Как называется страх плохих оценок
Боязнь плохих оценок: как исправить?
Дети часто акцентируют внимание на результате, из-за чего происходит искажение мотивации — вместо учебы ради знаний, открытий, уверенности в себе они учатся для одобрения, оценки, похвалы и положения в классе.
Иногда дети настолько сильно боятся получить плохую оценку, что нервное напряжение начинает доставлять им серьезные неудобства. Что стоит за этой боязнью? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя, так как дети и ситуации, даже при внешней схожести, очень индивидуальны. Но разобравшись, что стоит за этим страхом, можно помочь ребенку от него избавиться.
Синдром отличника — активно изучаемый феномен в психологии. Суть его в том, что для ребенка важна только положительная оценка его работы или поведения. А если она отрицательная, то ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, его самооценка заметно снижается, что сказывается на качестве учебы.
Дети с синдромом отличника воспринимают учебу как соревнование, для них процесс обучения не имеет большого значения, важен только конечный результат — пятерка в дневнике. Такой перфекционизм приводит к страху плохих оценок, а стремление к идеалу может вызвать нарушения психики, депрессивные состояния, снижение интеллектуальных способностей.
Если страх плохих оценок вызван стремлением к идеальному результату, нужно учить ребенка наслаждаться процессом и видеть красивое в неидеальном.
Субъективизм оценки. Всё, что касается оценок, субъективно окрашено. Да, есть определенные правила, по которым они выставляются, например, за 2 ошибки — оценка 4, за 4 — тройка и т. д. Но, во-первых, у ребят разные интеллектуальные способности, и для кого-то сделать 2 ошибки — это очень много, а для кого-то — очень мало. А оценивают их одинаково, хотя один был просто невнимательным на контрольной работе, а другой — очень старался и сделал рекордно маленькое для себя количество ошибок. Как видим, в системе обучения оценивается только результат. В связи с чем и возникает синдром отличника, который отравляет жизнь и детям, и их родителям.
Родительское разочарование. Иногда и сами родители подливают масла в огонь, объясняя, что ребенок должен учиться на одни пятерки. Малыш так боится наказания, так боится родительского гнева, что начинает бояться плохих оценок. Для него двойка — не оценка знаний, это —родительское разочарование. Никто не хочет огорчать родителей, поэтому многие школьники панически боятся плохих оценок, которые порой бывают несправедливы.
Говоря об оценочности, всегда хочется вспомнить пресловутую двойку за поведение. Эти двойки ставят за любое поведение, которое не вписывается в школьные рамки: говорил громче, чем можно, забыл дневник, вышел в туалет, когда учитель не разрешил. Безусловно, общие правила важны для того, чтобы ребенок учился жить в коллективе, но иногда, боясь получить двойку, ребенок не совершит какое-либо действие для защиты себя и своих интересов. Например, не попробует отстоять свою позицию или послушается запрета и не пойдет в туалет.
Что делать, чтобы ребенок не боялся плохих оценок?
В первую очередь, избегать оценочных суждений дома. Объясняйте с самого раннего возраста, что ребенок — хороший. Его поступок может быть плохим, но сам ребенок — никогда. Не оценивайте его чувства и переживания. Злость, обида, гнев, расстройство — это не плохие чувства, они точно такие же нужные и важные, как и радость, любовь. Проговаривайте это максимально часто, чтобы ребенок запомнил, что оценки — это не всегда важно.
Конечно, школьные оценки — это то, чего избежать невозможно. Готовьте малыша к этому заранее: рассказывайте, что от оценок в дневнике не будет зависеть ваша любовь, ведь она безусловна и безоценочна: вы одинаково любите его и отличником, и двоечником. Если ребенок это усвоит, он будет менее болезненно воспринимать плохие оценки в школе, если они вообще будут.
Часто страх плохих оценок возникает из-за сравнения ребенка с другими. Обратите внимание, как часто вы произносите фразы о том, что «Лена — хорошая девочка, опять пятерку получила, а ты, двоечница, снова провалила контрольную!». Именно из-за таких фраз и сравнительных характеристик ребенок теряет уверенность в себе и начинает опасаться плохих оценок. Ваш ребенок — это отдельная личность, индивидуальность, его ценность состоит в нем самом, а чужой ребенок — вовсе не мерило, по которому стоит оценивать собственное дитя.
Подавление инициативы — тоже причина боязни плохих оценок. Например, как только малыш берется за какую-то деятельность, взрослые спешат предупредить: «Не надо! Упадешь! Не получится!» — конечно не получится, если даже родители в него не верят. Чем чаще ребенок слышит слова о том, что не справится, совершит ошибку, тем вероятнее, что он будет бояться этих ошибок, а как следствие, и плохих оценок. Верьте в своего ребенка, ему это просто необходимо! И даже если у него действительно не получится, хвалите его за старания и за процесс, а не за результат, чтобы избежать формирования синдрома отличника.
Самый действенный способ научить ребенка не бояться плохих оценок — предложить ему оценивать свою работу самостоятельно. Это учит рефлексии, анализу, глубокой работе над собой, учит выбирать критерии оценки, понимать, где именно что-то пошло не так. К тому же он научится видеть несоответствие разных взглядов, разделять свою точку зрения и чужую. Это довольно сложно, но очень полезно в жизни.
Почему возникает боязнь школы, как избавиться от страха
Интеллектуальные и физические перегрузки, конфликты с одноклассниками или учителями, сложности в усвоении программы – эти и другие проявления школьной дизадаптации являются причинами боязни ходить в школу. Как называется фобия, что это такое, как проявляется, и как с ней бороться, расскажет психология.
Что такое дидаскалейнофобия
Что такое дидаскалейнофобия? Так называется боязнь школы. Этот вид страха присущ исключительно школьникам. Многие дети капризничают и говорят, что не хотят идти в школу. Но в некоторых случаях это может быть вызвано не ленью и желанием поспать подольше, а паническим страхом. Перед чем? Перед учителями или одноклассниками, перед школьной программой, перед отдельным предметом, перед критикой родителей за плохие отметки и т.д.
Причины дидаскалейнофобии
Боязнь школы редко развивается из-за одной психотравмы. Чаще влияние оказывает хронический стресс, систематическое воздействие одного или нескольких негативных факторов.
Что относится к негативным факторам (предпосылки боязни идти в школу):
К нестандартным причинам относится страх за близких, чаще встречается в неблагополучных семьях. Ребенок переживает, что пока он находится в школе, дома случится что-то плохое с членами семьи или с домашними животными.
Проявление боязни школы
Можно заметить психосоматические проявления фобии:
Основной психологический симптом – страх перед повторением приступа. Чем старше ребенок и чем чаще случаются приступы, тем выше страх сойти с ума, опозориться, оказаться высмеянным.
Как избавиться, перестать бояться школы
Дети не всегда могут назвать точную причину своего страха. Чем младше ребенок, тем сложнее ему выражать свои чувства. Потому для диагностики и выписки лечения рекомендуется обратиться к психологу.
Помощь психолога
В ходе бесед психолог выясняет причины страха, составляет план коррекции, помогает ребенку изменить отношения к проблемам и выработать новую стратегию поведения. В лечении детей используется арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и помощь родителей.
Арт-терапия
Арт-терапия помогает как выяснить причину фобии, так и избавиться от страха. Проведение диагностики лучше доверить психологу. Только специалист сможет правильно истолковать свободный рисунок школьника. А вот лечение страха можно провести самостоятельно. Для этого нужно предложить ученику изобразить его страх перед школой. После этого предложите высмеять страх. Можно добавить ярких красок, забавных элементов. Или можно нарисовать героев (самого ребенка), который побеждает страх перед школой.
Когнитивно-поведенческая терапия
Конитивно-поведенческая психотерапия помогает найти негативные установки и изменить отношение к ним. Психолог задает школьнику ряд вопросов:
Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает индивидуальные сеансы (беседы) с психологом и выполнение домашних заданий, которые потом тоже обсуждаются на сеансах.
Примеры домашних заданий:
Задания не должны быть в тягость, школьник должен воспринимать их как игру. Нельзя принуждать юного клиента, нужно заинтересовывать его.
Помощь родителей
В спокойном тоне без принуждения постарайтесь выяснить, что именно пугает и тревожит ребенка. Поинтересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками и учителями. Нельзя высмеивать страхи ребенка, нужно принять их со всей серьезностью, вместе с ребенком обсудить это.
Что еще должны сделать родители:
К чему приводит фобия
Если ребенка не отвезти к психологу, то течения фобии осложнится. Появятся вторичные психические расстройства, панические атаки, депрессия. Школьная дезадаптация и десоциализация будет усиливаться, ребенок начнет сбегать с уроков или из дома. Проблемы с учебой приведут к трудностям в дальнейшем самоопределении, выборе профессии. А также к последствиям фобии относится снижение самооценки, неуверенность, пассивность, замкнутость, неготовность к самостоятельной жизни.
Профилактика страха перед школой
Начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте. Перед тем как отдать ребенка в школу нужно убедиться, что он готов к обучению. Существует такое понятие как психологическая готовность ребенка к школе. Она состоит из морфофизиологической, предметной и психологической готовности. Психологическая готовность предполагает интеллектуальную и личностную готовностью, произвольную регуляцию поведения и деятельности. В личностную готовность входит эмоциональная, мотивационная и коммуникативная готовность, а также учитывается сформированность Я-концепции и самооценки. Все это диагностируется психологом, существуют специальные тесты и методики на определение готовности ребенка к школе.
Второй важный элемент профилактики – благоприятный психологический климат в семье. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка. Недопустимо чтобы в семье были конфликты, скандалы, ссоры. Старайтесь войти в положение ребенка, прислушивайтесь к его мнению, не кричите на него и не критикуйте.
Чего боятся подростки: 13 подростковых страхов
В подростковом возрасте человек начинает осознавать себя как личность, искать свое место в обществе, выстраивать отношения с окружающими, интересоваться противоположным полом. В организме происходят гормональные изменения – они влияют на восприятие мира. В это время у подростков возрастает тревога, возникают страхи.
Читайте в этой статье, чего боятся подростки, какие страхи в каком возрасте появляются, откуда они берутся и как родителям помочь своему ребенку с ними справиться.
Какие бывают виды подростковых страхов
У подростковых страхов разные причины и природа. Одни больше присущи девочкам, другие – мальчикам, третьи в равной степени проявляются у тех и других. Иногда их провоцирует сложная обстановка дома или в школе, неправильное поведение родителей.
Все страхи можно условно разделить на несколько видов:
Это лишь небольшая часть детских страхов, но и так понятно, насколько ранима психика подростка. Проблема в том, что любой страх при определенных условиях может перерасти в фобию и доставить впоследствии много неприятностей. Поэтому родителям необходимо знать о самых распространенных страхах, которые испытывают дети в возрасте от 11 до 16 лет.
13 подростковых страхов
Каждому возрасту присущи свои страхи. Поговорим о причинах самых распространенных.
1. Страх «быть не тем»
У подростков с 11 до 16 лет появляется самооценка – чувство уверенности в себе и самоуважения. Они стремятся принадлежать к группе, соответствовать ее ценностям, но ощущать себя при этом значимой личностью.
Если в семье непонимание и конфликты, ребенок не чувствует себя в безопасности, не уверен в себе и боится выглядеть неполноценным.
Вариант страха «быть не тем» — боязнь опоздать в школу, стать объектом насмешек одноклассников или критики учителей. Этот страх больше выражен у девочек – они раньше осознают социальную ответственность и более критично оценивают свое поведение.
2. Страх плохих оценок
Появляется в среднем школьном возрасте. Подросток боится получить плохую оценку, так как предвидит последствия своей неуспеваемости. Психологи не считают этот страх отрицательным – он стимулирует ребенка учить уроки, быть ответственным.
Однако в тяжелой форме этот страх парализует мысли. Частая ситуация, когда сильный ученик сдает посредственно или вообще заваливает экзамен.
3. Страх таинственного
В 11-13 лет подростки верят в таинственные явления, предсказания и суеверия – черных кошек, 13-е число, разные приметы. В этом возрасте дети с удовольствием слушают страшные истории про зомби, вампиров, привидений, гибельные места.
Интересно, что таинственные явления не только пугают, но и притягивают. Психологи объясняют это жаждой приключений. А еще попыткой совладать со страхом – когда дети объединяются и уже не избегают, а, наоборот, готовы встретиться с ужасным лицом к лицу. Страх таинственного больше выражен у девочек.
4. Страх смерти
Страх смерти может проявляться в разном возрасте. 13-14-летние боятся внезапной смерти своей или родителей, а в 15-16 лет – мучительной смерти. Кроме того, старшие подростки осознают время.
5. Страх темноты
Подростки часто боятся темноты. Страх провоцируют разные причины:
Эти факторы вызывают стресс у подростка и как следствие – боязнь темных помещений.
6. Страх не оправдать надежды родителей
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка в числе первых – по успеваемости, в соревнованиях. Хочет, чтобы его чадо было лучшим в классе. Когда эти надежды не оправдываются, детям достаются упреки «Не позорь меня!», «Нам стыдно за тебя», «Ты не можешь быть вторым – только первым!».
Завышенные ожидания формируют у детей страх родительского осуждения. Это приводит к разрушительным последствиям для психики: детские страхи перерастают в комплексы во взрослой жизни.
7. Боязнь быть отвергнутым
Когда подросток начинают активно общаться и строить первые отношения, он боится быть отвергнутым коллективом или объектом своей симпатии. Этот страх возникает, когда у детей нет теплых отношений и взаимопонимания с родителями.
Девочки острее реагируют на такую ситуацию. Чем больше страхов – тем меньше подросток уверен в себе. Ему сложнее адаптироваться в коллективе и адекватно оценивать себя.
8. Страх ответа у доски
Часто бывает так, что ребенок учит, готовится к урокам – а когда выходит к доске, не может связать двух слов. В результате – двойка.
Это разновидность страха публичных выступлений. Переживания возникают не на пустом месте, здесь играют роль:
В итоге ребенок волнуется, не может собраться с мыслями. Страх ответа у доски сильно портит успеваемость.
9. Боязнь общения со сверстниками
Страх общения – это тревожный сигнал. Родителям нужно обратить на это особое внимание. Ведь активно общаться со сверстниками – естественное поведение подростка. И если ребенок излишне застенчив, на это есть причины:
10. Страх быть объектом насмешек
В школе такое не редкость. И неуверенный в себе подросток лишний раз не станет высказывать мнение, чтобы не спровоцировать насмешки и унижения в свой адрес.
Этот страх тоже рождается в семье. Если ребенка мало хвалят, не замечают его достижений, зато ругают за каждую ошибку, самоценность и самооценка падают.
11. Боязнь изоляции
Многие родители в качестве наказания запрещают детям подходить к компьютеру, отбирают смартфоны, планшеты.
Для большинства современных детей это страшный кошмар – быть изолированными от внешнего мира, не иметь возможности пообщаться в соцсетях, послушать любимую музыку, побродить по сайтам.
12. Страх перед ЕГЭ
Выпускные экзамены – самый ответственный момент для школьника. Но про ЕГЭ рассказывают столько ужасов, что дети начинают бояться его заранее. Здесь целый клубок страхов: и нежелание разочаровать родителей, и боязнь не реализоваться в жизни. И перед одноклассниками стыдно выглядеть неудачником.
Масла в огонь подливают многие родители. Вместо того, чтобы настроить ребенка, что ЕГЭ – хоть и важный, но всего лишь очередной экзамен, они рисуют картины страшного будущего: окончишь школу со справкой, никуда не сможешь поступить!
13. Страх не стать успешным
Современные подростки рано взрослеют и начинают думать о будущем. Причиной тому – большое количество информации на тему успешного успеха. Интернет пестрит историями, мотивирующими призывами и формирует картину мира подростка.
Девушки и юноши боятся, что выберут не ту профессию, как будто из-за этой ошибки рухнет жизнь.
Советы родителям, как снизить страх у подростка
Страхи – неизменные спутники взросления, ведь подросток попадает в ситуации, которых раньше не было и испытывает незнакомые чувства. Задача родителей – быть рядом и помочь преодолеть этот период, чтобы страхи не переросли в фобии и неуверенность.
Вот несколько советов родителям.
Подведем итог
Страхи – нормальная подростковая реакция на изменения, которые происходят в сознании и организме. Это сложный момент для ребенка.
От того, насколько благополучная обстановка в семье, зависит: пройдут эти страхи или останутся с человеком на всю жизнь в виде фобий, комплексов и низкой самооценки.
Поэтому родители должны обеспечить здоровую атмосферу в семье. Видеть в своем ребенке личность. С уважением относиться к его мнению и отслеживать любые страхи, чтобы вовремя подкорректировать, а при необходимости обратиться к специалисту.
Материал подготовила: Инна Клевачева
Фотография с обложки: Depositphotos
Комплекс отличника: как преодолеть боязнь плохих оценок у школьника
Многим детям в настоящее время очень важно, какие оценки они получат в школе. Тем самым они делают акцент на внимании, и в школу ходят не ради того, чтобы получить новые знания, сделать какие-либо открытия, обрести уверенность в себе. Нет, им важны оценки, похвала и место, которое они занимают в классе.
Порой дети просто до безумия боятся плохих оценок, и такое нервное напряжение впоследствии выливается в массу неудобств и неприятный последствий.
А вообще, существует ли такая боязнь?
На данный вопрос ответить очень сложно, да и точного ответа на него не существует. Все дети разные, и ситуации, с которыми они сталкиваются – также. Важно помнить, что выход из сложившейся ситуации есть – в первую очередь необходимо разобраться из-за чего возникает такой страх, и каким образом его можно побороть.
Самый известный феномен в психологии – это синдром отличника. Все дело в том, что ребенку очень важно получить не только похвалу и достойную оценку за работу на уроке, но и оценить его поведение. В случае, если оценка является неудовлетворительной, то самооценка ребенка значительно снижается, и это отражается на самой учебе.
Такие ребята оценивают учебы как некое соревнование, и получение знаний в данном случае не играет никакой роли. Главное – результат. Из-за такого перфекционизма начинается получение плохих оценок, и стремление к идеалу вызывает настоящее нарушение психики, депрессию, а интеллектуальные способности снижаются.
В случае, когда боязнь получить плохие оценки связана со стремлением к идеалу, необходимо рассказать ребенку, что порой можно видеть красивые вещи в чем-то неидеальном.
Причины страха
Субъективные оценки
В таком случае все окрашено субъективно. Безусловно, все оценки выставляются уже по давно существующим правилам, и, чтобы получить 4, нужно совершить 2 ошибки и так далее. Но необходимо помнить, что у каждого подростка разный интеллект, и для одного допустить 2 ошибки – это уже неприемлемо, поскольку это очень много, для другого же – это в пределах нормы. И в связи с этим оценивать таких ребят одинаково – не совсем правильно. Поскольку один ребенок очень старался и по своей невнимательности сделал всего несколько ошибок, а другой же сделал для себя минимальное количество ошибок. Но к сожалению, в нынешней системе образования все оценивается конечным результатом. Таким образом, и возникает синдром отличника, отравляющий как детскую, так и взрослую жизнь.
Разочарование родителей
Порой случается и такое, что сами родители усугубляют ситуацию. Они говорят ребенку, что учится на отлично – обязательно. И после этого, малыш попросту боится приносить домой плохие оценки, поскольку понимает, что родители будут ругаться, накажут его. И двойка для него является не неудовлетворительной оценкой, а родительским наказанием. Ведь абсолютно никто н хочет, чтобы родители расстраивались, и в таком случае школьник будет панически бояться получить 2, которая может быть и справедливо получена.
Случайные причины
Не секрет, что иногда 2 ставят также и за плохое поведение, которое не вписывается в школьные рамки – подросток громко разговаривал, оставил дневник дома, пошел в туалет без разрешения учителя. Конечно, все школьные правила являются очень важными, и в первую очередь для того, чтобы ребенок научился жить и взаимодействовать с коллективом. Только вот если он побоится получить двойку за поведение, то в дальнейшем не научится отстаивать собственные права и интересы.
Что можно сделать, чтобы ребенок не боялся получить неудовлетворительную оценку
Для начала необходимо переставить осуждать малыша за принесенную из школы двойку. С раннего детства необходимо говорить, что он – самый лучший. Да, то, как он поступил в определенной ситуации — не хорошо, но это поступок, а сам он – хороший. Нельзя оценивать чувства и переживания. Помните, злость, обида, гнев также нужны ребенку как любовь и радость. Об этом необходимо говорить как можно чаще, чтобы подросток мог запомнить и понять, что оценки – являются всего лишь частью его учебы.
Безусловно, получать оценки в школе является обязательным. Поэтому готовить школьника к этому нужно заранее, рассказывать, что вы его любите не из-за 5 в дневнике. Он может быть как отличником, так и двоечником, от этого ваша любовь к нему не измениться. В случае, если ребенок это поймет, то будет со спокойствием принимать неудовлетворительные оценки, если они конечно будут.
Порой страхи могут возникнуть, если начинать сравнивать ребенка с кем-то другим. Начните контролировать то, о чем говорите. Возможно, вы упоминаете одноклассников, которые получают пятерки и упрекаете своего ребенка в том, что он снова получил 2 за контрольную. После таких сравнений школьник как раз и теряет уверенность в себе и начинает переживать из-за плохих оценок.
Еще одной причиной боязни плохих оценок является то, что вы подавляете его инициативу. Возможно, ребенок с радостью берется за выполнение какой-либо работы, а родители ему говорит, что этого делать не нужно, ведь у него все равно ничего не получится. Естественно так и будет, ведь в него даже собственные родители не верят» Помните, если ребенок постоянно слышит, что он с чем-то не справится, сделает ошибку, то именно этого он и будет бояться в дальнейшем. Он будет бояться совершить ошибку, а также получить плохую оценку. Нужно всегда верить в своего ребенка, поддерживать в любых начинаниях, ведь ему это так нужно!
Важно помнить, что самым действенным способом объяснить ребенку, что бояться плохих оценок не нужно – дать оценить его собственную работу ему самому.
Благодаря этому он сможет анализировать, работать над собой, выбирать критерии оценок. Помимо этого, он сможет видеть несоответствие взглядов и сможет разделить свою точку зрения с точкой зрения другого человека. Безусловно, это очень сложно, но зато как полезно.
Страх плохих оценок: как с ним справляться, объясняет психолог
Как преодолеть страх оценки
Страх оценки наиболее силен в людях, уверенных, что любить можно только за что-либо. Глубоко в душе, на уровне подсознания они уверены, что просто за то, что они есть в этом мире, их любить и уважать никто не будет. Что миру нужны их внешность, ум, финансовые возможности, а не они сами.
Этим людям стоит посмотреть на своих детей или понаблюдать за любыми родителями. Нормальные родители любят детей не за что-то и даже не вопреки чему-то, а просто потому, что их дети существуют. Блондины, брюнеты, рыжие, со своим набором качеств, капризами и сложностями характера – дети нужны родителям любыми. В ином случае мы имеем дело не с нормой, а с патологией.
Если вас пугает страх оценки, значит, ваши родители где-то были не правы. Пора стать любящими родителями самим себе. Это просто и одновременно достаточно сложно.
Придется учиться выстраивать отношения самому с собой, как с любимым человеком:
Поживите немножко по этим правилам и вскоре вы с удивлением обнаружите, что чужая негативная оценка вызывает в вашей душе только одиночную волну, но не шторм, как раньше. И на собеседования вам станет ходить не так страшно, как раньше.
Как избавиться от страха перед критикой
Если ты действуешь в соответствии с ожиданиями более авторитетных лиц, – ты хороший. Или наоборот. Указанная поведенческая модель заложена в нас нашими родителями. А ведь отец и мать — те, ради которых ребенок готов пойти на очень многое, чтобы «заслужить» их любовь, получить одобрение.
Объем любви, который получает ребенок, непосредственно определяет его успешность в будущей жизни. Если он испытывал дефицит внимания и заботы, то не будет ставить перспективные цели и двигаться по направлению к ним, а станет искать возможность восполнить нехватку любви. И это может длиться всю жизнь, человек не осознает, что он делает.
1. Простить собственных родителей
Им так же, как и вам, достался по наследству «вирус» критики и осуждения. Они, скорее всего, не получили столько, сколько необходимо, любви в детские годы. Замкните, наконец, эту цепочку. Излечитесь, поддержите родителей, и отдавайте своим детям как можно больше заботы и внимания, чтобы они не приняли эту эстафету.
2. Простить себя и принять полностью
Ощущение вины и стремление оправдываться – это симптомы. Вам не за что себя казнить и не нужно оправдываться. Каждый человек по-своему уникален и неповторим. Двух совершенно одинаковых не существует. Так примите себя со всеми своими слабостями, несовершенствами. Тревогами и ошибками.
3. Поставить цель и настроиться на «успешную волну».
Разрешите себе мечтать.
4. Обратить слабость в силу
Когда процесс заработает, и вы ощутите хотя бы малую свободу от боязни критики, поделитесь результатом с другими. Это сильнее укрепит вашу уверенность и послужит примером для тех, кто только встал на этот путь. Всегда найдутся те, кому мы нужны, люди, которые нуждаются в вашем позитивном опыте.
И бонус. Предлагаем полезную технику работы со страхами, тревогами и депрессией.
Указанный метод разработан в рамках рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ).
Метод РЭПТ основан на следующей теории: отрицательные эмоции не рождаются непосредственно из негативной ситуации. Между эмоцией и событием расположено наше убеждение, позволяющее дать оценку ситуации и сделать выводы. И наши эмоции вытекают не из ситуации непосредственно, а из сделанных выводов. РЭПТ дает возможность находить эти убеждения и менять таким образом, чтоб мы не подвергались отрицательным переживаниям в случае проблем и неприятностей.
Признаки этих убеждений:
Пример: страх осуждения.
Имеет место неприятная ситуация: кто-то вас осудил (сделал замечание, что вы неправильно себя ведете).
Имеют место отрицательные эмоции: стыд, неловкость, скованность, напряжение.
Как изменить свою реакцию на ситуацию? Необходимо отыскать убеждение, из-за которого и возникли негативные чувства.
Я всегда веду себя подобающим образом. Такого не может быть, чтобы я сделал что-то недостойное или стыдное. Я – воспитанный человек и пример для подражания.
В технике РЭПТ предусмотрена смена жестких убеждений на более корректные:
Было бы здорово, если бы я всегда вел себя интеллигентно, но даже если кого-то раздражает моя персона, это не означает, что я не умею правильно общаться с людьми.
Когда новое убеждение сформулировано:
1) его следует систематически повторять,
2) необходимо подкреплять на практике. Начинать можно с простых ситуаций и учиться избегать ярко отрицательных эмоций посредством повторения сформированного убеждения.
Самое сложное – это выявить собственные убеждения, из-за которых имеют место отрицательные эмоции.опубликовано econet.ru.
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Корни явления
Страх оценки в психологии (СО) — это проявление инстинкта самосохранения в ответ на регуляцию нашего поведения со стороны общества, где мы живем. СО несет и позитивную функцию, например, мешает совершать человеку преступления, т.к. человек знает, что общество отнесется к его поступку негативно и его накажут.
Но у этого явления есть темная сторона: блокировка творческой активности, когда у вас появляется иллюзорная безопасность в том, что никто не видит ваши «ужасные» работы. И вам кажется, что вы совершаете эстетическое преступление, показывая миру ваши картинки с «претензией на оригинальность».
Собеседование – это беседа
Не забывайте, что собеседование – это беседа двух живых людей. В нем будут присутствовать обыкновенные эмоции, симпатия или антипатия, желание понять собеседника и попытки установить с ним контакт. Успешно преодолеть интервью получится, если вы сможете хотя бы не вызывать отрицательных эмоций.
Поза должна быть умеренно свободной, но не развязной. Сидите так, как вы обычно сидите в кафе со знакомым человеком: чуть откинувшись назад и немного в сторону
Важно, чтобы вам было удобно, иначе напряженное положение считается собеседником
Руки нам нужны для жестикуляции, но желательно их не использовать, чтобы скрыть беспокойство. Специалисты предлагают простой способ, как побороть страх на собеседовании – возьмите с собой на интервью блокнот и ручку. Крутите в пальцах ручку, это лучше, чем нервно сжимать руки или комкать одежду.
Речь должна быть в меру эмоциональной, уверенной и спокойной. Следите за дыханием. Растерявшись, не бойтесь попросить паузу, чтобы подумать. Задавайте уточняющие вопросы, но не больше двух, чтобы не вызвать раздражение.
Не бойтесь показать свое волнение. Все люди волнуются перед собеседованием, волноваться естественно. Кадровик нормально воспримет ваше состояние и даже, если вы попросите небольшой перерыв, чтобы справиться с волнением, это вряд ли негативно повлияет на результат.
Реакция на обесценивающую критику
Как показывает практика, реагировать на обесценивание себя и критику своих недостатков можно по-разному. В целом это зависит от собственных убеждений:
В зависимости от убеждений по поводу своих недостатков вы можете встретить критику, которую пропустите мимо ушей или, наоборот, сосредоточитесь на ней.
В первом случае реакция будет острой и эмоциональной. Во втором вы отреагируете спокойно и с большой вероятностью проигнорируете критику, ответив что-нибудь из вежливости. А в третьем, зная о своем недостатке, человек принимает его и считает такой же частью себя, как и свои достоинства. Когда люди указывают ему на недостаток, то подразумевают желание избавиться от него. Но человек уже принял свое решение и поэтому не считает нужным доказывать другим его правильность.
Можно сказать о своем отношении к этому недостатку, можно не говорить об этом. В любом случае реакция будет спокойной, вежливой и одновременно бескомпромиссной. Собеседники это поймут и оставят человека в покое сразу или через какое-то время.
Чтобы настроить себя на спокойную реакцию, говорите себе: «Да, у меня есть недостатки, но также у каждого человека есть недостатки. Я буду жить со своими недостатками, как посчитаю нужным. Это будет мое решение. Другие люди самостоятельно будут принимать решения по поводу своих недостатков».
Это не температура тела 36,6 градуса, по которой мы можем определить норму. Думая о своих недостатках, стоит исходить из того, что не существует правильных параметров, которым надо соответствовать в обязательном порядке.
Если мы будем считать, что исправление любых недостатков обязательно, нам не хватит жизни на все их исправления. Поэтому неизбежно установление системы приоритетов: что вы будете улучшать в себе, а что примете как неотъемлемую часть себя.
Люди, получающие обесценивающую критику, часто обижаются, расстраиваются из-за того, что их не захотели оценить по достоинству. Кто-то будет возмущаться, требуя справедливого отношения к себе. Кто-то, обладающий заниженной самооценкой, привычно согласится, признает обоснованность критических замечаний. Реагируя так, жертва обесценивания попытается оправдаться, объяснить свою позицию.
Тут следует понимать: если вас уже начали обесценивать, причины совершенно не имеют значения. Мотивация критика в этом случае не содержит каких-то реальных оснований. Так зачем же люди ставят себя в заведомо уязвимое положение и начинают искать оправдание?
Как тут быть? Ответ напрашивается автоматически — начните снижать для себя значимость чужого мнения.
Настраивайте себя так: «Хорошо, если меня оценивают высоко. И все-таки не случится никакой трагедии, если меня будут недооценивать. Люди обычно не слишком объективны. Они не могут знать всех тонкостей, вникать во все обстоятельства. У них просто не хватает времени, чтобы присмотреться ко мне. Проще говоря, их мнение — совершенно не то, что будет управлять моей жизнью! Там, где меня кто-то обесценивает, найдутся и другие люди—те, которые оценят по достоинству
К тому же все это не слишком важно, ведь у меня есть цели — вот к ним я и буду идти»
Допустим, человек не способен сказать себе эти слова. Тогда можно смело предположить, что он придает слишком большое значение мнению других людей. Болезненно реагирует на любые замечания в свой адрес. Сталкиваясь с критикой, он пытается соответствовать чужим ожиданиям или пожеланиям.
Но парадокс заключается в том, что мнения людей по поводу одной и той же ситуации могут кардинально отличаться.
Спросите двух собеседников о том, каким должен быть состоявшийся человек, — и получите два разных, противоречивых ответа. Один скажет, что мерилом успеха служит творческая реализация или карьерный рост. А другой заметит, что счастье — это большая семья, множество родственников и друзей.
Окружающие люди транслируют всем свои ценности и зачастую не считаются с тем, что у вас они могут быть иными.
Поэтому, когда один человек учит другого жить правильно или заявляет, что существование собеседника не соответствует каким-то критериям, возникает вопрос: кто прав?
Искать ответ можно бесконечно — и никогда не прийти к общему мнению.
Когда вам пытаются преподнести в качестве стопроцентного эталона какую-то свою, индивидуальную ценность, не надо ничего уточнять. Не стоит задавать лишние вопросы, если вы не хотите узнать совершенно ненужные подробности. Они лишь заведут вас в дебри чужих жизненных установок, но ни на шаг не приблизят к личному решению.
Что делать, если тебя обесценивают
Поговорим о способах, которые можно использовать для противодействия обесценивающей критике. А сейчас вспомните: у вас в жизни бывали ситуации, когда приходилось сталкиваться с тотальным обесцениванием?
Не получалось ли так, что вы, привыкнув к подобной критике, начинали соглашаться с ней? Возможно, думали: «Зачем стараться, прилагать какие-то усилия, если все в конечном счете бесполезно? Мне все равно не хватает таланта, способностей, знаний, умений, чтобы сделать что-то толковое, чего-то добиться в жизни…»
Скажем больше — ни один человек не знает себя до конца, не осознает всех своих возможностей и способностей. Давайте исходить из установки, что у каждого человека есть резерв, не использованный и не раскрытый до поры до времени. И обнаружить его можно только в каких-то особых обстоятельствах.
Если человек расслаблен, спокоен, не склонен сам себя критиковать — он не станет обращать слишком большое внимание на критические замечания других людей в свой адрес. Просто будет двигаться по жизни в том направлении, которое считает для себя важным и нужным
Стоит ли в принципе анализировать высказанное обесценивание? Не всегда. Зачастую то, что на первый взгляд кажется личным выпадом, какой-то негативной оценкой вашей персоны, в действительности оказывается выбросом накопившегося раздражения
Иногда люди не понимают, не могут точно сформулировать причины своего негативного отношения. Не исключено, что их просто раздражает ваш успех, ваши способности. Вам могут завидовать. Могут злиться из-за каких-то собственных запретов, которых для вас не существует. И для того, чтобы ослабить свое внутреннее напряжение, критик адресует вам такую негативную оценку.
Предположим, что обесценивание было существенным и даже травмирующим, но отношения с критиком очень важны либо он является для вас авторитетом. Тогда в разговоре можно задать уточняющий вопрос, поинтересоваться: что именно он предлагает?
Любое обесценивание — это сообщение о том, чего не должно быть. Так пусть теперь критик расскажет, что, по его мнению, быть должно!
Если же человек не сможет внятно ответить на этот вопрос, вы лишний раз убедитесь: его цель заключалась в том, чтобы принизить вас, а вовсе не помочь.
С чего начинается обесценивание
Для того чтобы понять, как бороться с подобным явлением, светила психологии рекомендуют сначала разобраться в истоках психологического обесценивания себя и своих достижений. Как правило, всё начинается:
Люди стремятся получить эти преимущества, найти их в себе и продемонстрировать окружению, чтобы их оценили по достоинству. В процессе сравнения мы все неизбежно оцениваем не только себя, но и других.
Дальше возникает вопрос: что делают люди, когда обнаруживают чьи-то недостатки? А что они делают, когда видят достоинства человека, которыми не обладают сами?
Это зависит от того, насколько важно для конкретного человека обладание преимуществами. Если он считает, что люди имеют одинаковые права, у каждого есть свой талант, а также нераскрытый потенциал, то не будет уделять много внимания сравнению себя с другими
Он сосредоточится на выявлении своих способностей, потребностей и их реализации.
Если же человек будет считать, что без обладания выдающимися качествами нельзя достичь желаемого, то сосредоточится на постоянном сравнении себя с другими. В этом сравнении некоторые заходят слишком далеко и пытаются заполучить выдающиеся достоинства любой ценой, в том числе через обесценивание окружающих людей.
Люди, боящиеся критики, склонны личностно относиться к ней. Иначе говоря, они думают, что сказанное имеет отношение лично к ним. В действительности зачастую критик передает отношение не к критикуемому. Вы будете думать, что произвели плохое впечатление, что стали заметны ваши недостатки, а собеседник всего лишь отражает раздражение качествами, которыми недоволен в себе.
Человек, который критикует свою непунктуальность, может болезненно отнестись к вашему опозданию на встречу, уделив этому преувеличенное внимание. Если вы рассчитывали произвести хорошее впечатление, то наверняка расстроитесь
Это можно понять, ведь люди хотят демонстрировать своему окружению определенные социальные черты. Например, кто-то может хотеть выглядеть радостным и воодушевленным. Он будет приходить в смущение от демонстрации грусти или ощущения беспомощности.
Казалось бы, достаточно контролировать себя для того, чтобы показывать только желаемые черты. Но нас выдает невербальное поведение: мимика, жесты, голосовые характеристики. Именно поэтому человек никогда не может до конца понять, какое впечатление он производит.
Если есть жестко очерченные рамки желаемого социального образа, то человек становится очень чувствительным к любой оценке окружающими людьми. Он постоянно будет сравнивать то, как другие люди должны оценивать его, с тем, что происходит на самом деле.
Очень часто люди ошибаются потому, что другие могут не оценивать нас так же, как мы сами. У них могут быть свои соображения и свое понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Есть вероятность, что черта, которую мы воспринимаем как отрицательную, не кажется такой людям. Мы часто становимся заложниками своего внутреннего ожидания, и это заставляет эмоционально съеживаться, когда кто-то начинает о нас говорить.
Девушка может считать себя сильной личностью, а ее собеседник начнет восторгаться ее милой слабостью. Она может воспринять эти слова как отрицательную оценку и расстроиться, хотя ее не критиковали. Проблема для нее будет заключаться в том, что у нее есть сторона, которую она не принимает в себе. Из-за этого свою беззащитность она будет воспринимать как слабую сторону, хотя для женщины это может оказаться сильным качеством.
Причины страха собеседования
Чтобы побороть страх перед собеседованием важно разобраться в его причинах. Но желательно осознать свои личные причины, — они могут различаться у разных людей
К примеру, слишком сильное воображение делает ведущим страх неопределенности. Человек придумывает себе негативные варианты развития и это истощает его нервную систему еще до начала беседы с кадровиком. А вот страх оценки — это уже совсем другая история и иная техника помощи. Понимание, знание, как справиться со страхом меняет жизнь в лучшую сторону, дает надежду быть признанным и успешным.
Основные причины страхов перед собеседованием
Неопределенность. Говорят: знакомый враг лучше незнакомого. Когда не знаешь чего ждать от предстоящей беседы, какие вопросы тебе зададут – это оставляет огромное поле для тревоги и страхов.
Поэтому с малых лет мы приучаемся жить под этим дамокловым мечом и не умеем любить себя просто так, а не за что-то: успехи, внешность, хорошее поведение.
Высокая важность положительного результата. Если мы сидим на мели, долгое время без работы, да еще и отвечаем за детей или находимся на иждивении супругов, родителей, это может нас сделать зацикленными на результате и поднять планку тревожности до максимума
Личностные особенности. Высокая личностная тревожность, робость, низкая самооценка, сомнение в своих силах и профессиональных качествах мешают быть достаточно уверенным на собеседовании. Именно из-за этого, многие соискатели не решаются искать лучшую работу, боятся ходить на собеседование, а иногда, даже сбегают, договорившись об интервью.
Страх провала. Не справиться с чем-то всегда болезненное переживание. Для некоторых людей оно настолько непереносимо, что они отказываются от любой деятельности, опасаясь неуспеха. Лучше совсем не пробовать, чем провалиться, — считают они.
Ответ на вопрос, как не бояться на собеседовании часто бывает жизненно важным и определяющим в судьбе. Из-за волнения человек упускает многочисленные возможности и довольствуется более низким качеством жизни, чем того заслуживает. Терпит нелюбимую и неинтересную работу. Профессиональный потенциал остается нераскрытым, недовольство собой растет и приводит к депрессии.
Как победить сильную тревогу перед собеседованием
Мнительность, тревожность, неуверенность в своих силах являются причиной сильной тревоги и страха перед собеседованием. Контролировать это чувство почти невозможно, поэтому как-то особенно сильно повлиять на него не получится. Но у нас есть несколько хитростей, помогающих победить этот удушающий страх:
«Тренировочные» собеседования, которые для вас не представляют большого интереса. Когда результат неважен, страх значительно меньше
Постепенно напряжение перейдет из разряда невыносимого в рабочее, и вы сможете спокойно пройти важное для себя собеседование.
Медитация. В спокойной домашней обстановке расслабьтесь, выровняйте дыхание и попытайтесь представить ситуацию интервью
Когда почувствуете сильную тревогу и страх, обратите внимание на свое тело и дыхание
Расслабьте пришедшие в напряжение мышцы и нормализуйте дыхание
Повторяйте это упражнение до тех пор, пока картинка собеседования будет восприниматься телом спокойно.