Как называется удобство пользования сайтом
Что такое юзабилити сайта: руководство
Узнайте, как протестировать и повысить юзабилити вашего сайта
Юзабилити — это показатель качества сайта, с помощью которого оценивают его простоту и удобство использования.
На нашем YouTube-канале в записи вебинара Мария Зайцева, руководитель отдела интернет-маркетинга Bquadro Agency, рассказала о юзабилити, структуре сайта и технической оптимизации.
Разделы
Почему юзабилити так важно?
Юзабилити представляет собой комплексную оценку сайта. Она зависит от удобства навигации, структуры, качества контента, оформления текстов, дизайна и ряда технических характеристик. Юзабилити влияет на время пребывания пользователей на сайте, уровень конверсии и лояльность потребителей.
Например, первое впечатление пользователей на 94% зависит от дизайна. Более того, 48% посетителей считают его показателем надежности бизнеса. Согласно статистике, человек оценивает внешний вид сайта всего 2-3 секунды. Поэтому, у вас есть буквально мгновение, чтобы произвести хорошее первое впечатление на посетителей, заинтересовать их и удержать.
Сайт с низкой скоростью загрузки, плохой цветовой гаммой и сложной навигацией однозначно оттолкнет пользователя. Вот почему
для продвижения компании, ее товаров и услуг так важен высокий уровень юзабилити. Далее вы узнаете, по каким основным критериям его оценивают.
Критерии оценки юзабилити сайта
Выделяют пять критериев оценки юзабилити. Ниже вы подробнее ознакомитесь с каждым из них.
Теперь, когда вы знаете, что влияет на юзабилити и на основании каких критериев его оценивают, самое время узнать, как протестировать удобство и простоту использования сайта.
Как протестировать юзабилити сайта?
Тестирование сайта проводят, чтобы оценить его удобство и качество перед запуском, увеличить конверсии и улучшить функционал. Есть два пути оценки юзабилити. Первый подразумевает подключение тестировщиков, а второй заключается в самостоятельной работе. Ниже мы рассмотрим, как самому провести тестирование сайта. Вот основные этапы этого процесса.
При самостоятельном тестировании сайта можно использовать Google Analytics Content Experiments. Он позволяет проанализировать различные изменения и увидеть, как они влияют на уровень конверсии и показатель отказов. Чтобы узнать поведенческие факторы пользователей, выявить наиболее и наименее кликабельные элементы сайта, используют «Карту кликов» Яндекс.Метрики и статистику Google Analytics.
Помимо этих инструментов еще применяют платные сервисы вроде AskUsers. С их помощью проводят тестирование среди пользователей, схожих с целевой аудиторией. Читайте дальше, чтобы узнать, как повысить юзабилити сайта.
Как повысить юзабилити сайта?
Для повышения удержания посетителей на сайте и увеличения продаж, следуйте рекомендациям ниже:
Помните, какой бы классный продукт вы не предлагали, юзабилити решает все. Поэтому нельзя пренебрегать дизайном, навигацией, расположением текстов, размером шрифтов, качеством изображений и другими составляющими сайта. Для повышения юзабилити важно продумать каждую деталь и убрать все лишнее. Далее вы ознакомитесь с хорошими примерами сайтов разных компаний.
Примеры сайтов с хорошим юзабилити
Одежду и обувь бренда Nike носят как профессиональные спортсмены, так и любители. Возрастная категория клиентов компании варьируется от нуля и до ста лет. Среди фанатов бренда есть футболисты, баскетболисты, бегуны,регбисты, теннисисты и просто те, кто любит активный образ жизни. Поэтому, продукты на сайте разделены на основании их назначения, пола клиентов и вида спорта. Благодаря такому подходу, несмотря на широкий ассортимент, каждый клиент легко может найти для себя необходимый продукт.
Сайт Apple — это идеальный пример минималистичного дизайна. В верхней строке меню расположены категории товаров и строка поиска. С помощью интерактивного логотипа пользователь в любой момент может вернуться на главную страницу. Обратите внимание, что нет никаких лишних кнопок и текстовых блоков. Ничто не отвлекает внимание пользователя от изучения сайта и продуктов компании.
Образовательный журнал Tilda Education содержит руководства, статьи, видеоуроки и курсы на такие темы как SEO, SMM, контент-маркетинг, дизайн сайтов и так далее. Чтобы пользователи не потерялись среди обучающих материалов и легко находили необходимые темы, на первом экране сайта есть строка поиска, которая позволяет всего за несколько секунд найти нужные ответы. У сайта Tilda Education легкая навигация, грамотно продуманный дизайн и структура.
Хорошее юзабилити улучшает пользовательский опыт, а также способствует повышению продаж и конкурентоспособности. Поэтому, проводите тестирования, а также опрашивайте целевую аудиторию, чтобы шаг за шагом совершенствовать дизайн, структуру и функционал сайта.
Юзабилити сайта: что такое и как анализировать в 2020 году
Конечно для других товаров или услуг цифра может быть меньшая, но это не означает что там будет легче продать товар.
Команда Plerdy подготовила интересную статью о том, как юзабилити влияет на увеличение конверсии сайта и на примере известного сайта провела юзабилити аудит.
Все рекомендации, что Вы прочитаете в статье сможете с легкостью проверить сами и воплотить в жизнь для улучшения Вашего сайта.
Под юзабилити понимается насколько ваш сайт дружелюбен и удобен по отношению к клиентам. Посетив ваш веб-сайт, пользователь не должен испытывать дискомфорт, тратить много времени на поиск нужной информации иначе это очень плохо кончиться для Вашего бизнеса. Думаете нет?
Ниже в статье мы наводим пример юзабилити аудита и более детально описываем какие проблемы могут возникать в онлайн-ресурсов имеющих плохое юзабилити.
Юзабилити аудит должен содержать в себе проверку следующих элементов сайта отдельно для ПК и мобильной версии сайта:
Новички часто допускают ошибки, наиболее распространены следующие:
В 2020 г. в SEO для вывода сайта в ТОП используются такие приемы как:
Это реальный веб-сайт и его анализ позволит лучше понять, что именно делается при оценке. Внимание уделяется каждой мелочи.
Анализ показывает, что это требование на веб-сайте выполнено, переход на главную осуществляется после нажатия на логотип компании. Решение неплохое, интуитивно понятное, большинство пользователей разберется с этим без дополнительных разъяснений.
Что такое юзабилити или 7 основных правил юзабилити сайта
Приветствую тебя, Искатель драгоценного клада «Юзабилити сайта»! С помощью этой статьи ты станешь на пару шагов ближе к достижению своей цели – получению представления о юзабилити, а заодно получишь максимально понятные ответы на вопросы: Что такое юзабилити, Зачем тебе это знать, Почему этот параметр считается важным, Как он влияет на конверсию и Какие действия можно предпринять для улучшения твоего сайта. Итак, погнали навстречу приключениям!
ЧТО такое юзабилити?
*Сразу оговорюсь – речь здесь идет о сайтах в целом. Многостраничник, лендинг, подписная страница или интернет-магазин – для каждого отдельного подвида сайта нижеописанные правила будут адаптироваться по-своему.
Юзабилити веб сайта оценивается по 5 основным качественным компонентам:
— Полезность: показатель функциональности сайта для юзера: дает ли вебсайт пользователю то, что он ищет.
Вообще, юзабилити и полезность – это два самых главных векторных направляющих для определения практичности чего-либо. Но при определенных условиях:
Полезность сайта — обладает ли сайт ответами на ваши вопросы.
Юзабилити — насколько легко и удобно управлять сайтом.
Практичность сайта = юзабилити + полезность.
ПОЧЕМУ юзабилити так важно?
Показатель юзабилити напрямую влияет на конверсию сайта. В интернет-сфере данный критерий является необходимым условием выживания в веб-джунглях. Если сайт сложно использовать – посетитель его закроет. Если главная страница не демонстрирует сферу деятельности сайта или то, что юзер может получить, то юзер закроет сайт. Если в течение первых 5 секунд посетитель не сориентируется, где он находится, – он закроет сайт. Если информацию на сайте сложно воспринять и прочесть, или она не отвечает на ключевые вопросы юзера – юзер закроет сайт.
Тенденция видна? Посетитель ни за что не будет читать мануал (инструкцию по использованию навигации сайта, которой в реальности и нет) или проводить много времени, пытаясь разобраться в интерфейсе. Вокруг него много сайтов такой же тематики, поэтому юзер будет руководствоваться своими первобытными инстинктами: он покинет страницу, т.к. сбежать с места неизвестности-опасности-дискомфорта – это первое желание спасти себя, чувствуя сложность в чем-то. Просто запомни одно простое правило — первое правило электронной коммерции: если пользователь не может найти товар – он не сможет его купить.
Опираясь на описанные выше принципы юзабилити, ученые выделили 7 основных правил юзабилити сайта:
Помимо этих 7 общих правил существуют ещё несколько канонов, которые группируются в 3 огромных критерия аудита юзабилити сайта. Проводится аудит с целью выявления косяков и недочетов интернет-проекта, чтобы внести изменения и увеличить производительность интернет-ресурса. Более подробно я поведаю тебе в следующей статье, а пока после парусекундного перекура, погнали в дебри Юзабилити-джунглей глубже. Ещё глубже…
КАК повысить юзабилити сайта?
Ответ прост: провести аудит сайта, получить оценку юзабилити, внести изменения согласно показаниям, провести тестирование. Звучит легко. Но на самом деле это упорная работа. Тем не менее, не бойся, читатель, все эти 4 пункта вполне можно провести самостоятельно. И сейчас я немного расскажу тебе, как это можно сделать.
Существует несчетное множество способов улучшения юзабилити сайта, но основным и самым результативным считается юзабилити тестирование сайта, которое состоит из 3 компонентов:
Это очень важный момент, на который стоит обращать внимание – проводить тестирование на каждом испытуемом по-отдельности и наблюдать за их действиями и решениями проблем самостоятельно. Но! Наблюдающий должен сидеть ниже травы, тише воды. Помощь или советы со стороны внедрят в их голову другое направление и изменят траекторию мысли и действий. В результате – получится сфабрикованный результат тестирования, т.е. ложный показатель, недостоверная информация.
Для выявления наиболее важных проблем сайта достаточным количеством является 5 человек для юзабилити тестирования. Вместо того, чтобы проводить один дорогостоящий сложносочиненный тест, организуй несколько простых последовательных тестов. Опираясь на результаты которых, можно будет внести исправления в контент сайта, и, по мере возникновения новых сложностей у юзеров – постоянно улучшать свой сайт. Метод повторного тестирования – самый выгодный и ресурсоэкономный способ улучшить юзабилити сайта. Чем больше версий сайта ты протестишь – тем лучше.
КОГДА начинать работать над юзабилити сайта?
Всегда. Постоянно. Ни в коем случае не упускать из головы этот критерий и помнить его как пароль от ВКонтакте. Юзабилити – критерий, который стоит учитывать на всех стадиях разработки сайта. И именно вследствие этого стоит проводить тестирования быстро и просто. Вот несколько обязательных условий для достижения верных показателей оценки юзабилити разных этапов создания сайта:
Не откладывай юзабилити тестирование на самый последний момент, т.к. многие погрешности будет очень сложно скорректировать ввиду несостыковок между «видением дизайнера»-маркетинговыми целями-кодами и скриптами верстальщика и позиционированием товара на рынке.
ГДЕ проводить юзабилити-тестирование?
Если твои тестирования походят хотя бы раз в неделю, лучше будет создать или арендовать специальную юзабилити-лабораторию. Но большинство компаний обходятся обыкновенным офисом или попросту переговорной комнатой, Главное – изолировать помещение от внешних раздражительных факторов. Основными условиями проведения юзабилити тестирования являются наличие правильно подобранного испытуемого и присутствие наблюдателя, который будет отслеживать процесс тестирования. Про наличие компьютера, ручек, распечатанных макетов сайта, я думаю, упоминать не стоит.
Заключение
Итак, читающий, давай подытожим, что ты узнал о юзабилити:
Бон аппети, читатель, переваривай информацию!
Юзабилити сайта: что это, анализ, примеры и чек-лист
Реклама, контент-маркетинг, многоэтапные воронки. Какими бы средствами вы не привлекали клиента, рано или поздно он остается один на один с вашим веб-ресурсом. И в этом момент юзабилити сайта определяет, оформит он заказ или закроет страницу.
Вас встречают по одежке. А точнее — по тому, как выглядит ваш сайт и насколько он удобен для пользователей. И порой даже небольшие улучшения юзабилити способны весомо повысить доход.
Например, Nature Air получили ошеломляющий рост конверсии с 3% до 19%, просто разместив кнопку call-to-action рядом с прайсом и продающим текстом. А Underwater увеличили конверсию в три раза, сделав анализ юзабилити и убрав все лишнее с целевой страницы.
Как добиться таких результатов? Прочесть эту статью до конца и внедрить рекомендации
Юзабилити сайта: что это такое
Юзабилити — ( англ. use ability — возможность пользоваться) термин, который означает удобство использования. Простой, удобный и интуитивно понятный для пользователя сайт = сайт с высоким юзабилити.
Как юзабилити влияет на конверсию
Кстати, юзабилити — важный критерий успеха не только сайта, но и любого продукта. К примеру, согласно исследованию Latirman, 58% мужчин, живущих в Великобритании, не пользуются стиральными машинами, потому что считают их слишком сложными. Дизайнер Питер Фабор даже выпустил специальные наклейки, которые помогают мужчинам постирать вещи.
Инструкция Питера Фабора для стиральной машины, чтобы ей могли пользоваться даже мужчины.
Конверсия и доход бизнеса напрямую зависят от того, насколько просто и удобно человеку совершать покупку. Поэтому так важно регулярно проводить анализ юзабилити сайта и улучшать взаимодействие во всех точках касания с клиентом.
Как провести анализ и улучшить юзабилити сайта
Анализ юзабилити — это тестирование и поиск моментов, которые мешают пользователю комфортно взаимодействовать с ресурсом. Вы анализируете пользовательский опыт (user experience, UX), который человек получает на вашем сайте — и стремитесь сделать его более комфортным.
Какие же элементы сайта важно анализировать и как их улучшить? Давайте разбираться.
Навигация
Структура сайта должна быть максимально простой и предсказуемой. Попадая на сайт, пользователь должен сразу интуитивно понять, куда нужно нажать и что он прочтет на странице, на которую перешел. Грамотно проработанная структура поможет пользователю не «ходить» из раздела в раздел, а быстро узнать все нужное и оформить заказ.
Пример простой и интуитивно понятной структуры сайта — разработка для наших клиентов GoIT
Если у вашего сайта сложная структура (например, крупный информационный ресурс или интернет-магазин), обязательно используйте «хлебные крошки». Они показывают, как соотносятся между собой страницы сайта и помогают быстро вернуться в любой раздел.
Хлебные крошки в магазине Цитрус
И если ценовая политика это отдельная тема, то путь оформления заказа — как раз вопрос юзабилити. Только вспомните, как бесит обязательная регистрация, подтверждение через е-мейл, четыре шага «Да, я точно хочу оформить заказ». так и хочется бросить корзину!
Путь от добавления товара в корзину до страницы «Спасибо за заказ» должен быть максимально простым и коротким. В то же время, не стоит утрировать процесс заказа до максимума. Согласно исследованию Джошуа Портера, желание пользователя отказаться от результатов не увеличивается с ростом числа кликов.
Результаты исследования Джошуа Портера
Фокусируйтесь не на минимальном количестве кликов, а на том, чтобы сделать путь клиента проще. Например, заказывая еду, удобнее полностью оформить заказ онлайн и не общаться с продавцом по телефону. Поэтому Domino’s Pizza автоматически ставит галочку в поле «Не перезванивать для подтверждения заказа». Это освобождает клиента от бесполезного разговора, где он произносит только «Да, правильно» и экономит ресурсы пиццерии.
Согласно Web site design survey, 83% посетителей покидают сайт, если почувствуют, что им приходится слишком долго искать товар. Например, в этом случае клиенту придется отыскивать часы в нужном диапазоне стоимости.
Неудачная реализация фильтров в магазине часов и ювелирных украшений
А здесь посетитель вынужден вручную считать, на каком ряду он приобретает билет. Снова трата нервов и времени.
При покупке билетов не видно, какой ряд вы выбираете
Обязательно следите за тем, насколько легко и быстро покупатель может найти желаемый продукт и оформить заказ.
Упрощая поиск товара, вы помогаете пользователю быстрее оформить заказ и тем самым повышаете конверсию. Например, компания Waterfilters.net, добавив опцию поиска по сайту, увеличила конверсию на 11%.
Бытует мнение, что поисковой механизм нужен только крупным ресурсам и интернет-магазинам с тысячами товаров. Однако, поиск может быть полезен и для небольших сайтов: например, если вы ведете блог, читатель может искать материалы на интересную для него тему.
Выделенное поле поиска: строку поиска хорошо видно на странице, ее не нужно выискивать взглядом.
Информация
Многие говорят о том, что люди устали читать лонгриды. Но, согласно отчету аналитической компании Clicktale, длина страницы не влияет на вероятность того, что пользователь прокрутит страницу вниз.
Сколько же текста готов прочесть потенциальный клиент? Это зависит только от качества вашего контента. Мало кто согласен выискивать суть в «простыне» текста, но гораздо больше людей прочтут грамотную и хорошо структурированную статью.
Проведите аудит всех текстов на вашем сайте — уберите устаревшую и неточную информацию, отследите орфографические ошибки и дайте посетителю все, что ему нужно знать для заказа.
Ваш потенциальный покупатель хочет узнать о товаре\услуге как можно больше: как выглядит, какие у него характеристики, сколько стоит, где используется и чем полезен в решении его проблемы. Помогайте ему в этом.
К чему стоит стремиться: максимальное количество фото, видео, отзывов и информации. Кстати, Розетка дает 100 грн. на бонусный счет за распаковку товара, чтобы будущие покупатели получали как можно больше информации о продукте.
Некоторые онлайн-магазины выдают информацию о себе так скупо, что самый наивный покупатель поневоле заподозрит неладное. Их «Контакты» — это е-мейл, под которым расположена форма обратной связи. Где находится офис, как туда позвонить — непонятно.
Покажите, что вы готовы к живому общению с клиентами. На каждой странице в заметном месте размещайте телефон, иконки мессенджеров, адрес или другую важную информацию для связи. По возможности добавьте кнопку обратного звонка.
Интерфейс
Распространенная ошибка — уделять много внимания красоте и дизайну сайта, забывая при этом об удобстве пользователей. Так получаются очень красивые, но слишком запутанные сайты, на которых сложно оформить заказ. Словно женские туфли на высоком каблуке, которые годами пылятся в шкафу, такие сайты становятся тупиковой ветвью развития веб-дизайна.
Обратная сторона медали — полное невнимание к дизайну, интерфейс из 90-тых. Если человек попадет на такой сайт, он может подумать, что компания уже давно не работает, и поэтому не обновляла дизайн.
Дизайн сайта, давно утративший актуальность
Чтобы ваш сайт был приятен глазу пользователя, его интерфейс нужно регулярно обновлять в соответствии с современными тенденциями.
Поисковые алгоритмы не жалуют сайты с низкой скоростью загрузки — и все же такие еще бывают. Согласно Якобу Нильсену, человек согласен ждать загрузки страницы всего 3 секунды. Если каждая ваша страница загружается гораздо дольше, посетителям быстро надоест ждать — быстрее уйти к конкурентам, где страницы грузятся по щелчку пальцев.
Согласно StarCounter, два года назад произошел поворотный момент — количество мобильного трафика впервые превысило десктопный. При этом Cisco прогнозирует, что к 2021 году мобильный трафик превысит показатели 2016 года в семь раз.
Еще одна приятная новость: мобильная аудитория готова совершать покупки максимально быстро. Например, один из самых популярных утренних запросов — «отправка в тот же день».
Сегодня в мобайл-версии ушли все: существуют даже русский Tinkoff-банк и украинский Monobank, которые работают исключительно в приложениях. Поэтому важность адаптивной версии сайта и (если в этом есть надобность) разработки приложения сложно переоценить. Проверьте, логично ли отображается ваш сайт на мобильных устройствах и планшетах и удобно ли им пользоваться даже с маленького экрана.
Самая худшая 404 — та, которая ведет человека в никуда. Страница, которой нет на сайте, должна быть настроена таким образом, чтобы посетитель мог вернуться на главную или сделать другой выбор. Это поможет удержать пользователя на сайте, даже если он ошибся с URL.
Информативная 404 страница Facebook
Инструменты для анализа юзабилити
Кроме мануального анализа, для аудита юзабилити можно использовать специальные сервисы. Самые популярные среди них — Google Analytics, Яндекс.Метрика, Liveinternet. Все эти инструменты схожи по функционалу: вы можете посмотреть, сколько пользователь находился на сайте и на какие страницы переходил, какой процент пользователей захотел вернуться и т.д.
Также существуют сервисы, способные заранее оценить, насколько привлекателен для пользователя сайт. Для сравнения вкратце рассмотрим Google Аналитику и два сервиса из второй категории.
Google Analytics
Usability Hub
Вашим сервисам дают оценки реальные люди, которые дают комментарии и делают скриншоты. Вы получаете детальные отчеты со статистикой и тепловыми картами.
Feng-GUI
В отличии от предыдущего сервиса, здесь ваш сайт тестируют не реальные люди, а программный алгоритм. Он автоматически и бесплатно генерирует карту внимания посетителей на вашем сайте. Для этого достаточно просто ввести URL и нажать клавишу Analyse.
Чек-лист юзабилити сайта
И напоследок. Генри Форд сказал:
«Если бы я спросил людей, чего они хотят, они попросили бы более быструю лошадь».
Но Форд вышел за рамки привычного и все мы знаем, к чему это привело. Даже если вам кажется, что ваш сайт прекрасен (как лучшая беговая лошадь), всегда стремитесь к тому, чтобы создать автомобиль.
Главные принципы юзабилити веб-сайта для повышения конверсии
Основные принципы юзабилити: от особенностей дизайна до контента, от интерфейса формы заказа до поиска. Возможности тестирования.
Юзабилити (от английского usability — удобство использования) — это качественная оценка простоты и комфорта работы с сайтом. Пользователь должен без труда находить нужную информацию, не теряясь в функционале и многочисленных страницах, и при этом получать эстетическое удовольствие от работы с ресурсом.
Принципы юзабилити web-ресурса
Разработка юзабилити сайта базируется на главном правиле: «чем проще — тем лучше». Чем более привычную структуру и интерфейс видит пользователь — тем легче ему сориентироваться и тем меньше времени он потратит, чтобы найти нужный раздел, т.к. будет чувствовать себя более уверенно.
Потому, к примеру, ссылки в тексте лучше делать привычного цвета — ярко-синими. Можно использовать и другие выделяющиеся цвета, но человек потратит больше времени на поиск.
1. Дизайн — залог доверия к сайту
Не перегружайте визуальную часть множеством деталей, цветов и динамичных элементов. Пользователя ничего не должно отвлекать от восприятия информации. А при длительном нахождении на ресурсе он не должен уставать от обилия контраста, плохой читабельности текста, разноплановой графики. Упор — на минималистичный дизайн: в сумме с уникальностью следует продумать сочетание цветов фона и шрифта, число и вид изображений.
Еще один важный момент: грамотно продуманный «внешний вид» сайта — залог доверия со стороны потребителя, попавшего к вам впервые. Простота и доступность использования, цветовые сочетания, стиль, подходящие вашей целевой аудитории картинки, качество контента, отсутствие ошибок — все это влияет на расположение к ресурсу.
Пример сайта, перенасыщенного графикой. Дизайн пестрит рассеивающими внимание цветовыми сочетаниями, обилием картинок.
2. Логичный структурированный контент
Один из главных факторов юзабилити — удобное восприятие текстов. Структура, оформление, информативность, логическая разбивка, оптимизация, отсутствие ошибок — все эти параметры важно учитывать при написании статьи. Если это длинный текст-руководство — сделайте оглавление в виде ссылок, чтобы пользователь мог быстро найти нужный раздел.
Согласно отчетам компаний Clicktale и CX Partners, длина страницы не влияет на то, будет ли пользователь изучать контент ниже или нет. Важнее грамотно продуманная структура графики и текста: выделение приоритетной информации, последовательность расположения.
3. Важная информация — в левом углу
Посетители просматривают web страницу по F-образному шаблону: внимание концентрируется в верхнем левом углу и ограничивается первыми несколькими абзацами текста в убывающем порядке. Потому при распределении важной информации использование такой схему увеличит вероятность того, что посетитель быстро найдет нужные данные, увидит самое важное, бегло пробежавшись по разделу взглядом.
4. Общение с пользователем
Успешная регистрация, принятый заказ, несуществующая страница — человек должен быть всегда в курсе происходящего. Причем во всех подробностях. Если он зарегистрирован в системе — расскажите, что делать дальше, если заказ принят: укажите номер, время ожидания звонка, контактные данные; если попал на страницу 404 — как найти нужную информацию или куда вернуться.
Попав на такую страницу 404, пользователь не растеряется и, скорее всего, не сразу покинет ресурс.
5. Отмена действия
У человека должна быть возможность передумать. К примеру, социальная сеть ВКонтакте позволяет восстановить страницу после ее удаления. Некоторые интернет-магазины — изменить или удалить заказ после его оформления, откорректировать способ доставки и оплаты. Все это — составные части юзабилити веб сайта.
6. Ненавязчивое предложение помощи
Не нужно настаивать на общении. Большие выскакивающие окна с предложением помочь в выборе, цветная полоска с номером телефон, занимающая треть экрана — подобные элементы не только смотрятся навязчиво, отталкивают посетителя, но и закрывают часть функционала. В примере ниже — форму подбора товара. Окно помощи должно легко скрываться, потому крестики и другие подобные значки нужно делать заметными, а не полупрозрачными или сливающимися с фоном.
Лучше, чтобы изначально данная форма была в свернутом состоянии, но при этом заметной — к примеру, в виде яркой боковой вкладки. И при этом не перекрывала часть контента на странице. Последнее относится и к кнопкам социальных сетей.
7. Разговор на понятном языке
Не делайте упор на специализированные термины — говорите проще, чтобы пользователю не пришлось тратить время на толкование непонятного слова. Если без узких понятий, пояснений не обойтись — разрабатывайте всплывающие окна. Это же касается заполнения форм: если вы диктуете определенные условия в виде длины имени, пароля, формата телефона, допустимой географии — укажите это в виде подсказок.
8. Отказ от резких перемен
Это касается пунктов меню, названия и вида кнопок, их расположения. Представьте перестановку в любимом супермаркете: после года ежедневных покупок вы вдруг замечаете, что руководство решило поменять местами отделы, товары, сделать редизайн. И теперь молоко стоит на прилавке для сметаны, каши — там, где раньше были масла, а вместо замороженной вишни вы находите свиные почки. Указатели стали красивее, но совершенно другими — как и привычные значки скидок. Итог: вы теряетесь и тратите намного больше времени, чем обычно, чтобы изучить новое оформление и сориентироваться, заново привыкнуть.
То же самое относится к веб-дизайну: пользователь не только потратит больше времени, но и разочаруется, заметив, что вместо значка корзины теперь — «Добавить товар», вместо «Каталог» — «Продукция», а привычные объемные кнопки обтекаемой кнопки стали плоскими и рублеными. Потому задумав «перестановку», не шокируйте посетителя — изменения должны быть постепенными и не менять кардинально привычную структуру.
9. Все возможности — на виду
Удачное решение — когда пользователь видит все разделы, в которые может перейти, т.к. в любой момент может быстро сориентироваться, где находится и как вернуться обратно. Если на сайте планируется много контента — резонно предусмотреть горизонтальное верхнее, вертикальное меню (и то, и другое — возможно, с подразделами), а также «подвал». Если речь идет о минималистичной «визитке» или landing page — достаточно только верхнего горизонтального меню.
Если категорий очень много — добавьте пункт «Карта сайта», который позволит пользователю сориентироваться, какие разделы содержит ресурс и как ему туда попасть. Не стоит пренебрегать «хлебными крошками» — навигационной цепочкой в верхней части блока контента, которая подсказывает, по какой схеме человек попал на страницу.
Пример удачной карты сайта
10. Форма регистрации и заказа: чем лаконичнее — тем лучше
Чем больше полей для заполнения — тем меньше пользователю хочется тратить на это время. Причем компоновка полей, надписей, подбор шрифтов могут быть идеальными, а вот длина — отталкивающей. Современные основы юзабилити заставляют веб-разработчиков сокращать длину этих форм до минимума, нещадно выкидывая вопросы об образовании, уровне дохода, профессии и т.д. Но! Сравните две формы: несмотря на наличие всего пары дополнительных полей, заполнять первую хочется меньше, чем вторую. Не говоря уже о требовании обязательно указать номер телефона.
11. Заметное длинное поле поиска
Соответствующая кнопка — лучший помощник посетителя. Особенно если речь идет о крупном ресурсе. Строку поиска пользователь должен обнаружить без труда. Чтобы при первом знакомстве он не тратил на обнаружение соответствующей строки даже несколько секунд.
Еще один важный момент — длина поля поиска. Согласно исследованию Якоба Нильсена, в среднем туда вмещается 18 символов, а оптимальная длина — 27 символов. В 90% случаев сюда поместится даже длинный запрос, чтобы пользователь его полностью увидел и исправил при надобности. Для установки нужной ширины используйте относительную единицу «em», равную размеру используемого шрифта.
Строка поиска — не в шапке сайта, а под презентацией, внизу страницы. Не самый удобный вариант, учитывая, что пользователь автоматически ищет эту опцию в верхней части сайта.
12. Больше свободного пространства
Сайт можно сравнить с жилой комнатой: если каждый квадратный метр чем-то занят — человек будет чувствовать себя неуютно. Аналогично и здесь: если страница будет переполнена полезными блоками, разделами, ремарками и прочей информацией — посетитель потеряется и не поймет, куда устремить внимание в первую очередь. Современный дизайн склонен к минимализму: на странице — только самое важное.
Множество блоков с практически незаметными рамками, обилие разнообразной графики, отсутствие выделения приоритетной информации не дают понять, на что обращать внимание в первую очередь при попадании на сайт.
После того как все принципы юзабилити учтены, переходят к тестированию, которое проводится постоянно, т.к. любая ошибка может оттолкнуть потенциального клиента.