Как называется трасса для гонок
Словарь автоспорта
Словарь автоспорта
Автодром (трасса суперспидвея) [Superspeedway] — длинная овальная трасса, часто с наклонными виражами. Во время проведения гонок на супер — автодромах НАСКАР на двигатели болидов ставят ограничительные пластины, чтобы снизить их максимальные скорости до безопасного уровня.
Аллея победы [Victory lane] — круглая или квадратная площадка или другое огороженное пространство, где водитель празднует победу вместе со своей семьей, членами команды, боссами и спонсорами.
AMA [AMA] — Американская мотоциклетная ассоциация — организация, которая проводит наиболее крупные мотоциклетные соревнования в США и развивает мотоциклетный спорт.
Амортизаторы [Shock absorbers] — устройства, предназначенные для значительного смягчения ударных толчков и сотрясений на подвеску (см. ниже) транспортного средства.
— обычно самая медленная точка поворота, которую автомобиль проходит ближе всего к внутреннему краю дорожки трассы.
Аэродинамика [Aerodynamics] — В применении к автомобильным и мотоциклетным гонкам — исследования, изучающие взаимодействие движущейся гоночной машины с воздушной средой; цель исследований: уменьшение лобового сопротивления (см. ниже) воздуха транспортному средству и увеличение прижимной силы (см. ниже) для лучшего сцепления шин с дорогой.
Бордюр [Apron] — замощенная часть трассы, отделяющая гоночную дорожку от внутренней части автодрома.
Вираж [Banking] — наклон поверхности трассы, особенно в местах поворотов. Измеряется в градусах от горизонтали.
Воздушный мешок [Drafting] — разреженное воздушное пространство, возникающее позади быстро движущегося автомобиля. Также известен как «слипстрим» [slipstreaming]. Воздушный мешок используется водителем идущей вплотную позади лидера машины либо для поддержания собственной высокой скорости при меньших затратах топлива, либо для мгновенного ускорения и обгона лидера в подходящий момент.
— время, затраченное гоночным средством при прохождении дистанции от стартовой до финишной линии. Особенно важное измерение при дрэг- рейсинге и рекордных заездах.
Гоночная линия (траектория) [Racing line] — оптимальный маршрут на трассе или в дорожной гонке; в частности, точная линия, по которой транспортные средства проходят повороты.
Грелка для шин [Tyre blanket] — электрический нагреватель, которым накрывают новую шину, чтобы сохранять ее теплой к моменту установления на автомобиль во время пит-стопа. Называется также «нагреватель шин».
Дуга (каркас) безопасности [Roll cage] — стальная трубчатая конструкция внутри автомобиля, предназначенная для защиты команды в случае аварии.
Закрытый парк [Pare ferme] — в некоторых категориях соревнований (ралли и др.) огражденная и охраняемая стоянка, куда водители обязаны ставить свои машины, чтобы исключить любые работы с ними до времени выезда.
— часть трассы, предназначенная для съезда автомобилей и мотоциклов при необходимости сделать остановку, не создавая при этом на трассе аварийной ситуации.
Избыточная поворачиваемость [Oversteer] — ситуация при управлении автомобилем, когда передние колеса автомобиля держатся за поверхность дороги, а задние теряют сцепление и могут начать скольжение.
Квалификация [Qualifying] — специальный заезд или короткая гонка, по результатам которой определяется расстановка машин на стартовой решетке в основной гонке.
Колесная база [Wheelbase] — расстояние между передней и задней осью автомобиля или мотоцикла.
Контроль тяги [Traction control] — управляемая компьютером электронная система: подавая на колеса нужную гонщику мощность, одновременно помогает предотвратить пробуксовку и потерю сцепления колес с дорогой.
— круг, на котором в данный момент находится лидер гонки.
Лобовое сопротивление [Drag] — противодействие, оказываемое воздухом движущемуся транспортному средству. Поскольку лобовое сопротивление растет с увеличением скорости, автомобили конструируют так, чтобы они рассекали воздушную среду как можно более плавно.
Лошадиная сила (л. с.) [Horsepower (hp)] — единица, с помощью которой обозначают мощность двигателя автомобиля. У обычного серийного автомобиля мотор имеет мощность 70-120 л. е., а у автомобиля «Формулы-1» — свыше 750 л. с.
Монокок [Monocoque] — единая несущая конструкция кузова, которая вместо обычной внутренней рамы берет на себя вес транспортного средства.
— Национальная ассоциация для организации соревнований на серийных автомобилях в США. Основана в 1948 г.
— подготовка гоночного транспортного средства перед квалификационным заездом или гонкой. Настройки включают подбор характеристик подвески, типа шин и давления, настройку передаточных отношений и двигателя.
— ситуация при управлении автомобилем, когда передние колеса автомобиля теряют сцепление больше, чем задние. При этом нос автомобиля стремится в повороте сохранять прямолинейное движение.
Обладатель поул-позиции [Pole winner] — водитель, который по результатам квалификационного заезда на старте гонки занимает поул-позицию (см. ниже).
— имеются в виду «обороты в минуту», обозначающие скорость вращения коленчатого вала двигателя.
Оконная сетка [Window mesh] — прикрепленный к окну автомобиля сетчатый нейлоновый экран, помогающий в случае аварии удерживать водителя внутри автомобиля.
— площадь на автодроме или в районе трассы гонок, где расположены гаражи, места для проведения технических осмотров, медиацентр, а также передвижные домики для размещения членов команд, судей и гостей.
Пит-лейн [Pit lane] — отдельная дорожка, идущая параллельно основной гоночной трассе вдоль ремонтно- заправочных боксов, куда машины заезжают, чтобы сменить шины, заправить баки топливом и осуществить текущие ремонтные работы.
— непосредственно связанная с колесами или осями система пружин, амортизаторов, рычагов и других компонентов, которая влияет на управляемость гоночного автомобиля или мотоцикла.
Поджигание [Burn-out] — в дрэг-ресинге: вращение на земле задних колес автомобиля для их прогревания перед стартом до идеальной рабочей температуры.
— специальная трибуна стремя ступенями, куда приглашают занявших три первых места водителей для вручения им призов или медалей.
«Подкат» [Slingshot] — обгон, совершаемый автомобилем, который двигался за лидером в воздушном мешке и, используя это преимущество, рывком вышел вперед, чтобы опередить конкурента.
— во многих гоночных дисциплинах это лучшая позиция в первом ряду стартовой решетки. Она присуждается гонщику, показавшему лучшее время в квалификационном заезде.
Предупреждение [Caution] — особый период гонки, когда участники в соответствии с полученными сигналами должны снизить скорость из-за возникшей на трассе аварии или по какой-либо другой причине.
— создается при обтекании потоком встречного воздуха специальных устройств (антикрылья, конфигурация днища и пр.) автомобиля. Она помогает прижимать автомобиль к поверхности дороги.
Рабочий объем двигателя (литраж) [Displacement] — объем горючей смеси, вытесняемой поршнями за один цикл работы мотора и выраженной в кубических сантиметрах или литрах. Иногда упоминается как объем двигателя.
— комбинация идущих один за другим резких поворотов сначала в одну, затем в другую сторону; ретардеры обычно располагаются на прямом участке трассы для снижения скорости автомобилей.
Скольжение (занос, снос) [Drift] — управляемое поперечное скольжение в повороте. Иногда используется для того, чтобы направить автомобиль по лучшей гоночной траектории при выходе из поворота.
— тип шин с гладкой поверхностью без канавок; они используются в некоторых классах гонок на трассах с сухой поверхностью.
Состав резины шин [Tyre compound] — точное сочетание каучука и других веществ, используемых для получения шин с наилучшим сцеплением с конкретной поверхностью дорожки или в специфических погодных или других условиях трассы гонки.
— соревновательный участок ралли, где время прохождения машины фиксируется до десятых долей секунды. Экипаж должен преодолеть его как можно быстрее.
— аэродинамическое устройство, предназначенное для создания воздушного потока, увеличивающего прижимную силу (см. выше).
— поверхность дорожки трассы, где гоночные машины выстраиваются непосредственно перед стартом в порядке мест, завоеванных ими в квалификационных заездах.
Суперспециальный участок [Super special stage] — участок ралли (часто расположенный на стадионе), где два автомобиля бок о бок соревнуются на трассах одинаковой длины и конфигурации.
— способность автомобиля или мотоцикла с помощью подвески, аэродинамики и шин прочно держаться на дороге во время гонки.
Телеметрия [Telemetry] — радиоустройство, передающее информацию (получаемую от электронных датчиков) о двигателе, шинах, тормозах и других основных компонентах автомобиля на компьютер команды для анализа поведения машины во время тестов или гонок.
— радиопередающее устройство, прикрепляемое к некоторым автомобилям для регистрации скоростей и времени прохождения кругов.
Транспортер [Transporter] — грузовой автомобиль, трейлер, который перевозит гоночные машины и их оборудование от одной трассы до другой.
— овальная трасса, отличающаяся незначительным дополнительным поворотом в середине одной из ее прямых.
Углеволокно (углеродистое волокно) [Carbon fibre] — исключительно легкий и крепкий материал (первоначально созданный для космической промышленности), используемый для изготовления элементов шасси и различных деталей кузова многих гоночных машин.
— «отзывчивость» автомобиля на действия водителя, в частности на изменение скорости и направление движения во время гонки. Управляемость автомобиля во многом зависит от его конструктивных особенностей, компоновки и настройки кузова, аэродинамики, шин и подвески.
— Международная автомобильная федерация — организация, которая проводит и контролирует многие из наиболее крупных соревнований автомобильного спорта.
— Международная мотоциклетная федерация — организует многие из главных мировых мотоциклетных соревнований.
Формула-Инди (Инди-Кар) [Indy Car] — термин, используемый сегодня для обозначения автомобилей, участвующих в соревнованиях Лиги гонок Инди (ИРЛ). В прошлом так называли транспортные средства с открытыми колесами, которые выступали в автомобильных гонках американского чемпионата.
— основная рама или несущая конструкция гоночного автомобиля, к которой крепятся остальные компоненты машины.
Шпилька [Hairpin] — очень крутой поворот трассы, на котором автомобиль обычно меняет направление движения на 180°.
«Эски» [Esses] — серия резких правых и левых поворотов на трассе в виде буквы S.
Эффект земли [Ground effect] — область низкого давления, создающаяся под движущимся транспортным средством, помогает шинам машины плотнее прижиматься к поверхности трассы.
Словарь гоночных терминов
Алебарда — то же что леденец.
Апекс (англ. apex) — точка на внутренней стороне поворота, через которую стараются проехать гонщики.
Боксы — помещение на гоночной трассе, отведённое для работы с автомобилем во время тренировок, испытаний и гонок. В боксах проводится подготовка машины к выезду на трассу, включая оперативный контроль её параметров, настройку подвески, элементов аэродинамики и т. п., а также проведение ремонтных работ, возможных в полевых условиях. Боксы объединены в комплекс, вместимость которого (количество рабочих мест, площадь и обеспечение которых регламентированы специальными требованиями, предъявляемыми FIA) — одна из характеристик автодрома, от которой зависит тип лицензии, позволяющей проводить соревнования или другие мероприятия того или иного уровня. К боксам относят и пространство, расположенное непосредственно перед ними — пит-лейн, на котором автомобиль останавливается во время пит-стопа.
Болид — гиперболизированное определение гоночного автомобиля, введённое журналистами по ассоциации с раскалённым небесным телом (метеор, болид), стремительно рассекающим небосклон и исчезающим за горизонтом.
Большой шлем — (по аналогии с теннисом) достижение гонщика, показавшего лучшее время круга в квалификации и гонке, лидировашего в гонке от старта до финиша и одержавшего в ней победу. Большой шлем считается исключительным достижением в Формуле-1, хотя за него не дают ни очков, ни иных наград.
Дождевая резина — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку даже в дождь. Дождевая резина снабжается глубокими частыми канавками для отвода воды. Также рассматривается смягчённый вариант дождевой резины — микст. Дождевая резина используется реже, чем микст, так как обычно в случае сильного дождя гонку приостанавливают.
Драфтинг — см. Слипстрим.
Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).
Душ из шампанского — на подиуме после награждения кубками и гимнов в честь победителя и команды победителя пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая таким образом успешный финиш в гонке.
Квалификация — соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.
Классификация — итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определенного процента дистанции гонки (для Формулы-1 — не менее 90 %).
Клетчатый флаг — флаг, который показывается гонщикам на финише.
Кокпит (англ. cockpit) — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).
Комиссары — обсуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.
Круг возвращения в боксы — круг в квалификации, на котором пилот, проехав свой быстрый круг и показав квалификационное время, в спокойном темпе возвращается в боксы.
Леденец — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.
Лоллипоп (англ. lollipop — леденец) — человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота
Лучший круг — самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.
Маршалы — то же, что комиссары.
Машина безопасности — то же, что и пейс-кар.
Микст, или промежуточная резина — Шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.
Монокласс — класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой марки. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.
Нон-стоп — тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.
Паддок — специальное место, служащее для развертывания моторхоумов команд и пребывания высокопоставленных личностей.
Пейс-кар (англ. pace car), или машина безопасности — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.
Пелетон, или пелотон — множество машин, участвующих в гонке.
Пилот — то же, что и гонщик, водитель гоночного автомобиля.
Пит-лейн (англ. pit lane) — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
Пит-стоп (англ. pit-stop) — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.
Подиум — первые 3 места на финише гонки, пилоты, занявшие эти места, а также площадка (трёх уровней по высоте), на которую восходят пилоты. Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского.
Поул-позиция, поул (англ. pole position) — первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решетке.
Проезд по пит-лейн (англ. drive-through) — один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн.
Псевдослики (англ. pseudoslicks) — модификация сликов, отличающая от последних тем, что содержат четыре канавки, параллельные плоскости движения колеса. Псевдослики введены в некоторых гоночных сериях (в частности, в Формуле-1) для искусственного снижения скорости ввиду снижения сцепления шины с трассой.
Промежуточная резина — то же, что и микст.
Рента-драйвер — пилот, который сам платит команде за участие в гонках (вместо того, чтобы команда платила пилоту). Как правило, рента-драйверами являются богатые люди, состоявшиеся в автогонках, которые желают попробовать себя в более высоком классе гонок (пускай даже за команду-аутсайдера).
Свободные тренировки — заезды, которые проводятся до квалификациии и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить ее к гонке.
Слики (англ. slicks) — абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, замедляющих движение. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.
Слипстрим (англ. slipstream) — езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим — важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме — сильная недостаточная поворачиваемость.
Сплэш-энд-дэш (англ. splash-and-dash — буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу — очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Может иметь место, например, при небольшом недостатке топлива (напр. Мика Хаккинен на Гран-При Венгрии 2001 года).
Споттер — в гонках на овальных трассах сидящий на трибуне наблюдатель. Задача споттера — сообщать гонщику путь маневрирования в трафике.
Старт с места (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно — согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко).
Старт с хода (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали четыре гонки: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003 и Фудзи-2007.
Стартовая прямая — прямая, при пересечении которой пилот начинает прохождение круга. Часто стартовая прямая совпадает с финишной.
Стартовое поле (англ. starting grid) — место на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом гонки. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации. Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от линии старт, гонщик показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке.
Стюарды — то же, что комиссары
Стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go — «остановись-и-езжай») — штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (обычно на 10 секунд) и продолжает движение. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил.
Тест-пилот, третий пилот — гонщик, входящий в состав команды, но не принимающий участия в гонках. Его основной обязанностью является испытание машины на тестовых заездах. Тест-пилотами часто являются молодые гонщики, претендующие на будущий переход в основной состав. «Третий пилот» отличается от обычного тест-пилота тем, что участвует в тренировочных заездах перед гонкой и должен быть готов заменить гонщика основного состава в случае травмы.
Финишная прямая — в кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик считается закончившим круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой.
Формула Русь — Гоночный автомобиль класса формула. Сконструированный и производящийся в России, для Российских автомобильных гонок.
Хет-трик — достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).
Шикана — последовательность поворотов.
Шпилька — резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямых.
Эска — связка поворотов в форме латинской буквы S.
Гонки на спортивных машинах: виды, трассы
В автомобильном спорте, как и в обычном, есть много соревнований. О том, что собой представляет автоспорт, как он зарождался и какие бывают виды гонок на машинах, далее.
Что такое автоспорт
Автомобильный спорт появился тогда, когда был изобретен первый самоходный автомобиль. Уже в то время многие мечтали о быстрой езде. Поэтому сегодня гоночный спорт является огромной инфраструктурой, объединяющей спортивные соревнования всех разновидностей, объемов и значения. Это движущая прогрессивная сила в автомобилестроении и других смежных сфер.
Как зарождался автоспорт
Автоспорт появился в 1894 году. В окончании прошлого года Пьер Жиффар в одной популярной парижской газете заявил, что проводится первая гонка легкового транспорта. Она была утверждена на 22 июля 1894 года. Участникам «без лошадиных» экипажей нужно было одолеть расстояние в 126 километров от столицы Франции до Руана за время 8,5 часов.
Критерий победы был не до конца ясен. Приз в 5 тысяч франков обязан был получить экипаж, который сможет продемонстрировать лучшую комбинацию безопасности, экономии времени и комфорта вождения. Заявление на гоночное участие приняли 102 гонщика, имеющие самые разнообразные автомобили. Эти судна работали как на бензинном и керосинном топливе, так и на пару и электричестве.
В гоночной комиссии участвовал отечественный представитель — Петр Энгельмейер. Он работал в отделении Императорского Московского технического училища.
После того, как был проведен технический осмотр, количество гонщиков сократилось. К участию были допущены 25 машин. После предварительных испытаний, были отсеяны еще 4 участника. В результате, в заезде приняли участие 21 экипаж. Лидерское положение занял Альбер де Диод. Он использовал одноименный паровой автомобиль. После старта до финишной линии добрались 12 машин. По окончании финиширования, коллегия судей присудила первое место автомобилям «Пежо» и «П анар-Левассор». Автомобили «Де Дион-Бутон», работающие на пару, которые прибыли к финишу раньше, были лишены победы из-за громоздкости их конструкции.
Вместе с этим заездом, считается, что первые настоящие гонки прошли в 1895 году по маршруту Париж-Бордо-Париж с дистанцией в 1200 километров. Состязание создал автомобильный французский клуб, который есть и сегодня. Предположительно, участникам этого заезда нужно было преодолеть расстояние за 100 часов, но в реальности Левассор на «Панар-Левассор» прошел ее за период чуть больше 48 часов. Двигался он, в среднем, 24 километра в час.
В этом событии впервые участвовало транспортное средство, где были использованы пневматические шины. В гонке участвовал сам конструктор, Мишлен. На протяжении всего маршрута он расставил много сервисных точек. В результате, он не уложился по времени и был дисквалифицирован.
Примерно в тот же момент подобные гонки состоялись в Германии, Италии, США и Великобритании.
Трагедии в автоспорте
В истории автомобильного спорта много захватывающих спортивных подвигов, многозначительных технических достижений, но и много трагедий. Так, за 24 часа гонки в Ле-Мане, которая состоялась в 1955 году, Мерседес Пьера Левега вылетел за ограду. В результате пострадали и погибли 80 человек. После этого события немецкому концерну пришлось надолго уйти из автомобильного спорта. При этом ремни безопасности в Формуле-1 были введены только вначале 1960-х годах. В связи с этой крупной трагедией в Швейцарии запретили любые соревнования с участием машин. Только в 2015 году правительство разрешило проводить гонки.
Безопасность в автоспорте
Сегодня сохранение безопасности в автомобильном спорте находится на первом месте. Технические виды автоспорта являются зрелищными и прибыльными. Поэтому создатели соревнований следят за безопасностью гонщиков и зрителей. Что касается гонщиков, с 2003 года использование шлема и защиты шеи HANS на гонках обязательно.
Категории и группы автомобилей
Для всех соревнований, кроме рекордных заездов, автомобили разделяются на категории и группы в зависимости от рабочего объема двигателя.
Категория А — серийные автомобили
Группа 1. Турнирные автомобили серийного производства. Автомобили выпускают большими сериями, допускается только замена неисправных деталей на родные.
Группа 2. Автомобили туристические, серийно выпускаемые для спортивных соревнований, автомобили категории 1 с изменениями и дополнениями, превышающие требование группы 1.
Группа 3. Туристические автомобили из ограниченной серией. Имеют минимум два сиденья и обладают на выбор наибольшей мощностью или повышенным комфортом.
Группа 4. Автомобили ограниченной серии Т-400 и автомобили группы 3 с изменениями и дополнениями, превышающие требование группы 3.
Категория Б — гоночные автомобили
Выпускаются исключительно для скоростных международных соревнований и используются короткий период времени.
Группа 5. Двухместные гоночные автомобили. Выпускают только для скоростных соревнований на закрытых кольцевых трассах.
Группа 6. Одноместные гоночные автомобили — формула 1, формула 2, формула 3 и формула 4. Для всех этих формул действуют общие правила, которые дополняются требованиями в отношении массы, конструкции, места для водителя, пуска двигателя, отверстия для заправки горючего, выхлопной трубы, масляного фильтра и радиатора.
Дополнительные требования к формуле 1:
Дополнительные требования к формуле 2:
«Формула либре» — гоночные автомобили, которые не принадлежат ни к одной международной формуле.
Классификация автомобилей
Автомобили групп 1-5 разделяются на следующие классы, в зависимости от рабочего объема двигателя:
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Объем двигателя, см 3 | > 500 | 500-600 | 600-700 | 700-850 | 850-1000 | 1000-1150 | 1150-1300 | 1300-1600 | 1600-2000 | 2000-2500 | 2500-3000 | 3000-4000 | 4000-5000 | 5000-6000 | > 6000 |
Шоссейно-кольцевые гонки
Данный автоспорт во всем мире считается самым ярким и запоминающимся. Здесь гонщикам приходится, сражаясь за зрительское внимание, двигаться по длинной трассе, которая изобилует виражами и длинными участками заездов. Болельщики на гонке по кругу — свидетели ярких обгонов, проигрышей мирового масштаба и упущенных надежд.
Состязания проходят на асфальте. Трасса для гонок прокладывается либо в условиях автодрома, либо в условиях городских улиц. Для безопасности она огораживается с помощью металлических барьеров-отбойников.
Машины преодолевают конкретный путь, но иногда выполняют определенную миссию. Например, за установленный временной промежуток проезжают максимум круговых участков.
В кольцевых райдах участвуют различные транспортные средства. Есть серийные, не предназначенные для спортивных серьезных соревнований. Есть специально построенные, где колеса открыты (формулы), на которых не разрешено ездить по стандартным дорогам. Есть болиды — спорткары с мощными двигателями.
Naskar
Naskar является национальной ассоциацией гонок серийных автомобилей. Организация создала одноименный чемпионат по американским гонкам. Прародителем этого соревнования являются бутлегеровские незаконные заезды. В ходе этого соревнования участвуют гражданские автомобили с легкими кузовами и мощными двигателями. Они проходят 36 гоночных этапов.
Задача гонщиков проста: проехать дистанцию и не врезаться в соперников, зрительскую трибуну. Однако не у всех это получается. Поэтому гонки от Naskar самые зрелищные. Здесь можно увидеть все: начиная от взрывов колес и завалами битых машин, заканчивая вылетами в стену и драками после финиша.
По гонкам Naskar был снят мультфильм «Тачки» и кинофильм «Дни грома».
Фомула-1 и аналоги
Формула 1 является легендарной серией кольцевых автогонок конструкторского класса на 2,6 литровых болидах с открытыми колесами. В этом мировом чемпионате участвуют самые быстрые машины, успешные гонщики и профессиональные команды инженеров.
Этапы именуются гран-при. Чтобы попасть на каждый этап, необходимо соблюсти ряд условий. Участвовать в заезде на любом из этапов — мечта каждого спортсмена.
Звездами Формулы 1 являются Михаэль Шумахер, Себастьян Феттель, Мика Хаккине и другие.
Аналогами Формулы 1 является Формула Русь и Формула 1600. Это российские гонки на спортивных машинах, где максимальная скорость, которую может развить участник, составляет 250 километров в час. Большинство машин, участвующих в Формуле 1600, построены на базе шасси Dallara Европейской Формулы 3. Двигатель — сверхфорсированный, на базе блока цилиндров отечественного производства (ВАЗ), имеет объем 1,6 л, мощность до 180 л. с.
Indy 500
Indy 500 — старейшая престижная регулярная автогонка на планете (хотя некоторые считают, что самая старая — это Targa Florio), которая проводится с 1911 года. Здесь участникам предлагается пройти дистанцию в 805 километров по трассе, которая получила прозвище «старой кирпичницы», поскольку покрытие в течение долгого времени было сделано из кирпичей. Сейчас линия из кирпича есть только на старте и финише.
Ежегодно проводится трансляция заездов, за которой наблюдают свыше 1 миллиона зрителей по всему миру. По старой традиции, победитель пьет молоко и получает 1 миллион долларов.
DTM является немецким гоночным чемпионатом кузовных автомобилей. Самой известной зарубежной гонкой кузовных авто является та, которая имеет класс «Туризм». Машины для гонок выпускают концерны — Мерседес, Опель и Ауди.
SMP RSKG — серия кольцевых гонок из России
В России состязания «кузовных» транспортных средств имеют официальный статус. Водители соперничают друг с другом, чтобы получить титул в одно из пяти автомобильных категорий на лицензированных автодромах.
История создания SMP RSKG
Дебют чемпионата за кубок в кольцевых гонках прошел в 1955 году в СССР. За 60 лет соревнования меняли свой формат. В них участвовали разные машины. Не было общей организации. Все изменилось в 2004 году. Отечественная автомобильная Федерация создала свой чемпионат и назначила ответственного человека, который имеет большой европейский опыт в состязаниях, — Сергея Крылова. В результате, он создал систему, по которой свыше 100 пилотов стали соревноваться в четырех автомобильных классах на зарубежных и отечественных машинах. Этапы проводились в 9 треках. Были на «Красном кольце» в Красноярске.
На смену созданной системы появился Russian Racing Championship. Он увеличил количество зачетов до 8. Новшество этого чемпионата — 48-часовой заезд, уменьшение числа автодромов и участие всех кольцевых чемпионатов на одной трассе. Также был расширен список участников-концернов.
Сделанный формат соревнований окончательно не закрепился. В 2013 году категории были уменьшены до четырех, а в 2014 году место главы занял лауреат европейских турниров, «серебряный» призер «Туринга» Олег Петриков. Главный титульный партнер новой организации — SMP Racing.
Новый турнир удостоился названия SMP RSKG. Он изменил в 2017 году систему начисления призовых очков и технический регламент. Также прибавил обновленный класс участников — «Национальный-Юниор» и открыл свое медиапространство. Новый турнир стал популярным и престижным. Дополнительная реклама принесла свои плоды. В треке стали участвовать российские знаменитости.
Классы SMP RSKG
Российская серия кольцевых гонок проводится в четырех «взрослых» автоспортивных категориях и одной юниорской.
Туринг
Выступают в самом быстром и престижном классе автомобили с двигателями рабочим объемом до 2000 см³, мощностью около 350 л.с., с турбонаддувом.
Туринг-Лайт
Старт для молодых гонщиков. Здесь выступают хэтчбеки с моторами с рабочим объем до 1600 см³, мощностью до 200 л.с.:
Супер-Продакшн
В международной категории участвуют автомобили с двигателями рабочим объемом до 2000 см³, мощностью до 275 л.с., с турбонаддувом:
Национальный
С 2019 года название категории изменилось на S1600. В этой категории участвуют исключительно автомобили российского производства, оснащенные двигателями рабочим объемом до 1600 см³, мощность до 165 л.с.:
Национальный-Юниор
К стартам допускаются 14-17-летние пилоты только начинающие свою профессиональную карьеру. В отличии от «взрослых», автомобили значительно меньше модифицированы. Преимущественно команды используют седаны:
Volkswagen Polo;
LADA Kalina
S1600 Юниор
До 2019 года — Первенство СМП РСКГ Национальный Юниор. Молодежная серия существует с 2015 году. В ней принимают участие юноши и девушки от 14 до 17 лет на отечественных автомобилях:
SMP Formula 4
Формульная серия для молодых пилотов стартовала в рамках североевропейского чемпионата в 2015 году.
Правила и регламент SMP RSKG
За период того, пока существует отечественная серия кольцевых гонок, документальный регламент по соревнованиям постоянно менялся. В 2017 году были приостановлены заезды «Объединенный 2000», где участвовали владельцы «Туринга» и «Супер-Продакшн».
Была заменена и система зачисления зачетных баллов за время трека. Баллы стали начисляться по системе Формул 1, за 1-15 место. Победитель удостаивается 25 очков. Серебряный призер получает 20 баллов, бронзовый — 16 баллов и прочее. По добавочному баллу владельцы авто получают за наиболее выгодную позицию. Еще один балл получают за лучший временной промежуток на соревновании.
Кроме «зачетных» очков была введена штрафная система за неисполнение турнирного регламента. Водитель обязан пропустить следующий этап при накоплении 12 баллов. Они могут обнулиться не по окончанию сезона, а по истечении года с того момента, когда человек их получает.
Гоночный выходной СМП РСКГ всех классов делится на несколько суток, в которые проводится квалификационный заезд с двумя турнирными. Расстановка сил проходит до начального (субботнего) трека. От нее зависит стартовый состав. Гонка продолжается 50 километров. Второй этап проходит в воскресенье и длится 60 километров.
Расположение машины на втором этапе зависит от результатов, показанных на предыдущем дне. Однако победитель занимает 8 место и по убывающей. Участники в «Национальном-Юниоре» имеют ограниченную дистанцию — 25 километров. На следующий день они преодолевают 30 километров.
Учредителями «кольцевого» чемпионата SMP RSKG в 2017 году был введен второй гандикап по весу. Он был назван техническим. В отличие от спортивного, когда самые мощные и лучшие гонщики получают возможность использования более тяжелого транспорта, все машины подстраиваются под параметры победителя.
Максимально минимальный вес транспорта равен 50 килограммов. Он не зависит от гонки и ее категории. Минимально допустимые значения могут быть скорректированы. Спортивный гандикап ставится после каждого райда, а технический — после окончания гоночного выходного заезда.
Трассы в SMP RSKG
Чемпионат и Кубок России по кольцевым гонкам проводится на отечественных автодромах построенных согласно международным требованиям и нормативам, являющимися современными и технически оснащенными сооружениями.
Ралли
Ралли или ралли-кроссом называются соревнования машин с указанным скоростным режимом, который целиком или частично проводится на дороге, имеющей общее движение. Гонщики ралли проезжают по промежутку из асфальта, гравия и грунтовки. Проводится ралли и в зимнее время.
Ралли отличается от других гонок тем, что участники должны передвигаться по одной или нескольким трассам, сходящимся в заданный путь. Кольцевой тип трассы должен иметь промежуток от 3 до 6 тысяч метров.
Маршруты ралли должны включать в себя участки, то есть этапы, организующиеся на закрытых трассовых участках. Сумма указанных участков дает конечный счет. В гоночном треке принимают участие машины пятой группы. На подкатегории авто не подразделяются.
Дистанция делится на определенное количество участков. Время, которое показывает участник ралли, суммируется. В расчет принимаются штрафные минуты за опоздание на контрольных пунктах. Таким образом и вычисляется победитель. Экипаж состоит их двух человек. Это водитель и штурман, который занимается вычислением особенностей трассы. Штурман непрерывно делает подсказки водителю о приближении опасностей на трассе.
Серьезными опасностями, которые подстерегают раллистов, являются технические неполадки. Машины ралли часто ломаются, из-за того что на них высокие нагрузки. Техническая помощь на трассе запрещена. Поэтому экипажу нужно ликвидировать неприятности, используя свои знания и руки. Часто авто приезжают к промежутку финиша с оторванными колесными обшивками.
Главное соревнование ралли — мировой чемпионат под управлением FIA. Он проводится в любой промежуток времени года. Каждое состязание длится пару дней. Мировой чемпионат ралли объединяет 12 этапов, которые проходят на протяжении года.
Лучшим мировым гонщиком в конце прошлого столетия признан Томми Мякинен. Он был чемпионом четыре раза. Его главные соперники на звание — Юха Канккунен, Карлос Сайнс.
Ралли-рейды
Кроме традиционного ралли, есть марафоны. Это самостоятельный тип соревнований. В них могут участвовать серии полноприводных легковых, грузовых, специальных автомобилей и мотоциклов. Трассы прокладывают по определенным маршрутам, странам и континентам.
Отличаются от классического ралли тем, что экипажи не получают подробные данные маршрута марафона. Они должны осуществлять самостоятельный поиск дороги через спутниковый навигационный прибор. Протяженность подобных гонок может измеряться несколькими тысячами километров. Они часто проходят по нескольким странам и могут длиться 7 сутками.
Дакар является бывшим ралли-рейдом «Париж-Дакар», который сегодня проводится в Южной Америке и считается ежегодным трансконтинентальным марафоном. В нем принимают участие профессионалы с любителями в разных классах.
Автокросс
Автокросс является соревнованием по трассе, полностью или частично проложенной по пересеченной местности. Гонки производятся на продвинутых автомобилях или багги, специальных машинах для автокросса. Автомобильный кросс сегодня смог завоевать популярность у гонщиков и болельщиков. Спортсменам нравится четыре вещи:
Автокросс имеет свою историю. В 1952 году его включили в программу союзных состязаний, но скоро он стал непопулярным. Погоня за тем, чтобы сделать трассу еще более сложной, привела к тому, что многие машины стали ломаться у участников. В результате, гонщики и сами зрители отказывались наблюдать за игрой.
Спустя 5 лет автокросс возродился в виде гонки с общим стартом и малой длиной круга. С начала 70-х годов его проводят на специальных багги.
Когда в массовое производство запустили «Жигули», то автокросс стали проводить и с легковыми автомобилями. Самыми престижными стали состязания в Тольятти. Именно на этой трассе в 80-х годах прошли чемпионаты по автокроссу с легковым транспортом.
В девяностых годах на территории Российской Федерации стали работать успешным образом классические трассы зимнего и летнего типа в Казани, Тюмени и других городах. Во втором промежутке прошлого столетия Дмитровская трасса стала международной для проведения европейского чемпионата. Впервые в Дмитрове в 1998 году провели чемпионат Европы.
Правила автокросса несложные. На своем этапе автомобилисту дают несколько попыток оказаться в числе победителей. На стартовом выезде находятся от двух до четырх автомобиля. Последующий заезд происходит через пару секунд, а третий — через 26 секунд. Последующее требование участия — движение по трассе длиной в 1000 или 1500 метров.
Победитель — тот участник, который показал самый лучший временной показатель, вне зависимости от попытки. За фальстарт снимают 10 баллов, за нарушение граница — габаритов 5 баллов.
Триалы
Триалы являются соревнованиями внедорожника в условиях, которые приближены к боевым. Зачастую в подобных заездах принимают участие те, которые любят крупные машины и полноприводные модели.
Триалы — различные модификации ралли-заездов, трофи. Правила участия в триалах несложные. Райды производятся для машин двух классов. Создается кольцевая трасса. Она разбивается на секции и нейтральные зоны. Задача каждого гонщика — пройти дистанцию за определенное время. Если задача не выполняется, участник получает штраф. Выигрывает тот, у кого меньше всего штрафов.
Трофи
Трофи являются соревнованиями на внедорожниках по пересеченным траекториям болот, рек, бурелу, снежной целины и грязи. Нередко участвуют внедорожники, грузовики, специальные мотоциклы и легковые автомобили. К этому виду причисляются трофи-рейды. Для трофи организаторы выбирают маршруты, где максимально плохие условия для езды.
Участники выпускаются по одному. Победителем становится тот, кто справиться со сложной трассой за минимальное время. Спецучастки бывают линейными и навигационными. В последних нередко есть общий старт.
Зачастую в числе участников экипажа находится два человека. Для преодоления непростых участков используются лопаты, самодельные помосты, лебедки, канаты и другие инструменты.
На трофи победу часто одерживают те команды, которые в принципе преодолевают препятствия. Кроме того, трофи отличается от остальных соревнований тем, что здесь принято помогать конкуренту. В случае его потопления из-за другого участника, ему нужно помочь. В противном случае победа не будет присуждена.
Соревнования трофи часто проходят без зрителей. Состязания показывают уже после их окончания в виде репортажей.
Экспедиция-Трофи является самым долгим в мире зимним автомобильным пробегом. Нужно уметь ориентироваться в местности, искать маршрут и жить на природе 14 дней. В этом треке участникам предлагается ехать из Мурманска до Владивостока. В 2015 году было принято решение проводить подобное соренование 1 раз в 5 лет, поэтому в ближайшее время экспедиция-трофи вскоре должна состояться. Обещанный приз за победу — 100 000 долларов. Аналогами мероприятия являются те, что проводятся в Хорватии, Украине и Малайзии.
Ладога-Трофи считается рейдом, где старт и финиш дается на Исаакиевской площади культурной столицы России, Санкт-Петербурге. Участниками являются мотоциклисты, трофи-велосипедисты и другие. Им нужно преодолеть 1200 километров. Маршрут выбирается по категориям. Один из самых популярных — спортивный и туристический.
Сусанин-Трофи считается международным рейдом Костромы, который регулярно совершают команды из Белоруссии, Грузии, Казахстана и России. В рамках этого заезда участникам нужно преодолеть сложную дистанцию за минимальное время. По окончанию гонок собранные зрительские средства перечисляются на нужды детских домов области. Ежегодно выбирается новая область для перечисления денежной помощи.
Гонки на выносливость
Гонками на выносливость называются закрытого типа кольцевые гоночные заезды по асфальту. Из самых известных можно отметить:
По правилам от гонщиков требуется не только демонстрация своего мастерства, но и стойкость организма. Конечно, нужно также, чтобы стойкой была и техника. В мировом чемпионате могут поучаствовать автомобили двух прототипов и двух кузовных серий. На пит-стопах пилоты меняются. Они проверяют, в каком состоянии находятся машины. Нужно пройти трассу первым в своем классе. Но могут помешать поломки, которые нужно устранять долго.
24-часовой Ле-Ман — старейший гоночный чемпионат на выносливость, который происходит на французской трассе «Сартэ» с 1923 года. Выигрыш получает тот экипаж, который сможет преодолеть дистанцию за сутки. Победа присуждается самому надежному и экономичному автомобилю.
Заезд производится в летнее время. Дело часто осложняет жара. Но никакие трудности не способны остановить тех, кто желает победить в гонках и одержать победу в Дайтоне и Себринге. По авторитету, среди представленных выше гонок на выносливость, Ле-Ман самый почитаемый. Победить на Ле-Мане значит получить мировую славу и войти в историю.
Достаточно посмотреть минутное видео, чтобы понять, насколько тяжелые гонки на выносливость. В 2017 году Шевролет и Астон Мартин после 24 часового заезда буквально сражались в последние минуты за победу.
24-часовой Спа — ежегодный гоночный чемпионат, открытие которого производит Королевский бельгийский автоклуб на трассе Спа-Франкоршам. Второй по значимости после Ле-Мана. Впервые он был проведен в 1924 году. В ходе него гонщики движутся по кольцу с протяженностью в 7 километров. Их задача — опередить соперников, преодолеть погоду, усталость и голод.
24-часовой Нюрбургринг — гоночный заезд, популярный с 1970 года и производящийся при поддержке немецкого автомобильного клуба ADAC. Он проходит по северному Нюрбургрингу. Это самая опасная трасса мира. Участие принимают 800 спортсменов. В экипаже находится по 3 человека. Каждый из гонщиков имеет право на 2,5 часовое турне. На старт выходят 220 спортсменов. Их подразделяют на 3 группы.
Дрэг-рейсинг
Дрег-рейсингом являются гонки по прямой или по отрезку кольца. Они нацелены на максимальное ускорение. Появились в Америке. Трассы составляют в 805 и 402 метра. Участвуют несколько автомобилей или мотоциклов. Соперники делятся по категориям. Машины собираются в группы, в соответствии с весом, мощностью и максимальной скоростью. Победителей определяют судьи по олимпийской системе. Каждый человек выигрывает в своем классе.
Правила гонки по прямой несложные. В ходе дрег-рейсинга спортсмены двигаются по прямой. Соревнование нескучное из-за большого ускорения машин. Пилоты перегружаются сильнее, чем космонавты. Одержать победу сможет тот участник, кто первым сможет пересечь финиш. Самой популярной дистанцией является трасса в 402 метра. Считается, что первые дрег-рейсеры появились на американских дорогах, когда они проезжали от одного светофора к другому за подобную дистанцию. Лидер определяется в следующих категориях: легкий, быстрый, неограниченный и серийный улучшенный класс.
Особенности соревнования Drag Racing
Состязания обладают своими организационными особенностями. Эти моменты делают их популярными. В первую очередь, чтобы участвовать, человеку и машине нужно подготовиться. Очень важно, чтобы машина имела зацеп вначале трека и на протяжении всей трассы. Поэтому трек покрывается битумом и клеем. Если один автомобиль даст протечку масла, то трассу нужно будет подготавливать к соревнованиям заново. Обязательно до состязаний проводят проверку на сцепление. Ее делают гонщики со специальным трекметром. Это прибор для сбора сведений об автомобиле, чтобы настроить его сцепление с дифференциалом.
Еще одной особенностью является тот факт, что гонку нельзя начать без нитрометанового зажигания, которое используется как топливо. Он воспламеняется хуже спирта и бензина из-за медленного горения. Экипаж часто засовывает нитрометановую бутылку прямо в нагнетательный механизм. Если что-то произойдет с машиной, то после взрыва топлива взорвутся колеса, отдельные части или сам автомобиль.
Можно отметить еще одну особенность гоночного мероприятия. Автомобиль нужно успеть разобрать после гоночного трека за 40 минут. Если экипажу не удастся этого сделать, они получают штрафную санкцию.
Главная отличительная черта заезда — машины. Они должны иметь мощные двигатели с большими, широкими колесами, предназначенные для установки качественного сцепления и гоночного полотна, удлиненную раму и кузов.
На скорости 400 километров в час тормоза уже не помогают, поэтому, чтобы снизить скорость до разумного предела, нужно использовать специальный парашют. При раскрытии он создает противоположную тягу. Парашют применяется также, чтобы выровнять машину, если она начинает вилять по треку или если в ходе состязания был потерян зацеп.
Чемпионат России по Дрэг-рейсингу
Отечественная организация по дрег-рейсингу была создана в 2017 году. Главная ее задача — объединить местные виды соревнований, создать упорядоченный регламент и законодательную базу состязаний.
До того, как организация была основана, на территории Российской Федерации дрег-рейсинг был полулегальный. Причем часто трассой служила общественная дорога. В первый раз официальные состязания прошли в 2015 году в России. Чемпионат России состоит из пяти этапов, Кубок России — из трех.
NHRA Mello Yello Drag Racing Series является высшей серией соревнований Национальной ассоциации хот-родов Соединенных Штатов. Соревнования проходят в четырех классах:
Основатель гонок — редактор журнала о горячих треках, Уолли Паркс. Первый трек, который состоялся с участием американской команды и покровительства Уолли, прошел в 1953 году в Помоне. В этом городе на сегодняшний день проходит первый и заключительный этап сезона. На протяжении всего чемпионата каждый класс автомобилей это самодостаточная единица. Победители удастаиваются специальных Уолли-кубков. Они именованы в честь организатора спортивного события.
Легендами соревнований являются три гонщика, которые имеют прозвища Змей, Большой папа и Ча-Ча. Соответственно, это Дон Прюдомм, Дон Гарлиц и Ширли Малдоуни. С них начались победы и самые лучшие заезды.
Дрэгстеры
Дрегстером именуется автомобиль для одноименных заездов. Это особо сделанная машина, которая отличается от гоночной рядом характеристик. На стартовом положении она может перевернуться, привстав на задние колеса. Транспорт развивает скорость 350-400 км/ч. Преодоление скоростной отметки выше 400 км/ч является признаком того, что гонщик имеет высокий класс. Первый эту цифру смог преодолеть американец Дональд Гарлиц. До сих пор его имя у всех на слуху. Интересно, что в 2014 году на 82 году жизни ему удалось на электромобиле развить скорость в 296 км/ч. Это новый мировой рекорд.
В гоночных райдах принимают участие, в основном, Top Fuel, Pro Stock Truck, Pro Stock и Funny Car. Первый класс автомобилей — стреловидный тип дрегстеров, у которых есть ракетообразный корпус. В длину такие машины могут быть около 9 метров. Второй класс машин — грузовики. Третий автомобильный класс — серийные двухдверные седаны, у которых форсированные двигатели. Последний класс машин — болиды, развивающие мощность до 6000 лошадиных сил, которые не имеют дверей и внешне схожи с машинами для гольфа.
Различаются дрегстеры специальными шасси. Чтобы произвести их, нужно использовать более ста метров хроммолибденовых трубок. Шасси при этом подвергается облицовке с помощью сверхлегкого карбона.
Резина покрышек должна иметь чрезмерную мягкость. В разогретом положении гарантируется нужный показатель сцепления на высокой скорости. При треке колеса покрываются складками и закручиваются подобно пружине. После разгона на резину направляются потоки центробежной силы, которые сужают колеса. В итоге, они становятся выше.
Уличные гонки
Уличными гонками называются нелегальный тип соревнований, в котором участвуют не профессионалы, а любители. Обычные люди гоняются на тюнингованном транспорте серийной серии. Также такие гонки бывают легальными, но их проводят редко из-за их небезопасности. Интересно, что именно про уличные гонки были сняты фильмы Форсаж.
Дрифт
Дрифтом являются высокотехничные спортивные гонки. В рамках дрифта гонщикам нужно удержать свой автомобиль в управляемом заносе и выполнить задание. В ходе этих мероприятий оценивается угол уклона, скоростной режим, стиль и исполнение заезда. В таких гонках, как правило, участвуют заднеприводные, компактные машины, имеющие большую мощность. Основная цель — пройти поворот при управляемом заносе на конкретной скорости.
Burn Out
Burn Out — соревнования, нацеленные на сжигание покрышек. В них участнику предлагается стоять на месте на своем авто и буксировать на асфальте, пока покрышки не будут сожжены.
Гонки на выживание
Гонки на выживание или гонки по прямой являются популярным спортом во многих странах. Они проводятся на территории России и Америки. Состязания легальные. Они производятся на кольцевой трассе в рамках регламента. Цель состязания — выжить, постараться сделать все, чтобы машина осталась на ходу до последнего противника. Гонки проходят как на закрытых аренах, так и на трассах. Их проводят в летнее и зимнее время. Основным инвентарем для проведения подобных соревнований является старая машина с безопасным каркасом, шлем и защита для автовладельца.
Обычно гонки на выживание проходят эффектно. Самой распространенной тактикой является методика наезда задом автомобиля на оппонента для его максимального износа.
Автослалом
Автослалом или фигурное вождение — гонки на время по размеченной траектории движения. Они проходят на сложной трассе. Чтобы победить в таких соревнованиях, водитель должен знать свой автомобиль, уметь им управлять как передом, так и задом. Это одно из самых безопасных соревнований, поскольку происходит на низких скоростях. Поэтому участники не используют дополнительные средства безопасности, кроме обычного трехточечного ремня и шлема.
Интересно, что соревнование было придумано в СССР для профессиональных водителей. Оно было нужно для стимуляции повышения навыков автомобильного управления. Для участников, как профи, так и любителей, было разработано несколько обязательных фигур прохождения трассы. Они воспроизводят самые проблемные случаи, которые происходят на дорогах.
Основные чемпионаты
Шоссейно-кольцевые автогонки
Формулы: Формула-1, IndyCar, Формула E, ФИА Формула-2, ФИА Формула-3, Еврокубок Формулы-Рено 2.0, Формула-4.
Спорт-прототипы: Серия Ле-Ман, Американская серия Ле-Ман, Гранд-Ам.
Кузовные гонки: FIA GT, Серия Ле-Ман, НАСКАР, ДТМ, Кубок мира по автогонкам в классе Туринг, РСКГ.
Гонки по пересеченной местности
Классическое ралли: Чемпионат мира по ралли, Чемпионат Европы по ралли.
Ралли-рейды: Ралли Дакар, Кубок мира по ралли-рейдам, Африка Эко Рейс, Ралли Шелковый Путь.
Ралли-кросс: Чемпионат мира по ралли-кроссу.
Автокросс: Чемпионат Европы по автокроссу.
Наиболее известные гонки
Наиболее популярные автоклубы
Кольцевые гонки
Ралли (Россия)
Спортивные трассы России
Гоночная трасса Moscow Raceway
Трасса находится в Волоколамском районе Московской области, на 95-ом километре Новорижского шоссе. Строительство велось с 2008 по 2012 гг. Стройка обошлась в 4,5 млрд. рублей.
Скоростная трасса имеет:
Параметры трассы
Длина | Ширина | Перепад высоты | Повороты | Самая длинная прямая | Максимальная скорость | Архитектор |
4070 м | 12-21 м | 22 м | 19 | 873 м | 260 км/ч | Герман Тильке |
Адрес: 143650, Московская область, Волоколамский район, дер. Шелудьково, 39.
АДМ — Московское кольцо
ADM Raceway — современная гоночная трасса, реконструированная в соответствии с требованиями FIA Grade 4. Располагается в 16 километрах от МКАД по Новорязанскому шоссе и подходит для проведения мероприятий в любое время года — от корпоративов и тест-драйвов до масштабных спортивных соревнований и фестивалей
Параметры трассы
Длина | Ширина | Перепад высоты | Повороты | Архитектор |
3240 м | 8-14,5 м | 22 м | 14 | специалисты конструкторского бюро Artline Technology |
Адрес: 140123, Московская область, Раменский район, Островецкий сельский округ, деревня Верхнее Мячково, аэродром Мячково.
Трасса Нижегородское кольцо
Шоссейно-кольцевая трасса была открыта в 2010 году. Имеет семь различных конфигураций, в том числе полосу для дрэг-рейсинга, овал и зону для картинга. Кроме спортивного трека, полностью оборудованного для гонок, функционируют четыре трибуны на 9000 мест, позволяющие зрителям видеть практически все участки трассы, 24 просторных бокса на 100 автомобилей, сервисная зона, пункт управления гонками, пресс-центр, офисные помещения. Для комфорта и удобства гостей и зрителей на территории NRing есть кафе, VIP-ложа, уютный отель Art Hotel Nring на 20 номеров и два современных двухэтажных коттеджа с банями.
Параметры трассы
Длина | Ширина | Перепад высоты | Повороты | Самая длинная прямая | Архитектор |
3222 м | 8-16 м | 9,6 м | 15 | 805 м | Михаил Горбачев, Андрей Китов |
Допустимое число автомобилей на трассе:
Адрес: 603032, г. Нижний Новгород, ул. Памирская, д. 11-Л.
Шоссейно-кольцевая трасса KazanRing (Canyon)
Одна из особенностей трека — движение на нем осуществляется против часовой стрелки, что в кольцевом автоспорте является относительно редко. Первые соревнования состоялись в 2011 году.
Параметры трассы
Длина | Ширина | Перепад высоты | Повороты | Самая длинная прямая | Максимальная скорость | Архитектор |
3476 м | 12-15 м | 28 м | 12 | 832 м | 260 км/ч | Герман Тильке |
Допустимое количество автомобилей участников в тренировке/гонке — 43/52
Адрес: 422700, Республика Татарстан, г. Казань, Высокогорский р-н, ул. Автодром, д. 3.
Автодром Смоленское кольцо
Российская гоночная трасса международного уровня предназначена для проведения кольцевых гонок. При постройки автодрома максимально использовался местный ландшафт, в результате чего автомобильные гонки на «Смоленском кольце» являются по-настоящему зрелищными.
Проект гоночной трассы выполнен в соответствии с требованиями FIA к трассам второй категории, и первой категории по классификации РАФ. После получения автодромом лицензии на трассе «Смоленского кольца» будет возможно проведение автомобильных кольцевых гонок всех классов, кроме «Формулы-1».
Параметры трассы
Длина | Ширина | Перепад высоты | Повороты | Самая длинная прямая | Максимальная скорость | Архитектор |
3357 м | 12-15 м | 22 м | 13 | 550 м | 241 км/ч | Герман Тильке |
Допустимое число автомобилей на трассе:
Адрес: 215750, Смоленская область, пгт Верхнеднепровский.
Сочи Автодром
Первая и единственная трасса на которой прошли Гран-при России Формулы 1. Открытие автодрома состоялось 20 сентября 2014 года.
Характерные особенности трассы:
Параметры трассы
Длина | Ширина | Перепад высоты | Повороты | Самая длинная прямая | Максимальная скорость | Архитектор |
5848 м | 13-15 м | 1,9 м | 18 | 650 м | 339 км/ч | Герман Тильке |
Адрес: Адлерский район, Сочи, Краснодарский край, Россия, «Олимпийский парк».
Автодром Санкт-Петербург
Спортивный комплекс расположен на площади в 26 гектаров. Построен в соответствии с международными стандартами. FIA присвоила трассе 2 категорию. Автодром имеет участок для проведения внедорожного тест драйва и участок 900 метров для проведения заездов на максимальной скорости. Автогонщик может показать скорость 300 км/час.
Длина | Ширина | Повороты | Самая длинная прямая | Максимальная скорость |
3100 м | 12-16 м | 11 | 900 м | 260 км/ч |
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 177а.
Трасса Красное кольцо
Построена в 2007 году. Единственный автоспортивный комплекс во всей Азиатской части России. Трасса соответствует требованиям FIA. Расположена в Емельяновском районе Красноярского края на 801 км автомобильной трассы Р255 (бывшая М53) «Байкал» в 10 км от Красноярска. Направление движение на трассе возможно как по часовой стрелке, так и против.
Длина | Ширина | Повороты | Самая длинная прямая | Архитектор |
2160 м | 12-16 м | 13 | 850 м | «Индор-Енисей», «Илан» |
Адрес: Россия, Красноярский край, Емельяновский р-н, с. Дрокино, квартал Красное кольцо, к.1.