Как называется рисунок на бумаге
Монотипия — старинная техника печати единичных оттисков: техника, виды и история
Монотипия — (от греческих слов mono — «один» и typos — «отпечаток») — это вид печатной графики. Произведениям, выполненным в технике монотипии, присущи плавность и мягкость очертаний форм. Художник вручную наносит краски на идеально гладкую поверхность печатной формы, а затем создает оттиск изображения на бумаге. Изготовленный отпечаток всегда получается в единственном экземпляре.
Монотипия кардинально отличается от других видов печатной техники (офорта, гравюры, литографии, ксилографии) уникальностью созданного изображения. С оригинальной формы можно изготовить только один оттиск, так как большая часть краски при печати безвозвратно переносится на бумагу.
Виды монотипии
Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Для создания уникальных эстампов мастера используют различные технические приемы. Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам:
Монотипия в качестве техники печати уникальных изображений в наши дни стала популярным инструментом для развития творческих способностей взрослых и детей. Кроме традиционной манеры создания оттисков появилось множество альтернативных разновидностей этой техники:
История монотипии
История монотипии насчитывает почти 400 лет, хотя первые попытки создания уникальных оттисков с печатных досок в Китае датируются еще XI веком. Но древние восточные мастера не развили эту технику, а их потомки быстро утратили к ней интерес.
Изобретателями монотипии современные историки считают сразу двух художников эпохи позднего Ренессанса: голландца Антониса Саллерта (Antoon Sallaert) и итальянца Джованни Кастильоне (Giovanni Castiglione). Оба мастера независимо друг от друга практически в одно время придумали два разных вида монотипии.
Антонис Саллерт в начале 1640-х гг. первым начал рисовать красками на чистой металлической пластине, а затем делать отпечатки изображений на бумаге. В этой технике ему нравилась возможность легко вносить исправления в рисунок во время работы. Произведениям Саллерта присущи жирные мазки с сужающимися линиями.
Джованни Кастильоне в середине 1640-х годов изобрел другую технику. Он закрашивал чернилами пластину и давал ей полностью высохнуть. Затем художник острым инструментом вырезал на черном фоне изображение и делал его оттиск на бумаге. Работы итальянца отличаются тщательной прорисовкой мелких деталей и обилием штриховок.
Но у монотипии был один, по мнению подавляющего большинства художников, серьезный недостаток. Оттиск можно было получить только в единственном экземпляре. Поэтому монотипия долгое время значительно уступала по популярности тиражным печатным техникам — офорту и ксилографии.
В конце XVIII века английский художник Уильям Блейк (William Blake) попытался усовершенствовать метод Саллерта. Он наносил рисунок на металлическую пластину стойким лаком, а потом обрабатывал ее кислотой, которая протравливала незащищенные участки. Так была изобретена цинкография — разновидность выпуклого офорта.
Во второй половине XIX века великий импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) вдохнул новую жизнь в монотипию. Французский мастер очень любил пастель и пытался найти этому материалу новое применение. В результате множества экспериментов Дега научился создавать монотипии пастелью.
Выдающийся гений первым начал использовать прозрачную печатную форму, растирал пальцами краску и вырезал резцом линии. Его энтузиазм повлиял на других живописцев. К технике монотипии в своем творчестве также обращались:
В ХХ веке значительно возрос интерес к монотипии со стороны непрофессиональных художников. Постепенно эта техника стала популярной для обучения детей рисованию, а затем нашла для себя новое оригинальное применение. Современные психологи часто используют всевозможные манеры монотипии в сеансах арт-терапии. С помощью этой старинной печатной техники профессиональные врачи снимают эмоциональное напряжение, развивают воображение и творческое мышление, могут оценить психическое состояние человека по его работам.
Монотипия сегодня вышла далеко за рамки одной из разновидностей графической техники. Она высоко ценится не только художниками, но и людьми других социально важных профессий: учителями и врачами.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может купить картины, рисунки с монотипией и многое другое напрямую у современных художников. Сайт также предоставляет возможность всем желающим принять участие в онлайн-аукционах и приобрести подлинные шедевры антиквариата.
Что и как называется в рисовании: разбираемся в терминологии.
Но до словаря терминов тоже нужно дозреть, ведь всё начинается с простых рисунков на бумаге карандашом, с самостоятельных попыток нарисовать что-либо. Вот и получается, что такие вопросы, как: “а завтра будет натюрморт или живопись?” или “рисуем рисунок красками или карандашом?” случаются. Разбираемся постепенно.
1) Изобразительное искусство в целом подразделяется на ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА.
2). Всё изобразительное искусство, вне зависимости от вида, классифицируется по ЖАНРАМ.
Основные жанры изобразительного искусства:
а) портрет (изображение людей и лиц);
б) натюрморт (изображение предметов);
в) пейзаж (изображение природы);
г) абстракция (беспредметное искусство);
д) анималистический жанр (изображение животных);
е) сюжет (сценка с изображением нескольких взаимосвязанных фигур людей);
ж) обнажённая модель (изображение нагого тела);
з) смешанный жанр (синтез двух или нескольких жанров, например, фигура в пейзаже).
Основные стили в искусстве:
Основные направления в искусстве:
4). По назначению изобразительное искусство тоже подразделяется на отдельные группы и подгруппы. Чтобы не перегружать читателя информацией (статья всё-таки обзорная) остановлюсь только на живописи и графике, минуя остальные пластические виды искусства. Если нужно больше информации, или что-то конкретное, добро пожаловать в словарь художественных терминов (см. архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство и другое).
Итак, живопись бывает:
— фреска, т.е. не картина, а монументальная живопись;
— миниатюра (соответственно, произведение живописи малого размера), обычно это иллюстрация или миниатюрный портрет;
— театральная живопись (декорации в театре).
Графика подразделяется на оригинальную (рисунок) и печатную (гравюра).
4) Это станковая графика, то есть выполненная не в качестве иллюстрации, не как прикладное украшение, а для экспонирования в выставочном зале или музее и как предмет коллекционирования. Это подтверждает небольшой размер графических листов.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
ОБ АВТОРЕ:
Как называется рисунок на бумаге
Комишка, традишка, коллаб: терминология современного художника
«Возьму комишки на хеды, халфы и фуллы. В традишке и дидж, лайн, безлайн», – такие объявления можно обнаружить в группах начинающих художников. «Не могу разобрать слова, это на эльфийском?», – подумаете вы.
Всё течёт, все изменяется, и вместо привычных нам «графика, гризайль, акварель» в среде художников можно услышать вот такую абракадабру. Чаще всего эти термины используют подростки-самоучки и фрилансеры, но они всё прочнее входят в лексикон и далеких от сферы людей.
С развитием всемирной сети Интернет художники из разных стран объединились на тематических площадках для продвижения, поиска работы и обмена опытом. А так как универсальным языком для общения во всем мире признан английский, не удивительно, что именно оттуда вышло большинство современных профессиональных жаргонизмов. Давайте пройдёмся по самым основным из них.
Начнём с того, что собственно сам художник это артер (arter), а рисунок – арт (art).
Разделение по техникам:
На смену деления работ на живопись, графику и так далее, пришли более обобщённые категории: диджитал и традиционный рисунок.
Традишка (традиционный рисунок, traditional art) – работа, выполненная с помощью традиционных материалов и инструментов: гуашью на бумаге, маслом на холсте и т.д. Оцифрованное (скан, фото) и залитое в интернет традиционное изображение всё равно будет традишкой.
О процессе:
Туториал (tutorial) – пошаговый урок, показывающий, как что-либо нарисовать.
Скетч (sketch) – набросок, эскиз, намётка рисунка со вспомогательными линиями, тренировка поз и мимики персонажей, набивка руки перед чистовым рисунком. Соответственно, скетчбук – альбом или блокнот для набросков.
Драфт (draft) – быстрый, неряшливый набросок.
Линия движения (line of action) – линия, которая задаёт движение при рисовании персонажей.
Линии построения – вспомогательная линия, используемая для графического построения характерных точек, фигур, проекций и т.п., не входящая в состав окончательного изображения.
Лайн (line) – аккуратный чистовой (либо черновой) рисунок, но без цвета и свето-теней.
Шейдинг (shading) – наложение теней.
Хайлайты (highlights) – световые эффекты: блики, отражения, рефлексы.
Колоринг, покрас (coloring, flat coloring) – заливка цветом без теней и света.
Детализация – тщательная проработка деталей изображения.
Монохром (греч. «mono» – один и «chroma» – цвет) – одноцветность (но не обязательно ч/б) работы.
Бэк, бэкграунд (background) – фон.
Текстура – изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов.
Палитра (palette) – цветовая гамма конкретного рисунка (можно подобрать, можно взять уже готовую).
Коллаб (collaboration) – совместная работа нескольких художников над одним артом.
Реквест (request) – работа, выполненная на заказ бесплатно или в обмен на спасибо, лайки, репосты, рекламу.
Редизайн (redesign) – изменение/улучшение персонажа или какого-то стиля.
Редрав (redraw) – когда автор перерисовывает свою же старую работу, чтобы показать, насколько за этот период улучшился навык рисования.
Челендж (challenge) – соревнования, вызов, вид активности в среде художников. Наиболее популярные: Inktober, Drawlloween, Mermay, Draw in your stile.
Випка (WIP, W.I.P., work in progress) – работа, выкладываемая в процессе её создания, с целью показать сам процесс или попросить совета.
Трейд (trade) – обмен рисунками: ты рисуешь – тебе рисуют в ответ.
ACEO-трейд (art cards, editions and originals) – обмен по почте небольшими карточками примерно 6,3 × 8,9 см. Как правило, рисованные, но могут быть фотографией или коллажем, как в одном экземпляре, так и тиражированные.
Кирибан (kiriban, от яп. 切りのいい番– kiri no ii ban) – дословно: хорошее число, чтобы остановиться. Суть явления сводится к тому, что участник сообщества-подписчик фиксирует круглое, красивое число (количество постов, подписчиков), и за это получает награду, например, рисунок от артера.
О рисунках:
Чар (character), перс – персонажи с собственной биографией, палитрой цветов, именем, характеристиками.
ОС (original character) – оригинальный персонаж художника, тот, которого он сам себе придумал.
Адопт (adoptable, adopt) – способ создания персонажей. Художник придумывает персонажа и выставляет на продажу. Как только покупатель его приобретает, адопт и права на него полностью оказываются в распоряжении купившего.
Комишка, комишн (commission) – рисунок на заказ за деньги.
Гифт (gift) – рисунок в подарок.
Хэдшот, хэд ( headshot ) – «летающая» голова, рисунок головы без туловища.
Халфбоди, халф (halfbody) – «половина» тела, рисунок «по пояс».
Фулбоди, фул ( fullbody ) – персонаж в полный рост.
Полноценка – работа, выполненная в цвете, с фоном и деталями.
Безлайн – рисунок, созданный без ободочного контура, в котором объем передан только свето-тенями и цветом.
Антро (antro) – антропоморфные животные, похожие на человека практически во всём.
Фурри (furry) – животные, как правило, обладающие мехом, которым присваиваются человеческие качества в той или иной степени. Кто-то разделяет фурри и антро, кто-то считает, что это одно и то же.
Юч/YCH (your character here) – набросок персонажа, который можно купить или забронировать. Выбранный набросок будет покрашен под вашего персонажа.
Ватермарка (watermark) – сигнатура, клеймо, логотип, подпись художника.
Оверпэйнт или редлайн – изображение, выполненное поверх работы другого человека для подсказок или указания ошибок. Иногда оверпэйнтом называют обводку, обмазку, обмазон – когда автор размазал, заблюрил (blur – вид обработки в графическом редакторе), исказил фильтрами готовую фотографию и выдаёт за свой рисунок.
И еще много-много странных слов. Как можно заметить, многие из них имеют отношения к продажам или продвижению работ, налаживанию социальных связей между художниками и их поклонниками, зрителями, получению обратной связи. Это также новые веяния в среде художников, дизайнеров и иллюстраторов, подробнее об этом можно прочесть в другой нашей статье.
Добавить комментарий
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.
Помним : 0 — 2: работа плохая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты
Комментарии
Ну что ж – о практической пользе этой статьи немного упомянуто по касательной в самой статье.
Так вот, миллионы художников со всего мира сидят на англоязычных площадках (так как российских адекватных аналогов практически нет), и общаются. Общение – это способ их учебы. Продвинутые матера выкладывают пресловутые туториалы и випки, делают уроки на ютуб-каналах – зачастую, на английском языке, с использованием этих терминов. Они, рассказывают о приемах, которые используют, делятся со своими подписчиками бесплатными авторскими наработками: кистями, текстурами, шрифтами, распространяя знания. Эти слова, как и многие другие – лишь условное общепринятое средство передачи информации и знаний от людей с разными языками и культурными традициями.
И так было всегда. Достаточно знать историю искусств, чтобы понимать, что подавляющая часть художественных терминов, а также техник и приемов – пришли в нашу культуру извне. В Х-ХІІ веках на художественные традиции Руси сильно влияла Византия, оттуда пришла иконопись. XVII век – засилье европейской культуры. Все слова, которым учат в художественных школах, все эти колориты, палитры, композиции – слова немецкого и французского происхождения. Помогают ли они научиться лучше рисовать, имеют ли практическую пользу? Ну, наверное, да, раз их учат. Перед погружением в какую-то сферу как правило учат базовый категорийный аппарат. И все это было перенесено в русскую культуру в процессе расширения культурных и политических связей, грубо говоря – общения между странами, и затем переработано в некий самобытный продукт русской культуры. Ну а те, кто отрицает очевидное – в России еще предостаточно невырубленной тайги. Можно уйти в лес и там в землянке баловаться лубком, или берестой ))