Как называется советский стиль дизайна
Как соединить советское ретро и современный интерьер?
В каких стилевых решения из СССР точно уместны?
Советский период занял почти 70 лет — за это время сменилось несколько эпох и тенденций. В сталинскую эпоху в архитектуре был популярен ампир, а в интерьерах — массивная мебель из натуральных пород дерева. Ей на смену пришел минимализм: начиная с 50-х, в комнатах заняла свое место мебель максимально простого дизайна и небольшого размера — такая, чтобы вписалась в маленькие квартиры. А еще для этого периода была характерна мультифункциональность и яркие цвета.
В 70-х на стены стали вешать ковры, а также украшать их репродукциями и постерами тех времен.
В зависимости от того, мебель какой эпохи досталась вам, выберете, в каком стиле ее можно использовать. Вот наши подсказки.
1. Попробуйте вписать в скандинавский стиль
Сканди — суперпопулярен сегодня. Мы пишем об этом постоянно. Возможно, именно с приходом в российский дизайн популярности скандинавских интерьеров возобновилась мода на советское ретро. Дело в том, что исконно скандинавский стиль подразумевает под собой ценность истории, некую душевность интерьеров, уважение к истории дома и квартиры — поэтому в типичных сканди квартирах нередко можно увидеть потертый паркет, старинную лепнину на стенах, и комоды, оставшиеся от бабушек.
В скандинавский стиль можно вписать и массивную мебель сталинских времен — например, буфет или секретер. Одинаково красиво будут выглядеть и минималистичные предметы родом из 50-х и следующих эпох.
Советский стиль в интерьере +75 фото примеров
Отношение современников к интерьеру советских времен нельзя назвать однозначным. Остаются квартиры с сервантами, креслами, торшерами периода СССР. У одних они вызывают неприятие, у других теплые ностальгические чувства.
Как ни оценивай советский интерьер — это массивное, многогранное прошлое. Его эстетика необходима для правильного суждения о настоящем точно так же, как нынешние постройки и дизайн будут оцениваться через полсотни лет, с такой же неизбежной критикой, желанием вынести все атрибуты на помойку или восхищением, стремлением сохранить, отреставрировать или хотя бы стилизировать под…
История и особенности советского интерьера
На заре Советской власти профессии дизайнер не существовало. Архитекторы того времени находились под прессом догм и схем, а понятие дизайн окрашивали двумя красками: капиталистический и социалистический. К первому было абсолютно отрицательное отношение.
Даже перенимая западную стилистику, пропорции и формы, их адаптировали под революционную культуру тех лет, отчего интерьеры не блистали эстетикой, были несколько топорны, главным требованием к пространству и обстановке были функциональность и чистота. Основное внимание «художественных конструкторов» было направлено на техническую модернизацию изделий, эстетические открытия пришли позднее.
К 60-80-м гг. развилась система дизайнерских организаций, способствующих пропаганде и развитию этой сферы, ставшая потом мощной конкурентной школой среди прочих в мировой культуре.
Интерьер первых десятилетий существования союза
После революции «буржуйские» гнезда расселяли, бездельники и белогвардейцы «уплотнялись», в советских коммунальных квартирах упразднялись залы, столовые, гостиные. Новые власти оставляли кабинеты только тем, кому они нужны были для работы – врачам, профессуре, ответственным партийным работникам.
Аристократический паркетный пол, золоченые рамы, резные стулья соседствовали с деревенскими дорожками и табуретами. Новые хозяева быстро делали непригодными канализацию и водопровод. У входной двери было много кнопок с фамилиями, стены туалета украшали сиденья для унитаза, по количеству проживающих семей. Общая кухня убиралась по графику. Каждый из жильцов имел свои понятия о чистоте, поэтому места общего пользования изобиловали насекомыми, грибком, а пресловутый квартирный вопрос стал набирать силу именно тогда.
В начале ХХ века дизайн и архитектура подчиняются конструктивизму, диктующему революционную сдержанность, предельную рациональность, практичность в геометрии и цветах, но богатство и буйство внутреннего мира.
Интерьер 40-х годов
Военное время не позволяло населению страны думать о стиле своего жилища. Многие были рады койке в бараке, на освобожденных территориях целыми семьями жили в комнатушках с минимумом самодельной мебели, а порой просто в землянках. Вернувшиеся к середине десятилетия из эвакуации или с фронта не всегда заставали свои квартиры свободными, большинство семей проживало в коммуналках.
Особых изысков не было, убранство комнат состояло из металлических кроватей на сетке, платяного шкафа под ключ, этажерки, полок для книг, круглого стола, накрытого скатертью, буфета для посуды. Комнату украшал кожаный диван с полочкой, зеркалом, узнаваемая по фильмам настольная лампа на массивном столе, с зеленым абажуром.
Модный текстиль того времени – кружевные салфетки на всех горизонтальных поверхностях, коврики с оленями на стене у кровати, тюль на окнах.
Интерьер избранных домов дополнялся трофейной мебелью, живописью, бронзой. Предметом роскоши была расписная керамика, хрусталь, ковры. Во многих домах «сталинский ампир» прослеживался в лепнине, внушительной дубовой мебели, украшенной резными деталями.
Интерьер 50-60-х годов
Пропаганда традиционных советских ценностей действовала не только в литературе и живописи. Амбиции и имперский размах руководства страны времен 50-х получили отражение в строящихся на главных улицах домах стиля неоклассицизм, с толстыми стенами, высокими потолками, из добротных материалов. Сооружения, подобные московским высоткам, со всеми коммуникациями, просторными комнатами, в том числе, для прислуги, можно встретить во многих городах.
Интерьерные решения квартир зависели от статуса владельцев. На полу – паркет или доска, стены с обоями, на потолке – абажур или люстра с ярусами «висюлек», в зависимости от доходов семьи. В некоторых семьях, помимо патефона, появлялся телевизор, который приходили смотреть все соседи. Чай с сушками пили за самоваром, пока только избранным был доступен телефонный аппарат.
Начало 60-х — эра индивидуального жилья. Крохотные типовые квартиры постепенно наполняются цветом, этникой, в моду входят хиппи и модернизм. Появляются ламповые радиоприемники, радиолы, телевизор становится центром вечернего притяжения.
Одна комната совмещала в себе функции спальни, гостиной и столовой, мебель, соответственно, днем была диваном, ночью кроватью, шкаф или сервант выступал в роли разграничителя пространства. В интерьерах возникли гарнитуры, которые производились из дерева и фанеры, легкость им придавали высокие ножки, за стеклянными фасадами демонстрировались коллекции посуды из стекла и хрусталя. Популярны были раскладывающиеся столы, кухонная гарнитурная мебель. Кресла на деревянных каркасах имели несколько аскетичный вид, но по качеству не уступали зарубежным аналогам.
Интерьер 70-х годов
Типичная квартира 70-х – брежневка, более совершенный вариант хрущевки, где гостиная оборудовалась диваном с парой кресел, журнальным столиком, сервант уступал место стенке. За импортными гарнитурами и коврами гонялись, преодолевая многомесячные очереди, предметом гордости становились наборы хрусталя, танцы на вечеринках сопровождались аккомпанементом из бобинного магнитофона.
Ремонт квартиры подавляющее большинство граждан делали своими руками. Дизайнеры трудились разве что над предметами мебели или декоративного искусства. Интерьер отдельно взятого жилища был полностью на совести владельца, обустраивался в соответствии с его вкусами и возможностями.
Доходы были существенно выше спроса, чем и объясняется повальный дефицит всего: продуктов питания, одежды, мебели. Отнюдь не бедность советских людей была причиной их скромной жизни.
Цветовая гамма
Отличительной особенностью советского дизайна было то, что он обслуживал в основном промышленную, общественную сферу. Стоит вспомнить метрополитен, обстановку домов культуры или правительственных зданий. Типовые квартиры рядовых граждан отличались заурядной побелкой с бледной цветовой палитрой.
Зачастую «панели» (часть стены примерно до уровня плеча) окрашивались в гнетущий зеленый или синий цвет. Пол традиционно был коричневым, с оттенками красного или рыжего, потолок белый, межкомнатные двери, радиаторы отопления и оконные рамы изнутри покрывались белой масляной краской.
Желающие сделать свое жилье более уютным, индивидуальным ухищрялись «доставать» современные яркие ткани для оформления оконных проемов, самостоятельного шитья скатертей, чехлов на диванные подушки. За неимением качественных обоев осуществляли «веселенькую» побелку с помощью трафаретов и подручных красителей. Соседи могли подсказать, как покрасить потолок или стены с помощью пылесоса «водоэмульсионкой», которую оттеняли синькой или зеленкой. Получалась очень практичная красота.
Ковры в интерьере советских квартир
Сделать жизнь семьи более автономной помогали ковры. Вначале они были рисованными, со стен смотрели плюшевые олени и коты. В более богатые брежневские времена узорчатые шерстяные ковры вешали на стены, укрывали ими пол даже под мебелью. Этот предмет был показателем достатка, слыл хорошим подарком молодоженам, передавался по наследству.
Особым спросом пользовались изделия из Туркмении, Азербайджана, Армении красновато-коричневой гаммы. Хотя, при покупке никто особо не вредничал, покупали то, что «выбросили» на данный момент. По выходным дворы оглашались характерными звуками: хозяева избавлялись от пыли с помощью выбивалок. Зимой ждали снегопада, чтобы произвести кардинальную чистку. Обратную сторону висящих на стене ковров натирали душистым мылом от моли, которая ценила натуральность, но была врагом долговечности.
Особенности меблировки
О «таком-то» стиле говорить применительно к советским квартирам не приходится. Их обставляли чем придется. Особенно на кухнях часто можно было встретить предметы еще дореволюционные. Тяжелые шкафы, буфеты массово переехали на помойку с наступлением эры малогабаритных квартир.
Первые десятилетия советской власти не отмечены особой презентабельностью интерьеров. Здесь встречались витиеватые старорежимные предметы, крашеные артельные табуретки, самодельные столы и книжные полки. Располагали все это многообразие по периметру комнат, стол — по центру.
Советский богатый дом обставлялся предметами из шпонированного массива в духе арт-деко. Типовая «квадратная» мебель малогабаритных квартир становилась многофункциональной, вмещала шкаф для белья, посуды и книг, комод, секретер. Особый шик – полированные серванты с парадными наборами сервизов и хрусталя. Одну из стен или хотя бы часть ее оформляли томами полных собраний сочинений, пианино. Необходимым атрибутом было трюмо, часы на стене, фотографии за стеклами «стенки».
Дизайн современной квартиры в советском стиле
Сейчас не всякий стремится избавиться от «древнего» книжного шкафа или буфета. После небольшого ремонта эти предметы снова становятся достойными элементами интерьера. Незамысловатые формы снова в тренде, а сохранившиеся элементы советского декора увеличивают стоимость квартиры. Даже убежденные минималисты оставляют лепнину на потолке, она сыграет свою роль ретро-акцента, а советские светильники станут самыми модными арт-объектами.
Повторять советский стиль во всех деталях современная квартира не должна. Простоту и лаконичность обстановки отразят несколько характерных элементов. Иначе комнаты будут дышать музейностью, а не уютом.
Если на полу паркет «елочкой», пускай он даже выцвел или местами потрескался, его можно отреставрировать. Циклевка обойдется значительно дешевле нового покрытия. Стены оклеивают характерными для того времени цветастыми обоями.
Модная обивка старого кресла преобразит его до неузнаваемости, подчеркнет семейную преемственность. Подобные вещи очень хорошо сочетаются с современной мебелью. Кружевную скатерть отбеливают, расставляют на ней лаконичную современную посуду.
В динамичном эклектичном интерьере, неординарном арт-деко или новой классике акцентом станет винтажный ковер, никакая «Икеа» не придаст дому столько энергетики. Бабушкина вещь подчеркнет загородный скандинавский стиль, смягчит интерьер городского лофта.
Довершат стилистику раритетные фарфоровые фигурки, чайный сервиз Ленинградского фарфорового завода.
Спальня
Хороший фон для раритетной мебели – очищенная до кирпича и покрытая специальным лаком стена, где располагают коллаж из семейных фотографий, современные постеры, зеркало из бабушкиной коллекции.
На комоде и прикроватных тумбочках обновляют слой лака или красят их, ручки на ящиках и дверях меняют на новые. Старую стенку преображают в шкаф-купе, убрав лишние полки, заменив дверцы, соорудив вешалки. На кровать бросают покрывало с орнаментом.
Из советского ковра можно представить своеобразный подиум, который будет выглядывать из-под кровати. Пестрые нарезанные квадраты из того же ковра выполнят роль накидки для стула, кресла.
Кухня
Винтажные элементы наиболее уместны на кухне, где благодаря им появляется домашний уют. Легкий способ изменить старую мебель, бытовую технику – перекрасить их в яркие тона. Главное, позаботиться о том, чтобы краска легла ровно.
Деревянные советские стулья вписываются в интерьер путем покраски их в сочные цвета. Они хорошо смотрятся в антураже кухни, если их несколько.
Старый буфет или элемент стенки полностью преображается заменой лакированных фасадов на крашеные или оклеенные специальной пленкой, цветными обоями, оформленные декупажем.
Обшарпанные деревянные табуреты оклеивают или окрашивают с имитацией лоскутной техники.
Прихожая / коридор
Антресоли от старой стенки превращают в банкетку с ящиками для обуви. Стилистику поддержат тематические агитационные плакаты, статуэтки из бабушкиной коллекции где-нибудь у зеркала, большой фикус, тещин язык в кадке.
В свободном углу ставят стилизованную вешалку с рожками, а у ее подножия – чемодан с памятными наклейками времен СССР. Если размеры прихожей позволяют, здесь организуют своеобразный музей, заняв стены вымпелами и портретами вождей, а свободную полочку – кубками, напоминающими о былых спортивных рекордах.
Ванная
Обязательным атрибутом ретро-ванной станет овальная купель на ножках. Конечно, никакой не акрил, а медь или латунь, со стационарной лейкой.
Мило и аккуратно выглядит в этой стилистике небольшого размера квадратный кафель, который окружает только ту зону, где есть контакт с водой. Свободные от кафеля стены оклеивают обоями или имитируют клинкерную кладку, сантехнику искусственно состаривают.
Более жилым и уютным это помещение будет выглядеть с объемной потолочной люстрой, аутентичности добавит использование зеркала в деревянной простой раме, яркого текстиля, антикварных вещей.
Заключение
Советское пространство было довольно закрытым, что сказалось на эстетике всех культурных направлений. Но общемировые идеи все равно проникали к художникам, в тандеме с их талантами получали новое развитие. СССР производил неплохую мебель, посуду, керамику. Многие модели можно признать произведениями искусства, их эргономика была весьма продуманной.
Современные интерьеры с неожиданными антикварными деталями работают в духе ретрофутуризма, нацелены в будущее, но одновременно являются милыми цитатами прошлого. В них легко дышится, уютно жить благодаря сочетанию новых веяний и элементов старого.
Советский интерьер заинтересует тех, кто ностальгирует по прошлому или не хочет задействовать серьезные финансовые ресурсы, обставляя квартиру.
Подобный стиль выделяет любое помещение из повседневности, наполняет специфическим духом страны, конкретной семьи.
Краткая история советского дизайна
Авангард
Советский дизайн, советское изобразительное искусство, архитектура — школы и стили, которые формируются десятилетиями, не могли возникнуть внезапно, на пустом месте. За дизайн-код новой страны взялись художники-авангардисты, развивавшие теорию и практику своего искусства на протяжении всего начала ХХ века.
Авангард, с которым ассоциируются у многих первые годы СССР, зародился в России в кружках и творческих объединениях в 1910-е годы. Главной школой для будущих художников советской России стал футуризм. Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти базировал свое искусство на ярких и контрастных цветах, простых формах, прямых линиях, урбанизме, воспевании технического прогресса — основы футуризма, заложенные Маринетти, идеально сочетались с идеологией нового государства.
«Кризис». Пример фотомонтажа Родченко, 1923 год.
Именно на футуристической выставке познакомились Родченко, Татлин и Малевич — художники, которых можно назвать главными героями раннего советского искусства. Если «топливом» для идеологического и стилистического бунта Маринетти был политический и культурный вызов, воспевание войны, то русские художники чаще всего искали в футуризме именно новый язык, новые идеи, формы и инструменты для творчества. Малевич рассуждал о природе искусства и о его восприятии человеком — создатель «Черного квадрата» был в первую очередь теоретиком, известные произведения которого становились иллюстрациями к мыслям и программным текстам. Родченко и Татлин же интересовались фактурой, формой, ракурсами, новыми инструментами.
Чайный сервиз Малевича.
Благодаря художникам-авангардистам в искусство проникают циркуль, малярный валик и фотомонтаж, а результатом творчества становятся самые «низкие» по старым нормам вещи — рекламные и агитационные плакаты, чашки, столы, спортивная форма.
20-е годы подарили советскому искусству и дизайну две основные категории концепций – проекты, изначально направленные на массовое производство, и проекты, которые кажутся неосуществимыми (чаще всего они так и оставались на бумаге), но выражают в своем исполнении идеологию.
Башня Татлина
Основными принципами новых вещей для масс были минимализм, функциональность, универсальность. Этим принципам должны были соответствовать и одежда, и интерьер.
Концепт новой функциональной одежды от Варвары Степановой
Проекты же экспериментальные и концептуальные зачастую даже не задумывались авторами как что-то, чему обязательно должно было найтись практическое применение. Яркий пример — «Летатлин», безмоторный летательный аппарат Владимира Татлина, который не летал. Татлин воспринимал свой орнитоптер исключительно как произведение искусства и сравнивал его с Венерой Милосской.
К концу 20-х годов правительство СССР разлюбило авангард — в опалу попали художники, писатели, преподаватели и теоретики, которые еще несколько лет назад были лицом нового государства. В начале тридцатых на смену креативному русскому авангарду, который питался за счет идей многих художников, пришли стерильный соцреализм, содержание и стиль которого были одобрены руководством партии, и сталинский стиль, изменивший устоявшуюся за века внешность Москвы.
В архитектуре период с начала 30-х по вторую половину 50-х принято называть монументальным классицизмом или сталинским ампиром. Сталинская архитектура ориентировалась на классицизм и ар-деко, стремилась к масштабности, не экономила на украшениях — государственные постройки того времени можно узнать по мрамору и бронзе, скульптурам и лепнине. Характерные представители течения — ранние станции московского метро и сталинские высотки.
Послевоенные годы
После Великой Отечественной войны государству нужно было отстроить разрушенные города и провести конверсию — перевести промышленные предприятия с производства военной техники на изготовление товаров для мирной жизни. О разработке оригинального дизайна, удовлетворяющего все потребности покупателей, речи и не было, ставку делали на скорость, масштабы производства и на возможности заводов. Все стандарты для новых товаров устанавливались централизованно, что исключало конкуренцию за потребителя.
Советская наука и советская промышленность, даже несмотря на закрытость страны, испытывали на себе влияние мировых трендов и новшеств. Послевоенная промышленность ради экономии на собственных разработках старалась производить по лицензии или копировать и дорабатывать западную технику — американские пылесосы, вывезенные из Германии трофейные фотоаппараты. Основная черта дизайна того времени — округлость, космическая тематика в форме и в названиях («Сатурн», «Ракета»).
Так продолжалось до конца 50-х годов — до массового строительства и заселения новых панельных домов («хрущевок»). Квартира в «панельке» была рассчитана на обособленную жизнь отдельных семей — это требовало новых товаров и нового стиля для новой жизни. В 1962 году Совет Министров СССР постановил, что надо улучшать технологии народного потребления с помощью «художественного конструирования».
ВНИИТЭ
Так появился ВНИИТЭ — институт, который создал самые знаменитые отечественные проекты, большая часть которых так и осталась нереализованной. Именно с 1962 года многие исследователи начинают отсчет самобытного советского дизайна. В 1967 году правительством был введен ГОСТ, которым сотрудники ВНИИТЭ могли маркировать свои разработки, а в 1968 году Свердловский Архитектурный Институт набрал первый поток студентов на программу «промышленное искусство».
Проект такси для коляски. Долматовский, Ольшанецкий, ВНИИТЭ, 1964.
На фоне частого копирования западной техники ВНИИТЭ выделялся оригинальными разработками. Сотрудники института занимались не только проектированием и дизайном, но и тем, что сейчас назвали бы урбанистикой, — они думали о том, как подстроить технику под паттерны человеческого поведения, как внедрить в советское общество раздельный сбор мусора.
«СФИНКС» (СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС) — проект устройства для «умного дома». Азрикан, Лысенко и другие, ВНИИТЭ, 1986
ВНИИТЭ брались как за портативную технику, так и за проектирование электропоездов, самосвалов, грузовиков, заводских станков. Характерная черта новой техники — геометризм, угловатость, сменившие округлый дизайн прошлых лет.
Также эра «хрущевок» дала нам узнаваемый стиль советской мебели, который сейчас называют «бабушкиным». В предыдущие десятилетия любые детали интерьера были дефицитом — в «служебных» домах ставили казенную мебель, многим людям приходилось искать и покупать старые, досоветские громоздкие шкафы и столы. В новые малометражные квартиры старая мебель просто не поместилась бы. В конце 50-х годов в свободной продаже начала появляться мебель нового времени — минималистичная, модульная, те самые советские «стенки» из ДСП.
Вместе с собственным дизайном советская промышленность приобрела и массовость — хоть и не во всех отраслях. В большом количестве выпускали фотоаппараты, переносные радиоприемники и другие портативные гаджеты для развивающегося внутреннего туризма, который воспели шестидесятники и фильм «3+2». «Зенит-Е», например, считается самой массовой малоформатной «зеркалкой» — КМЗ и БелОМО выпустили около 8 миллионов копий этого фотоаппарата.
ВНИИТЭ также занимался просвещением (выпускал учебники, методички, журнал «Техническая эстетика») и представлял СССР на зарубежных выставках и конкурсах, выполнял заказы на экспорт, создавал дизайн для международных мероприятий — например, для Олимпиады 1980 года.
Унифицированная, централизованная система разработки дизайна начала распадаться уже во время перестройки. В 1987 году были созданы региональные и республиканские отделения Союза Дизайнеров. В 1988 году в качестве альтернативы государственным структурам появились первые дизайн-студии. Спустя несколько лет распался СССР, образование свободного рынка и появление товаров от десятков и сотен компаний из разных стран положили конец советскому дизайну.