Как называется сгон для воды
Какие сгоны для труб наиболее эффективны и надёжны – виды и особенности
Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.
Что такое муфта
Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.
Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.
Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.
Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.
Что такое сгоны
Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.
Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.
Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.
Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:
Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:
Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.
Технология сборки трубопровода
Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:
Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.
Рекомендации по демонтажу
Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.
Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.
Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.
Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.
Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.
Заключение
Какие сгоны для труб наиболее эффективны и надёжны – виды и особенности
Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.
Что такое муфта
Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.
Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.
Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.
Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.
Что такое сгоны
Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.
Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.
Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.
Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:
Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:
Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.
Технология сборки трубопровода
Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:
Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.
Рекомендации по демонтажу
Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.
Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.
Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.
Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.
Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.
Заключение
Сгоны для труб: характеристики и способы соединения
Сгоны для труб – это соединительный фитинг, изготовленный в виде отреза трубы с резьбой на концах. Для удобства монтажа резьба на сгоне различается по длине и размерам. Сгоны могут быть использованы при строительстве водопроводов, газопроводов, отопительных и канализационных систем. Как самостоятельно подобрать наиболее оптимальное для конкретной ситуации устройство и произвести его монтаж, читайте далее.
Соединительный фитинг для трубопровода
Как подобрать сгон
При выборе сгона требуется учитывать:
Разновидности сгонов
Произвести классификацию сгонов можно по следующим признакам:
Фитинг для смены направления магистрали
Разновидности сгонов для трубопровода
Многие, особенно начинающие сантехники, причисляют к разновидностям сгонов такие фитинги, как бочата и резьбы. Однако данное утверждение ошибочно.
Бочонок представляет собой отрез трубы с резьбой на концах. В отличие от сгона на трубу с обеих сторон наносится одинаковая по длине и размерам резьба. Предназначается такое устройство для соединения труб без сварки.
Фитинг для соединения труб между собой
Резьба – это фитинг, изготовленный из отреза трубы с резьбой на одном конце. Устройство применяется для присоединения иных видов резьбовых фитингов в водопроводную, газопроводную или отопительную систему.
Устройство для монтажа резьбовых фитингов
Подбор материала изготовления
Для изготовления сгонов используются такие материалы, как:
Латунный сгон для трубопроводов
Определение технических параметров
Металлические сгоны изготавливаются в соответствии с ГОСТ 8969-2010. При подборе параметров следует учитывать:
Стандартные размеры металлических сгонов в соответствии с ГОСТ
Самостоятельное изготовление сгона
При необходимости изготовить сгон нужных размеров можно самостоятельно. Для выполнения работы потребуются:
Работа выполняется в следующем порядке:
Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона
Нарезка резьбы на сгоне
При самостоятельном изготовлении сгона нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты мастера. Рекомендуется использовать перчатки и защитную маску при резке труб.
Установка сгонов
Основными преимуществами установки сгонов являются:
Места размещения фитингов
Сгоны рекомендуется устанавливать:
Места, где требуется монтаж сгона
Установка фитинга
Для монтажа трубопровода потребуется приобрести сгон с муфтой и контргайкой (стандартный комплект фитинга).
Комплект фитинга «Сгон»
Соединение сгонов муфтой производится по следующей схеме:
Варианты уплотнения резьбового соединения
Последовательность сборки трубопровода при помощи сгонов
Что такое сгон и как его установить, смотрите на видео.
Стандартные сгоны могут быть установлены на трубопроводные системы при соблюдении следующих условий:
При необходимости установки сгонов на системы с иными параметрами требуется изготовление сгонов по индивидуальным параметрам.
Разновидности сантехнических деталей и соединений
В настоящее время существует великое множество сантехнических деталей и соединений. Предлагаю ознакомиться с основными их представителями. Хочу заметить, что описать все существующие соединения считаю нереальной задачей. Поэтому как вышло — так вышло!
Что такое фитинг
Фитинг — это деталь соединения трубопровода. Название это «забугорное», там любят все укороченное, чтобы было легко выговорить на бегу жующим ртом. Вот наше определение фитинга из ГОСТ 15763-2005:
«Детали соединений трубопроводов: Корпусные детали (штуцера, угольники, тройники, крестовины, заглушки, пробки), соединительные детали (накидные и установочные гайки, контргайки, болты, фланцы) и уплотнительные детали (врезающееся кольцо, зажимное кольцо, приварные и паяные ниппели, прокладки и т.п.), обеспечивающие в сборе соединение трубопроводов.»
Малоинформативное название, не правда ли? Собственно эта статья написана для того, чтобы рассмотреть эти самые детали более подробно.
Более конкретное значение имеет термин «муфта», однако и он имеет довольно широкий перечень деталей. Муфта (сантехническая) — это деталь соединения двух труб между собой. Соединяемые трубы могут быть как одинаковых, так и разных типов (и диаметров).
Муфты бывают обычные резьбовые (чугунные, латунные или бронзовые); комбинированные, для соединения металла с полипропиленом (разборные и неразборные); под пайку (полипропилен или медь); компрессионные, для соединения металла с различными пластиками (сшитый полиэтилен или металлопластик), которые чаще называют цангами.
На практике, муфты для металлопластиковых труб и труб сшитого полиэтилена (PEX-AL и PEX) чаще называют фитингами, хотя термин «муфта» к ним также применим.
Разъемное соединение «американка»
В отношении этого термина нет однозначного, научного ответа. Поэтому воздержусь от претензий на истину — думаю со мной согласятся многие сантехники. Хотя некоторые умники называют американкой любое разъемное соединение с накидной гайкой (см. ниже) — уверяю, что это не так!
Американка — это разъемное трубное соединение, состоящее из конусного ниппеля (он же полусгон) и накидной гайки с одной стороны, и седла для конуса с другой. Седельная часть имеет резьбу для накидной гайки, которая удерживает ниппель в седле. В разных вариациях, ниппель может содержать резиновую прокладку или не обладать оной.
Это соединение обладает довольно высокой надежностью и широко используется в инженерной сантехнике. Один из самых частых примеров использования — подключение радиаторов отопления. Здесь американка обычно является частью конструкции запорного крана, вентиля или клапана. Именно поэтому у некоторых новичков складывается впечатление, что американка встречается только вместе с запорно-регулирующей арматурой.
На самом деле этот узел встречается в отдельном исполнении, хоть и не так часто.
Ниппельная часть соединения чаще называется полусгон — именно это название можно встретить в каталогах инженерной сантехники. Однако термин «полусгон» не ограничивается одними лишь американками, поэтому это название требует уточнения в некоторых случаях.
Для монтажа полусгона в систему требуются специальные ключи: шестигранник или сгонный ключ — зависит от конструкции конкретного полусгона.
Соединение с накидной гайкой
Соединение с накидной гайкой — это разъемное сантехническое соединение, где соединяющим элементом является накидная гайка. Данное соединение обязательно содержит уплотнительную прокладку, поэтому не требует герметизации льном, герметиком и иными паковочными материалами для резьбовых соединений. Накидная гайка может соединять как металлические узлы, так и пластиковые или комбинированные (металл и пластик).
Вышеописанная американка также является элементом с накидной гайкой, однако далеко не каждый узел с накидной гайкой является американкой. Многие разъемные соединения не обладают конусом.
Таких примеров масса: соединение водосчетчика; соединение настенного смесителя с эксцентриками; гибкая подводка с гайкой; большинство хромированных соединителей для полотенцесушителя; разборная муфта для металла и полипропилена; соединение шланга подачи воды на стиральную машину и прочие.
В большинстве случаев, этот узел представляет собой только одну часть соединения с гайкой, второй же частью может являться любая деталь с наружней резьбой. Этот тип соединения считается менее надежным, нежели американка, а в некоторых случаях крайне ненадежным (например в хромированных соединителях для полотенцесушителя). Особенно ненадежным узел получается тогда, когда накидная гайка крепится на наружную резьбу со рваным (неровным) торцом или торец имеет малую площадь поверхности, которая контактирует с прокладкой.
Требовательность к ровной плоскости наружной резьбы повышается с диаметром трубы: если гибкая подводка 1/2″ обычно не вызывает проблем при установке на любую резьбу, то установка декоративного удлинителя полотенцесушителя диаметром 1″ (дюйм), при монтаже на обычную резьбу, часто вызывает проблемы и требует тщательного подбора прокладки.
Виды резьбовых соединений
Футорка — это деталь с наружной резьбой большего диаметра и внутренней резьбой меньшего диаметра. По-большому счету, футорка представляет собой гайку, на внешней стороне которой также имеется резьба. Встречаются детали с шестигранным внешним краем под монтажный ключ или со сплошной внешней резьбой, но с шестигранной структурой внутри.
Радиаторные футорки различаются направлением наружной резьбы — левой или правой. Внутренняя резьба обычная, правая.
Ниппель или бочонок — короткая деталь, на обоих концах которой наружная резьба. Обычно длинны ниппеля хватает лишь для соединения двух деталей с внутренней резьбой между собой. Диаметр резьбы на концах может различаться — тогда бочонок считается переходным. В большинстве случаев посередине детали имеется наружная шестигранная структура, хотя в некоторых случаях снаружи только резьба, а внутри имеются выемки под сгонный или шестигранный ключ.
Сгон — это отрезок трубы с наружной резьбой на обоих концах. По сути это тот же ниппель, только длиннее. Сгон не имеет шестигранной структуры снаружи и обычно монтируется при помощи газового ключа.
Полусгоном называют деталь, у которой наружная резьба располагается только с одной стороны. С противоположной стороны у полусгона или вовсе не предусмотрено крепления, или имеется конус для американки (или накидная гайка).
Муфта — деталь с внутренней резьбой с обоих концов. Если диаметр резьбы на концах различается, то муфта называется переходной. Иногда муфта комплектуется контргайкой, которая защищает ее от разбалтывания и раскручивания. Контргайка необходима тогда, когда в смонтированном узле с обеих сторон имеется запас наружной резьбы и поэтому имеется риск прокручивания в результате механических воздействий.
Муфта используется для соединения двух деталей с наружной резьбой. Другими словами — когда для монтажа какой-либо детали необходима внутренняя резьба, а мы имеем наружную.
Эксцентрик — деталь с любой резьбой на двух концах (внутренней или наружной, разного диаметра), при несоосности этих концов. Другими словами — центр одной стороны намерено не совпадает с центром другой.
Используется в тех случаях, когда в процессе монтажа не представляется возможным расположить выводы труб точно по заданным размерам или заданный размер может иметь погрешность. Пример использования — подключение настенного смесителя, позволяет исправить кривой монтаж водорозеток или в небольших пределах изменять положение смесителя.
Штуцер — деталь, на одном конце которой накидная гайка, а с противоположной стороны наружная резьба. Как можно заметить, под это определение также попадает полусгон, поэтому можно использовать одно из этих названий. Вообще, штуцер в широком понимании — это патрубок для соединения чего-либо, поэтому термин может использоваться и в иных деталях.
Пример использования — штуцер счетчика воды, он же полусгон. Может быть оборудован внутренним обратным клапаном.
Переходник — деталь, позволяющая изменить монтажный диаметр с одного размера на другой. Многие вышеописанные детали могут являться переходниками. Однако термин обычно используют тогда, когда нет более подходящего определения. Например: футорку можно назвать переходником, однако термин «футорка» более точно отражает тип детали.
Я не стал тут описывать тройники, крестовины и угольники, ибо не вижу смысла, там все понятно.
Обозначения типа присоединительной резьбы
Зачастую в интернет-каталогах сложно разобраться, какая резьба имеется у той или иной детали — внутренняя или наружная. Особенно это актуально, когда нет подробного рисунка или фотографии с нужного ракурса. В большинстве случаев, в описаниях деталей употребляется аббревиатура НР (наружная резьба) и ВР (внутренняя резьба). Например «тройник 1/2′ ВР-НР-ВР».
Также, для обозначения типа резьбы могут использоваться буквы Г (гайка — внутренняя резьба, на английском буква F) и Ш (штуцер — наружная резьба, на английском буква M). Например «Подключение для полотенечника прямое 1′-3/4′ Г-Ш».
Правая резьба не имеет никаких дополнительных обозначений, если же имеется левая резьба, то в аббревиатуру добавляется буква Л (L).