Медиеви́стика (от лат. medius — средний и лат. aevum — век, эпоха) — раздел исторической науки, изучающий историю европейского Средневековья. В более широком, но в менее употребительном смысле медиевистика изучает историю этого периода и других регионов. Специалисты по истории Средних веков называются медиевистами.
Становление медиевистики связывается с работами историков-гуманистов эпохи Возрождения (в частности, Флавио Бьондо считается первым, кто выделил Средневековье как самостоятельный период европейской истории). В XVIII веке усилиями историков и философов эпохи Просвещения медиевистика становится научной дисциплиной. В это время в широкий научный оборот вводится термин «феодализм». Критикуя просветителей, Эдмунд Бёрк, Жозеф де Местр, Юстус Мёзер и другие исследователи сформировали романтическое направление, идеализирующее средневековье.
Становление медиевистики связывается с работами историков-гуманистов эпохи Возрождения (в частности, Флавио Бьондо считается первым, кто выделил Средневековье как самостоятельный период европейской истории). В XVIII веке усилиями историков и философов эпохи Просвещения медиевистика становится научной дисциплиной. В это время в широкий научный оборот вводится термин «феодализм». Критикуя просветителей, Эдмунд Бёрк, Жозеф де Местр, Юстус Мёзер и другие исследователи сформировали романтическое направление, идеализирующее средневековье.
Начиная с XIX века медиевистика начинает изучаться всё более активно. Одним из первых медиевистов, начавших систематическое изучение социально-экономической истории, был Франсуа Гизо. В XIX веке велась активная археографическая деятельность — было опубликовано множество крупных сборников письменных источников. Тремя ведущими направлениями в медиевистике во второй половине XIX века были историко-правовое направление, политическое (было распространено в основном в Германии) и позитивистское. В этот период также появился марксистский подход к исследованию средневековья, однако до начала XX века он оставался слабо представленным в научной среде.
В XX веке в медиевистике, как и во всей исторической науке, происходит переход от преимущественного исследования политических событий к изучению человека прошлого. В 1929 году медиевист Марк Блок и специалист по позднему средневековью и раннему Новому времени Люсьен Февр начали издание журнала «Анналы экономической и социальной истории», вокруг которого сложилась школа «Анналов». Под влиянием школы «Анналов» в медиевистике возникли такие новые направления, как тотальная история, микроистория, история ментальностей. Кроме того, появились исследования в духе «новой социальной истории» и психоистории.
Центры изучения медиевистики/Средневековья
В настоящее время во многих учебных заведениях мира существуют центры изучения Средневековья (англ. Centres/Centers for Medieval Studies ), как правило, являясь частью университета или какого-либо иного научного или исследовательского центра проблем истории. Среди выдающихся из общего списка [источник не указан 253 дня] :
Античность, Средневековье, Ренессанс — эти понятия известны каждому. Ассоциации, связанные с ними, есть даже у человека, имеющего весьма приблизительное представление о мировой истории. Они не только являются важным элементом языка и искусства, но и влияют на наши представления о мире, религии, обществе. Есть ли что-то общее у всех этих многочисленных и зачастую несхожих образов? Почему и как они используются в популярной культуре, в политической публицистике и повседневной речи? Как они соотносятся с изучением прошлого, например, эпохи Средневековья, профессиональными исследователями-медиевистами?
В английском языке слово medievalism означает и присутствие Средних веков в современности, и исследования этого периода (то, что в русскоязычной традиции называется медиевистикой). Объектом medievalism studies оказываются любые образы и реконструкции Средневековья — вне зависимости от их «научности».
«Средневековое» как эпитет
Исторические реалии, даже сами названия периодов могут стать источником понятных эпитетов или метафор. Когда в публицистическом тексте недавно принятый закон назван средневековым, читателям не нужны ни сноски, ни пояснения. При использовании подобных «исторических» эпитетов не требуется отсылка к конкретному месту и времени. Ассоциации со «Средневековьем» формируются в том числе на основе вымышленных миров «Властелина колец», «Песни Льда и Пламени»/«Игры престолов» или «Трудно быть богом». При этом знание исторических источников вдохновения Дж.Р.Р.Толкиена, А. и Б.Стругацких или Дж.Мартина не является обязательным для восприятия этих произведений.
С другой стороны, образы, отсылающие к периоду Средневековья, не всегда воспринимаются как средневековые. Яркий пример — представления о Древней Руси в советской и постсоветской культуре. В массовом сознании Ледовое побоище ассоциируется с фильмом С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Средневековью и связанной с ним системе образов скорее принадлежат немецкие рыцари, но едва ли — князь и его сподвижники. Популярные представления о «древнерусском» значительно отличаются от ассоциаций со «Средневековьем». Они становятся элементами самых разных художественных произведений: от песни Бориса Гребенщикова «Древнерусская тоска» до серии мультфильмов студии «Мельница» «Три богатыря».
Эволюция средневекового
Само понятие «средневековое» должно обозначать нечто промежуточное и уже прошедшее, но отличающееся от более давней — классической — эпохи. Итальянскиe гуманисты XIV–XV веков, впервые употребившие подобное название, промежуточными считали века испорченного латинского языка — между золотой и серебряной латынью Античности и возрождением классической учёности во времена Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.
Иной образ Средневековья сформировала Реформация. «Средневековыми» оказывались предрассудки, насаждавшиеся папами и монахами, а светлым прошлым — времена апостольской церкви. Именно в таком контексте понятие «Middle age» впервые зафиксировано в 1570 году в английском языке.
Просветителям XVIII века Средние века казались уже не только временем религиозного мракобесия, но и истоком неразумных, вредных устоев и порядков, которые были впоследствии уничтожены Французской революцией. В качестве примера можно привести упоминание «права первой ночи» в «Женитьбе Фигаро» Бомарше.
Несмотря на господство отталкивающих образов, Средние века привлекали внимание интеллектуалов Нового времени. Так, французские и английские юристы XVI–XVII веков искали в этой эпохе истоки современной правовой системы, королевской власти, парламентских институтов; эрудиты и антикварии собирали и изучали средневековье рукописи. Но это не сравнится с широкой популярностью романтического, «рыцарского» Средневековья конца XVIII — начала XIX веков. Этот образ во многом был ответом на крах Старого порядка во времена Французской революции. С этим образом сочеталась другая сторона романтизма — поиск национальной народной культуры, истоки которой лежали в Средневековье. Воплощением этих двух аспектов могут служить сюжетные линии Айвенго и Локсли — Робина Гуда в романе Вальтера Скотта.
Романтический медиевализм многолик и разнообразен. Достаточно сравнить Средневековье картин венских художников-назарейцев и опер Рихарда Вагнера. В середине XIX века неоготика становится официальным архитектурным стилем Британской империи, стрельчатые своды появляются и в Индии, и в Австралии. В отечественной литературе, искусстве, музыке, исторической науке этого времени также получил распространение романтический взгляд на Средние века. Можно вспомнить «Сцены из рыцарских времен» и «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина. Заметны параллели между западным романтическим медиевализмом и отсылками к русскому Средневековью, например, между культурной и политической ролью появившегося в середине XIX века псевдорусского стиля и британской неоготики.
В XIX веке научные исследования Средних веков — часть публичного дискурса. Можно вспомнить переполненные залы на лекциях историков-медиевистов, таких как Жюль Мишле во Франции. Показательно, что в России подобный ажиотаж вызывали выступления, посвящённые не только отечественной истории, но и западному Средневековью. Пожалуй, ярчайшим примером служит слава историка Тимофея Грановского. Однако к концу XIX века академическая медиевистика уже не привлекала столь широкого внимания общества: образы прошлого, воссоздаваемые наукой и конструируемые в культуре, все больше отдалялись друг от друга.
История medievalism studies
Начиная с 1970-х годов исследования медиевализма выделяются в особое направлением в США, Великобритании и Австралии. В 1979 году в США начал выходить журнал Studies in Medievalism.
В Германии и Австрии схожее направление исследований (обычно обозначаемое как «Рецепция Средних веков» (Mittelalter-Rezeption)) также получило распространение с конца 1970-х. Влияние политических или иных представлений на медиевистические исследования, в частности, роль национальных и шовинистских идеологий в классических трудах XIX – первой половины XX веков, стало одной из ключевых тем medievalism studies.
В наше время это исследовательское направление развилось в особую дисциплину, наиболее влиятельную в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Там регулярно проводятся конференции, выходят книжные серии и специализированные журналы. Изучаются и ставшие классическими темы (например, литература викторианской Англии), и новые области применения образов Средневековья: компьютерные игры, культуры соучастия.
Исследователи активно обсуждают, к каким предметным областям относятся medievalism studiues — истории, истории искусства, истории литературы, cultural studies, как они сочетают разные подходы? Можно ли говорить о чем-то общем между исследованиями средневековых образов в академической живописи XIX века и в практиках современных сообществ реконструкторов?
Всё большее внимание рецепции образов Средневековья уделяется и в отечественной науке. Так, в 2012 году в Высшей школе экономики прошла конференция «Шестое Средневековье, или Зачем нам сегодня Средние века?». В 2016 году состоялся совместный вечер проекта «Arzamas» и Российской государственной библиотеки «Возвращение Средневековья».
Исследовательское поле и подходы medievalism studies изначально было близким к полю публичной истории. Однако в последнее время эти связи становятся всё активнее. Например, создатели портала The Public medievalist подчеркивают, что для них важно изучение образов Средневековья в контексте социологии, memory studies и исследований популярной культуры.
Что значит быть «средневековым»?
Образы Средневековья по-разному используются в современной культуре. Хотя бы бегло описать это изобилие едва ли возможно. Современный американский исследователь Д. Мэтьюс выделят два основных взгляда на Средневековья: романтический и гротескный (или готический). Первый воплотился в романах В. Скотта и в голливудской «Истории рыцаря» (реж. Бр. Хелгеланд, 2003). Второй — в уже упоминавшейся «Игре престолов». Но подобное простое деление, конечно, не исчерпывает всего разнообразия медиевализма. В эссе «Мечты о Средневековье» (1987), нарочито смешивая различные принципы классификации, Умберто Эко перечисляет десяток причин, по которым писатели, художники, композиторы, режиссеры и учёные обращаются к той далёкой эпохе.
Согласно Эко, Средневековье может быть:
всего лишь предлогом, простой декорацией для развития сюжета — авторов мало интересует сама эпоха. Так обычно его воспринимали авторы либретто итальянских опер, например, «Пирата» В. Беллини.
темой для иронического обращения, что можно видеть в поэме Л. Ариосто «Неистовый Роланд» и «Доне Кихоте» М. де Сервантеса.
эпохой варварства, как героического, словно в операх Р. Вагнера, так и пугающего. Большую популярность такой образ приобрел в кино и на телевидении: можно вспомнить и несколько экранизаций «Конана-варвара», и недавних «Викингов».
«мечтанием» эпохи Романтизма, наполненной туманными замками и готическими соборами. Яркий пример представляет тонкая стилизация этой системы образов в фильме Р. Брессона «Ланселот Озёрный».
важным (хотя, как правило, скрытым) элементом современной философии, причем не только неотомизма, но и структурализма, и психоанализа.
основой национальной идентичности. Примером могут быть как исторические труды, так и художественные произведения всех европейских культур.
возрождённым с помощью историко-филологической реконструкции — традиции, идущей от французского эрудита XVII века, отца палеографии Ж. Мабильона к французской исторической школы «Анналов», пожалуй, самого влиятельного центра медиевистики XX века.
источником образов для декадентского искусства. К этой группе Эко относит и прерафаэлитов, и Ж.К. Гюисманса, автора романа «Наоборот».
источником вдохновения для основателей и последователей многочисленных мистических и эзотерических течений, эпохой алхимии, астрологии, тамплиеров и Святого Грааля. Эко уже после написания эссе анализировал подобные представления в статье, посвящённой «Коду Да Винчи» Д. Брауна (2003), и безжалостно пародировал их в своем последнем романе «Пражское кладбище» (2013).
К этому списку Эко добавляет сходство конца XX века и Средневековья в отношении ожидания скорого Миллениума и конца света.
Список Эко, напоминающий борхесовскую классификацию животных в китайской энциклопедии, не претендует на полноту и точность. К нему легко добавить множество иных «мечтаний» о Средних веках. Так, Эко не приводит восходящее еще к эпохе Реформации тёмное «католическое Средневековье», одержимое поиском грешников и еретиков. Этот образ нашел множество воплощений в популярной культуре, например, в клипе на сингл Sin дуэта Pet Shop Boys.
Отечественный опыт также легко может помочь дополнить список. Западное Средневековье в советской массовой культуре выступало как эпоха народных восстаний против угнетателей (например, в фильме «Легенда о Тиле» реж. А. Алова и В. Наумова, советской экранизации романа Ш. де Костера). Иногда сюжет был слегка иной, и Средние века представали как время, когда немногие светочи прогресса борются против всеобщего невежества. В качестве примера можно привести параллельную основному детективному повествованию сюжетную линию, посвящённую Парацельсу в телевизионном сериале «Вход в лабиринт» (1989), и уже упомянутую повесть «Трудно быть богом».
И, конечно, стоит добавить разнообразные отсылки к Средневековью в социальных и политических теориях, например, неофеодализме. Сам Эко развивал концепцию Нового Средневековья в эссе «Средние века уже начались».
Медиевализм в России?
Британские, американские, австралийские и немецкие medievalism studies ориентированы на образы именно западноевропейского Средневековья, хотя подчас и рассматривают их рецепцию в культуре других частей света (например, в японском аниме). Важным оказывается то, что представления о Средних веках становятся органичной частью языка культуры и политики.
В современной России положение medievalism studies оказывается двойственным. С одной стороны, западноевропейское Средневековье, без сомнений, входит в «культурный багаж» любого жителя нашей страны. Там будут образы замков и рыцарей. При этом их интерпретации гораздо ближе западноевропейским, нежели, к примеру, ближневосточным.
С другой стороны, можно заметить, что приведенные выше классификации и подходы во многом применимы и к понятию «древнерусского». Это связано и с прямым влиянием западной традиции, например, на романтическую национальную историографию и литературу, и со схожей ролью образов русского Средневековья в культуре и обществе XIX века. В связи с этим особенно любопытны случаи, когда на сюжеты древнерусской истории накладываются штампы, первоначально связанные с западным медиевализмом. Примером может послужить фильм «Викинг» (2016), где Владимир Красное Солнышко представлен скорее скандинавским конунгом, нежели киевским князем.
Особые отрасли медиевистики составляют византиноведение и славяноведение. С XIX века содержательная характеристика Средневековья как предмета изучения медиевистики тесно связана с понятием феодализма. Принятая ныне в большинстве стран периодизация истории относит к средним векам период V-XV веков. В советской историографии долгое время к средним векам относили также XVI век и первую половину XVII века, определяемые ныне как раннее Новое время, тесно связанное со средними веками и изучаемое отчасти медиевистами.
Зарубежная медиевистика
История средних веков служила объектом описания средневековых хронистов и историков, однако как особый период впервые была выделена итальянскими гуманистами XV века. Отвергая провиденциалистский подход к истории, гуманисты способствовали утверждению эмпиризма и секуляризации знания. Следуя гуманистической традиции, с XVII века историю человечества стали делить на три периода: древность, средние века и Новое время. Значительный круг источников по истории средних веков был введён в оборот и опубликован учёными-эрудитами XVII-XVIII веков. Деятельность мавристов во Франции, болландистов в Антверпене, антиквариев в Англии и на Апеннинском полуостове способствовала развитию источниковедения, а также таких вспомогательных дисциплин, как палеография, нумизматика, сфрагистика, генеалогия, дипломатика. Просветители XVIII века отождествляли средние века со «старым порядком» и господством феодализма. В их работах были поставлены проблемы генезиса феодализма, роли городов и происхождения «третьего сословия». Романтическое направление в историографии начала XIX века идеализировало рыцарство и феодальные порядки, породив интерес к быту и культуре Средневековья.
Европейская медиевистика XIX века переживала подъём. Началось массовое обращение историков к архивам, превратившимся в научные учреждения. Для обучения работе в архивах создавались специальные школы, например Школа хартий в Париже (1821 год). Рост числа исторических исследований, вариативность научных подходов стимулировали развитие историографии как специальной области исторических знаний. Складывались национальные школы, издавались специализированные исторические журналы («Historische Zeitschrift», с 1859 года; «Revue historique», c 1876 года, «English Historical Review», с 1886 года), продолжились начатые ещё в XVIII веке (или осуществлялись впервые) большие сводные публикации источников по истории отдельных стран Европы («Monumenta Germaniae Historica», «Recueil des historiens des Gaules et de la France», «Histoire littéraire de la France», «Calendars of State papers», «Rerum britannicarum medii ævi scriptores» и др.). Основывались научные общества и академии региональной истории (первые такие общества появились в Англии в XVII веке).
Заметное влияние на медиевистику XIX века оказала методология марксизма, предложившая новые объяснения исторического процесса. Утверждая не только комплексное, но и системное видение исторического процесса, марксисты подчёркивали его стадиальный характер. В традициях противопоставления материи и духа они настаивали на экономической детерминанте развития.
В западноевропейских странах собственные школы медиевистики складывались и развивались прежде всего в целях изучения национальной истории (в отличие от медиевистики в России или США). Количество центров изучения средневековой истории в Европе традиционно велико. Современную медиевистику отличают «наднациональные» связи учёных, реализуемые посредством организации международных проектов и научных групп, учреждения или развития международных исследовательских центров в странах Западной Европы (Дом наук о человеке в Париже; Французская школа в Афинах и Риме, Варбургский институт в Лондоне и др.).
Крупные школы медиевистики созданы в Канаде, в частности в Понтификальном институте в Торонто и в Университете Лаваля в Квебеке.
В современной французской медиевистик по-прежнему актуален спор «романистов» и «германистов» о происхождении средневекового строя, начатый ещё в XVII веке полемикой Ж. Б. Дюбо с А. Буленвилье и Ш. Л. Монтескьё. Продолжается дискуссия, вызванная работами Ж. Дюрлиа, отстаивавшего тезис о сохранении (континуитете) римских фискальных институтов на протяжении всего раннего Средневековья. В послевоенной французской медиевистики большое влияние приобрела теория «феодальной мутации», или «феодальной революции» (Ж. Дюби, П. Боннасси, Р. Фоссье, П. Тубер, Ж. П. Поли и др.), сторонники которой придают решающее значение перелому, произошедшему в условиях оформления феодально-вассальной системы и политической власти крупных земельных собственников, возникновению рыцарства и замков. В 1990-е годы ведущие позиции стали занимать «антимутационисты» (Д. Бартелеми, Р. Ле Жан, Л. Феллер), оспаривающие теорию «феодальной революции». С их точки зрения, явления, которые принято считать характерными чертами феодального общества, в той или иной мере наблюдались уже в каролингскую эпоху.
Медиевисты Бельгии (А. Пиренн, Ш. Верлинден, Л. Женико и др.) и Нидерландов (Й. Хейзинга, В. Блокманс и др.) внесли вклад в изучение средневековой урбанистики, истории торговли, в т. ч. работорговли, истории экономики, политики и культуры позднего Средневековья и раннего Нового времени.
Становление медиевистики как научной дисциплины в Италии связано с деятельностью Л. А. Муратори, издателя многотомного свода исторических памятников («Rerum italicarum scriptores». Mediolani, vol. 1-25, 1723-1751 годы) и автора многочисленных трудов по истории Италии разных периодов. Вскоре после объединения Италии в Риме был создан Итальянский исторический институт (1883 год, с 1934 года Итальянский институт средневековой истории), в котором сотрудничали крупнейшие итальянские медиевисты. В XX веке возник целый ряд научных центров международного значения: фонд Дж. Чини в Венеции (1951 год), Институт истории раннего Средневековья в Сполето (1952 год), Международный институт экономической истории имени Ф. Датини в Прато (1967 год), Итальянское общество изучения латинского Средневековья во Флоренции (1978 год), Центр изучения Средневековья в Палермо (1979 год). Итальянские медиевисты известны своими работами в области изучения культуры эпохи Возрождения (Ф. Де Санктис, А. Сапори, Э. Гарен, В. Бранка и др.), урбанистики, средневекового делопроизводства, торговли, мореплавания и колонизации (Дж. Луццатто, К. Чиполла, Р. Чесси, Ф. Мелис, У. Туччи, Дж. Пистарино и др.). Папский Григорианский университет, Ватиканские архив и библиотека, институты Ватикана (Папский восточной институт, Папский институт христианской археологии и др.) и папские академии наук ведут интенсивные исследования истории Церкви и католических миссий, рукописного наследия Средневековья.
Становление медиевистики как научной дисциплины в Дании и Норвегии связано с трудами Арни Магнуссона (1663-1730 годы) и Я. Лангебека (1710-1775 годы), заложившими основы скандинавского источниковедения, а также с первой «Историей Норвежского государства» («Norges Riiges Historie», bd 1-3, 1771-1781 годы) Г. Шёнинга. В 1767 году в городе Тронхейм создано Королевское норвежское общество учёных, ставшее центром исторических исследований. В 1772 году для изучения средневековых рукописей, перевезённых Арни Магнуссоном из Исландии в Данию, в Копенгагене создано Арнемагнеанское собрание, которое впоследствии легло в основу фонда Арнемагнеанского института (1956 год) при Копенгагенском университете.
В трудах представителей датской школы М. (Л. Хольберг, К. Эрслев, А. Худе) изучалось общественно-политической устройство средневековой Дании. В XX веке исследовались проблемы истории датского крестьянства и средневекового датского землевладения (Э. Аруп), средневековой датской экономики и поземельных отношений (Э. Ульсиг), политической и социальной истории, истории права (А. Э. Кристенсен, П. Йоргенсен, О. Фенгер, П. Андерсен, М. Гельтинг, М. Кремер).
Главным центром медиевистики в Исландии является Арнемагнеанское собрание в Рейкьявике (с 1971 года). Ведутся исследования по политической истории Исландии, Церкви, норвежскому влиянию в Исландии (Йон Видар Сигюрдссон).
Существенный вклад в изучение истории Придунавья и Причерноморья внесла румынская медиевистика (Н. Йорга, Г. Брэтиану, Ш. Папакостя, Ш. Андрееску и др.) с центрами в университетах Бухареста, Клужа, Ясс, Институте истории «Николае Йорга» Румынской Академии наук.
Медиевисты Израиля исследуют вопросы истории Восточного Средиземноморья, средневековой торговли (Э. Аштор, Д. Якоби, Б. Арбель), евреев в средние века (Я. Кац, Ш. Гойтейн, М. Бен-Сассон и др.).
Отечественная медиевистика
Формирование медиевистики как специальной области научного знания и преподавания в отечественно науке началось на рубеже 1830-1840-х годов в Московском университете, позднее в университетах Санкт-Петербурга, Харькова, Киева и Казани. Интерес в обществе к истории в целом и истории Западной Европы в частности стимулировался политическоц ситуацией, кризисом феодально-крепостнической системы, поисками ответов на вопросы о судьбах крестьянства и роли самодержавия.
Отечественная медиевистика развивалась в рамках общеевропейской научной традиции, сохраняя своеобразие национальной школы. Первый русский медиевист Т. Н. Грановский и его ученики (П. Н. Кудрявцев, С. В. Ешевский) работали в рамках распространённого в Европе политико-правового направления в изучении истории, при этом во многом предвосхитили набиравший силу позитивизм. Представителей школы Грановского отличали признание за историей назначения науки, раскрывающей закономерности внутреннего развития общества, внимание к источникам и методике работы с ними, попытки комплексного видения исторического процесса с интересом как к материальным, так и духовным формам общественной жизни, а также намерение применить «социальный подход» к политической и духовной истории.
Позитивистское направление в отечественной медиевистике имело особый успех в области социально-экономической истории, которая со второй половины 1870-х годов заняла ведущее положение. С социально-экономическими исследованиями связаны самые значительные достижения дореволюционной отечественной медиевистики, получившей в конце XIX века международное признание. К старшему поколению представителей этого направления принадлежали воспитанники и профессора Московского университета Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, М. М. Ковалевский, Д. М. Петрушевский, выпускник Киевского университета И. В. Лучицкий. Отечественные медиевисты разрабатывали общинную теорию, особенностями которой были отказ от чисто юридического толкования проблемы происхождения общины и признание примата производственного фактора в этом процессе, гибкое решение вопроса о роли и соотношении общины и вотчины. Специалисты по социально-экономической истории также интересовались средневековой политической историей, чему способствовала острота политической борьбы в России накануне и после Революции 1905-1907 годов. В контексте новаторских в то время попыток сопряжения политической и социальной истории исследовались общественный строй Англии в XIII-XV веках, происхождение сословной монархии, социальная природа реформационного движения во Франции.
Отечественным медиевистам принадлежат труды по истории альбигойцев и их времени (профессор Казанского университета Н. А. Осокин), славяно-германских отношений и колонизации Мекленбурга (Д. Н. Егоров), средневековой Церкви (В. В. Болотов, А. П. Лебедев, И. И. Соколов, протоиерей Г. Флоровский и др.).
Жёсткие идеологические императивы в методологии определяли объект и манеру исследования, создавая веру в авторитеты и формируя неоправданный критицизм по отношению к западным и дореволюционным «буржуазным» трудам. Последнее, в свою очередь, вело к изоляции отечественной науки. Вместе с тем политизиров. идеология не могла воспрепятствовать развитию науки. В силу самого объекта исследования медиевистика не была полностью изолирована от мирового исторического знания (что не решало проблему его адекватного восприятия). Предмет изучения медиевистики, необходимость высокого уровня профессиональной подготовки затрудняли научную спекуляцию; хронологическую отдалённость сюжетов, являвшихся предметом медиевистики, в определённой степени уводила учёных от острых коллизий политической борьбы.
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1934 о преподавании гражд. истории восстановило М. в ун-тах Москвы, Ленинграда, Горького, где были основаны специализир. кафедры истории средних веков. Методич., науч.-исследоват. центрами, а также важнейшими школами подготовки кадров отеч. медиевистов стали кафедры средних веков в МГУ и ЛГУ. Сотрудниками этих кафедр были крупнейшие отеч. учёные – Е. А. Косминский, С. Д. Сказкин, Н. П. Грацианский, А. И. Удальцова, В. В. Стоклицкая-Терешкович, М. М. Смирин, А. И. Неусыхин (МГУ); М. В. Левченко, М. А. Гуковский, О. А. Добиаш-Рождественская, А. Д. Люблинская, В. И. Рутенбург (ЛГУ). Профессора университетов поддерживали традиционно тесные связи со внёсшими большой вклад в отеч. М. учёными Ин-та истории АН СССР. М. стала успешно развиваться в Моск. гос. педагогич. ин-те им. Ленина (Н. П. Грацианский, В. Ф. Семёнов и др.), в Горьковском (С. И. Архангельский), Уральском (М. Я. Сюзюмов), Томском (А. И. Данилов) и др. ун-тах. Со 2-й пол. 1930-х гг. и до кон. 1960-х гг. исследования в области социально-экономич. истории оставались приоритетными, что объяснялось задачами разработки марксистской концепции феодализма и критич. отношением к историографии 19 – нач. 20 вв. с её представлениями о феодализме как о системе политич. отношений.
В первые послевоенные десятилетия исключит. роль в разработке теории генезиса феодализма сыграл А. И. Неусыхин. Характеристика воссозданной им по источникам «др.-герм. общины» и выделение «дофеодального периода» как особого этапа в развитии первобытно-общинного строя по своему значению вышли за рамки зап.-европ. истории. С сер. 1950-х гг. и до 1970-х гг. тема генезиса феодализма изучалась на материале остготской Италии и Византии (З. В. Удальцова), вестготской Испании (А. Р. Корсунский). Продолжились исследования по истории ср.-век. Германии (Л. Т. Мильская, А. И. Данилов), Англии и Норвегии (М. А. Барг, А. Я. Гуревич, К. Ф. Савело). Эти исследования подготовили выработку отеч. учёными типологич. модели генезиса феодализма, компонентами которой были названы: наличие или отсутствие синтеза рим. и варварского начал, характер этого синтеза, уровень развития варварских племён, продолжительность взаимодействия и др. Используя эту модель, Е. В. Гутнова и Удальцова разработали типологич. картину процесса феодализации на всей территории Европы.
В трудах Е. А. Косминского и С. Д. Сказкина продолжалось изучение общины и вотчины в условиях товарно-денежных отношений. В 1940–60-х гг. возобновилось исследование истории 16–17 вв.; были созданы труды по социально-политич. истории Франции (Б. Ф. Поршнев и А. Д. Люблинская), социально- экономич. и политич. истории Англии (С. И. Архангельский, В. Ф. Семёнов) и Германии (М. М. Смирин). Началось изучение крестовых походов (М. А. Заборов). Большой вклад в развитие М. в целом вносило византиноведение.
Картину социально-экономич. истории ср.-век. общества дополнили труды исследователей гор. истории, заложившие основы отеч. урбанистики. Инициатива и исключит. роль в оформлении её в качестве спец. направления принадлежала В. В. Стоклицкой-Терешкович (МГУ), которая стремилась раскрыть феод. природу города, исследовав его возникновение, организацию ремесла, специфику гор. сословия.
В 1960–80-х гг. заметно расширились географич. ареал и тематика М. Изучалась история раннесредневекового города (А. А. Сванидзе, Я. А. Левицкий и др.), появились труды по истории города и деревни в Италии (Л. А. Котельникова, В. И. Рутенбург, А. Д. Ролова, М. Л. Абрамсон, В. В. Самаркин и др.), Германии (В. Е. Майер), Франции (Ю. Л. Бессмертный, Я. Д. Серовайский), Англии (Я. А. Левицкий, А. А. Кириллова, Л. П. Репина), Ирландии (Т. С. Осипова, Ю. М. Сапрыкин), Испании (О. И. Варьяш, С. Д. Червонов). В Саратовском ун-те С. М. Стам возглавил науч. центр урбанистики (с 1968 издаётся ежегодник «Средневековый город»), в Горьком появился центр по изучению истории Средиземноморья и Англии (Н. П. Соколов, Е. В. Кузнецов). Органич. частью социально-экономич. исследований стали разработки темы товарного произ-ва и генезиса капитализма (М. М. Смирин, В. И. Рутенбург, А. Н. Чистозвонов и др.). В. П. Шушарин и Т. П. Гусарова начали изучение венгерского, Л. Е. Семёнова – рум. Средневековья. Утвердилась важная особенность нац. школы медиевистов (которая отличает отеч. М. и сегодня) – разнообразие страноведч. специализации.
Тенденция к изучению преим. социально-экономич. истории была в известной мере уравновешена оформлением направления политич. и гос. истории. Историю государства раннего Средневековья всесторонне исследовал А. Р. Корсунский. Традицию изучения сословной монархии на англ. материале возродила Е. В. Гутнова. Сложились школы по изучению абсолютной монархии на англ., франц. и исп. материале (С. Д. Сказкин, В. В. Штокмар, А. Д. Люблинская, Б. Ф. Поршнев, А. Н. Чистозвонов, В. Н. Малов и др.). Была начата разработка темы сословной монархии на франц. материале с акцентировкой социальной природы этой формы государства (Н. А. Хачатурян). Исследованием политич. организации Священной Рим. империи занимался Н. Ф. Колесницкий.
Кафедра ЛГУ (М. А. Гуковский, А. И. Хоментовская, Г. Л. Курбатов, А. Н. Немилов) сохранила и преумножила дореволюционные традиции в области культурной и духовной истории Средневековья. В Москве при содействии С. Д. Сказкина науч. центром по изучению культуры Возрождения стала кафедра МГУ. Ученице Сказкина – Н. А. Сидоровой принадлежало исследование специфики гор. культуры Франции и творчества П. Абеляра. Важную часть исследований духовной жизни ср.-век. общества составили работы, посвящённые движениям, оппозиционным католич. Церкви (ересям) в эпоху классич. Средневековья, и реформационным движениям в его поздний период (С. Д. Сказкин, В. В. Самаркин, В. Л. Керов, Б. Я. Рамм, М. М. Смирин). В трудах Е. В. Гутновой и Ю. М. Сапрыкина поднимались проблемы крестьянского сознания и идеологии. Большой вклад в изучение социальной психологии и ментальности ср.-век. общества, его нар. культуры и господствующих представлений внёс А. Я. Гуревич. Сложилось целое направление по изучению истории культуры европ. Возрождения (Л. М. Брагина, М. Л. Абрамсон, А. Х. Горфункель, Л. М. Баткин, А. Э. Штекли, В. М. Володарский, О. Ф. Кудрявцев, М. А. Юсим, Н. В. Ревякина, С. М. Стам, Н. И. Девятайкина, И. Я. Эльфонд, И. А. Краснова).
Неск. изданий университетского учебника по истории средних веков, созданных при участии Е. А. Косминского, С. Д. Сказкина и др., отразили процесс развития науки и заложили фундамент преподавания этой дисциплины в ун-тах. Задачи преподавания М. обусловили исследования историографии (О. Л. Вайнштейн, Е. А. Косминский, Е. В. Гутнова, З. В. Удальцова, Г. Л. Курбатов, М. В. Алпатов, А. И. Данилов, Б. Г. Могильницкий). Ученик А. И. Неусыхина – Данилов основал центр по изучению историографии в Казанском и Томском ун-тах.
Важный вклад в развитие вспомогат. дисциплин и публикацию источников внесли кафедра ЛГУ и Ленингр. отделение Ин-та истории АН СССР (труды О. А. Добиаш-Рождественской, А. Д. Люблинской, Е. Ч. Скржинской, В. И. Рутенбурга, Л. И. Киселёвой, В. И. Мажуги).
С кон. 1950-х – 1960-х гг. в отеч. М. происходил постепенный отказ от огульной критики зарубежной историографии, связанной с представлением об общем кризисе «буржуазной» науки. С сер. 1950-х гг. возродились контакты сов. и зарубежных учёных (участие в междунар. конгрессах в Риме, Стокгольме, Вене, Москве, организация проблемных конференций, восстановление практики командировок для работы в зарубежных архивах и науч. центрах, публикации отеч. учёных в зарубежных изданиях). На иностр. языки были переведены труды Е. А. Косминского, М. М. Смирина, А. И. Неусыхина, Б. Ф. Поршнева, позднее – Л. А. Котельниковой, А. Д. Люблинской, А. Я. Гуревича, С. П. Карпова и др., а также первый в послевоенный период коллективный обобщающий труд, отразивший марксистскую концепцию истории зап. Средневековья, – «Всемирная история» (т. 3–4, 1957–58).
Важным явлением в развитии науки в 1940–60-х гг. стали дискуссии о феод. собственности и месте внеэкономич. принуждения в системе феод. отношений, о природе ср.-век. города, товарного произ-ва и роли последнего в генезисе капитализма; о роли классовой борьбы, природе Возрождения и гуманизма, Реформации и Крестьянской войны 1524–1525 в Германии. Под знаком «охранительных» тенденций прошли дискуссии на рубеже 1960–70-х гг. о генезисе и природе феодализма, в ходе которых резкой критике подверглись М. А. Барг, А. Я. Гуревич, Ю. Л. Бессмертный.
Преодоление постепенно наступающего кризиса в М. было связано с политич. изменениями в стране, периодом «оттепели» и особенно с политикой перестройки. С обретением наукой свободы выбора методологии в нач. 1990-х гг. был положен конец монополии марксизма. В условиях отхода от идеологич. диктата, жёсткого администрирования и поощрения науч. инициативы произошёл очевидный рост исследоват. и издат. активности, резко выросло количество переводов на рус. яз. источников и иностр. науч. лит-ры.
В отеч. М. с нач. 1990-х гг. выделяется неск. осн. исследоват. направлений. Изучение духовной жизни и культуры ср.-век. общества представлено многочисл. науч. центрами и группами в рамках Ин-та всеобщей истории РАН (ИВИ РАН), столичных и региональных ун-тов: науч. центр под рук. А. Я. Гуревича и его преемников; группа по изучению культуры Возрождения (Л. М. Брагина), группа по изучению микроистории (Ю. Л. Бессмертный, М. А. Бойцов) со своими печатными изданиями, науч. группа «Власть и общество» (Н. А. Хачатурян), центр интеллектуальной истории (Л. П. Репина).
Организация науч. усилий специалистов в области политич. истории способствовала преодолению свойственной сов. М. недооценки роли политич. фактора в обществ. развитии, а также заметному обновлению тематики: изучение проблемы «властвования» в её социологич. и культурно-историч. аспекте, репрезентации и сакральной природы власти, эволюции природы власти и государства (Н. А. Хачатурян, О. В. Дмитриева, Т. П. Гусарова, О. С. Воскобойников в МГУ, Ю. П. Малинин, С. Е. Фёдоров, А. Ю. Прокопьев в С.-Петерб. гос. ун-те, С. К. Цатурова в ИВИ РАН). Предметом исследований М. А. Бойцова стал политич. символизм Средневековья.
Системный анализ периода перехода от античности к Средневековью представлен в монографии И. С. Филиппова о юж. областях Франции («Средиземноморская Франция в раннее средневековье: Проблема становления феодализма», 2000). В центре внимания И. С. Филиппова, а также М. В. Винокуровой, автора монографии, посвящённой Англии позднего Средневековья («Мир английского манора», 2004), – мало изучаемые в совр. отеч. М. проблемы земельной собственности и судеб деревни.
Важное направление отеч. М. – история экономич. связей, торговли и торговых факторий, ср.-век. колонизации. Исследования в этой области осуществляет группа учёных под рук. С. П. Карпова, ведущих комплексное изучение истории регионов Средиземного и Чёрного морей как важной контактной зоны Востока, Зап. и Вост. Европы. Большое внимание уделяется разработке вопросов истории мореплавания, финансов и нотариата, денежного обращения в Средневековье. Принципиально новым является системное привлечение материалов зарубежных (прежде всего итальянских) архивов и составление обширных баз данных источников. Печатный орган этого направления – периодич. издание «Причерноморье в средние века» (с 1991, М.; СПб.).
Направление социальной истории характеризует существенное углубление картины социальной структуры общества и её эволюции с интересом к сословной стратификации, ремесленной, парламентской и университетской корпорациям, малым группам и общностям, истории повседневности (Н. А. Хачатурян, С. К. Цатурова, С. Е. Фёдоров, А. Ю. Прокопьев, В. А. Ведюшкин, Т. П. Гусарова и др.). Значит. вклад в изучение социальной и институциональной истории Франции 16 в. внесли труды П. Ю. Уварова.
В области урбанистики особое внимание уделяется цивилизационному контексту в истории города и раннему городу (А. А. Сванидзе, А. Л. Ястребицкая, Е. Н. Кириллова). В разл. аспектах изучаются междунар. отношения в период Средневековья: история крестовых походов и государств крестоносцев на Востоке (С. П. Карпов, С. И. Лучицкая, С. В. Близнюк), Столетняя война 1337–1453 (В. И. Райцес, Н. И. Басовская, О. И. Тогоева и др.), внешняя политика государств позднего Средневековья и раннего Нового времени (Ю. Е. Ивонин, О. В. Дмитриева и др.).
Важные исследования истории Сканд. стран провели А. Я. Гуревич, А. А. Сванидзе, Е. А. Мельникова и др., Вел. переселения народов – В. П. Буданова, истории культуры Италии – В. И. Уколова, О. Ф. Кудрявцев и М. А. Юсим. Свидетельством обновления отеч. М. является возрождение интереса к религ. и церковной истории [С. Л. Плешкова, Г. М. Прохоров, митр. Иларион (Алфеев), Н. Ф. Усков и др.], истории права (И. С. Филиппов, О. И. Варьяш, И. И. Шилова-Варьяш и др.). Гендерные исследования в области М. проводит группа под рук. Л. П. Репиной. Ср.-век. геральдика стала объектом спец. исследований А. П. Черных, В. А. Антонова и др.
Большое внимание отеч. медиевисты уделяют «россике» – изучению материалов по истории нашей страны, хранящихся в зарубежных архивах и библиотеках. Важных результатов в этой области достигли Б. Н. Флоря, А. В. Назаренко, С. П. Карпов, Е. А. Мельникова, А. В. Подосинов, Т. Н. Джаксон, И. Г. Коновалова, О. Ф. Кудрявцев.
Происходящие изменения в исследовательской методике и природе изучаемых источников ведут к существенному расширению архивной базы, более интенсивному использованию информатики, данных спец. историч. дисциплин, памятников иск-ва, применению текстологич. анализа с использованием достижений филологич. наук.
Силами гл. обр. кафедры Моск. ун-та под ред. С. П. Карпова опубликовано 6 изданий университетского учебника по истории средних веков (1997–2008). Под ред. Л. М. Брагиной создан первый в стране учебник по культуре Возрождения 16 в. («История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения», 1999). В 2003 под ред. А. Я. Гуревича опубликован «Словарь средневековой культуры».
Органом, координирующим исследования отеч. медиевистов, является издание «Средние века» [М.; ответственные редакторы: А. Д. Удальцов (1942), Е. А. Косминский (1946–59), С. Д. Сказкин (1959–73), А. И. Данилов (1975–82), В. И. Рутенбург (1983–89), А. А. Сванидзе (1990–2007), П. Ю. Уваров (с 2007)]. Проблемам М. уделяется большое внимание в академич. изданиях «Вспомогательные исторические дисциплины» (с 1968, Л.), «Археографический ежегодник» (с 1958, М.), «Одиссей: Человек в истории» (с 1989, М.), «Казус: Индивидуальное и уникальное в истории» (с 1997, М.), «Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории» (с 1999, М.), «Адам и Ева: Альманах гендерной истории» (с 2001, М.), а также в многочисл. «Вестниках», трудах ун-тов, на сайтах науч. школ и др.