Как называется шрифт без засечек
Как называется шрифт без засечек
Также называются рубленые шрифты, Grotesk (в Германии), Grotesque (в Англии и Франции), Gothic (в Америке). Впервые наборные шрифты без засечек появились в начале XIX века в Англии, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в ХХ веке стали использоваться для набора текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят также так называемую ленточную антикву – умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.
Старые гротески
Первый гротеск появился в 1816 году в Англии. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний.
Новые гротески
Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного.
Открытые гротески
Самый новый и самый современный тип гротесков. Общая черта
для всех разновидностей таких гротесков — открытость и негеометричность форм. Кроме того, довольно многие из них обладают
небольшим контрастом; только в открытых гротесках встречаются
скошенные срезы вертикальных штрихов.
Разновидностью открытых гротесков являются гуманистические
гротески — тип гротесков, наиболее близкий по форме к антикве (а имен-
но к гуманистической/ренессансной антикве). Появились они как реакция на чрезмерно геометризированную форму геометрических гротесков, в 30-х годах ХХ века в Англии появились гротески нового типа, форма, структура и пропорции которых непосредственно базировались на конструкции антиквы старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры, так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.
Механистические гротески
Антиква-гротески
Акцидентные и текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.
Геометрические
Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-е годы ХХ века в Германии под воздействием идей конструктивизма и школы дизайна Баухауз. Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было не очень большим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику.
Шрифт без засечек | |
Шрифт с засечками | |
Засечки (окрашены в красный цвет) |
СОДЕРЖАНИЕ
Классификация
Гротеск
Неогротеск
Геометрический
Гуманист
Другое или смешанное
Модулированные шрифты без засечек
История
Римские квадратные заглавные буквы, вдохновение для букв с засечками
Средневековая латинская надпись XII века в Италии с заглавными буквами без засечек.
Каллиграфия Blackletter в библии пятнадцатого века
Растущая популярность
Мосли пишет, что «в 1805 году египетские письма происходили на улицах Лондона, они расклеивались по магазинам и стенам подписчиками, и они удивляли публику, которая никогда не видела таких писем и не была уверена, что они этого хотели». Изображение этого стиля (в виде гравюры, а не печатного шрифта) было показано в Европейском журнале 1805 года и обозначено как «древнеримские» символы. Однако этот стиль не использовался в полиграфии еще несколько лет. (Ранние вывески без засечек печатались не шрифтом, а раскрашивались вручную или резались, поскольку в то время было невозможно печатать в больших размерах. Это затрудняет отслеживание происхождения стилей без засечек, поскольку тенденция может появиться в датированная, напечатанная запись из традиции рисования знаков, которая оставила меньше записей или, по крайней мере, не сохранила дат.)
Примерно в 1816 году Служба управления боеприпасами начала использовать «египетские» буквы, монолинии без засечек, для обозначения древнеримских памятников. Эта надпись была напечатана с гравировки на медной пластине.
Вступление в печать
Второй перерыв в интересе к шрифту без засечек, по-видимому, длился около двенадцати лет, пока лондонский литейный завод Винсента Фиггинса не выпустил новый шрифт без засечек в 1828 году. После этого лондонские создатели шрифтов начали быстро выдавать заглавные буквы без засечек. Много подражали «гротескному» лицу Торовгуда начала 1830-х годов. Это было поразительно смелым и сильно сжатым, совершенно непохожим на классические пропорции дизайна Кэслона, но очень подходящим для типографики плакатов и схожим по эстетическому эффекту с (обычно более широкими) засечками и «жирными лицами» того периода. Также добавлены строчные буквы. Подобные сокращенные шрифты без засечек, часто с заглавными буквами, стали очень успешными. После этого шрифты без засечек начали появляться во Франции и Германии.
Надписи и шрифты без засечек были популярны из-за их четкости и разборчивости на расстоянии в рекламе и использовании дисплеев, когда они печатаются очень большими или маленькими. Поскольку шрифт без засечек часто использовался для заголовков и коммерческой печати, многие ранние проекты без засечек не имели строчных букв. Простые заглавные буквы без засечек, без использования строчных букв, стали очень распространены в таких случаях, как надгробные плиты викторианской эпохи в Великобритании. Термин «гротеск» стал широко использоваться для описания шрифтов без засечек. Термин «гротеск» происходит от итальянского слова « пещера» и часто использовался для описания римских декоративных стилей, найденных при раскопках, но уже давно стал применяться в современном смысле для объектов, которые казались «уродливыми или чудовищными».
Первое использование шрифта без засечек в качестве бегущего текста было предложено в коротком буклете Feste des Lebens und der Kunst: eine Betrachtung des Theaters als höchsten Kultursymbols (Праздник жизни и искусства: рассмотрение театра как высшего символа искусства). a Culture) Питера Беренса в 1900 году.
Образец Уильяма Каслона IV, демонстрирующий его «Две строки» на английском египетском шрифте без засечек, первый в истории типографский шрифт общего назначения без засечек. Урезанный только на один размер, он, по-видимому, не получил особого внимания.
Образец изображения сокращенных шрифтов без засечек из литейного завода Фиггинса в Лондоне в книге образцов 1845 года. Классические модели гораздо менее подвержены влиянию, чем самые ранние шрифты без засечек, эти лица стали чрезвычайно популярными для коммерческого использования.
Простые прописные буквы без засечек на мемориале конца XIX века в Лондоне
Шрифт без засечек в верхнем и нижнем регистре на плакате 1914 года
Шрифты без засечек двадцатого века
Возрождение гротескного без засечек и международный типографский стиль
Другие имена
Недавние
Галерея
В этой галерее представлены изображения букв и шрифтов без засечек в разное время и в разных местах, от раннего до недавнего. Особое внимание уделяется необычному использованию и более неясным шрифтам, поэтому эту галерею не следует рассматривать в качестве репрезентативной выборки.
Дублин 1848 г., заголовок только заглавными буквами со скрещенными буквами V-образной формы «W».
Реклама корсета с использованием нескольких гротескных шрифтов, США, 1886 год.
Для текста используется светлый шрифт без засечек. Германия, 1914 г.
Немецкий агитационный плакат 1914 года.
Маленькое модерн расцветает на буквах «v» и «e». Любляна, 1916 год.
Курсив, Дублин, 1916 г.
Почти монолинии и без штриховки; Плакат с австрийскими военными облигациями, 1916 год.
Широкие заглавные буквы. Венгерский киноплакат, 1918 год.
Монолайн без засечек с наклонными буквами «е» и «а» в стиле модерн. Встроенный умлаут в верхнем левом углу для более плотного межстрочного интервала.
Толстый блок в стиле ар-деко с заглавными буквами без засечек, внутренние детали очень тонкие. Франция, 1920-е гг.
Художественное сведение без засечек изгибов к минимуму (линия O Governo do Estado), Бразилия, 1930.
Слегка модулированные буквы без засечек на плакате 1930-х годов, заостренные окончания штрихов напоминают кисть.
Геометрические прописные буквы без засечек с острыми точками на буквах «А» и «N». Австралия, 1934 год.
Трафаретная надпись, по-видимому, основана на Futura Black, 1937 год.
Американский плакат 1940-х годов. Изогнутая буква «r» является общей чертой гротескных гарнитур, но «одноэтажная» буква «а» является классической чертой геометрических шрифтов с 1920-х годов.
Плакат в швейцарском стиле с использованием Helvetica, 1964 год. Небольшой интервал, характерный для того периода.
Ультра-сжатый промышленный шрифт без засечек в стиле 1960-х годов; Берлин, 1966 год.
Компактный ITC Avant Garde; 1976 г.
Антиядерный плакат, 1982 г.
Афиша кинофестиваля 1997 года, Анкара.
Неровной шрифт без засечек, вдохновленный компьютерами, Лондон, 1997 г.
Искаженный шрифт без засечек в стиле » гранж-типографика «, Анкара, 2002 г.
Шрифты
Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.
В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.
Шрифты создаются художниками в соответствии:
Рисунок первых типографских шрифтов создавался на основе рукописных шрифтов, например, рукописного полуустава — русский, готического шрифта (готического письма) — латинский шрифт. Также существует особый шрифт — шрифт Брайля для слепых.
Содержание
Основные характеристики шрифтов
Различают основные группы шрифтов: наборные и акцидентные шрифты. Эти две группы разветвляются на множество подгрупп. Каждая гарнитура имеет своё наименование. Разработка гарнитур — сложная и трудоёмкая работа.
Анатомия шрифтов
Типографы разработали сложный словарь, описывающий многочисленные особенности шрифтов и типографии. Некоторые из его понятий применимы не ко всем письменностям. Так, например, засечки, которые являются чисто декоративными элементами в шрифтах европейских письменностей, могут быть похожи на детали арабских или восточно-азиатских знаков (такие как толщина штрихов), однако последние могут нести смысловую нагрузку, и их неверно называть засечками.
Засечки
Шрифт без засечек | |
Шрифт с засечками | |
Шрифт с засечками (выделены красным) |
Шрифты можно разделить на две основные категории: с засечками (серифами) и без засечек (рубленые). Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. В полиграфии шрифты без засечек также называют гротесками (нем. Grotesk от итал. grottesco ).
Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объёмов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.
Часто полагают, что в длинных текстах легче читать шрифты с засечками, чем без них. Исследования этого вопроса дают неоднозначные результаты, давая основание полагать, что основная причина этого эффекта в большей привычности к шрифтам с засечками. Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками, по крайней мере в основном тексте. Веб-сайты могут не определять шрифт и использовать пользовательские настройки браузера. Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют шрифты без засечек, потому что считается, что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением их читать легче.
Пропорции
Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный, или моноширинный, шрифт использует знаки постоянной фиксированной ширины.
Большинство людей находит пропорциональные шрифты более привлекательными и удобочитаемыми, и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине, программы с графическим интерфейсом (такие как текстовые процессоры и браузеры) обычно используют пропорциональные шрифты. Однако, многие пропорциональные шрифты содержат знаки фиксированной ширины, так что, например, колонки чисел остаются выровненными.
Моноширинные шрифты лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в чёткие, ровные колонки. Большинство ручных пишущих машинок и алфавитно-цифровых компьютерных дисплеев использует моноширинные шрифты. В большинстве компьютерных программ, у которых имеется только текстовый интерфейс (например, эмуляторы терминала), также применяются только моноширинные шрифты. Программисты, как правило, предпочитают моноширинные шрифты при редактировании Исходного кода. Для правильного отображения ASCII art обычно требуется моноширинный шрифт. На веб-страницах теги или чаще всего задают непропорциональные шрифты. В verbatim использует непропорциональные шрифты. Любые две строки текста с одинаковым числом символов при использовании моноширинного шрифта должны отображаться имеющими одинаковую ширину, тогда как при использовании пропорционального шрифта те же две строки могут иметь совершенно разную ширину. Это происходит из-за того, что в последнем случае широкие символы (такие как буквы W, Q, Z, M, D, O, H, и U) требуют больше места, чем узкие (такие как i, t, l, и 1). В издательском деле, редакторы читают рукописи, набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования, и присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном.
Шрифты в России
Единственным производителем шрифтов в СССР был Отдел наборных шрифтов (1938—1993 гг.) НИИ полиграфического машиностроения. За годы существования отдела было разработано около 80 гарнитур. После упразднения отдела, многие работавшие в нём дизайнеры перешли в компанию ParaGraph.
Проектированием кириллических шрифтов в России занимаются несколько компаний, наиболее известными из которых являются ParaType (бывшее подразделение компании ParaGraph, отделившееся в 1998 году) и студия Letterhead (основана в 1998 г.). Попавшая к пиратам в конце 90-х годов шрифтовая библиотека ParaType является основным содержимым всех без исключения пиратских сборников.
Классификация шрифтов по ГОСТ
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закруглённые засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
Современные шрифты
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Шрифты» в других словарях:
Шрифты — развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисунчатые шрифты), Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный шрифт (иероглифы, клинопись). На следующем уровне абстракции появился алфавитный… … Энциклопедия мифологии
Шрифты — типографские. Полное собрание типографских букв илилитерслужащих для воспроизведения письменных знаков какого либо языка,назыв. Ш. Помимо прописным и строчных букв в состав Ш. входят ещекапительные буквы, знаки препинания, цифры, дефис или знак… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Шрифты — (классификации) 1) Ш. пишущих машин классифицируются по размерам (высота, ширина) знаков, их конфигурации. Комплект литер со знаками, характеризующимися определенными размерами и конфигурацией, образует Ш. определенной марки; 2)… … Криминалистическая энциклопедия
Шрифты — развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисуноч. Ш.). Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный Ш. (иероглифы, клинопись). На следующем уровне абстракции появился алфавитный Ш … Древний мир. Энциклопедический словарь
Шрифты — (лат. scriptum написанное). Развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисуночный Ш.). Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный Ш. (иероглифы, клинопись). На следующем уровне… … Словарь античности
Шрифты — средство внесения в текст эмоциональных и других неформализуемых информационных элементов, позволяющих использовать ассоциативное мышление, зрительную память, обращение к подсознанию и прочие механизмы обработки информации свойственные… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
шрифты грейскейл — Шрифты «грейскейл» (Greyscale fonts) Шрифты, в которых используются вариации интенсивности серого по краю контура знаков для подавления эффекта зубчатости контура [граница изображения знака] и улучшения воспроизведения шрифта на устройствах… … Шрифтовая терминология
шрифты символа — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN character fonts … Справочник технического переводчика
Шрифты, поддерживающие юникод — Юникод Шрифт графический рисунок начертаний букв, знаков, иероглифов которые заключены в стандарте кодирования символов, позволяющие представить знаки многих письменных языков мира. В Юникод шрифте может быть заключён как один блок символов … Википедия
Шрифты типографские — Полное собрание типографских букв или литер, служащих для воспроизведения письменных знаков какого либо языка, называется Ш. Помимо прописных и строчных букв, в состав Ш. входят еще капительные буквы, знаки препинания, цифры, дефис или знак… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона