Как называется слив на дороге
Устройство ливневой канализации на автомобильной дороге: нормативные документы, элементы, особенности
Одним из важных и обязательных этапов строительства является устройство ливневой канализации на автомобильной дороге. Это один из наиболее нагруженных участков, требующих максимально полного отведения стоков.
От качества ливневой системы зависит безопасность людей, долговечность дорожного покрытия. Кроме этого, качественный сбор и отведение поверхностной влаги помогают уменьшить вредное воздействие осадков на экологию районов, прилегающих к трассе. Конструкция дождевой канализации отличается от обычных ливневых систем, обладает массой специфических признаков. Рассмотрим ее внимательнее.
Нормативные документы
Дорожная ливневая канализация проектируется на основе СНиП 2.05.02-85 и СП 32.13330.2012. В этих документах определены задачи и особенности водоотведения на автотрассах, скоростных магистралях и дорогах обычного типа (всех категорий). Соблюдение этих требований во время строительства дорог является обязательным условием для всех подрядчиков. Отсутствие единых правил сделает ливневые канализации на автомобильных дорогах источником подтоплений и размыва полотна покрытия.
В условиях города необходимо обеспечить предварительную очистку стоков перед подачей в общественные сети. Междугородние магистрали оборудуются системами водоотведения, сбрасывающими стоки в канавы или кюветы вдоль дорожного полотна. Есть и другие способы удаления стоков, которые выбираются исходя из погодных условий местности. Вся территория РФ поделена на климатические зоны. Устройство ливневой канализации при строительстве дороги для каждой зоны требует особого подхода.
Виды дождевых систем на дорогах
Существует несколько видов ливневых систем:
Выбор и расчет того или иного типа системы производится на стадии создания проекта. Основным критерием является количество стоков, пиковые нагрузки, гидрогеологическая обстановка на участке.
Особенности конструкции ливневки на автодороге
Основным разрушающим фактором считается грунтовая влага, которая накапливается в верхних слоях грунта. При понижении температуры она застывает и начинает расширяться, разрывая полотно дорожного покрытия. В нем появляются мелкие трещины, по которым в грунт просачиваются дополнительные объемы воды. Это ускоряет и делает более интенсивными разрушительные процессы.
Наличие свободной воды на покрытии способствует появлению эффекта аквапланирования. Это делает езду неуправляемой, увеличивает количество ДТП. Этот эффект часто проявляется на междугородних трассах, а в городских условиях он опасен вдвойне. Возникает серьезная угроза жизни и здоровью пешеходов, автомобильной техники. Все элементы ливневой канализации на автомобильных дорогах размещаются в массиве насыпи (под полотном), или по обочинам дороги (прикромочные лотки, желоба).
Для максимального стока воды дорожное полотно делается с одно- или двусторонним уклоном в сторону обочины. Односторонний уклон используется на сравнительно узких дорогах с односторонним движением. Автострады с многополосным движением в обе стороны оборудуют двусторонним уклоном. Дождевая вода стекает в прикромочные лотки, откуда направляется к точкам сброса.
Для самых широких полотен делают дополнительный уклон к центру, где обустраивают приемный лоток с решеткой. Он соединяется поперечными подземными трубами с прикромочными желобами.
Как происходит сбор сточной воды
Принцип сбора воды с дорожного полотна одинаков на всех схемах водоотведения. Отличаются конструкционные элементы сети:
Выбор оптимального вида происходит на стадии проектирования дороги. Критерии, определяющие тип приемных деталей:
Последний пункт представляет наибольшую опасность для ливневой канализации. Если весенние разливы воды для данной местности считаются нормой, подземные трубопроводы строить нельзя. Они будут полностью забиты первым же паводком, потребуется трудоемкая прочистка или полная реконструкция системы водоотведения.
Устройство отводящих лотков
Одним из наиболее ответственных участков считаются кюветы и водоотводные канавы, расположенные по сторонам дорожного полотна. Они принимают поток сточных вод вместе с мелким мусором, пылью и другими частицами. Это важные элементы ливневой канализации, чертежи которых делают во время проектных работ. В зависимости от погодных условий региона выбирают способ усиления откосов и лотков:
В процессе изготовления проекта делается чертеж системы, на котором отображают профиль полотна и тип приемного лотка. В большинстве случаев используются проверенные и отработанные схемы. Стандартные чертежи ливневой канализации на дороге используются для строительства магистралей в условиях изменчивого климата, с чередованием теплых и холодных сезонов. Однако, для местностей со специфическими условиями требуется особая ливневая канализация на дорогах, схема которой обеспечит стабильную работу.
Хорошим материалом для укрепления лотков является песчаный асфальтобетон. Он отличается от сборных асфальтовых блоков устойчивостью к воздействию воды. Кюветы, укрепленные этим способом, сохраняют рабочие качества даже в условиях сильного подтопления. После оттока воды материал остается целым, на нем не возникают трещины или другие дефекты. Такое основание считается прочным и надежным, но его стоимость ограничивает применение в широких масштабах. Высокая цена материала позволяет укреплять лишь наиболее ответственные участки автострад, скоростных магистралей или участков городских дорог.
Видеообзор:
Устройство ливневой канализации на автомобильной дороге: нормативные документы, элементы, особенности
Одним из важных и обязательных этапов строительства является устройство ливневой канализации на автомобильной дороге. Это один из наиболее нагруженных участков, требующих максимально полного отведения стоков.
От качества ливневой системы зависит безопасность людей, долговечность дорожного покрытия. Кроме этого, качественный сбор и отведение поверхностной влаги помогают уменьшить вредное воздействие осадков на экологию районов, прилегающих к трассе. Конструкция дождевой канализации отличается от обычных ливневых систем, обладает массой специфических признаков. Рассмотрим ее внимательнее.
Для чего нужна ливневая канализация
Эту систему водоотведения применяют в трех целях:
Укрепление водоотводной канавы
Чтобы автомобильная дорога была надежно защищена от подтопления грунтовыми и талыми водами, склоны водоотводных канав должны быть укреплены. Перед тем, как приступить к процессу, необходимо выбрать способ укрепления, который во многом зависит от угла наклона стенок канавы. Так, например, если он менее 8 градусов, то укрепление будет нецелесообразным, достаточно просто посева трав и высадка растений.
Если крутизна склонов колеблется от 8 до 15 градусов, то они укрепляются геоматами или сетками, выполненных из ПНД. Водоотводные канавы с углом наклона стенок более 15 градусов обязательно укрепляются теми способами, которые подразумевают внутреннее армирование — с применением габионов и георешеток.
Рассмотрим несколько вариантов, как может быть укреплена дренажная канава вдоль дорог.
Стандартная комплектация ливневой системы
В современной системе ливневки присутствуют связанные между собой элементы:
При протяженности ливневки более 100 метров в точке объединения и на углах подземного трубопровода требуется установка одного и более ревизионных колодцев, что зависит от объема воды и масштабности всей системы.
Устройство дренажной канавы и её виды
Дренажная система может быть выполнена в двух вариантах — открытая и закрытая. Рассмотрим особенности каждой из них.
Открытая система. Самая простая в устройстве дренажная канава, которая чаще всего применятся для отвода воды от дорог в дачных поселках. Как правило, таких траншей делают несколько, количество зависит от особенности почвы, ее пропускной способности. Ширина канавы должна быть не менее 40 см, глубина — от 60 см, а уклон — 40 градусов. В месте рытья дренажной системы следует предварительно удалить все посадки, чтобы предотвратить в будущем заиливание канавы. Стенки траншеи следует укрепить металлическими сетками и сделать их максимально герметичными, чтобы вода отводилась с участка, а не впитывалась в почву.
Закрытая система. Более сложная строительства дренажная канава, которая делается более глубокой и в нее укладывается слой щебня с песком, а затем располагается труба с перфорацией. Данный тип конструкции более эстетичный, обладает максимальной эффективностью.
Нужен ли колодец или коллектор?
Использование коллектора или колодца актуально, если:
Диаметр коллектора определяется проектировщиком, исходя из данных, относящихся к конкретному участку. Чем больше сечение колодца – чем больше интервал при размещении резервуаров. Например, при баках с диаметром до 150 мм расстояние между объектами составляет 30-35 м, до 200 мм – 40-50 м и так далее.
Что нужно учесть при проектировании ливневки
При монтаже следует учитывать следующие факторы:
Оптимальным вариантом монтажа ливневой канализации считается проект, в котором учтены все нормативные санитарно-гигиенические требования, а также активно применяются естественные уклоны ландшафта. Таким образом система становится при монтаже и дальнейшей эксплуатации более экономичной.
Использование современных материалов и технологий позволяет упростить применение ливневой канализации и продлить ее срок службы. Поэтому в создании такой системы применяют бетон и пластиковые изделия, которые отличаются высокой прочностью.
Виды ливневой системы
Вода в ливневку попадает напрямую закрытым способом или открыто через решетку и сливное колено. Каждый тип ливневой системы имеет свои особенности, которые обязательно учитываются еще на стадии проектирования и далее используются при монтаже.
Открытый поверхностный водоотвод
Под открытым водостоком подразумевают систему желобов, каналов, по которым вода будет стекать в специально отведенное место или просто в грунт (например, огород). Этот водоотвод эффективен и экономичен. Важно учитывать, что поверхностная ливневка будет промерзать. Поэтому ее чаще всего используют в условиях дачных участков, частных домов.
При открытом типе водостока нужно тщательно рассчитать высоту, на которой располагается сливное колено, чтобы была возможность периодически снимать решетку и очищать корзину дождеприемника. Плитка или асфальт должны быть на 3-4 мм выше уровня решетки с лотками. Общий уклон направлен к водосборным лоткам. Оттуда жидкость доходит до общей канализации ливневки. Нужный уклон желобов организовывается с учетом конструкции лотков и особенностей ландшафта.
Закрытый подземный водоотвод
Эта система располагается ниже нулевой точки и предполагает проведение работ с грунтом. В отличие от открытой системы, с монтажом которой справится и любитель, этот тип водоотводящей системы нужно тщательно проектировать, а ее укладку должен выполнять специалист. Эта ливневка актуальна для промышленных предприятий, где предполагается большое количество сточных вод, особенно если они загрязненные и требуют перед сбросом в водоем или грунт предварительной очистки.
Закрытый вариант ливнеотвода или подземный устанавливается с уклоном от 3 см на погонный метр по отношению к накопительному колодцу. Для облегчения планировки уклона используется песчаная подушка. Под землей прокладывается система труб – по ней вода будет поступать в коллектор.
Смешанный тип
Это наиболее распространенная разновидность ливневки, в которой учитываются все санитарно-гигиенические нормы. В ней присутствуют элементы как открытой системы, так и закрытой. Смешанная ливневая канализация применяется тогда, когда необходимо сэкономить на обустройстве системы. Она же помогает охватить гораздо большую территорию.
Очистные сооружения для автодорог
Поверхностный сток с автомобильных магистралей может служить источником загрязнения природных вод. Для предупреждения негативного воздействия на окружающую природную среду при проектировании и строительстве автодорог предусматривают инженерные мероприятия — такие, как водоотвод, сбор и очистка поверхностного стока с автомагистрали.
К наиболее загрязненной части сточных вод с поверхности дорог относят дождевой сток, талый сток, сточные воды от мойки дорожных покрытий. Эти воды составляют до 70% годового объема стока и должны направляться на очистные сооружения автомагистрали.
Перед началом проектирования систем водоотведения и очистки проводится расчет пикового сброса сточных вод. Величина пикового сброса не должна быть меньше максимального, который наблюдался за определенный период времени.
Руководящим документом для проектирования служит СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
Вероятность того, что при проектировании водоотводных каналов и кюветов дорог расчетный расход воды превысит максимальный, регламентируется следующим образом:
Если проектируются системы поверхностного водоотвода дорог и мостов, вероятность превышения расчетных объемов составляет:
Организация водоотвода в зависимости от типа местности
Поверхностные сточные воды автодорог: схемы отвода
Для сбора и отвода поверхностных стоков на очистные сооружения, могут использоваться следующие конструкции: кюветы, придорожные лотки, закрытые коллекторы в пониженных участках автодорог.
Схемы отведения воды с дорог:
Важный момент при проектировании системы водоотвода дороги — укрепление отвесных лотков и кюветов от размывания ливневыми водами.
Локальные очистные сооружения и гидроботанические площадки
Все многообразие существующих методов отвода и очистки сточных вод, применимых для поверхностного стока автодорог, можно разделить на две большие группы.
Очистные сооружения для автодорог
Водоотвод с автомобильных дорог
Поверхностный сток с автомобильных магистралей может служить источником загрязнения природных вод. Для предупреждения негативного воздействия на окружающую природную среду при проектировании и строительстве автодорог предусматривают инженерные мероприятия — такие, как водоотвод, сбор и очистка поверхностного стока с автомагистрали.
К наиболее загрязненной части сточных вод с поверхности дорог относят дождевой сток, талый сток, сточные воды от мойки дорожных покрытий. Эти воды составляют до 70% годового объема стока и должны направляться на очистные сооружения автомагистрали.
Перед началом проектирования систем водоотведения и очистки проводится расчет пикового сброса сточных вод. Величина пикового сброса не должна быть меньше максимального, который наблюдался за определенный период времени.
Руководящим документом для проектирования служит СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
Вероятность того, что при проектировании водоотводных каналов и кюветов дорог расчетный расход воды превысит максимальный, регламентируется следующим образом:
Если проектируются системы поверхностного водоотвода дорог и мостов, вероятность превышения расчетных объемов составляет:
Организация водоотвода в зависимости от типа местности
Поверхностные сточные воды автодорог: схемы отвода
Для сбора и отвода поверхностных стоков на очистные сооружения, могут использоваться следующие конструкции: кюветы, придорожные лотки, закрытые коллекторы в пониженных участках автодорог.
Схемы отведения воды с дорог:
Важный момент при проектировании системы водоотвода дороги — укрепление отвесных лотков и кюветов от размывания ливневыми водами.
Локальные очистные сооружения и гидроботанические площадки
Все многообразие существующих методов отвода и очистки сточных вод, применимых для поверхностного стока автодорог, можно разделить на две большие группы.
Ливневая канализация на дороге: назначение и устройство
Ливневая канализация на дороге представляет собой целую систему, которая не только собирает и отводит лишнюю воду от полотна, но и может осуществлять ее первичную очистку. Состав воды на автомагистрали может быть совсем иным, чем где-нибудь в частном секторе.
С учетом этих особенностей при проектировании ливневой канализации на дороге необходимо использовать нормативные документы, которые регламентируют ее параметры. В нашей статье мы расскажем об основных отличиях такой ливневки, приведем требования законодательства и рассмотрим особенности ее строительства.
Определение ливневой канализации на дороге
Ливневая канализация на дороге – это инженерное сооружение, обеспечивающее отвод дождевой и талой воды с автомагистралей, муниципальных площадок и частных территорий. По системам ливневки вода, выпадающая в виде осадков, направляется в сточные канавы, очистные коллекторы и в различные водоемы.
Ливневые лотки, смотровые колодцы, дождеприемники, песколовки, коллекторы, канализационные трубы – всё это входит в сложную система ливневой канализации. Все ее элементы тесно взаимосвязаны и исключительно важны для бесперебойной работы.
Эффективность работы систем отвода ливневых вод зависит от того, насколько детально был продуман и разработан проект. В проектной документации должны учитываться все важные моменты. Особенно такие факторы, как: загрязнения, связанные с функционированием предприятий, автозаправочных станций и промышленных объектов. Наличие условий, оказывающих негативное влияние на экологическую ситуацию, предусматривает обязательную установку очистного оборудования.
Виды ливневых канализаций
Специалисты различают три основных типа ливневый системы: открытый, закрытый и смешанный (они отличаются вариантом попадания собираемой осадочной воды в ливневку). При проектировании, обустройстве и сборке таких систем важно учитывать принцип работы каждого из них.
Этот тип ливневок представляет собой комплекс лотков, желобов и других элементов, обеспечивающих стекание осадочных вод в почву или специально предусмотренное место. Так как открытая ливневая система наиболее экономична, чаще всего её применяют в частных домах, но у неё есть одни минус – она промерзает.
При проектировании данного варианта конструкций для сбора осадочных вод важно правильно произвести расчет высоты установки сливного колена. Нужно предусмотреть, чтобы в дальнейшем было возможным производить очистку дождеприемника. Тротуарная плитка или асфальтное покрытие укладывается с уклоном к сливному лотку, но выше его на 3-4 мм. Далее вода попадает в канализацию. При расчете уклона учитываются ландшафтные особенности участка, с которого будет собираться вода.
В этом случае речь идет о более сложной системе, которая находится ниже нулевой точки. Для ее прокладки необходимо провести земельные работы. Монтаж и проектирование подземных водоотводов в отличие от открытых ливневок должен осуществлять квалифицированный специалист. Данная система применяется в городской среде и на производственных территориях, где присутствуют большие объемы сильно загрязненных сточных вод. Такие стоки нуждаются в предварительной очистке перед тем, как они попадут в почву или в водоемы.
Подземный водоотвод закрытого типа укладывается с использованием песчаной подушки, облегчающей планирование необходимого уклона. Трубы, по которым вода проходит в коллектор, закапываются в землю с уклоном 3 см на каждый метр относительно накопительного колодца.
На больших площадях применяется смешанный тип ливневого водоотвода, включающий в себя отдельные элементы открытой и закрытой системы. Такой вариант дает возможность сократить затраты на монтаж в сравнении с подземными системами, при этом в нем учтены все санитарно-гигиенические нормативы. Смешанные ливневые канализации дают возможность собирать стоки с больших по размеру участков.
Устройство ливневой канализации на дороге
Грунтовые воды, скапливаясь в верхних слоях земли при низких температурах замерзают, расширяются и повреждают дорожное полотно. Они являются серьезным разрушающим фактором. В образовавшиеся трещины со временем попадает дополнительная влага, которая просачивается в почву, ускоряя процесс разрушения.
Большое скопление воды на дорогах часто становится причиной дорожно-транспортных происшествий, так как нарушается сцепление колёс с дорожным покрытием, и транспортное средство становится неуправляемым (эффект аквапланирования). В условиях плотного городского трафика это особенно опасно, так как создает угрозу жизни для водителей и пешеходов.
Вся система ливневой канализации устанавливается на обочине дороги или под дорожным полотном. Она включает специальные желоба и прикромочные лотки.
Для обеспечения более эффективного оттока воды дорожное покрытие укладывается с уклоном (односторонним или двухсторонним) к обочине. В случае, если эта дорога с односторонним движением, используется односторонний уклон. На многополосной магистрали проектируют уклон в обе стороны, за счет чего вода по желобам уходит к ливневым решеткам. По прикромочным лоткам стоки направляются к местам сброса.
При необходимости проектируется специальный уклон. На автодорогах с большим количеством полос в центре устанавливаются приемные лотки, соединенные с прикромочными желобами с помощью труб, через которые уходят избытки воды.
Методы отвода воды с дорог одинаковы. Существуют различия в элементах конструкции:
При проектировании дороги для установки максимально эффективного водоотвода важно учитывать:
Если есть большая вероятность весенних паводков, то укладка закрытых водоотводов нецелесообразна, так как они выйдут из строя очень быстро. Работы по очистке и реконструкции трудоемки и требуют больших вложений.
Водоотводные канавы являются важнейшим элементом всей системы. Чертежи для них готовят во время проектирования дороги. Учитывая климатические условия, подбирают метод усиления откосов и лотков:
Во время проектирования составляется чертеж с указанием профиля дорожного полотна и варианта используемого приемного элемента. На данный момент существует несколько стандартных проверенных и опробованных схем, которые использовались при строительстве дорог в различных климатических условиях. Если ливневая система устанавливается в местности с особым климатом, где наблюдаются существенные отличия в теплые и холодные сезоны, то необходима разработка специальной схемы для обеспечения бесперебойной работы водоотводов.
Лучшим конструкционным материалом, с помощью которого можно эффективно укрепить лотки ливневой канализации считается песчаный асфальтобетон. Это искусственный строительный материал, который, в отличие от сборных асфальтных блоков, менее подвержен действию воды. После её оттока он не разрушается и не покрывается трещинами, что особенно актуально в регионах с частыми паводками. Но, к сожалению, этот надежный материал достаточно дорогой, что не дает возможности использовать его в крупных масштабах. Поэтому он применяется только на самых важных участках скоростных автомагистралей или городских трасс.
Очистные сооружения для ливневой канализации на дороге
При строительстве автомагистралей необходимо особое внимание уделять проектированию и строительству водоотводов и очистных сооружений поверхностного стока. Именно эти воды загрязнены автомобильными маслами, нефтепродуктами и другими примесями, что негативно сказывается на окружающей среде. Нужно предусмотреть эффективную систему сбора очистки поверхностных стоков.
Наибольший объем, порядка 70%, составляют дождевые и талые воды, а также вода от мойки асфальтового полотна. Такие стоки в обязательном порядке должны проходить через специальные очистные сооружения автотрассы.
В процессе проектирования автодорог, ливневых канализации и очистных сооружений учитывается максимальный объем сточных вод, который рассчитывается по средним показателям за определенный временной промежуток. Эта единица называется величиной пикового сброса и должна быть выше максимального результата.
Основным документом является СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
Вероятность превышения максимального пикового сброса, следующая:
Для открытого водоотвода эти показатели, следующие:
Нюансы проектирования ливневой канализации на дороге
Требования к проектированию и комплектации систем ливневой канализации определены «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения». Этот документ устанавливает единые стандарты для таких инженерных сооружений, входящих в состав автомагистралей.
СНиП 2.04.03-85 является действующим и обязательным к выполнению регламентирующим нормативом.
Некоторые положения данного документа могут быть не соблюдены исключительно при условии, что объект не представляет опасности для жизнеобеспечения и нормального функционирования автодорог. В остальных случаях следует строго следовать его положениям.
В техническом регламенте прописано:
Чтобы ливневая канализация автомобильных дорог соответствовала СНиП, необходимо знать следующие показатели:
После получения таких сведений можно рассчитать ориентировочный объем воды, которая будет собираться с конкретного участка автомагистрали. Для более точного решения такой задачи стоит воспользоваться поправочными коэффициентами, включенными в отдельные таблицы СНИП. Здесь представлены специальные поправочные коэффициенты. После завершения расчетов составляют проект для монтажа системы. Стоит отметить, что на начальном этапе лучше провести предварительную раскладку, что поможет сделать анализ проектной мощности ливневки. Кроме того, такая последовательность действий повысит эксплуатационную безопасность системы.
Ошибки в расчетах объемов, собираемых вод, будут иметь негативные последствия для работы ливневой канализации. Если расчетные задания занижены, то при интенсивных осадках система не справится с избыточными стоками. Завышенные значения приводят к существенному перерасходу бюджета. Учитывая вышесказанное, стоит отметить важность точных расчетов и проверки полученных данных. Проанализировать данные и внести корректировки можно на этапе предварительного запуска ливневки.
Основной документ, которым следует руководствоваться в ходе проектирования – это нормы СНИП, но есть еще ряд важных регламентирующих актов, включая стандарты наружных сетей и канализаций, указанные в 21.604-82.
Отдельно внимание следует уделить разработке природоохранной системы, включающей решетки и короба, удерживающие мусор, а также очистные коллекторы.
Встречаются примеры проектов ливневок, с запретными зонами, где нельзя парковать автотранспорт, устанавливать мусорные баки и другие элементы, затрудняющие работу очистных коллекторов.
Расчет, проектирование и монтаж ливневой канализации следует доверять только квалифицированный специалистам, имеющим большой опыт работы в данной сфере.