Как называется сверхчувствительный слой фотопленки
Как называется сверхчувствительный слой фотоплёнки
Фотопленки кроме эмульсии имеют вспомогательные слоя толщиной 0,5—1 мкм: подслой, защитный, светофильтровый, противоореольный, противоскручивающий, противостатический и промежуточный слои.
Подслой находится между подложкой и эмульсией для обеспечения их прочного сцепления. Состоит из желатины, растворителя и вещества, способствующего набуханию подложки.
Защитный слой находится сверху эмульсии для предохранения от механических воздействий. Состоит из желатины и дубящих веществ, способствующих дополнительному задублению нижележащих слоев.
Светофильтровые цветные слои (в цветных пленках) для придания зональной чувствительности находятся между цветочувствительными слоями и поглощают лучи, недопустимые для прохождения к нижележащему слою. В обычных
цветных пленках желтый фильтровый слой между синечувствительным (наружным) и зеленочувствительиым (средним) не пропускает синие лучи и- обеспечивает получение цветоделенных изображений в среднем и нижнем слоях. Пурпурный фильтровый слой а некоторых цветных пленках между зеленочувствительными и красночувствительными слоями не пропускает зеленые лучи, чем улучшает выделение красного цвета. Светофильтровые слои обесцвечиваются в процессе обработки.
Противоореольный слой находится на задней стороне эмульсии или основы и поглощает лучи от ярких деталей объекта, прошедших через фотоэмульсию. Этот слой может состоять из различных веществ и частиц металлического серебра различного цвета. Наилучший слой имеет компонент сажи, поглощающий все лучи видимого света. Слой при обработке обесцвечивается. Некоторые подложки пленок для получения противоореольных свойств окрашены в слабый цвет.
Противоскручивающий слой наносится на противоположную фотоэмульсии сторону подложки для придания плоскостности.
Противостатический слой находится на наружной стороне подложки и устраняет накопление электростатических зарядов, засвечивающих эмульсию ветвистыми линиями и притягивающих пыль. Слой содержит электропроводные электролиты, замыкающие в себе разряды статического электричества.
Промежуточные слои (обычно желатиновые) характерны для цветных пленок и расположены между соседними цветочувствительными слоями в качестве препятствия диффузии краскообразующих компонентов и красителей. Различные черно-белые пленки имеют один или два светочувствительных и несколько вспомогательных слоев. При двух светочувствительных слоях (полуслоях) верхний слой более, а нижний — менее чувствительный.
Как называется сверхчувствительный слой фотоплёнки
Фотопленки кроме эмульсии имеют вспомогательные слоя толщиной 0,5—1 мкм: подслой, защитный, светофильтровый, противоореольный, противоскручивающий, противостатический и промежуточный слои.
Подслой находится между подложкой и эмульсией для обеспечения их прочного сцепления. Состоит из желатины, растворителя и вещества, способствующего набуханию подложки.
Защитный слой находится сверху эмульсии для предохранения от механических воздействий. Состоит из желатины и дубящих веществ, способствующих дополнительному задублению нижележащих слоев.
Светофильтровые цветные слои (в цветных пленках) для придания зональной чувствительности находятся между цветочувствительными слоями и поглощают лучи, недопустимые для прохождения к нижележащему слою. В обычных
цветных пленках желтый фильтровый слой между синечувствительным (наружным) и зеленочувствительиым (средним) не пропускает синие лучи и- обеспечивает получение цветоделенных изображений в среднем и нижнем слоях. Пурпурный фильтровый слой а некоторых цветных пленках между зеленочувствительными и красночувствительными слоями не пропускает зеленые лучи, чем улучшает выделение красного цвета. Светофильтровые слои обесцвечиваются в процессе обработки.
Противоореольный слой находится на задней стороне эмульсии или основы и поглощает лучи от ярких деталей объекта, прошедших через фотоэмульсию. Этот слой может состоять из различных веществ и частиц металлического серебра различного цвета. Наилучший слой имеет компонент сажи, поглощающий все лучи видимого света. Слой при обработке обесцвечивается. Некоторые подложки пленок для получения противоореольных свойств окрашены в слабый цвет.
Противоскручивающий слой наносится на противоположную фотоэмульсии сторону подложки для придания плоскостности.
Противостатический слой находится на наружной стороне подложки и устраняет накопление электростатических зарядов, засвечивающих эмульсию ветвистыми линиями и притягивающих пыль. Слой содержит электропроводные электролиты, замыкающие в себе разряды статического электричества.
Промежуточные слои (обычно желатиновые) характерны для цветных пленок и расположены между соседними цветочувствительными слоями в качестве препятствия диффузии краскообразующих компонентов и красителей. Различные черно-белые пленки имеют один или два светочувствительных и несколько вспомогательных слоев. При двух светочувствительных слоях (полуслоях) верхний слой более, а нижний — менее чувствительный.
Фотоплёнка
Фотоплёнка — фотоматериал на гибкой прозрачной основе (в отличие от жёстких фотопластинок на стеклянной основе и фотобумаги на непрозрачной основе), представляющий собой лист пластика (лавсан, нитрат или ацетат целлюлозы), на который нанесена фотоэмульсия, содержащая зерна галогенидов серебра, определяющие светочувствительность, контраст и оптическое разрешение фотоплёнки. После воздействия света (или других форм электромагнитного излучения, например рентгеновского) на фотоплёнке формируется скрытое изображение. С помощью химических реакций получают видимое изображение.
Содержание
Фотоэмульсия
Фотографическая эмульсия представляет собой при температуре выше 40 °C вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень. Она наносится на стекло, целлулоидную пленку и бумагу в виде тонкого слоя, который после высушивания образует светочувствительный слой фотоматериала.
Другие слои фотоплёнки
Подложка
О подложке фотопластинок и фотобумаг — см. Фотопластинка#Стекло и Фотобумага#Подложка соответственно.
Подложка — основа фотоматериала, служащая носителем эмульсионных слоёв.
На раннем этапе развития фототехники и кинематографа подложка киноплёнки изготавливалась из горючей нитроцеллюлозы, обладавшей наилучшими прочностными характеристиками из тогда существовавших прозрачных гибких пластиков.
Сейчас в кино- и фотоплёнке применяется прозрачный негорючий материал — триацетат целлюлозы толщиной 0,12-0,15 мм, а также более прочный негорючий материал полиэтилентерефталат (лавсан), толщиной около 0,06 мм. Подложка чёрно-белых негативных плёнок обычно дополнительно окрашивается в серый или фиолетовый цвет для уменьшения ореолов отражения. [1]
Подслой
Этим слоем покрывают подложку фотоплёнки перед тем, как нанести светочувствиельную эмульсию. Предназначен для обеспечения необходимой прочности сцепления эмульсии с подложкой. Состоит из задубленной желатины и имеет толщину около 1 мкм. Прозрачен, бесцветен и химически инертен по отношению к всем компонентам светочувствительного слоя. На негативных плёнках его иногда делают окрашенным, тем самым заставляя его исполнять роль противоореольного слоя. [2]
Противоскручивающий слой
Также называется контрслой — наносится на обратную сторону подложки, состоит из желатины. Препятствует скручиванию плёнки при сушке. Может быть окрашен, и тем самым выполнять одновременно роль противоореольного слоя. [3]
Противоореольный слой
Противоореольный слой фотоматериала предназначен для устранения связанных с отражением и преломлением света в подложке фотоплёнки ореолов вокруг изображения ярких предметов и при съёмке против света. Состоит из желатины с добавлением веществ, поглощающих свет (красители, серое коллоидное серебро). В процессе фотохимической обработки противоореольные слои обесцвечиваются.
Цветные фотоплёнки и фотобумаги обычно имеют слой с коллоидным серебром. У фотоплёнок противоореольный и противоскручивающий слой совмещены и наносятся на обратную сторону подложки.
Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой, наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии. [4]
Классификация
Фотоплёнка делится на три большие группы:
Обращаемая и позитивная плёнки предназначены для получения конечного изображения, в отличие от негативной, изображение на которой — лишь промежуточная стадия фотографического процесса. Поэтому обращаемая и позитивная плёнки по сравнению с негативной обычно характеризуются меньшей плотностью вуали, отсутствием маскирующих слоёв и особым устройством или полным отсутствием противоореольного слоя.
В отдельных случаях для получения специальных эффектов может также использоваться кросспроцесс, когда негативная плёнка обрабатывается как обращаемая или наоборот.
Фотоплёнка бывает чёрно-белой или цветной:
Существует специальная монохромная плёнка, Она обрабатывается по классическому цветному процессу, но формирует чёрно-белое изображение, а не цветное.
Размеры фотопленки
Плёнка различается по размеру: бывает перфорированной шириной 16 и 35 мм, неперфорированной рулонной шириной 61,5 мм и плоской (листовой). В отличие от киноплёнки, которой необходима высокая точность перемещения на шаг кадра, фотоплёнка не требует такой точности транспортировки, превышающей десятые доли миллиметра. Поэтому перфорация большинства перфорированных фотоплёнок просто унаследована от киноплёнки, и не играет важной роли. Точная ширина межкадрового промежутка не нужна, всё равно негатив в фотоувеличителе или в принтере минифотолаборатории передвигается вручную. К тому же конструкция или техническое состояние многих фотоаппаратов не обеспечивала должного постоянства.
Наиболее распространена фотоплёнка шириной 35 мм (по формату совпадает с киноплёнкой той же ширины). Формат кадра 24×36 мм; встречаются также форматы 18×24 мм, 24×24 мм, 24×30 мм и др.
Неперфорированная фотоплёнка шириной 61,5 мм («средний формат») используется в профессиональной фотосъёмке. Формат кадра может быть 4,5×6 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, и 6×9 см.
Листовая фотоплёнка выпускается в виде листов формата 9×12 см, 4″×5″, 13×18 см, 18×24 см и др. Применяется в фотокамерах большого формата.
Использование киноплёнки
В профессиональной бытовой фотографии, и особенно, в фотожурналистике, часто в качестве фотоплёнки использовался 35-мм кинонегатив, ввиду сходных фотографических и геометрических характеристик. У фоторепортёров пользовалась популярностью негативная киноплёнка А-2 или ее более низкосортная версия А-2Ш («школьная»). Некоторые сорта негативной плёнки (например, цветная ДС-4) выпускались как в виде киноплёнки, так и в роликах для малоформатных и среднеформатных фотоаппаратов. Также, вследствие высокого фотографического качества особой популярностью для фотографирования пользовались 35-мм перфорированные аэрофотопленки, например, «Изопанхром тип-17». В 16-мм миниатюрных фотоаппаратах («Нарцисс», «Киев-30») также могла применяться киноплёнка.
Чувствительность фотоплёнки
Чувствительность фотоплёнки определяется свойствами фотоэмульсионного слоя. Измеряется в единицах ISO(ASA), градусах DIN или ГОСТ. Бо́льшая чувствительность позволяет снимать при меньших выдержках, однако имеет и свои недостатки: повышается зернистость изображения. Иногда возможно применение push и pull обработки, когда фотоплёнка проявляется при специальных условиях, которые искусственно «задним числом» соответственно повышают или понижают чувствительность плёнки.
Плёнка специального назначения
Существуют фотоплёнки для специального применения. Например, чувствительные в невидимом для глаза ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне. Плёнки, чувствительные к рентгеновскому излучению, применяются в медицине и дефектоскопии. Для нужд микрофильмирования применяются специальные сверхконтрастные плёнки. Аэрофотоплёнка применяется для получения аэрофотоснимков в видимом спектре и в невидимых лучах. Существуют спектрозональные плёнки, дающие изображение, окрашенное в условные цвета в зависимости от длины волны регистрируемого излучения.
Производители фотоплёнок
Из наиболее известных мировых, европейских и отечественных марок производителей фотоплёнок можно отметить следующие: Kodak, Fujifilm, Agfa, Konica, Ilford, ORWO, Foma, Свема, Тасма.
Фотопленка
Фотоплёнка — фотоматериал на гибкой прозрачной основе (в отличие от жёстких фотопластинок на стеклянной основе и фотобумаги на непрозрачной основе), представляющий собой лист пластика (лавсан, нитрат или ацетат целлюлозы), на который нанесена фотоэмульсия, содержащая зерна галогенидов серебра, определяющие светочувствительность, контраст и оптическое разрешение фотоплёнки. После воздействия света (или других форм электромагнитного излучения, например рентгеновского) на фотоплёнке формируется скрытое изображение. С помощью химических реакций получают видимое изображение.
Содержание
Фотоэмульсия
Фотографическая эмульсия представляет собой при температуре выше 40 °C вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень. Она наносится на стекло, целлулоидную пленку и бумагу в виде тонкого слоя, который после высушивания образует светочувствительный слой фотоматериала.
Другие слои фотоплёнки
Подложка
О подложке фотопластинок и фотобумаг — см. Фотопластинка#Стекло и Фотобумага#Подложка соответственно.
Подложка — основа фотоматериала, служащая носителем эмульсионных слоёв.
На раннем этапе развития фототехники и кинематографа подложка киноплёнки изготавливалась из горючей нитроцеллюлозы, обладавшей наилучшими прочностными характеристиками из тогда существовавших прозрачных гибких пластиков.
Сейчас в кино- и фотоплёнке применяется прозрачный негорючий материал — триацетат целлюлозы толщиной 0.12-0.15 мм, а также более прочный негорючий материал полиэтилентерефталат (лавсан), толщиной около 0.06 мм. Подложка чёрно-белых негативных плёнок обычно дополнительно окрашивается в серый или фиолетовый цвет для уменьшения ореолов отражения. [1]
Подслой
Этим слоем покрывают подложку фотоплёнки перед тем, как нанести светочувствиельную эмульсию. Предназначен для обеспечения необходимой прочности сцепления эмульсии с подложкой. Состоит из задубленной желатины и имеет толщину около 1 мкм. Прозрачен, бесцветен и химически инертен по отношению к всем компонентам светочуствительного слоя. На негативных плёнках его иногда делают окрашенным, тем самым заставляя его исполнять роль противоореольного слоя. [2]
Противоскручивающий слой
Также называется контрслой — наносится на обратную сторону подложки, состоит из желатины. Препятствует скручиванию плёнки при сушке. Может быть окрашен, и тем самым выполнять одновременно роль противоореольного слоя. [3]
Противоореольный слой
Противоореольный слой фотоматериала предназначен для устранения связанных с отражением и преломлением света в подложке фотоплёнки ореолов вокруг изображения ярких предметов и при съёмке против света. Состоит из желатины с добалением веществ, поглощающих свет (красители, серое коллоидное серебро). В процессе фотохимической обработки противоореольные слои обесцвечиваются.
Цветные фотоплёнки и фотобумаги обычно имеют слой с коллоидным серебром. У фотоплёнок противоореольный и противоскручивающий слой совмещены и наносятся на обратную сторону подложки.
Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой, наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии. [4]
Классификация
Фотоплёнка делится на три большие группы:
Обращаемая и позитивная плёнки предназначены для получения конечного изображения, в отличие от негативной, изображение на которой — лишь промежуточная стадия фотографического процесса. Поэтому обращаемая и позитивная плёнки по сравнению с негативной обычно характеризуются меньшей плотностью вуали, отсутствием маскирующих слоёв и особым устройством или полным отсутствием противоореольного слоя.
В отдельных случаях для получения специальных эффектов может также использоваться кросспроцесс, когда негативная плёнка обрабатывается как обращаемая или наоборот.
Фотоплёнка бывает чёрно-белой или цветной:
Существует специальная монохромная плёнка, Она обрабатывается по классическому цветному процессу, но формирует чёрно-белое изображение, а не цветное.
Типоразмеры фотопленки
Плёнка различается по размеру: Бывает перфорированной шириной 16 и 35 мм, неперфорированной рулонной шириной 61,5 мм и плоской (листовой).
Наиболее распространена фотоплёнка шириной 35 мм (по формату совпадает с киноплёнкой той же ширины). Формат кадра 24×36 мм; встречаются также форматы 18×24 мм, 24×24 мм, 24×30 мм и др.
Неперфорированная фотоплёнка шириной 61,5 мм («средний формат») используется в профессиональной фотосъёмке. Формат кадра может быть 4,5×6 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, и 6×9 см.
Листовая фотоплёнка выпускается в виде листов формата 9×12 см, 4″×5″, 13×18 см, 18×24 см и др. Применяется в фотокамерах большого формата.
Чувствительность фотоплёнки
Чувствительность фотоплёнки определяется свойствами фотоэмульсионного слоя. Измеряется в единицах ISO(ASA), градусах DIN или ГОСТ. Бо́льшая чувствительность позволяет снимать при меньших выдержках, однако имеет и свои недостатки: повышается зернистость изображения. Иногда возможно применение push и pull обработки, когда фотоплёнка проявляется при специальных условиях, которые искусственно «задним числом» соотвественно повышают или понижают чувствительность плёнки.
Плёнка специального назначения
Существуют фотоплёнки для специального применения. Например, чувствительные в невидимом для глаза ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне. Плёнки, чувствительные к рентгеновскому излучению, применяются в медицине. Для нужд микрофильмирования применяются специальные сверхконтрастные плёнки.
Светочувствительность пленки для фото [архивъ]
Фотопленки различаются по своей общей чувствительности к свету. В зависимости от светочувствительности пленки одна и та же степень почернения будет создаваться различным количеством падающего света.
Светочувствительность
…пленки характеризуется в единицах международной шкалы ИСО (ISO), при этом первое число представляет собой линейную характеристику (т. е. вдвое большее его значение соответствует вдвое большей светочувствительности), а второе — логарифмическую (т. е. его увеличение на три единицы соответствует удвоению светочувствительности).
Черно-белые пленки общего назначения условно подразделяются на пленки с низкой (40—50 АСА), средней (100—160 АСА) и высокой (200—400 АСА) чувствительностью.
Существуют пленки как с большей, так и с меньшей чувствительностью, но в продажу для фотографов-любителей поступают, как правило, пленки указанной чувствительности.
Цифры эти сами по себе мало что значат, но они позволяют сравнивать чувствительность различных пленок, а также градуировать экспонометры и составлять экспонометрические таблицы.
Чувствительность пленки зависит от способа ее обработки
Съемка с выдержкой и при диафрагме, определенными с помощью экспонометра, на шкале которого предварительно было установлено значение светочувствительности пленки, указанное на ее упаковке, даст желаемый результат только при условии, что дальнейшая обработка пленки будет проводиться в соответствии с рекомендациями фирмы-изготовителя.
Немалое значение для правильного использования пленки той или иной чувствительности имеет точность отработки выдержки (срабатывание затвора) и установки диафрагмы.
Возможны случаи, когда два разных объектива, установленные на одно и тоже значение диафрагмы, в действительности пропускают различное количество света.
Если фотограф педант, то ему, по-видимому, придется проверять все используемые объективы и фотоаппараты, а также каждую покупаемую партию пленок. Может случиться, что он использует значение светочувствительности, указанное на упаковке пленки, а его знакомый фотограф считает ее вдвое чувствительнее, и тем не менее результат получится одинаковым — все дело в разбросе отработки выдержек и установки диафрагмы.
Со светочувствительностью пленки связаны и некоторые другие ее качественные характеристики
Вообще говоря, повысить светочувствительность проще всего, увеличивая размер частиц галогенидов серебра. Это может привести к скоплению частиц и взаимному их перекрыванию на разных уровнях светочувствительного слоя (эмульсии).
В процессе проявления тенденция к скоплению усиливается, причем «скопления» частиц приобретают форму зерен. Зернистая структура изображения становится видимой после увеличения. На выпускаемых в настоящее время пленках этот эффект не так заметен, тем не менее зернистость изображения на высокочувствительной пленке всегда выше, чем на низкочувствительной, и с этим приходится считаться, когда необходимо передать на снимке мелкие детали.
Структура эмульсии влияет также на контраст и фотографическую широту пленки. Мелкозернистые пленки низкой чувствительности дают довольно контрастное изображение, качество которого зависит от экспозиции и времени проявления.
Высокочувствительные пленки дают менее контрастное изображение: их фотографическая широта больше, но при этом увеличивается зернистость. Чувствительность, зернистость и контраст зависят от процесса обработки, причем эта зависимость для разных пленок различна, но, как правило, увеличение времени проявления сверх рекомендованного приводит к повышению как контраста, так и зернистости.
Чем больше время проявления, тем больше отдельных светочувствительных частиц галогенидов серебра восстанавливается до чистого металлического серебра, и тем более глубокие слои эмульсии захватывает процесс проявления. Соответственно увеличивается и размер отдельных проявленных зерен, и общая плотность почернения.
Влияние времени проявления на чувствительность не так очевидно
При данном уровне экспозиции частицы галогенидов серебра, находящиеся в участках пленки, соответствующих наиболее темным участкам объекта, могут получить слишком малое количество света, чтобы проявление вообще возымело на них какое-либо действие.
В этом случае увеличение времени проявления не приведет к появлению дополнительных деталей в тенях, что свидетельствовало бы о реальном повышении светочувствительности. Если же оригинал не имеет глубоких теней, то, увеличивая время проявления, можно повысить плотность негатива в целом, что создаст эффект кажущегося повышения чувствительности. Аналогичного эффекта можно добиться, если воспользоваться другим проявителем.
В продаже имеются проявители, которые, как утверждается в инструкциях по их использованию, повышают светочувствительность пленки. Таким утверждениям можно доверять, если обещанное повышение не превышает половины ступени экспозиции (т. е. составляет не более 50%). Дальнейшее повышение кажущейся чувствительности пленки, по-видимому, всегда сопровождается заметным ухудшением качества изображения.