Как называется снегоходы по другому
СНЕГОХОД
Смотреть что такое «СНЕГОХОД» в других словарях:
снегоход — снегоход … Орфографический словарь-справочник
снегоход — снегокат, аэросани Словарь русских синонимов. снегоход сущ., кол во синонимов: 5 • автомобиль (369) • … Словарь синонимов
СНЕГОХОД — СНЕГОХОД, снегохода, муж. (неол. спец.). То же, что аэросани. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Снегоход — специальное транспортное средство, используемое для поиска, спасения и эвакуации пострадавших, доставки к месту проведения работ спасателей и специального оборудования в любых условиях зимнего бездорожья. Отличаются высокой проходимостью,… … Словарь черезвычайных ситуаций
Снегоход — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
снегоход — 3.1 снегоход: Самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения вне дорог преимущественно по снегу, имеющее собственную массу не более 450 кг, сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, не имеющее кабины… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СНЕГОХОД — транспортное средство, которое перемещается по снегу на широких резиновых гусеницах и паре лыжных полозьев. Снегоходы изготавливают из алюминиевых сплавов, стали или стеклопластика. В качестве источника тяги на них устанавливают высокоэффективный … Энциклопедия Кольера
Снегоход — м. Автомобиль, предназначенный для движения по снегу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
снегоход — снегоход, снегоходы, снегохода, снегоходов, снегоходу, снегоходам, снегоход, снегоходы, снегоходом, снегоходами, снегоходе, снегоходах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
снегоход — (мотонарты), одноместный, реже двухместный экипаж, предназначенный для движения по глубокому снегу, а также по заснеженным и обледенелым дорогам. Ещё в нач. 20 в. в странах, где зимой выпадает много снега, предпринимались попытки создания машины … Энциклопедия техники
снегоход
Смотреть что такое «снегоход» в других словарях:
снегоход — снегоход … Орфографический словарь-справочник
СНЕГОХОД — СНЕГОХОД, снегохода, муж. (неол. спец.). То же, что аэросани. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СНЕГОХОД — СНЕГОХОД, а, муж. Автомобиль для передвижения по глубокому снегу. | прил. снегоходный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Снегоход — специальное транспортное средство, используемое для поиска, спасения и эвакуации пострадавших, доставки к месту проведения работ спасателей и специального оборудования в любых условиях зимнего бездорожья. Отличаются высокой проходимостью,… … Словарь черезвычайных ситуаций
Снегоход — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
снегоход — 3.1 снегоход: Самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения вне дорог преимущественно по снегу, имеющее собственную массу не более 450 кг, сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, не имеющее кабины… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СНЕГОХОД — транспортное средство, которое перемещается по снегу на широких резиновых гусеницах и паре лыжных полозьев. Снегоходы изготавливают из алюминиевых сплавов, стали или стеклопластика. В качестве источника тяги на них устанавливают высокоэффективный … Энциклопедия Кольера
Снегоход — м. Автомобиль, предназначенный для движения по снегу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
снегоход — снегоход, снегоходы, снегохода, снегоходов, снегоходу, снегоходам, снегоход, снегоходы, снегоходом, снегоходами, снегоходе, снегоходах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
снегоход — (мотонарты), одноместный, реже двухместный экипаж, предназначенный для движения по глубокому снегу, а также по заснеженным и обледенелым дорогам. Ещё в нач. 20 в. в странах, где зимой выпадает много снега, предпринимались попытки создания машины … Энциклопедия техники
Разбираемся в типах снегоходов – спорт и отдых
В прошлой серии наших исследований мы весьма подробно изучили положение дел с современными утилитарными снегоходами. Сегодня же поговорим, пожалуй, о самом разветвленном семействе сноумобилей – о машинах для спорта и отдыха. Решили купить снегоход на дачу, но не уверены в выборе модели? Сейчас разберемся, что вам нужно!
Не секрет, что сегмент внедорожной техники планомерно перетекает из утилитарного в рекреационный. Все меньше людей покупает «квадрики» и снегоходы для работы, и все больше – в качестве техники для активного отдыха.
Разумеется, требования, которые предъявляются к технике в этом сегменте, радикально отличаются от тех, что формируют облик сегмента утилитарного. Ресурс не так важен, ведь наверняка «катальщик» не будет проезжать в год и десятой доли того расстояния, что проделывает какой-нибудь оленевод. Зато мощность мотора здесь на первом месте, ведь кататься должно быть весело! Вряд ли жителю Крайнего Севера, который ежедневно проезжает километров двести-триста по тундре, придет в голову «прыгнуть вон тот пятиметровый дроп» со снежного козырька. Ему чем ровнее дорога, тем лучше. Он не полезет в лощину, куда совершенно точно надуло пухляка метра три, он лучше объедет такое засадное место.
А человеку, который выехал покататься, наоборот: чем больше снега, тем лучше. Лощина с пухляком – что детская песочница. Козырьки? Замечательно. Можно попрыгать! Склоны – супер. Можно попилить траверсом! Словом, «катальщики» и «ездильщики» – люди прямо противоположные по своей сути. И требования, которые они предъявляют к своей технике, также противоположны.
Стоит ли говорить, что «рекреационная» техника ежегодно обновляется с точки зрения дизайна? Это буровику по фигу какого цвета снегоход – лишь бы ехал. А «быстрым» парням на снегоходе в прошлогодней расцветке и на людях появляться как-то стыдно.
Словом, все: рамы, подвески, гусеницы, моторы рекреационных снегоходов – отличается от утилитарников радикально. Разве что есть один класс, ближе всего тяготеющий к «утилям» – «туристы».
«Гран туризмо» по-зимнему
Туристические снегоходы – класс, наиболее приближенный к утилитарникам. Это обусловлено довольно близкими требованиями к тем и другим: экономичность, плавность хода, большой ресурс узлов и агрегатов. В то же время не так остро стоит вопрос массы, ведь «турист» должен ездить если не по подготовленным трассам, то по чьим-то следам, каким-то тропам. И уж точно – не по целине. Отличия от «утилей» вполне «маркетингового толка» – мощный двигатель, в большей степени как элемент статуса и причастности к высшему классу, множество комфортных опций, ассортимент тюнинга, благородный дизайн.
На фото: Arctic Cat Pantera 7000 Limited – яркий представитель туристического семейства
Поэтому туристические машины стоят на платформах тяжелых утилитарных моделей, практически не вторгаясь в конструкцию рамы, ходовой части, движителя или подвески. Гусеница длиной 152 дюйма (3 900 мм) и шириной 500 мм с весьма умеренным зацепом – это чаще всего обычная утилитарная гусеница. Двигатель в подавляющем большинстве случаев – четырехтактник большого объема. Это не только дань традиции или моде, просто 4Т всегда заметно экономичнее двухтактников, они значительно тише в работе и обладают весьма спокойным характером.
На фото: канадский Ski-Doo Expedition 900 ACE – комфорт, тишина, ветрозащита
Все эти факторы работают на комфорт, а еще такой сноумобиль может весьма уверенно разгоняться, достигать довольно высоких скоростей, но при этом не воняет горелым маслом, работает тихо и плавно. Нужно отметить, что основным потребителем больших «туристов» являются скандинавские страны и Канада. В Финляндии, например, протяженность официальных снегоходных дорог, за которыми ухаживают и содержат не хуже автомобильных, превышает протяженность дорог асфальтовых. Разумеется, в зимнее время. Так что тяжелый, комфортный, тихий, мощный и экономичный «турист», оснащенный подогревами всего, что можно, большим стеклом и мягкими креслами, для таких условий идеален.
На фото: японский взгляд на туризм – Yamaha RSVenture GT
Недостатки таких машин вытекают напрямую из достоинств. Проходимость и маневренность туристических снегоходов зачастую даже хуже, чем у «родственных» утилитарников. Причин тому – огромная масса. «Всадить» такую тачку в рыхлом снегу – легче легкого, а вот выкопать очень сложно. Поэтому не стоит присматриваться к этому типу снегоходов, если в ваших краях выпадает много снега, а трасс для катания мало. Или если вы живете в холмистой или лесистой местности: потом и кровью будет оборачиваться каждый выезд. Конечно, говорить о «подготовленных снегоходных трассах», как в Финляндии, не приходится вовсе, но если основными вашими маршрутами станут замерзшие реки и озера, или же если в ваших краях в основном встречаются поля, не очень густые леса, а снега выпадает не сказать чтобы очень много, то «турист» сможет подарить вам и вашей спутнице массу положительных эмоций.
На фото: Lynx Adventure GT 900 ACE – финский взгляд на вопрос снежного «дальнобоя»
Большой спорт
Диаметрально противоположное место в иерархии снегоходов занимают кроссовые модели. Эти снегоходы стоило бы вынести за рамки «гражданских» моделей, так же как кроссовые мотоциклы, которые вообще не считаются транспортными средствами, не имеют ПТС и не регистрируются в ГИБДД или технадзоре. Однако де-юре кроссовые снегоходы не отличаются от прочих, так что не сказать о них нельзя.
Обращая свое внимание на эту технику, стоит помнить, что она разрабатывалась для одной единственной цели – участия в соревнованиях по сноукроссу. У «кроссачей» очень короткая и узкая гусеница (120 дюймов или 3 051 мм в длину и 380 мм в ширину), рассчитанная на езду по плотному, утрамбованному снегу подготовленной кольцевой трассы. Мощный двухтактный двигатель рабочим объемом 600 или 800 кубических сантиметров (хотя встречаются и четырехтактные модели) и очень широкая база лыж – чтобы снегоход не опрокидывало в быстрых поворотах. Вариатор настроен на максимальный разгон, а подвеска очень жесткая, чтобы отрабатывать без пробоев максимальные нагрузки на высоких скоростях, многометровые прыжки с трамплинов и прочие «прелести» кроссовой трассы.
Снегоход лишен таких привычных опций, как подогрев рукояток руля, электрозапуск, ветрозащита. Все брошено на минимизацию массы. Настройки вариатора и двигателя таковы, что обычному человеку «кроссач» покажется безумно нервным и резким. Подвеска в обычном «покатушечном» режиме езды попросту не будет работать. Чтобы ее «раскачать», нужно ехать «на все деньги». Словом, любой «кроссач» – снегоход некомфортный, «злой», жесткий и при этом совершенно непроходимый. Короткая гусеница не способна вывозить снегоход из глубоких сугробов, а широкая база лыж и жесткие настройки амортизаторов не позволят активно «валять» снегоход с бока на бок и маневрировать в глубоком снегу.
На фото: Arctic Cat ZR 6000 El Tigre – чистокровный «кроссач». Короткий, легкий и « злой »
Зато «кроссачи» зачастую имеют металлические шипы на гусенице, позволяющие максимально эффективно реализовывать крутящий момент даже на укатанном снегу и льду, амортизаторы имеют все мыслимые настройки, а каталоги оригинального и неоригинального тюнинга предлагают огромный выбор деталей для настройки вариатора и двигателя.
На фото: Lynx Rave RE 800 E-TEC – финский царь трамплинов и поворотов. 215 кг, 174 л.с. и непробиваемая подвеска
Словом, этот класс аппаратов подойдет только тем, кто серьезно задумался о спорте или стантрайдинге. «Просто кататься» на этих машинах не выйдет. В глубоком снегу придется очень много копать, а на укатанном – постоянно переживать за собственные внутренности – вытрясет всю душу. Ну и, разумеется, как любая спортивная техника, «кроссачи» сугубо одноместные.
На фото: Polaris 600 Rush Pro-X. Короткая и широкая база, малый вес, мощный двигатель. Кросс по-американски
Лучше гор могут быть только горы…
Горная езда на снегоходе несет в себе примерно столько же практического смысла, как катание на сноуборде или горных лыжах – исключительно развлекательное времяпрепровождение. Тем не менее именно здесь проходит «линия фронта» борьбы за высокие технологии. Горные модели – одни из самых дорогих и технологичных машин, а горная езда – наиболее техничный и сложный вид снегоходного спорта.
«Горник» специально придуман и разработан для того, чтобы ездить высоко в горах, по очень глубокому снегу и по очень крутым склонам. Техника езды на «горнике» разительно отличается от привычной тем, кто катает по равнине. Например, снегоход не может ехать по склону больше определенной крутизны – он просто перевернется. Поэтому на «горнике» ездят на одной лыже, заваливая снегоход к склону.
На фото: крутизна склона зачастую не имеет значения. Лишь бы снега было побольше!
Отсюда и технические особенности – узкая гусеница и очень узкая база лыж. Чтобы компенсировать недостаток опорной поверхности узкой «гусянки», ее удлиняют. На данный момент самая длинная гусеница в заводском исполнении – у Ski-Doo Summit T3 и составляет она 174 дюйма или 4 141 мм.
На фото: Ski-Doo Summit T3 174 – первый в мире «горник» с гусеницей длиной 4 141 мм и зацепом в 76 мм
В этом году появилась версия со 174-й гусеницей и у Polaris RMK – главного конкурента Ski-Doo. Собственно, «горники» выпускают всего три фирмы в мире. Помимо указанных – еще Arctic Cat. Правда «коты» еще не добрались до столь монструозных гусениц, ограничиваясь максимальной длиной в 163 дюйма (4 140 мм). А вот «акулий» размер снегозацепов в три дюйма (76,2 мм) освоили уже все.
На фото: Polaris ProRMK 800 – самый легкий «горник», меньше 200 кг. В конструкции много композитных материалов и алюминия – легкий, но очень хрупкий
Есть еще Yamaha c их FX-Nytro M-TX 162, но тяжелый четырехтактник делает его плохим конкурентом легких двухтактников из Северной Америки.
На фото: FX-Nytro M-TX 162 – тяжелый четырехтактник не в тренде горного снегоходства
Стоит сказать и о подвеске – чистокровные «горники» рассчитаны на езду по очень рыхлому снегу, и всевозможные прыжки подразумеваются только в пухляк, да и то при острой необходимости. Поэтому подвеска у них хоть и энергоемкая, но весьма мягкая. Да и настроек у гидравлики зачастую нет: в рыхлом пухляке это без надобности.
На фото: нижний рычаг подвески Polaris Pro RMK выполнен из карбона и алюминия и склеен полиэфирной смолой. Все ради снижения массы. Но ударов такая конструкция не держит в принципе
Моторы «горников» настроены на работу в условиях разреженного воздуха высокогорья и внизу чувствуют себя не очень хорошо от переизбытка кислорода, а системы охлаждения опять же подразумевают большое количество рыхлого снега. Ради снижения массы радиаторы урезают до минимума, и при недостатке снега под гусеницей или на плотном снегу горники сильно греются.
На фото: радиатор Ski-Doo Summit. Минимизация массы приводит к дефициту производительности системы охлаждения. «Горники» греются при недостатке снега
Все это делает их плохими компаньонами на равнине. Длинные и узкие машины плохо держат траекторию, норовят опрокинуться при любом изменении направления, подвески их пробивает даже на легкой гребенке, а сам процесс управления на плотном снегу весьма затруднен, ведь снегоход опирается на поверхность не всей плоскостью гусеницы, а как бы стоит на «пуантах» огромных снегозацепов. Держак нулевой, управляемость тоже никакая. В лесу на длинной машине очень сложно маневрировать, а на укатанной трассе он постоянно греется. Словом, «горники» – машины очень специфичные. Собственно, как и горные лыжи: ни для чего другого, кроме катания с гор, они категорически не подходят.
Универсальные солдаты
Но что делать тем, кто хочет получить машину, способную быть одинаково удобной на укатанной трассе и в пухляке? Комфортную, с возможностью перевозки пассажира, но при этом бодрую и «зубастую», чтобы можно было газануть по склону и не застрять среди елок в лесу? Здесь на сцену выходят кроссоверы. Причем сейчас их появилось настолько много, что разобраться в них тоже зачастую непросто. Кроссоверы тяготеют к основным классам, перечисленным выше, но при этом несут в себе и качества, присущие другим типам. Здесь нужно помнить одно правило: никогда универсальное не будет столь же удобно, как специфичное. То есть никакой кроссовер с уклоном в горы не будет столь же хорош в горах, как чистокровный «горник», но зато в остальных ипостасях он будет заметно лучше.
Кроссовер с уклоном в горы – это машина, отвечающая большинству требований горного снегохода, но база лыж будет шире, чтобы он не так настойчиво стремился опрокинуться в поворотах, система охлаждения будет эффективнее (но и тяжелее), и в комплекте будет электрозапуск (а значит, снова лишний вес).
На фото: Lynx Boondocker DS. DS значит Deep Snow – глубокий снег. Почти «горник», но способный на нечто большее на равнине
Подвески будут оборудованы более энергоемкими амортизаторами, чтобы аппарат чувствовал себя уверенно не только в пухляке, но и на прочих типах снега. Масса машины будет больше, сфера применений – шире, но в горах он «сольет» обычному «горнику».
На фото: Arctic Cat XF Highcountry – «почти горник», но чуть более приспособленный для жизни на равнине. Не сильно хуже чистокровного «горника», но заметно универсальнее
Кроссовер с уклоном в туризм совместит в себе качества туристической машины (комфорт, пассажирское сиденье со спинкой и поручнями, высокое стекло) и качества «проходимца»: довольно узкую и «зубастую» гусеницу, средней ширины базу лыж и «злой» спортивный двухтактный двигатель. На таком будет весьма комфортно «пульнуть» по укатанному зимнику или по льду реки с пассажиром. И в то же время он позволит «побундочить» в пухляке в одно лицо и не застрять в густом лесу. С управляемостью и проходимостью будет все хорошо, однако стоит помнить, что такой аппарат будет весьма тяжел. По проходимости он будет хуже «спортивных» моделей, а по комфорту «сольет» чистым «туристам».
На фото: Lynx 49 Ranger 600 E-Tec – туристическое седло и большой ветровик, вместе с тем «зубастая гусеница» и спортивный двухтактник
Кроссовер с уклоном в спорт – пожалуй, одна из наиболее честных вариаций «межклассовых скрещиваний». По сути, это спортивные машины, с расширенными возможностями использования за пределами спортивных трасс. Этот класс характеризуется «борзыми» моторами высокой мощности, слегка удлиненными гусеницами со средней высоты зацепом, чтобы уверенно чувствовать себя не только на укатанной трассе, но и в сугробах, «злые» подвески с кучей регулировок, чтобы можно было без опаски «сажать» трамплины и в полный газ дубасить по разбитым «грейдерам», весьма широкая база лыж для устойчивости и одноместная компоновка.
На фото: Ski-Doo Renegade Backcountry X – способен на многое, но только там, где не очень много снега
Именно такие машины больше всего любят те, кто живет в средней полосе, где не очень много снега, но много пересеченки и хочется «газануть на все деньги». Москва, Питер и прочие крупные центры – вот основной рынок сбыта таких машин.
На фото: Polaris 600 Switchback PRO-X – почти «кроссач», но чуть более приспособлен для жизни вне трасс
Минусы спорткроссоверов очевидны – небольшая гусеница (хотя длина доходит до 152 дюймов) с невысоким зацепом пасует перед глубоким снегом, а широкая база лыж усложняет маневрирование на склонах. Удел таких машин – средняя полоса, где плоско, мало снега и много буераков.
Не боли, голова!
В стане рекреационных снегоходов можно найти машину на любой вкус и с сочетанием любых характеристик. Главное – не запутаться в выборе и купить именно то, что наилучшим образом подойдет именно под ваши запросы. Внешне снегоходы могут быть очень схожими. Единство стиля в дизайне у каждой марки зачастую делает противоположные модели неразличимыми для глаза обывателя, и велик риск купить не то что неподходящий снегоход, а как раз то, что категорически не нужно. Сколько раз я встречал людей на чистокровных «горниках» посреди подмосковных лесов. Как они с ними мучились! Хотя они покупали «самое лучшее» и самое дорогое, а в результате – ни удовольствия, ни пользы и зря потраченный миллион рублей.
На фото: «горник» в поле так же бесполезен, как ласты на катке
Снегоход
Снегохо́д — механическое транспортное средство, предназначенное для движения по снегу.
Термин «снегоход» в русском языке значительно уже, чем англоязычный термин «snowmobile». Термин «snowmobile» принято использовать для обозначения любого транспортного средства, предназначенного для движения по снегу, включая гусеничные вездеходы, аэросани, вездеходы на пневматиках низкого давления и т. д.
Снегоходом принято называть только лыже-гусеничные транспортные средства, относительно небольшого размера, с органами управления по образу мотоциклетных.
В Советском Союзе и России долгое время был распространен термин «мотонарты», который и до сих пор часто встречается в различных официальных документах. [1]
В 1935 появился снегоход с лыжами, установленными спереди и цепной звездочкой и гусеничной системой сзади. Модифицированную версию использовали на лесозаготовках. В 1950-х появился снегоход с легкими шасси, рассчитанный на одного или двух человек.
Содержание
Правила безопасности
Катание на снегоходе может быть очень травматичным и опасным, если забывать о возможных опасностях и пренебрегать техникой безопасности.
Риски, возникающие при катании на снегоходе
Опрокидывание при заносе гусеницы
Снегоход не очень устойчив, поэтому даже в случае небольшого препятствия (например, кучи льда, оставленного рыбацким буром) он может опрокинуться наружу поворота и выбросить седоков в том же направлении. Массы снегохода достаточно для причинения человеку тяжелых травм, вплоть до гибели.
Опрокидывание на склоне
Аналогично происходит опрокидывание на склоне. При движении поперек склона, снегоход наклоняется в сторону склона. При опрокидывании седоки падают вниз по склону, и снегоход может придавить их. При попытке заехать в очень крутой подъем есть риск, что снегоход опрокинется назад или назад-вбок, увлекая седоков под себя.
Низкие препятствия, провода
Подобным образом — при наезде на скрытые льдом мостки — погиб телеведущий Сергей Супонев.
Предметы, скрытые снегом
При движении на большой скорости следует опасаться наезда на находящиеся под снегом предметы (камни, пни, металлические изделия); особую опасность они представляют при движении по рыхлому, пушистому снегу (до 40 см), когда снегоход идёт глубоко в него проваливаясь.
Проваливание под лед
Не следует двигаться по слабому льду, особенно, в начале и в конце зимы, а также в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости, когда трудно заранее увидеть полынью или прорубь. Кроме того, нужно учитывать особенности разных типов водоёмов:
Незамеченные изменения рельефа
Чрезвычайно опасны мелкие элементы рельефа местности — канавы, обрывы, ямы, особенно в пасмурную погоду, во время снегопада и в темноте.
Подобным образом — при падении в не замеченный вовремя овраг — погибла актриса Марина Левтова.
Скорость движения
Некоторые современные спортивные снегоходы могут иметь максимальную скорость до 200 км/ч, поэтому причиной значительной части всех летальных исходов является ее превышение. Даже при 80—100 км/ч аппарат практически неуправляем: резкое торможение или манёвр приводят к опрокидыванию. Безопасной является скорость не более 20—30 км/ч.
Устройство снегохода
Общая схема
Одногусеничные снегоходы
Подавляющее большинство снегоходов в настоящее время изготовлено по схеме «две лыжи впереди/одна гусеница сзади». При такой схеме снегоход опирается на три точки, расположенные треугольником. Прежде всего такая схема обладает оптимальной устойчивостью. Одногусеничная схема позволяет создавать эффективные снегоходы для самых разных целей. Конструкция одногусеничного снегохода является залогом относительно низкого веса, правильного распределения масс, ремонтной доступности всех основных узлов.
При проектировании таких снегоходов конструкторам предоставлены несколько основных инструментов, которые определяют баланс качеств снегохода:
Широкие гусеницы до последнего времени были уделом утилитарных снегоходов. Но в последнее время на рынке появились промежуточные модели — сочетающие комфорт туристических снегоходов с наличием широкой, а то и сверхширокой, гусеницы:
Масса снегохода в первую очередь зависит от его типа. Вес большинства утилитарных и туристических снегоходов — около 300 кг. Спортивные — кроссовые и горные весят 200—250 кг.
В последние годы конструкторы стали уделять повышенное внимание снижению массы. Многие новые модели разработаны «с чистого листа», в них воплощаются самые современные технические решения, в том числе широко используются легкие материалы, из конструкции исключаются некоторые узлы, оптимизируется вся конструкция, широко используются возможности использования более легких элементов конструкции по причине снижения нагрузки на них.
Существенное снижение массы позволяет предложить новый продукт:
Колея лыж у большинства современных снегоходов зависит скорее от конструкции подвески. Для моделей со свечной подвеской она составляет около 950 мм, для моделей с рычажной — около 1050 мм. Эти величины являются инженерным компромиссом, так как на каждом типе снегохода есть факторы ограничивающие её чрезмерное уменьшение или увеличение. По общему правилу, увеличение колеи улучшает устойчивость и управляемость снегохода. Но вместе с тем, и ограничивает возможность активного управления снегоходом — водителю становится сложней наклонять снегоход собственным весом при прохождении поворотов, при движении поперек склонов. На многих моделях есть возможность регулировки колеи в зависимости от предпочтений владельца.
Так как при одногусеничной схеме все три точки опоры существенно разнесены по углам треугольника, это позволяет оснащать снегоход длинноходными эффективными подвесками.
Двухгусеничные снегоходы
При том, что формально у двухгусеничных снегоходов тоже три точки — одна лыжа впереди и две гусеницы сзади — физика их движения существенно отличается от таковой у одногусеничных снегоходов.
Две гусеницы располагаются параллельно, с минимальным расстоянием между ними — которое необходимо для установки редуктора и крепления подвески. При использовании гусениц шириной 15 дюймов (381 мм), общая ширина движителя составляет около 850 мм. Это позволяет создавать узкие снегоходы (ширина «Бурана» — 900 мм).
Установка на них именно двух гусениц, а не одной соответствующей ширины, вызвана скорей технологическими и компоновочными требованиями. Кроме того, в период разработки двухгусеничных снегоходов, гусеницы считались заменяемым элементом. Заменить одну узкую гусеницу при её повреждении проще и дешевле, чем широкую.
У двухгусеничных снегоходов особенный баланс качеств, связанных с устойчивостью, а именно:
Именно специфическая валкость не позволяет использовать на двухгусеничных снегоходах длинноходные подвески гусениц — в противном случае, при поперечном наклоне, крен будет только усиливаться. Применяемые подвески рассчитаны на амортизацию мелких неровностей.
Так как площадь гусеницы несет подавляющую часть нагрузки и имеет многоточечную подвеску, рулевая лыжа не имеет постоянной нагрузки. Результат этого — нелинейная, большей частью низкая, управляемость. Она сильно зависит от большого количества факторов, определяющих насколько лыжа выступает ниже плоскости гусеницы (размещение нагрузки, состояние подвески гусеницы, состояние подвески лыжи и ряда других), а также от профиля дороги.
О выпуске в настоящий момент кем-то из иностранных производителей моделей с двумя гусеницами — неизвестно. Снегоход Alpina Sherpa и снегомобиль BRP Ski-Doo Elite рассматриваются ниже отдельно — ряд характеристик не позволяют отнести их к классическим двухгусеничным снегоходам.
На нашем рынке в настоящий момент двухгусеничные снегоходы представлены двумя отечественными моделями:
Кроме того, большая часть «самодельщиков» строит свои снегоходы по двухгусеничной схеме, либо с одной опорной гусеницей соответствующей ширины.
Основные преимущества двухгусеничных снегоходов:
Эти качества делают двухгусеничные снегоходы очень привлекательными для тех, кому приходится много ездить в таежных условиях.
Иные конструкции
Итальянская фирма Alpina Snowmobiles выпускает единственный в своем роде снегоход Alpina Sherpa — в первую очередь для работы на курортах, в высокогорных гостиницах. При внешнем сходстве с обычными двухгусеничными снегоходами, Alpina Sherpa отличается не только тем, что у неё впереди две лыжи. Она существенно тяжелей — что почти исключает её вытаскивание вручную из рыхлого снега. Сама, без использования прицепа, Alpina Sherpa может перевозить до 5 человек (при использовании опционной трехместной «скамейки», устанавливаемой прямо на снегоходе). Стандартный прицеп вмещает ещё 6 человек. Стихия Alpina Sherpa — тяжелая работа в руках опытного водителя на проверенных маршрутах: съездить за припасами в горную деревню из ещё более горного отеля, поднять лыжников на те трассы, где нет подъемников и т. д. По большому счету, Alpina Sherpa можно отнести к пусть и маленьким, но ратракам.
Не имеет прямых аналогов и ещё один образец — снегомобиль BRP Ski-Doo Elite. Это детище особого филиала компании Bombardier — Bombardier Advanced Concepts and Engineering team. По своей конструкции он очень похож на популярные мотовездеходы с поперечной посадкой Side-by-Side. Водитель и пассажир расположены в ряд, на 2 отдельных сиденьях с полноценными спинками. Двигатель — рядный трехцилиндровый четырёхтактный мотор Rotax 4-TEC объёмом 1500 см³ — установлен сразу за сиденьями, под большим пластмассовым кожухом. Управление осуществляется штурвалом, похожим на самолетный. Его ходовая часть похожа на схему снегохода Alpina Sherpa — две лыжи впереди и две гусеницы сзади. Но есть и принципиальное отличие. На Ski-Doo Elite используются относительно узкие (381 мм) гусеницы средней по снегоходным меркам длины (3454 мм), установленные с некоторым промежутком между ними. Такая схема, пусть и в ущерб проходимости, позволила добиться достаточной устойчивости. Это позволило оснастить снегомобиль длинноходными подвесками — 254 мм впереди и 293 мм сзади. Водитель и пассажир полностью лишены возможности использовать для управления перенос собственного веса — их места оснащены ремнями безопасности. По совокупности всех качеств снегомобиль BRP Ski-Doo Elite предназначен для быстрого комфортного и безопасного передвижения по подготовленным трассам — там же, где и туристические снегоходы.
Умы конструкторов были заняты и другой идеей — снежный мотоцикл. Одна лыжа, одна гусеница и ничего лишнего.
Создать успешную концепцию удалось только канадской компании AD Boivin Design Inc., выпустившей в 2002 г. Snow-Hawk. Подготовленный наездник может раскрыть его потенциал и получить удовольствие. Но он не может рассматриваться в качестве реальной альтернативы обычному снегоходу.
Другие производители предлагают комплекты для замены на обычных (чаще кроссовых) мотоциклах колес на, соответственно, лыжу и небольшую гусеницу. Данные конструкции скорее призваны решить проблему сцепления с подготовленным снежным покрытием — вроде того, которое создается на горнолыжных склонах. Они не могут обеспечить проходимость по сколько-нибудь глубокому снежному покрову.
Представляют интерес и комплекты гусениц для квадроциклов. Их применение способно обеспечить на открытой местности даже большую проходимость, чем классические снегоходы. Но есть у них и ряд недостатков:
Двигатель снегохода
На снегоходы устанавливаются бензиновые двигатели разнообразных типов:
Дизельные двигатели на снегоходы не устанавливаются по причине их большого веса и затрудненного запуска при низких температурах.
2-х или 4-х тактные моторы
Несмотря на активное продвижение моделей с 4-тактными моторами, 2-тактные двигатели остаются востребованными.
Плюсы 2-х тактных двигателей:
Плюсы 4-х тактных двигателей:
Воздушное или водяное охлаждение
Выбор типа охлаждения зависит от предполагаемых условий эксплуатации.
Двигатели с воздушным охлаждением легче и проще, но иногда могут быть склонны к перегреву.
Система водяного охлаждения обеспечивает более стабильный температурный режим. Но у неё есть и недостаток. Радиатор водяного охлаждения на снегоходах, в подавляющем большинстве случаев, охлаждается не воздухом, а летящим из под гусеницы снегом. Велика вероятность его повреждения попадающими под гусеницу предметами, пеньками и т. д. Дальнейшее движение с таким повреждением невозможно.
Кроме того, система водяного охлаждения ограничивает возможность длительного движения по покрытиям, лишённым рыхлого снега — по льду и укатанным дорогам. Так как радиатор не охлаждается снегом, возникает перегрев.
Карбюратор или впрыск
Ещё недавно все снегоходы оснащались только карбюраторной системой питания. В 1990-х годах появилась альтернатива — впрыск топлива, завоевавший в последнее время широкое признание. Впрыск применяется как на 2-тактных, так и на 4-тактных моторах. Плюсы впрыска известны:
Но есть и серьёзные недостатки — высокая сложность системы впрыска, худшая надёжность и полная неремонтопригодность в полевых условиях. Можно утверждать, что карбюраторы останутся востребованы теми потребителями, которые используют снегоходы вдали от цивилизации в суровых условиях тайги и крайнего севера, полагаясь только на себя.
Трансмиссия
Основой трансмиссии любого снегохода является клиноременный вариатор, который выполняет функции сцепления и редуктора передаточных чисел во время движения. Ремень на снегоходе является расходным материалом и наличие запасного ремня является обязательным условием эксплуатации. Средний условный ресурс ремня при его нормальной эксплуатации — 500—1000 км. Хотя его можно привести в негодность и за считанные километры — как правило по неопытности. Напротив, при удачных условиях эксплуатации качественный ремень может прослужить и несколько тысяч километров.
После вариатора крутящий момент может передаваться на ведущую звездочку гусеницы либо через дополнительный редуктор, либо напрямую. Практически все утилитарные и туристические снегоходы имеют отдельный редуктор, предусматривающий возможность включения заднего хода и пониженную передачу. Пониженная передача используется при движении в тяжелых условиях (глубокий пухлый снег, движение в затяжные подъемы), а также при движении с груженым прицепом. На спортивных снегоходах пониженная передача не нужна и редуктор на них используется только для включения заднего хода.
Задняя передача уже давно входит в стандартную комплектацию практически всех снегоходов. Из выпускаемых снегоходов задний ход отсутствует на Yamaha Bravo BR250.
Компания BRP разработала систему RER, аналоги которой сейчас используются и другими производителями. Суть её в следующем: если редуктор существует только для включения заднего хода, то почему бы не изменять первоначальное направление вращения, то есть изменять направление вращения двигателя. Возможность такого подхода на 2-тактных двигателях известна давно. Система впуска/выпуска позволяет 2-тактному мотору вращаться в ту сторону, в какую его заведут. Желательно только зеркально развернуть опережение зажигания, что совсем несложно сделать на электронной базе. На снегоходах, оборудованных такими системами, редуктор полностью отсутствует, существенно облегчая конструкцию. Задний ход включается кнопкой на руле — при её нажатии двигатель автоматически перезапускается в другую сторону.
Так как системы типа RER не способны решить задачу понижающей передачи, их применение ограничено спортивными и сверхлегкими моделями, причем только с 2-тактными двигателями.
Задняя подвеска и гусеничный движитель
Конструкция гусеницы снегохода в целом устоялась — неразъёмная резиновая лента, армирована синтетическим кордом, снабжена грунтозацепами с внешней стороны, имеет гладкую внутреннюю сторону, по всей длине имеет два ряда отверстий, укрепленных металлическими пластинами.
При проектировании снегохода конструкторы имеют возможность подобрать длину и ширину гусеницы и высоту грунтозацепа. Производители снегоходов добились того, что гусеница перестала быть расходным элементом. Её ресурс при нормальной эксплуатации — не меньше ресурса самого снегохода. Тем не менее, при повреждении гусеницы возможен её обрыв. Ремонт в этом случае невозможен — только замена гусеницы.
Обязательное условие длительной эксплуатации гусеницы — регулярный контроль её натяжения и выравнивание. Отверстия в гусенице необходимы для зацепления зубьев ведущей звездочки. Именно попадание посторонних предметов в эти отверстия — основная причина повреждений и обрывов гусеницы. Металлические пластины, укрепляющие отверстия, выполняют и ещё одну функцию — именно они образуют пару скольжения со склизами. Большинство гусениц могут быть оснащены шипами — очень полезными при движении по льду и укатанным дорогам.
На подавляющем большинстве снегоходов опорная система гусеницы выполнена по комбинированной схеме — сочетающей и катки и скольжение. Опорная система на одних только катках используется на отдельных моделях, таких как снегоход «Буран», снегоход МВП-500, снегоход Alpina Sherpa. У такой системы есть очевидный плюс — такие снегоходы могут уверенно передвигаться по бесснежным покрытиям — льду и плотно укатанным дорогам.
Стандартная опорная система включает в себя комбинацию направляющих, опорных и поддерживающих катков, а также два продольных склиза — это сменные пластиковые «лыжи», которые опираются на основную длину опорной части гусеницы. Склизы скользят по металлическим пластинам, расположенным на гусенице. В качестве смазки в этой паре скольжения используется снег. Водитель снегохода должен помнить об этом и следить, чтобы в гусеницу периодически попадал снег, двигаясь по бесснежным покрытиям — льду и плотно укатанным дорогам. Иногда приходится специально подбрасывать в гусеницу снег или даже плескать воду. В противном случае склизы начнут греться, интенсивно изнашиваться — вплоть до их расплавления.
Подвеска двухгусеничных снегоходов имеет балансирно-подпружиненную конструкцию, рассчитанную на амортизацию мелких неровностей и приспособление гусеницы к ландшафту.
Подвеска одногусеничных снегоходов имеет другой приоритет. Она рассчитывается на эффективное погашение энергии при движении на больших скоростях, при прыжках. Её обязательным элементом являются амортизаторы. Основная характеристика такой подвески — её ход. При нормальном размере в 200—300 мм, на отдельных моделях горных снегоходов он достигает 400 мм.
Передняя подвеска и лыжи
В настоящий момент на подавляющем большинстве снегоходов передняя подвеска имеет либо рычажную конструкцию, либо телескопическую (свечную).
Рессорная подвеска передней лыжи встречается только на снегоходе «Буран». Но на его последних модификациях используется телескопическая подвеска лыжи.
Рычажная подвеска устанавливается на всех спортивных моделях, большинстве туристических и на некоторых утилитарных. Рычажная подвеска позволяет обеспечить высокую управляемость, большой ход, а, следовательно, и наибольший комфорт. Но у рычажных подвесок есть и недостаток. Рычаги и рулевые тяги сильно выступают за габариты корпуса снегохода, что делает их уязвимыми для внешних препятствий. Причем, обладая прочностью на разрыв-сжатие, тяги очень легко гнутся и ломаются при встрече с препятствиями.
Именно этот недостаток рычажных подвесок не позволяет отказаться от подвесок телескопических. Колея таких снегоходов практически равна ширине их основного корпуса. За счет некоторой недостаточной управляемости, снегоходы с телескопической подвеской очень уверенно себя чувствуют в лесу, на вырубках, кустарнике — везде, где есть много препятствий, в том числе и скрытых. Случаи повреждения телескопических подвесок очень редки — так как она фактически является частью рамы снегохода. В большинстве случаев повреждения возникают только при очень сильных ударах, авариях.
Немаловажный фактор — на снегоходах с телескопической подвеской рулевые тяги расположены внутри корпуса, что делает почти невозможным их повреждение.
В настоящий момент на всех снегоходах (кроме «Бурана») устанавливаются пластиковые лыжи. На «Буране» лыжа металлическая. Современные пластмассы очень прочны и хорошо выдерживают низкие температуры — поэтому такой материал лыж уже давно никого не смущает. Обязательные элементы конструкции лыжи — передняя «ручка» и «конек»:
Пластиковые накладки-расширители могут увеличить ширину лыжи до 25—30 см. Они существенно облегчают передвижение по толстому пухлому снегу, одновременно защищая саму лыжу от царапин и повреждений. Минус накладок — они затрудняют активную езду, с наклоном всего снегохода внутрь поворота, именно потому, что их большая площадь эффективно сопротивляется проваливанию в снег. Накладки как правило ставят на утилитарные снегоходы. Их установка на туристические снегоходы не имеет особого смысла, так как остается нерешенной проблема с маленькой гусеницей. На туристические и спортивные модели могут устанавливать относительно узкие накладки, главная задача которых — защита лыж от повреждений. Подбором ширины накладок на горных снегоходах иногда достигается желаемый для владельца баланс проходимости и управляемости.
Опыт показывает, что лучший материал для накладок — морозостойкий полиэтилен. Правильная установка накладок — накладка зажимается между лыжей и «коньком». «Конек» в этом случае остается снаружи и обеспечивает управляемость. Рекомендуется дополнительно прикреплять носок накладки к носку лыжи.
Покрытия, на которых снегоход может использоваться
Как уже следует из названия, использование снегохода предполагает наличие снега. Но снег одинаков только на первый взгляд. Разные качества снега требуют разных качеств и от снегохода. Кроме того, иногда снег не обязателен. Подробней об особенностях различных покрытий:
Небольшой слой рыхлого снега на твердой поверхности
Отличное покрытие для любого снегохода. Снегоход не проваливается; склизы получают достаточную смазку. Опасность могут представлять скрытые под снегом препятствия.
Путь, накатанный снегоходами («укатанка»)
Лучшее покрытие для любого снегохода. Необходимо лишь соблюдать осторожность и контролировать скорость — во избежание неожиданных поворотов, резких спусков и трамплинов. Сочетает в себе низкое сопротивление качению и достаточную смазку склизов.
В Канаде и скандинавских странах большое распространение получили организованные снегоходные дороги, выполняющие полноценную транспортную функцию. Они имеют постоянные маршруты, оборудованы указателями и знаками. Такие дороги — стихия туристических и кроссовых снегоходов. Создание снегоходных дорог в нашей стране — задача ближайшего времени. Большая роль в этом принадлежит самим снегоходчикам, которые должны прокладывать маршруты, расчищать и размечать их и сообщать о них другим.
Плотный, укатанный автомобилями снег
Встречается, как правило, на второстепенных дорогах общего пользования, очень часто с колеёй от автотранспорта. Нежелательное покрытие для продолжительного движения. Коэффициент сцепления хуже чем на рыхлом снегу, могут возникать заносы снегохода (в них снегоход исключительно неустойчив), на колее снегоход сильно теряет устойчивость. Склизы не получают достаточного кол-ва снега для смазки, на некоторых моделях с водяным охлаждением возможен перегрев двигателя. Кроме того, на таких дорогах часто встречается посыпание песком — песок губителен для склизов.
Снежная целина, глубокий снег
Ездить трудно, иногда и невозможно. Чем шире гусеница, тем лучше. Помогают и расширители лыж, доступные для некоторых моделей. При движении по глубокому снегу, особенно сырому, двигатель может перегреться. Повышенные нагрузки испытывает и вариатор, часто рвётся ремень. Возможна ситуация, что снегоход просто не может двигаться дальше. Лучше всего такой снег преодолевают утилитарные снегоходы, особенно «Буран»: несмотря на устаревшую конструкцию, у него самая большая опорная поверхность.
Виды снегоходов
Снегоходы делятся на четыре основных класса: утилитарные (рабочие, транспортные), туристические, спортивные и горные.
Утилитарные оборудованы наименее мощными двигателями (но обычно не менее 40 л. с.), широкими (50 и более см) и длинными гусеницами, длинными двух-, иногда трехместными сиденьями, багажниками и фаркопами. Обязательно есть задний ход и пониженная передача. Подвеска проста и надёжна. Даже при наличие электростартера, оборудуются устройством ручного запуска. Достоинства: проходимость, надёжность, тяговитость, возможность буксировки тяжёлых (300 кг и даже более) прицепов. Недостатки: «неказистая» внешность, невысокая максимальная скорость, посредственная управляемость.
Туристические модели обладают более высокой мощностью двигателя и более высокой скоростью. Туристические снегоходы более комфортабельны, обладают более мягкой подвеской.
У спортивных моделей наиболее мощный двигатель, скорость достигает 200 и более км/час, одноместные, максимально облегченные, с узкими и короткими гусеницами.
Горные снегоходы обладают длинной (до 4 м) узкой (35—42 см) гусеницей и мощным двигателем. Чаще всего одноместные.
У некоторых моделей есть задняя передача и электростартер.
Производители
Снегоходы в бизнесе
Ситуация с применениям снегоходов в развлекательной индустрии схожа с применением гидроциклов и квадроциклов.
- Vulkandriverquery exe что это
- Как звали последнего российского царя