Как называется тележка для поддонов
Подъёмно-транспортная техника для склада (Часть 1)
В последние годы на российском рынке появилось много разного оборудования для обработки грузов на паллетах. Как правило, это довольно дорогие и узкоспециализированные высокопроизводительные машины для выполнения определенных операций, причем использование их в иных условиях и для других видов работ далеко не так эффективно. Большинство видов этой техники никогда ранее не производили в России, и уже первое знакомство с ней может вызвать ряд вопросов, связанных с определением области применения.
Правильно подобрать ее для конкретных условий работы в ряде случаев без консультации опытных профессионалов невозможно, тем не менее каждому, кто имеет дело с хранением и обработкой грузов, будет полезно знать об основных возможностях этого оборудования. В статье мы предлагаем один из подходов к классификации внутрискладской техники по типам, который утвердился как за рубежом, так и в нашей стране. Мы также дополнили его кратким описанием особенностей конструкции и функционирования машин. Довольно часто бывают разночтения названий и терминов, что объясняется разным толкованием при переводе, поэтому мы даем оригинальные названия основных типов устройств на английском, немецком и французском языках.
В целом всю подъемную технику внутрискладского применения можно разделить на три большие группы:
Рассмотрим различные типы техники в соответствии с указанными выше классами.
Транспортировка
Ручные гидравлические тележки (hand pallet trucks) являются классическим и наиболее распространенным видом как этого типа оборудования, так и всей погрузочной складской техники в целом. Их используют как основное средство при работах с небольшой интенсивностью или на коротких расстояниях транспортировки. При высоте подъема груза 190. 205 мм длина вил на разных моделях варьируется от 600 до 1800 мм, но стандартным размером считается 1150 мм. Существуют модели тележек с высоким подъемом – до 900 мм (ножничного типа), они предназначены в большей степени для вспомогательных работ, чем для обычной транспортировки.
Тележки разных моделей имеют свои особенности исполнения – по комплектации (колеса, гидравлические узлы), материалу (стальные с покраской, оцинкованные, из нержавеющей стали). Кроме того, встречаются специальные конструкции – например, устройство, облегчающее усилие при начале движения тележки (такие модели выпускает фирма ВТ), или варианты со встроенными весами.
Электрические транспортировщики паллет (или электротележки), управляемые идущим рядом оператором, – это самоходные устройства с электрогидравлическим подъемом, питание которых осуществляется от АКБ (24 В, 70. 300 А·ч). Оператор идет следом за машиной, управляя ею с помощью поворотной рукоятки. Грузоподъемность оборудования этого типа 1,3. 2,0 т, высота подъема вил 200 мм, скорость передвижения 5. 6 км/ч. Помимо стандартных вариантов исполнения существуют модели с так называемым эрголифтом, высота подъема вил которых составляет около 700 мм (грузоподъемность на этой высоте – не более 800 кг). В этом случае бо’льшую часть работ можно осуществлять на уровне пояса человека, что довольно удобно в тех случаях, когда требуется переставить часть груза на транспортировщик с первого яруса стеллажей или со стола. Однако применяются эти модели довольно редко. Использование транспортировщиков оправдано при высокой интенсивности погрузочно-разгрузочных работ с дистанцией перевозки свыше 20 м и при работе на наклонных рампах (благодаря хорошему тяговому усилию), а также в случае перевозки тяжелых грузов, когда недостаточно пользоваться обычной гидравлической тележкой.
Электрические самоходные транспортировщики паллет с платформой для оператора отличаются от рассмотренных выше моделей усиленной конструкцией и, как правило, более мощной АКБ (24 В, 200. 600 А·ч). Оператор управляет машиной, стоя на платформе; при необходимости платформа убирается, и оператор идет за машиной. Такие модели обычно используются, когда нужно выполнить маневры в стесненных условиях. Грузоподъемность устройств 2,0. 3,0 т, высота подъема вил 200 мм, скорость передвижения 8. 12 км/ч. Производительность их на 20. 30% больше за счет увеличенной по сравнению с машиной без платформы скорости. Как правило, транспортировщик оборудован защитными боковыми поручнями для безопасности оператора и используется при очень высокой интенсивности работы или при увеличенных дистанциях транспортировки – свыше 30 м.
Транспортировщики паллет с кабиной для стоящего/сидящего оператора – наиболее производительные машины с увеличенной скоростью подъема и передвижения и мощной АКБ (24 В, 250. 750 А·ч). Обычно они оснащены электросервоприводом руля и возможностью настройки рабочего места оператора. Грузоподъемность устройств 2,0. 3,0 т, высота подъема вил 200 мм, скорость передвижения 8. 12 км/ч. Транспортировщики отличаются улучшенной эргономикой рабочего места и обеспечивают эффективную работу в многосменном режиме; используются при расстояниях транспортировки свыше 50 м и часто оснащены длинными вилами для одновременной перевозки двух паллет. Встречаются машины, специально адаптированные для конкретных производственных процессов.
Электротягачи (буксировщики) являются достаточно специфическим видом техники и в отличие от другого внутрискладского транспорта применяются исключительно для транспортировки и не имеют вил для захвата паллет. Груз, размещенный на колесных тележках, просто прицепляют к ним или помещают в кузов. Эта техника служит для перемещения грузов на большие расстояния между удаленными помещениями цехов и имеет высокую скорость передвижения – 7. 11 км/ч с грузом, 17. 20 км/ч без груза. Очень часто ее применяют для перевозки багажа в аэропортах, на железнодорожных станциях. Обычная грузоподъемность таких устройств – от 2 до 25 т, хотя некоторые компании выпускают и более мощные модели. Машины г/п 3. 5 т, как правило, очень компактны, управляются сопровождающим их оператором и оснащены площадкой или сиденьем. Машины большей грузоподъемности по существу представляют собой мини-грузовики. Среди них существуют варианты исполнения с открытой/закрытой кабиной, трех- и четырехопорные модели. Устройства оснащены 24- или 48-вольтовыми батареями (трехопорные) или 80-вольтовыми батареями (четырехопорные) разной емкости.
Складирование
При рассмотрении этого класса внутрискладской техники остановимся исключительно на штабелёрах как типичных представителях внутрискладского подъемного оборудования. Хотя вилочные погрузчики с противовесом выполняют в целом аналогичные функции, мы умышленно не включили их в этот обзор, поскольку во всем мире общепринято выделять их в самостоятельный большой класс техники. Это тема для отдельной статьи, к тому же по причине больших габаритов на современных высокотехнологичных складах они используются редко для обслуживания стеллажей.
Штабелёры с опорными консолями – наиболее распространенный тип этого оборудования. Принцип работы машины следующий: поддон поднимается над опорными консолями, как у гидравлической тележки, при этом центр тяжести располагается между мачтой и грузом – в зоне вил. Это позволяет обходиться без большого противовеса, что делает штабелёры более компактными, чем погрузчики. Ширина прохода (в технических характеристиках она обозначается Ast), которая требуется штабелёру для установки на стеллажи поддона 1200 мм (вдоль вил), составляет 2. 2,6 м.
Различают штабелёры с узкими и широкими опорными консолями. Штабелёры первого типа способны работать только с поддонами открытого типа, «заезжая» в них с открытой короткой стороны. Диаметр колес в опорных консолях небольшой – 80. 90 мм, поэтому для нормальной работы машины в помещениях складирования должны быть качественные и ровные полы. Штабелёры с широкими опорными консолями могут работать как с открытыми, так и с закрытыми поддонами, пропуская их между широкими консолями (также возможна работа с поддоном с поперечной, полузакрытой стороны). Опорные колеса у них увеличенного диаметра – обычно 150 мм, поэтому такие устройства легче преодолевают неровности трассы. Правда, у этих штабелёров есть серьезный недостаток: если использовать их для работы со стеллажами, то первый ярус паллет с грузом должен находиться на балках, а не на полу, что приводит к удорожанию стеллажных конструкций.
Ручные гидравлические штабелёры/ штабелёры с электрогидравлическим подъемом. Простейшими устройствами для подъема поддонов на стеллажи считаются ручные гидравлические штабелёры с высотой подъема 1,5. 2,5 м, обычно с их помощью обслуживают двухъярусные стеллажи или снимают груз с автотранспорта. Грузоподъемность устройств 1000. 2500 кг. Более высокая производительность – у штабелёров с ручным передвижением и электрогидравлическим подъемом. Обычно они почти не отличаются по размерам от ручных штабелёров, но весят значительно больше и, как правило, оснащены небольшими АКБ автомобильного типа. Такие устройства поднимают груз массой 1000. 2000 кг на высоту 3. 3,5 м и чаще всего применяются для обслуживания трехъярусных стеллажей. Оба типа штабелёров хороши тем, что относительно недороги; однако они не обеспечивают высокой интенсивности работы, поэтому подходят только для складов с небольшим грузооборотом.
Самоходные сопровождаемые штабелёры. Наиболее распространены в этом классе сопровождаемые штабелёры (они же ведомые, с поворотной рукояткой, «с поводком»). Их изготавливают почти все производители внутрискладской техники, поэтому подобрать нужную по техническим параметрам и соотношению цена – качество модель достаточно просто. Выделяются два основных типа: действительно сопровождаемые штабелёры, за которыми оператор идет, и машины с откидной платформой, стоя на которой оператор перемещается по складу. Штабелёры второго типа быстрее передвигаются (скорость до 8 км/ч без груза), поэтому более производительны, и в этом главное их преимущество. Однако у них увеличенные габаритные размеры, поэтому в узких межстеллажных проходах оператору иногда приходится, сложив платформу, управлять машиной с пола. С точки зрения высоты подъема – до 4,5. 5,5 м и грузоподъемности (1000. 3000 кг) эти машины различаются незначительно. В зависимости от производителя устройства могут комплектоваться АКБ автомобильного типа (24 В, 70. 100 А·ч) или тяговой АКБ (24 В, 160. 350 А·ч). Грузоподъемность их обычно 1,0. 2,0 т, но встречаются и 3,0-тонные модели. Высота подъема вил 1500. 5500 мм, ширина рабочего прохода Ast = 2100. 2300 мм (без платформы), 2500. 2700 мм (с платформой), cкорость передвижения 5 км/ч без платформы и 8 км/ч – с платформой.
Для больших дистанций транспортировки и интенсивной работы применяют модели с откидной платформой. Как правило, эти машины оборудованы защитными боковыми поручнями, которые помогают оператору сохранить устойчивость на виражах и предохраняют от возможных столкновений. Существует тип сопровождаемого штабелёра с противовесом. По принципу управления он не отличается от описанных выше – оператор идет за машиной или стоит на платформе, а принцип работы – как у классического погрузчика, мачта расположена на линии опорных колес. Эти устройства достаточно крупных размеров и обычно применяются вместо погрузчика (если позволяет пол).
Самоходные штабелёры с кабиной. Качественный скачок в технологическом процессе обработки груза может быть достигнут при переходе к штабелёрам со стоящим или сидящим в кабине оператором. Принципиальная конструкция их такая же, как сопровождаемых моделей: опорные консоли находятся непосредственно под вилами. Главное отличие – в положении оператора: он находится в защищенной с боковых сторон и сверху кабине, благодаря чему может более эффективно управлять машиной и лучше сконцентрироваться на работе с грузом. Если добавить к этому увеличенную скорость передвижения и подъема, электросервопривод рулевого управления, а также возможность настройки рабочего места под конкретного оператора – становится понятно, почему производительность этих машины высокая.
Конечно, техника такого класса стоит дороже, но ее покупка оправдывается увеличением объема работ, осуществляемого одной машиной. Немаловажно также, что высота подъема этих штабелёров доходит до 6. 6,5 м при остаточной грузоподъемности 1000. 1500 кг и ширине межстеллажного прохода Ast = 2,3. 2,5 м. Сопровождаемые штабелёры обычно не обеспечивают такого сочетания рабочих параметров.
Модели комплектуют тяговой АКБ (24 В, 240. 775 А·ч), их грузоподъемность 1,0. 2,0 т (встречаются модели г/п 3,0 т). Высота подъема вил 3000. 6500 мм, Ast = 2300. 2500 мм (стоящий в кабине оператор) или 2400. 2600 мм (сидящий оператор). Скорость передвижения 8. 10 км/ч со стоящим в кабине оператором и 9. 11 км/ч с сидящим оператором. Штабелёры с площадкой обычно применяют при расстоянии транспортировки 40. 60 м и общей продолжительности реальной работы 4. 6 ч/смену. При превышении этих значений рекомендуется использовать вариант с сидящим оператором.
Известно, что с ростом высоты подъема грузоподъемность всех подъемных устройств становится меньше номинальной. В таких случаях говорят об остаточной грузоподъемности. Для увеличения значений остаточной грузоподъемности применяют складывающиеся гидравлические стабилизаторы-опоры, выпускающиеся только в момент проведения работ на максимальных высотах подъема.
Некоторые модели производят с функцией так называемого начального подъема. Как опция она применяется в случаях, когда необходимо одновременно перевезти сразу два поддона, или для увеличения клиренса штабелёра (облегчает преодоление небольших порогов, уклонов и т.п.).
Грузоподъемная рокла: разновидности, советы по выбору
Складское хозяйство присуще практически любому предприятию, хоть крупному машиностроительному заводу, хоть небольшой ремонтной базе. Везде есть хоть мало-мальски регулярный товарооборот. Современная логистика отдает предпочтение очень удобным поддонам, которые позволяют компактно складировать и безопасно транспортировать продукцию. Чтобы повысить эффективность работы с поддонами, было придумано специальное транспортировочное устройство, которое называют «грузоподъемной (гидравлической) тележкой» или просто «роклой».
Название «рокла» пошло от имени финской торговой марки «Rocla», которая одной из первых поставила на поток производство гидравлических тележек для транспортировки поддонов.
Гидравлическая тележка – грузоподъемное устройство, которое наравне с лебедками и талями считается средством малой механизации. Ключевой особенностью роклы является наличие гидравлического подъема. Платформа тележки поднимается на небольшую высоту, максимум до 200-250 (мм). Этого как раз хватает, чтобы оторвать от земли груженый поддон и транспортировать его в пределах обслуживаемой территории.
В обзоре пойдет речь, как выбрать роклу.
Виды тележек
Гидравлические тележки существуют уже свыше 50 лет. Со времени своего появления грузоподъемные роклы неустанно совершенствуются. В перечне современных тележек можно насчитать 6 основных модификаций, это без учета грузоподъемного разнообразия. Сегодня встречаются следующие разновидности грузоподъемных тележек:
Вид тележки определяет сферу ее применения. Рокла должна полностью соответствовать тем условиям, которые характерны для того или иного склада. В некоторых случаях есть смысл содержать разные типы тележек, что даст возможность быстро и легко справляться с широчайшим перечнем работ.
Ручные роклы
Грузоподъемные тележки с ручным управлением являются классикой данного жанра. Ручное управление предполагает подъем вилочной площадки и перемещение роклы силами пользователя. Площадка поднимается за счет возвратно-поступательного перемещения рычага тележки. Подъем устроен по принципу гидравлического домкрата.
Для перемещения вилочного подъема пользователю нужно направлять и проталкивать тележку. За счет большой длины и узкой ширины платформы манипулировать роклой весьма непросто. Вилочная платформа опирается на ролики, которые и принимают на себя основной удар от веса поддона. При помощи рядовой ручной роклы грузчик может без особых усилий перемещать по складу поддоны весом 1,5-2 тонны.
На роклы ручного типа приходится подавляющее большинство гидравлических тележек. Такие модели сравнительно недорого обходятся, обладая при этом высочайшей надежностью и долговечностью. Ручные роклы не требуют сервисного обслуживания. Все что нужно от пользователя, так это просто соблюдать рекомендации производителя. Первым пунктом в списке рекомендаций является недопустимость подъема веса, который превышает максимальную грузоподъемность модели.
Как выбрать роклу с приводом.
Самоходные роклы
Самоходными называются тележки, которые передвигаются за счет встроенной приводной системы. В таких моделях стоит мотор-редуктор, который запитывается от аккумуляторного блока. Рокла самоходного типа не требует усилий пользователя. Чтобы проталкивать тележку в требуемом направлении. Самоходные модели перемещаются вперед или назад, от пользователя требуется лишь выворачивать рулевой рычаг, чтобы правильно маневрировать.
Помимо непосредственного перемещения многие из самоходных тележек позволяют поднимать и опускать вилочную платформу по нажатию кнопки. Но среди самоходных рокл есть и такие, которые перемещаются сами, а подъем площадки устроен по старинке, гидросистему нужно «накачивать» рычагом.
В конструкции самоходных рокл чаще всего предусматривается площадка для пользователя. Такие модели перемещаются вместе с оператором, то есть пользователю не нужно даже шагать вслед за тележкой. Скорость перемещения роклы обычно не превышает 10 (км/ч), что обусловлено особенностями работы складского хозяйства. Спешка при транспортировке грузов не нужна, это во многих случаях опасно.
Самоходные роклы требуют регулярного сервисного обслуживания. В частности необходимо практически каждый день заряжать аккумуляторный блок. Время автономной работы приводной роклы составляет в среднем 3-5 часов, после чего устройство нужно ставить на подзарядку.
Грузовые тележки с весами
Наличие весов будет крайне полезно в тех случаях, когда пользователю нужно вести учет массы продукции. Достаточно взвесить груз вместе с поддоном, а после разгрузки продукции взвешивается сам поддон. Разница масс – это и есть вес принятой (разгруженной) продукции.
Разумеется, функциональные возможности рокл с весами не ограничиваются взвешиванием груза на поддоне. Да, изначальное предназначение тележек с весами заключается во взвешивании груженых поддонов. Но помимо этого на вилочной платформе можно взвешивать: ящики, мешки, бочки и рулоны. Главное, чтобы груз опирался на обе платформы, как можно ближе к центру массы подъемника.
Как правило, роклы с весами обеспечивают лишь начальный уровень точности. Такие весы обычно позволяют контролировать груз с точностью до ±0,01 или даже 0,1 (кг).
Роклы с нестандартными вилами
Сфера складского хозяйства неустанно развивается и совершенствуется. На смену одним стандартам приходят другие. И тара для транспортировки продукции не является исключением. Вместе с поддонами стандартных размеров (800×1200х144 мм) сегодня широко используется тара как меньшего, так и большего размеров.
Для работы с нестандартными поддонами применяются соответствующие грузоподъемные тележки. Такие роклы имеют вилы нестандартного размера, что позволяет абсолютно безопасно, быстро и эффективно работать с поддонами новых типовых размеров.
Нестандартные роклы используют либо удлиненные, либо укороченные вилы. Отдельной категорией грузоподъемных тележек выпускаются роклы с вилами для транспортировки бочек и рулонов. Тележки данного типа имеют специальный профиль вил, благодаря которому грузы цилиндрической формы удерживаются предельно надежно и безопасно.
Дополнительно на рынке складской техники можно встретить роклы с изменяемой шириной вил. Подобные тележки допустимо использовать для транспортировки не только поддонов, но и многих других грузов, от ящиков, бочек и рулонов до металлопроката.
Что такое штабелер и чем он отличается от классической роклы
Да, классические грузовые тележки являются чуть ли не основным инструментом складского хозяйства. При помощи роклы можно без особого труда перемещать груженые поддоны. Но вот что касается складирования грузовой тары, то возможности гидравлических тележек весьма и весьма ограничены. Рокла поднимает поддон лишь на высоту до 200-250 (мм). Этого явно мало, чтобы поставить груженый поддон на 2 или 3 полку стеллажа.
Для складирования грузов применяются так называемые штабелеры. Ключевым отличием штабелеров от рокл является возможность безопасного подъема и спуска груженых поддонов. То есть штабелеры не только перемещают грузы, но и позволяют проводить разного рода такелажные работы. Среднестатистический штабелер способен поднимать грузы на высоту 2,5-3 (м).
Разумеется, штабелеры намного сложнее и тяжелее классических рокл. Маневрировать штабелером, особенно груженым, весьма и весьма непросто. Если стоит задача простой транспортировки груженых поддонов по территории склада, то лучше всего воспользоваться классической роклой.
Как правило, на складских участках с многоярусными стеллажами используются как роклы, так и штабелеры.
На крупных базах обычно используются вилочные погрузчики. Это тот же штабелер, только с полноценным шасси и мощной приводной системой. По сути это самоходный штабелер, который способен ездить не только по ровным половым покрытиям, а по любым поверхностям, даже грунтовым тропинкам.
Дополнительно существуют самоходные штабелеры, шасси которых рассчитано лишь на езду по ровным и прочным участкам, по аналогии с классическими штабелерами и роклами.
Виды тележек для склада: отличие и назначение
Складские тележки – основной способ перевозки грузов внутри складов и супермаркетов. Для разных объемов работ используются ручные и электрические разновидности тележек. Там, где не пройдет большой погрузчик, легко проедет компактная складная тележка или небольшая платформенная тележка. Для перевозки грузов и оборудования компании используют следующие виды техники.
Двухколесные ручные тележки
Представляют собой продолговатую раму из металлических труб: с одной стороны находятся прорезиненные ручки, с другой – 2 колеса и платформа (цельнометаллическая или рама) для груза. Грузоподъемность такого оборудования – до 300 кг. Главное преимущество – высокая маневренность. Различные виды двухколесных тележек отличаются по:
К двухколесным видам относится тележка-трансформер – с 2 дополнительными колесами и возможностью 3 фиксированных положений.
Этот тип техники широко используется на складах, в производственных цехах, сервисных службах и в бытовых целях.
Четырехколесные (платформенные) тележки
Состоят из металлического основания на 4 небольших колесах, перемещение осуществляется с помощью специальной ручки. Грузоподъемность – 300-800 кг, однако маневренность уже снижена. Основное отличие разных моделей – в конструкции части над платформой.
Вес такого оборудования – в диапазоне 11,5-32 кг, длина и ширина соответственно 1-1,4 м и 0,5-0,8 м. Два колеса тележки поворотные, два не поворотные, есть ручной тормоз. Этот вид техники позволяет транспортировать более крупные партии груза по весу или объему.
Сфера применения оборудования: складские и производственные помещения, подсобки супермаркетов, хозяйственные службы, отели, речные порты.
Гидравлические тележки (рохли, рокли)
Благодаря своей конструкции рохли способны перемещать партии груза до 2,5 т. Тележка представляет собой широкие плоские вилы на колесах с ручкой управления и встроенным гидродомкратом. Главное достоинство такого оборудования – возможность не только перевозить, но и загружать-сгружать паллеты.
Рохли бывают нескольких видов:
Это оборудование широко используется на объектах с высокими транспортными потоками: логистические центры, оптовые и промышленные склады, крупные торговые объекты.
Тележки с подъемной платформой
Такой вид техники сочетает в себе элементы двух предыдущих: общая конструкция похожа на платформенную тележку, но с оснащением гидроприводом, как у рохли. Благодаря этому загруженная партия товара перевозится и поднимается (опускается) на нужную высоту. Подъемный механизм бывает разных конструкций, для разной высоты подъема платформы.
Оборудование представлено широким модельным рядом (вес от 46 до 195 кг) – для различных целей и нагрузок.
Используется в производственных цехах, больших складах с широкими проходами при подъеме и укладке грузов, конвейерной сборке.
Электрические тележки
Самый эффективный вид оборудования – рохля, оснащенная электроприводом. В зависимости от конструкции различают следующие виды самоходной рохли:
Для подъема в самоходных тележках используется тот же гидропривод, а движение обеспечивается работой аккумулятора. Грузоподъемность таких моделей – от 1,5 до 3 т, а скорость движения – от 6 до 15 км/ч.
Это очень эффективная тележка при постоянном перемещении больших объёмов груза.
Мы занимаемся продажей складских тележек в Москве с доставкой по регионам России.