразии различных теорий, научный мир придерживается дарвинистской теории, которая имеет немало научно обоснованных доказательств.
ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой
Согласно этой теории человечество пережило пять основных этапов своего развития:
Рис. 2. Австралопитек.
Местом, где археологами были найдены останки первобытных людей, оказалась Восточная Африка, пещера Олдувай. Именно там произошло зарождение человеческой расы, которая постепенно освоила всю планету. По этой причине Африку часто называют “колыбелью цивилизации”.
Разница между мариганалами и дезадаптантами
В чем разница между маргиналами и теми людьми, которые выпали из общества? Маргиналы находятся как бы между социумом и изоляцией от него. При этом они могут и не жить в обществе. Чаще всего их не очень радостно принимают. Чтобы хоть как-то выжить, такие люди создают собственные группировки, в которых объединяются похожие личности. Они могут вести себя девиантно (с отклонениями от нормы) и даже деликвентно (с нарушением юридических законов). В данном случае мы можем говорить о том, что люди были десоциализированы.
Но далеко не каждый приходит к такой жизни. Некоторые люди вполне спокойно продолжают интегрироваться в общество. Очень часто рассматривается процесс социализации через адаптацию. Есть несколько теорий о том, какие этапы проходит личность в процессе становления. Мы же рассмотрим так называемую социально-психологическую социализацию.
СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Процесс становления человека с младенчества, детства, юношества, зрелости и от старости до самой смерти протекает в окружении людей, во взаимодействии с другими людьми, близкими и далекими, значимыми и не значимыми, любимыми, нейтральными и даже и враждебными. Человек общественное существо и без общения с людьми он не может быть человеком.
Главный вопрос, без ответа на который мы не продвинемся в понимании себя и других: «Как происходит становление человека?» Ответ поразительно прост: становление человека является следствием того, что он научается быть человеком. Тому, как происходит это научение, и посвящена эта книга.
Творец не заботился о том, чтобы создавать отдельные законы для умных и глупых, добрых и злых, совершенных и несовершенных, предоставив возможность своим тварям самим занять соответствующую клеточку в плане бытия, каждая из которых связана с бессознательным, непреднамеренным выполнением определенных функций в плане целого (биоценоз для животных и социум для человека) и с приспособлением к условиям жизни. То и другое возможно благодаря тому, что организм сам научается выполнению этих функций и тем поведениям, которые обеспечивают приспособление и выживание.
Закономерности научения одинаковы как для простейшего живого существа, так и для человека. Научение всегда есть научение конкретному поведению. Одно усвоенное поведение в приспособлении к обстоятельствам жизни может применяться ко многим ситуациям —
Закономерности того, как из младенца становится взрослый, будь это известный в истории человек Юлий Цезарь, Чингисхан, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер или маньяк Чикатило, не отличаются от закономерностей становления из такого же младенца незаметного обывателя, созидающе! о и удобряющего своим трудом рост истории человечества.
Но несмотря на однообразие законов реальный процесс научения в человеке происходит несколько иначе, чем у животных. Человек обладает второй сигнальной системой, речью и он, кроме того является личностью и он находится в окружении себе подобных и это образует сообщество. У человека, в связи с социальным фактором, жизненная ситуация посложнее, чем у самого высокоразвитого животного. Он должен приспосабливаться не только к природе, но и к окружению.
Чему научается младенец, чтобы стать человеком, личностью, индивидуальностью? Ответ прост. Чтобы быть личностью он должен научиться тем поведениям, программы которого составляют типовую личность данной эпохи и данного сообщества.
Он должен научиться эмоциям, которые принуждают его вести себя в направлении достижения согласия как с другими людьми, так с чертами своей личности, зафиксированными в его концепции-Я, требованиями окружения. Он не выживет и будет уничтожен соотечественниками, если не выработает те черты многообразные личности, которые должны, как мы указали, соответствовать чертам типовой личности данного сообщества и эпохи. Становление человека предполагает овладение стилем мышления и речью, необходимыми чтобы эффективно взаимодействовать со своим окружением, как социальным, производственным, духовным так и природным. Это предполагает становление потребностей и желаний, а также овладение общепринятыми средствами и нормами удовлетворения потребностей, начиная от правил еды за столом и кончая умением молиться своему богу.
Личностный рост человека направленный на то, чтобы стать более благополучным, чем был он ранее, предполагает приобретение способов поведенческой и интеллектуальной защиты как от внешних, так и внутренних опасностей. Ему предстоит обучиться профессиональному и социальному поведению, которые должны обеспечить выживание в обществе и в природе. Всему этому он должен научиться. Примерно 90 процентам сказанною человек научается сам, а остальное является результатом обучения. Эта пропорция не будет казаться чрезмерной, если принять во внимание, что при самом интенсивном обучения человек все таки обучается сам, научается, а инструктор, учитель направляет и управляет учением.
Сказанное убеждает в том, что человек, претендующий на самопознание и познание других должен знать основные закономерности научения, которые обеспечивают становление человека. Эта книжка претендует на изложение этих основных закономерностей научения в становлении человека.
Этапы социализации личности
Есть три этапа социализации личности: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Для первого этапа характерен в большинстве случаев детский возраст, и продолжается он до тех пор, пока человек не начал сам себя обеспечивать. Если же у него это получается, ему родители не нужны для выживания, то можно говорить о прекращении дотрудового этапа социализации.
Трудовая социализация
После того как человек устроился на работу или же закончил школу, начинается этап трудовой социализации, который характеризует тотальный расцвет жизни. Так, в это время личность может найти и реализовать свое призвание и стать успешной. Это в идеале, если процессы социализации совмещаются с самоактуализацией (по Маслоу и другим представителям гуманистической психологии). Но может быть и такое, что человек продолжает социализироваться, жизненного опыта продолжает набираться, принятых в обществе норм придерживается. Но при этом он не развивается.
Это путь ложной социализации, когда человек вроде бы интегрирован в общество, но его социальное положение и статус настолько малы, что есть большой риск вылететь оттуда. Процесс становления личности достаточно сложный, чтобы учитывать все факторы. Но он непосредственно связан с социализацией человека. Некоторые люди говорят, что процесс становления личности – социализация и есть.
Но это не совсем так. Просто мы столько говорим об адаптации человека в социуме не потому, что это синонимично развитию личности, а по причине большого влияния общества на становление человека. Поэтому мы и рассматриваем происходящее сквозь призму адаптации к разным группам. Так что нельзя сказать, что процесс становления личности называется социализацией. Это в корне неверно.
Становление личности в процессе социализации. статья (9 класс) по теме
Е.Л. Байдина (г.Пыть-Ях)
Становление личности в процессе социализации: проблемы и пути решения.
Этапы развития вида Человек разумный: общие характеристики процесса эволюции и отдельных этапов
Этапы развития вида Человек разумный
Общие характеристики процесса эволюции человека
Антропогенез — процесс появления, формирования и развития человека как отдельного биологического вида.
Антропогенез представляет собой довольно продолжительный процесс. В том числе поэтому ученые до конца не могут определиться, когда же он начался. К тому же, начало эволюции человека как вида также сложно определить. Не совсем понятно, какой была начальная форма нашего предка: антропологи указывают на различные виды древних млекопитающих, которые в той или иной степени похожи на человекообразные существа.
Ученые все еще не пришли к согласию по поводу места начала эволюции человека.
Многие ученые-антропологи склоняются к мнению, что человекообразные существа появились в Африке. Об этом свидетельствуют многочисленные данные палеонтологических исследований и исследований в области сравнительной генетики.
Возраст этих первых существ — 1-6 миллионов лет назад. Этот продолжительный процесс развития человека как вида условно делят на отдельные этапы.
Основные этапы развития человека
Обезьяноподобные предшественники человека
Современные взгляды на этапы эволюции человечества сводятся к тому, что первые формы приматов, которые обитали в третичном периоде, были объединены в подряд полуобезьян или низших приматов.
От этой группы приблизительно 30 миллионов лет назад отсоединились древние человекообразные, которые получили называние проплиопитеки. Они представляли собой небольших обезьян, которые обитали на деревьях и питались растительной пищей. Британскими палеонтологами Л. и М. Лики пришли к выводу, что проплиопитеки изначально обитали на территории Восточной Африки.
Проплиопитеки около 25 миллионов лет назад дали начало другой группе древесных обезьян — дриопитекам, которые к тому моменту вели полуназемный-полудревесный образ жизни.
Совсем недавно, в 1932 году, ученые обнаружили останки нового вида обезьян, населявшего 14 миллионов лет назад территории Африки, Азии и Европы — рамапитека. Они представляли собой небольших существ, передвигавшихся в пространстве на четырех конечностях. Предполагают, что они вполне могли уже использовать самые простые орудия труда.
Появление на Земле прямоходящих обезьяноподобных существ — австралопитеков — произошло примерно 6-4 миллионов лет назад. Эти существа для жизни выбирали открытые пространства, занимались охотой и собирательством. Крупная галька и кости животных были основными орудиями их труда. Австралопитеки стояли во главе ветви приматов, давших начало Человеку умелому.
Отдельные ученые считают, что характеристика Человека умелого все еще включала понятие «обезьяна». Другие ученые сходятся во мнении, что Человек умелый — это древнейшие люди.
Все это — первые стадии развития человека.
Древнейшие люди
Основные этапы эволюции человека связаны с древнейшими людьми. Важно отметить, что переход от ископаемых человекообразных обезьян к человеку подразумевает ряд промежуточных стадий развития человека.
Обезьянолюди создавали на основе камня простейшие орудия труда вроде сверла и скребка. В их жизни уже присутствовал огонь, а проживали они первобытным стадом: в тот период жилища не строились.
Обезьянолюди — это питекантропы и синантропы.
Этот этап становления человека связан с формированием особенностей физического строения в связи с совершенствованием прямохождения и развитием мозга. К слову, обозначенные процессы имели прямое отношение к естественному отбору.
Древние люди
Этап происхождения человека, связанный с древними людьми или палеоантропами, связан с использованием разнообразных орудий труда из камня и костей: наконечников, ножей и др. Палеоантропы жили в основном группами и общались друг с другом при помощи жестов, а также появившейся в то время членораздельной речью.
В эту же группу человекообразных существ входят неандертальцы, которые существовали рядом с современными людьми. Последние неандертальцы исчезли приблизительно 40-50 тысяч лет назад.
Отдельные ученые полагают, что неандертальцы могут до сих пор существовать в труднодоступных горных районах Азии и Сибири. Это так называемые «снежные люди».
Первый современный человек
Основные этапы развития человека завершаются современными людьми.
Первые современные люди строили себе жилища — это неоантропы и кроманьонцы. Появление кроманьонцев произошло примерно 100-180 тысяч лет назад. Они достигли той ступени эволюции человека, на которой шили одежду из шкур животных.
Их орудия труда были не просто орудиями: все они были украшены различными орнаментами. На основе данных археологических раскопок можно утверждать, что кроманьонцы шлифовали, сверлили, занимались гончарным делом, имели прирученных животных, выращивали растения и др. Этот вид развития человека был связан с тем, что в его эволюцию первостепенное значение играли социальные факторы антропогенеза.
У кроманьонцев наблюдается забота о потомстве и старшем поколении — как о будущем и прошлом в виде ценного опыта соответственно.
Человек стал выше мира животных благодаря развитию сознания. Решающую роль в социальном прогрессе человечества стали играть законы общественной жизни.
Мутации — индивидуальные наследственные изменения — характерны для людей и сегодня. Но благодаря накоплению знаний и социальной перестройке человечества люди научились управлять биологическими законами, контролировать проявление негативных характеристик и стимулировать проявление положительных качеств. Основой организованного общества сегодня являются общественно-трудовые отношения.
Представим этапы становления человека в таблице.
Как происходит процесс формирования личности: этапы
Человек сразу рождается человеком, а вот личностью становится в процессе жизнедеятельности. Процесс формирования личности у всех происходит разными темпами. Поэтому нет четких границ, когда личность считается сформированной, но зато есть определенные признаки состоявшейся личности. Об этом расскажем подробнее в статье.
Признаки зрелой личности
Ученые считают, что личность полностью формируется только тогда, когда человек достигает психологической зрелости.
Признаки психологической зрелости:
Этапы формирования личности
Формирование личности начинается с рождения. Это долгий и сложный процесс, который происходит в несколько периодов (этапов):
Младенческий период — 0-2 года
Стадия малыша — от 18 месяцев до 3 лет
В этом возрасте у ребенка начинает развиваться воля. При правильном воспитании ребенок обретает уверенность в себе. Родителям придется пройти через упрямство и первый большой кризис.
Дошкольный этап — от 3 лет
Некоторые называют этот этап «игровым возрастом». У ребенка начинает развиваться инициатива. Он начинает использовать свое воображение и понимать, как вести за собой других и следовать за ними.
Этап школьного возраста
На этом этапе ребенок развивает базовые интеллектуальные навыки. Он понимает, как общаться со сверстниками и умеет управлять общением, проявляет гибкость в разных компаниях.
Подростковая стадия
На этом этапе формируется набор ценностей, которые помогут в жизни. Мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.
17 лет
Формируется абстрактное мышление, формируются участки префронтальной коры головного мозга. На рисунке эти зоны выделены темно-синим и фиолетовым цветом. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Они начинают оценивать риски, проявлять самоконтроль и планировать свое будущее.
21 год
В этом возрасте формируются высшие психические функции. Но человек по-прежнему не может контролировать свои эмоции и принимать решения рационально, что видно по небольшим зеленым зонам на рисунке. Эти навыки формируются только к 23 годам.
Жизненные кризисы, влияющие на развитие личности
Некоторые теории развития личности подчеркивают, что взрослая жизнь и старение — это периоды изменений и трансформации прежних жизненных моделей. Считается, что эти изменения возникают в контексте социального статуса и зависят от семьи, рабочего места и общества в целом.
Например, от совершеннолетнего человека ожидают, что он будет играть роль плодотворного члена общества: поступит в ВУЗ, а затем устроится на официальную работу. Ситуация выходит за рамки, когда девушка решает выйти замуж и беременеет, а парень отдает предпочтение удаленной работе, да еще и уклоняется от налогов. Неспособность развить продуктивную самооценку, соответствовать ожиданиям приводит к чувству застоя и нарушает мировосприятие. Так, у молодых мам в декрете снижается самооценка, они теряют ощущение значимости (хотя они архизначимы для своего ребенка).
Возрастной диапазон от 28 до 33 лет представляет собой переход между периодом вхождения во взрослый мир и следующим периодом оседания. Этот переход дает возможность скорректировать и обогатить временную структуру взрослой жизни, которую он создал ранее.
Для большинства мужчин обычны кризы от умеренного до тяжелого. В это время часты разводы и смена профессии.
Затем следует период успокоения, который начинается в начале 30-ти и продолжается примерно до 40 лет. Этот период, в течение которого первоочередная задача — стать полноценным взрослым, обеспечить себе и близким стабильность и безопасность. Человек берет на себя более глубокие обязательства перед своей профессией, семьей. Кроме того, он часто концентрируется на своих целях, занимается долгосрочным планированием и достигает результатов.
Большинство мужчин сосредотачиваются на ключевом жизненном событии, таком как повышение по службе, в целях окончательного утверждения в обществе. В приоритете — независимость и авторитет.
Переходный период среднего возраста длится от четырех до шести лет, достигая пика в начале 40-ка годов. Он образует связь между ранним и средним взрослым возрастом и представляет собой встречу прошлого и будущего.
В этот период основная задача поработать и частично разрешить несоответствие между тем, что есть, и тем, что могло бы быть.
Период вступления в средний зрелый возраст начинается примерно в 45 лет и продолжается примерно до 50 лет. Переход к зрелой личности обычно сопровождается значительными потрясениями. Иногда сопровождается значительным жизненным событием, таким как смена работы, развод или любовная связь.
В зрелостом возрасте возникает кризис в отношении чувства целостности эго по сравнению с чувством отчаяния. На этом этапе люди понимают, что они подходят к концу жизни. Если они успешно прошли предыдущие этапы развития, они будут удовлетворены тем, что прожили полную, насыщенную жизнь. Люди, которым не хватает целостности жизни, часто испытывают чувство отчаяния из-за «упущенных» возможностей.
Типы личности
Так или иначе совершеннолетнего человека уже принято называть личностью. Но даже если он не обладает всеми признаками развитой личности, то все же некоторые личностные проявления у него имеются.
В зависимости от характера этих проявлений, можно выделить 4 типа личности: