Как называется рисование с натуры
Что и как называется в рисовании: разбираемся в терминологии.
Но до словаря терминов тоже нужно дозреть, ведь всё начинается с простых рисунков на бумаге карандашом, с самостоятельных попыток нарисовать что-либо. Вот и получается, что такие вопросы, как: “а завтра будет натюрморт или живопись?” или “рисуем рисунок красками или карандашом?” случаются. Разбираемся постепенно.
1) Изобразительное искусство в целом подразделяется на ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА.
2). Всё изобразительное искусство, вне зависимости от вида, классифицируется по ЖАНРАМ.
Основные жанры изобразительного искусства:
а) портрет (изображение людей и лиц);
б) натюрморт (изображение предметов);
в) пейзаж (изображение природы);
г) абстракция (беспредметное искусство);
д) анималистический жанр (изображение животных);
е) сюжет (сценка с изображением нескольких взаимосвязанных фигур людей);
ж) обнажённая модель (изображение нагого тела);
з) смешанный жанр (синтез двух или нескольких жанров, например, фигура в пейзаже).
Основные стили в искусстве:
Основные направления в искусстве:
4). По назначению изобразительное искусство тоже подразделяется на отдельные группы и подгруппы. Чтобы не перегружать читателя информацией (статья всё-таки обзорная) остановлюсь только на живописи и графике, минуя остальные пластические виды искусства. Если нужно больше информации, или что-то конкретное, добро пожаловать в словарь художественных терминов (см. архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство и другое).
Итак, живопись бывает:
— фреска, т.е. не картина, а монументальная живопись;
— миниатюра (соответственно, произведение живописи малого размера), обычно это иллюстрация или миниатюрный портрет;
— театральная живопись (декорации в театре).
Графика подразделяется на оригинальную (рисунок) и печатную (гравюра).
4) Это станковая графика, то есть выполненная не в качестве иллюстрации, не как прикладное украшение, а для экспонирования в выставочном зале или музее и как предмет коллекционирования. Это подтверждает небольшой размер графических листов.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
ОБ АВТОРЕ:
Зарисовка с натуры — начало работы над будущим шедевром
Зарисовка с натуры — разновидность рисунка, на котором художник в течение короткого промежутка времени изображает конкретный объект наблюдения (вдохновения). В изобразительном искусстве обычно используют во время подбора материала для будущего произведения. Зарисовки с натуры творческие личности также часто делают во время путешествий, чтобы зафиксировать на бумаге личные впечатления от поездки: красоту природы, выдающиеся образцы архитектуры и типажи людей.
Виды зарисовок
Зарисовки с натуры, как и другие виды рисунков, всегда имеются в творческом арсенале профессионального художника. Всевозможные их вариации различают по следующим критериям:
Зарисовки с натуры подходят для отображения на бумаге статичных предметов, а для рисования подвижных предметов художники делают наброски.
Отличительные особенности зарисовок
Зарисовки с натуры и наброски по многим признакам весьма похожи. Но между этими разновидностями рисунка существуют некоторые отличия:
Зарисовки с натуры — обязательная часть обучения учеников в художественных школах, а опытные мастера постоянно используют этот вид рисунка для создания картин разных стилей и жанров.
Портал Very Important Lot предлагает ценителям прекрасного возможность приобрести произведения искусства на онлайн-аукционах. На сайте также можно напрямую купить картины у современных художников.
Рисование с натуры
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РИСОВАНИИ С НАТУРЫ
Рисунок — это изображение объемных предметов в наглядном виде по правилам перспективы, т. е. такими, какими мы их видим в реальных условиях В этом заключается основное отличие рисунка от чертежа, в котором единое отображение предмета расчленено на две-три его проекции.
В рисунке с натуры изображают видимую форму предмета, которая пере дает и действительную его форму. В перспективном рисунке крупного по раз мерам предмета отражаются также положение наблюдателя относительно объекта и действительная величина объекта.
Между действительной и видимой формой предмета имеется различие. Действительная форма предмета неизменна, видимая же его форма многообразна, она постоянно меняется в зависимости от ракурса или поворота предмета относительно наблюдателя и от дистанции наблюдателя.
С разных сторон и расстояний мы видим предмет по-разному, поэтому при рисовании с натуры большое значение приобретает выбор такой точки зрения, при которой хорошо выявляются объемная форма и характерные особенности изображаемого предмета. Например, если рассматривать прямой круговой цилиндр со стороны основания, то мы увидим лишь круг: боковая поверхность цилиндра не видна. Достаточно несколько повернуть цилиндр, чтобы получить правильное представление о его форме. Для лучшей передачи формы и объемности предмет для зарисовок устанавливают в таком повороте, чтобы его форма лучше выявлялась.
Приступая к рисованию с натуры, прежде всего, необходимо уяснить форму предмета, мысленно расчленив его на составляющие элементы.
Окружающие нас предметы, строительные детали и конструкции обладают различными внешними признаками: физическими (материал, цвет, фактура, освещенность) и геометрическими (форма, соотношение размеров, взаимное расположение отдельных частей).
рис 1. Перспективные сокращения равных по величине элементов объекта по мере их удаления от наблюдателя в глубину и перспективная сходимость параллельных прямых в точке схода; F — точка схода, А—Л —линия горизонта
Рисунок с натуры может быть длительным по времени исполнения и законченным, а может выполняться быстро, с передачей формы предмета в общих чертах. В последнем случае рисунок называется наброском или эскизом. Помимо своего самостоятельного назначения эскиз бывает необходим в тех случаях, когда требуется, перед тем как приступить к длительному основному рисунку, решить некоторые композиционные задачи — проверить выбор точки зрения, установить общую композицию рисунка и размещение изображения на листе.
По технике выполнения и характеру графики рисунок с натуры бывает тоновый и линейный. На тоновом рисунке средствами штриха и тушевки подробно передают светотеневые отношения и форму предмета, а на линейном — линией одного тона очертания предмета и отдельных его частей.
Изображение предмета в перспективном рисунке с натуры значительно нагляднее аксонометрического изображения, поскольку на рисунке отражаются перспективные сокращения, т. е. уменьшение предмета по мере его удаления от наблюдателя (рис.1)
Проектирование зданий и сооружений, конструирование машин и различных механизмов начинается с рисунка. Прежде чем выразить свои замыслы в чертежах, проектировщик выполняет рисунки и эскизы, с помощью которых уточняет и совершенствует первоначальное проектное решение.
НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ
Наблюдательная перспектива. Рисование с натуры объединяет два процесса: во-первых, зрительное восприятие предмета, правильную оценку его формы и пропорций и, во-вторых, изображение видимой формы предмета на плоскости. Большую помощь при этом оказывает знание правил наблюдательной перспективы, полученное в результате непосредственного изучения окружающих нас предметов в натуре.
Различают две части общей перспективы: линейную — изображение очертаний предметов и воздушную — изображение светотеневых и цветовых изменений предметов в пространстве в зависимости от их удаления от наблюдателя
Основная особенность наблюдательной перспективы — перспективное ее сокращение, т. е. кажущееся уменьшение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Степень этого уменьшения пропорциональна расстоянию от предмета. Чем ближе предмет расположен к наблюдателю, тем он воспринимается в перспективе большим по сравнению с одинаковым с ним, но более удаленным предметом, например размеры колонн на рис.1 В результате параллельные прямые воспринимаются сходящимися в одной точке — точке схода F. Для горизонтальных прямых точка схода расположена на линии горизонта h — h. Вертикальные прямые в перспективе остаются параллельными одна другой (вертикальные ребра зданий).
От положения точки зрения наблюдателя зависит характер перспективного изображения предмета. Видимая форма предмета заметно изменяется при перемещении наблюдателя вправо и влево относительно первоначальной точки зрения и при обходе вокруг объекта.
Видимая форма предмета зависит также от дистанции наблюдения (рис.2). Сходимость прямых линий, или перспективный ракурс, тем больше, чем ближе расположена точка зрения относительно предмета. Если наблюдатель находится близко к объекту (точка 1 — горизонтальный угол зрения 45°) сходимость горизонтальных прямых в перспективе становится значительной, при этом точки схода F1 и F2 прямых приближены к изображению предмета. По мере удаления точки зрения (точки 2 и 3 — углы зрения 30 и 15°) перспективный ракурс уменьшается, точки схода прямых отдаляются вправо и влево и обычно оказываются за пределами листа. Перспективное изображение предмета в этих случаях выглядит по-разному.
При близкой точке зрения (изображение /) перспектива предмета приобретает большую выразительность, но вместе с тем и неестественный вид, при дальней точке и небольшом угле зрения (изображение ///) перспектива изображаемого объекта становится «вялой» и невыразительной. Наиболее выразительное и естественное — перспективное изображение // (угол зрения 30°). Таким образом, на перспективном изображении отражаются не только форма и положение предмета в пространстве, но и точка зрения, т. е. положение рисующего относительно предмета. Поэтому правильный выбор точки зрения (наилучшие 20. 40°) и расстояния до изображаемого предмета имеют при рисовании с натуры важное значение.
При рисовании с натуры строительных конструкций, архитектурных фрагментов и различных сооружений знание некоторых основных закономерностей перспективы дает возможность правильно выполнить необходимые перспективные построения на рисунке и избежать ошибок. На рисунке наносят линию горизонта h — h и точки схода F1 и F2 параллельных прямых, если они помещаются на листе, или проводят в пределах листа вспомогательные прямые, идущие в точки схода.
Существуют точные геометрические методы построения перспективных изображений, в основе которых лежит центральное проецирование предмета на плоскость. Эту проекционную плоскость при рисовании с натуры мы не ощущаем, однако, производя зрительные сравнения отдельных частей изображаемого предмета в перспективе или пользуясь так называемым визированием карандашом на вытянутой руке, мы как бы совмещаем перспективные размеры в одну воображаемую плоскость, после чего полученные соотношения переносим на рисунок.
Перспектива здания. Чтобы построить перспективное изображение здания, необходимо иметь две прямоугольные проекции предмета — план и фасад (рис.3). На плане здания определим положение центра проецирования или точки зрения S (положение наблюдателя) и положение плоскости проекций или картинной плоскости К. На фасаде наметим высоту линии горизонта h — h.
Из точки зрения S проведем через характерные точки плана здания //, /// проецирующие прямые и определим точки 2, 3 их пересечения с основанием картины К. Далее найдем точки схода параллельных прямых продольного F1 и поперечного F2 направлений, проведя из точки зрения S прямые, параллельные соответствующим сторонам плана здания, до пересечения с плоскостью К. Полученные точки затем перенесем на перспективу (рис3). Перспектива здания построена с увеличением исходных данных в два раза.
На плане в точке 1, где картинная плоскость К совпадает с ближним углом здания, его вертикальное ребро проецируется в натуральную величину. Размер ребра 1 также перенесем на перспективу, увеличив его, как и все измерения, в два раза. Остальные вертикальные ребра проецируются сокращенными. Из концевых точек ребра 1 проведем прямые в точки схода F1 и F2- которые определяют перспективные размеры вертикальных ребер 1 и 3, поскольку горизонтальные прямые в перспективе изображаются сходящимися в точках схода. При рисовании с натуры архитектурного объекта рисующий не пользуется его планом и фасадом, не определяет положение картины и точки зрения (последняя задана положением рисующего), а выполняет перспективные построения аналогично описанным ранее.
Воздушная перспектива. При рисовании с натуры следует правильно передавать воздушную перспективу, т. е. светотеневые изменения на поверхности предмета, которые зависят не только от формы предмета и его положения относительно источника света, но и от того, на каком расстоянии от наблюдателя находится предмет или отдельные его части.
Воздушная перспектива — часть наблюдательной перспективы; ее закономерности выявлены в результате натурных наблюдений. Тот или иной слой воздуха, который разделяет наблюдателя и объект восприятия, влияет на воспринимаемую яркость освещенных мест и силу светотени. Чем дальше находится предмет от наблюдателя, тем различие между освещенной и затененной частями предмета, так называемый светотеневой контраст, погашается и становится менее резким (рис.4). И наоборот, чем ближе расположен предмет к наблюдателю, тем освещенные поверхности становятся светлее и ярче, а затененные – темнее, светотеневой контраст усиливается (рис. 4). В процессе рисования с натуры учитывают и передают на рисунке воздушную перспективу даже при относительно небольшой глубине изображаемого пространства. Это дает возможность выявить в рисунке на плоскости пространственность изображаемой композиции.
При рисовании внешнего вида, или экстерьера, здания необходимо правильно передать на изображении глубину пространства и степень перспективных ракурсов сторон или фасадов здания. Внешний вид здания в общем виде представляет собой объем прямоугольных в плане очертаний (параллелепипед) или сочетание нескольких таких объемов.
Сначала на рисунке наносят общую форму здания, намечают линию горизонта и точки схода горизонтальных прямых (рис.5 а), проверяют правильность передачи перспективных сокращений, а затем переходят к рисованию деталей: окон, дверей и других архитектурных элементов. В процессе рисования следят за правильностью построений и выразительностью основных форм здания, не уделяя большого внимания прорисовке мелких деталей.
Поскольку фасад здания симметричен, его середину на рисунке определяют пересечением вспомогательных диагоналей прямоугольной плоскости фасада. Далее намечают линии окон первого и второго этажей, идущие к точке схода, а после этого наносят вдоль фасада разбивку окон и простенков, учитывая перспективные сокращения их поперечников. После того как все основные построения на рисунке выполнены и проверены, переходят к более подробной прорисовке деталей и нанесению светотени (рис. 5 б). При этом следует учитывать воздушную перспективу. Более детально на рисунке прорабатывают элементы переднего плана. Детали дальнего плана рисуют более обобщенно: тени прокладывают более легким тоном. Глубину пространства подчеркивает также антураж — часть газона на первом плане, обрезанного рамкой рисунка, и легкие облака.
ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ
ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ
Архитектурно-строительная графика включает в себя графические средства и приемы, с помощью которых проектируемые здания и сооружения изображаются на плоскости. Рабочие чертежи, выполняемые в линейной графике, являются основными проектными документами. Однако на начальной стадии архитектурного проектирования зданий и при разработке демонстрационных материалов проекта возникает необходимость и в других видах изображений — ортогонально-проекционных с изображением теней и антуража, аксонометрических и перспективных, а также в специальных чертежах и эскизах по художественной отделке зданий (чертежей фризов, лепных украшений и декоративных панно, плиточных, мозаичных и паркетных полов и т. д.).
В зависимости от назначения и содержания архитектурно-строительных чертежей при их выполнении применяют различные материалы и приемы работы. В качестве графических приемов выполнения чертежей используют: линейную и черно-белую штриховую графику; отмывку тушью; многоцветную,
или полихромную графику.
Линейная графика — основной графический прием выполнения архитектурно-строительных чертежей. Линейную графику, с помощью которой передают лишь контурное изображение объекта, применяют на всех стадиях
Демонстрационный материал проекта включает в себя также чертежи, при выполнении которых линейная графика дополняется передачей светотени, фактуры и материала здания, а также изображением предметов, окружающих проектируемое здание: людей, растительности, окружающей застройки и т. д.
На рис.6 показано два изображения фасада здания, выполненных различными графическими приемами. Первое изображение выполнено в линейной графике рабочего чертежа, второе — в черно-белой штриховой графике демонстрационного материала к проекту с нанесением теней и передачей окружающих здание предметов. Волнистыми штриховыми линиями выделены цветовые вставки на фасаде здания.
Отмывку тушью применяют в тех случаях, когда на чертеже (обычно на фасаде или перспективе) требуется более наглядно выявить пространственное построение здания, материал и его фактуру, окружающую здание
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Как рисовать наброски и зарисовки? Рисование с натуры набросков и краткосрочных зарисовок.
Академический рисунок, как основа изобразительного искусства, предполагает изображение на плоскости разными материалами трехмерного пространства видимого мира. Основные принципы обучения — от простого к сложному, от плоского к объемному, от неумения к умению, не пропуская ни одной ступени в постижении мастерства.
Рисование с натуры заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения формы, размышлять, пытаясь правильно изобразить увиденное.
Для того чтобы учебные наброски и зарисовки с натуры могли выполнять свою роль, учащимся необходимо овладеть ими как особым видом обобщенного реалистического изображения, имеющим свои специфические способы исполнения.
Второе, не менее важное назначение набросков и зарисовок в том, что они помогают воспитывать чувство обостренного восприятия окружающей действительности, умение «цельно» видеть, наблюдать и сознательно обобщать увиденное. Искусство рисования представляет собой единый художественный творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, приобрести особое видение мира, теоретические знания и практические навыки в этой области.
Зрительное восприятие художников особенно обострено и глубоко индивидуально. Оно обуславливается творческой направленностью художника, и не все, что художник видит, привлекает его внимание и вызывает интерес и желание изобразить. Но то, что его заинтересовало, он наблюдает, анализирует. Наблюдение может быть длительным, непрерывным, или очень коротким, и поэтому оно очень различно. В итоге в сознании художника возникает неполный, но достаточно устойчивый образ предмета или явления. То, что в восприятии художника возникает не весь предмет или явление, со всеми деталями и подробностями, а выборочно, лишь самое главное, наиболее характерное, типичное и называется — «цельным видением». Можно смотреть, но не видеть. Поэтому очень важно, чтобы итог наблюдения был сохранен в сознании. Здесь на помощь художнику приходит зрительная память.
Зрительная память развивается на основе практического опыта, благодаря часто повторяющимся упражнениям на «запоминание». Чем больше собирается впечатлений и представлений о жизни, тем больше скапливается в копилке памяти у начинающего художника.
Обучение изобразительному искусству не возможно без решения основных, взаимосвязанных друг с другом методических задач:
Воспитывать и развивать у учащихся способность к наблюдению.
Научить их цельно видеть (воспринимать действительность во всем многообразии и внутренней связи).
Развивать и укреплять зрительную память.
Научить работать «по представлению».
Привить и выработать привычку работать самостоятельно дома, без помощи педагога (домашнее задание).
Краткосрочные учебные рисунки, наброски и зарисовки — являются вспомогательными, но очень ценными упражнениями, активирующими весь учебный процесс и решающими и эту сложную задачу.
Набросок — обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий, иногда кратчайший промежуток времени.
Существуют несколько типов набросков:
Набросок с натуры.
Комбинированные наброски (сначала с натуры, а затем по памяти). Наброски исполняемые только «по памяти».
Наброски «по представлению».
Наброски, выполняемые комплексным способом с применением всех вышеуказанных способов.
Наброски по воображению (набросок — эскиз).
Зарисовка является одним из видов краткосрочного рисунка. «Зарисовать» у художника — это примерно тоже; что у писателя — «записать». Характер исполнения зарисовки может быть самым разнообразным в зависимости от её назначения и содержания, также различно и время, затрачиваемое на ее исполнение. Кроме зарисовок различного типажа и жанровых сценок, следует набрасывать части пейзажа, фрагменты архитектуры, разнообразные бытовые предметы и др. У И. Е. Репина в «Пенатах» имелся целый шкаф альбомов с зарисовками. Их художник хранил как необходимый материал для творческой работы. Тема зарисовок: «Жук», «Бабочка», «Кузнечик», «Ключ», «Веточка винограда», «Орех», «Ботинок» и так далее. Чередуя зарисовки мелких предметов и традиционные задания по рисунку, можно заметить, как у учащихся появляется интерес к предмету «Рисунок», появляются и профессиональные навыки в работе над рисунками.
Зарисовки мелких предметов и наброски с фигуры человека являются темой для домашних заданий. В течение недели, на протяжении всего учебного годах, учащиеся должны выполнить и принести от 3-х до 10-ти домашних зарисовок.
Во 2х, 3х классах требования к зарисовкам повышаются. Появляется задача на передачу объема, материальности, фактуры, обработки поверхности предмета. В процессе работы над зарисовками у учащихся постепенно вырабатывается способность к точной передаче натуры и длительной работе над рисунками. Требование к точности рисунка воспитывает у учащихся чувство ответственности за свою работу, а это одно из профессиональных качеств художника Задания располагаются в порядке постепенного усложнения от изображения простейших предметов до краткосрочной зарисовки головы и фигуры человека.
В 3-х классах темой зарисовок может быть часть интерьера, прихожей и т. д. Набросок человека в интерьере, зарисовка складок. Классное задание краткосрочная «зарисовка головы человека» выполняется ограниченным количеством учащихся (лучшие ученики). Обязательным условием является предварительное знакомство со строением черепа, его зарисовок в 2-х поворотах (фас, три четверти), зарисовок частей лица, обрубованной головы в 2-х поворотах (фас, три четверти). А также выполнение учащимися систематических, обязательных домашних заданий с 1х по 4е классы.
Для 4-х классов это — «Автопортрет» — 3 шт. копии с рисунков старых мастеров Боттичелли, Рубенса, Репина, Серова — 10 шт. Учащиеся 4-х. 5-х классов выполняют краткосрочную зарисовку головы человека (в фас, три четверти) в классе. Материал графитный карандаш, формат А-3, время 30–40 минут.
Модели — учащиеся 4 классов. Цель: знакомство с пропорциями головы человека.
Задачи: закомпановать, передать пропорции головы человека.