Как называется стенка на стенку
Стенка на стенку
Стено́шный бой или бои стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою участвуют лица мужского пола от 16 до 60 лет. Количество участников варьируется от 10-15 до нескольких сотен человек. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленицу.
Содержание
Основные правила
В стенке могут принимать участие все совершеннолетние лица мужского пола.
В боях «Стенка на стенку» приняты следующие правила:
Победа «стенки» присуждается в случае: если одна из «стенок» прогнала со своей территории противника, до определенной линии.
Количество соступов: до 3-х побед с одной стороны.
Между соступами проходят поединки, борьба, на кулаках один на один, перетягивание палки, конный бой, двое надвое, трое натрое, и т. д. И любое другое состязание, о котором договорятся бойцы перед поединком… Покровская артель, много лет возрождает старинные традиции.
История стеношных боев
Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях «стенка на стенку», свидетельствуют и воспоминания очевидцев — Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни — Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года «О кулачных боях», определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ «О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии». В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.
Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10—15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30—40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек. |
Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:
Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются. |
То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.
Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т. п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два «лагеря». Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.
У «стенки» был предводитель. В разных областях России его называли по разному: «башлык», «голова», «староста», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», «атаман». Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей «стены» для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию «стены», намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определённого бойца со стороны противника и т. п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нём, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам:
Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. — Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано. Стенка на стенкуСмотреть что такое «Стенка на стенку» в других словарях:стенка на стенку — сущ., кол во синонимов: 15 • гасиловка (21) • гасилово (27) • драка (81) • … Словарь синонимов Стенка на стенку — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения) … Википедия Стенка об стенку — Разг. То же, что Стена в стену. Жили тогда со мною стенка об стенку человек пятеро молодого… народу (Достоевский. Бедные люди) … Фразеологический словарь русского литературного языка Стенка на стенку — Разг. Друг на друга группами, партиями (сходиться в кулачном бою). ФСРЯ, 455 … Большой словарь русских поговорок Стенка на стенку — 1. Метод ведения дискуссии. 2. Любимое занятие толкиенистов на толкодроме: по n толкиенистов становятся друг напротив друга с боевыми вениками и по сигналу начинают друг друга … Словарь криминального и полукриминального мира Стенка на стенку (значения) — Стенка на стенку: Стенка на стенку (или Стеношный бой) русская народная игра. Стенка на стенку художественный фильм США, 1984 года. Стенка на стенку телевизионная игра, транслировавшаяся на Первом канале с октября 2007 по август … Википедия Стенка на стенку (мини-альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения). Стенка на стенку Мини альбом Аркона Дата выпуска 2011 Записан зима весна 2011 года Жанры Языческий метал … Википедия Стенка на стенку (телеигра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения). Стенка на стенку Заставка … Википедия Стенка на стенку (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения). Стенка на стенку Tuff Turf Жанр драма Режиссёр Фриц Кирш … Википедия СТЕНКА — на стенку. Разг. Друг на друга группами, партиями (сходиться в кулачном бою). ФСРЯ, 455. Скитаться по стенкам. 1. Дон. Жить у разных людей, не иметь своего дома. СДГ 3, 121. 2. Волг. Нищенствовать, бродяжничать. Глухов 1988, 148. Вставать/ встать … Большой словарь русских поговорок стенка на стенкуПолезноеСмотреть что такое «стенка на стенку» в других словарях:Стенка на стенку — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения) … Википедия Стенка на стенку — Разг. Экспрес. Друг на друга группами (сходиться в кулачном бою). Крючники ходили в драку партиями на партию или «стенка на стенку», как тогда выражались (Лейкин. Мои воспоминания) … Фразеологический словарь русского литературного языка Стенка об стенку — Разг. То же, что Стена в стену. Жили тогда со мною стенка об стенку человек пятеро молодого… народу (Достоевский. Бедные люди) … Фразеологический словарь русского литературного языка Стенка на стенку — Разг. Друг на друга группами, партиями (сходиться в кулачном бою). ФСРЯ, 455 … Большой словарь русских поговорок Стенка на стенку — 1. Метод ведения дискуссии. 2. Любимое занятие толкиенистов на толкодроме: по n толкиенистов становятся друг напротив друга с боевыми вениками и по сигналу начинают друг друга … Словарь криминального и полукриминального мира Стенка на стенку (значения) — Стенка на стенку: Стенка на стенку (или Стеношный бой) русская народная игра. Стенка на стенку художественный фильм США, 1984 года. Стенка на стенку телевизионная игра, транслировавшаяся на Первом канале с октября 2007 по август … Википедия Стенка на стенку (мини-альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения). Стенка на стенку Мини альбом Аркона Дата выпуска 2011 Записан зима весна 2011 года Жанры Языческий метал … Википедия Стенка на стенку (телеигра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения). Стенка на стенку Заставка … Википедия Стенка на стенку (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения). Стенка на стенку Tuff Turf Жанр драма Режиссёр Фриц Кирш … Википедия СТЕНКА — на стенку. Разг. Друг на друга группами, партиями (сходиться в кулачном бою). ФСРЯ, 455. Скитаться по стенкам. 1. Дон. Жить у разных людей, не иметь своего дома. СДГ 3, 121. 2. Волг. Нищенствовать, бродяжничать. Глухов 1988, 148. Вставать/ встать … Большой словарь русских поговорок Стенка на стенку1 стенка на стенку — Наши ребята раньше с заречными ходили стенка на стенку, ну и взрослые мужики за ребятами бывало раззадорятся. (Г. Николаева, Жатва) — ‘Our boys used to have free fights with the lads from across the river, and the men used to catch the infection too and join in the fray.’ 2 стенка в стенку 3 стенка об стенку 4 стенка на стенку 5 стенка в стенку 6 СТЕНКА 7 стенка 8 стенка См. также в других словарях:стенка на стенку — сущ., кол во синонимов: 15 • гасиловка (21) • гасилово (27) • драка (81) • … Словарь синонимов Стенка на стенку — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения) … Википедия Стенка на стенку — Разг. Экспрес. Друг на друга группами (сходиться в кулачном бою). Крючники ходили в драку партиями на партию или «стенка на стенку», как тогда выражались (Лейкин. Мои воспоминания) … Фразеологический словарь русского литературного языка Стенка об стенку — Разг. То же, что Стена в стену. Жили тогда со мною стенка об стенку человек пятеро молодого… народу (Достоевский. Бедные люди) … Фразеологический словарь русского литературного языка Стенка на стенку — Разг. Друг на друга группами, партиями (сходиться в кулачном бою). ФСРЯ, 455 … Большой словарь русских поговорок Стенка на стенку — 1. Метод ведения дискуссии. 2. Любимое занятие толкиенистов на толкодроме: по n толкиенистов становятся друг напротив друга с боевыми вениками и по сигналу начинают друг друга … Словарь криминального и полукриминального мира Стенка на стенку (значения) — Стенка на стенку: Стенка на стенку (или Стеношный бой) русская народная игра. Стенка на стенку художественный фильм США, 1984 года. Стенка на стенку телевизионная игра, транслировавшаяся на Первом канале с октября 2007 по август … Википедия Стенка на стенку (мини-альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения). Стенка на стенку Мини альбом Аркона Дата выпуска 2011 Записан зима весна 2011 года Жанры Языческий метал … Википедия Стенка на стенку (телеигра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения). Стенка на стенку Заставка … Википедия Стенка на стенку (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стенка на стенку (значения). Стенка на стенку Tuff Turf Жанр драма Режиссёр Фриц Кирш … Википедия СТЕНКА — на стенку. Разг. Друг на друга группами, партиями (сходиться в кулачном бою). ФСРЯ, 455. Скитаться по стенкам. 1. Дон. Жить у разных людей, не иметь своего дома. СДГ 3, 121. 2. Волг. Нищенствовать, бродяжничать. Глухов 1988, 148. Вставать/ встать … Большой словарь русских поговорок Великая русская «стенка на стенку»Екатеринбургский фестиваль традиционной мужской культуры «Дмитриев день», проходящий в начале ноября, — одна из немногих возможностей для жителей Свердловской области посмотреть бои «стенка на стенку». Фото Александра Зайцева. Самые популярные виды спорта в Канаде это хоккей и лякросс, в США американский футбол и бейсбол, в Англии регби, футбол и крикет. Что общего у этих трёх фактов? То, что упомянутые игры родились именно в упомянутых странах. Ситуация в России, к сожалению, прямо противоположная. Из традиционных народных развлечений до статуса полноценного вида спорта дотянулся только хоккей с мячом, да и тот находится на периферии общественного внимания. Об остальных игрищах предков большинство современных россиян имеют только поверхностное представление (да и это в лучшем случае; обычно же не знают вообще ничего). «ОГ» решила исправить эту ситуацию хотя бы с точки зрения информированности. Наш новый проект, который мы назвали «Народный спорт», расскажет о том, в чём любили состязаться наши прадеды. Сегодня рассказ о кулачных боях и об их самой популярной составляющей битве «стенка на стенку». Почти тысячу лет самым популярным развлечением на Руси был кулачный бой «стенка на стенку». За годы советской власти этот уникальный вид единоборств почти исчез, и теперь многие думают, что это была просто драка. Если верить летописям (а почему, собственно, им не верить?), то бой «стенка на стенку» существовал на Руси уже в XI веке. Появился он, стало быть, не позже, а скорее всего даже раньше. Произошло это по военно-политическим причинам. Знаменитый российский историк XIX века Николай Костомаров утверждал, что именно массовые бои «сделали русских неустрашимыми и храбрыми на войне». Полезный военно-прикладной характер стеношных боёв не раз отмечали и побывавшие в России иностранцы. Например, австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, наблюдавший эту забаву в начале XVI века, написал, что вся русская молодёжь упражняется в играх, «весьма близких к воинской службе». Участники делятся на две команды минимум по 10 человек. Если участников много, стенка строится в три-четыре ряда. Как пейнтбол на войну Сейчас многие думают, что бой «стенка на стенку» банальная драка. Это заблуждение. Стеношный бой похож на драку не больше, чем пейнтбол на войну. Он имеет свои (довольно строгие) правила, с нарушителями которых всегда жестоко расправлялись и сами участники, и зрители. Запрещалось, например, драться с «закладкой» (то есть чтобы во время боя в кулаке было что-то тяжёлое или твёрдое), бить «с крыла» (ударять сзади или сбоку, особенно сильному слабого). Нельзя было наносить удары в шею (в кадык) и ниже пояса. Одно из правил кулачного боя даже стало поговоркой, символизирующей русское благородство в бою: «Лежачего не бьют». У каждой «команды», участвовавшей в «стенке», был предводитель. В разных частях России его называли по-разному: башлык, голова, староста. Накануне боя башлык вместе с группой лучших бойцов разрабатывал план предстоящего сражения: распределял лучшие силы вдоль всей «стены», намечал резерв для решительного удара, иногда выделял своеобразный спецназ, чтобы выбить какого-нибудь определённого богатыря со стороны противника. Во время боя руководители сторон, непосредственно в нём участвуя, подбадривали своих бойцов, определяли тактику. У писателя Павла Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своей «команде»: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает: Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб все заодно, широким плечом. Действуй, как сказано». Кулачные бои были преимущественно зимней забавой. Объясняется это очень просто: большинство населения средневековой Руси жило в деревнях, а там с весны до осени не до развлечений работать надо. Сезон боёв начинался с зимнего Николы (6 декабря по старому стилю) и продолжался до сборного воскресенья (это середина марта). Бились обычно на замёрзшей реке: ровная, занесённая снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной площадкой. На поединки ходили в валенках и полушубках, что накладывало отпечаток и на технику боя. Удары надо было наносить так, чтобы пробить тёплую одежду, а для этого недостаточно мышечной силы, приходилось использовать вес всего тела. Сценарий проведения состязаний в целом по России был одинаковым. Начинался бой с возни ребятишек. Затем выходили биться друг с другом подростки, юноши, неженатые парни, а уж затем взрослые мужчины. По окончании боя поклонники победившей стороны с песнями вели своих лучших богатырей (их называли надёжами) в питейный дом. Пить для кулачных бойцов считалось добродетелью, а вот переходить в другие «команды» бесчестием. Теперь ситуация у спортсменов прямо противоположная. «В бою вся людская повадка насквозь видна» В дореволюционной России многие знаменитости не только любили посмотреть на кулачные бои, но и сами в них участвовали. Один из них журналист и писатель Владимир Гиляровский. Осенью 1871 года, будучи он поступил в Нежинский полк, квартировавший в Ярославле. Излюбленным развлечением солдат были кулачные бои на льду местной речки. Чаще всего городская «стенка», за которую выступали военные, сходилась с рабочими Корзинкинской мануфактуры. Страстным болельщиком городской стороны был владелец трактира Ландрон. На время боя он выдавал городским бойцам дублёные шубы, сильно смягчавшие удары, и красные кушаки (фабричные для отличия выходили в синих). А ещё Ландрон отыскивал здоровенных парней, чтобы усилить свою «стенку», которая обычно проигрывала фабричным, которых возглавлял Ванька Гарный. Гиляровский, обладавший богатырским сложением и силой, естесственно, привлёк внимание трактирщика и отправился на кулачный бой. Будущему литератору удалось ловким ударом сбить Гарного с ног, и этого оказалось достаточно, чтобы деморализовать фабричных. Счастливый Ландрон сделал Гиляровскому роскошный по тем временам подарок карманные часы. Сергей Аксаков (автор «Аленького цветочка») в 1806 году наблюдал знаменитые кулачные бои в Казани и впоследствии описал их в своём «Рассказе о студенческой жизни». А через восемь десятилетий в тех же боях азартно дрался великий (в будущем) певец Фёдор Шаляпин. Уже увенчанный мировой славой, он вспоминал: «Сходились с одной стороны мы, казанская Русь, с другой добродушные татары. Дрались отчаянно, не щадя ни себя, ни противников. Но и в горячке яростной битвы никогда не нарушали установленных искони правил: лежачего не бить, присевшего на корточки тоже, ногами не драться, тяжести в рукавицы не прятать». Ещё один наш известный литератор (уже советской эпохи) Леонид Леонов мальчишкой прошёл школу кулачного боя в Замоскворечье. Он, по его собственному признанию, был задиралой (то есть подростком, начинавшим бой, задирая другую сторону). Один из героев романа Леонова «Вор» говорит: «В мальчишестве, бывало, только на кулашнике и подберёшь себе приятеля. И ведь ни разу не ошибался! Это оттого, что именно в бою вся людская повадка насквозь видна». Современные стеношные бойцы из-за недостатка практики строй держат плохо, и «стенка» частенько превращается в сцеплялку-свалку. Запретам вопреки Несмотря на все приведённые восторженные отклики, власть с определённого времени стала относиться к «стенке» настороженно и время от времени её запрещала. Так, в XVII веке, когда христианство в нашей стране окончательно восторжествовало, начались гонения на всё языческое, в разряд которого церковники включили и кулачные бои. Царским указом 1648 года народная забава была поставлена вне закона. Что, впрочем, не помешало ей существовать и далее. В 1726 году императрица Екатерина I решила поменять тактику и вместо запрета кулачных боёв постаралась их регламентировать. Был, в частности, издан указ «О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии». В нём говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя, а также отвечать за порядок его проведения. В 1832 году власти вновь вернулись к политике запретительства. Николай I издал указ, который гласил: «Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются». Но кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни и иногда по воскресеньям. То, что не смогли сделать цари, запросто сделали большевики. После революции 1917 года они объявили кулачный бой «наследием проклятого царизма» со всеми вытекающими малоприятными последствиями. Новая власть имела куда как более крутой нрав, чем прежняя, поэтому ослушаться её было невозможно. В результате за годы советской власти кулачный бой не получил абсолютно никакого развития. Этот способ подготовки практиковался во многих армейских частях, а на Дальнем Востоке в годах даже разыгрывались первенства в групповом боксе. Но это было только эпизодом. Сейчас кулачный бой в России возрождается. Есть горячие энтузиасты, появляются федерации. Даже церковь сменила гнев на милость и теперь уже не осуждает, а поддерживает «стенку» как национальную традицию. Глядишь, лет через десять стеношный бой из экзотики, какой он является сегодня, вновь станет типичной картиной российского быта. Мнение Андрей ГРУНТОВСКИЙ, писатель, председатель «Санкт-Петербургского общества русского кулачного боя»: Какие бы замечательные турниры ни проводились по различным видам единоборств а всё же там боец всегда один. Бьётся ли он за честь клуба, города, страны, но он единоборец. А в «стенке» реальное ощущение причастности к народу, к русскому духу. Единое дыхание русского воинства. Тут, собственно, и победителя-то нет. Тут процесс, действо. Современные правила • Команды выстраиваются в стенки по краям поля на расстоянии После команды ведущего стенки двигаются навстречу друг другу (обычно бегом). Сшибка происходит где-то в центре. • Задача боя перетолкать стенку противника на начальную позицию или разломать стенку противника и самому добраться до позиции противника, не ломая своего строя. • Если распались обе стенки, то атаман, первым построивший свою стенку, начинает движение. • Разрешены подножки, но пинать ногами нельзя. • Если один боец стенки пробивает насквозь стенку противника, он обязан вернуться: оббежать обе стенки и встать в свою. Атака сзади запрещена. • В случае падения одного из участников стенки и угрозы здоровью кого-либо из участников любой, увидевший это, кричит «Стоп!», каждый, слышащий эту команду, должен остановиться и также крикнуть «Стоп!». Сшибка останавливается, и стенки строятся заново на месте завала.
|