Как называется резкий поворот сюжета
Словарь терминов — Сценарий, Кинодраматургия
Аннотация
— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя
Антагонист
— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту
Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.
Антигерой
— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста
Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне
Арка героя/Сюжет героя
[Character arc/Character development]
— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории
— А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.
Аутлайн
— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов
Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.
Внутренний монолог
[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]
— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам
Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например.
Диалог
— обмен репликами между двумя и более персонажами
Драфт/Черновик/Набросок
— один из черновых вариантов сценария
Завязка
— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия
В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.
Заявка/Сценарная заявка
— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.
Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.
— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)
Катарсис
— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма
Композиция
— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)
Конфликт
— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели
Кризис
— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя
«Крючок»
— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода
Кульминация
— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом
В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки
Кульминация не обязательно должна быть одна. В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.
Логлайн
— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте
Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.
МакГаффин
— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет
Не важно, что такое МакГаффин, важно лишь, чтобы герои хотели им обладать.
Альфред Хичкок
Монолог
— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика
Линейное повествование
— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия
Нелинейное повествование
— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий
Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.
Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт
— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление
Побочная сюжетная линия
[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]
— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному
Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент
— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария
Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария»
Пролог
— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.
Протагонист
— главный герой, как правило, «положительный»
Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.
Развитие
— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие
Развязка
— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт
Режиссерский сценарий
— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»
Синопсис
— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)
Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).
Сеттинг
— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.
Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки
Спекулятивный сценарий
[Spec script/Speculative script]
— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы
Структура
— последовательность событий, происходящих в фильме
Сценарий
— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма
Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок
Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.
Сценарный доктор/Скрипт-доктор
— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов
Сюжет
— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле
Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка
[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]
— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации
— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)
Точка невозврата/Центральный поворот
[Midpoint/Point of no return]
— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться
Трехактная структура
— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка
Фабула
— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет
«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.
Финал
— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)
Флэшбэк
— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое
Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один.
Флэшфорвард
— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему
Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов. Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.
Экспозиция
— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия
Эпилог
— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.
Сюжетный твист: что это такое, зачем нужен и как устроен
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Хорошая история всегда содержит несколько неожиданных сюжетных поворотов. Для тех, кто забыл, сюжетный поворот – это точка в сценарии, где история сворачивает в какое-то неожиданное русло. Таким образом, автор делает свое произведение более непредсказуемым, а значит и интересным для зрителей.
Сюжетные повороты бывают разными. Бывают масштабными, полностью перестраивающими путь героя – ключевые точки. Бывают маленькими, локальными – повороты внутри сцены, диалога и тд.
Но есть один вид сюжетных поворотов, который стоит более подробного и тщательного изучения. И это твисты.
Понятие сюжетного твиста
Твист – это поворот в истории, который влияет не только на дальнейшее развитие сюжета, но и на уже произошедшие события. И в этом его ключевая особенность от остальных поворотных точек.
Сюжетный твист чаще всего строится на тайне, которую до поры до времени скрывают от зрителя. Тем самым вводя его в заблуждение, создавая ложное понимание сути событий. И только когда твист вскрывается, зритель может переосмыслить происходящее и понять, что на самом деле происходило в истории.
Например, можно рассмотреть уже ставший хрестоматийным пример твиста в фильме «Шестое чувство». В нем, главный герой в исполнении Брюса Уиллиса, вдруг понимает, что он уже давно мертв. И на протяжении всего фильма, он привидение, которое видит только обладающий экстрасенсорными способностями мальчик Коул.
Мало кто при первом просмотре смог заранее разгадать этот поворот. И когда этот твист, наконец, выстреливает, это не только приводит к неожиданному финалу, но и заставляет зрителя переосмыслить все увиденные ранее сцены.
М. Найт Шьямалан считается главным любителем твистов современного кинематографа. Без неожиданных поворотов у него не обходится ни один фильм. Но видимо сам он не всегда помнит об основных правилах правильного использования твистов, ведь в его фильмографии можно найти как одни из самых лучших, так и самые худшие твисты в кино.
Чаще всего твисты используются в остросюжетных жанрах: триллерах, ужасах, детективах, психологических боевиках.
Но в принципе никто не мешает использовать этот прием, и скажем в комедии. Например, в середине фильма «Джамп Стрит 22», который в России вышел под названием «Мачо и Ботан 2» есть твист, когда выясняется, что один из героев переспал с дочкой их начальника. И это полностью переворачивает сцену, идущую за десять минут до этого: там этот начальник хвалил героя и «давал ему пять» за то, что тот, наконец, завалил студентку. Но в тот момент никто из них не знал, что это была за студентка.
Зачем нужен сюжетный твист
Одна из основных задач сценариста – развлечь зрителя. Если зрителю скучно, вряд ли он сочтет такое кино хорошим.
А развлекать зрителя можно разными способами. Визуальными спецэффектами, пронзительным саундтреком, шутками, сценами с обнаженкой, хорошо подобранными актерами… Список приемов практически бесконечный. По сути, все правила, все ходы, все термины окружающие драматургию и кинопроизводство созданы и существуют только для того, чтобы веселить зрителя.
Но если говорить только о сценарном деле…
Обычно основная интрига заявляется в фильме в самом начале. Эта та самая точка, которая пробуждает интерес зрителя к истории. Убьет ли терминатор Сару Конор? Справится ли Сальери с завистью к Моцарту? Будут ли вместе Рос и Рейчел? Но где-то на середине повествования, история входит в колею. Акценты расставлены, кто герой, а кто злодей уже известно и уровень интереса зрителя начинает падать. Именно в этот момент на главную сцену и можно выдвинуть заранее заготовленный твист.
Бам! Сюжет переворачивается с ног на голову. Ошеломленный зритель понимает, что его провели. Но он в восторге от этого.
Хотя сам термин «сюжетный твист» получило свое распространение благодаря кинематографу, сам прием известен еще с древних времен. Например, финальный поворот древнегреческого мифа о царе Эдипе – это хороший твист.
Что такое финальный твист?
Сюжетные твисты по определению не могут быть раскрыты в начале истории. Ведь определяющим фактором этого приема является переосмысление уже показанных событий.
Поэтому подходящее место для твиста – вторая половина истории. Твист может располагаться в срединной точке (центр второго акта), в конце второго акта, в кульминации или в финале.
Где расположить твист – зависит от истории. Например, типичный троп боевиков 80х-90х, когда лучший друг героя или его наставник оказывается предателем, часто появляется в середине. Ведь после этого герою не только надо еще все исправить и отомстить за обман.
Но все, же наибольшее распространение получили твисты расположенные ближе к третьему акту. Там этот прием обычно выстреливает лучше всего. Подавляющее большинство всех самых известных и мощных поворотов в истории кино находятся как раз в конце сюжета. Именно поэтому от обычных твистов очень быстро отделилась небольшая подгруппа – финальные твисты.
Как устроены сюжетные твисты
Как уже было сказано выше, в основе твистов, чаще всего лежит тайна. Эта тайна может быть известна кому-то из персонажей, но ее точно не знает зритель.
Как и всякая загадка, твист должен в первую очередь отвечать условиям первоначальной задачи. То есть он должен логично вписываться в рассказанную историю, а не превращаться в «бога из машины» или «рояль в кустах».
Создавая сюжет с твистом, сценарист как бы рассказывает две истории: ложную и настоящую. И при этом, как раз в ложной могут быть небольшие логические дыры, мелкие нестыковки. Особенно если они допущены намеренно. Главное, чтобы зрители даже заметив их, не сделали правильных выводов и не догадались об обмане раньше времени.
Наоборот, верхом мастерства будет расставить по всему сюжету подсказки, которые зритель так и не сможет разглядеть при первом просмотре. Например, в том же «Шестом чувстве» нет ни одной сцены после пролога, где к герою Брюса Уиллиса напрямую обращается кто-то кроме мальчика Коула. Но все это очень качественно замаскировано. Например, герой считает, что его жена не разговаривает с ним, потому что недовольна тем, что он вернулся на работу. А в сценах, когда персонаж Уиллиса обращается к другим персонажем, всегда есть несколько человек. И если выкинуть все реплики Брюса становится понятно, что люди общаются друг с другом, а фразы героя просто не слышат.
Похожим образом построен и фильм «Игры разума». Половина персонажей общается только с главным героем, но все это выстроено логично и никто этого не замечает. Но почему никто при первом просмотре не обращает внимание на кадр, где маленькая девочка гоняется по полю за голубями, а они не разлетаются от нее?
Так что повторим: ложная история может иметь нестыковки. А вот настоящая… В ней логика должна быть железобетонной, иначе зритель просто не поверит в такой твист. Обманутый, он будет внимательно вспоминать и анализировать каждую просмотренную сцену, чтобы убедиться, что такой поворот действительно мог быть, просто он его не заметил. И если зритель найдет доказательство, что такой твист на самом деле нереалистичен…
Например, скомканный и непродуманный третий акт фильма «Иллюзия обмана» пытается заставить зрителя поверить в абсолютно глупый и нелогичный твист. Оказывается агент ФБР, который весь фильм гонялся за героями-грабителями и есть их тайный наниматель, который таким образом тестирует свою будущую команду, а заодно мстит давнему врагу. Это даже звучит безумно глупо: пройти сложный отбор и отработать десять лет в ФБР, чтобы проверить мастерство уличных фокусников. Кто в такое поверит?
Этот поворот явно придумался в последний момент. Ведь в фильме есть сцены, где расследование зашло в тупик и этот агент психует, разбрасывает документы и ругается. Вот только в этот момент он находится в комнате один. Зачем этот спектакль, если он заранее знал, кто эти грабители и как они будут действовать дальше?
Так что если, вы – начинающий сценарист и собираетесь строить историю с сюжетным твистом, помните: недостатки ложной истории можно замаскировать, а зрителя отвлечь.
А вот истинный сюжет должен:
Несколько твистов в истории
Прописать несколько переворачивающих сюжет точек – это для сценариста задача со звездочкой. Но если это удается, фильм стопроцентно станет хитом.
Например, два крупных твиста сделали классикой фильм Альфреда Хичкока «Психо». Первый, происходит в середине фильма, когда героиня, которую все считали главным действующим лицом, вдруг погибает. А второй, когда выясняется, что мама Нормана Бейтса, главный антагонист фильма – давно умерла. И на самом деле, все убийства совершал сам Норман.
Еще более интересный пример – фильм «Престиж» Кристофера Нолана.
Там можно насчитать четыре твиста. Первый, когда один из героев – персонаж Хью Джекмана, похитив дневник своего соперника – Кристиана Бейла, отправляется в путешествие, чтобы раскрыть тайну фокуса с перемещением, а потом узнает, что этот дневник был подделкой.
Второй твист, когда зрители узнают, что якобы погибший Джекман – вполне жив, здоров, да еще и все это время был богат.
Третий твист, уже под конец: персонаж Бейла рассказывает, что у него был брат-близнец, с которым они долгие годы делили одну жизнь на двоих, периодически меняясь местами.
И наконец, финальный твист: один кадр, по которому становится ясно, как чего стоила персонажу Джекмана его версия трюка с телепортацией.
Если, вы когда-нибудь попытаетесь провернуть что-либо подобное, в своих сценариях помните: просто объединить все эти повороты в логичную структуру, учесть все мелкие детали и проследить мотивацию персонажей в каждой конкретной сцене в этом случае недостаточно. Чтобы такая сложная конструкция сработала, каждый следующий твист должен быть мощнее предыдущего. Только так эта история будет соответствовать законам драматургии.
Примеры удачных сюжетных твистов
Примеры плохих сюжетных твистов
Твисты из всех приведенных ниже фильмов так или иначе выбивают зрителя из повествования. Либо отсутствием логики, либо нестыковками в деталях, либо отсуствием мотивации персонажей.
Конечно, есть твисты испорченные плохой реализацией. Например, в фильме «Счастливого дня смерти» убийцей в маске в итоге оказывается хрупкая девушка, хотя до этого в фильме хорошо было видно, что у преступника мужское телосложение. Но так, как такие проколы не относятся к сценарному мастерству, мы их включать в этот список не будем.
Как написать твист (лихой сюжетный поворот)
Что нужно учитывать, если вы хотите написать твист
01. Сделайте его уникальным
02. Твист должен быть обусловлен сюжетом
03. Он создает увлекательную ситуацию
04. Нужна неожиданность, но подготовленная
05. Твист должен сохранять ценность при повторном прочтении/просмотре
06. Исключайте очевидное
07. Вставайте на место зрителя
08. Отводите подозрения
09. Избегайте уловок
10. Осторожнее с крутыми твистами
Несколько вариантов твиста
Открытый финал
Пример: «Бегущий по лезвию» (Ридли Скотт, 1982)
Ненадежный рассказчик
Пример: «Расёмон» (Акира Куросава, 1950)
Перемена ролей
Пример: «Тайное окно» (Дэвид Кепп, 2004)
Бросьте зрителя в гущу событий
Пример: «Помни» (Кристофер Нолан, 2000)
Измените мотивацию героя
Пример: «Семь» (Дэвид Финчер, 1995)
Лучшие твисты в фильмах, заставшие нас врасплох
У вас ведь бывали такие моменты, когда вы смотрели кино, пребывая в уверенности, что вы понимаете все детали сюжета, как вдруг… буквально за пару минут до титров… БАМ! Режиссёр проворачивает свой трюк и вываливает на вашу голову совершенно непредсказуемый твист. Всё переворачивается с ног на голову, все предыдущие события теперь выглядят иначе, а ещё во всём этом наверняка как-то замешан М. Найт Шьямалан. В этом и прелесть неожиданных поворотов!
При неумелой подаче подобный приём способен вызвать разве что недоумение и полностью испортить впечатление от фильма. Но если за дело берётся опытный режиссёр, то шокирующее откровение в концовке моментально превращает хороший фильм в легендарный. Итак, представляю вашему вниманию свою подборку 25 лучших внезапных поворотов в кинематографе. И, разумеется, впереди МАССА СПОЙЛЕРОВ.
25. Исчезновение (1988)
О чём фильм: Датчанин Рекс вместе со своей девушкой отправляются в путешествие по Франции, где её похищает незнакомец, а главный герой всеми силами пытается её найти. Где-то спустя три года ему удаётся добраться до похитителя. Тот приглашает героя в кафе, в котором в последний раз видели девушку, и обещает рассказать ему, что с ней произошло, однако при условии, что Рекс выпьет на его глазах чашку кофе…
Сюжетный поворот: Выпив кофе, Рекс теряет сознание и просыпается в гробу глубоко под землёй. Да, подобное невозможно предсказать. А когда ты понимаешь, что та же судьба постигла и возлюбленную героя, становится натурально не по себе.
24. Плетёный человек (1973)
О чём фильм: Сержант Нил Хоуи (в исполнении Эдварда Вудварда) отправляется на небольшой уединённый остров для того, чтобы расследовать загадочное исчезновение девочки.
Сюжетный поворот: Выясняется, что вся история с исчезновением сфабрикована только ради того, чтобы заманить на остров кого-нибудь из внешнего мира. Опасаясь плохого урожая, местные безумцы решили принести человеческую жертву, чтобы задобрить своего бога Солнца. И хотя с самого начала было очевидно, что с жителями острова явно что-то не так, но предположить, что они так сильно слетели с катушек, было невозможно.
23. Прибытие (2016)
О чём фильм: Инопланетяне приземлились на нашей планете. Луиза Бэнкс (Эми Адамс), профессор-лингвист, возглавляет группу учёных, которые пытаются наладить контакт с расой так называемых гексаподов. Время от времени она вспоминает сцены из своего прошлого. Это связано с дочерью, которая умерла от рака.
Сюжетный поворот: Фильм заставляет нас поверить в то, что сцены с Луизой и её дочерью являются флешбеками. Однако героиня осваивает язык гексаподов (который настолько продвинут, что позволяет путешествовать во времени) и видит своё будущее, а потому данные сцены оказываются флешфорвардами.
22. Пятница, 13-е (1980)
О чём фильм: 22 года назад юный Джейсон Вурхиз погиб в лагере «Хрустальное озеро», а теперь кто-то угрожает отдыхающим в лагере. Учитывая, что тело Джейсона так и не нашли, герои полагают, что он вернулся, дабы отомстить…
Сюжетный поворот: Как вспоминает Дрю Бэрримор в «Крике», людей убивал не Джейсон, а его мать Памела (Бетси Палмер)! Однако и тело Джейсона не такое уж безжизненное, каким должно быть.
21. Иллюзия обмана (2013)
О чём фильм: Квартер всенародно любимых иллюзионистов гастролирует по всему земному шару со своими зрелищными выступлениями, попутно проворачивая дерзкие ограбления в лучших традициях Робин Гуда. Агент ФБР в исполнении Марка Руффало весь фильм пытается найти улики против них и отдать героев в руки правосудия.
Сюжетный поворот: Руффало всё это время был частью команды. Действуя под прикрытием в качестве агента ФБР, его персонаж Дилан Роудс-Шрайк с самого начала помогал иллюзионистам в их ограблениях.
20. Американский психопат (2000)
О чём фильм: Манхэттенский трейдер Патрик Бэйтман (Кристиан Бэйл) проводит свои дни за выбором модной одежды, обедает в лучших ресторанах города, а ещё периодически рубит людей своим верным топором. Ничего необычного, просто он психопат.
Сюжетный поворот: Признавшись в своих убийствах, Бэйтман внезапно понимает, что большинство его жертв по-прежнему живы и здоровы, и это намекает на то, что убийства происходили в голове героя. Выходит, что он не психопат, а лишь человек с богатой фантазией.
19. Приют (2007)
О чём фильм: Семейная пара переезжает в бывший детский приют, а спустя некоторое время их ребёнок пропадает без вести. В это же время мать начинает следить за призраком в виде мальчика с мешком на голове, который иногда появляется в коридорах приюта, и понимает, что здесь происходит нечто сверхъестественное.
Сюжетный поворот: Призрак мальчика с мешком на голове оказывается её сыном, которого она случайно заперла в кладовке. Шум, который героиня слышала в стенах дома, – это шаги и падение мальчика, пытавшегося выбраться из ловушки. Довольно мрачный фильм.
18. Олдбой (2003)
О чём фильм: Главного героя по имени О Дэ Су (в исполнении Чхве Мин Сика) похищают неизвестные, и он проводит в заточении 15 лет. Теперь он ищет ответы и пытается понять, кто стоял за его похищением. В ходе своих поисков он встречает юную девушку по имени Ми До (Кан Хё Чжон), в которую влюбляется.
Сюжетный поворот: Ми До оказывается дочерью О Дэ Су. Похититель спланировал их встречу, зная, что она приведёт к романтическим отношениям, и всё это было попыткой отомстить главному герою за старые обиды.
17. Помни (2000)
О чём фильм: Гай Пирс играет роль Леонарда Шелби, страдающего от антероградной амнезии, из-за которой он не в состоянии запоминать недавние события. В попытке найти убийцу своей жены он каждый день наносит татуировки на своё тело, чтобы не забывать ключевые моменты расследования.
Сюжетный поворот: Жена Леонарда на самом деле пережила нападение. А виновником её смерти стал сам Леонард, который вколол ей слишком большую дозу инсулина. Вместо того, чтобы принять вину, Леонард решил использовать свою болезнь, как способ найти новый смысл жизни.
16. Остров проклятых (2010)
О чём фильм: Судебный исполнитель Тедди Дэниелс (Леонардо Ди Каприо) вместе со своим напарником Чаком Аулом (Марк Руффало) отправляется в Эшклиффскую психиатрическую лечебницу на острове Шаттер, чтобы расследовать дело об убийстве и найти преступника, которому удалось буквально испариться без следа…
Сюжетный поворот: Сюрприз! Тедди – не тот, кто мы думали. На самом деле это Эндрю Лэддис – осуждённый, в состоянии аффекта убивший свою жену, которая утопила их детей. Да, не самый радужный поворот.
15. Другие (2001)
О чём фильм: На дворе стоит 1945 год, а Вторая мировая закончилась буквально на днях. Грейс (Николь Кидман) живёт вместе с двумя детьми в старом особняке в Джерси. И, судя по всему, под одной крышей с ними живут незваные гости с того света.
14. Первобытный страх (1996)
О чём фильм: Неподалёку от места жестокого убийства полицейские находят испуганного подростка Аарона Степлера (первая роль Эдварда Нортона), который утверждает, что страдает от раздвоения личности и просит помиловать его. Защищать его в суде берётся опытный адвокат Мартин Вэйл (в исполнении Ричарда Гира)…
Сюжетный поворот: Как только адвокату удаётся доказать невиновность Аарона, тот раскрывает, что вся история с раздвоением личности была обманом. Нет никакого психопата «Роя», живущего в теле героя: он и есть настоящий убийца.
13. Сплит (2016)
О чём фильм: Кевин Уэнделл Крамб (Джеймс МакЭвой) страдает множественным расстройством личности. В его теле уживается 23 личности, а самые недружелюбные из них решили похитить трёх девушек для своих зловещих целей.
Сюжетный поворот: Поскольку это фильм М. Найта Шьямалана, мы все ждали поворота в конце, но предугадать его было невозможно. В последней сцене нам показывают Брюса Уиллиса в кафе, который наблюдает за новостями о поимке Кевина. Здесь же героя называют по имени – Дэвид Данн… звучит знакомо? Да-да, вы всё это время смотрели спин-офф к «Неуязвимому».
12. Китайский квартал (1974)
О чём фильм: Частный детектив Джейк Гиттес (Джек Николсон) в декорациях довоенного Лос-Анджелеса вмешивается в дела крупного промышленного магната, а также заводит роман с роковой женщиной по имени Эвелин Малрэй (Фэй Данауэй).
Сюжетный поворот: Когда её заставляют объяснить, кем ей приходится любовница её мужа по имени Кэтрин, Эвелин раскрывает, что девушка – её сестра и дочь, родившаяся от её отца, Ноя Кросса.
11. Престиж (2006)
О чём фильм: Два конкурирующих иллюзиониста пытаются переплюнуть друг друга. Действие происходит в Лондоне 19-го века, и приводит к ряду трагедий. Мы до самого конца не можем понять, как Альфреду Бордену (в исполнении Кристиана Бэйла) удаётся быть в двух местах одновременно.
Сюжетный поворот: Выясняется, что Борден – это не один человек. На самом деле два брата-близнеца поочерёдно играли эту роль на сцене и в реальной жизни. Это становится шокирующим откровением для завистливого иллюзиониста, роль которого исполнил Хью Джекман. Его и убивает один из близнецов.
10. Гражданин Кейн (1941)
О чём фильм: Классика Орсона Уэллса, которую обычно крутят по телевидению на Рождество, рассказывает о жизни известного медиамагната. Всё это подаётся глазами репортёра, который пытается понять смысл последних слов Чарльза Фостера Кейна (Уэллса) – «розовый бутон».
Сюжетный поворот: Оказывается, что под «розовым бутоном» скрывалось название детских санок Кейна. Перед своей смертью Кейн с тоской вспоминал молодость – время, когда он был по-настоящему счастлив.
9. Планета обезьян (1968)
О чём фильм: Приземлившись на неизвестной планете, астронавт Джордж Тейлор (Чарльз Хестон) и его команда обнаруживают, что на ней правит раса разумных обезьян, построивших полноценное общество.
Сюжетный поворот: Оказывается, что всё это время герои были на Земле, превратившейся в постапокалиптический кошмар, который был вызван жадностью и глупостью человеческого вида. Об этом говорит Статуя Свободы в песке, показанная в конце фильма. К сожалению, этот легендарный кадр теперь украшает все обложки, поэтому поворот вряд ли можно назвать неожиданным…
8. Зелёный сойлент (1973)
О чём фильм: В далёком антиутопическом будущем всемогущая корпорация «Сойлент» выпускает всевозможные продукты питания, самым популярным из которых является зелёный сойлент. Чересчур любопытный полицейский в исполнении Чарльза Хестона пытается понять, из чего производится этот продукт, что в итоге приводит его к жуткому откровению…
Сюжетный поворот: Теперь все вместе: «ЗЕЛЁНЫЙ СОЙЛЕНТ ДЕЛАЮТ ИЗ ЛЮДЕЙ!». Да, эти аппетитные вафли делают из трупов.
7. Бойцовский клуб (1999)
О чём фильм: Рассказчик (Эдвард Нортон) в компании Тайлера Дёрдена (Брэд Питт) организовывает бойцовский клуб. Чуть позже он превращается в Проект «Разгром» и выходит из-под контроля, а Рассказчик тщетно пытается остановить новое движение, перелетая из города в город по следам Тайлера…
Сюжетный поворот: Где бы ни оказался Рассказчик, все члены проекта обращаются к нему, как к Тайлеру. Чуть позже появляется сам Тайлер и объясняет очевидное: главный герой страдает от раздвоения личности.
6. Пила (2004)
Сюжетный поворот: Когда один из героев выбирается (ради чего ему приходится отрезать собственную ногу), второй остаётся в комнате с трупом в надежде, что прибудет подмога. Внезапно труп поднимается на ноги, и выясняется, что это и есть Конструктор, спланировавший испытание. «Игра окончена», говорит он, зрелищно захлопывая дверь.
О чём фильм: Светлоглазый парень Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) встречается лицом к лицу с Дартом Вейдером в Облачном Городе, вступая с повелителем ситхов в дуэль на световых мечах, в которой он лишается руки.
Сюжетный поворот: Дарт Вейдер, олицетворение самого зла, оказывается отцом Люка. Люк, как вы, наверное, уже знаете, не очень рад такой новости.
4. Психо (1960)
О чём фильм: Сумасшедшая миссис Бейтс заманивает гостей в свой мотель, а затем прокрадывается в их комнаты по ночам и разрезает их на кусочки. В самом конце фильма отважная Лила Крейн (Вера Майлз) добирается до старого дома Бейтсов, замечает в подвале миссис Бейтс и готовится напасть на неё.
Сюжетный поворот: Выясняется, что от миссис Бейтс остался лишь мумифицированный труп. Её сын, Норман Бейтс (Энтони Перкинс), всё это время надевал её костюм перед убийствами постояльцев.
3. Семь (1995)
О чём фильм: Серийный убийца Джон Доу, который наказывал своих жертв за семь смертных грехов, сдаётся детективам Миллсу (Брэд Питт) и Сомерсету (Морган Фримен), хотя в его списке оставалось ещё два греха. Он обещает показать им, где спрятаны два последних тела. Когда трое героев добираются до пустыря, на который их привёл Доу, они видят курьера с посылкой.
2. Шестое чувство (1999)
О чём фильм: Юный Коул (Хейли Джоэл Осмент) страдает от необычного недуга. Он видит мертвецов. К счастью, психотерапевт Малкольм (Брюс Уиллис) всегда готов помочь мальчику справиться с этими ужасами. У самого же доктора большие проблемы в семье – жена демонстративно не замечает его и отвечает на все его вопросы молчанием.
Сюжетный поворот: Брюс всё это время был мёртв, и именно поэтому только мальчик мог видеть его. М. Найт Шьямалан оставил в фильме немало намёков на это, однако во время первого просмотра концовка действительно способна застать врасплох.
1. Подозрительные лица (1995)
О чём фильм: Когда неудачное ограбление приводит к массовым смертям, инспектор Дэйв Куйан (Чезз Палминтери) начинает расследовать это дело, допрашивая хромого Кинта, являвшегося соучастником ограбления. Тот рассказывает об опасном криминальном авторитете Кайзере Созе, который и организовал данное ограбление.
Сюжетный поворот: Куйан, уверенный, что вытянул всю информацию из Кинта, отпускает того из участка, однако вскоре понимает, что допустил фатальную ошибку. Кинт и есть Кайзер Созе. Тем временем, на улице хромота Кинта исчезает буквально на глазах, он закуривает сигарету и удаляется в закат. Две премии “Оскар”.