Как называется роликовый токоприемник электротранспорта
Словари
1. Ролик, посредством которого осуществляется контакт между двигателем троллейбуса, трамвая и т.п. и проводом.
2. Контактный провод фигурного сечения для такого ролика.
ТРОЛЛЕ́Й [тролей], троллея, муж. (англ. trolley) (тех.).
1. Ролик, посредством которого осуществляется контакт между двигателем (трамвая, троллейбуса) и проводом.
2. Контактный провод фигурного сечения для такого ролика.
тролле́й, тролле́и, тролле́я, тролле́ев, тролле́ю, тролле́ям, тролле́ем, тролле́ями, тролле́е, тролле́ях
сущ., кол-во синонимов: 2
(англ. trolley) контактный провод, по которому проходит электрический ток для питания тяговых электродвигателей.
— Канатный провод, по которому проходит электрический ток для питания тяговых электроприводов.
1. Безрельсовый городской электрический транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров и иногда грузов.
2. Многоместная машина такого транспорта.
ТРОЛЛЕ́ЙБУС [тролейбус], троллейбуса, муж. (англ. trolleybus, букв. роликовый автобус, срн. троллей и автобус). Безрельсовый трамвай, автобус, приводимый в движение электрическим током, получаемым по воздушному проводу, контакт с которым поддерживается троллеями.
Транспортное средство для перемещения по земле безрельсовым способом, представляющее собой многоместную пассажирскую машину с электрической тягой, причем электрический ток поступает от контрольной сети через подвесные (троллейные) провода, используется в городе для маршрутных перевозок.
Троллейбус притормозил и избежал столкновения с грузовиком.
Многоместная пассажирская машина с электрической тягой, вид городского безрельсового электрического транспорта.
На одиннадцатом троллейбусе. Жарг. мол. Шутл. Пешком. Вахитов 2003, 103.
Чтоб тебе с троллейбусом переспать! Жарг. мол. Бран.-шутл. Недоброе пожелание женщине, вызывающей раздражение, досаду. Максимов, 418.
Типы и виды токоприемников
Токоприемник – важная составляющая электрических видов транспорта. С помощью него ток сети передается электроподвижному составу, приводя его в движение. Такой контакт называется токосъемом. Для разного транспорта необходимо использовать разные виды токоприемников. У них есть множество отличий начиная от формы и заканчивая положением на транспорте. Рассмотрим виды токоприемников и расскажем о тех, которые изготавливает наша компания.
Виды токоприемников
Для понимания деления токоприемников используют разные аспекты. Так по условиям работы они делятся на:
Типы токоприемников
Конструкцию токоприемника выбирают исходя из назначения самого транспорта и того, какая у него должна быть скорость. По своей конструкции токоприемники принято делить на:
Пантографы
Применяются на составах железные дорог, приводимых в движение за счет тока (электрички, электровозы) и трамваях. Механизм пантографа позволяет рамам в виде ромба подниматься и опускаться. В верхней части рамы один или два полоза контактируют с токовым проводом. Это способствует хорошему контакту и быстрой скорости передвижения. Некоторые пантографы автоматически опускаются вниз при контакте с неисправным отрезком сети или ударах.
Полупантограф
Ассиметричная конструкция, напоминающая половину обычного пантографа. У этого вида есть несколько преимуществ:
Штанговые
Штанговые токоприемники устанавливают на троллейбусы. Название дано исходя из конструкции: к проводам вверх под углом направлена штанга. Чаще всего их две. Движение штанги происходит путем направления ее проводом. За верным направлением движения из кабины дистанционно следит водитель, переключая стрелку головки, когда это необходимо. Штанговые токоприемники отличаются легкостью используемых материалов и простотой управления. Но главный недостаток в том, что при неудачном маневре штанга может слететь. На ее установку водитель тратит время и отклоняется от графика. Поэтому движение троллейбусов медленнее остального транспорта.
Стоит отметить и самые скоростные токоприемники – рельсовые. Они крепятся в нижней части состава и контактируют непосредственно с рельсами. Плотное прилегание обеспечивает высокую скорость, поэтому рельсовый токоприемник устанавливают на метрополитены и поезда.
Пантограф для трамваев
Многие жители городов часто наблюдают, как водители троллейбусов выходят из кабины, чтобы возвратить на место контактные штанги (токоприемники). В зависимости от сноровки и квалификации водителя это занимает несколько минут.
Как появился трамвайный пантограф
Несмотря на свою легкость и простоту, трамвайный пантограф представляет собой сложный инженерно-технический механизм, над которым долгое время работали ученые и специалисты многих отраслей науки и техники.
Появился пантограф трамвая в США в начале прошлого века и сначала применялся, в основном, на электровозах, так как требования к безопасности, весу конструкции там были не так высоки, как для трамваев.
Понадобилось почти сто лет эксплуатации, более глубокое понимание электрических процессов, появление новых материалов, прежде чем пантографы трамвая заменили штангельные и бугельные устройства на трамваях.
Устройство трамвайного пантографа
Пантограф или токоприемник трамвая служит для подвода электрического тока от линий электропередачи к двигателю трамвая.
Для этого на крыше трамвая на мощном основании монтируются нижние рамы механизма, выполненные из стальных конусообразных труб. Они поворачиваются на валах с помощью подшипников скольжения. Таким образом достигается подвижность и надежность всей конструкции.
Синхронность поворота обоих валов и работу рам без перекосов обеспечивает металлическая тяга, соединенная с ушками. Все элементы механизма надежно изолированы.
Валы нижних рам поворачиваются под действием пружины, которая стремясь сжаться, передает усилие на ушки валов. Рамы несколько поднимаются и оказывают пружинящее давление на полоз, тем самым прижимая его к контактному проводу.
Это имеет большое значение, так как неровности дороги, ухабы, повороты прерывают соединение полоза с контактным проводом. По законам физики перерывы в контакте приводят к дуговому разряду в виде искр и молний. Это особенно заметно во время дождя.
Такие электрические явления ведут к преждевременному износу полоза и контактного провода. Также мешают контакту и встречное движение воздуха. Пружины рам во многом предотвращают такие явления.
Полоз и контактный провод соединяет угольная вставка. Она состоят из графитовых полос высокой чистоты. Они хорошо проводят электрический ток и, размягчается под действием высокой температуры, возникающей при трении и действии тока, исполняют роль смазочного материала.
Различия трамвайных токоприемников
В старых моделях трамваев подъем и опускание рам осуществляется с помощью механического привода. В современных трамваях такие действия производятся электромеханическим приводом.
В зависимости от мощности используемого транспорта применяют полоза:
Сегодня завод изготавливает весь ряд токоприемников, используемых всеми видами электротранспорта.
Серии пантографных токоприемников:
Пантографы серии ТрА изготавливаются в таком ряду:
Допустимый ток до 800 А в движении, а на стоянке –160А при напряжении 550 В.
Токоприемники серии ЛА имеют систему автоматического опускания при поднятии токоприемника выше 7 м над уровнем головки рельса или разрушении полоза.
Пантографы серии ТА также снабжены системой автоматического опускания. Трехрядный и четырехрядный полоз позволяет снимать ток от 2400 А до 3200 А, работать с напряжением 27КВ и развивать скорость до 160 км/ч. Это особенно важно, так как Россия намеревается переходить на производство высокоскоростных электровозов.
Токоприёмник
Токоприёмник — электрический аппарат для создания контакта электрического оборудования электроподвижного состава с контактной сетью. Токоприёмники различают по условиям работы — для токосъёма с воздушной (проводной) контактной подвески и с контактного рельса; по конструктивному исполнению — пантографные (называемые пантографами), дуговые, штанговые.
Содержание
Пантограф
Пантографные токоприёмники имеют подъёмный механизм в виде шарнирного многозвенника. Они применяются на электроподвижном составе магистральных железных дорог и трамваях. Такие токоприёмники предназначены для токосъёма при высоких скоростях движения. Пантографный токоприёмник (рис. 1) имеет подвижные рамы, соединённые с помощью рычагов с неподвижным основанием. На верхних рамах установлены один (обычно на электровозах постоянного тока) или два полоза, снабжённые контактными вставками, которые при движении электроподвижного состава скользят по контактному проводу. Перевод токоприёмника в рабочее положение осуществляется пневматическим приводом, установленным на основании токоприёмника или на крыше электроподвижного состава. Токоприёмник поднимается пружинами при подаче сжатого воздуха в пневмоцилиндр и опускается при выпуске воздуха. Давление в пневмоцилиндре поддерживается в течение всего рабочего времени электроподвижного состава. Некоторые токоприёмники оборудованы автоматическими устройствами для опускания их при ударе полоза о неисправный элемент контактной сети, что обеспечивает локализацию возникшего повреждения.
Токоприёмники на высокоскоростном электроподвижном составе иногда выполняют в виде двух подвижных систем (рис. 2) с использованием авторегулирования: на небольшие изменения высоты подвеса контактного провода реагирует только верхняя система, а при больших её изменениях (например, в зоне низких искусственных сооружений) верхняя подвижная система приводит в действие нижнюю. Для улучшения качества токосъёма на этих токоприёмниках установлены гидравлические амортизаторы и аэродинамические экраны.
Полупантограф
Полупантограф (англ. single arm pantograph) или асимметричный токоприёмник — внешне выглядит, как половина обычного пантографа.
Преимущества полупантографа перед обычным пантографом:
Однако у полупантографа есть недостаток — меньшая прочность. Известны случаи, когда компании, не способные поддерживать подвижной состав и контактную сеть в надлежащем состоянии, переоборудовали полупантографы в пантографы.
Дуговые и штанговые токоприёмники
Дуговые и штанговые токоприёмники применяют на трамваях, штанговые — только на троллейбусах.
Рельсовый токоприёмник
Рельсовый токоприёмник распространён на метрополитенах. Принципиальную конструкцию токоприёмника определяет контактный рельс, характеризующийся большой жёсткостью и малым изменением высоты над уровнем ходовых рельсов. Такой токоприёмник обеспечивает относительно высокое контактное нажатие (до 300 Н) и малый ход подвижных частей (не более 30 мм), что повышает качество токосъёма. На электроподвижном составе отечественных метрополитенов токосъём осуществляется с нижней поверхности контактного рельса, за рубежом — с верхней или с нижней. Токоприёмник (рис. 3) устанавливается на кронштейнах, прикреплённых к буксам вагона через изолированный брус. Непосредственный контакт токоприёмника с контактным рельсом осуществляет башмак, который прикреплён к держателю со стороны рифлёной поверхности болтами. Необходимое статическое нажатие создаётся работающими на сжатие пружинами, расположенными между кронштейнами и держателем. Ток от башмака к кронштейнам протекает через гибкие шунты. На кронштейне закреплён контактный палец для подключения гибкого кабеля, соединённого с питающей шиной для передвижения вагона по участку, не оборудованному контактным рельсом. Рифлёные поверхности позволяют надёжно закреплять башмак на держателе на разной высоте, которую постепенно увеличивают по мере износа бандажей колёс вагона для сохранения определённого положения башмака по отношению к контактному рельсу. Токоприёмник имеет штырь, удерживающий башмак в случае необходимости в крайнем нижнем положении, что исключает соприкосновение его с контактным рельсом.
Токоприёмники могут снабжаться приводами с дистанционным управлением, позволяющими из кабины машиниста поднимать или опускать башмаки.
Непростое устройство токоприёмника (пантографа)
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 01.11.2021
Сегодня мы разберем один небольшой такой вопросик, что это за штуки на крыше электровозов и электропоездов и почему их иногда так много?
Токоприемник на электропопезде
Так вот «эти штуки» называются токоприемники или иногда на профессиональном сленге пантографы. Предназначены они для передачи с помощью скользящего контакта электрической энергии от контактного провода к электрическому оборудованию электровоза. Вот и всего-то делов.
Но на самом деле это очень важные и не простые устройства. Разберем кратенько без всяких замудреностей как он устроен и работает.
пантограф
Токоприемник это довольно легкая конструкция размещающаяся на небольшой раме и включает в себя подвижные рамы-полые трубы, которые несут так называемые каретки а на каретках располагается само контактное устройство-полоз, в пазах которого находятся угольные вставки, все это устройство поднимается и опускается подъемно-опускающим механизмом.
Токоприемник электровоза
Подъемно-опускающий механизм включает в себя пневматический цилиндр, подъемные и опускающие пружины. Все токоприемники поднимаются сжатым воздухом и удерживаются в поднятом положении подъемными пружинами а при опускании токоприемника воздух из цилиндра выходит в атмосферу и посредством опускающих пружин через тяги и шарнирные связи усилие подъемных пружин нейтрализуется и токоприемник опускается.
Во время движения полоз токоприемника, поддерживаемый каретками скользит по контактному проводу угольными вставками и происходит токосъем.
Вся работа токоприемников управляется с пульта машиниста соответствующими кнопками. На односекционных электровозах располагается два токоприемника с обоих концов на крыше электровоза.
Электровоз
На двухсекционных электровозах на каждой секции располагается по одному токоприемнику ближе к кабине. Во время движения в поднятом состоянии находится задний токоприемник а передний опущен, это все не просто так и определено правилами эксплуатации электровозов, если впереди машинист увидит неисправность контактной сети, такое бывает не так уж и редко, он успеет опустить задний токоприемник и не повредить токоприемники.
Но бывают ситуации когда необходимо следовать на двух поднятых токоприемниках, например когда на контактной сети образуется наледь.
Больше токоприемников мы видим на электропоездах. Конструкция их точно такая-же как и на электровозах, но дело вот в чем. Состав электропоезда включает в себя 10 и более вагонов, так как электропоезд двигается сам, то он имеет в своем составе моторные и прицепные вагоны. Как правило эти вагоны чередуются через один. Моторный вагон имеет тяговые электродвигатели, которые через систему электроаппаратов и снабжают электроэнергией токоприемники, поэтому так много токоприемников на крыше электропоезда. Управление токоприемниками на электропоездах осуществляется точно также как и на электровозах с пульта машиниста. Вот в целом и все.