Как называется специальность помощник машиниста
Помощник машиниста
Отправление со станции в поездку каждый раз, когда мы поражены силой и мощью вагона, который управляет огромным поездом из нескольких вагонов. Конечно, такой камерой сложно управлять, и вы просто не можете с ней справиться. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.
Отправление со станции в поездку каждый раз, когда мы поражены силой и мощью вагона, который управляет огромным поездом из нескольких вагонов. Конечно, такой камерой сложно управлять, и вы просто не можете с ней справиться. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, при посадке на поезд не беспокойтесь о безопасности: два эксперта быстро и вовремя доставят вас к месту назначения.
Название профессии происходит от латинского слова machina (пистолет, блок, механизм). То есть само название прямо указывает на то, что это специалист, который помогает контролировать механизм. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто «механик», и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом – профессионала, который механизмом управляет. Эта профессия появилась сравнительно недавно, особенно когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине XIX века.
Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и «тренировать» мозг. Иными словами, специалист в этой области смело можно считать интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в новейших достижениях науки и техники.
Стоит также отметить помощник машиниста – это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. К сожалению, транспортные аварии не редкость. Поэтому нельзя утверждать, что эта профессия определенно безопасна. В то же время необходимо учитывать чисто психологическое отсутствие профессии, высокую степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что приводит к росту тревоги.
Негативно сказывается работа помощника машиниста и на личной жизни специалиста. Факт, что профессиональная деятельность такого специалиста предполагает частые и длительные выезды из дома. Согласитесь, не всякая жена (а помощниками машиниста, работают, как правило, мужчины) способна адекватно реагировать на частое и долгое отсутствие супруга дома.
Где можно получить профессию помощника машиниста? Вы можете получить профессию помощника машиниста в высших технических учебных заведениях РЖД, которые доступны практически во всех крупных областных, областных и республиканских центрах. Специальность, на которую необходимо поступать так и называется «помощник машиниста». Сразу скажем, что конкуренция по этой специальности достаточно высока, поэтому существует высокая вероятность того, что первая попытка зачисления в выбранное учреждение не сработает. Это особенно актуально для кандидатов, мечтающих поступить в лучшие техникумы и колледжи России, такие как:
Подпишитесь на нашу Telegram, чтобы быть в курсе важных образовательных новостей.
Кто такой помощник машиниста — все тонкости профессии
Выбор профессии — важный этап в жизни каждого подростка. Подобрать интересную и увлекательную специальность, и, в то же время достойно оплачиваемую, бывает довольно сложно.
Одной из самых востребованных специальностей среднего профессионального образования является помощник машиниста поезда о которой мы и поговорим в журнале «КтоТакой.com»
Кто такой помощник машиниста поезда?
Помощник машиниста поезда входит в состав локомотивной бригады, и помогает осуществлять машинисту управление локомотивом. Работа помощником машиниста — необходимая ступень для получения должности машиниста локомотива.
ВАЖНО Главная задача молодого специалиста на начальном этапе — научиться всем тонкостям профессии у более опытного сотрудника.
Изначально, специалиста, выполняющего функции помощника машиниста, называли механиком.
Во времена же появления первых паровозов произошло перераспределение обязанностей: машинистом и и его помощником стали называть специалистов, которые управляют механизмом, а механиком — человека, который разбирается в принципах действия такого механизма.
Помощники машинистов, в основном, привлекаются на грузовых и пассажирских составах дальнего следования. Пригородную электричку или состав метро чаще всего поручают вести одному опытному работнику.
Смотрите так же на сайте «KtoTakoi.com» — Кто такой машинист поезда РЖД, подробный разбор профессии
Специализации помощников машиниста
Обязанности и функции помощников машиниста различаются, в зависимости от используемого типа локомотива.
Тепловозы
Тепловоз — это автономный локомотив, работающий благодаря энергии двигателя внутреннего сгорания, которая передается на колесные пары через силовую передачу.
Данный тип локомотива впервые появился в нашей стране в 1924 году, став выгодной заменой использовавшимся в то время паровозам.
За время использования тепловозов, в их конструкцию было внесено большое количество усовершенствований, например. увеличение мощности двигателя или снижение количества вредных выбросов в атмосферу. Тепловозы конструируются и используются в мире и в наше время.
Тепловозы используют с 24 года и по наше время
Электровозы
Электровозами называются неавтономные локомотивы, которые приводятся в движение установленными на них электродвигателями. Питание подается от контактной сети с помощью тяговых подстанций.
Грузовой электровоз ВЛ85
Первые электровозы появились еще в конце XIX века.
Электропоезда
Электропоездами называют неавтономные подвижные составы, которые получают энергию от внешней контактной сети через токоприемники.
Электропоезда использую в качество городских поездов
Электропоезда, в основном, используются в пригородном железнодорожном сообщении или же в качестве городских поездов.
В отличие от других типов локомотивов, они производят мало шума и довольно экологичны, что очень важно в густонаселённых районах. Также электропоезда используются в высокоскоростном пассажирском сообщении.
Задачи и обязанности помощника машиниста
К должностным обязанностям специалиста относятся:
Плюсы и минусы работы помощником машиниста
Как и любая профессия должность помощника машиниста обладает преимуществами и недостатками.
Плюсы:
Минусы:
Обучение на помощника машиниста
Получить специальность можно поступив в железнодорожный техникум после окончания 9 или 11 класса.
В дальнейшем, для продвижения по карьерной лестнице, можно продолжить обучение по этому направлению в высшем учебном заведении.
ВАЖНО Конкурс на специальность «Помощник машиниста» обычно довольно высокий, для получения проходного балла понадобятся хорошие результаты школьных экзаменов.
Учебные заведения с железнодорожными специализациями есть во многих регионах страны, например:
Обучение данной профессии после 9 класса длится 3 года 10 месяцев, после 11 класса — 2 года 10 месяцев.
Зарплата помощника машиниста
Зарплата специалиста данного профиля зависит от его квалификации и опыта работы. Также важными факторами для уровня оплаты труда является тип поезда и регион работы.
Самая высокая зарплата в северных районах страны, в связи с наиболее тяжелыми и опасными условиями труда.
Средняя заработная плата помощника машиниста в России составляет 35 тысяч рублей, в Москве и Санкт-Петербурге — 50 тысяч рублей.
В северных регионах страны уровень зарплаты может доходить до 100 тысяч рублей.
Помощник машиниста
Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.
Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.
У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию «страховки» на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.
Кто такой помощник машиниста?
Помощник машиниста – работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).
Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто «механик», и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом – профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.
Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:
Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.
Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?
Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:
Помощник машиниста – профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.
Преимущества профессии помощника машиниста
Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.
Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной – на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.
Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует – можно стать даже министром путей сообщения.
Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и «тренировать» мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.
Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.
Недостатки профессии помощника машиниста
Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда. Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль – все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня. Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.
Стоит также отметить помощник машиниста – это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое. Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна. При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии – высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.
Негативно сказывается работа помощника машиниста и на личной жизни специалиста. Дело в том, что профессиональная деятельность такого специалиста предполагает частые и длительные отъезды из дома. Согласитесь, не всякая жена (а помощниками машиниста, работают, как правило, мужчины) способна адекватно реагировать на частое и долгое отсутствие супруга дома.
Где можно получить профессию помощника машиниста?
Получить профессию помощника машиниста можно в российских железнодорожных техникумах или колледжах, которые имеются почти в каждом крупном областном, краевом и республиканском центре. Специальность, на которую необходимо поступать так и называется «помощник машиниста». Сразу скажем, что конкурс на эту специальность достаточно высокий, поэтому существует большая вероятность того, что с первой попытки поступить в выбранное учебное заведение не получиться. Особенно это касается тех абитуриентов, которые мечтают поступить в такие лучшие железнодорожные техникумы и колледжи России, как:
Помощник машиниста
Помощник машиниста – это специалист, находящийся в подчинении у машиниста тепловоза или электровоза и выполняющий вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива.
Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.
Что же входит в обязанности помощника машиниста тепловоза/электровоза?
Обязанности помощника машиниста электровоза довольно многообразны:
1. Техническое обслуживание механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования в соответствии с перечнем необходимых работ;
2. Участие в приемке и сдаче тепловоза/электровоза;
3. Экипировка, смазка узлов и деталей, подготовка тепловоза/электровоза к работе;
4. Сцепка тепловоза с первым вагоном: соединение концевых рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов тормозной магистрали;
5. Отцепка тепловоза от состава: расцепление автосцепок с предварительным разъединением тормозной магистрали;
6. Выполнение поручений машиниста тепловоза/электровоза по уходу за тепловозом/электровозом и контролю за состоянием узлов и агрегатов в пути следования;
7. Закрепление тепловоза/электровоза или поезда для предотвращения самопроизвольного движения в соответствии с перечнем необходимых работ;
8. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления поездного и маневрового маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения поезда, сигналов, подаваемых работниками ЖД транспорта, повторение их с машинистом тепловоза/электровоза и выполнение их;
9. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов;
10. Участие в устранении неисправностей на тепловозе/электровозе, возникших в пути следования.
Работа в ОАО РЖД предполагает расширенный социальный пакет:
• Бесплатный ежегодный проезд ж/д транспортом общего пользования работникам и находящимся на их иждивении детям до 18 лет;
• Финансовая поддержка материнства и детства;
• Добровольное медицинское страхование работников;
• Материальная помощь при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск;
• Страхование детей работников от несчастных случаев на время их пребывания в детских оздоровительных лагерях;
• Корпоративная пенсионная система;
• Санатории на курортах России;
• Детские лагеря за городом и на Черном море;
• Программы корпоративного спорта;
• Поддержка молодых родителей.
Узнать подробнее о социальных преимуществах работы в ОАО РЖД, можно по ссылке https://social.rzd.ru/ru/9863
Карьерный рост:
После нескольких лет безаварийной работы помощник может быть отправлен предприятием на повышение квалификации, чтобы пройти курсы машинистов электровозов/тепловозов. После успешного окончания которых, он получает свидетельство машиниста и может приступать к новой, более ответственной и высокооплачиваемой специальности.
Более того, помощник машиниста может быть принят в локомотивное депо на должность мастера либо начальника участка.
Несмотря на очевидные плюсы профессии, конечно же, есть и минусы. К ним относятся тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли. Нельзя забывать и о риске аварий и катастроф, которые хоть и крайне редко, но всё же происходят на ЖД транспорте, что иногда приводит к постоянному чувству тревоги и нервному напряжению.
Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома, что может негативно сказываться на отношениях в семье.
Профессия помощник машиниста относится к сложным техническим специальностям и требует от человека набора личностных качеств и специальных навыков.
Таких как, высокая координация движений, хороший глазомер, острые зрение и слух, технический склад ума. Кроме того, кандидат должен обладать молниеносной реакцией и отменным здоровьем.
Чтобы работать помощником машиниста необходимо получить соответствующее образование – свидетельство о профессии помощника машиниста тепловоза/электровоза.
Критерии отбора для обучения:
Обучение длится в течение 5 месяцев, включая производственную практику дублером машиниста в локомотивном депо.
Помощник машиниста
Работа на РЖД всегда пользовалась большой популярностью. Одна из самых востребованных и хорошо оплачиваемых железнодорожных профессий – машинист поезда. Но стать им не так-то просто. Сначала придется поработать помощником у опытного машиниста.
Помощник машиниста – это профессиональный железнодорожник, который является неотъемлемой частью локомотивной бригады. Он находится в подчинении у машиниста и выполняет вспомогательные функции по обслуживанию локомотива.
История профессии
Вести поезд поручается локомотивной бригаде. Ранее, во времена паровозов, она состояла из машиниста, его помощника, одного-двух кочегаров и смазчика, который обслуживал локомотив в депо. Затем место паровозов заняли тепловозы, и в бригаду вместо смазчика и кочегаров был включен дизелист, который контролировал работу дизель-машины.
Сейчас, во времена электровозов, в составе локомотивной бригады остались только два сотрудника РЖД – машинист и помощник машиниста.
Описание и характеристика профессии
Поскольку помощник машиниста – необходимая ступень для получения специальности машиниста, то основная его цель – учиться всем тонкостям профессии в процессе работы. Чем быстрее молодой сотрудник войдет в курс дела, наездит необходимое количество километров, тем быстрее он сможет сдать экзамен и возглавить локомотивную бригаду.
В целом его работа заключается в выполнении таких функций:
Сейчас помощники привлекаются в основном на грузовых и пассажирских составах дальнего следования. Пригородную электричку или состав метро чаще всего поручают вести одному опытному работнику, молодых помощников ему придают только для обучения и прохождения практики.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Стать помощником машиниста могут только юноши, поступив после 9 или 11 класса в один из железнодорожных колледжей или техникумов на обучение по специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)».
Профессия помощник машиниста не требует учебы в вузе. Получить необходимые знания и диплом можно в ссузах:
Большинство техникумов являются подразделениями региональных железнодорожных вузов. Здесь действует правило: если учишься в ссузе, то имеешь льготы при поступлении в соответствующий вуз. Правда, это касается только профильных специальностей. Кроме того, для обеспечения своих предприятий, РЖД всегда заказывает большое количество мест в техникумах и колледжах, поэтому есть хороший шанс получить образование за бюджетный счет.
Профессиональные обязанности
Помощник машиниста считается техническим исполнителем. В его должностные обязанности входит:
Помощник машиниста обязан знать все нормативные документы, касающиеся работы на железнодорожном транспорте, в том числе нормы техники безопасности, охраны труда. Он должен разбираться в устройстве электровоза и тепловоза, возможных причинах возникновения неисправностей в основных системах локомотива и способах их устранения. Кроме того, помощник обязан знать нормы расхода дизельного топлива или электроэнергии в различных режимах движения, и вносить предложения относительно их экономии.
Кому подходит
Профессия водителя железнодорожного состава в России доступна только мужчинам из-за своей сложности и негативного влияния на организм. Требования к кандидатам со стороны работодателя выдвигаются такие:
Если кандидат имеет хронические заболевания дыхательной или сердечно-сосудистой системы, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, проблемы с различением цветов или сужением зрительных полей, то ему не удастся пройти медкомиссию.
Заработная плата
В среднем по стране зарплата такого сотрудника ОАО «Российские железные дороги» составляет около 30-35 тысяч рублей. При этом нужно учесть, что это обычно молодые начинающие техники, у которых еще нет выслуги лет и высокого квалификационного разряда.
Наибольшее количество вакансий открыто в Кемеровской области, Красноярском крае, Республике Саха и в Подмосковье. В отдаленных регионах работодатели готовы платить намного больше – от 80 до 100 тысяч рублей на Камчатке, Чукотке, Алтае, Магаданской и Томской областях.
Как построить карьеру
Основная карьерная перспектива помощника машиниста – стать машинистом и самостоятельно руководить составом. Для этого придется пару лет поработать, пока наберется необходимый наезд, после чего нужно будет сдать квалификационный экзамен. Со временем работнику будут присваиваться более высокие разряды, пойдет выслуга лет, увеличатся премии, и условия оплаты труда станут в 2-2,5 раза лучше, чем в начале трудовой деятельности. Дальнейший карьерный рост потребует получения профильного высшего образования.
Перспективы профессии
Молодой человек, который пошел учиться в железнодорожный техникум на помощника машиниста, может не бояться остаться без работы. РЖД является огромной системой, которой всегда будут нужны квалифицированные рабочие руки. Главное – это ответственность и желание выполнять свои обязанности качественно.