Как называется свеча у евреев
Как называется свеча у евреев
В этот список входят оригинальные светильники менора и ханукия.
Менора
Ряд современных историков оспаривает такое развитие событий, утверждая, что подобные многосвечные светильники имели довольно широкое распространение именно среди народов, населявших территории современных Сирии и Эрец Исраэль.
Просто пришедшие сюда евреи приспособили уже известный предмет обихода для своих нужд. Нечто подобное впоследствии часто происходило и в христианстве, когда его проповедникам приходилось приспосабливать языческие верования и традиции для нужд своей религии.
Однако при всем уважении евреев к меноре символом иудаизма ее изображение стало после жесточайшего поражения от римлян в ходе восстания в I веке н.э. После ликвидации древнего Израиля как государства сотни тысяч пленников-евреев заполнили просторы великой империи, и изображение меноры для них постепенно стало религиозной и национальной эмблемой.
10 февраля 1949 года в недавно сформировавшемся государстве был официально представлен герб Израиля. Он являл собой щит синего цвета с изображенным на нем семисвечным светильником менорой, основанием которого выступает каменная кладка.
Ханукия
Представляет собой светильник несколько иного типа и является неотъемлемым атрибутом праздника Ханука. Ханукия очень похоже на минору, только вместо 7, она имеет 9 рожков. Если менора предназначена для использования исключительно как обыденный аксессуар и зажигается ежедневно, то ханукия – это праздничный еврейский светильник. В отличие от меноры зажигается ханукия строго в период еврейского праздника Хануки – восьмидневного празднования чудесной победы Маккавеев в период восстания против греков.
В древние времена ханукии подвешивали на стенах домов слева от входных дверей. Когда же открытое использование еврейских символов в Европе попало под запрет, данный светильник стали зажигать внутри дома.
Изменялась и его конструкция. Если раньше это был просто набор масляных светильников либо подсвечников, выстроенный в одну линию и прикрытый в задней части пластиной из металла (обычная мера противопожарной безопасности), то начиная с X века, они получили собственный стандарт, а в XVIII—XIX веках даже было налажено их массовое производство. При этом главным оставалось одно правило: все 8 горелок располагались на одном уровне, что вовсе необязательно для меноры, и различался каждый отдельный огонек.
Материалом для ханукальных светильников мог служить самый разный материал: от камня и глины до различных типов металла вплоть до драгоценных. Форма и размеры данных предметов специально не оговариваются, ограничиваясь только финансовыми возможностями заказчиков и фантазией изготовителей. В результате наиболее совершенные конструкции стали настоящими произведениями искусства.
Что символизирует менора и какое место занимает в православной вере
На многих старинных зданиях Израиля и археологических находках можно встретить символ еврейского народа. Менора — это золотой подсвечник на семь свечей, который был важнейшей принадлежностью Скинии, а со временем и Иерусалимского храма. Символизировал присутствие Господа среди людей. Сегодня изображение знака является распространенной эмблемой.
История семисвечника
Господь указал Моисею, как сделать менору и как правильно ее зажигать. Его послание можно увидеть в Библии. По преданию, задание для пророка оказалось непосильным, и Всевышний самостоятельно создал семисвечник. Он был выполнен из чистого золота и имел такой вид:
Всего реликвия имела 22 гвиим, 11 завязей и 9 цветков. Чашечки отличались широким отверстием и зауженным днищем. Завязь заостренная, немного угловатая. Цветок отличался отвернутыми краями. Мудрецы Талмуда считали, что менора имела такие размеры:
В Скинии семисвечник размещался в святилище перед завесой с южной стороны. Ветви были направлены на юг и север. Менора освещала священнослужителей. В Скинии была сооружена лестница из акации, имевшая три ступени. В честь царя Соломона ее сделали из мрамора. По ней поднимался священник, чтобы зажечь светильник. На второй ступени размещались оливковое масло, лопатки, щипцы и др.
Согласно древним еврейским источникам, существует связь между семисвечником и неким растением. Есть утверждение, что им является мориа — цветок из рода шалфея. Но он не всегда имеет 7 разветвлений. Особо напоминает менору дикий вид этой культуры. Согласно одному из мнений, чаши, орнаментированные в виде золотых цветков, это цветы белой лилии.
Еврейская менора, или минора, появилась задолго до Звезды Давидовой. Ее история неоднозначна.
Период Первого Храма
В Х веке до н. э. Соломон построил храм. В нем была размещена менора, а кроме нее, еще пять других золотых подсвечников.
Есть упоминания о еврейском семисвечнике во времена второго взятия Иерусалима вавилонянами. Но принимая во внимание некоторые источники, можно говорить о том, что название использовали для всех светильников. Лишь со временем термином снова начали обозначать принадлежность святилища.
Менора Первого Храма на саркофаге
В 586 году до н. э. Навуходоносор разрушил Соломонский храм. Вся золотая утварь была уничтожена, в т. ч. и меноры. Дальше о них упоминания отсутствуют. Но согласно одной из легенд, семисвечники были спрятаны и возвращены евреями по окончании их изгнания.
Времена Второго Храма
Точных сведений о присутствии во Втором храме меноры с начала его строения нет. Примерно в 170 году до н. э. она была уже точно. Размещалась в храме одна — другие подсвечники не использовались. На это указывает Бэн-Сира. В 169 году до н. э. семисвечник отправили в Сирию. В 164-163 годах до н. э. утварь была возобновлена и менору начали зажигать снова. Мудрецы полагают, что сразу после восстановления она была железной, со временем семисвечник выполнили из золота.
Завоевание Иерусалима римлянами
За 70 лет до начала новой эры римляне осадили Иерусалим. Многие принадлежности храма были закопаны в землю, чтобы они не достались врагам. Но кое-что недруги нашли, в т. ч. и два светильника. Вероятно, что многое так и осталось под завалами.
Зажигание лампад
В процессе использовали оливковое масло первого отжима, потому что в нем нет осадка. Зажигали менору придерживаясь определенных правил.
Пламя Меноры имеет название Нер тамид, что в переводе означает «постоянный светильник».
Согласно преданию, с одной из ветвей случилось чудо, которое не могли объяснить. Говорится о средней лампадке, которая размещалась ближе к западу от трех восточных. Она всегда горела дольше других, хотя в горелку наливали такое же количество масла. За 40 лет до разрушения Второго Храма чудо прекратилось.
Менора на монетах царя Маттатии Антигоноса. Бронза. 37-40 до н.э. Музей Израиля, Иерусалим
Существуют разные мнения насчет продолжительности горения западного светильника. Одни утверждают, что он давал свет до полудня, другие указывают, что лампада горела до вечера. Некоторые исследователи говорят о том, что зажигали святой атрибут раз в год.
Использование символа
После развала храма семисвечник потерял свое практическое значение. Запрещалось делать точные его копии в качестве других храмовых принадлежностей. Поэтому позднее появились другие виды светильников — без сложных элементов декора, с 4, 6 или 9 ветвями.
Наиболее точное изображение меноры, которое сохранилось до теперешнего времени, можно встретить на знаменитой арке Тита, которая находится в Риме. Она была сооружена при царе Домициане. По центру на барельефе изображены пленные, несущие семисвечник. Это изображение — основа символа, присутствующего на гербе Израиля.
Описание меноры в Библии
Некоторые исследователи находят в знаке отличия от меноры, которая описана в Библии. Ими выдвинуто предположение, что римляне заполучили не известный семисвечник, а другой светильник храма. Критики этой версии говорят о таких возможных причинах происхождения отличий:
Еврейские корни знака
Евреи выбрали символ, чтобы отметить свою религиозную и национальную принадлежность. Менору используют в качестве опознавательного знака иудаизма, как крест у христиан. Исследователи указывают на разные причины выбора изображения семисвечника как символа евреев.
Применение в давний период
На давних захоронениях еврейского народа всегда встречается знак Меноры. Такие подсвечники найдены при раскопках храмов древней Сирии и Ханаана. Они принадлежат к периоду, который датируется XVIII-XV веками до н. э. Но предметы были из глины, имели 7 чаш и в большинстве случаев у них отсутствовала ножка.
Менора на погребальном камне
Подтверждением того, что меноры появилась очень давно, являются ассирийские печати родом из Каппадокии с нанесенным символом. До этого многие поддавали сомнению утверждение о том, что семисвечник принадлежит периоду не ранее V или IV веков. Изображения символа встречаются также на таких предметах:
Со II века еврейский народ использовал символ для украшения стен гробниц, саркофагов. Его также изображали на полах синагог, фресках, росписях. Из-за своего мистического значения рисунок наносили на емкости из стекла, талисманы, печатки и т. д.
В Средние века семисвечник используют в качестве элемента рукописей, окладов. Позднее символ использовали, как рисунок для Мизрах. Его применяли для декорирования Ковчега. На талисманы наносят 7 слов или столько же стихов в виде подсвечника.
Настоящее время
Изображение меноры сегодня наиболее распространенный символ евреев. Он встречается на синагогах, в витражах, разных архитектурных зданиях. Им украшают футляр Торы, Ковчега. Знак наносят на монеты, марки, сувениры. Семисвечник является основным элементом израильского герба, потому что он истинно отражает принадлежность к еврейскому народу.
Золотая Менора в Иерусалиме
В 1956 году парламент Британии подарил скульптуру в виде меноры. Она имеет 5 м в высоту, отлита из бронзы. Размещена возле входа в Кнессета в Иерусалиме. В этом здании также есть мозаика на стене, элементом которой является светильник.
Значение меноры
Исследователи указывают на символичность каждого элемента реликвии. Некоторые говорят только о его эстетическом значении. На этот счет существуют разные мнения.
Части меноры с названиями
Основное значение семисвечника в иудаизме — божественный свет, мудрость, возрождение, бытие, чудеса. Число 7 у евреев — это гармония сил мироздания. Означает полноту и завершенность дней творения мира.
У каббалистов семисвечник имеет мистическое значение. Они считают, что символ обеспечивает надежную защиту от нечистых сил.
Ханукия
Светильник, имеющий 9 ветвей, называется Ханукия. Ее зажигают на протяжении 8 дней праздника Ханука. В давние времена чаши наполняли маслом, теперь используют свечи. Восемь светильников символизируют чудо, когда Маккавеи одержали победу над греками. Девятый – используется для зажигания других.
Первые экземпляры Ханукии были выполнены так, что их подвешивали на стену. Светильники находились на одном уровне. Сегодня встречаются разные формы. Появилась традиция зажигать Ханукии в синагоге. Евреи считают, что делают они это в пользу бедных или тех, кто не смог прийти. Со временем такие светильники появились в домах.
Светильник в христианстве
В давние времена на алтаре размещали подсвечник для двух свечей. Он символизировал естество Спасителя. Со временем на престол начали ставить светильник, подобный меноре. Семисвечник в православии имеет такое значение:
Эти толкования объединяются, указывая на тот факт, что церковь является новым, усовершенствованным храмом. Семисвечник символизирует 7 церковных таинств. Ветви светильника означают богатство Божьей благодати.
Сложно понять, когда в христианстве начали применять символику иудаизма. Согласно результатам археологических раскопок в Палестине, еще в VI веке менору использовали наравне с крестом. Ее изображение находили вместе с символом христианства. Их сочетание встречалось на стенах домов, на руинах церквей, на алтарях, на лампах и т. д.
Большая менора в храме
Соединение знаков имеет два объяснения:
Ранние церковные отцы говорили о меноре, как о символе Христа. Но стоит понимать, что христианские семисвечники отличаются от еврейских формой.
Менора — еврейский семисвечник
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Семисвечник — Менора — золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» — на иврите «светильник»). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три — с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме, семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня — точно не известно, однако, согласно мидрашу, еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.
Оглавление
История семисвечника — Меноры [↑]
Согласно книге Шмот (Исход), золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы — Менора — был создан во время строительства Переносного Храма — Мишкана (он же Скиния Завета). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон, каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.
После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило. Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.
Как указывается в Книге Царей(Млахим I, 7:29), в Первом Храме — Храме царя Шломо — было еще девять менор из чистого золота.
В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу — незадолго до разрушения Первого Храма — Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.
Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.
Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем — и золотую Менору.
В Мишне(трактат Хагига, 3:8) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.
После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).
Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира»), возведенном в честь победы в Иудейской войне.
По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.
Как выглядела Менора и как она была изготовлена? [↑]
Приведем описание Меноры из книги Шмот ( Шмот, 25:31-40).
Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».
Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».
В следующих предложениях — указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».
Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.
Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» — это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.
Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям — крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» — «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.
Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре [↑]
Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре — с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог, например, изготавливают светильники с другим количеством лампад — большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами — Ханукию.
Символическое значение Меноры [↑]
Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.
Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине — Земля Израиля — Эрец Исраэль.
Менора
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Семисвечник и посвящение левитов. Бемидбар 4
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Недельная глава Беhаалотха
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»
Мидраш рассказывает. Недельная глава Беаалотха
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Почему в Меноре семь ветвей?
Как достичь мира в доме?
Какой высоты должен быть светильник в Храме?
Думаю, что светильник — менора должен быть выше человеческого роста. Я прав?
Почему Ханука не упоминается в Танахе и других еврейских источниках?
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: где в Танахе упоминается Ханука? Почему у христиан — книги Маккавеев, а у нас — тишина? Сколько книг должно быть в Танахе? Чем греческое изгнание отличалось от остальных? В чем смысл НЕупоминания Хануки?
О том, почему в Торе отрывки об обращении Б-га к Моше из Шатра Собрания и о зажигании свечей расположены рядом
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему на каждой боковой ветви Меноры по три чашечки, а на стволе — четыре?
Для чего существует этот мир?
Как делали масло для меноры?
Рав Овадья Климовский
Что делать со своими дурными свойствами?
Недавно узнал, что я еврей. Теперь я должен носить звезду Давида — магендовид?
Есть какие-то правила насчет ношения звезды Давида? Иудеи носят магендовид — как христиане крестик? Какой формы был щит царя Давида? Что на нем было изображено? Почему лучей именно шесть? Что еврею надо делать кроме ношения магендовида?
О том, почему в Торе отрывки об обращении Б-га к Моше из Шатра Собрания и о зажигании свечей расположены рядом
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Светильники храмовой меноры символизировали различные разделы мудрости. Между ее конструкцией и словами Торы есть много общего.
Золотая менора в Иерусалиме
Менора древнейший символ еврейского народа. В ней ежедневно служители в храме зажигали свечу, и, в канун субботы, в Меноре горели все семь свечей. Так огнем Меноры обозначался жизненно важный цикл, без которого был бы не мыслим сегодняшний мир — недельный цикл.
Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе. О чем именно идет речь?
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
«Менора»
Ханукия и Менора
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Что означает масло в духовном смысле?
К чему — видеть во сне оливковое масло?
Тора о Хануке. Почему восемь дней?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Новые археологические находки в Древнем Иерусалиме
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
16 фактов о меноре (ханукие), которые должен знать каждый еврей
от Менахем Познер 27 Kislev 5782 – 01.12.2021, 05:32 14.8k Просмотры 15 Голоса
1. Менора – это ханукальный подсвечник
Слово менора в переводе с иврита буквально означает «светильник» и обычно относится к специальным канделябрам, которые мы зажигаем во время праздника Ханука.
2. Это же название относится к семисвечнику, который был в Иерусалимском Храме
В Святых Иерусалимских Храмах (и их предшественнике, Мишкане) среди роскошной утвари был подобный канделябр, но состоявший не из 9, а из 7 ветвей. Этот светильник, сделанный из цельного слитка чистого золота, зажигали ежедневно. Храмовая менора стала одним из важнейших символов еврейского народа и непосредственно Храма – ее очертания можно обнаружить даже на современных израильских монетах.
Кроме того, она была в центре чуда с маслом, которое длилось восемь дней, что и вдохновило мудрецов на решение установить такой праздник, как Ханука.
3. В современном иврите ханукальная менора называется ханукия
В наши дни большая часть евреев, особенно носители иврита, называют ханукальную менору ханукией. Это название является довольно-таки современным изобретением, так как его авторство приписывается Хемде Бен Йеуде (1873-1951 гг.).
4. Каждый вечер прибавляется по свече
Во времена Талмуда существовали две крупные школы толкования устного закона Торы: Бейт Гилель и Бейт Шамай. В Бейт Гилель учили, что каждую ночь Хануки мы должны добавлять по одной свече. А в Бейт Шамай, напротив, утверждали, что мы должны начать праздник с зажжения восьми свечей и в последующую ночь по одной убавлять. Однако общепринятый закон в том виде, каким мы его знаем по сей день, был постановлен в соответствие с учением Бейт Гилель.
5. В ханукальной меноре 9 свечей вместо 7
Как мы уже сказали, храмовая менора представляла собой семисвечник, все огни которого располагались на одном уровне. Ханукальный светильник отличается тем, что в нем, во-первых, девять свечей, а во-вторых, восемь из них расположены на одном уровне, а девятая чуть выше (в редких случаях чуть ниже). Эта особенная девятая свеча называется шамаш и является вспомогательной – с ее помощью зажигаются остальные огни меноры, после чего она занимает свое выделенное место.
Кроме того, ханукия не всегда изготавливается в виде храмовой меноры с дополнительными ветвями, чаще она представляет собой монолитный подсвечник для 8 свечей, у которого с правой стороны есть отдельное место для шамаша.
6. Свет ханукии нельзя использовать в практических целях
После того, как свечи были зажжены, принято исполнять традиционные ханукальные песни, например, а-Нерот а-Лалу и Маоз Цур, в которых рассказывается о чудесах, которыми сопровождалась история еврейского народа, а дети играют в севивон – ханукальный волчок.
Удивительно, но хотя мы в эти моменты обычно и сидим возле свечей, согласно алахе нам категорически запрещается использовать их огни для чтения, тепла или какой-либо другой деятельности. И в этом заключается еще одна функция шамаша – если вдруг вы окажетесь без света, наличие этой дополнительной свечи поможет вам не нарушить заповедь освещения комнаты за счет ханукальных свечей.
7. На зажигание ханукальных свечей есть особое благословение
Прежде чем зажечь ханукию в первый вечер праздника, мы произносим три благословения:
Начиная со второго вечера Хануки, третье благословение при зажигании не произносится.
8. Обычно сефарды зажигают одну менору на всю семью, но ашкеназы поступают иначе
Обычай, распространенный во многих сефардских сообществах, заключается в том, что глава семьи зажигает ханукию от имени всех своих домочадцев. Таким образом, в каждом доме горит только одна ханукия.
Однако слова Талмуда о том, как правильно зажигать ханукальные свечи, можно объяснить иным образом – что у каждого члена семьи должна быть персональная ханукия, – и такая трактовка принята у большинства ашкеназов. 2
9. Женщины не работают, пока свечи горят
В ряде общин принято, что замужние женщины сами не зажигают ханукии, за них это делают мужья. Таким образом они предпочитают быть «частью» заповеди своих мужей. И это одна из причин, почему многие женщины воздерживаются от какой-либо работы по дому, пока горят свечи – чтобы, освобождая для себя время насладиться их светом, продемонстрировать, что и они участницы этой заповеди.
10. Ханукии бывают общественные и для личного использования
В дополнение к ханукиям, зажигаемым в еврейских домах, принято устраивать еще одно общественное зажигание для всех, например, в синагоге – даже если все присутствующие там прихожане после этого пойдут по домам, чтоб зажечь уже самостоятельно. Это своеобразный акт объединения и сплочения народа Израиля и возможность в очередной раз почувствовать себя частью общины.
В последние годы это явление получило распространение на новом уровне в виде зажигания огромных менор, украшающих городские площади, торговые центры и другие общественные места по всему миру. Нередко в первый вечер праздника устраивается особая торжественная церемония зажигания таких менор с участием глав города и других деятелей общественности и известных персон.
Однако поскольку такие мероприятия предназначены главным образом для “рекламного” распространения истории о ханукальном чуде, а не для того, чтобы соблюсти заповедь, технически не всегда это зажигание соответствует букве еврейского закона, а потому может не являться действительным (в некоторых случаях вместо настоящих свечей вообще используются лампочки). Поэтому даже если вы решили посетить торжественное зажигание в вашем городе, вам все равно для исполнения заповеди нужно будет по возвращении зажечь дома свою личную ханукию.
11. Зажигание приходится на время наступления темноты
Обычай многих общин заключается в том, чтобы зажигать ханукальные свечи вскоре после захода солнца (кроме пятницы, когда это необходимо сделать раньше, перед шабатними свечами, и следующей ночи, когда зажигание откладывается на время после произнесения авдалы).
В других же общинах ханукию зажигают уже после наступления полной темноты (примерно через полчаса после захода солнца). Чтобы уточнить актуальную для вас информацию о времени зажигания свечей, обратитесь в свою общину или загляните в календарь, где указано время захода солнца. В любом случае ханукальные свечи должны соответствовать определенным требованиям и гореть после захода солнца не менее 30 минут. 3
12. Свечи и масло одинаково пригодны
Выбирая ханукию для покупки, вы можете увидеть, что одни предназначены для свечей, а другие – для масла. Оба вида подсвечников можно использовать, однако предпочтительнее все же выбрать масляную ханукию и зажигать в ней именно оливковое масло: потому что ханукия напоминает нам о храмовой меноре (в которой горело оливковое масло), и именно с ним произошло ханукальное чудо, когда маленького кувшинчика масла хватило для на целых 8 дней.
И независимо от того, какую ханукию вы предпочтете, обязательно убедитесь, что ваши свечи (чашечки с маслом) смогут гореть не менее получаса. В крайнем случае всегда можно сделать ханукию из составленных в ряд свечей-таблеток, которые обычно горят не менее 3 часов – тогда у вас абсолютно точно будет кошерная менора.
13. Огоньки меноры должны представлять ровный ряд
Каждый огонек вашей ханукии должен быть отчетливо виден тому, кто на него смотрит, и не сливаться с остальными. Поэтому принято, чтобы все восемь основных свечей были расположены по прямой линии, а не по полукругу. Не менее важно проследить и за тем, чтобы изначально все свечи были одинаковой высоты, а если вы используете масляный подсвечник, то чтобы в каждой чашечке было одинаковое количество масла.
14. Бывают меноры, которые можно прикрепить на стену
Если вам доводилось видеть ханукии, которые обычно включают в праздничные наборы различные организации по распространению атрибутов праздника, вы помните, что они представляют собой металлический подсвечник со стенкой вдоль длинной стороны. Такая форма связана с тем, что в прошлые столетия меноры нередко прикреплялись в жилищах прямо к стене, и такая конструкция с защитной стенкой предотвращает повреждения стены дома от огня и дыма.
15. Менора должна располагаться на подоконнике или у двери
Во времена Талмуда, когда люди жили в частных домах, выйти из которых на улицу можно было только пройдя через внутренний двор, было принято ставить ханукию у входа во двор. Наличие мезузы справа от входа и меноры слева 1 придавало ему особую святость.
Когда обстоятельства изменились и люди стали селиться в домах, рассчитанных на большее количество семей, ханукия переместилась внутрь помещения. В наши дни чаще принято ставить ее на подоконник, чтобы с улицы или из соседних домов можно было увидеть свет наших свечей, однако некоторые по древней традиции продолжают располагать ханукию ближе к входной двери.
16. Огни Хануки должны быть видны людям снаружи
Как уже было несколько раз упомянуто, мы стараемся сделать так, чтобы свет наших ханукальных свечей могло видеть максимально возможное количество людей. Поэтому мы зажигаем менору с наступлением темноты, когда, во-первых, огни Хануки ярче видны, а во-вторых, можно предположить, что именно в это время люди возвращаются домой и собираются вместе, готовые засвидетельствовать память о чуде.
Если вы возвращаетесь домой с работы поздно вечером, обязательным условием считается, чтобы при зажигании вами ханукии присутствовал хотя бы один свидетель. В противном случае существуют разногласия между мудрецами, нужно ли произносить благословение на свечи.
Сноски
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report