Как называется служба в армии
Как называется служба в армии
Все юноши от 18 до 27 лет, не имеющие отсрочки или освобождения от службы, должны пройти военную службу по призыву в Вооруженных силах России. Как правило, на военную службу призывают после окончания школы, колледжа или вуза.
Военная служба по призыву длится один год. После ее окончания или получения высшего профессионального образования юноша может начать свою карьеру в армии и поступить на службу по контракту. В некоторых случаях военную службу по призыву можно заменить на альтернативную службу, продолжительность которой составляет два года.
Службу в армии можно совмещать с заочным обучением в вузе или колледже. В течение всей службы солдаты остаются на связи с родными и близкими — в свободное время они могут пользоваться мобильными телефонами.
Как правило, раз в месяц солдаты, к чьей службе у командиров нет замечаний, получают выходные (увольнительные), а при необходимости — до 10 дней отпуска по семейным обстоятельствам.
Родные и друзья могут сами навещать солдат — перед поездкой уточните, в какие дни в воинской части разрешены посещения.
Во время службы солдат кормят и обеспечивают всем необходимым: одеждой, обувью, предметами личной гигиены. Помимо этого, солдатам выдают банковскую карту с бесплатным обслуживанием, на которую начисляется ежемесячное денежное довольствие.
Если вы прошли военную службу по призыву или получили высшее профессиональное образование и вам еще не исполнилось 40 лет, вы можете стать профессиональным военным и поступить на контрактную службу. Контракт можно заключить сроком на два или три года.
Без опыта службы, на первичных воинских должностях, денежное довольствие («зарплата» военнослужащего) с учетом всех надбавок может достигать 60 тысяч рублей в месяц, а в некоторых регионах — 80 тысяч рублей. После окончания первого контракта вы можете получить бесплатное образование и оформить ипотеку на льготных условиях.
Перейти на контрактную службу можно и не дожидаясь окончания военной службы по призыву:
Виды военной службы
Молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, без соответствующего освобождения, обязаны проходить военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации. В 2020 году она длится ровно год и позволяет по окончании начать карьеру в армии.
Вопросы касательно прохождения военной службы регулируются Федеральным законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Виды военной службы
В первую очередь военная служба классифицируется по способу поступления. Так, основаниями получения лицом статуса военнослужащего выступают:
Независимо от вида, военнослужащие на бесплатной основе получают:
За обслуживание карты военному платить не требуется.
Призыв
Среди наиболее распространенных видов – военная служба по призыву. Ее проходят в ВС РФ, органах госохраны и иных войсках.
Отдельных видов службы по призыву законодательством не предусмотрено. Ее проходят лица:
Служба в армии РФ по призыву дает следующие права военнослужащим:
Как правило, в армию призывают юношей, окончивших среднее или высшее учебное заведение. По окончании гражданин получает право заключить контракт и начать службу по нему.
Закон позволяет заменить данный вид на АГС. Ее продолжительность равна 2 годам.
Контракт
Второй из видов службы – по контракту. В соответствии с законодательством на нее поступают граждане, не достигшие 40-летнего возраста. Одним из оснований заключения контракта становится:
Основные особенности контракта:
Прохождение первого срока службы по контракту наделяет гражданина следующими правами:
Заключить контракт возможно спустя несколько месяцев с начала службы по призыву:
Альтернативная гражданская служба (АГС)
Отдельный вид службы – АГС. Она имеет место в следующих случаях:
Данный тип службы представляет собой общественно полезные работы. Ее особенности:
Призывники получают оплату, равную текущему прожиточному минимуму.
Иные разновидности службы
Военная служба также классифицируется в зависимости от состава военнослужащих. Сюда относятся все лица, прибывшие в армию по призыву или по контракту. В данном случае различают службу:
Указанная классификация прямо закреплена в ст. 46 № 53-ФЗ. В этой же норме перечислены составы военнослужащих, а также звания (все существующие в РФ – войсковые и корабельные).
Основные понятия
1 октября 2016 года в России началась осенняя призывная кампания. За три месяца, согласно планам Генштаба, на военную службу отправятся 152 тыс. молодых россиян (Указ Президента РФ от 29 сентября 2016 г. № 503 «О призыве в октябре-декабре 2016 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»).
Если вам исполнилось 18 лет, то это не означает, что вы автоматически становитесь призывником. С этого момента и до достижения 27 лет вы считаетесь гражданином призывного возраста. Так будет юридически правильнее. Призывником вы можете считаться только в том случае, если вам уже вручили повестку о том, что вы призываетесь для прохождения срочной службы, с конкретной датой прибытия к месту назначения. Гражданин призывного возраста может и не стать призывником, если у него есть отсрочка или освобождение от прохождения военной службы, а также в том случае, если он выбрал альтернативную гражданскую службу.
Срочная военная служба – это исполнение воинского долга гражданами призывного возраста сроком по призыву на один год в мирное время. Мы приводим понятие «срочной военной службы» для удобства восприятия. Это понятие является синонимом понятия «военная служба по призыву». В профессиональном сленге работников военкомата (а с этим приходится регулярно сталкиваться гражданину призывного возраста) существуют такие понятия как «срочники», «контрактники», «альтернативщики» и т.п. Юридически правильнее будет «военная служба по призыву», но на практике гражданин призывного возраста при посещении военкомата часто будет слышать фразу «срочная военная служба».
Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо срочной военной службы по призыву.
Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство) – это документ, который выдается гражданам России при прохождении комиссии по постановке граждан на воинский учет (для юношей – с 1 января по 31 марта года, в котором им исполняется 17 лет). При призыве гражданина на военную службу или зачислении в запас данное удостоверение изымается и выдается военный билет. При предоставлении отсрочки от призыва в удостоверение вносится соответствующая запись. Относитесь к удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу, бережно. В случае его утраты нужно в двухнедельный срок обратиться в военкомат.
Военный билет – это документ, выдаваемый гражданину при призыве на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации и иные «силовые» ведомства, где предусмотрена военная служба, а также в случае освобождения от воинской обязанности или зачислении в запас.
Помимо общей информации (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, образование, гражданская специальность и наличие спортивного разряда), военный билет может содержать ряд специфичной информации:
Повестка – это документ об официальном вызове в военкомат. По повестке военкомата гражданин должен явиться на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть.
Медицинское освидетельствование
Во время призыва граждан на срочную военную службу на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования этих граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
На медицинскую комиссию возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования граждан призывного возраста для определения состояния здоровья с присвоением соответствующей категории годности к военной службе (ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
На медицинской комиссии гражданину призывного возраста предстоит пройти обследование минимум у семи врачей: терапевта, хирурга, невропатолога, психиатра, окулиста, оториноларинголога, стоматолога. В случае необходимости ему могут назначить посещения и врачей другой специальности. Медицинская комиссия проводится в периоды проведения призывных кампаний. В весенний призыв 2014 года впервые призывников будут проверять на гепатит формы В и С, а для контрактников будет введен обязательный биохимический анализ, выявляющий лиц, употреблявших наркотики.
Категории годности к военной службе
По результатам медицинского освидетельствования врачи-специалисты при первоначальной постановке граждан на воинский учет и призыве их на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
«А» – годен к военной службе;
«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;
«В» – ограниченно годен к военной службе;
«Г» – временно не годен к военной службе;
«Д» – не годен к военной службе.
Для граждан, признанных годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
Ограниченно годные к военной службе (имеющие серьезные проблемы со здоровьем) (категория «В») не могут быть призваны. Граждане, получившие по результатам медицинского освидетельствования категорию «В», вызываются в военкомат через три года для повторного освидетельствования.
Заключение о временной не годности (категория «Г») (на срок до 12 месяцев) и о необходимости медицинского обследования (лечения) выносит призывная комиссия на основании медицинского освидетельствования (п. 26-30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574).
Если обследование (лечение) гражданина призывного возраста можно провести до окончания работы призывной комиссии, заключение о временной негодности не выносится.
Гражданин призывного возраста, уклоняющийся (отказывающийся) от обследования (лечения), должен быть повторно освидетельствован через полгода. Если при этом у него не будет выявлено признаков ухудшения здоровья либо будут отсутствовать явные признаки увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, препятствующие призыву на военную службу, комиссия признает его годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б») (п. 26-30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574). (На основании Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574 внесены изменения в Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123. Поэтому в статье акцент сделан на нем. На практике используются оба положения.)
Не годные к военной службе освобождаются от исполнения воинской обязанности.
Во время прохождения медицинского освидетельствования граждане призывного возраста имеют право на получение полной информации о медицинских показаниях (об обнаруженных заболеваниях) на отсрочку или освобождение от призыва. Порядок оформления заключения врача-специалиста определяется Министерством обороны Российской Федерации (Приказ Минобороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации», пункт 277, приложения №№ 1-17).
Примерные формы
(подготовлено с помощью системы ГАРАНТ):
Сроки службы и проведения призывных кампаний
Срок солдатской службы за несколько веков претерпел значительные изменения, и сегодня это уже, заметьте – не 25 лет, как в давние времена в царской России, и не два года, как несколько лет назад. А всего лишь 12 календарных месяцев. Что можно успеть за это время? По сути, только пройти курс молодого бойца, получив основные знания и необходимые практические умения и навыки защитника Отечества.
В законодательстве установлены сроки проведения призывных кампаний – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В некоторых случаях возможны другие сроки призыва для граждан:
Знайте свои права и не забывайте об обязанностях
Постановка на первичный воинский учет граждан мужского пола происходит, когда юноши достигают 17-летнего возраста.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания) в военном комиссариате (п. 1-2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)
Если у вас произошли изменения семейного положения, образования, места работы, должности, то вы обязаны сообщить об этом в двухнедельный срок в военкомат (ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Хотим обратить ваше внимание, что если у вас есть право на отсрочку от призыва, следует своевременно предоставлять соответствующие документы в военкомат, иначе вы можете быть призваны для прохождения срочной службы на законных основаниях.
В случае неявки по повестке без уважительных причин гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 28 и п. 4 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Уважительными причинами являются следующие:
Эти причины должны быть подтверждены документально. Помните также, что они снимают ответственность за неявку, но не отменяют вызова в военкомат. При первой же возможности гражданин должен немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.
«Уклонистам» на заметку
Попытки уклониться от исполнения долга перед Родиной ни к чему хорошему не приводят. Вас могут найти, и в этом случае за свои действия придется отвечать согласно ст. 328 УК РФ. За уклонение от призыва на военную службу предусмотрен штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Выбор наказания зависит от того, какое решение вынесет судья.
Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лицом, освобожденным от военной службы, также влечет за собой уголовную ответственность и карается либо штрафом в размере до 80 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 249 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Вам уже исполнилось 18, но еще нет 27 лет? – Узнайте, полагается ли вам отсрочка или освобождение от службы.
Вопросы и ответы по разделу: |
Может ли гражданин Грузии, проживающий около 19 лет в России и имеющий вид на жительство в Российской Федерации на пять лет, пройти военную службу в России, а не в стране своей гражданской принадлежности?
Отвечает адвокат, председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин:
Пока гражданин не приобрел российское гражданство, он не является военнообязанным по смыслу ст. 59 Конституции РФ и не может пройти военную службу по призыву. Вместе с тем, для него возможна служба по контракту.
Могут ли гражданина России призвать в армию, если российское гражданство получено им во время призывной кампании?
Отвечает адвокат, председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин:
С момента принятия гражданства молодой человек обязан встать на воинский учет в двухнедельный срок (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). После этого он проходит мероприятия, связанные с призывом и, в случае отсутствия оснований для отсрочки или освобождения от призыва, а также если он достиг возраста 18 лет и не достиг возраста 27-ми лет, может быть призван на военную службу.
Могут ли меня привлечь к ответственности за уклонение от военной службы, если я ни разу не получал повестку (мне 24 года) и по словам сотрудника военкомата, отсутствую в списке призывников? Как мне поступить в данной ситуации?
Отвечает адвокат, председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин:
Бытует заблуждение, что если гражданин ни разу не получал повестку, то и привлечь его к ответственности нельзя. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы (ч. 1 ст. 328 УК РФ) необходимо наличие умысла на уклонение от призыва, который может выражаться в активных действиях или в бездействии (например, неявка по повесткам; нарушение обязанностей по воинскому учету; неявка в медицинскую организацию на обследование по направлению призывной комиссии) (Постановление Пленума ВС РФ от 3 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»). Таким образом, в указанной ситуации Вас могут привлечь к ответственности. Рекомендую Вам самостоятельно явиться в военкомат и заявить о себе.
Мне 26 лет, 29 августа 2014 года будет 27. Недавно получил российское гражданство. Попадаю ли я под призыв, если не оформлять прописку до июня? Будет ли это считаться уклонением от военной службы?
Отвечает адвокат, председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин:
Граждане обязаны в двухнедельный срок сообщить в военный комиссариат о переезде на новое место жительства или место пребывания, о получении российского гражданства (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Таким образом, даже не оформляя прописку, Вы несете обязанность проинформировать военкомат о себе и своем месте жительства (пребывания). В противном случае бездействие может расцениваться как уклонение от призыва. Кроме того, согласно поправкам в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», внесенным Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» и вступившим в силу с 1 января 2014 года, в такой ситуации Вы будете считаться гражданином, не прошедшим военную службу без уважительных причин и не сможете занимать впоследствии должности муниципальной и государственной гражданской службы (п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Военная служба
Военная служба — особый вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Таким гражданам присваиваются воинские звания или специальные.
Содержание
Формы прохождения военной службы
Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе (служба по контракту), так и по призыву. Служба по контракту является единственной формой комплектования вооруженных сил во многих странах. Она существует и в странах, в которых действует всеобщая воинская обязанность. Профессиональные солдаты лучше чем призывники справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники.
После окончания Холодной войны многие страны отказались от всеобщей воинской обязанности. Угроза крупномасштабной войны значительно уменьшилась, а для локальных военных конфликтов относительно малочисленная профессиональная армия подходит лучше, чем призывная. [1]
Военная служба в мире
Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.
Минимальный возраст кандидата — 18 лет (17 лет при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил и принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам (регулярные ВВС, регулярная береговая охрана — 27 лет, регулярная морская пехота, резерв морской пехоты — 28 лет, резерв ВВС, ВВС национальной гвардии, регулярные ВМС — 34 года, резерв сухопутных войск, резерв ВМС, резерв береговой охраны — 39 лет, регулярные сухопутные войска, сухопутные войска национальной гвардии — 42 года).
Срок контракта — от 3 до 6 лет.
Россия
Советский период
Военная служба — особый вид государственной службы, заключающийся в выполнении советскими гражданами конституционной воинской обязанности в составе ВС СССР (ст. 63 Конституции СССР). Военная служба являлась наиболее активной формой осуществления гражданами своего конституционного долга защищать социалистическое Отечество (ст. 31 и 62, Конституции СССР), являлась почётной обязанностью и возлагалась только на граждан СССР. Иностранцы и лица без гражданства, проживавшие на территории СССР, воинскую обязанность не несли и на военную службу не зачислялись, тогда как на работу (службу) в гражданские советские организации они могли приниматься с соблюдением установленных законами правил.
На военную службу советские граждане привлекались в обязательном порядке путём призывов (очередных, на учебные сборы и по мобилизации) в соответствии с конституционной обязанностью (ст. 63, Конституции СССР), и в соответствии со ст. 7 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 г.) все военнослужащие и военнообязанные принимали военную присягу на верность своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству. Для военной службы характерно наличие института присваиваемых в установленном ст.9 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 г.) порядке персональных воинских званий, в соответствии с которыми военнослужащие и военнообязанные делились на начальников и подчинённых, старших и младших со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.
В ВС СССР призывалось около 40 % от призывного контингента, состоящего на воинском учёте (приписанного к военкоматам).
Формы прохождения военной службы были установлены в соответствии с принятым в современных условиях принципом строительства ВС на постоянной кадровой основе (сочетание кадровых ВС с наличием запаса военнообязанных военно-обученных граждан). Поэтому согласно Закону о всеобщей воинской обязанности (ст.5) военная служба делилась на действительную военную службу и службу в запасе, каждая из которых протекала в особых формах.
Действительная военная служба — служба советских граждан в кадрах ВС, в составе соответствующих воинских частей, экипажей военных кораблей, а также учреждений, заведений и других военных организаций. Лица, зачисленные на действительную военную службу, именовались военнослужащими, они вступали с государством в военно-служебные отношения, назначались на такие предусмотренные штатами должности, для которых требовалась определённая военная или специальная подготовка.
В соответствии с организационной структурой ВС, различием в характере и объёме служебной компетенции личного состава государством были приняты и использовались следующие формы действительной военной службы:
В качестве дополнительной формы прохождения действительной военной службы использовалась служба женщин, принимаемых в мирное время в ВС СССР на добровольных началах на должности солдат и матросов, сержантов и старшин;
К формам прохождения военной службы примыкала служба (работа) военных строителей.
Служба в запасе — периодическое несение военной службы гражданами, зачисленными в запас ВС. Лица, состоявшие в запасе, именовались военнообязанными запаса.
Формами прохождения военной службы за время состояния в запасе являлись краткосрочные сборы и переподготовка:
К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относились:
Федеративный период
Военная служба — в России вид особой федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (см. статья 6, Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года).
Статус военнослужащего
Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащих — совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных: • во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам; • во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса — общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности.
Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, то есть они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.
Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.
Права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. В то же время военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ часовой для исполнения своих специальных еляется вами: приметь ожие в аях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их ь; подчиняться лишь строго определенным лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других начальников (в том числе своего непосредственного и прямых). Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы. К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определенную деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления властью. Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно связаны с отдельными субъективными правами военнослужащих, а с другой — образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определенные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.
Должности, звания и штат военнослужащих
Став военнослужащим, гражданин включается в сложный организм, который можно представить в виде схемы, состоящей из трех элементов: 1. занимаемая воинская должность; 2. наличие конкретного воинского звания; 3. соответствующих штату воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации. Под штатом воинской части понимается документ, определяющий состав воинской части, ее организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и ее структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно-учётных (учётных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих. Должностью определяется характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как основным связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы. Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, положениях о прохождении воинской службы различных категорий военнослужащих и т. д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый социальный статус должности). Таким образом, воинская должность есть учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица. Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенция государственного органа — это система его полномочий, то есть прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе — в сфере обороны и безопасности). Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 Закона «О воинской обязанности и военной службе»). Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, При этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы). Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание, то есть не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов, в которых есть так называемые вилочные должности (например, подполковник — полковник). П. 3 статьи 42 Закона устанавливает порядок утверждения воинских должностей. Президент Российской Федерации утверждает: • единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; • общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Министр обороны РФ, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Законом предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения Перечня иных воинских должностей. В указанных перечнях определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.
К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относятся:
Граждане, находящиеся на военной службе, являются военнослужащими. Военнослужащим присваиваются воинские звания. Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе, так и по призыву.