Как называется турникет в автобусе
Автоматизированная система контроля проезда
Автоматизированная система контроля проезда (АСКП) — название автоматизированной система учёта пассажиропотока, разработанной компанией «Группа Смарт Технологии». Система была впервые в порядке эксперимента применена в 2001 году на автобусном маршруте № 16 в Зеленоградском административном округе Москвы, к середине 2002 года распространена на все зеленоградские маршруты, а в сентябре 2007 года на весь наземный общественный транспорт Москвы.
Содержание
Устройство
Автобус (трамвай, троллейбус), работающий в рамках системы, оборудован турникетом и валидатором для считывания билетов. Войти в автобус пассажиры могут только через турникет в передней части салона, а выйти — через любую дверь, кроме передней. Турникет препятствует проходу в салон без билета, но избавляет от необходимости содержать штат билетных контролёров. Кроме того, система позволяет достаточно точно учитывать пассажиропоток.
Так как проход через турникет без билета невозможен (точнее, сильно затруднён), не имеющим билетов пассажирам приходится покупать их у водителя. Это заметно увеличивает время посадки пассажиров и отвлекает водителя от его прямых обязанностей. Чтобы стимулировать пассажиров приобретать билеты на остановках, цена билета при покупке у водителя искусственно завышена (по состоянию на июнь 2012 года в Москве билет на одну поездку на остановке стоит 25 рублей, а у водителя 28).
Преимущества
Система позволяет эффективно бороться с безбилетным проездом и подделкой проездных документов. Вместо разнообразия льготных проездных документов (подделки которых трудно распознать на месте) вводится единый электронный билет. Электронный билет по сути является записью в централизованной базе данных, поэтому кустарная подделка его исключена. После истечения срока действия билет автоматически перестаёт работать. Необходимость получения льготного билета теперь возлагается на самого пассажира.
Система позволяет точно учитывать число льготных поездок. Эти сведения используются для выставления счетов организациям, предоставляющим льготы на проезд.
Автоматическая система контроля позволяет резко уменьшить число билетных контролёров, но не позволяет полностью отказаться от их деятельности.
Также система позволяет водителю выполнять остановки только по требованию пассажиров или если есть пассажиры на остановке. Тем самым увеличивается скорость транспортного средства и сокращается время в пути.
Недостатки
Основным недостатком системы является сильное замедление посадки пассажиров (особенно на загруженных остановках). Это связано с ограничением входа только передней дверью, необходимостью проходить турникет и покупкой билетов у водителя. Малое пространство перед турникетом не позволяет водителю начать движение, не дожидаясь прохода пассажиров через турникет. Длинные очереди на посадку, особенно в плохую погоду и часы пик, раздражают пассажиров. Проблема низкой пропускной способности была частично решена только в единичных трамвайных вагонах путём установки двух параллельных турникетов.
Увеличенное время посадки приводит к общему увеличению времени поездки. При этом на некоторых остановках автобусы и трамваи перекрывают проезжую часть, задерживая других участников движения, в частности, другие машины городского траснпорта.
Инвалиды и пассажиры с колясками не могут пересечь турникет и всё равно входят через среднюю дверь (там же обычно оборудуется пандус для заезда). Таким образом, нарушается логика «передней двери».
Большинство водителей не следят за использованием турникета пассажирами (отвечают и следят только за собственно валидатором), которые подлезают, перепрыгивают через брусья турникета, или пролезают сбоку от них, что ставит под сомнение эффективность АСКП в борьбе с безбилетниками.
В трамвае «система передней двери» не приспособлена как принципиально, так и технологически (в некоторых моделях существует возможность обойти турникет вне зоны видимости водителя).
В начале внедрения АСКП в Москве, порой СКМ у пенсионеров и инвалидов пищала и задерживался проход через систему АСКП на 4 и на 10 минут. Водители были разные, кто пропускал через 2-ю дверь пенсионеров с СКМ, кто заставлял пенсионеров с СКМ платить за билет, а кто унижал, оскорблял и выталкивал из транспортного средства пенсионеров. За последнее действие водителей безжалостно увольняли, а с новыми водителями проводили беседу «о культуре обслуживания пенсионеров и инвалидов в общественном городском транспорте».
Кроме того, обслуживание АСКП требует значительных дополнительных расходов.
Валидатор без турникета
Посадочные терминалы
Наименование | Адрес | Маршруты | ВНЕ терминала (в общие направления) | Примечание |
ТЦ Калужский | 28, 226, 295, 624, 642, 671, 784, 816 | 163, 224, 246 | ||
ТПУ Планерная | 88, 96, 173, 268, 268к, 817, 865 во все двери; 43, 102, 267, 678, Т в переднюю (большинство пользуется остановкой в районе дома 5) | 173,959 (До Митино) по левому крылу здания; 383, 434, 469, 484, 959 (Мострансавто) троллейбусы- с северной стороны | Удалилась высадка по всем маршрутам, ранее производили в максимальной близости от метро (часть маршруток переведены к более дальнему вестибюлю). Перекрыт сквозной проезд у дома 12, в связи с посадкой на маршруты на остановке «Детская поликлиника» фактически запрещена остановка для маршруток. | |
Белая Дача | Новоегорьевское шоссе | Мега-Выхино-Жулебино, Мега-Кузьминки, Мега-Люблино | 10,655 | Не решена проблема отстоя автобусов: стоят на Новоегорьевском шоссе с аварийкой (судя по разнице во времени график не менялся), а также остановки у Мега-Оби |
Правила пользования билетами с магнитной полосой
Для прохода через валидатор в салон автобуса, троллейбуса или трамвая необходимо:
Внимание: вертушка турникета поворачивается вручную.
Примечание: билет вставляется с точностью до наоборот по сравнению с тем, как он вставляется в считывающие устройства метро или монорельса. Ещё, на практике пассажир с низким ростом видит билет крашеной стороной к себе, а пассажир высокого роста должен видеть перед собой обратную (белую) сторону билета, из-за чего ему надо сориентироваться, какой же стороной его вставлять. Мокрый от дождя билет может застрять в механизме валидатора и нарушить его функционирование.
Правила пользования транспортными картами
Внимание: карта имеет семиминутный интервал задержки после первого прохода для предотвращения прохода нескольких человек по одной карте (социальные карты москвича (СКМ) и временные единые социальные билеты (ВЕСБ), а также социальные карты жителя московской области (СКМО)); транспортные карты с оплачиваемыми поездками (проездные) времени задержки не имеют.
Как называется штуковина, которой кондукторы «пропикивают» проездные?
Валида́тор (от англ. valid — действительный, имеющий силу, правомерный) — электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом.
Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно недорогая цена обслуживания устройства.
Московский наземный транспорт
Правительство Москвы мотивировало решение об установке устройств большим количеством безбилетных пассажиров, ездящим по поддельным документам.
Несмотря на то что с помощью электронной системы проверки оплаты проезда существенно сократилось число безбилетных пассажиров, многие жители Москвы отрицательно восприняли нововведение. Так, из-за автоматов посадка стала занимать больше времени: если до введения устройства посадка и высадка обычно занимала не более одной минуты, то после при большом количестве пассажиров она стала занимать 3-4 минуты. Это естественным образом отразилось на времени следования по маршруту, в некоторых случаях весьма существенно. В конце декабря 2009 года Мосгортранс вывел на улицы Москвы новые комфортабельные маршрутные такси. Первые 100 машин вышли на маршруты 1−го, 3−го, 10−го и 16−го автобусных парков и Филевского автобусно-троллейбусного парка, которые оборудованы валидаторами, турникеты в машинах отсутствуют. Введение новый муниципальных машин либо сократит количество частных маршруток, либо будет способствовать повышению качества услуг, которые предоставляют коммерческие перевозчики.
С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов — валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.
Эта система постепенно уже начала внедряться на маршрутах петербургского наземного транспорта.
На текущий (ноябрь 2007-го) момент существуют планы введения валидаторов на общественном транспорте Московской области.
В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб на одну поездку.
В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространение.
Пассажиры смогут оплачивать проезд с помощью банковской карты или смартфона на всех маршрутах Мосгортранса
С сентября на всех маршрутах городского перевозчика «Мосгортранс» можно будет оплачивать проезд с помощью банковской карты или смартфона. Это около 800 маршрутов автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов. Чтобы расплатиться за поездку, потребуется приложить карту или гаджет к валидатору нового образца в салоне транспорта.
На экранах новых валидаторов появятся иконки платежных систем, с помощью которых можно купить билет. Пассажиры могут расплатиться картами, которые поддерживают технологии PayPass и PayWave, а также с помощью смартфонов с функцией бесконтактной оплаты.
«Сейчас этот сервис доступен на 500 маршрутах Мосгортранса. Пользоваться бесконтактным способом оплаты быстро и удобно», — рассказал директор службы доходов и контроля Мосгортранса Кирилл Кисляков.
Кроме того, оплачивая проезд с помощью банковской карты или смартфона, горожане могут сэкономить свои средства. Одна поездка обойдется им в 42 рубля. Проездной билет, который можно купить у водителя, стоит на 13 рублей дороже.
Контролер в транспорте может проверить билет пассажира, чтобы убедиться, что поездка оплачена. Для проверки нужно поднести карту или смартфон к считывающему терминалу в руках сотрудника. На экране считывателя появится информация о последней оплате. При этом терминал контролера не взаимодействует с конфиденциальными данными пользователя карты. Контролеры также проверяют бумажные билеты.
Впервые в столичном транспорте бесконтактная система оплаты заработала в ноябре 2017 года. Тогда с помощью банковских карт и смартфонов можно было оплатить проезд в трамваях № 6 и 27. Во время чемпионата мира по футболу новые валидаторы появились в транспорте, который курсировал вблизи стадионов и в центре столицы.
Оплатить проезд банковской картой или смартфоном через терминалы, расположенные на турникетах, также можно на всех станциях столичного метро и Московского центрального кольца. Бесконтактный способ оплаты проезда также можно будет использовать на Московских центральных диаметрах (МЦД). Движение по первым двум маршрутам нового вида общественного транспорта планируют запустить к концу этого года.
Пассажиропотоки мегаполисов требуют применения современных валидаторов в автобусах, метро, трамваях и других видах общественного транспорта. Организациям, ответственным за пассажирские перевозки, нужны недорогие и технологичные валидаторы-терминалы с фискализацией согласно 54-ФЗ для внедрения бескондукторных систем оплаты проезда на транспорте. Основываясь на опыте успешной реализации подобных проектов в Европе, Азии и России, мы дадим рекомендации по выбору валидатора в автобус или трамвай с онлайн кассой, терминала в турникет с фискализацией на станции метро или электропоездов.
Современные валидаторы представляют собой микрокомпьютеры с процессором, памятью, электронной платой, системой электропитания, модулем для сим-карты 4G для онлайн фискализации, разъемами для подключения питания и сети Ethernet, несколькими SAM модулями и возможностями шифрования для обеспечения безопасности платежей. В зависимости от модели и назначения в них могут применяться современные сенсорные панели или простейшие дисплеи.
Валидаторы для наземного транспорта имеют кардинальные отличия от встраиваемых в турникеты терминалов, POS-терминалов, терминалов для вендинга и обычных считывателей банковских карт. Разница состоит в принципиально иной схемотехнике электропитания, обеспечивающей подключение к бортовой сети автобусов, трамваев, троллейбусов, электробусов.
Валидаторы для транспорта являются важной частью Автоматизированных Систем Оплаты Проезда, включающих в себя решения для сбора платежей, контроля и учета, управления пассажиропотоками. Правильный выбор платежных устройств обуславливает успех или неудачу бескондукторной системы проезда, так как только качественная и специально адаптированная электроника способна выдержать постоянную работу в салонах наземного транспорта, на турникетах метро или станциях электропоездов.
Применяются технологии бесконтактной оплаты по NFC, основанные на радиочастотной идентификации HF. Посредством миниатюрной антенны валидатор принимает электромагнитный сигнал с закодированном электронным номером (UID) транспортной карты или проводит банковскую транзакцию с дебетовыми картами или смартфонами.
В отличие от обычного POS-терминала, валидатор в автобусе или трамвае не требует наличия кондуктора. Автоматизация при бескондукторной оплате проезда на транспорте оптимизирует затраты и минимизирует влияние человеческого фактора.
VENDOTEK T (valitek) Lite (ведомые) валидаторы монтируются при необходимости около остальных входов транспортного средства и подключаются по Ethernet к ведущему валидатору VENDOTEK (valitek) Full A. В результате значительно снижается стоимость бескондукторной системы оплаты проезда, что делает ее доступной даже для регионов и транспортных предприятий с очень небольшими бюджетами.
Цифровые сервисы «Умного города» создают все больше комфорта для пассажиров. Крупные города давно отказались от бумажных билетов, произошел переход на транспортные карты или RFID брелоки MIFARE. Теперь не надо собирать наличные с участием кондуктора в салоне автобуса, передавать сдачу с крупной купюры, можно сразу получать безналичные платежи на счет транспортного предприятия или дирекции пассажирских перевозок.
Но среди бонусных карт, пропусков и визиток можно и забыть транспортную карту или совсем потерять в суматохе толпы. Интеграция различных идентификаторов на мобильном телефоне становится востребованной тенденцией, и нам становится намного удобнее платить смартфоном не только на кассе, но и в метро, МЦК, МЦД, автобусе, трамвае.
Современным трендом стала оплата любых услуг и товаров банковскими картами МИР, MasterCard, Visa, смартфонами с NFC через Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. Особенно важно использование банковских карт для туристов или спешащих пассажиров. Обязательная покупка или пополнение транспортной карты в кассе приводит к созданию очередей. При этом банковская карта может быть токенизирована на разных носителях: RFID брелоках, RFID браслетах, NFC кольцах.
Оплата по QR-кодам широко распространена в Китае. В России уже давно применяется контроль оплаты проезда на турникетах по QR на билетах, купленных в кассе или в специализированном киоске самообслуживания. Но с запуском Системы Быстрых Платежей стало возможно оплатить любые товары и услуги по димнамическому QR-коду, отображаемому на экране платежного терминала или валидатора на транспорте. Для этого достаточно отсканировать код через мобильное приложение Вашего банка и подтвердить платеж.
В условиях массового распространения инфекций, особенно при пандемии коронавируса, крайне важно заменить очереди на кассах на современные цифровые сервисы. Именно поэтому так удобно оплачивать проезд не только транспортными, но и банковскими картами, смартфонами, по QR-кодам, а также RFID брелоками, браслетами, кольцами. Создание бескондукторной автоматизированной системы оплаты проезда на базе бесконтактных терминалов повышает комфорт и облегчает жизнь горожан. Снижается риск распространения вирусов и бактерий через наличные, не надо искать в салоне транспорта кондуктора и ждать сдачу. Чем быстрее и удобнее оплата на турникете или в валидаторе, тем меньше очереди и выше скорость передвижения горожан!
Хотя пассажиры уже давно платят за проезд бесконтактными картами, не все валидаторы универсальны. Многие платежные терминалы в транспорте не принимают банковские карты либо проводят банковскую транзакцию в течение нескольких секунд. Недостаточная функциональность недоработанных азиатских валидаторов вызывает не только негатив оплачивающего поездку пассажира, но и раздражает ждущую очередь за спиной, провоцирует конфликты и напряженность в автобусах, метро и других видах транспорта.
Построение Автоматизированных Систем Оплаты Проезда на оборудовании с плохим считыванием транспортных карт приводит к срыву сроков запуска новых транспортных проектов и значительным убыткам перевозчиков и транспортных дирекций. При этом суммы убытков многократно превышают призрачную экономию на качестве валидаторов для транспорта или платежных терминалов для турникетов.
Современные валидаторы для автобусов, метро, электропоездов и трамваев кардинально отличаются от устаревших моделей с точки зрения платежей. Примером успешной реализации бесконтактных банковских транзакций в Москве является Аэроэкспресс, где применяются широко известные в Европе и Азии встраиваемые валидаторы для турникетов TRANSITEK, представляющие собой компактные платежные терминалы, разработка и производство – Зеленоград. Российские инженеры, окончившие лучшие отечественные вузы, создали считыватели бесконтактных банковских и транспортных карт, адаптированные к российским условиями. Скоро картридерами TRANSITEK от ГК «Терминальные Технологии» будут оборудованы турникеты станций Московского метрополитена!
Именно на линиях электропоездов Аэроэкспресс была внедрена одна из первых автоматизированных систем оплаты проезда в России с быстрым приемом банковских карт на турникетах, созданная на базе зеленоградских TRANSITEK от ГК «Терминальные Технологии». Возможность быстро платить как транспортными, так и банковскими картами облегчила проезд туристам и оптимизировала пассажиропотоки российской столицы.
Сергей Собянин дал поручение отменить турникеты в наземном транспорте
В городском пассажирском транспорте отменят турникеты. А возле всех дверей в автобусах и троллейбусах Мосгортранса появятся валидаторы. Это произойдет не позднее 1 сентября. Такое решение приняли на заседании Президиума Правительства Москвы.
Первые турникеты в столичном общественном транспорте установили в 2001 году в Зеленограде. В течение нескольких следующих лет они появились на большинстве маршрутов Мосгортранса. Турникеты были эффективны в борьбе с безбилетниками, но значительно снижали скорость движения и комфорт пассажиров. К началу 2018 года стало очевидно, что недостатки системы турникетов серьезно перевешивают ее преимущества.
Обновляя подвижной состав, город увеличил количество автобусов особо большой вместимости (с «гармошкой»), а также начал приобретать трехсекционные трамваи нового поколения «Витязь-М». Использовать турникеты здесь особенно неудобно. Они существенно увеличивают время посадки пассажиров и снижают эффективность действия выделенных полос.
После нескольких экспериментов Правительство Москвы отменило турникеты на 80 наиболее востребованных автобусных маршрутах Мосгортранса и в трамваях «Витязь-М», а с 16 июня этого года все городские трамваи перешли на бестурникетный режим работы. Как показала практика, это позволяет пассажирам сократить время в пути в среднем на 5–15 минут.
В то же время на первых порах увеличилось число безбилетников. Впрочем, их количество некритично: во-первых, на бестурникетных маршрутах работают службы контроля, а во-вторых, сами пассажиры сейчас более ответственно относятся к оплате проезда.